Какие бывают международные стандарты. Государственные и международные стандарты и системы качества. Маркетинг и изучение рынка

Международные стандарты приносят технологические, экономические и социальные преимущества. Они помогают гармонизировать технические характеристики товаров и услуг, делают отрасль более эффективной и способствуют устранению барьеров в международной торговле. Соответствие международным стандартам помогает убедить потребителей, что продукты являются надежными, эффективными и безопасными для окружающей среды.

Для бизнеса. Международные стандарты - это стратегические инструменты, руководства помогающие компаниям решить некоторые из самых насущных проблем современного бизнеса. Они обеспечивают как можно более высокую эффективность бизнес - операций, повышают производительность и помогают компаниям получить доступ на новые рынки.

Преимущества включают:

- Экономия расходов;

Расширение потребительской удовлетворенности;

Доступ к новым рынкам;

Увеличение доли рынка;

Экологические преимущества.

Для потребителя. ИСО разработано свыше 19 500 международных стандартов, касающихся почти всех аспектов повседневной жизни. Задумывались ли вы, почему вы можете использовать банковскую карту по всему миру? Именно потому, что они соответствуют стандартам - их технические характеристики закреплены в добровольных соглашениях. Стандарты часто определяют характеристики продукции и услуг. Они разработаны в рамках открытого процесса, отражающего мнение многих заинтересованных сторон, включая технических экспертов, представителей правительства и потребителей. Когда продукты и услуги соответствуют международным стандартам потребители могут быть уверены, что они являются безопасными, надежными и качественными.

Для правительства. Стандарты ИСО отображают международный опыт и знания, поэтому являются жизненно важным ресурсом для правительств, при разработке нормативных документов. Национальные правительства могут сделать стандарты ИСО требованием регламента. Это дает ряд преимуществ:

Мнение специалиста - стандарты ИСО разрабатываются специалистами. Благодаря интеграции стандарта ИСО в национальный регламент, правительство может воспользоваться мнением специалистов.

Открытие мировой торговли - стандарты ИСО - международные и приняты многими правительствами. Правительство способствует единым условиям экспорта и импорта во всем мире, интегрируя международные стандарты в национальные регламенты, что облегчает перемещение товаров, технологий и услуг от страны к стране.

Преимущества получения сертификата соответствия ISO в Российской Федерации.

В первую очередь:

Значительное повышение имиджевой составляющей компании в соответствующей отрасли и в определенном сегменте рынка на территории стран участниц ВТО, а это, как следствие:

Привлечение новых потребителей продукции предприятия или предоставляемых им услуг;

Наличие конкурентного преимущества в ходе конкурсов, тендеров и возможность получать крупные государственные заказы на максимально выгодных условиях.

Во-вторых:

Рост доверия со стороны страховых компаний и инвесторов:

Это возможность получить кредитные и инвестиционные средства на льготных условиях в том числе и от зарубежных коллег.

В-третьих:

Соответствие всех производственных и бизнес-процессов международным стандартам, что в свою очередь:

Повышает ликвидность и снижает издержки за счет эффективной оптимизации бизнес процессов;

Увеличивает рост трудовой дисциплины и снижает процент бракованной продукции;

Дает возможность управлять рисками и оперативно реагировать на отзывы потребителей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет "Управление"

Заочное отделение

Специальность "Менеджмент"


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Управление качеством"

По теме: "МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ"


Научный руководитель: к. э. н., доцент к. менеджмента Ботош Н.Н.

Исполнитель: студентка группы 4410 М.М. Попова


Сыктывкар 2011


Введение

1. Международные стандарты

1.1 Понятие, цели, задачи

2.1 ISO-9000 в России

Заключение

Введение


В последнее время значение международных стандартов требований к системе управления организацией значительно усилилось. Это объясняется расширением влияния глобализации экономических связей государств, расширением международной торговли, интеграции государств, поиском новых рынков сбыта продукции и т.д.

Данная тема наиболее актуальна для российского предпринимательства, особенно к моменту завершения процесса приема России в члены ВТО.

Задачами работы являются определение сущности международных стандартов, понятие, цели и задачи. А так же рассмотрение этих стандартов на российских предприятиях.

Целью работы является определение уровня внедрения международных стандартов на российских предприятиях.

Объектом исследования в данной работе выступает система международных стандартов.

Предмет исследования - стандарт серии ISO.

1. Международные стандарты


1.1 Понятие, цели, задачи


Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Цели международной стандартизации:

.сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

2.обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

.содействие международной торговле;

.содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Основными задачами стандартизации являются:

.установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

2.развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

.обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

.разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

.принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;

.формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

.создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.


1.2 Виды и положения международных стандартов


Можно выделить следующие виды стандартов:

.Основополагающий стандарт - нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться „другие стандарты.

2.Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

3.Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы <#"justify">Положения могут носить методический или описательный характер.

Методические положения - это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, "методическим стандартом".

Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает "поведение" объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других - потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.


1.3 Международный стандарт "серия ISO-9000"


Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 17000 специальных стандартов.

В 1987 году Организация приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем менеджмента качества ISO 9000, чем сразу привлекла к своей деятельности всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты стандарты на системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.

Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как "ISO/Технический комитет 176" (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их применимость для любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы.

Вторая версия стандартов серии ISO серии 9000 появилась в 1994г. В основном она повторяла структуру стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой ряда неясных моментов.

Третья версия международных стандартов серии ISO 9000 была опубликована 15 декабря 2000г. Стандарт ISO 9001: 2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов, ранее состоявший из 24 стандартов, теперь включал в себя 5 основных стандартов:

.ISO 9000: 2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

2.ISO 9001: 2000 Система менеджмента качества. Требования.

.ISO 9004: 2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.

.ISO 19011: 2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды.

.ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

В 2008 году была принята и введена в действие новая версия стандартов ISO 9000. Данные стандарты содержат разъяснения терминов и уточнение требований стандартов ISO 9000 версии 2000 года, основанные на восьмилетнем опыте их применения во всем мире, подтвержденном на сегодняшний день примерно миллионом сертификатов, выданных в 170 странах мира.

В настоящее время утверждена и введена в действие серия национальных стандартов в области качества:

.ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

2.ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

.ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 находится в стадии пересмотра и официальной публикации новой версии)

Российские государственные стандарты в области качества введены в действие с ноября 2009 года (Приказ Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии № 470-ст от 18 декабря 2008 года). Текст стандартов аутентичен международным.

Одной из самых мощных движущих сил распространения стандартов ISO является Европейский Экономический Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования в сфере международной торговли.

2. Международные стандарты в России


2.1 ISO-9000 в России


В настоящее время, когда уже близок к завершению процесс приема России в члены ВТО, многие российские производители устремляются на зарубежные рынки, причем не только с сырьем, но и со сложной многокомпонентной продукцией. В последнее время объем экспорта из России неуклонно возрастает, но эти темпы могли бы стать еще выше, если бы предприятия-поставщики были сертифицированы в соответствии со стандартами ISO 9000.

Однако существует ряд проблем по внедрению стандартов ISO семейства 9000 на российских предприятиях.

Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, требования стандарта ISO 9001 весьма консервативны.

Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе обеспечения качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей в области улучшения качества.

Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но уровень их эффективности может не устраивать. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.

Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует. Кроме того, для всё большего числа консультационных компаний и сертифицирующих организаций, причем не только отечественных, но и зарубежных особенно, это невыгодно, так как может привести к потере клиентов, а то и просто к разрушению бизнеса.

Любой специалист упомянет, что есть и еще одна проблема, которая не могла не возникнуть в России - торговля сертификатами. В этом обвиняются и местные органы сертификации, и международные бренды. Правда, в последнем случае речь идет, скорее всего, о недостаточно скрупулезной сертификации - вряд ли международные компании опустятся до банальной торговли документами.

Так же наблюдается неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ISO 9000.

Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ISO 9000 - это "жить по правилам, которые помогают жить лучше".

В России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. И переход предстоит не простой.

Как построить систему статистического управления качеством и вписать её в общую систему менеджмента качества - это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.

Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ISO 9000 должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.


2.2 ISO-9001 на ОАО "Газпром"


В 2006 году ОАО "Газпром" ввело в действие комплекс корпоративных стандартов на системы менеджмента качества "СТО Газпром серии 9000". В основе комплекса корпоративных стандартов лежат международные стандарты ИСО серии 9000, с некоторыми дополнениями, учитывающими требования национальных и отраслевых нормативных документов.

Цели внедрения комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000:

.повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг поставщиков ОАО "Газпром";

2.повышение результативности и эффективности деятельности поставщиков ОАО "Газпром" во всей цепи поставок. Оптимизация взаимодействия всех участников отраслевой кооперации;

.создание в рамках конкурентной рыночной среды условий, устанавливающих приоритетность интересов потребителя в лице ОАО "Газпром" и обеспечивающих его гарантии в получении продукции требуемого качества;

.создание процедур и механизмов объективной оценки выполнения организациями-поставщиками требований стандартов как со стороны ОАО "Газпром", так и со стороны органов по сертификации;

Стандарт ОАО "Газпром" на системы менеджмента качества СТО Газпром 9001 устанавливает совместно с ГОСТ Р ИСО 9001 требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

В соответствии с положениями статей 13 и 17 Федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании" стандарт имеет статус стандарта организации, Стандарт СТО Газпром 9001 разработан в следующих целях:

.более полного удовлетворения требований потребителей (как непосредственных, так и конечных) по всей цени поставок;

2.повышения эффективности деятельности поставщиков в интересах потребителей и в своих собственных интересах;

.создания механизмов объективной оценки функционирования систем менеджмента качества организаций второй и третьей сторонами.

Общие положения СТО Газпром 9001-2006 (Часть I.)

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.

Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.

При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001]

Совместимость с другими системами менеджмента.

международный стандарт качество национальный

Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.

Настоящий стандарт ее содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему (ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта. [ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Настоящий стандарт также включает отдельные требования в области менеджмента охраны окружающей среды, менеджмента рисков и безопасности, финансового менеджмента.

Область применения.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию" отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Настоящий стандарт совместно с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001: 2000) определяет требования к системам менеджмента качества организаций, являющихся внутренними и внешними поставщиками ОАО "Газпром".

Стандарт содержит общие требования, применимые ко всем организациям независимо от вида деятельности и поставляемой продукции.

Настоящий стандарт может применяться по всей цепочке поставок.

Специальные требования ОАО "Газпром" изложены в стандарте СТО Газпром 9001 - Часть II.

СТО Газпром 9001-2006 (части I и II) - это, по сути дела, описание модели требуемого ОАО "Газпром" уровня организации бизнеса на всех этапах жизненного цикла продукта. Фактически, с вводом комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000 ОАО "Газпром" предложил своим партнерам такие правила, при соблюдении которых риск выпуска некачественной продукции был бы сведен к минимуму.

Те, кто эти правила принял, имеют реальный шанс попасть в элитный клуб поставщиков ОАО "Газпром". Своеобразным "входным" билетом послужит сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта СТО Газпром 9001-2006.

Наличие сертификата СТО Газпром 9001 будет полезно предприятию по двум причинам:

Наличие сертификата дает предприятию статус одобренного поставщика Газпрома, то есть практически гарантирует получение выгодных контрактов. ОАО "Газпром" имеет разветвлённую сеть дочерних компаний, поставщиков, проектных и строительных компаний. В настоящее время ОАО "Газпром" реализует множество, проектов, в том числе и заграничных.

Наличие сертификата позволяет с помощью специализированной консалтинговой фирмы проанализировать работу его системы менеджмента качества и определить те пути, по которым её надо дорабатывать, достраивать на соответствие требованиям СТО Газпром и это может быть средством для организации бизнеса как несущая доход модернизация системы управления.

Заключение


В данной контрольной работе была рассмотрена системе международных стандартов и их особенности внедрения на российских предприятиях.

Необходимость интегрирования российской экономики в международную экономическую систему требует конструктивного пересмотра организационных, технологических и прочих подходов к деятельности отечественных компаний.

Один из важнейших инструментов для решения этой задачи - разработка и внедрение в российскую практику современных стандартов сертификации в соответствии с международными нормами ISO 9000.

Что может дать отечественному производителю получение сертификата соответствия международным стандартам ISO серии 9000?

В первую очередь выход на международный уровень и признание на международной арене. Повышение эффективности и конкурентоспособности. А так же улучшение качества продукции.

Но, помимо этого существуют и ряд проблем по внедрению международных стандартов: бюрократические разногласия, торговля сертификатами, противоречие культурных основ.

Однако, несмотря на эти сложности все же уже есть российские предприятия, которые получили сертификат соответствия международным стандартам. Одной из такой компании является ОАО "Газпром", которой внедрение международного стандарта дало улучшение признания на международной арене и возможность реализации заграничных проектов.

Список использованной литературы


1.История международных стандартов качества ISO (ИСО) серии 9000 - Сайт Центр сертификации ISO - http://www.iso-centr.ru/iso_standards/

2.Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях. - Денис Дьяконов, - Сайт Консалтинговая группа БИГ-Петербург - http://www.big. spb.ru/publications/bigspb/qualiti/problem_iso_russia. shtml

Сертификация СТО ГАЗПРОМ 9001-2006 -

СТО Газпром 9001-2006 (Часть I и II) -

5.ISO 9000 - Российские компании включились в борьбу за качество ISO 9000. - // Коммерсантъ -


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

10. Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании. Надлежащее применение Международных стандартов финансовой отчетности с дополнительным раскрытием, при необходимости, фактически при любых обстоятельствах приводит к тому, что финансовая отчетность обеспечивает достоверное представление.

11. Компания, финансовая отчетность которой соответствует Международным стандартам финансовой отчетности, должна раскрывать этот факт. Финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая Международным стандартам финансовой отчетности, если она не соответствует всем требованиям каждого применимого Стандарта и каждой применимой интерпретации Постоянного комитета по интерпретации.

12. Порядок учета, не соответствующий надлежащему порядку, не может быть исправлен ни раскрытием применяемой учетной политики, ни примечаниями или пояснительными материалами.

13. В чрезвычайно редких обстоятельствах, когда руководство приходит к заключению, что соответствие требованиям Стандарта будет вводить в заблуждение, и поэтому отступление от какого-то требования необходимо для достижения достоверного представления, компания должна раскрывать:

(a) тот факт, что руководство пришло к заключению, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании;

(b) тот факт, что финансовая отчетность соответствует применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных аспектах, за исключением отступления от какого-то Стандарта в целях достижения достоверного представления;

(c) Стандарт, от которого отступила компания, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы Стандартом, причины, по которым такой порядок учета вводил бы в заблуждение, и принятый порядок учета; и

(d) финансовое воздействие отступления на чистую прибыль или убыток компании, ее активы, обязательства, капитал и движение денежных средств в каждом из представленных периодов.

14. Финансовая отчетность иногда описывается как "основанная на" или "соответствующая значительным требованиям", или как "находящаяся в соответствии с учетными требованиями" Международных стандартов финансовой отчетности. При этом часто никакой дополнительной информации не приводится, хотя ясно, что значительные требования по раскрытию, если даже не учетные требования, не соблюдены. Такие заявления являются вводящими в заблуждение, так как они принижают надежность и понятность финансовой отчетности. В целях обеспечения того, чтобы финансовая отчетность, в которой заявляется о соответствии Международным стандартам финансовой отчетности, отвечала стандарту, необходимому пользователям во всем мире, настоящий Стандарт включает всеобъемлющее требование о том, что финансовая отчетность должна давать достоверное представление, руководства по тому, как выполнять требование о достоверном представлении, и дополнительные указания для определения исключительно редких обстоятельств, в которых необходимо отступление. Он также требует ясного раскрытия обстоятельств, вызывающих отступление. Наличие отличающихся национальных стандартов само по себе не является достаточным для обоснования отступления в финансовой отчетности, подготовленной с использованием Международных стандартов финансовой отчетности.

15. Фактически при любых обстоятельствах достоверное представление достигается соответствием применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Достоверное представление требует:

(a) выбора и применения учетной политики в соответствии с параграфом 20;

(b) представления информации, включая учетную политику, таким образом, который обеспечивает уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию; и

(c) представления дополнительных раскрытий в тех случаях, когда требования в Международных стандартах финансовой отчетности недостаточны для того, чтобы позволить пользователям понять влияние конкретных операций или событий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности компании.

16. В чрезвычайно редких обстоятельствах применение какого-то конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности может приводить к тому, что финансовая отчетность становится вприводящей в заблуждение. Это может иметь место только в том случае, когда порядок учета, требуемый Стандартом, явно не подходит, и поэтому достоверного представления нельзя достичь ни применением Стандарта, ни только через дополнительное раскрытие. Отступление не допустимо лишь по той причине, что другой порядок учета также обеспечивает достоверное представление.

17. При оценке необходимости отступления от конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности следует принять во внимание следующее:

(a) цель требования и почему эта цель не достигнута или не является уместной в конкретных обстоятельствах; и

(b) каким образом обстоятельства компании отличаются от тех компаний, которые следуют требованию.

18. В связи с тем, что обстоятельства, требующие отступления, будут, как ожидается, чрезвычайно редкими, а необходимость в отступлении будет предметом значительных споров и субъективной оценки, важно, чтобы пользователи были осведомлены о том, что отчетность компании не соответствует Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Также важно, чтобы пользователи получили достаточную информацию, позволяющую им делать информированное суждение о том, является ли отступление необходимым и рассчитывать корректировки, которые потребовались бы для приведения отчетности в соответствие со Стандартом. КМСФО будет отслеживать случаи несоответствия, к которым привлекается его внимание (например, компаниями, их аудиторами и регулирующими органами), и будет рассматривать необходимость прояснения через интерпретации или поправки к Стандартам, с тем, чтобы отступление было необходимо только в чрезвычайно редких случаях.

19. Когда, в соответствии с конкретными оговорками в настоящем Стандарте, Международный стандарт финансовой отчетности применяется до даты вступления его в силу, этот факт должен раскрываться.

Учетная политика

20. Руководство компании должно выбирать и применять учетную политику компании таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применимого Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую предоставление в финансовой отчетности информации, которая:

(a) уместна для потребностей пользователей при принятии решений; и

(b) надежна в том, что она:

(i) достоверно представляет результаты и финансовое положение компании;

(ii) отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;

(iii) нейтральна, то есть свободна от предвзятости;

(iv) осмотрительна; и

(v) полная во всех существенных отношениях.

21. Учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

22. При отсутствии конкретного Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации, руководство использует свои суждения для разработки учетной политики, которая обеспечивает наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности компании. При вынесении такого суждения руководство принимает во внимание:

(a) требования и руководства в Международных стандартах финансовой отчетности, затрагивающие аналогичные или связанные проблемы;

(b) критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО; и

(c) решения других органов, устанавливающих стандарты и принятую отраслевую практику в той и только в той степени, в какой они соответствуют пунктам (a) и (b) данного параграфа.


В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бух-галтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов. Поэтому изучение накопленного в этой сфере опыта в зарубежных странах, а также положений и требований международных стандартов имеет особое значение.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 "О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь" утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности.
Финансовая отчетность состоит из утвержденных форм отчетности, приложений и объяснительного материала. Международные стандарты используются при составлении отчетности коммер-ческими промышленными и другими предприятиями.
Предприятие может составлять финансовую отчетность для пользования ею руководителями всех уровней управления с по-мощью разных приемов и способов, однако для внешних пользователей она должна соответствовать международным стандартам.
В каждой стране составление финансовой отчетности осуществляется на основании инструкций, утвержденных соответствующими регулирующими органами, включаемых в национальные стандарты.
Общепринятые принципы учета (ГААП) зародились в США в первой половине 30-х гг., затем были признаны в Канаде, Англии, Италии и других странах. ГААП в каждой стране отличались, но все же обеспечивали определенное единство в подходах к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Они способствовали повышению достоверности и сопоставимости данных отчетности, а также доверия пользователей информации к предприятиям.
Но постепенно ГААП вытеснялись международными стандартами учета и отчетности, которые разрабатывались с учетом тре-бований общепринятых принципов учета. Они отражали новые требования к учету и отчетности в условиях текущих явлений в развитии экономики предприятий многих стран.
Международные стандарты финансовой отчетности разрабатываются и утверждаются Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), который создан в 1973 г. За время существования была создана комплексная система, насчитывающая 40 стандартов.
КМСФО разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности для их последующего использования во всех стра-нах мира. Главной задачей деятельности Комитета является гармонизация различных стандартов учета, принятых в различных странах.
Международные стандарты не искажают национальные стандарты и инструкции, принятые в определенной стране. Члены КМСФО стремятся убедить соответствующие государственные организации в преимуществах использования международных стандартов финансовой отчетности, так как их использование имеет большое значение. В результате их применения возрастает качество и сопоставимость показателей учета и отчетности, повышается существенное влияние учета на развитие и укрепление экономики во всех странах мира.
Деятельность КМСФО координируется Советом, который руководит Международной консультативной группой, созданной в 1981 г. В Совет входят представители бухгалтерских организаций 13 стран и 4 других организаций, заинтересованных в качественной и достоверной финансовой отчетности. Членами Международной консультативной группы являются представители различных организаций: Международной федерации фондовых бирж, Международной торговой палаты, Международных банковских ассоциаций, Всемирного банка, Совета международных учетных стандартов и т.д. Кроме того, в качестве наблюдателей выступают Организация экономического сообщества и развития (ОЭСА), Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям (ИНСТС).
Международные стандарты финансовой отчетности используются в качестве ориентиров национальными и региональными государственными и общественными профессиональными организациями при разработке стандартов учета и отчетности. Национальные организации некоторых стран используют международные стандарты финансовой отчетности после соответствующего их приспособления к национальным бухгалтерским требованиям. Другие страны используют международные стандарты учета для детализации своих национальных требований. В отдельных странах требования международных стандартов учета включены в национальные стандарты.
Международные стандарты финансовой отчетности применяют около 40 тысяч транснациональных корпораций, которые включают более 200 тысяч предприятий во многих странах мира.
Исключение составляют биржи США и Канады, которые применяют свои Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (GAAP).
GAAP является системой бухгалтерского учета, полностью совместимой с международными стандартами (LAS), причем по ряду вопросов GAAP содержат более подробную методологию ведения учета, чем международные стандарты.
Однако Комитет по международным стандартам финансовой отчетности имеет договоренность с Международной организацией комиссий по ценным бумагам о подготовке комплекта стандартов, которые смогут применять все компании, имеющие международную котировку акций.
Международные стандарты используются странами Европейс-кого союза как основа для гармонизации финансовой отчетности этих стран. Национальные стандарты финансовой отчетности стран Европейского союза и другие законодательные документы по вопросам финансовой отчетности разработаны в соответствии с Четвертой Директивой ЕЭС от 26 июля 1978 г., устанавливающей требования для стран сообщества по составлению всех форм отчетности.
Широкое использование европейскими странами международных стандартов финансовой отчетности позволит в ближайшем будущем отказаться от применения европейских директив по вопросам учета и отчетности. Страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, также проводят большую работу по приведению своих национальных стандартов учета и отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов.
Развитие и совершенствование учета и финансовой отчетности многие страны связывают с использованием международных стан-дартов, что способствует выработке национальных подходов к стандартизации отчетности, а пользователям позволяет правильно ее интерпретировать.

В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию "качественная продукция".

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

С переходом к рынку в России изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работы по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д.

В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.

ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;

положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);

отраслевые стандарты (ОСТ);

технические условия (ТУ);

стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);

стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

стандарты основополагающие;

стандарты на продукцию, услуги;

стандарты на процессы;

стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на качественно новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов:

ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".

ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".

ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.

Иными словами, стандарты ИСО четко ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия,

Швеция и др.).

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов ИСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на внешний рынок и образовании прямых хозяйственных связей, в нашей стране стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для прямого использования в виде следующих трех Государственных стандартов качества: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96.


Похожая информация.