Сценарии мероприятий на тему день этикета. Сценарий летнего мероприятия - цветочный этикет – сценарий летнего мероприятия. Здесь собраны самые разнообразные поздравления, сценарии и тосты для любого праздника

Внеклассное мероприятие «Давайте знакомиться – Этикет!»

(МЕРОПРИЯТИЕ КЛУБА)

Ведущий:

: Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками.

Наш сегодняшний праздник мы посвящаем этикету.

Что такое этикет?

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет
.

Ведущий: - Ребята нашей Академии подготовили для вас несколько интересных уроков, которые раскроют все секреты этикета.

(звенит звонок) -

Урок 1. История этикета

1-й ведущий

А началось все это, как только люди стали жить вместе. Именно тогда появилась острая необходимость сделать общение друг с другом максимально комфортным и приятным. Вот здесь и придумали этикет. Развивался он одновременно с обществом. В древности люди очень любили воевать, если возникал какой-то спор - сразу за оружие. Так появился дипломатический этикет.

2-й ведущий

В эпоху королей и императоров, когда каждая правящая династия придумывала свой церемониал, менее или более торжественный, возник придворный этикет.

В России этикет появился благодаря царю Петру, который считал, что Россия великая держава и не должна уступать Европе.

1-й ведущий

Современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Основное правило современного этикета – всегда уважать других людей

Этикет в наши дни продолжает активно развиваться, как говорится, идет в ногу со временем. Например, сейчас, когда ничто и никто не обходится без компьютера, существует уже этикет общения через Интернет.

Этикет - означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

(стук в дверь) Входит король Этикет с принцессой Вежливостью и членами клуба.

Король: «Здравствуйте, слышал про меня тут разговор. Ну что ж, давайте познакомимся. Я - король Этикет, а рядом со мной - принцесса Вежливость. А это мои помощники из « Академии вежливых наук», вы уже с ними знакомы. Они расскажут как со мной подружиться.»

Ведущий: Начинаем наши уроки знакомства с этикетом.

УРОК 2 ЭТИКЕТ В ГОСТЯ Х.

Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!
Если вас не пригласили,
Не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять,
Дома в них нельзя гулять!

Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.
Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом,
А также то, что в доме том.
Ты обулся, куртку взял...
А "До свидания!" сказал?

(звенит звонок)

Ведущий: Наш следующий урок. ЭТИКЕТ В ТРАНСПОРТЕ

Урок 3
Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.
Не кричи, что сесть мечтаешь -
Постоишь и не растаешь.
Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо -
Быть воспитанным отрада.
Фантик на пол не бросай,
А упал он - поднимай.
Не пинай других ногами
И не пачкай сапогами.

Урок 3
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Катя за столом мечтала.

Вытирай салфеткой рот.
И, не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

Король Этикет и принцесса Вежливость выходят на сцену перед зрителями.

Король: «Ребята, мы подготовили для вас вопросы. Подумайте, отвечайте только честно.

Задают загадки по очереди.

Король:

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Принцесса:

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Король:

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Принцесса:

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Король:

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

Принцесса:

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Король Этикет: Молодцы! . (Этикет и Вежливость незаметно уходят).

Ведущий: « Сейчас мы проведём наш следующий урок

Урок 4 Правила поведения в школе.

1.Вы похожи на сорок,

Не услышали звонок!

А когда звенит звонок –

Начинается урок!

2.Если хочешь отвечать,

Можешь руку ты поднять,

А когда тебя спросили,

Должен ты у парты встать,

Отвечать, чему учили,

И тогда получишь «5»!

3.Если в класс вошёл учитель,

Не вертитесь, не кричите,

А у парт тихонько встаньте –

Пусть учитель поглядит,

Как красиво вы стоите,

И тогда вам сесть велит.

4.Будь прилежен на уроке

И старайся всё понять,

И тогда не двойки, тройки,

Будешь «5» ты получать.

5.Отвечай спокойно, громко,

Коль ты выучил урок,

Но сиди тогда мышонком,

Если выучить не смог.

6.На уроке не надо шептаться

И тихонько жевать колбасу,

На ворон за окном любоваться

И сопя ковыряться в носу.

На уроке желательно слушать:

Что учитель расскажет сейчас?

И стараться учиться получше,

Чтоб тобою гордился твой класс.

7.Когда урок закончился,

Все сделаны задания,

Учителю мы скажем все:

«Спасибо, до свидания !»

Принцесса Вежливость


/Звучат фанфары. На сцену выходят глашатаи /
1-й
Слушайте жители разного рода,
2-й
Всяк представитель честного народа!
1-й
Кто на платформе, и кто совсем босые,
2-й
Кто с шевелюрой и кто безволосые!
1-й
Ужас случился у нас в королевстве.
2-й
Не было в жизни подобнейших бедствий!
1-й
Страшный дракон и безнравственный Хам
2-й
Нашу принцессу украл, хулиган!
1-й
Плачет наш бедный король Этикет.
/Выходит плачущий король Этикет./
Кор.
Без милой принцессы жизни нам нет.
2-й
Всем нам теперь не прожить без неё.
1-й
Милая Вежливость звали её
/Выходит дракон Хам с песней на мотив «…Говорят мы бяки – буки…»/ вместе с ним Грубость и Лень.

Поёт Хам:
Говорят я бяка – бука, а в народе просто Хам,
Кто так скажет, тресну в ухо,
Я силён не по годам!
(поют все вместе)
Ой, отстань,
Ой, отстань.
Воспитанье это дрянь.
Оттянись, приколись…
Эх, ма-а!

/Король подходит и пытается поговорить с Хамом /

Хам:
Что ты лезешь с разговором,
Гонишь всякое фуфло?
Парить будешь под забором
И, кончай крутить кино.
(все вместе)
Ой, отстань,
Ой, отстань.
Воспитанье это дрянь.
Оттянись, приколись…
Эх, ма-а!

/Король обращается к дракону на мотив песни «Всё могут короли»/

Король.
Я прошу, я прошу,
Доченьку мою верни,
Ведь без вежливости людям не прожить.
Хочешь, денег заплачу?
Хам :
Нет, папаша, не хочу,
А про доченьку придётся вам забыть.
Король:
Ну что ж, тогда возьму
И, сразу позвоню,
Своим друзьям,
Они помогут мне
Хам
И, кто ж это таки?
Король:.
А то ученики
второго класса с буковкою «б».
Сейчас я позову,
Лишь номер наберу,
А ты, вот здесь постой,
Они придут гурьбой.
Потом не обвиняй,
И на себя пеняй,
Но вежливо они поговорят с тобой,
Но вежливо они поговорят с тобой!

/С песней на мотив «Не думай о секундах свысока» на площадку выходят ученики класса/

Подумай о воспитанности в срок,
Она, дружище, в жизни дело нужное,
И вежливость всегда вам будет впрок
И отношения будут очень дружные.

Из добрых слов слагаются стихи,
Из добрых дел судьба твоя слагается,
И наши времена пускай лихи,
Воспитанные с ними всё же справятся

Хам
Ну, ребята, тогда я ничего. Тогда я согласен. Забирайте принцессу… и я с вами!
/Под мелодию «Вместе весело шагать» все покидают площадку./

Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

1 ученик: Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

2 ученик: Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет
.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

Заключительное слово учителя.


Цели и задачи : 1.Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации.

2.Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

3.Воспитывать вежливое отношение к людям.

Применяемые методики, технологии, оборудование.

В последние годы происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, а особенно её в начальном звене. Проведённое мероприятие осуществляет в первую очередь задачу придания системности использованию ИКТ в воспитательном процессе в младших классах. Праздник, рассчитанный на 1час, содержит объёмный материал.

В ходе проведения праздника использовала следующие формы работы: игры, тестовые задания.

Использовала мультимедийный проектор:

для приветствия на чувашском языке (Диск «Учите чувашский»;

для закрепления правил поведения в гостях (просмотр фрагмента из м/фильма «Вини Пух идёт в гости»;

Для эмоционального настроя (магнитофон + аудиокассета с песней «Улыбка»)

Пояснительная записка.

Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим.

Как известно, наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст.

Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения.

Ежедневно – в школе и дома, на улице и в гостях – мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определёнными правилами поведения. И то, что, на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказывается не таким уж лёгким.

Практика убедила нас, что дети, овладевшие речевым этикетом, чувствуют себя гораздо свободнее и увереннее, ведь они отчётливо представляют, что нужно сказать в той или иной ситуации.

В течении трёх лет работаю над проектом «Учимся вежливости». Провожу уроки по речевому этикету, внеклассные мероприятия. Прочитали и обсуждали в классе книгу Людмилы Васильевой – Гангнус «Азбука вежливости». После этого по этой книге составила сама сценарий праздника «Азбука вежливости» и выступили перед учащимися начальных классов.

Ведущий: Ребята, у нас сегодня праздник. Праздник необычный. Праздник «Азбука вежливости». К нам сейчас придёт кто-то важный и поведёт в Сказочный город.

А вот она сама идёт. Вы её узнали. Давайте поздороваемся с ней.

Фея: Здравствуйте, ребята! Меня вы узнали. Да, зовут меня Фея – Здрасте. Закончила я Академию Всех Волшебных наук шоколадной медалью. Однажды я попала в очень странный город. Там была страшная эпидемия. Все люди болели ужасной болезнью – невежливостью. При встрече они не здоровались друг с другом. При расставании не говорили «До свидания». В общем, жители того городка вели себя так скверно, что вот–вот должны были стать драконами. К счастью, я пригласила своих помощников – гномов, которые полетели туда на зонтиках, превратившись в невидимки. Когда жители города увидели летающие зонтики, они открывали рты от этого чуда. А в то время гномы вложили в рот каждому жителю глоток волшебной воды. А когда они закрыли рты, превратились в сказочно вежливых и очень воспитанных людей. И город назвали Сказочным.

Мы – жители этого городка. Я к вам пришла не одна. Со мной мои друзья: три мудрых – премудрых Гномыча:

Гномыч – дедушка (длинная борода, красный волшебный колпак);

Гномыч – сын (рыжие усы, зелёный волшебный колпак);

Гномыч внук (с веснушками, синий волшебный колпак);

Они могут вылечить от болезни невежливости всех жителей.

Продавщица летающих зонтов;

Булочник , который выпекает прыг скок булочки;

Дочь почтальона – Юлика – Юла;

Алёша Иванов , который из-за невежливости превратился в дракона.

Ладно, хоть в городе за главной городской площадью был фонтан. Это и помог стать Алёшу воспитанным мальчиком. Потому что это был необычный фонтан, а какой – то особенный. Текла здесь вода не простая, а волшебная.

Давайте и мы попробуем. (Фея брызгает водой).

А теперь, я думаю, что вы у меня стали все воспитанными и вежливыми.

Ведущий: Ребята, сейчас положите руки на плечи друг друга и улыбнитесь.

А теперь поздороваемся друг с другом:

С помощью крепкого и сильного рукопожатия, как делают в Германии,

Сложив руки вместе и наклонившись, как делают в Японии,

Горячо и сильно сжав друга или подругу в своих объятиях, как делают в России.

А как у нас в Чувашии здороваются? Давайте посмотрим фрагмент. Внимание на экран. («Учите чувашский» диск).

А теперь здороваемся с нашими гостями по-чувашски.

(Фея - Здрасте от радости захлопает в ладоши).

Ведущий: Ой, ребята, кто-то стучит к нам. Это весёлый Почтальон из Сказочного города, шутник и хохотун.

Почтальон: Ребята, я вам принёс срочную сказочную телеграмму. Позвольте мне её прочитать.

«Наш маленький дружок. Мы любим тебя. Мы верим, что ты стал настоящим вежливым человеком. И потому приглашаем тебя и всех твоих друзей к нам в гости. Приезжай, пожалуйста, за чистое – чистое поле, за зелёный лес, за дальнюю дорогу, за сахарную гору в Сказочный город. Ждём».

Алёша Иванов : Вот ведь какое дело, друзья! Пора нам в дорогу.

Ведущий: Но для того, чтобы попасть в Сказочный город, необходимо выполнить одно условие: сдать экзамен на вежливость. Сдавать такой экзамен веселее с друзьями. Ведь мы все приглашены туда. Экзамен на вежливость нужно провести как самый настоящий праздник.

Правила сдачи экзамена .

1.Если кто-то из твоих друзей забудет ответ, подскажите ему.

2.Подсказывать в этом экзамене разрешается.

3.Даже можно отвечать хором.

4.Главное, чтобы ответ был правильным.

За правильные ответы Фея – Здрасте вручает вам шоколадные медальончики. И это будет для вас пропуском в Сказочный город. А сейчас готовимся к сдаче экзамена.

Фея: Ребята, встаньте, пожалуйста! Я взмахну волшебной палочкой. Сколько раз взмахну, вы по столько соберётесь в кружок. И так: 1,2,3 (дети собираются по три). Ай, да молодцы!

Ещё раз взмахну: 1, 2, 3, 4, 5 (собираются по пять).

Последний раз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 (собираются по шесть).

Ведущий: Вот и собрались команды. 5команд получилось. И так, готовы!

Фея: А вопросы экзамена спрятаны у меня в волшебном Зонтике. Выходят ко мне из каждой команды по 1участнику и получат экзаменационные вопросы. Время 3-4минуты.

(В это время звучит песня Э. Шаинского «Улыбка»).

Вопросы экзамена.

(С каждого раздела по одному вопросу получают).

1раздел.

1Какие слова нужно употреблять при встрече? (Здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день, добрый вечер).

2.Какие слова употреблять, если вы обращаетесь к кому– либо с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).

3.Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем – нибудь? (Простите, извините, прошу прощения).

4.Какие слова мы произносим, прощаясь? (Пока, до свидания, до встречи).

5.Какие вежливые слова знаете на чувашском языке? (Ырǎ кун пултǎр, ырǎ каç пултǎр, сывлǎх сунатǎп, тавтапуç).

II раздел . Из фрагмента игры «Звёздный час». Сказочная.

1.Все вы знаете сказку «Три медведя». Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.

Задание: Какой разговор вам понравится больше всего?

1)Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.

2)Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу всё убрать.

3)Медведи! Я очень устала! Если Мишутка отнесёт меня домой, моя бабушка даст вам мёда и малину.

2.Все вы наверняка любите получать подарки.

Вспомним сказку К. Чуковского «Муха – Цокотуха».

Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

А сапожки золотые!

Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?

1)Что за чудные сапожки! 2)У меня уж есть сапожки,

Где вы их достали блошки? И получше этих, блошки.

Буду их всю жизнь носить, И отдам своей сестре,

И весь век благодарить! Что живёт на той горе.

3)Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки.

Ох, какое будет горе,

Если мне они не в пору.

3.Ещё раз вспомним строки Чуковского:

Приходила к мухе бабушка – пчела,

Мухе – цокотухе мёду принесла…

Как бы вы поступили с этим подарком?

1)Поставите весь мёд для гостей.

3)Отложите часть мёда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.

4.У меня зазвонил телефон. Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.И.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? Да, слон, верблюд, крокодил, зайчатки, медведь, тюлень, бегемот. И у всех были самые разные просьбы.

Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:

1)А потом позвонили мартышки:

Примите, пожалуйста, книжки!

2)А потом позвонила свинья:

Пришлите мне соловья.

Подумайте, чья просьба вежливее? Почему?

5.Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

« Извините, я ошибку признаю».

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведётся в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

III .Задачи не на сложение, а задачи на уважение.

1.Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у самой передней двери стоят ваши друзья. Нужно ли здороваться и как это сделать?

(Вместо крика лучше использовать жест, улыбку или лёгкий поклон).

2.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Обращаясь прохожему, мальчик сделал ошибки. Какие? (Не кричать, а просто спросить. Не часов, а который час).

3.Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Что будешь делать ты? (Нужно тоже поздороваться).

4.В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал:

Здравствуйте, Игорь Семёнович!

Можете ли вы назвать ошибку? А может быть всё в порядке? (Нужно поздороваться со всеми учителями).

5.Утро. В школе вы увидели своего учителя. Кто должен поздороваться первым? Как поздороваетесь вы с учителем? (Доброе утро, Анна Петровна или здравствуйте, Анна Петровна).

Фея: Ребята, вы все справились вопросами. Все выдержали экзамен на вежливость. Вручаем мы вам всем шоколадные медальончики. И нашим гостям вручаем медальончики, потому что они за нас переживали, за нас болели. Теперь мы все вежливые и воспитанные. Значит, мы все сейчас очутимся в Сказочном городке. Все надевайте на головы свои волшебные колпачки.

1, 2, 3 (взмахивает Фея волшебной палочкой).

(Встречают Гномычи).

Гномыч- дедушка : Мы приглашаем вас всех в Сказочный городок.

(Дети в Сказочном городке. Начинают баловаться).

Ой, ребята, так не пойдёт. Вы не умеете вести себя в гостях. Ну – кА, Гномыч – сын и Гномыч – внук, учите детей уму-разуму.

Гномыч – сын: Мы всех вас приглашаем в гости к Кролику. А вместе с нами идут в гости Вини Пух и Пятачок.

(Золотая коллекция любимых мультфильмов. Вини Пух идёт в гости. Просмотр фрагмента м/фильма).

Ребята, как вы думаете, правильно поступили Вини Пух и Пятачок?

Юлика – Юла: А теперь помогите мне закончить предложения по правилам поведения в гостях:

1)Без предупреждения и без приглашения в гости (нельзя);

2)Если возле двери половичок (вытирай ноги);

3)В гостях долго засиживать (нельзя);

4)Не забывай, что ты в гостях. Веди себя (прилично);

5)Играть только игры (спокойные).

Продавщица : А теперь поиграем со мной. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте:

1.Растает даже ледяная глыба

от слова тёплого (спасибо).

2.Зазеленеет старый пень,

когда услышит (добрый день).

3.Если больше есть не в силах,

скажем маме мы (спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый

говорит, встречаясь (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости,

говорим (прости, пожалуйста).

6.И во Франции, в России

на прощанье говорят (до свидания).

Сапожник: А я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то вы хлопайте в ладоши, если невежливыми, то не хлопайте.

1.Поздороваться при встрече (+).

2.Толкнуть, не извиниться (-).

3.Помочь подняться, поднять упавшую вещь (+).

4.Не встать, обращаясь к учителю (-).

5.Не уступить место пожилому (-).

6.Если друг на день рожденья

пригласил тебя к себе,

ты оставь подарок дома –

пригодится самому (-).

Ведущий: Ребята, нам кажется, пора домой.

Фея: 1, 2, 3! Возвратитесь все обратно в класс!

Ведущий : Ребята, вы закончите школу.

Кем ты хочешь стать после школы, Юра? (Опрос 2-3учеников).

Вы станете врачами, воспитателями, строителями…

Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми.

Для того, чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее.

В слове заключена великая сила. Доброе вежливое слово может подбодрить человека в трудную минуту. Может помочь рассеять плохое настроение.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

Ребята, будьте всегда вежливыми.

А сейчас давайте споём песню.

Жители городка : До свидания, ребята! Мы ещё с вами не раз встретимся в Сказочном городе.

Тема : «Современный этикет»

Аннотация

Воспитание этического, культурного поведения человека является неотъемлемой частью процесса формирования личностных нравственных отношений. Современная личность для максимальной успешной социализации должна владеть необходимыми навыками культурного поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Форма проведения : обучающее занятие с элементами викторины

Воспитательная цель :

    формирование у учащихся устойчивых навыков этического поведения.

Воспитательные задачи:

Оформление:

    выставка книг и учебников по деловому, дипломатическому и повседневному этикету.

    плакат № 1 «Составляющие этикета».

    плакат № 2 «Основные правила этикета».

    выставка фотографий учащихся.

Участники мероприятия

    2 учащихся - ведущие

    1 учащихся - «знаток этикета по знакомству и приветствиям»

    1 учащийся – «знаток уличного этикета»

    1 учащийся – «знаток религиозного этикета»

    1 учащийся – «знаток этикета танцев»

    1 учащийся – «знаток театрального этикета»

    1 учащийся - «знаток этикета поведения за столом»

Ход мероприятия

Первый ведущий : Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство слов, но и связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка. «Этика» - из греческого (« ethika », от « ethos »-привычка, нрав). Одно из значений слова « etiquette » - надпись.

Второй ведущий: Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось не приличным, становится общепринятым и наоборот.

Первый ведущий : Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относится к ним так, как вы относитесь к себе.

Составляющие этикета:

    Хорошие манеры

    Умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях

    Внешний вид

    Культура речи

Второй ведущий : этикет – поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приёмах, церемониях, переговорах.

Первый ведущий: Рассмотрим теоретические основы современного этикета в самых различных ситуациях. Знатоки этикета ознакомят нас с этим.

«Знаток этикета по знакомству и приветствиям»:

В узком кругу важно, чтобы каждый знал каждого, особенно если люди встречаются часто - у себя или в доме общих друзей. Поэтому представлять нового человека нужно обязательно.

Мужчину представляют женщине, младшего – старшему, подчинённого - начальнику. Возраст и авторитет имеют бесспорное преимущество. Вышестоящий всегда «принимает» представление (так же как и приветствие).

Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, лучше представить первым более близкого вам человека, например, свою сестру – своей знакомой. Знакомство с матерью и отцом – исключение из этого правила: всех знакомых необходимо представлять родителям, а не наоборот.

Если лицо, знакомящее вас, уже произнесло вашу фамилию, повторять её, подавая руку, не следует. Первым подаёт руку лицо, которому представили другого, т.е. женщина протягивает руку мужчине, старший–младшему, руководитель – подчинённому. Человек, который был представлен, терпеливо ждет, готов протянуть руку, но не торопится это сделать и лишь отвечает на рукопожатие.

Приветствие при встрече - это первая демонстрация вашего вежливого, учтивого отношения к окружающим. На всякое приветствие нужно обязательно ответить. Отказываясь поздороваться, вы наносите человеку публичное оскорбление.

Если человек, в обществе которого вы находитесь, приветствует своего знакомого, вам необходимо присоединиться к приветствию. Равно как и необходимо ответить на приветствие, с которым обратились к сопровождающему вас лицу, пусть даже оно исходит от незнакомого вам человека. Если ваш знакомый окружен людьми, вы должны поздороваться со всеми: очень грубая ошибка – приветствовать одного человека из компании.

«Знаток уличного этикета» : Чтобы не нарушать норм приличия и не привлекать к себе лишнего внимания окружающих, не следует при ходьбе слишком энергично размахивать руками, стучать каблуками, делать слишком широкие или слишком мелкие шаги (особенно это касается женщин).

По улице не принято ходить вчетвером, а тем более в пятером в одну шеренгу, загораживая весь тротуар и мешая другим прохожим. Даже если вам этого не хочется, надо разделиться на более мелкие группы.

Не следует пристально смотреть на прохожих, но нужно быть внимательным, чтобы никого не толкнуть или не наступить кому-нибудь на ногу.

На улице не принято громко разговаривать и хохотать.

Встречного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина). Если рядом с ним молодая и пожилая женщины, то пожилая идёт посередине.

Встретив на улице знакомого и остановившись с ним для разговора, следует отойти в сторонку, чтобы не мешать прохожим.

Если, находясь в незнакомом месте, вы обращаетесь с вопросом к прохожему, то при этом сначала надо сказать «простите», а затем поблагодарить за помощь. В ответ должно раздаться «пожалуйста», «не стоит». В случае если вы не можете помочь тому, кто обратился к вам с просьбой или вопросом, вы должны вежливо ответить: «К сожалению, ничем не смогу вам помочь».

«Знаток этикета поведения за столом»: Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем. Не следует скатывать хлебные шарики, играть приборами, рюмкой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не следует дуть на горячую еду и напитки, чавкать, причмокивать и прихлебывать. Кушать и пить нужно беззвучно.

Сегодня "амплуа" ножа на обеденном столе стало значительно шире, чем было некогда. Люди старшего поколения с ужасом смотрят на то, как режут ножом, например, блины или блинчики. Но это допустимо. Можно также пользоваться ножом для рубленого шницеля, картофельных оладий, овощных котлет, в крайнем случае, даже для вареников. По желанию можно обойтись одной вилкой.

Совершенно исключается употребление ножа к макаронам, вермишели, лапше, солянке, мозгам, омлетам, пудингам, желе, овощам. Эти блюда едят только вилкой.

После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использованы при следующем блюде, их кладут на стол.

Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку.

В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует раньше проглотить то, что находится во рту и только потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных пятен.

Некрасиво доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предложите соседу по столу.

Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите тот кусок, который лежит к вам ближе.

Не следует обмакивать хлеб в соус, но уж если нет сил удержаться, помогайте себе при этом вилкой, а не пальцами. В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым.

Решительно нельзя садиться к столу с сигаретой, а на домашних приемах курить между блюдами. Позволить себе закурить можно только после полного угощения, во время кофе. В самом крайнем случае между последним блюдом и десертом - обычно в этот момент бывает небольшой перерыв по случаю перемены приборов. Но лучше подождать, пока не предложат хозяева.

Приборы держат за кончик ручки, а не посередине. Ножом следует лишь резать пищу, ни в коем случае его нельзя брать в рот. Некоторые блюда, которые можно не резать, например, омлет, яичницу, едят только вилкой. Ее держат в правой руке и помогают при еде кусочком хлеба, который держат в левой руке. Закончив еду, нож и вилку кладут на тарелку рядом друг с другом параллелью в знак того, вы уже больше есть не будете. Если вы еще не закончили есть, прибор скрещивают, нож вправо, вилку влево. Рядом с тарелкой кладут салфетку, бумажную или из ткани. Обычно ее только прикладывают ко рту, делают это перед тем, как пить, чтобы на стекле не остались следы от жирных губ. Если за столом сидят некурящие, то курение за столом исключается.

Как что следует есть?

Сидя за столом, не режем хлеб ножом, а отламываем маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы.

При закуске, например, если это ветчина, не кладем ее на кусочек хлеба. Ветчину едим ножом и вилкой, небольшие кусочки хлеба можно намазывать маслом. Масло при этом берем понемногу из масленки на край собственной тарелки.

Более свободно обходимся с хлебом при завтраке. Можно кусок хлеба намазать маслом и откусывать от куска. Хлеб, намазанный маслом, не режем ножом.

Во время завтрака на такой кусочек хлеба лучше положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд, который можно разрезать пополам, чтобы было удобнее есть. Такой бутерброд допустимо есть из тарелочки, пользуясь ножом и вилкой.

Колбаса, если подана неочищенной, то каждый кусочек очищаем на тарелке ножом и вилкой. Сухую колбасу едим с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней. Толстую кожицу лучше снять.

Паштет - отделяем кусочек вилкой. Намазывать паштет на хлеб можно только в семейном кругу.

Яйцо всмятку вставляем в рюмочку, затем краем ложечки ударяем близко к верхушке и снимаем ее. Такое движение должно быть быстрым и энергичным, иначе верхушка не отскочит. Но если именно так и произошло, можно ее снять пальцами, беда небольшая. Есть яйцо ложечкой.

Яичницу можно есть ложечкой или вилкой в зависимости от консистенции.

Супы часто заставляют растеряться: как наклонять тарелку - от себя или к себе. Вовсе не наклоняем тарелку, просто небольшое количество супа остается в тарелке. В семейном кругу можно слегка наклонить тарелку от себя. Ни во время еды, ни после еды ложку из супа не кладем на стол, оставляем ее в тарелке.

Бульоны, супы, которые подаются в чашках, пьем, как пили бы кофе или чай, не пользуясь ложкой. Ложку употребляем, когда хотим выловить плавающие в супе гренки, яйцо, кусочки мяса. Но если суп подан в чашке с двумя ушками, пользуемся ложкой.

Курица в бульоне - одновременно первое и второе, так что едим ложкой из тарелки вначале бульон, затем кусочки курицы с помощью вилки и ножа.

Рыба, как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Исключительно пользуемся ножом для маринованной селедки.

Если к рыбному блюду поданы специальные приборы - лопатка и вилка, то лопатку берем в правую руку (играет роль ножа), вилку в левую. Вилкой придерживаем кусочек, лопаткой отделяем кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой же отправляем кусочки рыбы в рот. В крайнем случае, если в нашем распоряжении имеется только одна вилка, ее берем в правую руку, в левую - кусочек хлеба. Теперь хлеб служит для придерживания кусочка рыбы, а вилка - для отделения костей, с ее помощью подносим кусок ко рту.

Если на нашей тарелке окажется рыба целиком (вареная или копченая), то вначале отделяем от скелета верхнюю часть филе, съедаем, потом отделяем позвоночник и косточки, откладываем в сторону, затем съедаем вторую часть. После того как мы справимся с этим блюдом, на тарелке должен остаться сравнительно эстетичный "натюрморт" в виде рыбного скелета.

Заблудившуюся во рту рыбью косточку незаметно кладем кончиком языка на вилку.

Раков невозможно съесть без помощи пальцев и, хотя это просто издевательство над цивилизацией, тут ничего не поделаешь.

Птицу едим с помощью ножа и вилки. При этом не обязательно в поте лица жонглировать на тарелке приборами, стремясь, во что бы то ни стало полностью очистить все косточки. Нужно смириться с тем, что при косточке останется немного мяса. В домашних условиях можно позволить себе взять куриную ножку в руку.

Мясо с овощами - блюдо проблемное. На сегодня в мире существуют противоречащие друг другу рекомендации, как есть такое блюдо. Согласно первой мясо следует нарезать на мелкие кусочки и отложить нож. По второй - ни на минуту нельзя выпускать из правой руки ножа, из левой - вилки. Первым правилом руководствуются американцы. В европейском понимании этот способ далек от элегантности. Придерживаясь второго, будет правильным отрезать кусочек мяса, придерживая его вилкой, повернутой выемкой вниз. На отрезанный кусочек мяса, наколотый на вилку, накладываем картофельное пюре, которое здесь держится вполне сносно. Вилку с этим гарниром несем ко рту. А если, кроме мяса и картошки, есть еще горошек или иные "беспокойные" овощи? Горошек на кусочке мяса не удержится, поэтому у каждого появляется откровенное желание отложить нож, взять вилку в правую руку, съесть немного горошка, опять взять вилку в левую руку и т. д. Что же делать?

Первый выход: придерживая вилкой мясо, отрезаем кусочек, затем вилку с этим кусочком поворачиваем выемкой вверх, в нее накладываем горошек и, все время держа ее в левой руке, подносим ко рту.

Второй выход: держим вилку брюшком вверх, на отрезанный кусочек мяса накладываем горошку столько, сколько удержится. Съедаем все мясо, потом, держа вилку уже в правой руке, доедаем горошек (обратите внимание: горошек не накладываем вилкой, а набираем на нее, как на лопатку). Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.

Салат, поданный к мясу на отдельной тарелочке, едим из этой же тарелочки, набирая понемногу в очередности с тем, что лежит на основной тарелке. Зеленый салат, насколько это возможно, не следует резать ножом. Если он подан так, что листья слишком велики, то разрезаем их вилкой или аккуратно наматываем на нее листья, стараясь не оставлять на подбородке ручьев сметаны.

Спагетти, или макароны-соломку, очень сложно есть так, чтобы это выглядело красиво. Существуют три способа для того, чтобы достойно справиться с этим итальянским блюдом.

Первый заключается в пользовании вилкой и ложкой. Ложку держим в левой руке. Край ложки опускаем в тарелку, на вилку наматываем макароны в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезаем эту порцию от остального.

Второй способ: вилку держим как нож, приготовленный для разрезания. Опускаем вилку в гущу макарон и поднимаем их вверх, отделяя небольшую порцию. Затем опять опускаем вилку с макаронами в тарелку, здесь наматываем их на вилку и быстро отправляем в рот.

Используя третий способ, накалываем макароны на вилку, которую держим вертикально, и в такой позиции наматываем на нее соответствующую нашим возможностям порцию. Основное правило: набирать на вилку не больше двух-трех ниток макарон.

Сладкое тесто хорошо есть вилочками, специально для этого предназначенными. Если таковых нет, можно пользоваться ложечкой.

Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.

Яблоки, груши, чтобы есть их красиво, требуют некоторой эквилибристики. Для этого нам нужны нож и вилочка. Фрукт разрезаем на четвертинки, а затем, взяв ломтик на вилку, снимаем ножиком кожицу, особого мастерства требует умение удержать при этом предмет нашего лакомства на вилке. Затем, очищенный кусочек едим на тарелке, пользуясь ножиком и вилкой.

Допустимо очистить фрукты в руке, но есть на тарелочке ножом и вилкой.

Персик разрезаем на тарелке, удаляем косточку. Затем снимаем кожицу, пользуясь ножом и вилкой, с их же помощью съедаем, отрезая по кусочку.

Бананы очищаем от кожуры и едим ножом и вилкой, отрезая кружочками.

Апельсины можно (теоретически) чистить ножом и вилкой, как яблоки и груши. Но в случае с апельсинами это потребовало бы таланта циркового артиста. Так что, обращаясь к практике, чистим апельсин следующим образом: надрезаем кожуру крестообразно, снимаем ее и разделяем на дольки.

Ни апельсины, ни мандарины не чистим спиралеобразно!

Грейпфрут подается разрезанным поперек, середина отделяется от кожуры, но остается внутри. Посыпаем сахарной пудрой и едим ложечкой.

Черешни и вишни берем за веточку и отправляем в рот. По возможности незаметно выплевываем косточку в кулак, а затем на свою тарелку. Не выплевываем косточки прямо на тарелку! Не собираем их в пепельнице!

Аналогично можно поступать с виноградом, если вы не любите семечки и кожуру. Но виноград, как правило, съедают целиком.

Сливы разламывают пальцами, косточки кладут на тарелочку.

Клубнику следует подавать очищенной, без зелени. Некрасиво раздавливать на тарелке клубнику, поданную с сахаром и сметаной. Образовавшаяся масса выглядит не очень эстетично. Сказанное относится и к землянике.

Дыня не любит ножа. Пользуемся ложечкой. Арбуз прямо-таки просит, чтобы его ели самым примитивным способом, т.е. держа сочный ломоть двумя руками. Не поддавайтесь соблазну! Полукруг арбуза следует положить на тарелку, отрезать ножом кусочек и, освободив его от семечек, на вилке отправлять в рот.

Компот, поданный в вазочке, едим все время ложкой. Отпивать прямо из вазочки некрасиво. Косточки фруктов выплевываем на ложечку и кладем на стоящую рядом или под вазочкой. Не класть косточки обратно в компот! И не в пепельницу!

Сервировка обеда

Рис. 1

Рис 2

Обычно первое блюдо ставят на стол до того, как гости заняли свои места. В противном случае обеденная салфетка лежит на мелкой тарелке, а не слева от вилок, как показано на рисунке. Рыбную вилку можно разместить тремя способами, один из которых показан на рисунке1.

Необходимы также пепельницы. Меню неофициальных обедов не очень строго. Оно может включать всего два блюда, однако обычно их число ограничено пятью. Суп можно не подавать, особенно если обед начинается с закуски. На неофициальном обеде суп никогда не подают в традиционных неглубоких суповых тарелках

Салат обычно подают вместе с промежуточным блюдом - так проще. Специальный нож используется в зависимости от вида салата и от того, подан ли к нему сыр.

Салат можно подавать отдельно, в качестве четвертого блюда; он может также заменять десерт, особенно если вместе с ним подают различные сорта сыра.

Сервировка десерта Рис. 3

На неофициальном обеде десертные приборы можно положить на стол заранее, поместив их перед мелкой тарелкой. В противном случае их приносят на десертной тарелке либо хозяйка сама кладет их на десертную тарелку и передает гостям вместе с десертом. Когда десерт сервируют заранее и десертные приборы находятся на наполненной тарелке, их не перекладывают. Если же приборы лежат на пустой десертной тарелке, на которой может стоять чаша для ополаскивания пальцев, гостю следует положить десертную вилку слева, а десертную ложку справа от тарелки. Слева: как подать гостю десертный прибор: на десертной тарелке лежат десертная вилка и десертная ложка, между ними на салфеточке и (или) маленькой тарелке стоит чаша для ополаскивания пальцев (обязательная принадлежность официального обеда и ленча).

Справа: гость раскладывает десертный прибор следующим образом: салфеточку и чашу - для ополаскивания пальцев помещают перед тарелкой слева, вилку кладут слева, а ложку справа от десертной тарелки и ждут, когда подадут десерт. На неофициальном обеде вместе с десертом можно подать черный кофе в маленьких чашечках.

«Знаток религиозного этикета»: Присутствуете ли вы на торжественном богослужении, на одном из таинств – крещении, венчании – либо на обычной молитве в православной церкви, католическом соборе и т.д., вы должны вести себя в полном соответствии с принятыми в данном вероисповедании обычаями и обрядами.

Поведение во время службы.

Поведение каждого человека в храме определяется канонами его веры, однако, независимо от вероисповедания, все присутствующие на службе демонстрируют сосредоточенность, достоинство и молчаливость.

Перед началом богослужения можно улыбнуться и кивнуть или слегка помахать рукой знакомому, а если он сидит впереди вас или рядом с вами, наклониться к нему и поздороваться. Не следует, однако, заводить долгих разговоров, перешептываться или как-то иначе привлекать к себе внимание окружающих. Если вы хотите представить кого-нибудь своему знакомому, лучше дождаться окончания службы.

Как одеваться?

С течением времени ограничения и запреты, касающиеся одежды для посещения церкви, ослабели, но, тем не менее, собираясь в храм, одеваться надо строго.

В христианских храмах наличие головного убора теперь не является обязательным, однако в ортодоксальной синагоге замужние женщины должны быть в головном уборе – хотя бы в парике. Многие женщины по-прежнему предпочитают ходить в церковь в шляпе или вуали, а католички, воспитанные в те времена, когда головные уборы в церкви были обязательны, никогда не войдут в храм, не накинув на голову хотя бы шарфик или косынку. Во всяком случае, шляпа допустима, и если вам она нравиться и к лицу, вы смело можете надевать её в церковь. И не стоит огорчаться, если вы окажетесь в меньшинстве.

Мужчины всегда снимают головной убор, заходя в христианский храм, тогда как в ортодоксальную синагогу, напротив, никогда не входят с неприкрытой головой.

Перчатки надевают преимущественно в холодную погоду, но в любом случае прийти в церковь в перчатках всегда уместно.

Где садиться?

Если в храме находиться церковные служители, они провожают всех прихожан к скамьям, но на обычном богослужении женщин под руку не берут.

Как вести себя на службе, если вы исповедуете другую веру?

В том случае, когда богослужение не противоречит вашим религиозным убеждениям, вы должны выполнять все принятые в данной церкви обряды наравне с прихожанами этого храма – вставать, петь, молиться тогда же, когда делают они. Если же каноны исповедуемой вами религии не позволяют вам принимать участие в каких-то обрядах, просто сидите неподвижно и молча, пока этот обряд или часть службы не завершиться.

Знаток этикета танцев

Как приглашать на танец?

Словом «Потанцуем?» может пригласить женщину на танец близкий товарищ, возлюбленный или муж. Незнакомый мужчина, приглашая женщину на танец, подходит к ней, слегка кланяется и просит разрешения пригласить её.

Женщина выражает своё согласие дружелюбным взглядом и кивком головы.

Кавалера может оскорбить, если дама делает при этом насмешливую или заносчивую мину. Ей лучше отказаться от танца, нежели идти танцевать с таким настроением.

Если женщина уже обещала этот танец кому-нибудь другому, она приветливо благодарит пригласившего и говорит « Благодарю, этот танец уже обещан».

В таком случае мужчина кланяется и удаляется. Если он хочет обязательно танцевать с этой партнёршей, то приглашает её вторично. После второго отказа он должен понять, что больше приглашать её не следует.

Не стоит приглашать женщину, у которой есть спутник. Такое приглашение будет невежливым по отношению к её партнёру, которому придется остаться одному, пока его спутница танцует. Это относиться к тем случаям, когда танцевальный вечер происходит в ресторанном зале и пара сидит за столиком. На вечере в зале без столиков этого правила можно не придерживаться, но и здесь не мешает знать чувство меры.

Дама, пришедшая в сопровождении кавалера, может танцевать с незнакомыми ей мужчинами, непременно предварительно согласовав это со своим кавалером.

В ресторане не принято приглашать одну и ту же женщину, сидящую за чужим столиком.

Представляться партнерше, приглашая её на танец в ресторане или на танцплощадке, не принято. Если же кавалер танцует с одной и той же дамой несколько раз, то ему следует после четвёртого или третьего танца представиться ей. Даме при этом называть своё имя не обязательно.

После танца мужчина обязан проводить свою партнершу к её столику и поблагодарить за танец.

«Знаток театрального этикета»: В зрительный зал после третьего звонка не впускают. Поэтому в театр желательно прийти чуть раньше, спокойно раздеться в гардеробной, привести себя в порядок.

Вежливый мужчина поможет женщине снять пальто, возьмёт номерки.

Старайтесь избегать резких духов, одеколонов, дезодорантов.

В зрительный зал первым входит мужчина, а если вы в театре с детьми, то лучше пропустить их вперед. Если входят две пары, первым идёт мужчина, за ним две дамы, а за ними второй мужчина.

Не делайте недовольного лица, если вы уже сидите, а по ряду кто-то пробирается на своё место; заранее встаньте, чтобы пропустить опоздавшего.

Не садитесь на чужие места, так как это может вызвать много неприятностей, в особенности, если хозяева этих мест опаздывают.

Мужчина обычно сидит по левую руку женщины, но если его место окажется удобнее, внимательный мужчина уступит его даме. Избегайте шума, когда садитесь и встаете. Оба подлокотника не занимайте. Не опирайтесь на спинку переднего кресла.

Можно уйти, но только в антракте, не привлекая к себе внимания. Очень не прилично уходить во время действия или выступления.

Запомните, аплодировать принято:

На концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть.

Можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты не продолжительны.

На больших симфонических концертах принято аплодировать в момент, когда дирижер поворачивается к зрителю лицом.

Если вам представление не понравилось, не аплодируйте вовсе. Но никакими другими действиями не выражайте своего недовольства.

В фойе, комнатах для курения, буфете, вестибюле при встрече со знакомыми вы ведете себя как при встречах на улице. Этому способствует и то обстоятельство, что во время антракта принято прогуливаться по фойе, размяться после долгого сидения. Прогуливаться по фойе под руку не стоит.

Не следует так же перед началом спектакля или в антракте рассматривать публику в бинокль. Это не прилично. Бинокль служит лишь для того, чтобы лучше видеть происходящее на сцене.

При посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами: стараться быть вежливым и предупредительным, не шептаться с соседкой, постоянно вертя головой, не делиться впечатлениями во время сеанса, громко не смеяться.

Второй ведущий : Проведём конкурс по нормам этикета. Для участия в конкурсе необходимо, чтобы все присутствующие разделились на две команды и сели напротив друг друга. Я буду задавать вопросы по практическому этикету, а каждая команда, посовещавшись между собой 1 минуту, даст правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда, которой будет задан вопрос, ответ не знает, то может отвечать команда соперников и дополнительно получать поощрительный балл.

Вопрос для 1-й команды:

Как исторически можно объяснить, почему мужчина, входя в помещение снимает головной убор?

Вопрос для 2-й команды:

Как исторически можно объяснить, что, здороваясь, мы пожимаем друг другу руки?

Вопрос для 1-й команды:

Почему мужчина, спускаясь по лестнице, идёт впереди женщины?

Вопрос для 2-й команды:

Почему заходя в магазин, необходимо сначала пропустить выходящих?

Вопрос для 1-й команды:

Если мужчина с женщиной заходят в ресторан, то кто должен первым проходить в зал?

Вопрос для 2-й команды:

Вам домой позвонил преподаватель, но по техническим причинам разговор прервался. Кто должен перезвонить?

Вопрос для 1-й команды:

Можно ли в комнату, где собрались гости к вам на вечеринку, впустить собаку или кота и почему?

Вопрос для 2-й команды:

Что должен сделать мужчина, если женщина пригласила его на белый танец, а он не может по каким-то причинам танцевать?

Первый ведущий :

Подведём итоги конкурса. Команда, знающая лучше этикет и получившая наибольшее количество баллов, получает в подарок книгу по этикету.

В конце нашей встречи хочу напомнить всем высказывание английского философа Джона Локка “Изящная манера и форма во всём – вот что украшает человека и делает его привлекательным”.

Сценарий игровой программы по этикету «Уроки вежливости ».

г.

Оформлена выставка литературы. Вначале детям в зале раздают листы с четверостишьями.

Звучит музыка.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на

нашей программе по этикету «Уроки вежливости». Вам, конечно,

хорошо известно слово этикет, и сами правила поведения.

Этикет – слово французского происхождения. На дворцовых приёмах у «короля-солнца» Людовика ХIV гостям вручались карточки с написанными на них правилами поведения. От названия карточки этикетки и пошло слово «этикет». Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней, вслед за азбукой и арифметикой, излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и так далее.

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Хорошо воспитанные люди обязательно должны знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде.

Звучит музыка. Выходит клоун Буся

Б уся: О-го-го! Сколько народу! Вот это да! А что это вы тут все делаете? И

меня никто не позвал!

Ведущий: Буся, а разве тебя не учили здороваться с ребятами?

Буся: Не-а, а зачем это я буду здороваться?

Ведущий: А разве тебя не учили знакомиться?

Буся: Вот ещё! Делать мне больше нечего, как знакомиться!

Ведущий: Вот видите, ребята, как нехорошо быть невоспитанным. Давайте

поможем нашей Бусе? Научим её правилам этикета?

Дети: Да!

Ведущий: Давай попробуем ещё раз! Буся, тебе нужно со всеми

поздороваться и познакомиться!

Буся здоровается, но её никто не слышит.

Ведущий: Ну, разве так здороваются? Буся, здороваться нужно, чтобы тебя

все услышали. Попробуй ещё раз.

Буся: Ну ладно, так и быть. Здравствуйте друзья!

Дети: Здравствуйте!

Буся: Меня зовут Буся! Я очень, очень рада, что вы меня научите правилам

Ведущий: Вам преподносит творческий номер вокальная группа «Ника»

Буся: Аплодисменты!

Ведущий: Спасибо большое!

Концертный номер

Ведущий : Ребята, а знаете ли вы, что пригласив гостей к себе домой

необходимо знать несколько правил. Например:

1. Хозяйка обязательно должна развернуть, принесённый подарок, а потом поблагодарить гостей.

2. Если подарили цветы и букет большой, на стол его ставить нецелесообразно. Он будет мешать общаться и занимать много места. Букет нужно поставить в вазу где-то рядом, в комнате.

3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок, вымыть руки, причесаться.

Буся: Ребята, я предлагаю вам разделиться на 2 команды и придумать

каждой команде название.

Буся: Итак, команда …, команда….

Ведущий: Вам нужно будет поднимать руку и правильно отвечать на

Буся: Ну что, готовы?

Дети: Да!

Ведущий: 1. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Просто кивнуть)

Буся: 2 . Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да)

Ведущий: 3 . На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Промолчу, с кем не бывает)

Буся: 4 . Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал)

Ведущий: 5. Если тебе принесли подарок завёрнутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (Да, развернуть и поблагодарить того, кто его подарил)

Буся: 6 . Можно ли перебивать говорящего? (Нет)

Ведущий : 7 . Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с

незнакомым тебе человеком, приостановился. Нужно ли

здороваться тебе? (Да)

Буся : 8 . Можно ли наклонять тарелку с супом? (Если есть необходимость,

от себя)

Ведущий: Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся, а где-то и совпадают. Я надеюсь, вы запомнили правильные ответы? А ты, Буся, всё усвоила?

Буся: И я всё усвоила, постараюсь ничего не забыть!

Ведущий: Для вас выступает трио вокальной группы «Ника»

Буся: Ребята, мне нужна ваша помощь. Из каждой команды мне нужно по 2

человека.

Выбираем мальчика и девочку.

Представьте случай, что вы пришли в гости вместе.

Покажите мне, пожалуйста, как нужно девочку усадить за стол.

Начинает команда …

Звучит музыка.

Молодцы. Ну, что команда …, готовы?

Звучит музыка.

Пара (мальчик и девочка) инсценируют рассказ ведущего.

Ведущий: А знаете ли вы, что кавалер, приглашая даму на танец, должен слегка поклониться ей со словами: «Позвольте вас пригласить». Однако прежде, ему следует убедиться, что его костюм в полном порядке и все пуговицы пиджака застёгнуты.

Если даму сопровождают другие лица (брат, отец, мать, подруга), то кавалеру следует сначала поклониться им или спросить: «Позвольте пригласить вашу даму, подругу, дочь на танец?».

Сделав приглашение, кавалер либо пропускает даму вперёд, чтобы последовать за ней на танцплощадку, или, если не очень тесно, предлагает ей руку.

После танца, кавалер обязан проводить свою партнёршу к её

столу и поблагодарить за танец.

Буся: Друзья, скажите мне, а вот вы такие все умные, да? А бегать то вы умеете? Мне нужно по 6 человек из каждой команды. На нашем стенде у нас есть 3 картинки, на первой изображена школа, на второй лес, пикник, а на третьей день рождение вашего друга. Ещё у нас есть одежда (раздаёт каждой из команд стопку с листами, перевёрнутую надписями вниз, на которых написана одежда). Ребята, вам, под весёлую музыку, поочереди, нужно развесить одежду, под каждой картинкой. А какую одежду и куда можно надевать – решать вам! Готовы? Поехали!

Звучит музыка. Игра.

Ведущий: Я считаю, что с заданием справились все! Буся, теперь тебе

понятно, как хорошо в жизни применять правила этикета?

Буся: Да! Теперь мне всё понятно!

Ведущий: А вам ребята?

Дети: Да!

Буся: Ребята, а давайте сыграем в мою любимую игру. Я буду кидать свой

мяч, а тому, кто его поймает, нужно будет зачитать своё

четверостишье.

Звучит музыка.

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Постоишь и не растаешь.

Здесь ничем сорить не надо –

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он – поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

Сначала ты договорись,

Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,

Чтобы выглядеть парадно.

Ты оделся, расчесался…

Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,

Не должно его быть жалко.

Если вас не пригласили,

Не врывайтесь в гости силой.

Не забудь ботинки снять,

Дома в них нельзя гулять.

Не шали и не кусайся,

Без причин не обижайся.

Не ломай столы и мебель,

Где б в гостях, мой друг, ты не был.

Будь воспитанным и скромным,

По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку

И бросать под стол картошку.

Ты обулся, куртку взял,

А «До свидания» сказал?

Звучит музыка.

Ведущий: Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы, ребята,

узнали много нового и интересного.

Буся: И я буду стараться применять правила этикета в школе, на улице,

дома, в гостях!

Ведущий: Мы желаем вам всего самого хорошего!

Буся: До новых встреч!

Реквизит.

1. четверостишья

4. 3 картинки (школа, лес, день рожденье друга)

8. 2 стопки с листами, на которых написана различная одежда (одинаковые)

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь –

Постоишь и не растаешь.

Здесь ничем сорить не надо –

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он – поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

Сначала ты договорись,

Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,

Чтобы выглядеть парадно.

КРОССОВКИ

СПОРТИВНОЕ ТРИКО

РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ

СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ

Сценарий конкурсной программы для летнего лагеря

План

1. Конкурс «Ромашка».

2. «Чтобы человек не мешал человеку»:

а) освежение памяти;

б) рассказ об этикете.

3. Шутки об этикете.

4. Школа этикета.

1. Конкурс «Ромашка».

Задание: проинсценировать ситуацию и объяснить, где герои поступают неправильно и как надо было поступить.

Оценивается по 5-ти балльной системе.

Ситуация 1. В автобусе.

Дама спрашивает:

Я извиняюсь, Вы выходите?

А впереди Вас выходят?

А вы у них спрашивали?

Спрашивала, спрашивала.

А что они Вам ответили?

Ситуация 2. Мужчина в метро уступает место пожилой женщине.

Ну, что Вы! Не беспокойтесь! Я постою, - говорит она.

Ничего, ничего! Садитесь. Не думайте, что мужчины уступают место только молодым и хорошеньким.

Ситуация 3. В кинотеатре во время сеанса разговаривают двое.

Один из впередисидящих зрителей оборачивается и говорит:

Простите, мсье, я ничего не слышу.

А почему, собственно говоря, Вы должны слышать, о чем мы говорим?

Ситуация 4. Телефонный звонок.

Мужчина снимает трубку. На том конце провода:

Алло! Это ты, мой любимый?

Я! А кто это говорит?

Ситуация 5. Маленький мальчик говорит своей тете:

Большое спасибо за подарок.

Не за что, мой дорогой!

Я знаю, что не за что, но мама сказала, чтобы я поблагодарил.

Ситуация 6. Набрав нужный вам номер телефона, поздоровайтесь, поговорите о погоде, узнайте о здоровье и лишь только потом уточните, тот ли номер вы набрали.

2. Конкурс рассуждений «Чтоб человек не мешал человеку».

а) Освежение памяти.

Ребята вспоминают, какие правила «хорошего тона» они знают, рассуждают о них.

За каждый правильный ответ команда получает 2 очка.

б) Ведущий сообщает новое о правилах этикета в современное время. Участники игры должны подготовить рассказ о практическом применении этого правила.

3. Шутки об этикете.

Ребята, прочитав на карточках шутки и анекдоты, должны инсценировать их. Оценивается по 5-ти балльной системе.

Шутка 1. Мать поучает сына:

Никогда не тянись через весь стол, если тебе что-нибудь нужно, разве у тебя языка нет?

Есть, но руки длиннее.

Шутка 2. Бабушка воспитывает внука:

Андрей, когда кашляешь, прикрывай рот ладошкой.

Не бойся, бабуля, у меня зубы не выпадут.

Шутка 3. В музее перед статуей Венеры Милосской стоят отец и сын.

Папа, а почему она без рук?

Если будешь грызть ногти, с тобой тоже самое будет.

Шутка 4. Два англичанина спорят:

Милорд, Вы сволочь!

От милорда и слышу.

Шутка 5. - Ну, Вовочка, прощайся с тетей, она протянула тебе руку... Что нужно сказать, когда тетя уходит?

Слава Богу!

Шутка 6. - Папа, объясни мне, что такое традиция?

Это то, что перешло к нам от предыдущих поколений.

Понятно, значит мои брюки тоже традиция..

4. Школа этикета.

По одному учащемуся из каждой команды выходит к доске. Им раздаются карточки с вопросами и вариантами ответов; за правильный ответ команда получает 5 баллов. Вопрос ы:

1. а) Можно ли в гостях взять понравившееся блюдо второй раз? б) Или это неприлично?

Ответ: а) 5; 6) 0.

2. а) Считаете ли вы, что хлеб из хлебницы надо брать вилкой? б) Или рукой?

О т в е т: а) 0; б) 5.

3. Должен ли левша протягивать для рукопожатия левую руку? Ответ: да - 0; нет - 5.

4. Можно ли выражать соболезнование по телефону? О т в е т: да - 0; нет - 5.

5. Если по каким-то причинам один из гостей опаздывает, следует ли ждать опаздывающего?

О т в е т: да - 0; нет - 5.

6. Сопровождая женщину, может ли мужчина спросить разрешения дамы закурить?

Ответ: да - 0; нет - 5.

7. Если с вами поздоровался незнакомый человек, нужно ли ответить на его приветствие?

Ответ: да - 5; нет - 0.

8. а) Может ли девушка на дискотеке сама пригласить кавалера?

б) Или ей следует ждать инициативы с его стороны? Ответ: а) 5; б) 0.

9. а) Должен ли кавалер провожать девушку до дверей ее дома? б) Или достаточно посадить ее в такси?

Ответ: а) 5; б) 0.

5. Подведение итогов и награждение.