Страховая пенсия определение в законе

Структура закона подразделяется на 7 глав, включающие в себя 36 статей. Дополнительно к главам прилагается 5 приложений, в которых подробно рассматриваются коэффициенты и соответствующие данные относительно расчетов предлагаемых выплат.

Описание закона

Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря того же года. Главная причина введения нового законопроекта - наличие проблем, связанных с финансированием пенсионных выплат. Законодательством РФ была установлена цель - увеличить размер пенсий к 2030 году до уровня трех прожиточных минимумов.

Главные идеи, которые содержат главы Федерального закона 400:

  • общие положения;
  • условия и нормы назначения;
  • страховой стаж;
  • размеры выплат;
  • установление и порядок получения выплат;
  • основные права на досрочное пенсионное обеспечение;
  • заключительные положения;
  • главные приложения.

Закон регламентирует три основных вида пенсий: по старости, по инвалидности и по потери кормильца. Право на получение страховой пенсии по старости, согласно Федеральному закону №400-ФЗ, имеют граждане, достигшие определенного возраста. Для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Главные требования: наличие трудового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Скачать ФЗ 400

ФЗ 400 «О страховых пенсиях» претерпел следующие изменения:

  • по видоизмененному закону, размер пенсионных отчислений будет зависеть от набранных пенсионных коэффициентов (ПК) на протяжении всего периода трудовой деятельности, а также от общей стоимости ПК на момент оформления пенсии;
  • размер пенсии будет зависеть от окладной части за весь период работы;
  • закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» регламентирует, что граждане, которые оформляют пенсионные выплаты в более поздние сроки, смогут получать дополнительный пенсионный коэффициент (ПК);
  • теперь к страховым выплатам добавляют еще и ежемесячные фиксированные выплаты - 3935 рублей. Соответствующая сумма подлежит ежегодной индексации. Инвалиды, многодетные матери и ветераны будут получать повышенную фиксированную выплату. Ознакомиться и скачать ФЗ 400 с видоизмененными правовыми аспектами можно ;
  • пожилые люди, получающие пенсионные отчисления, переходят на новый порядок расчета. Главное условие в этом случае - размер страховых пенсионных выплат не может быть ниже ранее установленных трудовых отчислений.

Комментарии

Нововведения не меняют сути документа, но наиболее актуальной версией является новая редакция, вступившая в силу в начале 2017 года. Именно этот вариант документации содержит всю информацию, которая соответствует всем изменениям и поправкам.

Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ должен подтверждаться комментариями, с которыми можно ознакомиться, перейдя .

Последние изменения 400 ФЗ «О страховых пенсиях»

С момента своего существования, ФЗ 400 о страховых пенсиях претерпел изменения. Последние были внесены 19 декабря 2016, которые вступили в законную силу с 01 января текущего года.

Изменения затронули отдельные положения соответствующего акта. Стоит отметить, что несмотря на нововведения, все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу.

Статья 8

В конце 2016 года, законодательство России дополнило 1.1 часть 8 статьи. Страховая пенсия по старости для лиц, которые замещают государственные должности РФ, а также должности госслужбы и должности городской службы, назначается по достижению ими соответствующего возраста, приписанного в приложении 5 настоящего Федерального закона.

Статья 9

Соответствующая статья закона №400-ФЗ, которая рассматривает условия назначения страховой пенсии по инвалидности никаким изменениям не подвергалась. То есть право на получение страховки имеют лица, признанные инвалидами 1, 2 или 3 группы.

Статья 10

Раздел 10 Федерального закона №400-ФЗ регламентирует положения назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Право на получение соцстраха имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении. Поправкам или доработкам ст 10 не подвергалась.

Статья 12

В декабре 2016 г. был дополнен 10 пункт 1 части рассматриваемого закона. Изменился период, в течение которого лица ошибочно были привлечены к уголовной ответственности и позже реабилитированы, а также временно отстранены от работы в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Статья 15

Больше всех изменений в Федеральном законе 400-ФЗ претерпела ст 15. Нововведения касаются следующих частей:

  • 11 часть четвертого абзаца . Сумма индивидуальных пенсионных показателей теперь назначается в соответствии с законодательством России о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • 12 часть первого абзаца. Коэффициент за полный календарный год, который засчитывает страховой стаж, предусматривается теперь пунктами 1, 6, 8 и 10 части 1 статьи 12;
  • 15.1 часть. 01 января 2017 вступает в силу назначение страховой пенсии по старости при возникновении права на данную пенсию, включая возраст, предусмотренный ст 8 части 1.1 рассматриваемого закона;
  • 18 часть. Изменилась величина индивидуального пенсионного коэффициента, а также сменилось законодательство, в соответствии с которым высчитывают сумму и размер страховых взносов;
  • 19 часть. При расчете максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента, полагаться следует на законодательство России о налогах и сборах и на кодексы РФ об обязательном социальном страховании;
  • 24 часть. Норма, относительно страхового обеспечения по старости, регламентируется частью 1 или 1.1 статьей 8 закона 400.

В России в декабре 2013-го года был принят федеральный закон о страховых пенсиях. Позже он вступил в силу и остается актуальным до сих пор. Его основные положения и комментария определили целый ряд изменений. Например, ранее называемая трудовая пенсия начала именоваться страховой. Этот ФЗ определяет размер выплат, условия их назначения и другие особенности всех процессов, связанных со страховой пенсией. Скачать и ознакомиться с этим ФЗ можно по ссылке ниже.

Федеральный закон 400 ФЗ о страховых пенсиях 2017

На данный момент федеральный закон РФ под номером 400 состоит из семи глав, в каждую из которых входит определенное количество статей. Всего статей на 2017 г – 36. Ниже приведены основные главы данного нормативно-правового акта:

  • общие положения;
  • условия назначения страховых пенсий (СП);
  • страховой стаж;
  • размер СП и фиксированная выплата;
  • установление, выплата и доставка СП;
  • сохранение права на пенсионное обеспечение в досрочном порядке по старости;
  • заключительные положения.

Особенностью этого федерального закона является наличие пяти приложений, необходимых для расчета различных показателей. Например, есть приложения со списком коэффициентов повышения фиксированной выплаты.

О чем гласит закон — общие положения

Из названия ФЗ нетрудно понять, о страховых пенсиях федеральный закон о чем гласит. Его основная цель, указанная в общих положениях – защита гражданских прав на предоставление СП. При этом, прежде всего учитывается трудовая деятельность граждан. Именно этот ФЗ определяет размеры и порядок выплаты СП. Право на СП имеют застрахованные граждане, а также в некоторых случаях – нетрудоспособные граждане или лица с иностранным гражданством (или без него). СП выплачивается при потере кормильца, а также по старости и по инвалидности.

Комментарии

Закон 400 ФЗ о страховых пенсиях 2017 с комментариями, принятый в декабре 2013-го, в действие полностью вступил в силу Российской Федерации только в 2015-ом г. Этот ФЗ стал одной из частью комплекса реформирования пенсионной системы. Он реализуется право граждан на СП. Новый установленный порядок выплат должен сбалансировать всю пенсионную систему РФ и даже стимулировать ее. При помощи данного акта ожидают, что в 2030-м г размер СП достигнет 3-кратного прожиточного минимума.

Закон о страховых пенсиях с изменениями с 2017 г для работающих пенсионеров

Долгие годы на государственном уровне обсуждается вопрос о том, чтобы изменить размер выплат или даже полностью их отменить для работающих пенсионеров. Однако внесение таких поправок в проекты будущих редакций не планируется. Более того, действующая редакция закона требует от ПФР ежегодного перерасчета этих выплат для работающих пенсионеров. С учетом дополнительных взносов, которые ежемесячно вносит работодатель за работающего пенсионера, его ИПК будет меняться, а по этому случаю поправки должны быть внесены и в СП гражданина. Перерасчет проводится в августе каждого года.

ФЗ 400 о страховых пенсиях по инвалидности

Все инвалиды 1-3 группы имеют право в 2017 г на СП – это устанавливается российским действующим законодательством. Причины инвалидности являются несущественными для установления этих выплат. Если же лицо-инвалид никогда не было застрахованным, и соответственно его стаж равен нулю, то ему будут выплачивать соцпенсию согласно 166-му ФЗ .

Федеральный закон 400 о страховых пенсиях по старости

Больше внимания сосредоточено на восьмой статье закона. В ней сказано, что по старости назначается СП в 60 и 55 лет (соответственно – мужчинам и женщинам). Однако возраст – это не единственное условие. ФЗ-400 требует еще и стаж как минимум 15 лет. При этом увеличение минимального стажа – постепенное (начиная с 6 лет). То есть установленные 15 лет будут достигнуты только в 2024 г. Третье условие – индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен как минимум 11,4 (на 2017 г).

В случае потери кормильца

В 2017 году начала действовать новая редакция Федерального закона № 400, в котором прописываются все нюансы страховых пенсий (от 29.12.2015 года). В чем заключаются изменения в этом законе? Как этот закон работает на сегодняшний день? Об этом мы расскажем в данной статье.

Смысл ФЗ № 400 «О страховых пенсиях»

Новый закон федерального значения под номером 400 касается пенсионных выплат, которые оформляются путем страхования. Он так и называется – «О страховых пенсиях». Чтобы понять смысл данного закона, нужно сначала разобраться с понятием «страховая пенсия».

Определение этого понятия подается на сайте Пенсионного фонда нашего государства – www.pfrf.ru/. Под ним подразумевается пенсионная денежная выплата, которая предназначена для компенсирования зарплаты пенсионеру. Особенностью ее является то, что она накапливается путем страхования. То есть такую компенсационную выплату будет получать только лицо, застрахованное и отчисляющее на протяжении определенного времени установленные суммы в счет этого страхования.

Пенсий на основе страхования бывает несколько видов, каждый из которых имеет свои особенности:

  • по возрасту (для ее получения следует учитывать следующие факторы: возраст пенсионера, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент);
  • по случаю потери кормильца (речь идет о пенсиях, которые могут получать те члены семьи, где умер кормилец, что не имеют возможности трудиться самостоятельно и обеспечивать себя на должном уровне);
  • по инвалидности (специально предназначаются для пенсионеров-инвалидов).

Новшеством, введенным с января 2015 года, было назначение пенсий на основе страхования по возрасту с учетом размера индивидуального коэффициента пенсионера. А в 2017 году изменилась продолжительность стажа страхования на один год.

Федеральный закон 400: его структура

Закон под номером 400 федерального значения имеет свою четкую структуру. Он разделен на семь глав, которые имеют тридцать шесть статей.

В первой главе прописаны общие положения, касающиеся пенсий на основе страхования. Она, в свою очередь, состоит из семи статей:

  • № 1 – целеполагание и предмет данного закона;
  • № 2 – правовое регулирование;
  • № 3 – понятия, употребляемые в этом документе;
  • № 4 – уточнения, кто имеет право на получение пенсий на основе страхования;
  • № 5 – оговариваются права россиян на выбор вида пенсии;
  • № 6 – о видах страховых пенсионных выплат;
  • № 7 – финансовое обеспечение.

Во второй главе прописываются все условия, по которым проводятся назначения пенсионных выплат по предварительному страхованию. Соответственно, на это отводится три последующих статьи:

  • № 8 – для стариков;
  • № 9 – для инвалидов;
  • № 10 – для иждивенцев, потерявших кормильца.

Третья глава дает пояснения о стаже страхования в соответствии с законом 400-ФЗ. Следующие четыре статьи:

  • № 11 – о периодах трудовой деятельности, что могут быть включены в стаж по страхованию;
  • № 12 – о других календарных периодах, которые также засчитываются в пенсиях;
  • № 13 – о правилах исчисления стажей по страхованию;
  • № 14 – о правилах, согласно которым нужно подсчитывать и подтверждать подобные стажи.

В четвертой главе установлены возможные величины страховых пенсий и фиксированная денежная доплата к ним – статьи с 15 по 20. Пятая глава предусматривает не только установление пенсий по страхованию и фиксированной выплате к ним, но и их выплату и доставку:

  • порядок установления – № 21;
  • сроки – №№ 22, 23, 26;
  • приостановление и возобновление – №№ 24-25;
  • условия выплат – №№ 26.1, 27;
  • ответственность – № 28;
  • удержания – №29.

О сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение россиян-пенсионеров по возрасту говорится в шестой главе – статьи №№ 30-34. Седьмая глава является заключительной и состоит из двух статей:

Помимо перечисленных статей, закон № 400 федерального значения содержит четыре Приложения. В этих Приложениях рассматриваются особенности применения индивидуального коэффициента пенсионера: его значение по максимуму, коэффициент повышения и т. д.

Как реализуется закон № 400

Согласно статье 36, размещенной в седьмой главе данного Федерального закона, он вступил в действие в два этапа:

  • в прошедшем 2015 году (с начала года);
  • в текущем 2017 году (с 1 января).

Такое распределение связано с тем, что две части – четырнадцатая и пятнадцатая – из статьи № 17 начали свое действие не в 2015 году, а с начала 2017 года. Рассмотрим более подробно, о чем говорится в этой статье.

Как уже говорилось, закон № 400 «О страховых пенсиях» содержит целую главу, в которой размещены информационные данные о фиксированной выплате, добавляемой к страховым пенсиям. Это глава седьмая – о размерах пенсионных выплат по страхованию. Так, в статье № 17 говорится о повышении фиксированной, установленной на федеральном уровне, выплате, которую положено добавлять к страховой пенсии. Действие частей четырнадцать и пятнадцать вступило в силу с начала текущего 2017 года. О чем же идет речь в этих частях седьмой главы? Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Часть 14 уточняет условия увеличения фиксированных доплат к двум видам страховых пенсий:

  • по возрасту;
  • по инвалидности.

Оговаривается величина такого повышения – 25% той суммы, что уже установлена в виде фиксированной выплаты. Это касается россиян, что проработали в области сельского хозяйства более тридцати лет (по календарю).

В части 15 также идет речь о той же категории россиян-пенсионеров, то есть тех, что заработали пенсию, проживая в сельской местности. Но здесь оговаривается противоположное предыдущей части: если такой россиянин выехал из села и прекратил там свою трудовую деятельность, ему поднятие фиксированной выплаты не положено.

Как определить коэффициент повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям

Специалисты определяют величину фиксированной выплаты, что должна доплачиваться к пенсиям по страхованию согласно нескольким факторам:

  1. Исходя из количества месяцев (полных по календарю), что прошли с момента появления права на получение пенсий по возрасту (также досрочных).
  2. Не раньше 1 января 2016 г. до момента ее назначения.
  3. Количество месяцев, что прошло с момента прекращения пенсионных выплат по возрасту в результате отказа от получения установленной суммы, также назначаемой досрочно.
  4. До момента ее восстановления, когда пенсионная выплата назначается снова.

При этом нужно сверяться со следующей информационной таблицей:

400-ФЗ от 28.12.2013 г. принят во исполнение Конституции и в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 года № 167. Цель нормативного акта состоит в обеспечении гражданам гарантий в получении денежных средств в связи с окончанием трудовой деятельности. Рассмотрим далее некоторые положения Закона "О страховых пенсиях".

Общая характеристика

Рассматриваемый нормативный акт определяет в первую очередь . При этом во внимание принимается существенность трудовой деятельности или другого общественно-полезного занятия людей в государстве с социально-ориентированной экономической моделью. В соответствии с документом формируется материальная основа для финансового обеспечения граждан конкретных категорий для удовлетворения их ключевых жизненных потребностей. На базе этого нормативного акта реализуется субсидиарная ответственность государства.

Категории граждан

Лица, имеющие право на страховую пенсию , перечисляются в ст. 4 комментируемого акта. Соответствующие юридические возможности получают:



Особые случаи

В законодательстве предусматривается право на досрочное назначение страховой пенсии. Согласно рассматриваемому нормативному акту, им могут воспользоваться граждане, индивидуальный коэффициент которых не меньше 30 и которые работали в особенных трудовых либо природно-климатических условиях. Соответствующие положения устанавливают статьи 30-32.

Выбор выплат

В российском законодательстве устанавливаются разные. Если статус гражданина предусматривает одновременное получение нескольких выплат, то субъект должен выбрать одну из них. Для некоторых лиц, однако, может быть сделано исключение. Соответствующие случаи установлены в Законе №167. Согласно нормативному акту, допускается одновременное получение выплаты по государственному обеспечению и страховой пенсии. Расчет и предоставление последней при этом осуществляются вне зависимости от накопительной суммы. Обратиться за назначением страховой выплаты гражданин может в любое время с момента возникновения соответствующего права.

Классификация

Рассматриваемый Закон определяет такие , как:

  1. По старости.
  2. По инвалидности.
  3. Вследствие потери кормильца.

Для каждого типа предусматриваются общие и специальные правила получения.

Финансовое обеспечение

Оно устанавливается в соответствии с Законом №167. В нормах определен порядок финансирования выплат страховых пенсий, фиксированных сумм к ним и их повышений. В случае внесения в ФЗ 400 изменений, влекущих увеличение затрат на денежное обеспечение, должны быть приняты корректирующие положения к бюджетному законодательству на текущий и предстоящий периоды. Кроме этого, дополнению подлежит Закон о финансировании ПФР.

Выплаты по старости

Закон "О страховых пенсиях " устанавливает требования, которым должны соответствовать граждане для получения соответствующих сумм. Основными требованиями являются:

  1. Достижение установленного возраста. Для мужчин он составляет 60, для женщин - 55 лет.
  2. Наличие страхового стажа, продолжительностью не менее 15 лет.
  3. Величина индивидуального коэффициента должна быть не меньше 30.


Выплаты по инвалидности

ФЗ 400 устанавливает, что возможностью получать денежные суммы данного типа могут воспользоваться граждане, имеющие 1, 2 гр. Признание субъекта инвалидом, установление соответствующей группы осуществляется федеральными учреждениями МСЭ. Правила проведения освидетельствования установлены в Законе №181. Страховая выплата назначается вне зависимости от причины инвалидности, длительности стажа. Не имеет значения, продолжает ли гражданин трудовую деятельность или выполняет другую общественно-полезную работу. Во внимание также не принимается время наступления инвалидности (во время работы, после ее прекращения или до поступления на предприятие). Если у субъекта полностью отсутствует страховой стаж, ему назначается социальное пособие по правилам, предусмотренным в Законе №166.

Выплаты вследствие потери кормильца

Правом на получение пенсии обладают нетрудоспособные близкие умершего застрахованного лица, если они состояли на его иждивении. Исключение из данной категории составляют субъекты, совершившие преступление, повлекшее гибель указанного гражданина и установленное в порядке уголовного судопроизводства. Один из супругов, родителей или иной член семьи может получить выплату вне зависимости от того, были ли они на иждивении умершего или нет. В ряде случаев кормилец в семье признается безвестно отсутствующим. При наличии соответствующего решения суда его родственники приравниваются к близким умершего гражданина.

Нетрудоспособные категории

В пункте втором 10 статьи ФЗ 400 определены граждане, которые обладают возможностью получить выплаты вследствие потери кормильца. К ним относят нетрудоспособных:



Нюансы

Близкие умершего будут считаться состоявшими на иждивении, если они получали помощь, которая выступала как постоянный и основной источник дохода, или были на полном содержании умершего. Особое положение в ФЗ 400 предусмотрено для детей. Они считаются иждивенцами по умолчанию, если не объявлены полностью дееспособными в соответствии с законодательством или не достигли 18 лет. Нетрудоспособные супруг/супруга или родители, которые не состояли на иждивении, могут рассчитывать на получение выплаты, если вне зависимости от времени, прошедшего с момента смерти застрахованного лица, утратили основной и постоянный источник средств своего существования.

Дополнительно

Страховая выплата вследствие потери кормильца-супруга при вступлении в новый официально зарегистрированный брак сохраняется. На пособие могут рассчитывать также усыновители и усыновленные наравне с родителями и родными детьми. Мачеха и отчим имеют право на получение пенсии так же, как и родные мать и отец, если они содержали и воспитывали умершего ребенка не меньше пяти лет. Выплата семье, потерявшей кормильца, предусматривается вне зависимости от продолжительности стажа умершего, времени и причины смерти. Исключение составляют случаи, определенные в 11 статье ФЗ 400. В соответствии с ней при полном отсутствии стажа у умершего или при совершении нетрудоспособными близкими уголовного деяния, повлекшего его гибель, начисляется социальное пособие по правилам Закона № 166.