Малые и большие народы сибири

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

  2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

  4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

  6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

  7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

  8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

  9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

  10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

  11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

  13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

  14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

  15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

  16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

  17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

  18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

  20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

  21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

В конце XVI в. территория Прибайкалья представляла собой своеобразную вольницу монгольского мира. Официально территория Западной Бурятии практически не входила ни в какие государственные образования Монголии, хотя монгольские правители, в основном джунгарские князья, пытались ввести эту территорию в состав своих государств, но все их попытки в основном сводились к непостоянным вторжениям и обложениям единовременными налогами, т. е. практически откупами местной знати. Лишь верховья Оки, очевидно, входили в состав государства Алтан-ханов. Что касается Восточной Бурятии, то ее степные пространства являлись неотъемлемой частью владений халхаских ханов Сэцэна и Тушету. Кроме того, очевидно, территории, населенные дагурами на крайнем востоке Бурятии и в Зейском регионе, имели особый политический статус в монгольском мире.

По косвенным данным, полученным русскими от соседних народов, среди бурят происходили неоднократные внутренние столкновения, что указывает на попытки создания централизованного государственного образования либо нескольких крупных центров. По материалам бурятских преданий, касающихся времени, предшествующего проникновению русских, становится известно, что, по крайней мере, три крупных племенных союза претендовали на главенство в этом регионе.

Крупнейшим, по всей видимости, было объединение булагатов, территория расселения которого распространялась по долине р. и ее притоков – Куды, Иды, Осы, Иркута, Китоя, Унги.

Другое крупное племенное объединение составляли эхириты, ареалом проживания которых были верховья Куды, Мурина, Лены, долина р. Баянзурхэ (Манзурки).

Третьим союзом, претендовавшим на доминирование в Прибайкалье, являлись сэгэнуты, расселявшиеся по северной периферии булагатского и эхиритского массивов, в верховьях Лены и по течению Ангары, ниже впадения в нее Унги, и частично по Илиму.

По данным устных преданий известно, что примерно в конце XVI в. в Прибайкалье появились хори – репатрианты с территории современной Внутренней Монголии, где они находились в течение нескольких веков. Хоринцы в пределах Прибайкалья поселились на о. и в приольхонских степях, соседствуя с эхиритами и сэгэнутами. Кроме того, хоринцы располагались анклавами в долинах Итанцы, Баргузина, в районе Бады и Аги.

Этот период также характеризуется для бурятского населения экспансией в западном и северо-западном направлениях. Булагаты, в частности под предводительством ашибагатов, расселились вплоть до Бирюсы, в долинах среднего течения рек Ока, Ия и Уда.

Сэгэнуты либо уже отделившиеся от них икинаты продвинулись вниз по до впадения в нее Оки, т. е. в район современного . Одной из целей продвижения бурят в этих направлениях было объясачивание местного населения.

В конце XVI – начале XVII в. соседями бурят в Прибайкалье были тюркские, тунгусские и енисейские племена. Тюркоязычные племена сойот, иркит и кайсот занимали горные районы верховий Оки и Иркута, притоков Ангары. Тофалары, в состав которых входили племена хааш, сары-хааш, чогды/чогду, ак-чогды, кара-чогды/кара-йогды, чэптэй расселялись также в горах Восточного Саяна в верховьях Уды.

Со всех сторон бурятское население окружали тунгусские племена, занимавшие свою экологическую нишу – различные таежные массивы, окружавшие остепненные районы речных долин. Среди тунгусов того времени известны племена: камчагиры, шамагиры, кумкагиры, калягиры, топорки, намясинцы и др.

Кроме того, в XVI – начале XVII в. на западе региона существовали енисейские племена маторов, югдинцев, шуртосов.

Этнические границы во второй четверти XVII в.

Этнические границы бурятского населения Прибайкалья можно восстановить довольно точно, исходя из материалов русских донесений и отписок . В общем границы расселения бурят были таковы: самая западная окраина – долина Уды/Чуны в ее среднем течении; далее к востоку бурятское население отмечалось по рекам Ие и Оке, вплоть до впадения их в Ангару; северо-западная окраина расселения, – по-видимому, устье р. Вихоревой. К югу по Ангаре, вдоль западного берега до самых ее истоков бурятское население было сплошным. Большие группы бурят встречаются в долине р. Унги. Южные пределы расселения проходили по долине Иркута и его притоков.

Вдоль восточных берегов Ангары, а также в долине р. Уды располагалась северная группа бурят. К югу густозаселенными были долины рек Обусы, Кахи, Осы, Иды. В территориальную группу можно выделить население долины Куды и ее притоков. Долина Куды, в свою очередь, плавно соединялась с долиной верховьев Лены. Там большие группы бурят занимали все земли, пригодные для номадизма; в северном направлении они проникли вплоть до Тутуры.

Прилегающим к кудинским и верхоленским степям был район западного побережья оз. Байкал, ограниченный с севера землями напротив о. Ольхон – густозаселенного района, с юга – р. Голоустной.

Крупнейшим племенным союзом были булагаты, известные в XVII в. как булгатцы/булганцы/булгадаи/булбудаи. Булагатское объединение располагалось в верховьях Унги на западе, в долинах Осы, Обусы, в верховьях Иды и в среднем течении Куды на востоке.

Следующим по численности объединением были эхириты, также известные под названием «икирежи». Местами их расселения в XVII в. служили верховья Куды (на юге) и Лены, долины ее верхних притоков, вплоть до впадения в реки Лену и Тутуру.

В верховьях Лены помимо эхиритов располагалось объединение сэгэнутов, именуемых «цынгогары/Цыганов улус».

Северо-западной группировкой были икинаты, по русским документам – «игнатцы/игнатцкие татары». На севере их земли простирались до устья р. Вихоревой, на юге – до современного Балаганска; на юго-востоке в пределы их влияния попадали бурятские племена долины Уды.

Самым западным союзом племен были ашибагаты/ашехабаты (далее окинские. – Б. Н.) . Места проживания окинских ашибагатов простирались до Бирюсы на западе, по среднему течению Уды/Чуны, долине Ии, на востоке – в долине р. Оки в ее среднем течении.

В долине Алари независимым племенем являлись шарануты. К юго-востоку от них вдоль Ангары до самых ее истоков расселялись хонгодоры.

В среднем течении и устье Иды, по восточному берегу Ангары до Балея кочевали готолы/котелы/готелы. В первой половине XVII в. близкой с ними политики придерживались и янгуты, жившие по среднему течению Осы.

На стыке рек Иды, Куленги и Куды русскими были расселены буряты племени алагуй/ангульцы/алгуи. В долине Куды и по Голоустной жили ашибагаты/ сипугаи/асипугаты (далее кудинские. – Б. Н.). В верховьях Куды в первой половине XVII в. находилось объединение, известное под названием «батулинцы». На Ольхоне и прилегающих к нему западных берегах расселялись хори, обозначаемые русскими «коринцы».

В южной части, в устье р. Иркут расселялись шошолоки/цысолики. В среднем течении Иркута – тэртэ/тураевцы .

Все перечисленные выше общности в первой половине XVII в. были военно-потестарного типа (далее ВПО. – Б. Н.). Большинство их сформировалось из различных этнических и территориальных групп населения под влиянием обострившейся обстановки. Причиной стало появление русских военных отрядов, задачей которых было покорение местных племен для дальнейшего обложения их ясаком в пользу царской казны. Поэтому номады, находившиеся прежде в общинно-кочевой стадии, переходят к военно-кочевой.

В военно-кочевую эпоху происходят процессы, о которых Г. Е. Марков пишет: «На первый план выдвигались военные и политические интересы, а интересы скотоводческого хозяйства отходили временно на второй план… Семьи, скотоводческие группы и объединения начинали выступать как подразделения военной организации, выставлявшие определенный контингент ополчения. Возрастало единство племен и кочевого народа в целом. Упорядочивались высшие звенья племенной структуры, превращавшиеся из ответвленных генеалогических понятий в реальные военные соединения и политические образования… Племенная номенклатура временно заменялась военной структурой, построенной по десятеричному принципу.

Не следует, однако, полагать, что военная, даже десятичная структура противоречила кочевнической племенной организации. Например, десятки тысяч, тысячи и т. д. в монгольском войске соответствовали большей частью прежним большим и малым племенам, а сотни – более мелким их подразделениям. Десятичная система усиливала смешанность племенного состава, но поскольку родственный принцип в организации кочевников играл лишь идеологическую, формальную роль, то временная замена его централизованной организацией, при сохранении скотоводческого экономического базиса, ничего в принципе не меняла» .

Всем этим положениям, вплоть до создания десятичной системы, в XVII в. соответствовала военно-потестарная общность булагатов, основой которой были малые булагатские племена, а также некоторые соседствующие с ними группы (хурумша, абаганаты и др.), прежде не входившие в состав большого племени булагатов.

В отличие от них, группировки эхиритов, хори, хотя и объединялись из составных частей в виде малых племен, рамки их военно-потестарных общностей не простирались за границы большого племени, т. е. были общностями, сформировавшимися на общинно-кочевой стадии.

Батлаевцы/батулинцы состояли в основном из племен, прежде входивших в большое племя булагатов, но будучи отдаленными от основного ядра унгинскоосинских «больших булагатов (братов)», проводили собственную политику, т. е. представляли так называемых «малых булагатов (братов)», таким образом, указывая на исходную свою малую родину.

Хонгодоры несколько отличались тем, что были недавними насельниками Приангарья, у которых еще не сформировались общегенеалогические предания как средство идеологического единства новообразования.

Ашибагаты кудинские, алагуевцы, готолы, янгуты, шарануты, шошолоки и тэртэ как ВПО, по-видимому, состояли из малых племен.

В состав сэгэнутского объединения входили помимо малого племени сэгэн общности дурлай, тугут, хайтал и др.

Также отличались от остальной массы ВПО бурят общности ашибагатов окинских и икинатов. По-видимому, эти две группировки, находившиеся на крайнем западе и северо-западе, проводили агрессивную политику в отношении местных коттских, тунгусских и тюркских охотничьих и оленеводческих племен, о чем свидетельствуют донесения русских служивых людей. Продвижение на запад и северо-запад было остановлено встречным движением агрессивного Московского государства, стремившегося расширить восточные рубежи путем завоевания таежной полосы Евразии. В состав ашибагатов окинских входили все ныне известные малые племена территориальной группы нижнеудинских бурят на западе, а также шарайты унгинско-окинские и тэртэевцы унгинские на востоке. Основа этой общности – малое племя ашибагат, расселявшееся в пределах среднего течения рек Оки, Ии и их притоков.

В состав икинатского объединения, помимо самих икинатов, расселявшихся в пределах побережья Ангары от впадения в нее Оки до Тарея, входило еще несколько малых племенных групп. На наличие в составе икинатов других племен указывают некоторые данные. Северо-западным подразделением икинатского объединения, судя по материалам генеалогических преданий, были зоты . С юга к икинатам примыкали малые племена быкотов и зунгаров, расселенных вдоль западного берега Ангары к северу от булагатов: быкоты – севернее, зунгары – южнее. Есть основания полагать, что в состав икинатов входили хурхуты, которые, вероятно, располагались между собственно икинатами и букотами. В составе икинатов были также бурятские племена нагатай и занги/зунги/зангей. Этноним нагатай к тому же связан с хоринской генеалогией. Носители этнонима занги/зунги/зангей являются осколком ойратских зунги. После бегства икинатов нагатаевцы оказались в верховьях Лены, а зангеевцы – в нельхайских степях вместе с частью икинатов. У восточных берегов Ангары по течению Уды кочевали нойоты, также входившие в состав икинатского объединения, на что указывают их предания [ПМА].

По нашему мнению, в составе икинатской ВПО первой половины XVII в. были племена икинат, зот, хурхут, букут, зунгар, нойот, занги, нагатай.

Необходимо отметить, что после крупных поражений хоринцы покинули Западное Прибайкалье. Они продвинулись в район долин Баргузина, Итанцы и Уды .

Таким образом, на территории Западного Прибайкалья наблюдался всплеск ВПО, которые создавались как на основе малых племенных групп, территориальных объединений, так и совокупности перечисленных компонентов союза булагатов. Этнические границы сохранялись в тех пределах, в которых бурят застали русские.

Этническую Бурятию населяли и другие монгольские народы. В долинах Селенги, Уды, Хилка, Чикоя, Джиды кочевали северомонгольские племена, бывшие на рубеже XVI–XVII вв. подданными Сэцэн-хана и Тушэту-хана. Основу монгольского населения долины Уды вплоть до Еравнинских озер составляли ВПО табангутов. В долине Селенги жили атаганы, хатагины, узоны. В низовьях

Джиды находилось крупнейшее племя сартулов. В первой четверти XVII в. в низовья Чикоя и Хилка прибыли из Внутренней Монголии шилингольские антиманьчжурские повстанцы – цонголы, арбайтаны, юншобу и др., объединившиеся в ВПО цонголов.

Дагуры/дауры – крупный народ, расселенный в Забайкалье и Приамурье. Этногенетически дагуры связаны с киданями. Однако до начала XX в. дагуры считались тунгусоязычными и по всем русским документам проходили как «тунгусы» . На рубеже XVI–XVII вв. дагуры дисперсно расселялись на территории Забайкалья, а именно в долинах Нерчи, Шилки и Аргуни. Самым западным дагурским анклавом, расположенным к северу от Еравнинских озер, являлось племя ардан.

Таким образом, на рубеже XVI–XVII вв. территория Бурятии представляла собой пеструю этническую картину, основу которой составляли многочисленные бурятские племенные объединения. Крупнейшими соседями бурят были северомонгольские племена, расселенные по югу, а также дагуры на востоке. Кроме того, ближайшими соседями бурят являлись тюркоязычные народы Присаянья, енисейцы, граничащие с бурятами на западе, а также многочисленные тунгусские роды, распространенные повсеместно к северу от бурятского массива, а также небольшими анклавами среди бурятского, монгольского и дагурского населений этнической Бурятии.

Литература

1. Азиатская Россия. Т. 1. – СПб., 1914. – 576 с.

2. Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1. Булагаты и эхириты. –

Улан-Удэ, 1970. – 362 с.

3. Батуев Б. Б. Буряты в XVII–XVIII вв. – Улан-Удэ, 1996. – 103 с.

4. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. – М., 1960. – 621 с.

5. Марков Г. Е. Некоторые проблемы общественной организации кочевников Азии // СЭ.

– 1970. – Q 6. – С. 74–89.

7. Сборник документов по истории Бурятии. XVII в. Вып. 1 / Сост. Г. Н. Румянцев, С. Б. Окунь. –

Улан-Удэ, 1960. – 493 с.

8. Токарев С. А. Расселение бурятских племен в XVII в. // Записки ГИЯЛИ. Вып. 1. –

Улан-Удэ, 1939. – С. 101–130.

9. Токарев С. А. О происхождении бурятского народа // СЭ. – 1953. – Q 2. – С. 37–52.


Ацагат – маленькое, но исторически уникальное место. Нарын – Ацагат расположен в центральной части Республики Бурятия в правобережье реки Уда в 50 км от Улан-Удэ.

Ацагат окружен с трех сторон священными горами: с запада заслоняет священная гора Тамхита, расстелившая свой подол навстречу солнцу, своеобразие которой в том, что она высится посреди степи и обрывается крутым склоном у реки Уда.

Рассказывают, что хозяин горы, старик, радуется, когда люди приезжают жить в Ацагат, но не любит, когда они уезжают из Ацагата. По преданию, он всячески помогает приезжим, и приезжие люди богатеют, живя в достатке. Название горы произошло, по одной версии, согласно легенде. В стародавние времена скончался хан у бурят и стал вопрос об избрании нового монарха. Предсказательница предрекла, что ханом будет тот, кто соберет камни с горы. Один молодой человек начал собирать камни и оставил кисет с табаком. Люди не нашли на горе ни одного камешка, а обнаружили лишь кисет. С той поры дали название гора Тамхита (тамхита, значит табак). По другой, версии гора получила название из-за трубки забытой Чингисханом на ней во время своего похода.


С восточной стороны гора Бади Дэлгэр (щедрое богатство). На ее склонах ацагатцы выращивают хлеба, пасут стада, заготавливают лес. На севере высится священная гора Сагаан хада (богатая гора). На склоне этой горы есть удивительные камни с отпечатками ног детей и животных, а это означает, что местность благоприятна для рождения детей и разведения скота.

На северо-западе священная гора – Ундэр Байса, ее называют повелителем ветров. Хозяйкой Ундэр-Байса считается змея, способная разгонять бурю и непогоду. Ламы при молебне обращаются к этой горе с молитвой о хорошей погоде.

На юге протекает многоводная река Уда, берущая начало в Еравне и впадающая в одну из самых крупных рек Бурятии Селенгу.

Древнемонгольское слово Асагад переводится, как «каменистая местность». Об образовании села ходит много легенд. Вот одна из них. Э то было давно, в 1500-х годах. Когда племя Гучид из 11-ти хоринских родов жили на берегах озера Байкал. В одно прекрасное утро верблюдица родила верблюжонка необычной красной масти, и это было очень плохой приметой для племени. Вскоре произошел страшный случай: горный орел унес малыша себе на корм. Эти две серьезные причины заставили народ племени оставить обжитые места и искать другие, более удачливые.

Долго шел караван кочевников в поисках лучшей земли, придирчиво выбирали старейшины место для постоянного проживания. Когда однажды развязалась без причины подпруга седла у главы рода – это было воспринято, как знак свыше и глава племени приказал остановиться именно в данной местности.

Земля оказалась богата обилием разнообразных сочных трав, несмотря на каменистую почву, климат суровый, но сухой, благоприятный для разведения скота, вода в речке чиста и прозрачна, населена множеством рыб, густой лес отличался большим количеством лесных даров и дикими животными.

В глубокой древности наши предки руководствовались благопожеланием: «Чтоб дом твой был поставлен на каменистой местности, чтоб стада твои паслись там, где много волков». Это означало, что именно на каменистой местности растут разнообразные сочные травы, климат сухой и вода прозрачная, что касается второй строки, то известно, что дикие звери вылавливают из стада самых хилых и больных животных, т.е. сама природа делает естественный отбор, и выживают самые здоровые и полноценные особи.


С той поры, следуя древнему благопожеланию, обосновались в этой местности племя Гучит из 11-ти хоринских родов, любовно назвав свое кочевье - Асагад.

Почему село назвали Асагад? Старики предполагают, что от слова «Аса» (как виллы, парный, развилистый, ветвистый) потому что наши предки раньше жили в местностях: Нарын - Ацагат, Хара - Ацагат, Хухата - Ацагат. С приходом Советской власти их объединили в одно село и назвали Ацагат.

И сейчас жители Ацагата известны благополучной и размеренной жизнью, благодарно почитают традиции предков, выбравших эту благодатную и благоприятную землю.

Климат Ацагата резко – континентальный, он полезен для здоровья из-за обилия солнечного света, сухости воздуха и малой облачности. По количеству солнечных дней Ацагат превосходит многие южные районы.

В Забайкалье я находил все,– писал Антон Павлович Чехов, – проезжая эти места. «В Забайкалье великолепно! Это смесь Швейцарии, Дона, Финляндии». Могучие заросли таежных великанов – кедров, трубный рев оленей, маралов и красавцев изюбря, оглушающих тайгу. Шумно рокочут на перекатах студеные горные реки, неся свои хрустально-прозрачные воды к славному морю – священному Байкалу.