Системный анализ ситуации. Основные принципы системного анализа в SEBoK. Одной из разновидностей экспертного метода является метод изучения сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз ее деятельности - метод SWOT-анализа

Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщённой модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления: исследование операций, метод экспертных оценок, метод критического пути, теорию очередей и т. п. Техническая основа системного анализа -- современные вычислительные машины и информационные системы.

Методологические средства, применяемые при решении проблем с помощью системного анализа, определяются в зависимости от того, преследуется ли единственная цель или некоторая совокупность целей, принимает ли решение одно лицо или несколько и т. д. Когда имеется одна достаточно четко выраженная цель, степень достижения которой можно оценить на основе одного критерия, используются методы математического программирования. Если степень достижения цели должна оцениваться на основе нескольких критериев, применяют аппарат теории полезности, с помощью которого проводится упорядочение критериев и определение важности каждого из них. Когда развитие событий определяется взаимодействием нескольких лиц или систем, из которых каждая преследует свои цели и принимает свои решения, используются методы теории игр.

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Чтобы облегчить выбор методов в реальных условиях принятия решения, необходимо разделить методы на группы, охарактеризовать особенности этих групп и дать рекомендации по их использованию при разработке моделей и методик системного анализа.

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.

Как уже отмечалось, специфической особенностью системного анализа является сочетание качественных и формальных методов. Такое сочетание составляет основу любой используемой методики. Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем.

Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", морфологические методы и ряд других методов.

Перечисленные термины характеризуют тот или иной подход к активизации выявления и обобщению мнений опытных специалистов-экспертов (термин "эксперт" в переводе с латинского означает "опытный"). Иногда все эти методы называют "экспертными". Однако есть и особый класс методов, связанных непосредственно с опросом экспертов, так называемый метод экспертных оценок (так как при опросах принято проставлять оценки в баллах и рангах), поэтому названные и подобные им подходы иногда объединяют термином "качественные" (оговаривая условность этого названия, так как при обработке мнений, полученных от специалистов, могут использоваться и количественные методы). Этот термин (хотя и несколько громоздкий) в большей мере, чем другие отражает суть методов, к которым вынуждены прибегать специалисты, когда они не только не могут сразу описать рассматриваемую проблему аналитическими зависимостями, но и не видят, какие из рассмотренных выше методов формализованного представления систем могли бы помочь получить модель.

Методы типа "мозговой атаки". Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как "метод систематической тренировки творческого мышления", направленный на "открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления".

Методы данного типа преследуют основную цель - поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Основная гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются, по меньшей мере, несколько хороших. В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой игры.

Методы типа "сценариев". Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.

Роль специалистов по системному анализу при подготовке сценария - помочь привлекаемым ведущим специалистам соответствующих областей знаний выявить общие закономерности системы; проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие и формирование целей; определить источники этих факторов; проанализировать высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации; создать вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствующей проблемы.

Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, когда не удается сразу отобразить ее формальной моделью. Но все же сценарий - это текст со всеми вытекающими последствиями (синонимия, омонимия, парадоксы), связанными с возможностью неоднозначного его толкования разными специалистами. Поэтому такой текст следует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.

Методы экспертных оценок. Основа этих методов - различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события.

При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых коэффициентов по высказываемым экспертами оценкам и приведение противоречивых оценок к некоторой средней величине.

Экспертный опрос - это не одноразовая процедура. Такой способ получения информации о сложной проблеме, характеризующейся большой степенью неопределенности, должен стать своего рода "механизмом" в сложной системе, т.е. необходимо создать регулярную систему работы с экспертами.

Одной из разновидностей экспертного метода является метод изучения сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз ее деятельности - метод SWOT-анализа.

Данная группа методов находит широкое применение в социально-экономических исследованиях.

Методы типа "Делъфи". Первоначально метод "Дельфи" был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен помочь снизить влияние психологических факторов и повысить объективность оценок экспертов. Затем метод стал использоваться самостоятельно. Его основа - обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура и учет этих результатов при оценке значимости экспертов.

В конкретных методиках, реализующих процедуру "Дельфи", это средство используется в разной степени. Так, в упрощенном виде организуется последовательность итеративных циклов мозговой атаки. В более сложном варианте разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. Для снижения таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства иногда требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату, а напротив, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок.

Методы типа "дерева целей". Термин "дерево" предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня, - функциями.

Метод "дерева целей" ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.

Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Морфологические методы. Основная идея морфологического подхода - систематически находить все возможные варианты решения проблемы путем комбинирования выделенных элементов или их признаков. В систематизированном виде метод морфологического анализа был впервые предложен швейцарским астрономом Ф. Цвикки и часто так и называется "метод Цвикки".

Деловые игры - метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.

Деловые игры выступают как средства анализа систем управления и подготовки специалистов.

Для описания систем управления на практике используется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечивают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обеспечения управления

Одна из наиболее полных классификаций, базирующаяся на формализованном представлении систем, т.е. на математической основе, включает следующие методы:

  • - аналитические (методы как классической математики, так и математического программирования);
  • - статистические (математическая статистика, теория вероятностей, теория массового обслуживания);
  • - теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические (рассматриваемые как разделы дискретной математики);

графические (теория графов и пр.).

Классу плохо организованных систем соответствует в данной классификации статистические представления. Для класса самоорганизующихся систем наиболее подходящими являются модели дискретной математики и графические модели, а также их комбинации.

Прикладные классификации ориентированы на экономико-математические методы и модели и в основном определяются функциональным набором задач, решаемых системой.

Рассмотрим примеры системного анализа:

Пример . Рассмотрим простую задачу - пойти утром на занятия в вуз. Эта часто решаемая студентом задача имеет все аспекты:

  • - материальный, физический аспект - студенту необходимо переместить некоторую массу, например, учебников и тетрадей на нужное расстояние;
  • - энергетический аспект - студенту необходимо иметь и затратить конкретное количество энергии на перемещение;
  • - информационный аспект - необходима информация о маршруте движения и месторасположении вуза и ее нужно обрабатывать по пути своего движения;
  • - человеческий аспект - перемещение, в частности, передвижение на автобусе невозможно без человека, например, без водителя автобуса;
  • - организационный аспект - необходимы подходящие транспортные сети и маршруты, остановки и т.д.;
  • - пространственный аспект - перемещение на определенное расстояние;
  • - временной аспект - на данное перемещение будет затрачено время (за которое произойдут соответствующие необратимые изменения в среде, в отношениях, в связях).

Все типы ресурсов тесно связаны и сплетены. Более того, они невозможны друг без друга, актуализация одного из них ведет к актуализации другого.

Типы мышления

Особый тип мышления - системный, присущий аналитику, который хочет не только понять суть процесса, явления, но и управлять им. Иногда его отождествляют с аналитическим мышлением, но это отождествление не полное. Аналитическим может быть склад ума, а системный подход есть методология, основанная на теории систем.

Предметное (предметно-ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью изучения) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду частных и общих событий и явлений. Часто это методика и технология исследования систем.

Системное (системно-ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью управления) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений. Часто это методология исследования систем.

При системном мышлении совокупность событий, явлений (которые могут состоять из различных составляющих элементов) актуализируется, исследуется как целое, как одно организованное по общим правилам событие, явление, поведение которого можно предсказать, прогнозировать (как правило) без выяснения не только поведения составляющих элементов, но и качества и количества их самих. Пока не будет понятно, как функционирует или развивается система как целое, никакие знания о ее частях не дадут полной картины этого развития.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами . В литературе понятие системного анализа иногда отождествляется с понятием системного подхода , но такая обобщенная трактовка системного анализа вряд ли оправдана. Системный анализ возник в 1960-х гг. как результат развития исследования операций и системотехники. Теоретическую и методологическую основу системного анализа составляют системный подход и общая теория систем . Системный анализ применяется гл.о. к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Использование методов системного анализа для решения исследовательских и управленческих проблем необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая связана с наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Согласно принципам системного анализа, возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Для принятия решения об управлении этой системой необходимо определить ее цель, цели ее отдельных подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, которые сопоставляются по определенным критериям эффективности, и в результате выбирается наиболее приемлемый для данной ситуации способ управления. Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления. Техническая основа системного анализа – современные компьютеры и информационные системы. В системном анализе широко используются методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления и т.д. Важной особенностью системного анализа является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.

Литература:

1. Гвишиани Д.M. Организация и управление. М., 1972;

2. Клиланд Д. , Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1974;

3. Наппельбаум Э.Л. Системный анализ как программа научных исследований – структура и ключевые понятия. – В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1979. М., 1980;

4. Ларичев О.И. Методологические проблемы практического применения системного анализа. – Там же; Блауберг И.В. , Мирский Э.М. , Садовский В.Н. Системный подход и системный анализ. – В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982. М., 1982;

5. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997;

6. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

7. См. также лит. к ст. Система , Системный подход .

В.Н.Садовский

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемых сложных систем - технических, экономических и т.д. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Проводится с использованием современных средств вычислительной техники. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития, технической системы, региона, коммерческой структуры и т.д. Поэтому истоки системного анализа, его методические концепции лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений: теории операций и общей теории управления и системном подходе.

Целью системного анализа является упорядочение последовательности действий при решении крупных проблем, основываясь на системном подходе. В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает характеристики системы. Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов по их эффективности.

Системный анализ базируется на ряде общих принципов, среди которых:

    принцип дедуктивной последовательности - последовательного рассмотрения системы по этапам: от окружения и связей с целым до связей частей целого (см. этапы системного анализа подробнее ниже);

    принцип интегрированного рассмотрения - каждая система должна быть неразъемна как целое даже при рассмотрении лишь отдельных подсистем системы;

    принцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы;

    принцип бесконфликтности - отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих к конфликту целей целого и части.

2. Применение системного анализа

Область применения методов системного анализа весьма широка. Существует классификация, согласно которой все проблемы, к решению которых можно применить методы системного анализа, подразделяются на три класса:

    хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены очень хорошо;

    неструктурированные (unstructured), или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

    слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.

Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используется известная методология исследования операций, которая состоит в построении адекватной математической модели (например, задачи линейного, нелинейного, динамического программирования, задачи теории массового обслуживания, теории игр и др.) и применении методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

Привлечение методов системного анализа для решения указанных проблем необходимо, прежде всего, потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределённости, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. В этом случае все процедуры и методы направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Специалисты только готовят или рекомендуют варианты решения, принятие же решения остаётся в компетенции соответствующего должностного лица (или органа).

Для решения слабо структурированных и неструктурированных проблем используются системы поддержки принятия решений.

Технология решения таких сложных задач может быть описана следующей процедурой:

    формулировка проблемной ситуации;

    определение целей;

    определение критериев достижения целей;

    построение моделей для обоснования решений;

    поиск оптимального (допустимого) варианта решения;

    согласование решения;

    подготовка решения к реализации;

    утверждение решения;

    управление ходом реализации решения;

    проверка эффективности решения.

Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщённой модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным внешним воздействиям.

Исследования опираются на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной технической и экономической деятельности, связанной с управлением. К ним относятся:

    методы анализа и синтеза систем теории управления,

    метод экспертных оценок,

    метод критического пути,

    теория очередей и т. п.

Техническая основа системного анализа - современные вычислительные мощности и созданные на их основе информационные системы.

Методологические средства, применяемые при решении проблем с помощью системного анализа, определяются в зависимости от того, преследуется ли единственная цель или некоторая совокупность целей, принимает ли решение одно лицо или несколько и т. д. Когда имеется одна достаточно четко выраженная цель, степень достижения которой можно оценить на основе одного критерия, используются методы математического программирования. Если степень достижения цели должна оцениваться на основе нескольких критериев, применяют аппарат теории полезности, с помощью которого проводится упорядочение критериев и определение важности каждого из них. Когда развитие событий определяется взаимодействием нескольких лиц или систем, из которых каждая преследует свои цели и принимает свои решения, используются методы теории игр.

Несмотря на то, что диапазон применяемых в системном анализе методов моделирования и решения проблем непрерывно расширяется, он по своему характеру не тождествен научному исследованию: он не связан с задачами получения научного знания в собственном смысле, но представляет собой лишь применение методов науки к решению практических проблем управления и преследует цель рационализации процесса принятия решений, не исключая из этого процесса неизбежных в нём субъективных моментов.

Виртуальная выставка

Системный анализ в экономике

Библиотечно-информационный комплекс Финуниверситета приглашает на виртуальную выставку "Системный анализ в экономике", на которой представлены издания о закономерностях существования и развития общества, о применении системного подхода при решении социально-экономических и управленческих задач.

Со второй половины XX в. появились десятки, а может быть, и сотни тысяч публикаций, посвященных изучению различных систем в живой и неживой природе, а также в обществе. Это сопровождалось многочисленными попытками классифицировать как сами системы, так и направленные на их изучение исследовательские работы.

Широкое распространение в отечественной и зарубежной литературе получили понятия «система», «структура», «системный анализ», «системно-структурные исследования», «системный подход». В строгих научных, научно-популярных трудах и учебниках этим понятиям давались различные определения, они уточнялись, ограничивалась или расширялась область их применения. Однако до сих пор не существует общепринятых определений этих понятий и ясных границ их применимости.

По мере усложнения научных исследований и практической (предпринимательской, социальной и политической) деятельности стало совершенно очевидно, что имеются существенные различия между научными исследованиями различных систем в природе и обществе, с одной стороны, и аналитическими исследованиями, ориентированными на изучение системных явлений и процессов в социальной сфере, сфере бизнеса и в политической деятельности, - с другой.

Научные исследования в конечном счете ориентированы на познание истины, то есть открытие достоверных, подтвержденных экспериментом и наблюдением законов природы и общества, новых фактов, методологии и методов их изучения, тогда как аналитические исследования в социальной, деловой и политической сфере направлены на удовлетворение запросов заказчиков, то есть руководителей различных общественных, предпринимательских и политических организаций и институтов.

Современный уровень развития различных отраслей научного знания характеризуется двумя противоположными, но не исключающими друг друга тенденциями:

1. Дифференциация - процесс выделения частных наук из общих в результате увеличения знаний и появления новых проблем.

2. Интеграция - процесс возникновения общих наук в результате обобщения знаний и развития отдельных частей смежных наук и их методов. В результате этих процессов появилась принципиально новая предметная область научной деятельности - системные исследования.

К системным исследованиям относят исследование операций, кибернетику, системотехнику, системный анализ, теорию систем. Системный анализ - современное научное направление интеграционного типа, которое разрабатывает системную методологию принятия решений и занимает определенное место в структуре современных системных исследований.

Системный анализ реализуется в различных предметных областях - экономика и управление, техника, производство, информатика и др. Основная цель системного анализа - поиск путей выхода из проблемной ситуации в рассматриваемой предметной области. В результате осуществления процедур системного анализа получают методологию решения сложных проблем. В процессе создания методологии используются базовые принципы теории систем, системный подход, аппарат исследования операций, кибернетики и системотехники.

Одна из основных потребностей бизнеса - количественное обоснование того или иного управленческого решения. Наиболее полно данная потребность удовлетворяется разработками научной дисциплины «исследование операций». Предназначение дисциплины «исследование операций» - это всесторонний анализ проблемы и ее решение путем применения оптимизационных математических моделей. Исследование операций имеет тесную связь с другой дисциплиной из цикла системных исследований - системным анализом.

Системный анализ в управлении предприятием также нацелен на поиск обоснованных (в идеале - количественно обоснованных) управленческих решений. Количественное обоснование решения облегчает выбор наилучшей альтернативы из множества имеющихся. Право окончательного выбора в процессе принятия оптимального управленческого решения принадлежит лицу, принимающему управленческие решения (ЛПР). Под операцией понимается любое мероприятие, направленное на достижение определенной цели. Косвенно степень достижения цели можно оценить через показатели эффективности деятельности предприятия.

Эффективность - соотношение между результатом и затратами на его получение. Показатели эффективности - группа параметров, характеризующих эффективность выполнения операции или эффективность функционирования системы. Критерий эффективности - предпочтительный показатель эффективности из множества допустимых. Критерии эффективности могут быть как качественными, так и количественными. При наличии информации об объекте управления и параметрах внешней среды можно говорить о том, что управленческие решения принимаются в условиях определенности.

Характеристика объекта управления задается с помощью управляемых и неуправляемых переменных. Управляемые переменные (переменные решения) - количественно измеримые величины и характеристики, с помощью которых ЛПР может осуществлять управление. Примером являются объемы производства продукции, запасы сырья и т.д. Неуправляемые переменные (параметры) - факторы, влиять на которые или изменять которые ЛПР не в состоянии, например, емкость рынка, действия конкурентов. В процессе исследования сложных систем изучается их состав, структура, тип связей между элементами, а также между системой и внешней средой, поведение системы при различных управленческих воздействиях. Но не во всех сложных системах (особенно социально-экономических) можно испытывать различные управленческие воздействия. Для устранения этой трудности в исследовании сложных систем используют модели.

Модель - объект, отражающий наиболее важные характеристики исследуемого процесса или системы, созданный для получения дополнительной информации о данном процессе или системе. Для оценки количественного влияния на критерий эффективности управляемых переменных необходимо создать математическую модель объекта управления. Математическая модель - логико-математическое соотношение, устанавливающее связь между характеристиками объекта управления и критерием эффективности.

В процессе построения экономико-математической модели экономическая сущность задачи записывается с помощью различных символов, переменных и постоянных величин, индексов и других обозначений. Иными словами, происходит формализация управленческой ситуации. Все условия задачи необходимо записать в виде уравнений или неравенств. При формализации управленческих ситуаций, прежде всего, определяют систему переменных величин. В экономических задачах переменными или искомыми величинами являются: объем производства продукции на предприятии, количество перевозимого груза поставщиками конкретным потребителям и т. д.

Вряд ли возможно классифицировать все ситуации экономического управления, при которых возникает потребность в системном анализе. Следует отметить наиболее распространенные типы ситуаций управления, в которых возможно применение системного анализа:

1.Решение новых проблем. С помощью системного анализа формулируется проблема, определяется, что и о чем нужно знать, кто должен знать.

2. Решение проблемы предусматривает увязку целей с множеством средств их достижения.

3. Проблема имеет разветвленные связи, вызывающие отдаленные последствия в разных отраслях народного хозяйства, и принятие решения по ним требует учета полной эффективности и полных затрат.

4. Решение проблем, в которых существуют различные трудно сравнимые друг с другом варианты решения проблемы или достижения взаимосвязанного комплекса целей.

5. Случаи, когда в народном хозяйстве создаются совершенно новые системы или коренным образом перестраиваются старые системы.

6. Случаи, когда осуществляется улучшение, совершенствование, реконструирование производства или экономических отношений.

7. Проблемы, связанные с автоматизацией производства, а особенно управления, в процессе создания автоматизированных систем управления в любом звене.

8. Работа по совершенствованию методов и форм экономического управления, ибо известно, что ни один из методов экономического управления не действует сам по себе, а только в определенном сочетании, во взаимосвязи.

9. Случаи, когда совершенствование организации производства или управления проводится на объектах уникальных, нетипичных, отличающихся большой спецификой своей деятельности, где нельзя действовать по аналогии.

10. Случаи, если принимаемые на будущее решения, разработка плана или программы развития должны учитывать фактор неопределенности и риска.

11. Случаи, когда планирование или выработка ответственных решений о направлениях развития принимается на достаточно отдаленную перспективу.

Антонов, А.В. Системный анализ: учебник /А.В. Антонов.-М.: Высшая школа, 2004.-454 с. (полный текст).

Анфилатов, В.С. Системный анализ в управлении: учебное пособие /В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин.-М.: Финансы и статистика, 2002.-368 с. (полный текст).

Берг, Д. Б. Системный анализ конкурентных стратегий: учебное пособие / Д. Б. Берг, С. Н. Лапшина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.- 56 с. (полный текст).

Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа: учебник / В.Н. Волкова, А.А. Денисов.—2 изд., перераб. и доп.- СПб.: Изд-во СПБГТУ, 2001 .— 512 с. (полный текст).

Волкова, В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров /В.Н. Волкова, А.А. Денисов.-М.: ЮРАЙТ, 2012.-679 с. (аннотация, введение, оглавление).

Герасимов, Б.И. Основы теории системного анализа: качество и выбор: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Г.Л. Попова, Н.В. Злобина. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с (полный текст).

Гермейер, Ю.Б. Введение в теорию исследования операций /Ю.Б. Гермейер.-М.: Наука, 1971.-384с. (полный текст).

Дрогобыцкий, И.Г. Системный анализ в экономике: учебник.-2 изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 423 с.(полный текст).

Иванилов, Ю.П. Математические модели в экономике: учебное пособие /Ю.П. Иванилов, А.В. Лотов.-М.: Наука, 1979.-304с. (полный текст).

Интрилигатор, М. Математические методы оптимизации и экономическая теория /пер с ангд. под ред. А.А. Конюса.-М.: Прогресс, 1975.-598с. (полный текст).

Калужский, М.Л. Общая теория систем: учебное пособие /М.Л. Калужский.-М.: Директ-Медиа, 2013.-177 с.(полный текст).

Каталевский, Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: учебное пособие /Д.Ю. Каталевский.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.-304 с. (полный текст).

Козлов, В.Н. Системный анализ, оптимизация и принятие решений: учебное пособие /В. Н. Козлов.- СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2011.- 244 с. (полный текст).

Коломоец, Ф.Г. Основы системного анализа и теории принятия решений: пособие для исследователей, управленцев и студентов вузов /Ф.Г. Коломоец.-Мн.: Тесей, 2006.-320 с. (полный текст).

Конспект лекций по дисциплине «Теоретический анализ экономических систем» /Казанский федеральный университет (полный текст).


Моисеев, Н.Н. Математические задачи системного анализа: учебное пособие /Н.Н. Моисеев.-М.: Наука, 1981 (полный текст).

Новосельцев, В.И. Системный анализ: современные концепции /В.И. Новосельцев.-2 изд., испр. и доп.).- Воронеж: Кварта, 2003.- 360 стр (полный текст).

Остроухова Н.Г. Системный анализ в экономике и управлении предприятием: Учеб. пособие / Н.Г. Остроухова. - Саратов: Издательство «КУБиК», 2014. - 90 с. (полный текст).

Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ: учебное пособие /Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко.-М.: Высшая школа, 1989.-360 с. (полный текст).

Щего права» (а нормы права тем более!) мы ставим права и свободы человека, гражданина или меры и формы свободы индивида, то нам, хотим мы того или не хотим, при анализе структуры нормы права (да и права!) никак не обойтись без этого человека, гражда­нина, индивида. В гипотезе, диспозиции и санкции его «не видно, он где-то там просто спрятан...», а тем более права и свободы.

Это, однако, плохо увязывается с идеями демократического, гу­манного общества и правового государства, не говоря о свободе че­ловека, личности. Более того, если придерживаться концепции ры­ночного правопонимания, то в качестве субъектов в структуре норм права могут выступать разные участники общественных отношений (и не только субъекты, о которых упоминает Г.О. Петров). Нужно иметь в виду и то, что правовая норма часто адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, судебный пристав и т.д.).

В отличие от распоряжения, адресованного точно обозначенным субъектам и действующего до его исполнения (решения о строи­тельстве здания, передаче точно определенного имущества, выплате премии, об увольнении), норма права не исчерпывается исполне­нием. Она обращена в будущее в том смысле, что рассчитана не только на данный, наличный случай, но и на вид, неопределенное число определенных в общей форме случаев и отношений (заклю­чение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмот­ренные ею обстоятельства и ситуации.

Применительно к процессуальным нормам, как показала Р.В. Ша-гиева, очень важен субъект. Он характеризуется многими специфиче­скими чертами и моментами. В частности, процессуальное состояние может быть связано и с естественными свойствами неодушевлен­ных предметов. Опираясь на естественные свойства вещей, законо­датель строит нормирование связанного с этими вещами поведения субъектов. К таким состояниям относятся хранение вещественных источников доказательств и различных предметов, ценностей, де­нег. Аналогичное состояние возникает и в связи с избранием меры пресечения в виде залога: залог в денежном выражении или в виде ценностей вносится в депозит суда обвиняемым, подозреваемым или другим лицом и хранится судом, пока не отпадет надобность в этой мере пресечения. Оно встречается и при применении такой меры обеспечения иска, как наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику.

Такой возможный элемент процессуально-правовой нормы, как указание на субъект, часто фигурирует в законодательстве потому, что процессуальные нормы почти всегда рассчитаны не на любых, а лишь на определенных лиц (субъектов), которые могут оказаться


в сфере юридического процесса. Это суд, избранный в порядке, ус­тановленном законом, прокурор, следователь, арбитраж, комиссия по трудовым спорам, администрация организации и т.д. Однако это касается и участников процесса (например, лица, владеющего язы­ками, знание которых необходимо по делу, и назначенного органом дознания, следователем, прокурором в качестве переводчика). При­чем большинство процессуальных норм адресованы не к каждому, а лишь к вполне определенному участнику регулируемых ими об­щественных отношений (суду, истцу, ответчику, защитнику и т.д.), потому указание в них на субъектный состав часто бывает необхо­димым. Содержанием субъектного состава процессуальных норм выступает обычно описание качества субъекта, приобретенного им в силу рождения или производного от каких-либо действий (граж­данство, брак, нетрудоспособность, стаж, родство, специальность).

В силу специфики деятельности те или иные лица не могут (а под­час и не хотят) реализовать свои процессуальные права и обязанно­сти без вмешательства специально на то уполномоченных предста­вителей власти, без проявления их властных полномочий. Так, лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вовлекается в уголовный процесс лишь после того, как лицо, производящее дознание, следователь и судья вынесет постановление о признании его потерпевшим. Все это ска­зывается на структуре процессуальных норм, предполагая необхо­димость четкого указания на их субъектный состав.

Указание на адресатов уголовно-правовой нормы иногда фор­мулируются не только в положительной, но и в негативной форме. Процессуальный закон содержит большое число статей, посвящен­ных условиям, исключающим возможность и необходимость уча­стия субъектов в процессуальных действиях. Так, переводчик не только должен владеть требуемым языком, но и не иметь прямой или косвенный заинтересованности в исходе дела (по закону). Большую роль в определении субъектного состава играют институ­ты отвода, замены ненадлежащей стороны (в гражданском процессе) и т.д. Не очень часто в процессуальном законодательстве встречает­ся указание на непосредственную цель процессуальных действий. Известно, что следственный эксперимент проводится «в целях про­верки и уточнения данных, имеющих значение для дела».

Субъекты в современных условиях необходимо включать в струк­туру любой нормы права или во всяком случае их необходимо всегда иметь в виду, рассматривать, вводить в действие и т.д., а не отрицать или делать вид, что их просто нет. Причем в каждой норме, ситуации и т.д. субъект будет свой, со своим набором черт, прав, обязанностей, линией поведения и пр. Субъект - важнейший элемент нормы пра-

III. Проблемы теории права


Ва. Но как же быть с другими звеньями нормы права? С той же ги­потезой, диспозицией и санкцией? Без них мы тоже никогда не по­лучили бы полной нормы (при одном звене, двух или трех, не важ­но). Гипотеза, диспозиция и санкция составляют сердцевину любой нормы права, базу логического строения любой правовой нормы.

Гипотеза, как и прежде, выступает как часть нормы, указываю­щая на жизненные обстоятельства, наступление которых повлечет «включение» действия той или иной правовой нормы. Ими могут быть события (например, сильное наводнение), конкретный ре­зультат действия (сдача рукописи в издательство), возрастной факт (60 лет - у мужчин появляется возможность ставить вопрос о на­значении пенсии), время, место и т.п. Гипотезы будут либо про­стыми (одно условие, одно обстоятельство), либо сложными (не­сколько обстоятельств, необходимых для действия нормы).

Диспозиция выступает как «корневая» часть нормы права, со­держащая само правило поведения, которому должны следовать субъекты регулируемого этой нормой отношения. В диспозиции чаще всего указываются права и обязанности субъектов, содержать­ся предписания (указание), как должны действовать те, кто будет подпадать под него, т.е. дается эталон желательного поведения.

Санкция определяет вид и меру последствий, наступающих в ре­зультате соблюдения или несоблюдения диспозиции. С санкцией нормы права связываются прежде всего вид и мера принуждения, применяемого к субъектам - нарушителям этой нормы. Однако есть определенное число санкций, предусматривающих положительный результат (получение премии, благодарности, награды) за совершение каких-либо особых, значительных действий в соответствии с предпи­санием правовой нормы. При этом санкция будет выступать также как предусматривающая прежде всего вид и меру принудительных мер, отрицательных, не желательных для субъекта последствий.

В санкциях предусматриваются следующие возможности:

Лишение субъекта определенных материальных ценностей;

Лишение субъекта (физического или юридического) принад­
лежащих ему благ или непредоставление тех благ, которыми
пользуются другие субъекты права (тюремное заключение, за­
прещение выпуска нестандартной продукции, перевод в осо­
бый режим кредитования и т.п.);

Умаление чести и достоинства субъекта (объявление выгово­
ра, увольнение со службы);

Признание недействительным актов субъекта (физического
или юридического), направленных на достижение определен­
ных юридических результатов (признание сделки недействи­
тельной, отмена принятого в нарушение компетенции право­
вого акта и т.п.).


Иногда ученые ошибочно отождествляют санкцию с юридиче­ской ответственностью. Однако санкция - элемент правовой нор­мы, реализуемый лишь при правонарушении. Он существует всегда, а ответственность наступает лишь при реальном нарушении этой нормы. Санкция как бы предваряет ответственность, предусматри­вая заранее, указывая правоприменительным органам вид и объем ответственности, которые можно применить к субъекту (гражданину) за совершенное им правонарушение. Субъекту-правонарушителю, в свою очередь, санкция указывает методы, к которым могут при­бегнуть соответствующие органы государства, порядок, предел мер взыскания, принудительные и карательные методы воздействия. Общепризнано, что санкции являются юридической основой всех видов ответственности.

Логическая структура нормы имеет большое значение для со­вершенствования практики применения правовых норм. Систем­ность права, неразрывная связь и согласованность норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона), требуют при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением.

Достоинством четырех элементной схемы как раз и является то, что эта схема побуждает ученых-юристов, практических работников не только к всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, определению условий применения правовой нор­мы, ее содержания, последствий ее нарушения, но и к анализу про­блем субъекта, человека, гражданина и др. в демократическом обще­стве, его прав и свобод, защите этих прав и свобод, их выдвижению. Такой ориентации не дает ни дву- и не трехэлементная схема, отго­раживающая некой стеной право, права и свободы от человека, гражданина, индивида.

Права и свободы человека и гражданина в России признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Получается, что эту высшую ценность субъекта (человека, гражданина) нельзя игнориро­вать в структуре нормы права как в исходном элементе права, а ее надо ставить на первое место в сравнении со всеми прочими эле­ментами этой нормы. При этом права и свободы человека и граж­данина и их меры важно учитывать и в комплексном исследовании внутренней и внешней формы права.

Однако внутренняя и внешняя форма норм часто не совпадают. Очень редко встречаются такие статьи законов, которые содержат в себе все составные части нормы права (субъекта, гипотезу, диспо­зицию, санкцию). Чаще всего встречаются статьи, в которых со­держатся диспозиция и санкция, а гипотеза должна либо подразу­меваться, либо содержаться в другой статье. Точно так же может

III. Проблемы теории права


10. Системный анализ норм права

Оказаться, что диспозиция содержится в одной статье, санкция - во второй, а субъект - в третьей. Так, в соответствии с УПК «при предъявлении обвинения следователь обязан разъяснить обвиняе­мому его права, предусмотренные законом, о чем делается отметка на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, которая удостоверяется подписью обвиняемого» (ст. 149).

В этой статье есть субъект - «обвиняемый», «его права», гипо­теза - «при предъявлении обвинения (обстоятельства)», есть дис­позиция - правило: «обязан разъяснить права и сделать отметку в постановлении». Однако отсутствует санкция, которая содержится в ст. 213-214 УПК: когда прокурор, утверждая обвинительное за­ключение, обнаружит, что не выполнены требования этой статьи, он не утвердит заключение, а, возвратив следователю, заставит по­следнего устранить это нарушение. Возврат дела на доследование и есть санкция.

В процессе правотворчества выработалась практика изложения норм права в статьях нормативных актов, состоящая в его многова­риантности, когда одна статья нормативного акта соответствует од­ной норме права (статья и норма совпадают), т.е. в одной статье имеются субъект, гипотеза, диспозиция, санкция. Это изложение правовой нормы встречается редко. Одна статья нормативного акта содержит только одну часть нормы права, например диспозицию; одна статья нормативного акта содержит несколько норм права; одна статья нормативного акта содержит две части нормы права, например гипотезу и санкцию (или гипотезу и диспозицию).

Наиболее распространен вариант изложения норм права, когда одна норма располагается в нескольких статьях нормативного акта и даже в нескольких нормативных актах, например субъект - в од­ном, гипотеза - во втором, а диспозиция - в третьем нормативном акте. Это связано с требованиями (правилами) законодательной техники, предполагающими краткость и компактность издания нормативного акта. В противном случае кодексы превратились бы из удобных для использования компактных изданий в пухлые, не­подъемные тома, которыми было бы очень сложно пользоваться.

Системный, комплексный анализ норм права требует выработки научно обоснованной классификации норм права, которые играют большую роль для правоприменительной практики государственных органов и иных субъектов. Теоретики государства и права часто на­чинают с дифференциации норм по отраслевому критерию (исходя из отраслей права). Потом они анализируют нормы материального и процессуального права, затем разграничивают нормы по форме предписания (на обязывающие, управомочивающие и запретитель­ные) и наконец характеризуют основные (программные нормы, нормы-правила поведения и общие нормы).


Классификацию норм, если придерживаться концепции циви-литарного права, необходимо начинать с программных, исходных норм права. Именно с них и начинается все «правовое начало» вся­кого демократического государства, весь (а не с отраслей) процесс общего познания, осмысления и в дальнейшем - построения всей нормативно-правовой системы демократического государства. Это программные, основные (исходные) нормы, нормы правила-поведения и общие нормы.

Программные, исходные нормы - это нормы-принципы, нор­мы-дефиниции, служащие отправным исходным началом для пра­вотворческих органов демократического государства. Ими необхо­димо руководствоваться всем субъектам, принимая все иные нормы. Это своего рода указатель, ориентир и одновременно требо­вание для законодателя. Такие нормы содержатся в основном в кон­ституциях. В конституционном праве содержится много программ­ных идей, которые важны для установления порядка во многих сферах общественных отношений, но не путем возникновения кон­кретных правовых отношений, а путем провозглашения самых об­щих правил и принципов, которые направлены на создание кон­кретных норм.

Примером может служить норма, содержащаяся в ст. 2 Консти­туции РФ: «Права и свободы человека в Российской Федерации яв­ляются высшей ценностью», или в ч. 1 ст. 68: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является рус­ский язык». Такой же нормой будет установленное ч. 1 ст. 129 по­ложение о том, что «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации».

Нормы - правила поведения - это основная масса правовых норм. Именно такие правила составляют большинство во всех от­раслях права. Среди них наиболее распространены регулятивные и охранительные нормы.

Общие нормы - это нормы, распространяющие свое действие не на оду отрасль или институт права, а на несколько отраслей и институтов. Наиболее очевиден такой вид норм в общих частях той или иной отрасли права (уголовного, административного, уго­ловно-исполнительного и др.). Общие нормы охватывают комплекс регулируемых ими отношений в качестве общего правила для их участников. К программным, исходным нормам могут примыкать нормы по способам воздействия на поведение субъектов.

Эта классификация правовых норм несет на себе следы первона­чального образования права. В период становления прав его источ-


Похожая информация.