Диверсионный метод мозговой атаки. Метод мозговой атаки: принципы организации и практика применения. Прямая мозговая атака

Метод обратной мозговой атаки. Теоретические предпосылки.

В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. По этому закону переход к новым решениям происходит через выявление и устранение недостатков в существующих условиях.

Поэтому при создании любого нового значительно улучшенного проекта решаются две задачи: 1) выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков; 2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом. Первая задача относится к постановке новых задач, вторая - к синтезу нового решения. Первая задача оказывается не менее простой, поскольку необходимо выявить полный список недостатков. Таким образом, методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки.

Гипотетически существует некоторый идеальный полный список недостатков, каждый из которых может быть устранен или учтен в новом изделии, в результате чего новое решение будет реализовывать максимально возможный скачок для существующего уровня. Поэтому наилучшее решение первой творческой задачи соответствует наибольшему приближению к такому идеальному списку недостатков. Говоря иначе, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого.

Область применения метода. Метод обратной МА ориентирован на решение первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д. Обратная МА может быть использована при решении, например, следующих вопросов и задач: уточнение постановки задач; разработка технического задания или технического предложения; экспертиза проектной документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец); оценка эффективности закупаемых изделий.

Формулировка задачи.

Формулировка задачи для обратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы: а) Что представляет собой объект, который требуется улучшить? 6) Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т. д в) Что требуется получить в результате МА? г) На что нужно обратить особое внимание? Изложение по п. а) желательно сопроводить наглядным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информация по п. б) может быть собрана у изготовителей, пользователей, наладчиков и ремонтников.

По п. в) МА должна дать максимально полный список недостатков и дефектов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо угадать все будущие недостатки на 10-20 лет вперед, чтобы полученный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объекта. По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно нетерпимы недостатки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, экономия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.). В творческую группу необходимо включить технологов, наладчиков, ремонтников, эксплуатационников, работников по сбыту и продаже. Правила для участников сеанса МА. Эти правила совпадают с правилами проведения прямой МА. Для обеспечения непрерывности высказывания идей и полноты формируемого списка недостатков ведущему рекомендуется использовать следующий список вопросов; У каких параметров объекта или его элемента ожидаются отклонения от нормы? Какие ожидаются трудности изготовления, сборки, контроля изделия или его отдельных узлов? Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10-20 лет? Какие ожидаются трудности энергоснабжения в данное время и через 10-20 лет? Какие неудобства в обслуживании или какие могут возникнуть ошибки оператора? Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала? Какие возможны трудности доставки и транспортирования в настоящее время и через 10-20 лет? Для стимулирования мышления на экране показывают отдельные предложения из межотраслевого, проблемно и объектно ориентированных списков недостатков изделий и списков их параметров.

Запись и оформление результатов МА. Проводится аналогично прямой мозговой атаке.

В дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам.

Могут быть выделены, например, следующие группы: основные функциональные требования, производство, сбыт, эксплуатация, защита окружающей среды.

Проводится ранжирование недостатков от самых больших (главных) до малых (второстепенных). Ранжирование можно выполнить также путем отнесения каждого недостатка к главным, средним или второстепенным недостаткам. Если список недостатков составляется с целью последующего его использования в постановке и решении изобретательских или рационализаторских задач, то желательно еще составить таблицу анализа недостатков (табл. 1). Таблица 1 Анализ недостатков Наименование недостатка Фактические или возможные следствия проявления недостатка Фактические или возможные причины возникновения недостатка При составлении табл. 7 время, отведенное на составление отредактированного списка идей может быть увеличено до 1-1,5 ч, а заполнение столбцов по следствиям проявления и причинам недостатков можно проводить с помощью дополнительной мозговой атаки 4.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

МОЗГ

В таких экстремальных ситуациях капитан судна проводит со всей оставшейся командой непродолжительный корабельный совет, на котором каждый должен.. При этом соблюдался строгий порядок выступавших. Сначала высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и т. д. до капитана.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Многие люди часто сталкиваются с задачами, которые отнимают у них немало драгоценного времени. Приходится вычитывать массу литературы, смотреть видеоматериалы, спрашивать совета у друзей и т.д. Для быстрого решения проблемы проводят метод мозговой атаки.

Правила проведения мозговой атаки

1. Задача четко формулируется и записывается. Она выглядит в виде одного или нескольких предложений. Иногда ее разбивают на подзадачи. При этом используют специальные вопросы:

  • почему необходимо решить проблему;
  • кто и где должен это сделать;
  • каким образом и т.д.

2. Участники делятся на две группы: создателей идей и экспертов. Последние не предлагают решения, а оценивают уже предложенные. Это квалифицированные специалисты, которые обладают аналитическим складом ума.

3. Во время представления идеи ее генератора запрещено критиковать. Вместо этого создается дружеская атмосфера с шутками и простой формой изложения. За 30-45 минут участники должны получить максимальное количество идей.

4. Все предложения записываются на бумаге. Иногда для фиксации используют аудио, видеозапись. Эксперты сразу же или после перерыва проводят анализ предложенных идей и останавливаются над наиболее приемлемыми.

Метод обратной мозговой атаки

Данный метод очень часто используется на . Он осуществляется через выявление и устранение проблем уже существующих идей и решений. В роли объекта мозговой атаки может выступать изделие, сфера обслуживания, процесс и т.д. Задача обратной мозговой атаки должна содержать четкие ответы на вопросы, к примеру:

Составляется наиболее полный список недостатков рассматриваемой , которая подвергается критике. После этого участники размышляют над тем, как можно устранить каждый недостаток и каким путем это необходимо сделать.

Стоит отметить, что метод мозгового штурма и мозговой атаки позволяет отразить недостатки в полном объеме и полностью их устранить, отыскав наилучшие пути для усовершенствования исследуемой предметной области.

Мозговая атака позволяет разрешить существующую проблему в довольно сжатые сроки. При этом собираются наиболее активные и опытные участники. Общими усилиями они выявляют проблему и генерируют множество идей для ее разрешения.

Как известно, развитие систем происходит в результате устранения возникающих внутри них противоречий. Различного рода противоречия могут не проявиться в явном виде и из-за этого могут выпасть из поля зрения проектировщиков новых систем на стадии их создания. Кроме того, ряд противоречий может выявиться только через некоторое время после начала эксплуатации системы. Поэтому при создании новой системы или отдельного изделия решаются две творческие задачи.

1. Выявляются имеющиеся или ожидаемые в ближайшей перспективе противоречия в существующей системе или техническом объекте.

2. Находятся пути устранения этих недостатков во вновь создаваемых системах и объектах.

Первая задача оказывается не менее простой, чем вторая, поскольку методы ее решения должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки. Иначе говоря, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого. Для решения указанной задачи отечественным исследователем Е. А. Александровым был предложен метод обратной мозговой атаки (ОМА), который был в дальнейшем модифицирован Г.Я. Бушем. Этот метод называют иногда диалогом с деструктивной отнесенной оценкой.

Метод обратной мозговой атаки (ОМА) может быть использован при решении, например, следующих вопросов и задач:

Уточнение постановки изобретательских и рационализаторских задач;

Разработка технического задания или технического предложения;

Экспертиза проекта на любой стадии разработки;

Оценка эффективности закупаемых изделий;

Оценка эффективности принятия административных решений.

Эффективность проведения ОМА во многом зависит от четкости формулировки задачи. Формулировка задачи для ОМА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

· Что представляет собой система, которую нужно улучшить?

· Какие известны недостатки системы, связанные с ее производством, функционированием, эксплуатацией, обслуживанием и утилизацией?

· Что требуется получить в результате проведения мозговой атаки?

· На что требуется обратить особое внимание?

Если формулировка задачи содержит очень специальные и не понятные для участников обсуждения термины, то необходимо сделать вторую общедоступную редакцию предварительной формулировки без специальных терминов.

В ряде случаев наиболее эффективным оказывается комбинирование методов прямой и обратной мозговой атак. Такую комбинацию можно использовать, например, для прогнозирования развития процессов. Для этого с помощью обратной мозговой атаки выявляют все недостатки существующего изделия или системы и выделяют среди них главные. Затем проводят прямую мозговую атаку с целью устранения выявленных главных недостатков и намечают пути совершенствования объектов данного класса. Для прогнозирования недостатков технического объекта проводят сначала прямую МА и подготавливают проекты наиболее перспективных решений, а затем проводят ОМА для выявления возможных недостатков этих решений.


Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:

Формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

Создание группы анализа проблемной ситуации, формирование

исходной изобретательской задачи в общем виде, сообщение задачи вместе с описанием деструктивной отнесенной оценки всем участникам диалога;

Генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);

Систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить комплексные идеи, и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;

Деструктурирование идей, т.е. оценка идей на реализуемость в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий на пути к реализации выдвинутых идей;

Оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составление окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний и контридей.

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники мозговой атаки рационально распределяются на следующие три группы: группу генерирования идей, группу анализа проблемной ситуации и оценки идей и группу генерирования контридей.

МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.
Рубрика (тематическая категория) Изобретательство

Область применения метода. Метод обратной МА ориентирован на реше­ние первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА состоит в составлении

1. В случае если есть новички в творческой группе, ведущий в самом начале пред­ставляет всœех участников, давая им короткую лестную характеристику. Далее из­лагают правила для участников сеанса МА.

2. Ведущий четко и эмоционально излагает формулировку задачи как. в спе­циальном, так и в общедоступном изложении. При этом заставляет участников воспринимать задачу как свою главную проблему, усиливая постановку, к примеру такими замечаниями:

Представьте себя на месте того-то.

Что бы вы. сделали, в случае если бы сами отвечали за это дело?

3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюденное участниками всœех пра­вил проведения МА, не пользуясь при этом приказаниями и критическими заме­чаниями. Его роль подобна функциям судьи на футбольном, поле.

4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, за­полнять паузу поощрительными репликами.

5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не шло в чересчур уз­ком и чересчур практическом направлении, своими идеями или репликами расши­рять сферу поиска.

6. Ведущий, должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько вре­мени осталось до конца сеанса. Тактично останавливать участника, который вы­сказывает свою идею более полминуты, интенсифицировать работу последних минут, к примеру, такими восклицаниями:

Неужели ничего не найдем в последние три минуты?!

Неужели мы не забьем гол в последнюю минуту?! .

МА - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, как ост­роигровой хоккейный матч. По этой причине не должна быть единой постоянной схемы проведения МА. Каждый ведущий должен искать свои индивидуальные пути по­вышения результативности сеанса МА. К примеру, создатель метода А. Осборн как бывший моряк во время сеанса употреблял крепкие соленые выражения, сообра­зуясь, конечно, с составом участников.

Организация проведения МА. Приглашать на совещание (сеанс МА) же­лательно за 2-3 дня с изложением сути задачи, чтобы участники могли подумать и настроиться. Иногда бывает целœесообразно заранее сообщить постановку задачи только части участников.

Полная продолжительность совещания (сеанса МА) составляет 1,5-2 ч. Со­вещание имеет следующий порядок проведения и соответствующие затраты вре­мени на отдельные мероприятия:

представление участников совещания друг другу и ознакомление их с пра­вилами проведения сеанса МА (5-10 мин);

постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин);

проведение МА (20-30 мин);

перерыв (10 минут);

составление отредактированного списка идей (30- 45 мин).

Творческая группа - это дружная сыгранная команда, члены которой вза­имно дополняют друг друга.

Правила для участников сеанса МА. Их можно сформулировать следующим образом,

1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпоч­тение количеству, а не качеству идей, Свои идеи высказывайте короткими пред­ложениями.

2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных, идей. Запрещаются также неодобрительные замечания, иронические реплики, консерва­тивные мысли, ядовитые шутки. К примеру:

Так еще никогда не делали!

А что скажет директор?

Для практики это не годится!

Это же чепуха и бред сивой кобылы!

Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат.

3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте всœе идеи, даже заведомо не­практичные и, казалось бы, глупые. Оказывайте предпочтение не систематическо­му логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях.

4. Весьма способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.

5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

6. Обеспечивайте между участниками МА свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не будет зло шу­тить над неудачными идеями других.

Настоящий сеанс МА - это особое психологическое состояние людей, ко­гда думается без волевых усилий и принимается во внимание ʼʼвсœе, что придет в головуʼʼ. Именно такое состояние оказывается наиболее продуктивным, поскольку позволяет в наибольшей мере использовать подсознание человека - самый мощный аппарат творческого мышления.

Обязанности ведущего (руководителя) в сеансе МА, Успех и результа­тивность МА в очень большой мере зависит от председателя совещания (ведуще­го), который осуществляет оперативное управление. МА/ Ведущим чаще всœего бывает руководитель творческой группы. Ведущий должен руководствоваться правилами для участников МА и поддерживать непринужденную обстановку и чувство юмора. Вместе с тем, на ведущего возлагаются следующие обязанности.

КОМБИНИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МОЗГОВОЙ АТАКИ

Изложенные методы прямой и обратной МА бывают совместно исполь­зованы в различных комбинациях. Приведем некоторые схемы таких комбинаций, оправдавшие себя на практике.

Двоимая прямая мозговая атака. Двойная МА начала практиковаться в СССР. Суть ее состоит по сути в том, что после проведения прямой МА делается пе­рерыв от двух часов до двух-трех дней и еще раз повторяется прямая МА.

Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же зада­че часто выявляются наиболее ценные практически полезные идеи или удачное развитие идей первого совещания, т. е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач - подсознание человека, синтези­рующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратная и прямая мозговые атаки (прогнозирования и развития тех­ники). Как уже отмечалось во введении, развитие ТО представляет собой повто­ряющийся цикл: существующее изделие - выявление недостатков - устранение недостатков в новой серии изделий. Эту закономерность можно использовать для мысленного моделирования и прогнозирования развития интересующего класса, изделий. Для этого сначала с помощью обратной МА выявляют всœе недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Далее проводят прямую МА для устранения выявленных главных недостатков; и разрабатывают эскиз но­вого технического решения, в котором по возможности устранены или учтены эти недостатки.

Для увеличения времени прогнозирования данный цикл имеет смысл повто­рить, чтобы посмотреть развитие объекта на два шага вперед.

Прямая и обратная мозговые атаки (прогнозирование недостатков тех­нического объекта). Указанную в предыдущем параграфе закономерность разви­тия техники можно также использовать для прогнозирования недостатков интере­сующего класса изделий. Для этого сначала проводят прямую МА и делают эски­зы наиболее перспективных технических решений, затем обратную МА и выяв­ляют возможные недостатки этих технических решений.

В целях увеличения времени прогнозирования данный цикл имеет смысл еще раз повторить, т. е. опять провести прямую МА для устранения выявленных бу­дущих недостатков и разработки соответствующих эскизов технических решений, по отношению, к которым еще раз выполняется обратная МА.

МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ." 2017, 2018.

Среди множества методов генерации идей и развития творческого мышления особо выделяется метод мозговой атаки (другое название ). Он пользуется огромной популярностью во всем мире. Использование метода позволяет находить решения сложных задач и помогает раскрыть личностный потенциал. Как правило, метод применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда возникает необходимость найти оптимальное решение той или иной проблемы.

Метод был разработан в 1930 году. Его автором является американский ученый Алекс Осборн. Он предложил свою методику руководителям предприятий с целью наиболее эффективного планирования предпринимательской деятельности. В 1953 году А. Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», автор описал разработанные им приемы, и которая быстро завоевала популярность среди менеджеров предприятий. Многие крупные бизнесмены с уважением относятся к методу и с успехом практикуют его, отмечая при этом повышение эффективности труда, рост прибыли, появление большого количества новых, интересных идей.

Суть метода состоит в следующем: работники и руководители предприятия собираются вместе. Перед ними ставится задача, которую нужно решить. Каждый участник группы может предлагать свои варианты решения, выдвигать гипотезы, строить предположения, обсуждать результаты, оспаривать предложения других участников. В ходе процесса начинают появляться новые идеи и предложения.

Алекс Осборн

К созданию метода А. Осборна подтолкнула ситуация, возникшая на предприятии, где он работал. Компания столкнулась с проблемой нехватки креативных идей, хотя интеллектуальный и творческий потенциал имелся в достаточном объеме. Ученый начал разбираться в проблеме и пришел к выводу, что причиной сложившейся ситуации является закрытый характер выработки и принятия управленческих решений, поскольку в этом процессе участвуют только опытные специалисты. Но ход их мысли, как правило, является шаблонным, хотя сами они этого не замечают. Остальные сотрудники, не имеющие соответствующей специализации, не принимают участия в поиске решений. Осборн предложил допустить к процессу обсуждения неспециалистов, которые могут подать нестандартные идеи. Также он разделил процесс работы над проблемой на два этапа: предложение идей и их анализ и отбор. Важным условием обсуждения Осборн считал отсутствие ограничений в творческой активности участников. Так родился метод мозговой атаки.

Виды мозговой атаки

Существует несколько видов мозговой атаки: прямая, обратная, теневая и индивидуальная.

  • Прямая мозговая атака является самой распространенной разновидностью метода и используется для быстрого решения актуальной проблемы. Она подходит для обсуждения самых важных вопросов, касающихся развития предприятия, внедрения новых проектов и пр. Внесение в обычные планерки и совещания элемента деловой игры позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал сотрудников. Кроме того, данный метод улучшает психологический климат в коллективе.
  • Обратная мозговая атака эффективна в том случае, когда принятое ранее решение оказалось несостоятельным и требуется срочно придумать другое. В ходе обсуждения участники должны активно оспаривать идеи друг друга. Споры и вступление в полемику приветствуются. Метод обратной мозговой атаки можно применять для преодоления неразрешимых противоречий, которые требуют основательного вмешательства. Участники обсуждения могут высказывать любые предложения без ограничений. Данный подход является очень эффективным.
  • Теневая мозговая атака разработана для людей, которые не могут заниматься творчеством в коллективе. Для реализации метода группа участников делится на две подгруппы. Одна подгруппа ведет активное обсуждение, высказывает идеи и оспаривает их. Другая подгруппа не принимает активного участия в обсуждении, а исполняет роль наблюдателей. Каждый участник второй подгруппы записывает на бумагу идеи, возникающие в его голове под влиянием работы активной группы. Список идей, придуманных и активной и теневой группой, передают экспертам для оценки, доработки и дальнейшего развития.
  • Индивидуальная мозговая атака подходит для человека, переживающего профессиональный или творческий кризис. Прием прекрасно подходит для активизации идей не только в коллективе, но и у отдельного человека. Во время индивидуальной подхода человек ведет диалог с самим собой, выдвигает самые разнообразные идеи, сам оценивает их. Этот способ работает довольно эффективно и помогает преодолеть творческий кризис. Его можно использовать в качестве метода принятия решения в условиях ограниченного времени.

Как метод реализуется на практике

Вся работа выполняется в три этапа:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе проводится подготовка к мозговому штурму. Прежде всего, выбирают ведущего группы, который должен формулировать задачи и цели метода, подбирать участников для последующих этапов и решать все организационные вопросы.Участников обсуждения делят на две группы: «генераторов» и «аналитиков». В первую группу входят активные сотрудники с развитым креативным мышлением. Во вторую группу включают экспертов, хорошо разбирающихся в теме обсуждения. Они проводят оценку идей, выдвинутых первой группой. В некоторых случаях создается третья, дополнительная группа – «генераторы контридей».
  2. Основной этап (генерирование идей). Основной этап работы длится приблизительно 15-20 минут. В это время происходит активный поиск идей. Полностью процесс мозговой атаки занимает 1,5-2 часа. Все идеи, выдвигаемые участниками группы, тщательно записываются. В процессе генерации руководитель группы всячески поддерживает участников, стараясь максимально активизировать их творческое мышление. Он может приводить примеры самых безумных идей, чтобы подтолкнуть к процессу остальных.
  3. Завершающий этап (подведение итогов). На этом этапе собранные предложения представляют группе «аналитиков» для анализа, систематизации и оценки их жизнеспособности. Проводится отбор наиболее интересных и конструктивных вариантов и составляется их перечень.

Правила проведения мозговой атаки

Оптимальное количество участников – 6-12 человек. Хорошо, если в группу будут входить не только опытные сотрудники, но и молодые, которые еще не имеют жестких стереотипов мышления. Группы должны быть смешанными и состоять из мужчин и женщин. Нужно постараться, чтобы разница в возрасте и служебном статусе участников не была слишком большой. Рекомендуется иногда вводить в группы новых людей, которые могут внести свежие, нестандартные идеи.

Количество активных и умеренных членов в группе должно быть примерно одинаковым. Для проведения мозговой атаки нужно выбрать отдельную комнату или зал совещаний, где ничего не будет мешать процессу. Удобнее всего проводить обсуждение за круглым столом.

Руководитель должен постараться создать непринужденную обстановку, которая позволит участникам чувствовать себя свободно. Для этого можно использовать юмор и другие приемы. Все идеи нужно фиксировать на бумаге или записывать на диктофон.

Руководитель тоже принимает участие в процессе генерации идей. Задача руководителя – освободить участников группы от шаблонного мышления и подтолкнуть их к творческому поиску. Нередко процесс генерации идей у участников обсуждения продолжается и после завершения собрания. В этом случае руководитель должен собрать группу через несколько дней и зафиксировать придуманные ими идеи.

Условия успешного проведения мозговой атаки

В процессе обсуждения не допускается критика выдвигаемых идей. Даже самая фантастическая и необычная идея должна быть записана. Это способствует активизации мышления у членов группы. Участники должны постараться придумать как можно больше предложений.

Суть метода мозговой атаки состоит в том, чтобы избавить участников от шаблонного мышления и заставить их мыслить нестандартно. Только в этом случае метод будет эффективным. Важно не качество идей, а их количество. В общей сложности, за 20 минут работы группа может создать около 100 идей. При грамотной организации процесса возможен и более высокий результат – 200-250 идей.

Все идеи записываются, так чтобы участники обсуждения могли их видеть. Удобнее всего записывать их маркерами на больших листах бумаги или на специальной доске. После того как все идеи собраны и записаны, членам группы нужно дать передышку, чтобы они смогли отдохнуть от умственной работы. На этом этапе часто продолжается работа над задачей на бессознательном уровне и может происходить реорганизация идей.

Достоинства и недостатки метода

Метод мозговой атаки, как и любой метод генерации идей, обладает рядом достоинств и недостатков.

Достоинства :

  • активизируется творческое мышление;
  • процесс коллективного обсуждения сближает участников группы и учит их эффективно работать в команде;
  • процесс поиска идей избавляет от лени, шаблонного мышления, пассивности, подталкивая даже самых неактивных членов к творческому процессу;
  • метод прост в использовании, его правила легко понять всем участникам процесса, кроме того, его проведение не требует специального оборудования и условий.

Недостатки :

  • из-за поощрения любых, даже самых фантастических идей, члены группы могут уйти в сторону от реальной проблемы;
  • среди выдвигаемых вариантов бывает непросто найти по-настоящему практичный вариант;
  • наиболее опытные и активные участники могут начать претендовать на лидерство и стараться продвигать свои идеи, как наиболее продуктивные.

Применение метода мозговой атаки поможет руководителю раскрыть интеллектуальный потенциал своих подчиненных и направить его на поиск новых, креативных идей, способных улучшить эффективность работы производства.