Производство фарфоровой посуды. Технология производства фарфора. Денис Исаков, владелец антикварной галереи «Лермонтов»

Подарок, достойный королей. Так в 15-ом веке восприняли фарфор европейцы. На Западе посуда была фаянсовой. По сравнению с восточными творениями она выглядела грубой, толстостенной. Поэтому, императорский фарфор , завезенный из Китая, стал утварью королей и в Европе.

Она приобщилась к искусству спустя 10 столетий, после изобретения материала. – основу фарфора нашли в Поднебесной еще в 5-ом веке. Тогда же научились смешивать глину с кварцевым песком и полевым . Состав, вроде, не изыскан. В чем же его особенности, может, в обработке?

Свойства фарфора

Мастер фарфор должен чувствовать. Подразумевается не только художественное чутье, но и предвидение усадки. При обжиге материал деформируется, уменьшается в размерах. Преобразуется примерно 70% массы. Не спасает даже муллит. Это огнеупорные частицы, служащие каркасом .

Китайский фарфор , как и качественный европейский, не стареет. Предметы, изготовленные века назад, сохраняют все свойства свежих изделий. Это одна из причин дороговизны старинного фарфора. Он антикварен, но ничем не уступает только что сделанному.

Так, пиала 15-го столетия на аукционе Стотбис в Гонконге продана за 36 000 000 долларов. Чаша расписана в зооморфном стиле, изображены петухи и курицы. Вот еще одна причина ценности фарфора . Он разукрашивается исключительно вручную. Каждый предмет неповторим.

Если магазин фарфора посещает знаток, то проверяет изделия на звон. В идеале, он напоминает колокольный. От постукиваний друг о друга или стеклянные палочки посуда и издают чистый, мелодичный звук.

Объединяет фарфоровые образцы и особый блеск. Глазурь составляется из нескольких слоев. Они отличаются по прозрачности. Сложная сема преломления света – секрет внутреннего лучения фарфора.

Посуда и другие предметы из фарфора непроницаемы для воды, устойчивы к действию химически реагентов, в частности, кислот. Еще одно общее качество – жароустойчивость. В остальном, свойства материала зависят от его типа. Чайный фарфор твердый.

Идет не только на производство посуды, но и технических деталей, к примеру, электроизоляторов. Водопоглощение материала не превышает 0,1%. Твердость же изделий достигает 8-ми баллов по . Сравнимо с топазом.

Исходное сырье – каолин и полевой шпат. Глину берут чистую, жирную, пластичную и тугоплавкую. Шпат выбирают с вкраплениями слюды. Такая порода легче плавится. В качестве добавки идет кварцевый песок.

Второй тип фарфора – мягкий. Из него, как правило, изготавливают художественные изделия. Цветы из фарфора или фарфоровые статуэтки содержат много плавней. Это добавки, увеличивающие стекловидную массу, жидкую фазу.

Итог – особая прозрачность материала. Однако, жаропрочность и твердость снижены примерно вдвое. В составе мягкого фарфора можно обнаружить соду, морскую соль, толченый алебастр, гипс, и квасцы. В качестве глазури используют . Твердый же фарфор покрывается тем же составом, что и черепок.

Третий тип материала – придумка уже не китайцев, а англичан. В 18-ом веке создан костяной фарфор . Формально он относится к мягкому, но, по сути, является компромиссом между двумя основными видами. Мастера добиваются прозрачности материала при минимальном снижении его прочности и твердости.

К основе твердого фарфора из каолина и шпата примешивают фосфаты, в частности, костную золу. В 1971-ом году технологию освоили на Ленинградском заводе. Так что, советский фарфор частично именно костяной.

Особняком стоит холодный фарфор . Его изобрели в Аргентине в начале 20-го века. Смесь состоит из крахмала кукурузы, масла, глицерина и клея. Напоминает пластилин, но самопроизвольно затвердевает после окончания лепки.

Во время работы материал податлив, подходит для тонких, филигранных изделий. Мастера холодного фарфора – и взрослые, и дети. Процесс производства и сама смесь безопасны для людей любого возраста. К тому же, в отличие от стандартного фарфора, холодный продается в готовом виде.

Производство фарфора

Сервиз из фарфора начинается с вылеживания минеральной массы. Ее помещают в подвалы с влажность воздуха почти в 100%. Выдержка в среде необходима для равномерного распределения воды в фильтрованных и прессованных лепешках будущего фарфора .

Доставка материала из подвала в цех происходит лишь через 3-4 месяца вылежки. Предстоит вновь перемешать массу, удалить из нее воздух и заново спрессовать. Брикеты готовы к работе. Теперь, очередь художников и моделистов.

Первые рисуют эскизы, учитывая усадку материала. Вторые делают гипсовые макеты. Один изготавливается в масштабе 1 к 1-му, второй – на 15% больше рисунка. Только так удается учесть и воздушную усадку фарфора и ту, что происходит при обжиге.

Если производство серийное, создается еще и пластмассовая форма для отливки. Трудоемкость процесса такая, что финансовые издержки одного изделия с момента отливки макета до продажи готовой продукции составляют примерно 100 евро.

Таковы данные фарфоровых заводов Германии. Речь идет об изделиях простых форм. Издержки на производство сложных фигур больше. Так что, фарфор своими руками – хобби, требующее солидных вложений.

Форма для статуэтки, или посуды, не бывает единой. Макет дробят на части. Для стандартного кофейника, к примеру, подготавливают 11-15 фрагментов. При работе с фарфором их скрепляют шликерной массой.

Ее растушевывают по поверхности тонкими кистями. Стыков не должно быть видно. Не обходится и без финальной штукатурки. Важно не только качество, но и скорость. Заготовка не успевает высохнуть.

Перед тем, как попасть в магазин фарфоровых изделий , продукция обжигается минимум 2 раза. Первая обработка проходит при 980-ти градусах, направлена на удаление остатков воды. Второй обжиг требует примерно 1500 по шкале Цельсия.

Перед финальным запеканием изделия окунают в голубую органическую краску. Она сгорает в печи, но делает заметными мельчайшие дефекты. Если они проявились, товар отбраковывают. Клейма фарфоров ставят лишь на идеальные статуэтки, вазы, тарелки.

Применение фарфора

Купить фарфор можно не только в магазинах посуды и статуэток. Сырье востребовано и в стоматологических кабинетах. Из фарфора делают коронки. За счет полупрозрачности, материала, протезы из него выглядят наиболее естественно.

Фарфор пригождается в производстве элитного , раковин, унитазов. Материал нашел место в микроэлектронике. Ведутся даже разработки брони на основе фарфора.

В классическом исполнении он считается твердым, но хрупким. Однако, современные ученые создали несколько присадок, делающих покрытие стойким к пулям и прочим силовым, ударным воздействиям.

Цена фарфора

Стоимость изделий зависит от их новизны. Старинные предметы, естественно, ценятся дороже. Внешне они могут быть неказисты. Так, ваза корейского производства 18-го века продана на аукционе Кристис в Нью-Йорке за 1 200 000 долларов. Изделие без росписи, с нарушенной симметрией, имеется пара небольших трещин. Тем не менее, за лот шла ожесточенная борьба.

Среди российских экземпляров особо ценится, к примеру, дулевский фарфор . Завод основан в 1832-ом. Если удастся найти продукцию тех времен, станешь миллионером. Дулевская продукция, кстати, тоже отличается простотой. Белая глазурь оформлена, как правило, лишь . К броской росписи прибегали нечасто.

Средняя цена на советские статуэтки из фарфора – 4-6000 рублей. Это стоимость одной средних размеров и такой же распространенности. За особо редкие образцы приходится отдавать тысячи долларов.

Если же фарфор свежий, цена устанавливается производителем. Однако, стоимость изделий всегда выше, нежели посуды и прочих товаров из стекла, обычной керамики и даже .


Введение

Фарфор - основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора - белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочности, термическая и химическая стойкость и природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.

Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и т. д.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый не покрытый глазурью фарфор называется бисквит. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия

ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА

      Подготовка сырьевых материалов

Состав керамической массы и метод ее подготовки определяют исходя из назначения из назначения изделия, его формы и вида сырья. Цель подготовки сырья - разрушение природной структуры материалов до мельчайших частиц для получения однородной массы и ускорения взаимодействия частиц в процессе фарфорообразования. Ее проводят в основном пластическим способом, который обеспечивает получение равномерной по составу массы.

Пластичные материалы (глину, каолин) распускают в воде в лопастных мешалках. Полученную массу в виде суспензии пропускают через сито (3600 - 4900 отверстий на 1 см2) и электромагнит для удаления крупных включений и железистых примесей.

Отощающие материалы и плавни сортируют, освобождают от посторонних т вредных примесей. Кварц, полевой шпат, пегматит и другие компоненты подвергают обжигу при температуре 900-1000шС. При этом кварц претерпевает полиформные изменения, в результате которых растрескивается. Это, во-первых, облегчает помол, а во-вторых, позволяет удалить куски, загрязненные железистыми примесями, так как при обжиге кварц с примесями железистых соединений приобретает желто-коричневый цвет.

Каменистые материалы, в том числе и фарфоровый бой, промывают, подвергают дроблению и грубому помолу на бегунах, после чего просеивают. Тонкий помол производят в шаровых мельницах с фарфоровыми или уралитовыми шарами. Для интенсификации помола в мельницу вводят поверхностно-активную добавку - сульфитно-спиртовую барду (от 0,5 до 1%), которая, заполняя микротрещины, оказывает как бы расклинивающее действие. Помол ведут до остатка 1-2% на сите с 10 000 отверстий на 1 см2.

Пластичные и отощающие материалы, плавни и фарфоровый бой тщательно смешивают в мешалке пропеллерного типа. Однородную массу пропускают через сито и электромагнит и обезвоживают в специальных фильтр-прессах или вакуум-фильтрах. Полученную пластичную массу влажностью 23-25% направляют на две недели на вылеживание в помещение с высокой влажностью. При вылеживании происходят окислительные и микробиологические процессы, гидролиз полевого шпата и образование кремниевой кислоты, что способствует разрыхлению массы, дальнейшему разрушению природной структуры материалов и повышению пластических свойств массы. После вылеживания массу обрабатывают на массомялках и вакуум-прессах для удаления включений воздуха, а также пластичности и других физико-механических свойств, необходимых для формирования изделий.

      Виды фарфора

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800 градусов С, потом с глазурью – при 1500 0 С. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.«Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор, твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя» .

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

Мягкий фарфор , называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVl веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем перемешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Из выше изложенного можно сделать вывод; что основных, для изготовления фарфора, существует три вида, которые отличаются по составу, температуре обжига и используются для разных видов изделия. Так же для каждого вида изготовляется своя глазурь.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФАРФОРА

      . Производство фарфора

Производственный процесс изготовления керамических изделий состоит из нескольких этапов:

    подготовка сырья;

    приготовление массы;

    формирование изделия, обжиг;

    глазурование и декор.

Подготовка сырья заключается в очистке исходных материалов от примесей, тщательном измельчении, просеивании, сушке и т. д. Приготовление массы состоит из смешивания сырьевых материалов в определенных пропорциях и перемешивании смеси с водой до получения однородной жидкой фарфоровой массы. Массу пропускают через сито, очищают (электромагнитом) от примесей железа и обезвоживают (на фильтр-прессах или вакуум-прессах) для получения формовочного теста.

· свободное формование на гончарном круге;

· пластическое формование ручным оттиском в форме;

· пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего шаблона или ролика;

· Формование сосуда способом кругового налепа. Формование способом шликерного литья в гипсовые формы;

· изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формовки.

Способ свободного формования керамических изделий на гончарном круге заключается в механическом воздействии рук гончара на заготовку глины в виде пластического теста. Вначале мастер готовит гончарный круг к работе. Первая стадия - первичная обработка заготовки. Затем формуют внутреннюю полость изделия, края заготовки, вновь внутреннюю полость. После этого мастер вытягивает заготовку до нужной высоты. Во время всех этих операций он вращает ногой или приводным механизмом гончарный круг. Заканчивается процесс отделкой наружных поверхностей, подрезкой дна, сушкой. Во время сушки изделие можно украсить лепными деталями печатками, отштампованными налепками.

Пластическое формование ручным оттиском осуществляется с помощью гипсовых форм. Формы могут быть открытыми и разъемными; открытые применяют для формования плоских изделий; разъемные - при выработке изделий по объемным моделям сложных форм.

Пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика происходит следующим образом. Форму, раскрывающуюся на две половины, в собранном виде устанавливают во вращающуюся чашу станка. Во внутреннюю полость формы подают ком глины, рассчитанный на объем изготавливаемого изделия. В полость формы опускают формующий шаблон, который равномерно распределяет глиномассу во внутренней стороне формы, после чего поднимают и выводят из формы. Затем форму с изделием снимают с установочного станка, сушат, раскрывают, изделие вынимают и продолжают дальнейшую обработку (приставка деталей - носиков, ручек, крышки и другая дополнительная монтировка).

Формование способом шликерного литья в гипсовые формы основано на свойстве гипса, впитывать влагу, и способности глины при снижении влажности переходить из жидкого шликера в состояние пластического теста. Изделия формуют следующим образом. Шликер заливают во внутреннюю полость гипсовой формы, в результате чего происходит перераспределение влаги между шликером, который отдает влагу, и гипсовой формой, которая эту влагу впитывает. После перераспределения влаги на внутренней рабочей поверхности гипсовой формы из шликера образуется слой глиномассы, переходящей в состояние пластического теста. Когда форма "набрала" заданную толщину слоя глиномассы, шликер выливают из внутренней полости формы, а слой глиномассы на внутренней поверхности формы остается. Этот слой загустевшего шликера представляет собой отформованное пустотелое керамическое изделие - сырец. По мере высыхания находящийся в форме сырец, уменьшаясь, отделяется от ее стенок.

Изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формования позволяет получать изделия сложной формы. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном или роликом со шликерным литьем и монтировкой приставных деталей широко распространено при выработке чайников, сахарниц, чашек, графинов, пиал и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и отдельных деталей. После формования изделия высушивают на воздухе и обжигают.

Керамика — это изделия, получаемые путем спекания глины и её смесей с минеральными добавками и прочими неорганическими соединениями.

С точки зрения технологического процесса, основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор .

1.1. Фарфор.
Фарфор - изделия тонкой керамики, прозрачные на свету. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной (мельчайшего помола) смеси каолина, полевого шпата, кварца и прочих алюмосиликатов (фарфор с добавлением пластичной глины называется полевошпатовым).
Характерные признаки фарфора: белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость и природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.

1.2. Виды фарфора.
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различают твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.
Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

1.2.1. Твердый фарфор.
Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге.
Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800° С, потом с глазурью - при 1500° С. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя.

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

Существует условное деление твердого фарфора на европейский и восточный:

  • европейский фарфор содержит больше каолина и требует более высокой температуры при обжиге. Это прибавляет ему прозрачности, но выжигает все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор расписывают поверх глазури.
  • восточный фарфор содержит меньше каолина, чем европейский, обжигается при менее высокий температурах. Это позволяет применять ряд красок после первого обжига, то есть для подглазурной росписи.

1.2.3. Мягкий фарфор.
Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину.
По сути, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500° С, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, т.е. из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100° С, когда глазурь соединяется с черепком.
По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.
Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Основные группы мягкого фарфора:

  • французский фарфор: из стекловидной, мелкозернистой массы со свинцовой, кремнистой и хрусталевидной глазурью. Внешне напоминает китайский фарфор. Отлично подходит для живописи.
  • английский фарфор: содержит жженую кость крупных рогатых животных (котяной фарфор), каолин, фосфорнокислые соли и другие вещества. Внешне похож на белый алебастр. Идеально подходит для росписи позолотой и декорирования драгоценными камнями.
  • европейский фарфор: без содержания каолина, поэтому внешне похож на фарфор, но по составу ближе к стеклу. Обжигается при низких температурах, то можно наносить большое количество красок, которые, спекаясь с глазурью, придают росписи особый блеск и прозрачность.

1.2.4. Костяной фарфор.
Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500° С. По существу, речь идет о твердом фарфоре, но таком, который путем перемешивания пережженной кости делается мягче.
Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но, как и у мягкого фарфора, у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

1.3. Фаянс.
Фаянс ("faience") - из итальянского языка от названия города Фаэнца, одного из центров керамического производства. Это плотные мелкопористые изделия, как правило, белого цвета. По составу фаянс мало чем отличается от фарфора, но меняется соотношение смесей и добавок: в нём больше глины (85% от веса). Температура обжига ниже: от 1050 до 1280°С.
У фаянса низкая механическая прочность и более высокая пористость, это увеличивает его водопоглощаемость до 12%. Поэтому изделия обильно покрывают глазурью. Любая цветная кружка или чашка на нашей кухне — это фаянс.

По составу и свойствам различают: глиноземный фаянс (из глины и обожженного кремня или кварца), известковый, шамотный и полевошпатовый. Последний получил наибольшее распространение в быту, благодаря более однородной смеси и большего количества в составе каолина и глины.

1.4. Отличия фарфора от фаянса.
По составу фарфор отличается от фаянса меньшим наличием глины и большим количеством различных составляющих: каолина, кварца и т.д. Это увеличивает его стекловидность перед глиняными изделиями.
Существует ещё несколько секретов, которые помогают отличить фарфоровые изделия от фаянсовых:

    возьмите изделие, переверните и посмотрите на ободок. Если не заглазурированный край белый, то это, скорее всего, фарфор. Если черепок отличается от цвета глазури или является бежевым, светло-бежевым, то это фаянс.

    посмотрите изделие на свет: фарфор будет просвечиваться, а фаянс - нет. Если изделие объемное (статуэтка), то обратите внимание на донышко: у фарфора не должно быть снизу глазури. Её счищают перед вторым обжигом, чтобы изделие не прилипло к подставке, так как обжиг осуществляется при высоких температурах.

    фаянс совершенно непрозрачен - фарфор полупросвечивает.

    постучите по чашке или тарелке. Фарфор даже при легких касаниях начинает звенеть чистым и ясным тоном. Фаянс имеет более глухой звук и никогда не звучит, как фарфор.

    со временем фаянс "стареет" — его поверхность покрывается мелкими трещинами, как бы сеточкой. Это не дефект, а естественный процесс. У фарфора этого никогда не бывает!

    взвесьте кружку или чашку в руках: если она окажется тяжелее, чем кажется на первый взгляд из-за толщины стенок, значит это фаянс. Фарфор - лёгкий.

    как правило, фарфор белый (возможно, с росписью), а фаянс может быть цветным. Если у вас посуда синего, красного или любого другого цвета — это фаянс. Конечно, можно встретить цветной фарфор, но это крайне редкое явления, и такое изделие относится к очень дорогим, так как при цвете оно должно сохранить прозрачность. Это уже эксклюзив - уникальный, такого в обычных магазинах не продают.

В технологии по изготовлению фарфора, а в частности посуды, предусматривается два способа отделки. Это зависит от формы изделия: плоской или округлой. Первый способ заключается в зеркальном переносе декора из гипсовой формы на внутреннюю поверхность предмета. Этот способ приемлем для производства плоских изделий: тарелок и блюдец. Для изготовления округлых предметов (графины, чашки, вазы) используют второй способ - ручная или частично механизированная внутренняя фасовка форм, в процессе которой мягкая глина равномерно раскладывается по стенкам гипсовой формы.

«Тесто» для фарфора готовится заранее. Сырые материалы измельчаются и перемешиваются с водой, а потом образовавшаяся масса пропускается через сито, а иногда и очищается от окиси железа, находящегося в нем. После этого материал скатывается в валики и определенное время вылеживается. И только перед самой расфасовкой по формам, тесто замачивается водой, если нужно дополнительное увлажнение. После того, как материал разложили по формам, изделия просушиваются. А когда вся влага из глины переходит на гипс, заготовки можно доставать из формы.

Для изготовления статуэток, кубиков, разных фигурок из фарфора используют технологию литья, которая делиться на: отливку в закрытых и отливку в открытых формах. Открытая отливка предусматривает заполнение полой гипсовой формы фарфоровой массой через трубку. Эта процедура происходит на гончарном круге, чтобы в массе не образовались трещины. После высушивания, изделие легко вынимается из формы через пробку внизу. Закрытая отливка служит для фасовки подносов и блюд. Фарфоровая масса заливается между двух стенок гипсовой формы.

Еще один этап в производстве фарфоровой посуды - глазурование. После того как основы для изделий высыхают, в большую емкость заливают раствор глазури, и окунают в него поочередно каждое изделие на несколько секунд, а лишнюю влагу убирают, чтобы на готовом изделии не было капель или натеков

После того, как все изделия были проглазурованы, будущая посуда сушится в сушилке, а потом ее перевозят в другой цех, где она обжигается. Одна за другой тележки с посудой помещаются в огромную 70-ти метровую печь, где температура достигает 1200-1400 градусов. И если нам нужны изделия белые и без разных логотипов, то этот этап в производстве посуды будет заключительным.

Если же на посуду нужно нанести краску или логотип, тогда после процедуры нанесения печати, готовые изделия еще раз помещают в печь (размером поменьше) для обжига, при меньшей температуре.

Чтобы украсить изделия из фарфора можно использовать два разных вида декора: рельефный (налепливаемый сверху) и роспись. Используя рельефный метод, предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо его пластические формы отливаются отдельно, а потом наклеиваются.

Техника надгалзурной росписи самая древняя. Исполняется эмалевыми красками.

Почти все этапы в производстве фарфоровой посуды происходят вручную. Поэтому качество готовой продукции в большинстве своем зависит от мастеров, которые непосредственно задействованы в процессе.

Фарфор – это один из видов особо чистой керамики, обожженной при высоких температурах до твердого состояния, непропускающей влагу, твердой, противостоящей химическим воздействиям и перепадам температуры, с прозрачным, если посмотреть на свет, глазурным покрытием.

Первый шаг в технологии изготовления фарфора – приготовления массы высокого качества, которая, кроме воды, состоит из трех компонентов: каолина, кварца и полевого шпата. От каолина зависит легкость придачи формы, пластичность материала, а также то, что предметы, после обсушки и обжига, сохраняют первоначально приданную им форму. Полевой шпат способствует затвердеванию материала во время обжига, а пропорция кварца определяет степень прозрачности материала.

Второй шаг технологии – изготовление сырого товара.

Одним из важных вспомогательных материалов при изготовлении фарфора является гипс, которых хорошо обрабатывается, ему легко придать любую форму, он прекрасно поддается резьбе, а после обсушки сильно впитывает влагу. Изготовленная из гипса форма применяется при различных способах формования. Первые формы, являющиеся негативами изготовляемых предметов, художник – проектировщик делает с учетом 14%-ой усадки фарфора во время обжига. Работа по изготовлению гипсовых форм: отлитие гипса, гравирование и стыковка поверхностей, вращение предметов, изготавливаемых токарным способом, - задача, требующая высокого внимания и большой ловкости рук. Одним из вспомогательных инструментов при формовании является гончарное колесо. С его помощью изготавливаются предметы так называемого плоского формования (тарелки, блюдца, блюда). При плоском формовании, соответствующим образом приготовленной массе, с помощью стального шаблона, сначала придается форма плоского листа, после чего, используя подстеленное полотно, ее опрокидывают в форму, и, затем, мокрой губкой прижимают к ее стенкам. Образовавшиеся по краям формы излишки массы удаляются. Помещенное в форму изделие плоского формования, с уменьшением влаги в массе, усаживается. И через некоторое время его можно изъять из нее. В этот момент на внутренней поверхности изделия становится видным украшающий рельеф.

При объемном формовании, специалист, работающий с гончарным кругом, сначала, из хорошо замешанной массы делает так называемую болванку и помещает ее в форму, приглаживая массу к стенкам. Сформованное объемным способом изделие в течении короткого времени отделяется от стенок формы, после чего его осторожно вынимают.

Способом отлития изготовляются обладающие сложной поверхностью и неправильной формой, пустые внутри предметы, например: статуэтки, кувшины, блюда. Для этого приема работы требуются сухая, высококачественная гипсовая форма и литейная жижа. Из вливаемой в литейную форму жидкости массы, благодаря способности пористого гипса впитывать в себя влагу, образуется постепенно утолщающаяся корка. После достижения необходимой толщины, специалист сливает излишнюю массу и, спустя определенное время, легко вынимает высохшее литье из формы.

Цветы изготовляются из, так называемой, «цветочной» массы повышенной пластичности. Лепестки лепятся сжимающими и одновременно растирающими движениями смазанных маслом пальцев и затем складываются в цветок.

Такой же большой ловкости рук требуют корзиночное плетение, напоминающее плетение корзин из прутьев, когда, для получения желаемого вида, тонкие нити из массы прикрепляют к разнообразным гипсовым формам.

Пробивка делается во влажном состоянии. Во время этой работы обоюдоострым, заостренным пробивным ножом из закрытых поверхностей вырезаются декоративные фрагменты.

Для того, чтобы остатки различных типов массы снова можно было использовать в производстве, для их отметки используются красители. Эти красители при первом обжиге выжигаются из изделия.

Сформованные и высушенные предметы после очистки, но до нанесения глазури, подвергаются обжигу при низкой температуре (940-1000С). Этот процесс называют «нежным» обжигом. Во время него каолин распадается, и предмет теряет свою эластичность. Фарфоровые предметы после «нежного» обжига, перед вторым обжиганием, смазывают глазурью. Пористая глина впитывает влагу из глазурной жижи и на ее поверхности, вместе со впитанной влагой, оседает слой глазури. После этого приступают к обжигу глазури, при температуре 1350-1410С.

В 1960-х годах обжиг производили в круглых печах, отапливаемых дровами. Обжиг продолжался много дней. Никакого средства для проверки не было. В настоящее время обжиг происходит в газовых секционных печах, а регулировку осуществляет микропроцессор. Готовый, после обжига глазури, белый фарфор с блестящей поверхностью попадает на следующий этап работы – раскрашивание.

Художник получает краски всевозможных цветов в виде порошка, после чего, в зависимости от конкретных процессов раскрашивания, смешивает их в разных пропорциях с терпентином и образовавшимся в результате испарения терпентина густым канифольным маслом, которое иначе называют «густым маслом». Фарфоровые краски представляют собой цветное размолотое стекло с низкой температурой плавления, которые вплавляются в поверхностный слой глазури во время обжига после раскрашивания.

С момента возникновения Мануфактуры, технология раскрашивания едва изменилась. Краски наносятся на фарфоровую поверхность кисточками из волос животных, а для штрихования используются ручки со стальными перьями. Эти операции требуют исключительно больших профессиональных знаний и хорошей ловкости рук. Китайский стиль раскрашивания применялся уже во времена Мора Фишера. Этот стиль характеризует то, что художник сначала рисует тонким пером различные мотивы, а затем наносит эмалевые краски на поверхность внутри контура. Выполненная таким способом декорация рельефно выступает на поверхности изделия. В европейском раскрашивании фарфора распространился так называемый манерный прием раскрашивания. Его характеризует то, что всевозможные композиции из цветочных мотивов, листьев и фруктов создаются технико й подмалёвки, тушёвки, а, затем, оттенения.

Раскрашенные предметы маркируют, подписывают, после чего украшают позолотой. После этого наступает очередь обжига декора, производимого при относительно низких температурах (720-900С). Изделия, созданные руками 250-ти формовщиков и 700-та художников, постоянно добиваются признания во всем мире.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Изготовление фарфора" в других словарях:

    Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин (XVII XIX век) в Кунсткамере (Санкт Петербург) … Википедия

    Прил. 1. соотн. с сущ. фарфор, связанный с ним 2. Свойственный фарфору, характерный для него. 3. Идущий на изготовление фарфора [фарфор 2.]. 4. Сделанный, изготовленный из фарфора [фарфор 1.]. 5. Похожий на фарфор 2. какими либо своими качествами … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Изготовление индустриальными методами декоративно прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс …

    - … Википедия

    - (греч. keramike гончарное искусство, от kéramos глина) изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. К. получила широкое распространение во всех… … Большая советская энциклопедия

    Фарфоровый завод Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Имени М. В. Ломоносова (проспект Обуховской Обороны, 151), ведущее предприятие в стране по изготовлению высокохудожественного фарфора. Выпускает около 500 наименований изделий из твёрдого, мягкого и костяного фарфора. Основан в 1744 как… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Промышленность - (Industry) История промышленности Основные отрасли промышленности в мире Содержание Содержание Раздел 1. История развития. Раздел 2. Классификация промышленности. Раздел 3. промышленности. Подраздел 1. Электроэнергетика. Подраздел 2. Топливная… … Энциклопедия инвестора

    - (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота,… … Художественная энциклопедия