Как подготовиться к конкурсу красоты: оригинальные советы. Неплохо сделать фоторассказ. Визитка в стихах - отличный вариант

Спикер: Светлана Суханова, генеральный директор Творческого объединения «Арт-Премиум», родилась в г. Санкт-Петербург. Окончила Музыкальное училище им. И.-Л. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Светлана является лауреатом международных конкурсов «Надежды. Таланты. Мастера», Болгария; «Фольклор без границ», Болгария; «Gitta di Pezaro», Италия. В 2009 году учредила собственную компанию – творческое объединение (ТО) «Art-Premium» в г.Санкт-Петербурге. За это время привлекла звездный пул, тысячи талантливых детей, добилась государственной поддержки. Среди постоянных членов жюри, с которым ТО тесно работает, — деятели искусств и культуры, известные музыканты, балетмейстеры, хореографы, вокалисты, инструменталисты: Оскар Кучера, Бедрос Киркоров, Фарух Рузиматов, Родион Газманов, Ольга Сафронова, Альберт Галичанин и многие другие. В 2014 году Светлана открывает представительства в Москве, Новосибирске.

Для чего необходимы конкурсы и фестивали. Какую перспективу за собой несет участие в подобных мероприятиях для творческой жизни воспитанника профильного учебного заведения?

В нашей стране рынок предложений от организаторов мероприятий формата творческого конкурса и фестиваля переполнен. Если ранее, в 90-х годах, данная отрасль курировалась комитетами по культуре, то сейчас существует множество независимых организаций, предлагающих услуги уже не только в городах России, но и проекты международного уровня.

Каждый педагог уверенно скажет, что для развития свих учеников, будь то хореограф, музыкант, вокалист или же коллектив, работающий в жанре театр, необходимо максимальное участие в сценической деятельности, которая требует безупречной подготовки разученного материала.

Сцена позволяет учащимся погружаться в атмосферу творчества, развивает артистизм, соприкасает с благодарной публикой, вводит в новый мир красок и ощущений. Ради воплощения указанных целей в жизни ребенка родители отдают его в творческое учебное заведение. И только сценическая деятельность позволяет раскрыть талант ученика в любом возрасте.

При грамотном выборе конкурса, у каждого участника появляется уникальная возможность самореализации творческого потенциала: предоставление материала «на суд» профессионалам всегда подразумевает за собой профессиональный рост. Не всегда, обучаясь в региональном школьном классе, можно заметить неточности восприятия педагогических методик и не всегда, учитывая кадровые ограничения, можно с точностью до мелочей проанализировать ошибки образовательного процесса. К сожалению, это так.

Презентуя конкурсную программу экспертным членам жюри, учащиеся и их педагоги, могут получить грамотные советы по дальнейшей схеме обучения, рекомендации для улучшения профессиональных навыков и по получению дальнейшего образования в лучших профильных учебных заведениях страны.

Что следует учитывать при выборе конкурса?

При выборе конкурса следует уделять внимание тем критериям, которые в положительной мере отразятся на дальнейшем росте ребенка. В первую очередь состав жюри. Здесь нужно обратить внимание, что самая сильная и интересная команда экспертов – это педагоги престижных среднеспециальных и высших учебных заведений и практики, чья творческая жизнь наполнена гастрольно-концертной деятельностью, именно они смогут объяснить конкурсанту важность обучения наряду с основным образовательным процессом в таких дисциплинах, как сценическое поведение, сценический образ, подготовка к выступлению. Еще один важный фактор при выборе конкурса — сценическая площадка, которая в полной мере должна быть технически оснащена и подготовлена для выступления ребенка. Все преподаватели понимают, как трудно петь в неотстроенный микрофон, как трудно танцевать на деревянном полу со стыками сцены Дома культуры, или же играть на не ровно настроенном рояле. Все параметры могут отследить только организаторы, имеющие четкое понимание «райдера» артиста. Организаторы должны быть профессионалами, желательно с высшим профильным образованием.

Меня всегда удивляет, как работают над организацией конкурсов фирмы, не имеющие отношения к творчеству. К примеру, туристические компании. Нам часто поступают вопросы от участников, к примеру, с просьбой посоветовать, какие части концерта Бетховена сыграть молодому музыканту для бОльшего эффекта на сцене. В этом вопросе поможет лишь человек, знающий все тонкости крупной формы музыкального произведения. Подобному не научишься самостоятельно, не имея в прошлом собственного опыта сценической жизни и диплома об окончании профильного вуза

Важно учитывать наличие образовательных программ в конкурсе: мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации. Более 3 лет мы ведем плотный образовательный процесс как для конкурсантов, так и для их педагогов на базе наших проектов. Обучиться, разобрать ошибки, которые не дают развиваться быстрыми темпами – главная задача таких курсов. Бесценными для педагогов являются сертификаты от жюри и международного образца, свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, поскольку при их аттестации данные документы — важный показатель их профессиональной деятельности.

Подготовка к конкурсу. Что важно знать?

В моей памяти четко отражена вся система подготовки к конкурсу или любому другому значимому выступлению. В детстве и юности эти моменты у меня заняли одно из важнейших мест при расстановке приоритетов в проведении своих будней и выходных. Важнейший и сложный этап.

Меня часто спрашивают, с какого возраста необходимо готовить ученика к конкурсу. Нет четких показателей! С того момента, как он будет сам морально готов. Моральная готовность может быть определена только сильнейшим желанием творить и добиваться результатов, показывая свои творения другим людям. «Не танцуя в пол», как говорят хореографы.

Мой первый конкурс я преодолела в 11 лет. Поздно? Учитывая, что начало образовательного процесса в моей жизни положено в 10 лет, то не поздно. Но при этом, я попала уже не в младшую группу, а в среднюю, где тебя оценивают с конкурсантами, за спиной которых не один год труда.

Также среди участников наших проектов были и дети 5 лет. И занимали такие малыши гран-при! Такое в деятельности нашей компании случалось дважды. Колоссальный успех для ребенка, и талант здесь играл, конечно же, первую роль. Но работа педагога не отставала в своей трудоемкости и профессионализме.

Важно учитывать, как дается ребенку материал, важно подходить дотошно к каждой детали его воспроизведения. Не последним в подготовке к конкурсу считается артистизм – природный или приобретенный.

Сцена маленькому артисту позволяет раскрыться, а боязнь сцены, это лишь симптом тех, кто мало проводит на ней часов.

Post Views: 0

Во-первых, определяемся с датой выступления и местом. Знание точной даты дает возможность правильно и рационально рассчитать свои возможности и время, отведенное на подготовку. Не стоит откладывать, даже если вы абсолютно уверены в себе и ребенке. Могут возникнуть совершенно непредсказуемые обстоятельства, которые сыграют отрицательную роль (ребенок заболел, испорчен костюм и т.д.).

Во-вторых, вы должны знать, что основным документом для отправной точки является «Положение о проведении районного(зонального) тура среди вокалистов». Как правило, он содержит основную информацию для педагога или организатора, поэтому необходимо получить ксерокопию этого документа в личное пользование. В случае недоразумений с организаторами у вас на руках будет документ, подписанный ими. Зачем это нужно? В первую очередь, для вас это ответственное конкурсное мероприятие, так как полученные на нем поощрительные документы (грамоты, дипломы, сертификаты) , будут положительно характеризовать вашу работу с учениками, а им принесут радость и уверенность в своих силах. А для организаторов это рядовое мероприятие, в рамках организационной деятельности, и они могут в силу «веских» причин изменить условия конкурса, дату, время и даже место проведения, просто «забыв» предупредить об этом вас или ваше руководство.

Далее изучаем положение. Очень внимательно, вплоть до каждой запятой. Возраст детей, количество исполняемых произведений - все это должно быть указано. Как правило, это так и есть, но мне доводилось видеть в точности до наоборот. Не стоит надеяться на то, что ваш 14-летний ребенок выступит вместо 12-летнего: организаторы могут попросить предъявить документ, подтверждающий его возраст. Тогда неприятностей не избежать.

Не стоит готовить 3 произведения вместо требуемых двух, надеясь уговорить исполнить еще одно. Жюри вы этим не удивите, а время на подготовку потратите.

Обратите внимание на требования к исполняемым произведениям. Как правило, они должны быть разнохарактерными. Это вовсе не означает, что можно взять близкие по содержанию и гармонии песни, но разного темпа. Это будет серьезной ошибкой. Задача солиста - показать свое мастерство в преображении музыкального и сценического образа, моментального перевоплощения. Рекомендуется использовать комплектацию: из народного творчества и эстрадного в стиле «поп», из классической песни и джазовой и т. д. Конечно, это во многом зависит от возраста и уровня подготовки исполнителя. Маленьким детям (до 10 лет) можно ограничиться двумя детскими песнями. Например, одна из известного мультфильма, другая - популярных авторов детской песни. Не берите для этой возрастной категории юношеские и взрослые песни, даже если ребенок их хорошо исполняет. Это нарушение условий, а значит, гарантированный проигрыш. Несомненно, такое встречается, но это исключение из правил.

Далее изучаем, как произведение должно быть подано. В последние годы приобрели большую популярность так называемые «шоу-номера». Что это такое? Для того, чтобы придать выступлению солиста зрелищность, его часто сопровождает группа близких по возрасту артистов, не задействованных в вокальном исполнении. Они могут создавать для солиста фон, исполняя как готовый поставленный танец под фонограмму, так и совершая движения в такт с музыкой, подчеркивая выразительность текста исполняемой песни. Замечательно, если солист владеет хореографией и, не отрываясь от исполнения, «вписывается» в танцевальную группу. Это и есть стандартный шоу-номер. Главное в нем - гармония между артистами на сцене. При хорошей, грамотной подготовке успех гарантирован. Интересное решение можно также найти, используя на сцене актеров со сменой действий без хореографии. Но подходить к этому следует с осторожностью, с помощью театрального режиссера.

Можно использовать оригинальные и простые декорации, опять же - подчеркивающие смысл исполняемого произведения. Все дело в образе солиста. Мне не раз приходилось бывать в составе жюри на таких конкурсах. И, поверьте, даже простой букет или платок в руках у исполнителя, правильно и творчески использованный, иногда стоит целого танцевального коллектива. Если у вас одно произведение явно слабее, то не стоит усиливать его шоу-номером: посредственный танец или постановка вряд ли украсят слабый вокал и интонирование. Известны случаи, когда танцевальная группа явно лучше подготовлена, чем солист, что играет ему «в минус». А вот несложный, но грамотно сделанный фон придаст значительный вес удачно и мастерски исполненной песне.

Если у вас возникают вопросы по условиям конкурса, их необходимо лично задать заранее по телефону, который обязательно указывается в положении. Надеяться на кого-то не стоит, информация часто бывает искажена.

Когда условия изучены, начинаем непосредственную подготовку. Отбираем конкурсантов. Любому педагогу хочется, что бы все его воспитанники были победителями или лауреатами, но, к сожалению, так не бывает. Вам все равно придется выбирать лучших, к тому же если количество ограниченное. Надеяться, что вдруг послушают двоих, не стоит, можете нанести психологическую травму ребенку, не отстояв его выступление, а себе нажить неприятности. На заявления родителей, что они очень хотят увидеть своего ребенка на сцене, в чьем успехе вы явно не уверены, отвечайте вежливо, корректно. Обещайте, но не голословно, что их обязательно выступят в концертах и конкурсах меньшего масштаба. Ведь конкурсы для этого и существуют, чтобы выявить лучших.

Если у вас определился кандидат, сразу решайте вопрос о шоу-номере. Почему? Вам нужно будет найти подходящий хореографический коллектив, поговорить с руководителем, чтобы он был в курсе сроков и условий конкурса. Уважающий мнение детей и грамотный педагог обязательно лично поговорит с танцевальным коллективом (разумеется, в присутствии его руководителя), объяснит им поставленную задачу, заинтересует творчески и убедит, что выступление будет совместным номером. Солист должен будет стать частью остальных, поэтому его присутствие при этом разговоре тоже необходимо. Возможно, потребуются костюмы, декорации и прочее, чего может и не быть в наличии. Поэтому, если остановились на шоу-номере, приступайте к работе немедленно. Если в условиях задана тематика, то ее желательно соблюсти, хотя и заставить точно придерживаться ее вас никто не имеет право. Пускай хотя бы одно произведение ее отражает, остальное - ваше творчество.

Если с музыкальным материалом определились, песня подходит ребенку по возрасту, по тематике конкурса, смотрится выигрышно, и участнику, и вам нравится, а у шоу-группы не вызывает вопросов, то следующий этап - фонограмма. В конкурсной ведомости есть такой пункт: качество фонограммы оценивается баллами. Как ее подобрать? Хорошо, если в организации работает человек, который изготавливает фонограммы. Это - идеальный вариант, но он часто и редкостный. Если вам повезло, то перед заказом фонограммы определитесь с тональностью. Опытные педагоги по вокалу знают, как это делается, остальным могу пожелать следующее:

  1. Не берите песню, диапазон которой явно превышает вокальные возможности вашего ребенка. Даже если он иногда « берет», чем очень радует вас, не стоит надеяться, что на сцене придет вдохновение и все получится. Практика показывает, что в девяти случаях из десяти - не получается (волнение, стресс, «чужая» сцена, вокруг конкуренты и т. д.) поэтому фонограмму нужно изготовить в досягаемом диапазоне вашего ученика.
  2. На сегодня в интернете можно найти великое множество фонограмм-минусовок. Если ее тональность не соответствует возможностям ребенка, то ее можно откорректировать при помощи специальных качественных программ по обработке звука типа CUBASE. Обратитесь за помощью к коллегам, разбирающимся в технологиях MIDI. Не следует изменять тональность компьютером до неузнаваемости фонограммы. Оптимально плюс-минус 1-1,5 тона. Если не получается, то лучше подобрать другой музыкальный материал, исходя из возможностей ученика.
  3. Отдельно о фонограммах «караоке». В продаже их великое множество, но они предназначены больше для домашнего развлечения, чем для использования в качестве минусовок на конкурсах. Поверьте, никто из жюри не оценит весьма громкое и назойливое, а иногда и неточное звучание вспомогательной мелодии в общем минусе фонограммы. Очень часто она просто скрывает голос солиста. Результат будет низким.

Во время подготовки конкурсантов не стоит переключаться на них полностью, так как остальные ваши дети будут чувствовать себя брошенными, что недопустимо. Занятия стоит вести в привычном режиме, уделяя немного больше времени конкурсным произведениям. Помните, что для остальных учеников конкурсанты станут неким эталоном, поэтому конкурсные произведения следует разучивать всем. Так остальные будут чувствовать себя будущими претендентами и работать с полной отдачей.

На методике непосредственной подготовки ребенка останавливаться не буду - она у каждого педагога своя, советую лишь обратить внимание на некоторые нюансы:

  1. Не пытайтесь сразу проводить репетиции непосредственно на сцене - сначала разберите произведение, которое будете исполнять, буквально по долям. Исполнение на сцене требует соответствующего образа и взаимодействия с шоу-группой. А дети, как правило, выразительность ставят гораздо выше правильности исполнения песни. Очень досадно наблюдать следующую картину: конкурсант хорошо взаимодействует с танцовщиками, улыбается залу, правильно держит микрофон, но путается в тексте и не соблюдает музыкальную гармонию. Создается ощущение, что кого-то из шоу-группы попросили спеть. Чтобы этого не произошло, займитесь прежде всего вокалом. Когда солист хорошо знает исполняемое произведение, ему будет намного легче обыграть его на сцене.
  2. Генеральную репетицию постарайтесь провести в костюме и вместе с шоу-группой. Это в первую очередь относится к детям младшей возрастной категории (до 10-11 лет) в силу их большой эмоциональной восприимчивости. Слишком сложный костюм, предметы реквизита в руках могут отвлечь солиста непосредственно на сцене, поэтому заранее по максимуму отрепетируйте все на своей сцене.

Прибыть к месту проведения следует минимум за полчаса до своего выступления. Взять с собой нужно следующее:

  1. Фонограмму(на двух носителях, например, флеш-карте и СД-диске в формате WAV) Для чего? В случае выхода из строя одного из носителей вам не придется бежать домой.
  2. Положение о проведении конкурса. Вы будете вооружены документально на случай нарушения условий.
  3. Фотоаппарат. (Задокументировать ваше выступление)

По прибытии разыщите организаторов конкурса и вежливо задайте любые вопросы, которые вас интересуют - они обязаны вам ответить, если даже предельно заняты. Помните: это их работа. Далее отыщите план выступления конкурсантов и убедитесь, что вы есть в списке. Заранее подойдите к звукорежиссеру и передайте ему свои фонограммы. Попросите (вежливо) убедиться, что они воспроизводятся, даже если звукорежиссер уверяет вас, что у него всегда все в порядке. После этого зайдите за кулисы и попросите дать вам в руки микрофон, который будут использовать конкурсанты - вам обязаны его дать. Разберитесь сами и объясните ребенку, как его включить. Поверьте, почему-то все организаторы считают, что у вас точно такие же микрофоны. Если включение микрофона вызывает у ребенка технические трудности, дайте ему уже включенный микрофон. Разумеется, если организаторы будут сами бездействовать. Нередки случаи, когда дети, волнуясь, не могли справиться с выключателем и номер получался «смазанным». Помните - не все члены жюри могут этим проникнуться.

Начать петь песню нужно уверенно. Не громко, а именно уверенно. Почему? В первые секунды работы микрофона звукорежиссер как можно быстрее подстраивает его к голосу вашего солиста. Это время зависит напрямую от того, как уверенно и ровно ребенок начал петь. Микрофон держим в трех-пяти сантиметрах от губ, на громких продолжительных фразах увеличиваем это расстояние до 10 см, не более. Если при исполнении солист далеко держит микрофон, это повлечет за собой уменьшение громкости вокала, поэтому звукорежиссер скорее всего убавит громкость фонограммы. А это повлечет за собой растерянность находящихся на сцене как вокалиста, так и шоу-группы. Не стоит равняться на телевизионные музыкальные передачи, где у артистов микрофоны не закрывают лица. Объясните ребенку, что это фонограмма и цель у этих передач совсем другая.

Хорошо, если у вас есть возможность попасть на живой концерт. Пускай даже незначительных исполнителей. Поверьте, настоящий пример живого выступления окажет только положительное влияние на ваших детей.

Шабельник Евгений Николаевич,
педагог дополнительного образования,
Медведовский ЦРТДиЮ,
МО Тимашевский район Краснодарского края

В течение трёх последних лет мои ученики активно участвуют в конкурсе чтецов, как в школьном, так и в районном. Ребята занимают призовые места, что, безусловно, стимулирует их для дальнейшей работы, вызывает желание добиваться высоких результатов в будущем.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию мастер – класс по теме: «Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов», в котором предлагаю систему работы при подготовке к конкурсу чтецов.

Задачи : 1. Обобщить теоретический материал по данной теме;

2. Познакомить с практическим материалом по теме, с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений, упражнений на чёткую дикцию, логику речи, используемых в системе работы; с особенностями работы над созданием сценического образа.

3. Представить записи выступлений ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов»

(мастер – класс)

Русского языка и литературы

МКОУ СОШ№85» г. Тайшета

Иркутской области

В течение трёх последних лет мои ученики активно участвуют в конкурсе чтецов, как в школьном, так и в районном. Ребята занимают призовые места, что, безусловно, стимулирует их для дальнейшей работы, вызывает желание добиваться высоких результатов в будущем.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию мастер – класс по теме: «Со страниц на сцену, или подготовка к конкурсу чтецов», в котором предлагаю систему работы при подготовке к конкурсу чтецов.

Задачи : 1. Обобщить теоретический материал по данной теме;

2. Познакомить с практическим материалом по теме, с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений, упражнений на чёткую дикцию, логику речи, используемых в системе работы; с особенностями работы над созданием сценического образа.

3. Представить записи выступлений ребят.

В ХХI веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлечённые поголовно телевизором, компьютером, не читают вообще, тем более равнодушны к лирике. А ведь русская литература дала миру, своим читателям великое богатство «волшебных звуков, чувств и дум» поэзии. Она всегда пробуждала «души прекрасные порывы», учила видеть красоту и бороться за неё. Невыносимо видеть, что это богатство проходит мимо тех, кому оно так необходимо.

Конечно, каждый педагог стремится развивать в ребятах не только интерес к поэзии, но и понимание её законов, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

Для этого учащиеся должны осознать великое предназначение поэзии, учиться понимать её законы и язык, уметь доносить до слушателей чувства, переживания, заключенные в стихотворении.

В основе подготовки к конкурсу чтецов лежит процесс интеграции таких базовых направлений, как литература, музыка и сценическое искусство.

Система моей работы предусматривает следующие этапы:

Iэтап. Подготовительный (называю его ещё и мотивационный ). Работа с обучающимся. Этот этап начальный, непосредственно связанный с психологией.

Особое внимание уделяю ребёнку, его индивидуальным особенностям: развитию памяти, процессу мышления; темпераменту тоже отведена важная роль. Определённое время на уроках наблюдаю, насколько эмоционален ребёнок, имеет желание к самовыражению посредством поэзии. Также провожу беседы, направленные на выявление положительного отношения к музыке и сценическому искусству.

Книга

IIэтап. Литературное наследие. Работа с книгой. Преследую цель : дать возможность свободного выбора ребёнку (сам выбирает автора, тему, стихотворение). Если же возникают трудности, то предлагаю свои варианты. Важно донести до учащегося значимость объёма стихотворения (маленькое по объёму стихотворение может содержать более глубокий смысл, нежели большое), сосредоточить взгляд на малоизвестных фактах биографии автора, его роли в литературе.

IIIэтап. Работа с авторским стилем, музыкой. По окончании второго этапа незамедлительно приступаю к третьему, связанному с авторским стилем. Ставлю акцент на особенностях языка автора, структуры стихотворения, умелом использовании им изобразительно – выразительных средств, делающих произведение более образным и необыкновенным. Кроме этого сопоставляю стиль одного автора со стилем другого, если необходимо, ищу преимущества одного перед другим. На этом этапе подбираем соответствующую стихотворению музыку. Выбор зависит от настроения, которым оно проникнуто.

Культура и техника речи.

IVэтап. Работа со словом. Следует отметить, что здесь всё внимание обращено к культуре и технике речи. Главное место отведено упражнениям, направленным на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умению владеть артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Упражнения помогают детям сформировать правильное произношение, научиться точно и выразительно передавать мысли автора, развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.

Речевые упражнения очень важны в системе работы.

Начинаю с тренировки дыхания.

  1. «Пастушок». Сначала вдохнуть воздух через нос, потом резко выдохнуть в трубочку. Первое упражнение восстанавливает дыхание, подготавливает к дальнейшей работе.
  2. «Самолётик». Развести руки в стороны ладонями вверх, поднять голову вверх, глубоко вдохнуть. После чего сделать поворот влево и сказать: «Ж – ж – ж.» Встать прямо и опустить руки – это отдых перед следующим упражнением.
  3. «Ветер». Вдохнуть воздух, затаить дыхание, положив руку на левую грудь. В таком положении находиться 30 секунд, затем изо всех сил выдохнуть. Делать можно 2-3раза.

Затем перехожу к работе над дикцией, диапозоном звучания, силой голоса, темпом речи. Всё это тренируется на скороговорках :

  1. Коси, коса, пока роса.

Коса долой, и мы домой.

2. Король- орёл, Орёл – король.

3. На горе, на горке горько ревёт Егорка.

4. На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.

5. От топота копыт пыль по полю летит.

6. Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

7. Вы малину мыли ли?

Мыли да не мылили!

8. Грабли сделал крабу краб:

«Грабь граблями гравий, краб»

или на стихотворениях .

1. А.С. Пушкин «Какая ночь! Мороз трескучий…»

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

В домах всё темно. У ворот

Затворы с тяжкими замками.

  1. А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

3. И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»

Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

4. А. Блок «Благословляю всё, что было…»

Благословляю всё, что было,

Я лучшей доли не искал

О, Сердце, сколько ты любило!

О, Разум, сколько ты пылал!

Сценическое искусство

Vэтап. Сценическое искусство . Данный этап тесно связан с предыдущим. Эти этапы работы самые продолжительные и важные, они предполагают огромный труд ребёнка. Его задача непростая: надо привнести опыт собственного восприятия, чувств, переживаний, зарядить ими слушателей.

Упражнения по актёрскому мастерству должны оттачивать и внимание, и воображение, и органичность поведения, и выразительность.

  1. «Хомячок» (участвуют два ребёнка) Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо. А потом ребята, встав парами, мимикой хвастаются друг перед другом, у кого жвачка вкуснее.
  2. «Рожицы » Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять обе брови. Опустить. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево.

Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Вытянуть лицо.

Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю

Губу и опустить её. Проделать то же с языком, двигая им

Во рту вправо, влево, вверх, вниз.

Работе над созданием сценического образа предшествует прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями известных поэтов и актёров, обсуждение увиденного и услышанного.

Особо отмечаю, что ребёнок должен уметь держаться на сцене, стремиться показывать свой талант, быть раскрепощённым. Перед выходом на сцену надо знать, что «Я могу!» Самое главное, уверить аудиторию в том, что умеешь жить в образе. В этом, без сомнения, помогут мимика, жестикуляция и такие художественные детали, как Именно на этом этапе раскрывается способность ребёнка привлечь внимание аудитории посредством своего таланта.

VIэтап. Формы контроля. Подразумеваю итог работы ребёнка: участие в урочной и внеурочной деятельности, в выходе на уровень района.

Школа (уровень)

Район (уровень)

VIIэтап. Рефлексия. Уместно говорить о результатах выступления: первое впечатление учащегося - что получилось, что не вышло. По истечении нескольких дней совместно объективно оцениваем возможности. Главное -настроить ребёнка на систему работы, которая принесёт высокие результаты.

«Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством». Каждый ребёнок по – своему талантлив, нужно только суметь раскрыть его способности. Это нелёгкая задача, но выполнимая. Стоит увлечь учащегося в мир необыкновенный, и любые высоты покорятся ему. Конечно же, результат зависит от совместной деятельности учителя и ученика.


Сегодня часто проводят различные конкурсы для детей и подростков. Не является исключением и конкурс чтецов. При этом он может проходить не только среди школьников и молодежи, но и среди старших дошкольников.

Выразительное чтение - это очень полезная способность, ведь ребенок овладевает навыком общения со зрителями, развивает свой артистизм, учится передавать идею произведения.

Если Ваш ребенок любить декламировать стихи, то поучаствовать в таком мероприятии стоит. Вопрос лишь в том, как подготовить ребенка к такому конкурсу. Вот несколько важных советов:

  1. Как уже было сказано ранее, важнейшим моментом является любовь ребенка к стихам . А при наличии артистизма в ребенке - смело записывайтесь на подобное мероприятие, ведь актёрская игра при декламации стихов очень важна. Если ребенку трудно учить стихи и он не горит желанием рассказывать что-либо на публике, то заставлять, конечно, не стоит. Вряд ли из этого выйдет что-то продуктивное.
  2. Важным моментом является выбор стихотворения . Произведение нужно выбирать по возрасту, чтобы ребенок понимал смысл, мог прочувствовать всё, что заложено в стихотворении, передать это содержание не только с помощью слов, но и с помощью мимики.

    Непременно постарайтесь, чтоб ребенок сам выбрал стихотворение, чтобы оно ему понравилось. Ведь если что-то нравится, то и рассказать об этом перед аудиторией получится ярче и выразительней.

    К сожалению, очень часто родители пытаются сами подобрать наиболее яркое, необычное стихотворение, но ребенок его не чувствует, в итоге выступление получается неэмоциональным, неинтересным, даже если текст зазубрен идеально.

  3. Чтобы понять и прочувствовать текст , нужно его тщательно проанализировать. Лучше это сделать вместе с ребенком, обсудить чувства, которые вызывает стихотворение, эмоции героев (если герои есть), обстоятельства, в которых оказались персонажи, разъяснить все непонятные или не совсем понятные слова. Нужно попытаться как бы воссоздать тот мир, о котором пишет автор, будь то событие прошлых лет, природное явление или эмоциональное состояние. Тут поможет чтение книг, просмотр видео с соответствующей тематикой, или подборка фотографий, иллюстраций. Например, рассказываем о ливне - смотрим на ливень, рассказываем о войне - смотрим фильм или отрывок фильма о войне.

Надеемся, что наши советы помогут Вам подготовить ребёнка к конкурсу, сделают чтение более убедительным и содержательным.

Самые известные детские конкурсы чтецов в России, в которых может поучаствовать любой ребенок.