1 взаимодействие в структуре общения. Интерактивная сторона общения. Взаимодействие и взаимовлияние в структуре общения. Понятие общения в психологии

Отечественные издания об основах менеджмента описывают конфликт в качестве столкновения противоположно направлен­ных взглядов, позиций, интересов, целей двух или более людей. Это понимание закрепилось и в публикациях по управлению персоналом. К примеру, в пособии по кадровой работе В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное разли­чием взглядов, позиций и интересов».

Если суммировать вышесказанное о конфликте, то для управленческой науки и прикладной значимости конфликтологии наиболее приемлемым будет, вероят­но, следующее определение: конфликт - это нормальное проявле­ние социальных связей и отношений между людьми, способ взаимо­действия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и ин­тересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. При всем многообразии причин возникновения, внешних форм проявления, неоднозначности своих последствий, большой доли чувственного восприятия конфликты в реальной жизни выступа­ют способом общения и взаимодействия людей, действенным ин­струментом развития любых социальных систем, в том числе и организаций. Такой подход можно проиллюстрировать рядом при­меров, разбор которых позволяет провести грань между разноха­рактерными формами социальных связей и, в частности, четко отличать конфликт от иных противоречий - отсутствия простого согласия, несовпадения позиций, противоположности мнений по той или иной жизненно важной проблеме.

Пример первый . Двое коллег - служащих страхового общества - во время обе­денного перерыва вступили между собой в спор по поводу того, является ли введе­ние «валютного коридора» благом или злом. Один утверждал, что установление та­кого коридора позволяет поддерживать устойчивый курс отечественной денежной единицы и стабильность финансово-кредитной системы страны; другой же указы­вал на неизбежные издержки - ограничение свободы рыночных отношений, ис­кусственное понижение курса доллара США и других зарубежных валют, что нега­тивно сказывается на экспорте отечественных товаров и поступлениях иностран­ных инвестиций. Можно ли считать этот спор конфликтом?

Также нет, поскольку в данном случае имеет место лишь расхождение во взглядах. Ни одна из сторон, участвующих в споре, не настаивает на своем мне­нии и не навязывает его другой.

Пример второй. На крупном промышленном предприятии предстоит рекон­струкция одного из основных цехов. Относительно проекта перестройки цеха столкнулись два разных замысла. Одна группа специалистов выступает за мо­дернизацию оборудования и совершенствование существующей технологии, а другая - за полную замену оборудования и переход на новую технологию. Обе стороны апеллируют к руководству предприятия, добиваясь принятия своего предложения и доказывая неприемлемость другого. Подходит ли происходящее столкновение под определение конфликта?

Безусловно, да. Каждая сторона активно продвигает свой проект и препят­ствует рассмотрению других предложений.

Диагностика конфликта - знание основных параметров конфликт­ного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаи­модействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Конечная цель диагностики конфликтов - получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улуч­шили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как слож­но организованные объекты, состоящие из иерархически связан­ных подсистем и входящие, в свою очередь в качестве подсистем |в системы более высокого уровня. Важно выявить все многообра­зие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешни­ми по отношению к нему явлениями.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собствен­ный инструментарий, а широко использует методы и методики, раз­работанные в других отраслях знаний (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Методы диагностики конфликтов

Наблюдение - прямая и непосредственная регистрация конф­ликтологом событий и условий, в которых они имеют место. При­меняется для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первич­ной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. Наблю­дение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конф­ликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.

Вопрос 3 Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное слияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта и его психика подверга­ется изменениям, которые присущи противоборствующим сторо­нам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справед­ливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут от­печаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К не­достаткам можно также отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

Социометрия - социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом и психиатором Я. Море­но, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окру­жающим по предложенным критериям.

Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микро­группы с положительными и отрицательными статусами в офици­альном и неофициальном общении; пространственная социомет­рия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемых существует ус­тановка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отно­шений в группе и др.

Изучение документов - исследование информации для ретро­спективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на компьютерной дискете, кинопленке и др.

Опрос - в настоящее время наиболее распространен в изуче­нии конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые проце­дуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфлик­тах. Например, шкала-опросник Ф. Фидлера - Ю. Ханина, состоящая из противоположных по смыслу пар слов (антонимов), позволяет описать атмосферу в груп­пе и получить информацию об уровне ее конфликтности.

Тестовые процедуры позволяют выявить избираемые испытуе­мым стратегии поведения в конфликтах (например, опросник К. Томаса* показывает, в какой степени в поведении человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избега­ния, уступок или поиска компромисса). С помощью широко из­вестного опросника Ф. Розенцвейга (состоит из картинок, опи­сывающих некие инциденты между персонажами, в которых ис­пытуемому предлагается идентификация с одним из них) можно выявить, в какой степени человеку свойственно реагировать на ситуации, характеризующиеся крушением планов, надежд, поиском виноватого вовне, самообвинением и другими извест­ными типами реакций. Существует созданная на основе методи­ческой идеи Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным условиям нашей культуры.

В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.

Эксперимент. Экспериментальное изучение конфликта основы­вается на моделировании конфликтных ситуаций, преимуществен­но в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игро­вых процедур - матричные игры (типа «дилеммы заключенного»), переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коа­лиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участ­никами цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы), а также и более сложные конфликтные ситуации, моде­лирующие реальные столкновения (например, серия исследований М. Шерифа)*. Однако подобные исследования конфликтов связа­ны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче своей «инсценировки», нет уверенности в том, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявятся в реаль­ных конфликтах. Эти трудности привели к тому, что эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения внутригрупповых и межличностных конфликтов.

Системно-ситуационный анализ - изучение конфликтов по еди­ницам. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация - наименьшая целостная, неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, имеющая опреде­ленные содержательные и динамические характеристики, времен­ные и пространственные границы. В ходе изучения устанавлива­ются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимо­действия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение ко­торых характер взаимодействия основных его участников каче­ственно не изменяется. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации про­водится ее системный анализ. Использование конфликтной си­туации в качестве единицы анализа дает возможность стандарти­зировать, хранить и накапливать информацию о реальных конф­ликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации определен­ной информации о поведении конкретных людей и социальных групп. Конфликтные ситуации можно анализировать ретроспек­тивно (изучение документов, опрос участников и свидетелей конф­ликта) и непосредственно во время реального развития событий. Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специ­альный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта, интересующие конфликтолога*.

Вопрос 4. Математическое моделирование. Математическое моделирова­ние с привлечением современных средств вычислительной техни­ки позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе време­ни их развития. Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характери­стиками конфликта, разделяемых на параметры (отражает вне­шние условия и слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, исполь­зуемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число спо­собов действий каждого участника конечно и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов сущест­венно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимо­действия, к которым применимы созданные математиками опи­сания.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий ха-рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

План

1. Место взаимодействия в структуре общения.

2. Роли и ролевые ожидания в общении.

3. Механизмы взаимопонимания.

4. Виды социального взаимодействия

5. Техники и приёмы общения

6. Правила слушания и ведения беседы,убеждения.

Место взаимодействия в структуре общения

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей.

Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая – по сравнению с коммуникативной – сторона общения.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия.

В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.
Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают:

а) деятель,

б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие),

г) ценности (которые принимает каждый участник),

д) ситуация (в которой совершается действие).

Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции.

При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. Поэтому логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном направлении.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это – совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) .

Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой.

Показатель эффективности – адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной социальной психологии А.А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.)

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному. С точки зрения этики деловых отношений, структуру общения можно характеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения схематично изображена на рисунке 1.

Рис. 1

Коммуникативная сторона (коммуникация) Коммуникативная общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но и понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково в силу социальных, политических, возрастных особенностей. В результате несоблюдения вышеупомянутых нюансов возникают коммуникативные барьеры (барьеры общения), которые служат причиной непонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения.

Барьеры общения имеют социальный или психологический характер. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и пр.). Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений. Выделяют три формы барьеров общения: (рис. 2)


Рис. 2

Стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению).

Семантический барьер (различие в системах значений слов).

Логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств).

Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людьми, душевное спокойствие. Соответственно, человек может противиться получению нежелательной для него информации, защищаясь как от источника коммуникации, так от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде «избегания» (индивид уклоняется от контактов ее определенными людьми, и слушает собеседника в процессе разговора, использует любой предлог для его прекращения) или своеобразного «непонимания» самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения).

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат -- изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение проявляется как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:

ь максимизация общего выигрышна (мотив кооперации);

ь максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

ь максимизация относительного) выигрыша (конкуренция);

ь максимизация выигрыша другого (альтруизм);

ь минимизация выигрыша другого (агрессия);

ь минимизация различий в выигрышах (равенство).

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).

При интерактивном взаимодействии партнеров различают следующие механизмы взаимодействия: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.

Сотрудничество -- общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.

Противоборство -- общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.

Уклонение от взаимодействия -- партнеры стараются избегать активного сотрудничества.

Однонаправленное содействие -- один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;

Контрастное взаимодействие -- один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.

Компромиссное взаимодействие -- оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Интерактивная сторона общения по своей сущности -- это психологическое воздействие, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатом этого проникновения является изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояния).

Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этот процесс включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки. Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:

ь познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

ь познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

ь прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация -- это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Стереотипизация -- это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

Эмпатия -- это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция (привлечение) -- форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия -- это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция -- механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Таким образом, общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.

Анализ общения с этой точки зрения показал, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь «механизм», т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Такими «механизмами» общения и являются: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие; идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

1. Понятие общения

1.1 Определение и виды общения

1.2 Структура общения

2. Общение как взаимодействие

2.1 Взаимодействие в структуре общения

2.2 Проблемы в общении как результат нарушения взаимодействия и пути их преодоления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Анализ межличностных отношений как отношений, складывающихся не где-то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в социальной психологии. Вся эта проблема является специфической проблемой социальной психологии.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Тема общения как взаимодействия является актуальной, так как является еще не до конца изученной. Этому вопросу посвящено множество научных трудов, но все же ученым не удалось до конца постичь все тайны общения как взаимодействия

Целью работы является изучение общения как взаимодействие.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятия «Общение»;

2. Рассмотреть основные аспекты общения;

3. Изучить общение как взаимодействия.

Объектом исследования является процесс общения.

Предметом исследования является общение как взаимодействие.

1. Понятие общения

1.1 Определение и виды общения

В рамках реального общения следует рассматривать весь общем отношений при этом не исключая ни межличностных отношений как самой сути отношений, ни эмоциональной составляющей общения. В этой части необходимо учитывать как приязнь, так и неприязнь к человеку. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По- видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений- процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, то есть дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антогонистичны. Необходимость такого двойственного понимания общения, в широком и узком смысле слова, вытекает из самой логики понимания связей между межличностными и общественными отношениями.

Связь общения и деятельности. При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. Существуют различные точки зрения на эту проблему.

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э.Дюркгейм, который обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельностного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако характер этой связи понимается по-разному.

Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.). Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного - несомненной связи между деятельностью и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе.

Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и является признание факта единства общения и деятельности и попытка зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Принятие тезиса о такой органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с традицией исследования коммуникативного процесса, типичной для западной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента- именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единичного коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть приведена аналогия с исследованием самой деятельности.

Сущность принципа деятельности в том и состоит, что в отличие от традиционной психологии деятельность тоже рассматривается не просто со стороны формы (то есть не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (то есть выявляется именно предмет, на который эта активность направлена). Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда не просто констатируется сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, а по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности; если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

Ни та? ни другая постановки проблемы не даются легко для системы психологического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма, пусть не деятельности, но активности, пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений, можно сказать, не обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки вопроса, предписанной как соображениями теории, так и общеметодологическими принципами.

Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных «поводов» общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах (а именно при высшем уровне развития группы) это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно- проблемное». Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то и другое сопряжено с деятельностью.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников. Включение общения в это процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность». Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.

1.2 Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие.

Процесс общения, по сути, длится всю нашу жизнь, ведь, как существа социальные, без общения мы не смогли бы организовать хоть какую-либо деятельность. Феномен этот привлекал внимание, как философов древнего мира, так и современных психологов. До сих пор не существует единой классификации структуры процесса межличностного и межгруппового общения, однако мы осветим наиболее распространенные виды.

Общение было поделено на структуру, чтобы получить возможность анализа для каждого элемента, а также упорядочить их.

В структуре, функциях и способах общения различают три разных процесса:

обмен информацией - коммуникация;

обмен действиями - интеракция;

восприятия партнера - социальная перцепция.

В психологии специфика этих процессов рассматривается, как способ взаимоотношений индивидуума и общества, а социология рассматривает использование общения в социальной деятельности.

Кроме того, иногда исследователи выделают три в психологической структуре общения функции:

информационно-коммуникативная;

регуляционно-коммуникативная;

аффективно-коммуникативная.

Конечно, в процессе общения все эти функции тесно взаимосвязаны и разделяют их исключительно для анализа и системы экспериментальных исследований.

Уровни анализа структуры общения

Советский психолог Борис Ломов еще в прошлом веке выделил три основных уровня анализа структуры речевого общения, до сих пор применяемого в психологии:

макроуровень. Исследование этого уровня подразумевает анализ психологического развития личности, на протяжении определенных интервалов времени. Изучается взаимосвязь человека с другими индивидами и социальными группами.

мезауровень. На этом уровне структуру общения рассматривают в качестве логически завершенных ситуаций взаимодействия, который могут изменяться, и в которых индивид оказывается в определенных временных отрезках. Акцент при анализе мезауровня делается на динамике, этапах, вербальных и невербальных средствах общения, а также на содержательных компонентах ситуаций, при которых и происходит процесс общения («с какой целью», «почему» и т.д.);

микроуровень подразумевает анализ элементарных единиц общения, рассматривается как определенное взаимодействие поведенческих актов («вопрос-ответ», а также отношение субъектов общения к полученной информации).

Основоположник социальной психологии Б. Парыгин рассматривал структуру общения в качестве взаимосвязи двух основных аспектов: содержательного (непосредственно коммуникацию) и формального (взаимодействие с содержанием и формой).

Другой советский психолог А. Бодалев среди видов и структур общения выделял три основных компонента:

гностический. Имеется в виду познавательная сторона общения;

аффективный - эмоциональная составляющая;

практичный - деятельный компонент.

Общение, как процесс передачи информации и взаимовлияния субъектов общения можно также охарактеризовать относительного его автономных компонентов:

средства осуществления общения;

участники процесса общения;

тип связи между субъектами общения;

коммуникативный потенциал участников процесса общения;

тендерные особенности общения;

стиль и тактика общения;

конечный результат процесса общения.

Для подобного разделения структуры общения необходимо обратить внимание на роль среды, в которой реализуется общение: психологическая Структура общения социальной ситуации, присутствии или отсутствии посторонних личностей во время общения, которые могут влиять на процесс. Так, к примеру, некоммуникабельные люди теряются в присутствии посторонних личностей, могут действовать импульсивно и необдуманно.

В заключении необходимо отметить, что процесс общения является полноценным при гармоничном сочетании двух тесно взаимосвязанных факторов: внешнего (поведенческого), проявляющегося в коммуникативных действиях участников общения, а также в выборе стиля поведения, и внутреннего (ценностные особенности субъекта общения), который выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

2. Общение как взаимодействие

2.1 Взаимодействие в структуре общения

Общение - неотъемлемая часть человеческого бытия.

Человек - существо общественное, поэтому в процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействия могут происходить на разных уровнях, одним из которых является общение. Это - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми (или разумными в той или иной степени существами). Как правило, общение сопровождает практическое взаимодействие людей. Этот процесс становится более полным, если люди озадачены общими целями и представлениями об их достижении. Общие цели и взгляды создают почву для доверия и понимания.

Общение - это особая форма взаимодействия, возможная между, как минимум, двумя разумными существами (это не обязательно люди), в результате которого происходит обмен информацией, выраженной в тех или иных формах. Известно множество различных систем передачи информации, одной из которых является язык, то есть, человеческая речь. Существуют и другие системы обмена информацией, дополняющие речевое общение (жесты, цвета, запахи, однако следует помнить, что в разных культурах их значение различно). Таким образом, можно сказать, что общение - это особая форма деятельности нескольких существ, приводящая к возникновению психических контактов и связей, которые обеспечивают взаимный обмен информацией. Зачастую общение происходит с различными эмоциональными проявлениями, однако, эмоции не обязательный компонент общения.

Общение как межличностное взаимодействие возможно только между разумными существами. Например, это могут быть люди и/или некоторые из китообразных. На сегодняшний день считается, что другие виды, не могущие выступать в роли субъектов, нельзя считать обладающими личностью в полной мере. Это вопрос спорный и недостаточно изученный, в особенности, если речь идет о высших приматах, а также о других стадных и стайных, которые разумны на своих уровнях.

Предполагается, что вопрос о возможности развития личности у того или иного организма зависит от наличия второй сигнальной системы.

Феномен общения неизменно вызывает интерес ученых: психологов социологов, биологов и философов. В каждой из наук общение рассматривается по-разному с различных точек зрения.

Сама ситуация общения возможна благодаря функционированию так называемых социально-психологических механизмов. Рассмотрим некоторые из них.

Психическое заражение - это особый способ воздействия с передачей эмоционально-психического настроя, собирает людей в группы (танцы, митинги, паника, спортивный азарт, религиозный экстаз). Заражение бессознательно. Для возникновения психического заражения нужен начальный транслирующий индуктор (то есть первый). После многократного повторения эмоциональный фон взаимно потенцируется и усиливается.

Внушение - это целенаправленное, неаргументированное (или неадекватно аргументированное) воздействие одного человека на другого (или других). Внушаемыми информация воспринимается безоценочно, некритически. Внушение ориентированно на формирование особого психического состояния, служит для побуждения к определенным действиям. Осуществляется в большей мере вербально (речью), а также жестикуляцией. Внушению наиболее подвержены неуверенные в себе люди с взаимодействие и общение характерным доминированием в психике ситуативного настроя. Для успешного внушения необходимо доверие к источнику информации (то есть, его авторитетность) и отсутствие сопротивления воздействию.

Убеждение - это процесс и одновременно результат программно-целевого воздействия. Система доказательств, рациональных аргументов, ориентированных на личность, настроенную критически.

Подражание - феномен, обеспечивающий воспроизводство человеком образцов поведения того, с кем он общается. Групповые нормы и ценности в сообществах возникают благодаря феномену подражания. Социально-психическое подражание выполняет коммуникативную, компенсаторную, интерактивную и защитную функции. Подражание основано на биологическом механизме повторения.

2.2 Проблемы в общении как результат нарушения взаимодействия и пути их преодоления

На протяжении всей своей жизни мы ежедневно общаемся друг с другом. Кому-то это общение дается легко и просто, а кому-то найти общий язык с окружающими кажется не разрешимой задачей. Почему это происходит? Ведь все мы вроде бы разговариваем на одном языке, а значит должны понимать друг друга. Оказывается, в процессе общения не только слова несут смысловую нагрузку - не менее важную роль играют мимика, интонация и жесты человека.

Барьеры, возникающие в общении - это препятствия, вырастающие на пути понимания собеседника. Такого рода препятствием может служить темперамент человека, его характер, эмоциональное состояние, а также манеры общения. общение неполноценность барьер диалог

Виды барьеров в общении.

Психология барьеров общения подразделяется на четыре основных вида: ситуационные, мотивационные, смысловые и психологические барьеры общения. Итак, давайте рассмотрим каждый вид отдельно.

Ситуационные барьеры - возникают из-за разного взгляда партнеров на одну и ту же проблему. Например, один собеседник может с пониманием и сочувствием отнестись к группе шумных ребят, обсуждающих какую-либо тему, в то время как другой партнер будет раздражен шумом, исходящим от детей не вникая в суть разговора.

Мотивационные барьеры - возникают в том случае, когда человек скрывает реальные мотивы своих высказываний, либо просто не осознает их значимость.

Смысловые барьеры - возникают из-за непонимания сути разговора своего собеседника. Трудности и барьеры общения, в этом случае возникают тогда, когда человек не может понять мысль партнера и не улавливает к чему идет разговор.

Психологические барьеры - это своеобразный внутренний барьер, тормозящий человека в общении. Чаще всего он появляется из-за страха быть непонятым, не понравиться собеседнику или нарваться на злобную насмешку со стороны партнера и быть отвергнутым, несмотря на самые искренние проявления добрых намерений.

Коммуникативные барьеры в общении.

Коммуникативные барьеры в общении возникают из-за внутреннего психологического препятствия и внешних явлений, стоящих на пути принятия или передачи информации между собеседниками.

Так как единой классификации коммуникативных барьеров не существует, мы рассмотрим два основных типа данного барьера:

Внешние коммуникативные барьеры - в появлении этих барьеров виноваты не только люди, но и какие-либо обстоятельства, физические условия, не зависящие от воли людей и не подвластные ведущим беседу людям. Причиной возникновения языкового барьера может быть не только сильный шум или неблагоприятные погодные условия, но и непонимание из-за того, что собеседники разговаривают на разных языках.

Внутренние коммуникативные барьеры являются куда более сложной проблемой, бороться с которой нужно долго и усердно. Возникнуть внутренний барьер может из-за причин, мешающих объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и личностная неприязнь к человеку как к личности.

Коммуникативные барьеры в деловом общении могут пагубно отразиться на карьере любого человека, так что их необходимо преодолевать. На самом деле они присутствуют ровно до того момента, пока человек не решит от них избавиться и не задумается над этим. Необходимо практиковать преодоление барьеров в общении, оказывать больше внимания собеседнику и коммуникативные.

Обойтись в нашей жизни без барьеров межличностного общения практически невозможно, разве что общаться только с приятными нам людьми, а это сами понимаете, удается не всегда. Задача, стоящая перед каждым членом общества - определить тип своего барьера непонимания в процессе общения и применить наиболее эффективный способ его устранения. Чтобы устранить барьеры в общении всегда стараться быть уверенным в себе, спокойным и терпимым к слабостям других людей, а также не допускать назревание конфликтов.

В процессе общения нам стоит стараться принимать и учитывать уникальность и различия друг друга, изменчивость и многовариантность нашего окружающего мира. Уметь сначала по - настоящему услышать и понять другого человека, увидеть и прочувствовать ситуацию «из его глаз», из него самого, и только потом стремиться быть понятым им, уважать человеческое право не соответствовать ничьим ожиданиям и быть самим собой.

Психологические игры, манипулятивное и проблемы в общении происходят от столкновения различных моделей восприятия реальности и степени их гибкости у каждого человека, недостаточности понимания целей и смыслов общения, уязвимости или несогласованности у человека некоторых частей его «Я», наличия не ресурсных или психотравмирующих состояний и убеждений, а также неуспешных поведенческих сценариев.

Но сила человека в том, чтобы смочь сделать шаг к собственному развитию и позитивному восприятию мира. А этот шаг, в свою очередь, станет той точкой опоры, которая перевернет проблемное и неэффективное общение в радость взаимопонимания и позволит открыть в себе и в других лучшие стороны человеческой натуры.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты», согласно теории Фейербаха. В общении человек самоопределяется, и само предъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Тип общения во многом зависит от уровня перцептивной культуры личности, то есть от тонкости и адекватности восприятия «другого», от умения заметить и правильно истолковать проявления чувств партнера, почувствовать его искренность или лицемерие и, наконец, от адекватности своего самосознания.

Процесс общения может быть представлен в трех абстрактных моделях по П.М. Ершову: первая - когда один субъект «пристроился сверху», вторая - когда один из субъектов общения «пристроился снизу», третья - когда оба субъекта общения общаются «на равных».

Ценность равенства в общении имеет огромное значение. Если ценности субъектов общения совпадают, то общение протекает, как правило, бесконфликтно и несмотря на несоответствие характеров и неумение общаться, проблемы в общении отсутствуют. Если партнеры по общению имеют общие цели и ценности, то многие вопросы совместимости потребностей и желаний, «техники» общения решаются как бы сами собой. Важно изучить ценностные ориентации партнера и демонстрировать уважение к ним.

Признание значительности другого может, правда, приходить в противоречие с признанием самоценности собственного «Я». Еще И. Кант заметил, что человек вынужден жить среди людей, «которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может обойтись». Искусство общения в том и заключается, чтобы учитывать все эти факторы и находить разумные компромиссы. Для того чтобы уметь находить эти компромиссы, необходимо осознать ценность принципа толерантности в общении.

Этот принцип не связан ни с попустительством, ни с конформизмом; он связан с принятием идей ненасильственного общения, с осознанием невозможности преодолеть «с наскока», немедленно наш эгоизм, слабости и несовершенства.

В любой сфере человеческого бытия толерантность рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, доброжелательность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует «психологической притирке характеров». В каждой конкретной ситуации общения порог толерантности может меняться (если ребенок начал употреблять наркотики, то реакция родителей, разумеется, должна быть, более оперативной и решительной).

Общение перестает быть подлинным общением тогда, когда оно перестает быть диалогом и превращается в систему манипуляций, где человека фактически превращают в некую вещь, в марионетку и возникают проблемы в общении. В манипуляции партнер используется как деперсонифицированный объект, средство, инструмент для достижения определенных, как правило, корыстных целей.

Если в жизни и общении с близкими человек проявляет негативные эмоции, неспособность откликнуться на эмоциональный призыв близких, отсутствие саморегуляции и контроля за своим множеством эмоций и страхов - можно предположить, что у него будут трудности в общении с другими, а взаимодействуя подобным образом с детьми, такой человек создаст огромные проблемы в общении у своего ребенка

Мне кажется, что назрела необходимость введения в школах предмета «Этика и культура общения», когда с детства научаются и приучаются уважать партнера, оппонента или просто собеседника, обучаются умению вести диалог, умению слушать, слышать и понимать, чтобы избежать проблем в общении.

Проблемы в общении возможно рассматривать, как следствие личностных особенностей и черт характера. Их может быть множество: застенчивость, вспыльчивость, агрессивность, робость, скромность, тщеславие. Но все они, как правило, тяготеют к двум полюсам - высокомерию или самоуничижению.

Высокомерие - стремление продемонстрировать свое превосходство над окружающими. Иногда это делается очень грубо и открыто, например, на вечеринке люди объединяются по принципу кто как одет, у кого какие украшения и кто на какой машине приехал. Подростки «дружат», ориентируясь на толщину кошелька своих родителей. Житель столичного города презрительно бросает в сторону провинциала: «Понаехала, деревня!». Иногда высокомерие проявляется в более «тонком» варианте - как покровительство или снисхождение. Обычно так демонстрируются образованность, осведомленность, причастность к власти. За примером можете сходить на любую профессиональную конференцию, когда докладчики внутренне ликуют от ощущения, что сидящие в зале ни слова не понимают из того, что они говорят. За излишней открытостью, любезностью и лицемерным радушием тоже стоит высокомерие.

Самоуничижение - ощущение и демонстрация своей неполноценности по сравнению с окружающими. Так же многолико по проявлениям: от незаметности и молчаливости до подобострастия и восхищения другими. «Вечные ученики», «серые мышки», «мальчики на побегушках» - это ни что иное, как проявление самоуничижения. Эти люди вызывают жалость, сочувствие и неизменно находят себе покровителя. Подвергание себя критике, привычка извиняться, брать невыигрышные роли, отдавать лучшее другим…Социально эти люди очень удобны, до сих пор педагогикой поощряются послушание и скромность.

Естественное и легкое общение возникает лишь тогда, когда люди общаются на равных. И речь идет не о социальном, а о психологическом равенстве. И высокомерие, и самоуничижение - это поведенческие проявления низкой самооценки, две стороны одной медали. Я описала крайности, которые свидетельствуют о серьезных проблемах самовосприятия. Но, смею предположить, каждый из нас испытывает что-то подобное, когда попадает в ситуацию, где не чувствуют себя уверенным: кому-то тяжело придется на светском рауте, кому-то в тренажерном зале, а кому-то среди коллег. С этой точки зрения проблемы в общении испытывают почти все, даже если кажется, что человек общается легко и свободно. Ведь основное - не как он выглядит, а как себя при этом чувствует.

Сегодня проблемы в общении испытывает практически каждый человек. Вступать в разговор легко и непринужденно дано от природы лишь единицам. Трудности возникают из-за пресловутой самооценки: «А что подумают обо мне окружающие? А что скажут?» Мы смотрим на мир чужими глазами, поэтому и боимся новых контактов.

Из своей практики могу сказать следующее: все, кто хотел научиться общаться, добивались потрясающих результатов. Но этому тоже нужно обучаться и тренироваться, т.е. набраться терпения. Рассказывать анекдоты, выдавать удачные шутки в компании - к этому тоже надо подготовиться. Как говорится, «самый лучший экспромт - хорошо подготовленный экспромт».

Начинать с простейшего: «КОТОРЫЙ час?», «как пройти...?» и т.п. Сначала подходить к милым старушкам, а когда освоитесь - брать новые рубежи: симпатичных девушек и мужчин.

Одна моя клиентка никак не могла себя заставить с кем-то заговорить, но тут вдруг люди сами стали с ней заговаривать. Поэтому если чего то сильно захочешь - окружающий мир начинает помогать тебе.

А еще к вашим услугам курсы ораторского искусства и актерского мастерства. Также можно копировать манеру поведения своих знакомых, которая вам нравится, представляя себя в их роли.

Ну и, конечно, неотъемлемое условие успеха: начинать общение с улыбки.

И помнить, что все люди разные: кто-то может бесконечно болтать, а кто-то - слушать.

«У меня проблемы в общении». Это фраза с которой начинают свою историю более 80% клиентов психологических клиник. Далее они добавляют - «в общении с...» мужчинами или женщинами, ребенком или родителями, коллегами или начальником и т.д.

В ходе психотерапевтической работы люди начинают лучше понимать себя, других людей, обнаруживают свои не самые удачные способы выстраивания отношений, создают в процессе общения с психологом новые способы, пробуют их, начинают по другому строить отношения в реальной жизни, радуются результатам.

И вот здесь, как говорится, «на этой радостной ноте», стоит упомянуть еще об одном важном элементе работы, без которого вряд ли «проблема в общении» может быть решена.

Дело в том, что часто люди представляют себе «идеальное общение» и «хорошие отношения» как взаимодействие двух людей в котором нет и быть не может таких переживаний как - злость, страх, стыд, волнение и пр.

И вот когда мы с человеком разбираемся в нюансах отношений, в «механике» переживания близости, то всегда обнаруживаем, что оказывается - если очень сильно любишь то и очень сильно злишься и к сожалению (к счастью!) злость никуда нельзя «убрать». И если сильно к кому-то привязан, близок к кому-то - то обязательно боишься за него, волнуешься, переживаешь и это совсем неприятно, это тяжело, иногда больно, но это как раз и есть - та самая «вторая сторона медали», без которой невозможно существование самой медали.

Встреча с этим открытием, открытием того факта, что общение и близкие отношения это не только приятные переживания и в этом нет никакой проблемы, часто становится болезненным и одновременным приносящим облегчение моментом в психотерапевтической работе. Расставаясь с иллюзиями и принимая реальность, человек обретает с одной стороны большую свободу в общении, а с другой - принимает на себя большую ответственность. Потому, что теперь, начиная новые отношения он «подписывается» не только на радость, удовольствие, любовь, но и на злость, опасения, может быть конкуренцию и зависть.

Здесь может возникнуть вопрос «Зачем же тогда ходить к психологу, если все равно от «негатива» в отношениях никуда не деться?»

Во-первых, для того, что избежать тех негативных переживаний, которых можно избежать.

Во-вторых, чтобы разобраться насколько адекватна интенсивность негативных чувств в контакте с близким человеком. Потому, что одно дело злость и совсем другое дело - ярость.

В-третьих, для того, чтобы научиться «встречаться» с этими переживаниями, не бояться их, замечать и не убегать. При этом понимать, что это часть близких отношений и появление этой части не означает, что с отношениями «что-то не так».

В-четвертых, почувствовать, что переживания (негативные или позитивные) это не просто приятная или досадная часть отношений, а очень важный индикатор того, что происходит в контакте, куда движутся отношения, как они развиваются.

В-пятых, найти адекватные, творческие способы проявления этих чувств, такие способы, которые позволяют проявиться переживаниям не разрушив их «отправителя» и «адресата».

Жизнь многих современных людей связана с общением по интернету - оно делает работу и решение некоторых вопросов комфортней и эффективней. Но некоторые люди чересчур увлекаются общением в сети. Что толкает отдавать предпочтение интернет-общению? Как это влияет на жизнь и личность человека? Стоит ли опасаться, если ребенок или близкий человек посвящает много времени общению по интернету?

К активному общению в интернете многих подтолкнуло три фактора: во-первых, с детства мне активно подсовывали книжки о компьютерах - в пять лет я уже лихо оперировала словосочетанием «компьютерный вирус» и была с техникой на «ты». Во-вторых, у них не очень складывались отношения в реальности, в школе. Это привело к замкнутости, дистанцированию от всех. К этому присоединилось какие-либо увлечения - люди могут быть членами субкультуры «Звездные войны», аниме. Единомышленников в маленьких городах как правило найти сложно. Много общалась на форумах, в гостевых книгах, вела сетевой дневник. Как любому человеку, каждому хочется делиться переживаниями, мыслями, быть услышанной. Одним словом, нужно было наверстывать то, что не удавалось получать в живом общении. В сети люди могут социализироваться, преодолеть замкнутость. В интернете есть возможность обдумать, сформулировать и даже отредактировать свой ответ. В целом среди завсегдатаев интернет-общения мало красивых людей (на аватарке либо фото «зверушек», либо персонажей). Можно предположить, что людям, которые стесняются своей внешности, легче раскрепоститься, так как их попросту не видно. Для меня было важно, что в интернете люди реагируют на мои мысли, мнение, не оценивая социальный и материальный статус, внешность. В таком общении чувствуется, что ты сам по себе ценен для собеседника.