Конкурс по актерскому мастерству название. Детские театральные конкурсы. посвященному Году Культуры

Если гости засиделись за столом, отвлеките их от увлекательного занятия – поедания майонезных салатов. Предложите им размяться, сыграв в «Театр Абсурда». Участники смогут вжиться в роль мимов и научиться молча говорить, применяя только жесты.

Всех участников по желанию или при помощи жеребьевки делим на две команды. В самом начале игры команды сами придумывают наказание проигравшей стороне.

Конкурс будет проходить в три этапа, каждый из которых будет сложнее предыдущего. Для выполнения задания участникам отводится определенное время, которое контролирует ведущий.

Ведущим подается определенный сигнал о начале и конце раунда. Лучше для этого использовать громкие звуковые сигналы, для чего можно взять детский свисток или прикольную дудку.

За отведенное время участник конкурса должен при помощи мимики, жестов без слов изобразить то задание, которое досталось лично ему в этом раунде. Команда должна угадать, что игрок пытается ей сообщить за определенное время. По истечению отведенного времени команда сообщает свое решение-отгадку, которое и сверяют с карточкой-заданием. За правильный ответ команда получает звездочку, за неверный – штрафное очко. Теперь в игру вступает команда соперников. Выполнение заданий чередуется, пока не закончатся все задания для раунда.

По набранным баллам по итогу всех трех раундов и выявляется команда победитель.

Ведущий заранее готовит реквизит в виде разноцветных карточек с заданиями. Наборы карточек должны соответствовать цвету раунда:

  • 1 тур – красный;
  • 2 тур – оранжевый;
  • 3 – цвета фуксии.

Готовые карточки с распечатанными заданиями раскладываются по мешочкам, от куда их и будут вытаскивать игроки.

Для «штрафных санкций» готовятся карточки желтого цвета – они будут вручаться игрокам, которые не справились со своим заданием. На обратной стороне зафиксировано задание для наказания.

Раунд 1 – улетное видение

Фактически, первый раунд – это разминка. Поэтому игроку на выполнение задания отводится всего лишь 30 секунд. Для каждой команды есть по пять заданий. Участники должны изобразить жестами и мимикой простые предметы и слова. Распределите между командами схожие по сложности карточки:

  • снежинка и гирлянда;
  • салат оливье и мандарин;
  • хвоя и сугроб;
  • праздничное застолье и тяжелое похмелье;
  • синхронизатор и интерполяция.

Участники стараются показать команде, что написано на его карточке. Если команда отгадала больше слов, каждый игрок команды получает призовой бокал шампанского. А проигравшим участникам конкурса положен бокал утешительный. При боевой ничьей всем игрокам достается по дружескому бокалу с игристым вином.

Раунд 2 – изобразительное искусство

Со второго раунда начинается настоящее сражение. Ведь игрокам предстоит за 1,5 минуты отгадать название популярного художественного фильма. Только теперь в распоряжении игрока есть лист бумаги и ручка. Он должен нарисовать подсказки, чтобы члены команды смогли угадать название произведение кинематографии. Запрещено писать любые слова и цифры. За нарушение правил – внеочередной штраф. Говорить и жестикулировать, давать подсказки мимикой тоже строго запрещено.

Игроки будут изображать фильмы:

  • «Тариф «Новогодний»
  • «Ирония судьбы. Продолжение»
  • «Карнавальная ночь»
  • «Операция Ы»
  • «Морозко»
  • «Зима в Простоквашино»
  • «Отпуск по обмену»
  • «Реальная любовь»

За невыполненное задание команда получает штрафную карточку.

Раунд 3 – народная премудрость

Самый сложный раунд. Конкурсанты будут показывать пословиц, отрывки крылатых фраз, поговорки, скороговорки. Поэтому на его выполнение отводится целых 2 минуты. Но есть маленький бонус – показывать такие фразы будут сразу два игрока. Только совещаться игроки между собой и выполнять задание будут с полным ртом шампанского.

Задания будут выглядеть так:

  • «Наш пострел везде успел»
  • «Баба с возу – кобыле легче»
  • «В семье не без урода»
  • «Без сучка и задоринки»
  • «Яйца курицу не учат»
  • «Хрен редьки не слаще»
  • «На дворе трава, на траве дрова»
  • «Карл у Клары украл кораллы»

Штрафы

Если команда за отведенное время не отгадала фильм или пословицу, ей достается желтая штрафная карточка, которую вытаскивает игрок. Но штрафное задание выполняет не провинившийся игрок, а вся команда без исключения. Ведь они не смогли понять своего товарища, а он же старался.

Варианты штрафных заданий:

  1. Битый небитого везет. Игрок, вытянувший эту карточку, будет исполнять роль стула для игрока, выполняющего следующее задание из команды конкурентов.
  2. Достаю из широких штанин. Все игроки стоя на стульях читают стихотворение Маяковского, любое.
  3. Березовая роща. Члены команды принимают позу березка.
  4. Вооруженное падение. Все, держась друг за друга, одновременно садятся пистолетиком. Падать нельзя.
  5. Добавляем пылу. Игроки снимают по две вещи.
  6. Добавим жару. Игроки снимают по три вещи.
  7. Больше страсти. Участники посылают ведущему воздушные поцелуя, выходя по очереди.
  8. Патриоты. Поем гимн России.
  9. Кот в мешке. Задание для штрафа придумывают ваши соперники.
  10. Кабаре. Игроки танцуют канкан.
  11. Поклонение кумиру. Команда произносит: «О боги игры «Крокодил» и дружно начинают кланяться соперникам.
  12. Жертвоприношение. Команде придется пожертвовать одним игроком. До конца конкурса он будет играть за конкурентов.
  13. В кандалы. Следующее задание игрок будет показывать с завязанными руками.
  14. Крякнем. Вся команда исполняет танец маленьких утят.

В конце конкурса «Театр Абсурда» подсчитывается количество штрафных карточек. И те, кто заработал больше санкций, выполняют задание-наказание, которое команды сами же и утвердили в начале игры.

Конкурс «Театр Абсурда» – сложное, но интересное действо. Оно придется по душе людям с развитой фантазией и эрудицией. Не лишними будут театральные и художественные навыки. Поэтому особенно понравится такой конкурс «Театр Абсурда» коллегам на

Методическая разработка сценария

«Конкурс актерского мастерства»

Составила: Барк ова Наталья Витальевна – воспитатель

ГКОУ Уфимская санаторная школа-интернат № 2

Форма: ролевая игра, способствующая развитию творческих способностей, раскрытию личности ребёнка.

Цель :

Раскрыть личность ребенка, его творческие способности, дать возможность выразить себя, самореализоваться.

Задачи:

1. Сформировать потенциал для развития общей культуры ребят, содействовать повышению культуры досуга.

2 .Дать возможность показать речевую и пантомимическую выразительность, наблюдательность, чувство ритма, мастерство перевоплощения, раскованность в сценическом действии, а также чувство юмора.

3. Помочь учащимся раскрыть свои способности, развить интерес к театральной деятельности.

4. Сформировать сплоченный дружный коллектив.

5.. Научить детей взаимодействовать друг с другом в команде, сопереживать за успехи товарища.

Для какого возраста : подростки, старшеклассники.

Количество участников : 12 человек.

Особенности подготовки мероприятия :

Оформление сцены театральной символикой;

Стулья по количеству участников;

Необходимый реквизит для конкурсов:

  • музыкальная фонограмма для первого конкурса;
  • карточки – для второго;
  • костюмы - для третьего;
  • музыкальная фонограмма – для пятого;
  • тексты – для шестого и восьмого;
  • бумага и ручки для жюри;
  • поощрительные призы и призы для победителей.

План мероприятия:

  1. Организационный момент. 2 мин
  2. Мотивация познавательной деятельности. 8 мин
  3. Представление жюри. 2 мин
  4. Сообщение темы и целей мероприятия. 2 мин
  5. Представление команд. 3 мин
  6. Проведение конкурсов. 15 мин
  7. Рефлексия познавательной деятельности. 5 мин
  8. Подведение итогов мероприятия. 3 мин

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

В: - Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте! Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждём-поджидаем, конкурс без вас не начинаем, начало объявляем!

  1. Мотивация познавательной деятельности.

В: - А какой конкурс – спросите вы? Да вы посмотрите на оформление нашего занавеса, и подумайте, какой теме будет посвящён наш конкурс? (ответы зрителей) А кто из вас знает историю возникновения вот этого театрального символа? Тогда, я думаю, вам будет интересно узнать?

Эти маски родом из греческой мифологии. У верховного бога Зевса было 9 дочерей с чистыми сердцами и дивными голосами. Их называли МУЗАМИ, богинями-покровительницами искусств и наук. Музы обитали на вершине священной горы Парнас и, черпая воду из Кастальского ключа, они одаривали ею избранных. Изведав этой живительной влаги, избранники становились поэтами и певцами, танцорами и актёрами, музыкантами и учёными.

Почти все сёстры имели отношение к театру, но только две из них – Мельпомена и Талия являются символами сценического искусства.

Мельпомена – муза трагедии изображалась с трагической маской в руке и мечом в другой: она разила человеческие пороки. Талия – муза комедии или лёгкой весёлой поэзии изображалась с комической маской и бубном, она как бы сзывала народ на представления бродячих артистов.

В: А знаете ли, почему раньше в греческих театрах актёры надевали маски? (ответы учащихся) Правильно, при огромных размерах театра выражения глаз актёров не было видно всем зрителям. Поэтому у каждого актёра были 2-3 большие маски: одна изображала спокойное лицо, вторая - встревоженное, третья – искажённое ужасом.

А теперь обратите свой взор на изречение известного писателя-драматурга Уильяма Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры» Что означает эта фраза? (ответы учащихся)

Эта фраза говорит нам о том, что человек многолик, и в течение дня ему приходится «примерять» на себя несколько ролей. Вот вы, например, сейчас зрители. А какие? (Доброжелательные, активные)

А дома? (сыночки, дочки) А какие? (послушные или непослушные, иногда капризные и т. д.)

А на улице? В магазине? А если у вас есть младшие братья и сёстры? (ответы учащихся)

В: Ну что же я вижу, зрители доброжелательные и активные у нас есть. Кого не хватает? Актёров! Давайте их поприветствуем! Встречайте учащихся 7а и 7б классов (выход команд под музыку)

  1. Представление жюри.

В: Но прежде чем мы поближе познакомимся с нашими участниками, я хочу представить вам наше компетентное жюри, которое будет объективно оценивать наших конкурсантов.

  1. Сообщение темы и целей мероприятия.

В: Уважаемые участники «Конкурса актёрского мастерства» вам представилась уникальная возможность раскрыть свой талант, показать

Пантомимическиую выразительность, чувство ритма, чувство юмора, мастерство перевоплощения и умения работать в команде.

5. Представление команд.

Ну что же все в сборе, и я объявляю первый конкурс: «комплимент актёра»

Участникам надо под музыку представить себя каким-то интересным жестом.

6. Конкурсы

1 конкурс – « человек жующий»

Участникам пантомимой изобразить съедание чего-то съедобного.

Карточки - участникам, зрители отгадывают.

(семечки, червивое яблоко, костлявая рыба, спелый арбуз, тающее мороженое, не прожаренный шашлык, спагетти, манная каша)

2 конкурс – « смешные эпизоды »

Разыграть смешные эпизоды из нашей жизни:

Вы - престарелая бабушка, находитесь на своем балконе 9 этажа и видите, как внизу ребята обижают вашего любимого внука;

Будучи вожатым вы видите ребенка из своего отряда на самом высоком дереве лагеря и вам необходимо его оттуда снять.

3 конкурс – «разговор животных»

Чтобы сыграть актёру какое-нибудь животное надо быть очень наблюдательным, так как надо точно воссоздавать звуки и движения.

Сейчас встретятся два животных и поговорят через забор:

Петух и курица;

Маленькая собачка и большой злобный пес;

Две обезьяны;

Лев и козленок;

Свинья и козел.

4 конкурс – « танцы в разных стилях»

5 конкурс – «озвучка»

Большой стадион приглущенно шумел*. Затрубили фанфары*. Заржали лошади*. Закованные в латы рыцари выехали на ристалище*. Протрубил боевой рог*. Скрипнули забрала*. Рыцари помчались навстречу друг другу*. Удар*. Один рыцарь упал*. Второй слез с лошади*. Подошел к принцессе*. И запел старинную балладу* на английском языке*.

6 конкурс – «театр-экспромт»

Обеим командам: Иван-дурак, 2 сына, горшок, занавес - 2 чел., тень, три овцы, пиво.

Текст:

Занавес. Жили-были 3 брата: два умных, а третий – Иванушка-дурачок. Умные овец пасли, а дурак ничего не делал, всё сидел, да мух ловил.

Занавес.

Однажды сварил Иван кашу и говорит: « Снесу-ка эту кашу братьям, пусть поедят». День был солнечный. Вышел Иван со двора, увидел свою тень сзади и думает, что это за человек за мной идёт? И начал он на свою тень кашу бросать. А тень всё сзади идёт. Ненасытной оказалась тень. И запустил в неё Иван горшком.

Занавес.

Приходит Иван к братьям с пустыми руками. А они стали его бить, колотить. Заставили они его овец пасти. А овцы разбежались по полю в разные стороны. Стал он их ловить, а они вырываются и убегают снова.

Всё-таки всех переловил и собрал отару овец в кучу. Сидит на овце, радуется, улыбается. Пришли братья с обеда. И снова стали его бить, колотить, а потом отправили домой хозяйничать.

Занавес.

Сидит дома, варит пиво: решил братьев весело встретить. А пиво так и бродит в бочке. Решил он пива выпить, а напившись, стал по дому шарахаться и песни распевать. Пришли братья с работы, снова разругались на Ивана, стали бить, колотить, разозлились - посадили Ивана в мешок и к реке потащили.

Занавес.

  1. Рефлексия.

В: Пока жюри подводит итоги конкурса, я бы хотела взять небольшое интервью у наших участников, которые уже по праву могут называться артистами санаторной школы- интерната № 2.

  1. Что нового вы сегодня узнали о театре?
  2. Какими способностями должен обладать актёр?
  3. Что нового вы раскрыли в себе и в своих одноклассниках?
  4. Кто больше всего поразил вас своим талантом?
  5. Как вы думаете, даже если вы не станете артистами, где может пригодиться вам актёрское мастерство?

В: Спасибо за интервью, а теперь слово жюри.

  1. Подведение итогов, награждение победителей.

В: А закончить сегодняшнее мероприятие я хотела бы стихотворением Юрия Евсеева:

Сказал Шекспир: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры!

Кто плут, кто – шут, а кто простак, мудрец или герой»

А потому, а потому оставьте ваши споры –

Ищите в жизни свою роль, лепите образ свой.

Наш мир – это зал! Наша жизнь – это сцена,

Тут смешались смех и слёзы, горе и любовь

Но хоть сотню жизней проживи одновременно.

Будь и оставайся ты самим собой.

Благодарим всех за внимание

Будьте здоровы!

До свидания!


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение утверждает порядок организации и проведения Городского театрального фестиваля-конкурса «Театральный Олимп – 2018» (далее – Фестиваль-конкурс).

1.2. Фестиваль-конкурс среди творческих объединений обучающихся образовательных организаций города Москвы в 2017–2018 учебном году посвящён 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева , одного из крупнейших классиков русской литературы XIX века, и 150-летию со дня рождения русского писателя, прозаика и драматурга XX века Алексея Максимовича Горького .

Фестиваль-конкурс проводится по следующим темам:

– «Победно прорастает яркое, здоровое и творческое» (М. Горький) – «Люди и события в истории Государства Российского»;

– «Спектакль по произведениям русских или зарубежных авторов»;

– «На подмостках музыкального театра».

1.3. Общее руководство и проведение Фестиваля-конкурса осуществляет Организационный комитет.

2. Цели и задачи Фестиваля-конкурса

2.1. Цели: содействие развитию творческих способностей детей и подростков; формирование у детей духовной культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа средствами театрального искусства.

2.2. Задачи:

Развитие творческого потенциала обучающихся в театральных коллективах образовательных организаций города;

Содействие патриотическому, художественно-эстетическому и нравственному воспитанию детей и молодёжи;

Сохранение и развитие культурного потенциала, приобщение обучающихся к театральному искусству;

Создание единой эстетически организованной среды города.

3. Участники Фестиваля-конкурса

3.1. Участниками Фестиваля-конкурса являются обучающиеся – участники театральных коллективов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования и учреждений профессионального образования Департамента образования города Москвы в возрасте от 7 до 18 лет.

младшая группа (учащиеся 1–4-х классов);

средняя группа (учащиеся 5–8-х классов);

старшая группа (учащиеся 9–11-х классов).

4. Сроки проведения и порядок проведения Фестиваля-конкурса

4.1. Фестиваль-конкурс проводится с октября 2017 года по апрель 2018 года :

I этап: октябрь 2017 года – январь 2018 года;

II этап: февраль- март 2018 года;

III этап: март-апрель 2018 года.

4.2. I этап. Проводится в образовательных организациях, предусматривает проведение просмотра театральных постановок и отбор лучших на II этап Фестиваля-конкурса.

Для участия во II этапе Фестиваля-конкурса образовательным организациям необходимо с 1 декабря 2017 года по 31 января 2018 года зарегистрировать заявку на сайте Городского методического центра – «Театральный Олимп – 2018». При регистрации заявки необходимо разместить ссылку на полнометражную видеозапись театральной постановки, загруженную на видеосервер YouTube в закрытом доступе. За достоверность информации в личном кабинете несёт ответственность руководитель театрального коллектива.

Регистрация заявки на участие в Фестивале-конкурсе является подтверждением полного и безусловного принятия настоящего Положения.

Принимая участие в конкурсе, педагоги дают согласие на обработку персональных данных.

4.3. II этап. Жюри II этапа Фестиваля-конкурса подводит итоги с учётом критериев оценки, указанных в п. 4.4 данного Положения. До 10 марта 2018 года определяет 4 лучших спектакля и предоставляет материалы на III этап Фестиваля-конкурса.

4.4. Оценка выступлений творческих коллективов осуществляется по следующим критериям:

Работа режиссёра;

Музыкальное оформление спектакля;

Пластическое решение спектакля;

Работа со словом;

Актёрский ансамбль;

Декорации и костюмы;

Соответствие выбранного репертуара возрасту исполнителей.

4.5. Определение лауреатов и дипломантов II этапа Фестиваля-конкурса осуществляется на основании выставл енных баллов в каждой возрастной группе и жанровой принадлежности по итогам работы Жюри:

Лауреат – от 50 до 70 баллов;

Дипломант – от 31 до 49 баллов;

Участник – менее 30 баллов.

4.6. Награждение творческих коллективов – участников II этапа Фестиваля-конкурса – осуществляется через личный кабинет электронной регистрации.

4.7. III этап. Профессиональное Жюри определяет лауреатов и дипломантов в каждой возрастной группе и отмечает финалистов по следующим номинациям:

– «Лучший спектакль»;

– «Интересное режиссёрское решение»;

– «Лучшее музыкальное оформление»;

– «Лучшее сценическое оформление спектакля».

Торжественная церемония награждения проходит на сцене московского театра. На церемонии награждения будут представлены фрагменты 3–5 лучших театральных постановок Фестиваля-конкурса.

Во время проведения церемонии награждения допускаются фото- и видеосъёмка. Материалы фото- и видеосъёмок могут быть размещены в средствах массовой информации и сети Интернет. Упоминание об источнике (Городской театральный фестиваль-конкурс «Театральный Олимп – 2018») обязательно.

5. Требования к спектаклям

5.1. К участию в Фестивале-конкурсе принимаются постановки только на русском языке.

5.2. На Фестиваль-конкурс участники сдают видеозапись (Приложение 2) законченного произведения и программку (Приложение 3) к этому спектаклю.

5.3. Театральные постановки должны быть поставлены не ранее января 2017 года .

5.4. Участниками театральной постановки являются учащиеся одной образовательной организации (общеобразовательной организации или учреждения дополнительного образования).

5.5. Виды принимаемых на Фестиваль-конкурс представлений:

– драматический, комедийный или музыкальный спектакль (маленькая опера, водевиль, оперетта, мюзикл, а также хореографический или танцевально-пластический спектакль) по одной из выбранных тем;

– литературно-музыкальная или музыкально-драматическая композиция по выбранной теме.

5.6. Продолжительность театральной постановки должна быть не менее 20 минут и не более 1,5 часов. Продолжительность литературно-музыкальной композиции должна быть не менее 15 минут и не более 40 минут. Продолжительность танцевально-пластического спектакля – не менее 10 минут и не более 40 минут.

5.7. Во время представления спектакля не допускается использование ранее записанных фонограмм текста для озвучки героев.

6. Работа Жюри

6.1. Жюри Фестиваля-конкурса оценивает работу режиссёров по следующим номинациям:

– «Профессионалы» – дипломированный режиссёр, актёр театра;

– «Непрофессионалы» – студенты высших учебных заведений (театральных), учителя-предметники, социальные педагоги, психологи, библиотекари, учащиеся старших классов.

6.2. Концерты и новогодние праздники к просмотру не принимаются.

6.3. Жюри не рассматривает спектакли с участием взрослых.

6.4. Жюри II этапа представляет в Оргкомитет протоколы проведения Фестиваля-конкурса и рекомендации по участию театральных коллективов в III этапе.

6.5. Члены Жюри вправе отказать в комментировании своего решения без объяснения причин.

7. Оргкомитет Фестиваля-конкурса

7.1. Для организации и проведения Фестиваля-конкурса создаётся городской Оргкомитет Фестиваля-конкурса (далее – Оргкомитет).

7.2. Оргкомитет Фестиваля-конкурса состоит из методистов ГБОУ Городской методический центр ДОгМ (Приложение 1) и выполняет следующие функции:

Формирует состав профессионального жюри и организует его работу;

Доводит до педагогов образовательных организаций информацию, касающуюся вопросов проведения Фестиваля-конкурса;

Определяет систему поощрения, награждения участников.

7.3. Работа Оргкомитета строится на основании данного Положения и соответствует срокам проведения Фестиваля-конкурса.

7.4. Оргкомитет оставляет за собой право учреждать дополнительные номинации.

7.5. Оргкомитет оставляет за собой право на изменение сроков проведения этапов Фестиваля-конкурса.

7.6. Оргкомитет оставляет за собой право размещения промежуточных и окончательных итогов Фестиваля-конкурса на сайте Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

Здравствуйте, друзья!

Я давно уже обещал написать этот пост, и вот наконец-то он предлагается вашему вниманию.

Сегодня можно встретить огромное количество рекомендаций по поступлению в театральное училище. Причина проста - все хотят заработать на поготовке вас к поступлению. К сожалению, не очень беспокоясь, что от их "советов" во многом зависит ваша дальнейшая актёрская судьба.

Однако, из-за не глубокого понимания темы и собственной интерпретации авторов, эти рекомендации у меня вызывают ассоциацию с Сольери, который с помощью математики пытался сочинять музыку. Надеюсь, помните, что из этого вышло... Он убил Моцарта.

А от некоторых опусов даже наворачиваются слезы. К сожалению, не от радости…

Не буду скрывать, раньше я тоже следовал по такому пути от своей неопытности и меркантильности, но сейчас стараюсь не подаваться алчныму соблазну и горе популярности. И мои последние рекомендации выглядят уже более… профессиональными и толковыми, что ли…

Но, не будем об этом. Цель сегодняшнего поста заключается совсем в другом. Сейчас я поделюсь с вами реально проверенными способами поступления в театральные училища, которые во многих случаях действительно работают.


Итак, вы приняли решение стать драматическим актёром или актрисой театра и кино. А мамам, папам и другим близким и дальним родственникам не удалось отговорить вас от этой бредовой идеи. Следующим этапом в достижении вашей мечты станет поступление в театральный ВУЗ или, в простонародье, — театральное училище. И самое важное, прохождение творческого конкурса.

И сразу же масса вопросов: Что такое творческий конкурс? Из чего состоит? Как к нему готовиться? Какую лучше брать прозу, стихотворения и басни? Каков критерий выбора? Сколько они должны быть по времени? Как надо выглядеть и что надеть? Какие они — эти экзаменаторы, проводящие конкурсный отбор? Злые или добрые? Что могут попросить дополнительно сделать и зачем?

Ай...Ой... ПАНИКА!!!

Куда бросаться? К кому обращаться за помощью? Что делать? Ха... ха... Извечный русский вопрос.

УСПОКОЙТЕСЬ!

Прежде всего — успокойтесь и расслабьтесь. Сейчас во всем разберёмся. «Релакс», как говорил мой Учитель - Феликс Михайлович Иванов.

Сначала, что такое творческий конкурс, зачем нужен и с чем его едят.

Творческий конкурс — обязательный экзамен во всех театральных училищах нашей страны.
Что бы понять, что это такое, представьте себе набор сито для просеивания муки. Каждое последующее сито имеет отверстия меньшего диаметра.
Творческий конкурс точно такой же набор, состоящий из предварительных просмотров — собеседования, нескольких туров, ещё их называют прослушиваниями, пластического экзамена и коллоквиума - разговора с художественным руководителем и педагогами будущего курса.

Количество этапов в наборе и их предназначение может меняться, например добавится вокальное прослушивание, или пластический заменят на танцевальный. Это зависит от характера обучения в училище и пристрастий руководителя курса. Каждое сито в наборе нужно для выявления способностей и природных данных необходимых в актёрской профессии. И как следствие, отсев абитуриентов не пригодных для обучения.

К слову. Пройдя один из этапов, не думайте что вас взяли и вы счастливый обладатель выигрышного билета. Нет. Это только начало марафонской дистанции и до конца ещё очень далеко. Но Вы, дойдёте. Я в этом уверен.

Продолжим. Теперь о каждом этапе подробнее.

Предварительные просмотры.

Всё начинается с предварительного просмотра. На этом этапе происходит самый большой отсев желающих стать актёрами, но и требования здесь самые мягкие. Ваша задача просто привлечь к себе внимание, выделиться из общей массы поступающих. И как результат, получить допуск к первому туру конкурса.
Во многих училищах такой первичный отбор проводят студенты выпускного курса, ассистенты педагогов, стажёры или вторые педагоги. Мастера и ведущие преподаватели очень редко присутствуют на прослушивании. Но бывают исключения.

Как же сделать так, что бы на вас обратили внимание?

Вы должны чем-то отличаться от всех в вашей двадцатке, десятке или пятерке. Для этого все средства хороши. Стеснятся не надо. Всё как на рынке. Вы товар. А любой продавец знает, что покупателя в начале привлекает лишь вид продукта, а уж потом вкус. Пробовать вас будут потом. На турах.

Теперь вы решили, что у вас нет внешних данных для актёрской профессии? Не очень красивы и слишком полноваты? А как же тогда Евгений Павлович Леонов, Алексей Николаевич Грибов, Фаина Георгиевна Раневская, Татьяна Ивановна Пельтцер и Инна Михайловна Чурикова? Прямо скажем не красавцы. Однако их смело можно отнести к разряду великих актеров. Они слава русского театра и наша с вами гордость.

Маленькое пояснение: на курсе нужны студенты с разными внешними и внутренними данными. Разными. И желательно в двух, а то и в трёх экземплярах, на случай болезни или отчисления одного из учеников. Учтите, что руководитель и педагоги курса должны поставить дипломные спектакли, а для этого нужны исполнители различных амплуа. Поэтому не переживайте. На этот «ковчег» берут всяких: высоких, низких, толстых, худых, красивых и … не очень.

Советую посмотреть по MTV или в интернете сериал «Топ модель по Американски» с Тайрой Бенкс. Даже в модельном бизнесе побеждают разные. Включая саму Тайру, у которой очень проблемная нижняя часть тела.

Итак, на этапе предварительных прослушиваний самое главное верный настрой, правильно подобранный чтецкий материал и хороший внешний вид — одежда, причёска и для девушек грамотный make-up (макияж).

О чтецком материале чуть позже. Сейчас о настрое и внешнем виде и его использовании.

Психологическая настройка на творческий конкурс самый важный элемент вашей подготовки.

Начать её надо с работы с воображаемыми образами, проще говоря, с фантазиями. Представьте себе прохождение экзамена, как уже свершившийся факт с положительным для вас результатом. Эти представления должны быть яркими и очень реалистичными. Со всеми подробностями, включая запахи, звуки, музыку, голоса людей и машин, действиями, которые совершают люди в ваших образах. Добавьте к этому ещё и вкусовые ощущения. Картинка должна быть полной, как в 3D кинотеатре.

Приступить к этой подготовке надо недели за две перед предварительным прослушиванием, чтобы выработать в себе устойчивую установку на победу, как на промежуточную цель в вашей актёрской карьере, и отношение к поступлению в училище, как самому радостному событию в вашей жизни. Рекомендую, повторять этот тренинг как можно чаще. Хотя бы один раз в день.

Во время самого же конкурса перед чтением вашего материала рекомендую нюхать что-то с сильным, но приятным запахом. Это поможет вам удержать верный настрой в такой нервной обстановке.

Кстати, Иннокентий Михайлович Смоктуновский нюхал апельсины на репетициях «Идиота». И это ему очень помогало.

К слову. Обратите внимание, что в большинстве случаев в училище принимают людей, пришедших на экзамен за компанию с друзьями, чтобы только их поддержать. Настрой таких поступающих был самый правильный. Их в этот момент интересовал процесс поступления друзей, а не свой собственный результат. Вот такое отношение и помогло им максимально проявить на конкурсе свой природный потенциал.

Теперь о внешнем виде и его использовании.

Одежда, как впрочем, причёска и make-up должны по возможности скрывать недостатки и выявлять достоинства.

Для девушек. Платья, юбки, блузки. И ни каких брюк или брючных костюмов, маек и выглядывающих из под одежды бретелек лифчиков. Так одеваться будете потом, когда поступите в училище. Верх рекомендую с длинным рукавом. От волнения сосуды сужаются и нарушается кровоснабжение. Руки выглядят синюшными. Лучше их прикрыть. Не надо слишком глубоких вырезов на груди и декольте. В приёмной комиссии много женщин. Ваша грудь может оказаться лучше чем у них. И поступление для вас закончится фиаско. Но если приём проводят мужчины, то блузку лучше иметь с пуговицами.

Все педагоги люди и ничто человеческое им не чуждо.

Низ должен показать, что у вас есть ноги. Длина лучше классическая, пять-десять сантиметров ниже колен. У кого проблема с ногами - длина до щиколотки. С мини юбками и разрезами поосторожней, рекомендации такие же, как и с декольте. Вообще, на мой взгляд, лучше платье свободного кроя до колен или чуть ниже. Цвет и рисунок на одежде может быть любой. Желательно пастельных тонов. Избегайте рисунка в горох, очень мелкой и пёстрой клетки и слишком больших и очень мелких цветов. От них рябит в глазах и раздражает уже уставших педагогов. Идеально подходит средняя полоска. Но надо помнить, что вертикальная удлиняет фигуру и подходит для не высоких и полных, а горизонтальная полнит и визуально делает фигуру короче. Запомните это и применяйте с умом.

Молодым людям с хорошей пропорциональной фигурой подойдёт слегка приталенный верх с длинными рукавами. Это может быть рубашка, водолазка или на худой конец толстовка. Желательно не пёстрых расцветок, и без картинок и надписей на груди. Рубашки «гавайского» типа и майки не подойдут. Ребятам с не стандартной фигурой надо использовать одежду в полоску, создающую иллюзию гармоничной фигуры. Рекомендации такие же, как и для девушек.

Низ - лучше брюки, а не джинсы. Они должны быть свободного покроя, чтобы не выпячивалось ваше мужское достоинство. Демонстрировать его надо девушкам в постели, а на педагогам. Но решать вам.

Теперь, хитрость. В одежде важна деталь. Яркая, броская, которой нет у других и которую можно быстро поменять. Шаль, палантин, шарф или пояс для девушек. Галстук, шейный или нагрудный платок для мальчиков. С собой их нужно взять несколько штук и менять в зависимости от того, как одеты другие в вашей десятке. Также, в крайнем случае, можно использовать кофту, свитер и пиджак. Саму одежду не меняйте, особенно на турах. Педагоги могут вас не вспомнить.

Причёска должна открывать ваше лицо, особенно глаза. Как говориться, глаза — это зеркало души и основное выразительное средство актера. Для ребят и девчонок. Убирайте с глаз чёлки! Они очень раздражают педагогов в приёмной комиссии.

Для девушек. Откройте шею и уши, если с ними нет явных проблем (очень большие или слишком оттопырены).
Теперь хитрости. Длинные локоны вдоль лица помогут спрятать большие скулы. Сброшенные вперёд на грудь — короткую шею. Приподнятая на начёсе чёлка — маленький лоб, слегка приспущенная — слишком большой.

Заколите волосы в пучок или приберите в хвост если большинство девушек в вашей десятке с распушенными, и наоборот распустите если с короткими.

Для ребят. Волосы могут быть любой длинны, но не под ноль и не длиннее линии плеч. И ни каких грязных, сальных патл. Волосы должны быть чистыми, причёска приличной и слегка небрежной.

Если все мальчики в вашей группе причёсаны - то слегка взъерошите волосы. Если наоборот, прилижите слегка намочив водой. Делайте это быстро прямо перед входом в аудиторию для прослушивания.

Девушкам. Макияжа почти не должно быть... видно. Он должен быть предельно натуральным. Многие девушки делают на лице боевую раскраску ирокеза. Наложите тон и подчеркните глаза.

Ребятам. Затонируйте на лице прыщи и фурункулы. Для вас это всё.

Советую заглянуть в интернет на специализированные сайты за более подробной информацией.

Вот теперь вас начнут «пробовать» по полной, но вы не робейте — прорвёмся.

На этом этапе происходит самый жёсткий отбор будущих студентов. И к нему надо придти хорошо подготовленным. Здесь надо показать все свои данные, весь природный потенциал: харизму, эмоциональность, органику. Всё на что вы способны и даже больше. На турах, их обычно три, правда могут быть и дополнительные, надо рисковать и идти до конца. Второго шанса может не быть. Надо поразить сознание членов приёмной комиссии, удивить их до глубины души.

Как это сделать?

С помощью верно подобранных и очень хорошо прочитанных прозы, стихотворения и басни.

Критерий выбора чтецкого материала один, и я в этом убеждён, - он должен быть вам близок по духу и эмоционально вас волновать. Нет. Не просто нравиться, а должен вас волновать, волновать до глубины души. И эти переживания должны быть абсолютно искренними.

Сделанный по школе с репетитором не прокатит. Вас раскусят. То, что материал деланный, опытные педагоги видят сразу. В комиссии сидят не первый год и за это время навидались разного. Их задача найти алмаз не гранёный, а вы им пытаетесь фальшивую бижутерию втюхать. Пусть отлично сделанную, но не настоящую. Кому это понравиться?

Поймите. Важно не то, как правильно вы читаете, с акцентами или без, держите люфтпаузу или нет, где ставите ударения. Этому вас научат в училище. Важно то, что раскрывает в вас это чтение. А это - ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ! Раскрытие его важнее всего. Запомните это.

Только такой подход к чтецкому материалу приведет к успеху и вы будете читать его идеально.

Теперь, почему именно проза, стихотворение и басня? Секрет прост.

Проза или прозаический отрывок. Помогают увидеть в вас способность создавать в своём воображении и передавать слушателям визуальные картинки того, о чём вы говорите. Возможность притягивать к себе внимание зрителей, так называемая манкость. А также умение вести мысль к её логическому завершению.

Стихотворение. Выявляет степень вашей эмоциональности и чувство ритма.

Басня. Показывает на сколько вы свободны, а так же способность быстро перевоплощаться и быть другим. При чтение басни очень важно быть органичным и ничего не изображать.

Рекомендации:
Не берите слишком длинные отрывки прозы. Лучше возьмите несколько по полторы минуты максимум разных по характеру и по жанру. Уверяю вас, дольше слушать не будут, а если попросят продолжить, у вас будет что-то ещё. Отрывок должен быть с одним сильным и очень ярким событием где-то посередине, и обязательно чтобы было начало и конец.
Не надо искушать судьбу монологами из пьес. Особенно Шекспиром. Уровень материала пока не ваш. Не потянете.

Стихотворения подбирайте небольшие. Лирические, героические, трагические, драматические, любовные, но только не философские. Эмоции нужны, господа, эмоции!

Не читайте произведения не от своего пола. Молодые люди выбирайте стихотворения и прозу для мужчин, а девушки для женщин. Иначе, это может вызвать странные вопросы. И слушается это ужасно.

Басни лучше взять И.Крылова или С.Михалкова, не советую брать Эзопа. Он более труден из-за перевода.

И ещё раз повторю. Проза, стихотворения и басни должны вам не просто нравиться, а вызывать в вас эмоциональный отклик. Это ключ к успеху.
Да, и читайте, как последний раз в жизни. После этого, хоть потоп.

На турах вам также могут предложить выполнить какое-то задание. Например, удивить или напугать присутствующих, пройтись вприсядку, залезть на стул и кукарекать, открыть воображаемую банку консервов в которой сидит живая змея.
Всё это для того, что бы определить степень вашей свободы и воображения, реактивность работы вашего мозга. Здесь надо просто отпустить себя и сделать первое, что придёт голову — оно и будет верным.

Угадать, как надо правильно, вам не удастся, поэтому не надо пытаться угодить педагогам. Действуйте, а уж потом думайте, как животное. Вернее, как первобытный человек. Доверьтесь интуиции. Она подскажет вам правильный путь.

Экзамен по движенческим дисциплинам нужен для проверки координации и рабочих качеств вашего опорно-двигательного аппарата.

Одежду для этого экзамена можно взять попроще, но лучше темного цвета. Подойдут футболка с длинным или коротким рукавом, спортивные штаны, кроссовки или джазовки. Для танца - туфли для девочек и ботинки для мальчиков на небольшом каблуке.

Учтите, если вы прошли основные туры, этот экзамен чистая формальность. Его иногда используют для отсева спорных абитуриентов. Надеюсь, вы такими не являетесь. Правда, есть упёртые сцендвижисты и сумасшедшие педагоги по танцу. Так, что всё равно будьте начеку.

А вот экзамен по вокалу дело посерьёзней. Особенно, если художественный руководитель тяготеет к музыкальному театру. Здесь рекомендация может быть только одна — ПОЙТЕ! И желательно, хорошо пойте.

Коллоквиум, как я уже говорил, это разговор с художественным руководителем и педагогами будущего курса для выяснения вашего культурного уровня и насколько желание стать актёром или актрисой в вас сильно и осознано. На самом деле, напоминает больше интервью. Вопросы и ответы.

Сразу оговорюсь, художественный руководитель и педагоги заинтересованны в наборе способных студентов. Отношение к ним самим и новые наборы на их курсы сильно зависят от того, кого они выпускают и сколько из них востребовано в будущем. Воспринимайте их учитывая выше сказанное. Они ваши добрые друзья, а не враги.

Поэтому ведите себя спокойно и отвечайте с достоинством, не спеша. Не надо кокетничать и кривляться. Если не знаете, что ответить, лучше переспросите. Будет время подумать.

Напоследок несколько советов.

Готовиться к поступлению надо хорошо. Ваш психофизический аппарат должен быть в рабочем состоянии на протяжении всего творческого конкурса, а это не просто.
Для этого надо все время накапливать эмоции и тратить их только на экзаменах.

Поэтому не вступайте в ссоры и конфликты, не бегайте на дискотеки и шумные вечеринки с друзьями, не пейте алкоголя и не употребляйте всякие там энергетики.
Пить надо чай, лучше зелёный или простую воду.
Пища должна быть натуральной и богата углеводами. Эмоции очень энергозатратные вещи.
Старайтесь высыпаться, но не пересыпайте.
Слушайте музыку, лучше джаз.
Смотрите классическое кино. Советую смотреть старые комедии.
Это важно. Заряжает вашу эмоциональную подушку.

На конкурс возьмите с собой бутылку простой воды, она не позволит образоваться сухости во рту. Не берите сладкие напитки, энергетики и соки. Слюна во рту станет вязкой и при чтении половина букв исчезнет.

А также надо взять пяток леденцов типа «Бон-Пари». Съев конфету за пять минут до входа в аудиторию для прослушивания, вы резко повысите уровень углеводов в вашем организме. Это даст вам новый прилив сил.

Если вдруг прямо перед чтением вы почувствуете, что рот высох и онемел, слегка прикусите кончик языка. Сразу всё пройдёт. Кусайте осторожно! Язык ещё пригодится.

Желаю вам поступить в театральное училище и, тем самым, начать учиться актёрской профессии. Удачи вам на творческом конкурсе.

P.S. В следующий раз мы с вами затронем тему актёрских тренингов. И будем мы это делать по самым прогрессивным методикам. Вы знаете, какие техники и упражнения надо использовать? Тогда, узнаете.

Оставайтесь со мной и цените друг друга!

Ваш Игорь Афончиков.