Промыслы и ремесла древние технология. Русские народные промыслы. Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
ТРАДИЦИИ и ремёсла
РУССКого НАРОДа
Методическая разработка занятия
Составила:
Ефимова Лариса Борисовна
педагог дополнительного образования
Цель : приобщение детей к ценностям истории и культуры русского народа.
Задачи:
- закрепить и расширить знания по теме: Традиции и ремёсла русского народа;
- развивать коммуникативные умения и способность работы в команде;
- воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа.
Оборудование: демонстративный материал, ТСО, раздаточный материал.
Ход занятия
1.Вступление.
Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейской мудрости у родителей.
В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.
2.Основная часть.
Занятие у нас с вам сегодня не простое. Мы отправляемся в путешествие в мир ремесла. Поможет нам отправиться в сказочное путешествие, кукла Марьюшка.
Давайте вспомним, что такое традиции?
И какие традиции есть у русского народа?
Традиции_ это народные гуляния, Рождество и Святки, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купало и м.д.
Основные русские традиции: русская свадьба, русская семья, русское гостеприимство, русский каравай, русская баня, русское чаепитие, русская ярмарка.
Русский народ на ряду с праздниками и трудился на славу. Владели различными ремёслами. Ремесло - это мелкое ручное производство, основное на применении ручных орудий труда. Виды ремесла: кузнецкое плотницкое, ткацкое, прядильное, гончарное и т.д.
Но есть одно ремесло которое должна была освоить каждая девушка.
Послушайте стихотворение Галины Заслувской «Волшебная нить» и попробуйте угадать о каком ремесле идёт речь в этом стихотворении.
«Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя»
(рукоделие)
А с видами рукоделия нас познакомит Марьюшка в сказке «Подружки и помощницы». Демонстрируется сказка…
Добрый день заботливые дети. Сегодня я с куклой Марьюшкой хочу рассказать вам одну старую народную сказку про куклу помощницу Платочницу. Вы хотите узнать что это за кукла Платочница? И почему её так назвали? Да верно потому что она сделана из платочков. И вот эту историю мы хотим вам поведать. И так сказка начинается. Давным давно в давние времена на Руси жили были в одной славянской деревне одна семья Настасьи и Иван. Жили они ладно дружно. И вот родилась у них доченька Марьюшка (показывает куклу ребенка). Дочка росла умная и славная. Вся работа у неё ладилась, и по дому прибиралась, родителям помогала, поводу ходила, вязала и вышивала и пироги то вкусные пекла. И засмотрелся на нашу Марьюшка один добрый молодец-удалец (показывает куклу молодого Ваню). Ванечкой звали его. Парень то он рукастый, идёт по деревне грудь колесом, все в руках то у него горит – больно хозяйственный был. И стал он свататься к нашей Марьюшке . А мать то с отцом Настеньке в дорогу замужескую стали наказ давать. Тут достала мать куклу Платочницу. И говорит: «Доченька, слушай наказ родительский. Отныне ты отправишься с молодым мужем в новый дом. Коль наступит у тебя печаль да уныние, да и посоветоваться тебе не с кем будет иль обидит тебя кто - сор из избы не выноси, свекрови не дерзи, подружкам не жалься а, возьми куклу Платочницу и все ей расскажи. А мы с отцом будем в гости к вам приезжать и помощницу твою проведывать. Если куколка красива да опрятна будет значит жизнь твоя радостной сложилася, а если Платочница помята стала значит слез то много проливала горести печали видела. Так наша Марьюшка и Ваня с родительским наказом отправились жить поживать и добра наживать. А чтобы жизнь то у них стала еще радостней и удачной мы с вами сделаем побольше веселых подружек и посадим их дружно в карусель. И будут они помощницами для Марьюшки и чтоб не знала она печали никакой.
Какие виды рукоделия освоила Марьюшка? (шитьё, вязание, бисероплетение, вышивание).
Вот таких кукол насчитывалось более сотни и у каждой было своё предназначение и имя.
Давайте приоткроем двери Марьюшкиной мастерской и попробуем освоить не простое дело рукоделия. Сделаем помощницу для Марьи.
Проводится мастер-класс кукла «Платочница». В это время звичит русская народная музыка «В горнице моей светло». Дети делают куклу «Платочницу» в паре. Вот таких замечательных помощниц мы с вами сделали для Марьи.
3.Закрепление и подведение итогов.
Подведение итогов урока в форме рефлексии «Карусель добра».
На сегодняшнем занятии мы с вами совершили путешествие в сказочный мир «Традиции и ремёсла русского народа». Что нового о ремесле вы узнали? Какие виды ремесла вы сегодня узнали?
Ребята, Марьюшка приглашает нас сесть в «Карусель добра». А она будет вращаться только тогда, когда вы пожелаете ей добра и тепла. Дети прицепляют к карусели кукол Платочниц с пожеланиями ей тепла и догда (складывают в корзину в виде цветочка). Дарят на прощание с Марьей корзину полную добра. Прощаются с Марьей. Ребята и я желаю вам добра, оптимизма и больших успехов в учебе! До новых встреч в Марьюшкиной мастерской.
Список литературы
1.Богусловская И. Добрых рук мастера. – Л.,1976.
2.Гвоздева Б. Ключи от прошлого. – Томск,1994.
3.Моргуновская Ю. Обереговые народные кулы. - М.,2015.
В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов . Даже заимствованные у "соседей" ремесла обрели некую уникальность, мотивы, характерные, порой, только в определенной местности. Народные промыслы России - это наше наследие, которое Вы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее много нового.
Художественные народные промыслы нуждаются в отдельном описании. Видов ремесел неисчислимое множество, но далеко не все производимые изделия являются высокохудожественными. Но здесь граница очень размыта, если она вообще существует. Давайте разберемся.
Отсутствие четкого определения художественных промыслов и художественных изделий говорит лишь о том, что занимается этим вопросом все меньше и меньше людей. - творческая деятельность ремесленников, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений, навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты. Соответственно художественные изделия - результат творческой работы ремесленника.
Почему во главе всего я ставлю творчество? Я считаю, что как только изделия начинают штамповаться, копироваться - так они автоматически перестают быть художественными. Как мне неприятно видеть в магазине картин копии одного и того же сюжета! Это штамповка! Художник всегда в поиске, у него не может быть одинаковой картины. Так и у любого ремесленника каждое изделие уникально. Ремесленник в состоянии определить свою работу среди всего многообразия вроде бы одинаковых предметов.
Так, ко мне обратился с вопросом мастер, который увидел фотоизображение изделия в галерее на сайте. Эту фотографию я сделал в детском саду своего родного поселка. Мастер опознал свою работу и мы вместе выяснили каким образом данный предмет мог оказаться у меня на сайте.
Подытожим. Среди любого ремесла можно выделить отдельные художественные направления, любой художественный промысел может быть утерян вместе с творческой жилкой. Я совсем не говорю, что конвеер - это плохо. Ему тоже есть место, но нельзя потерять тягу к созданию чего-то нового, уникального.
Классификация видов ремесел
Вам уже знакомы некоторые виды ремесел. Конечно, вы слыхали про изделия из бересты, дерева, металла. Так вот, виды народных промыслов в первую очередь образуются от материала изделий . Это и обработка металла, древесины, камня, глины и других материалов.
Еще одна градация видов народных промыслов уже более узкая, чем предыдущая - деление по способу обработки того или иного материала.В этой статье мы рассмотрим несколько основных видов ремесла. В дальнейшем эта статья будет дополнятся более подробными сведениями, а пока лишь будет кратким ознакомительным материалом.
Четкого деления, думаю, не существует, и можно лишь относительно сформулировать некоторые ремесла. К тому же сейчас виды народных промыслов в России дополнились новыми направлениями. Не знаю можно ли уже называть прижившиеся в наше время рукоделия традиционным ремеслом. Но вернемся к тому, что мне известно. Построю список видов ремесла именно так, как хотел: основные разделы по названию материала, а подкатегории - по способу обработки. Все перечисленные виды могут быть художественными народными промыслами.
1. Дерево
На просторах русской земли много богатств. Одним из доступных несомненно является древесина. Доступна она и не только потому, что покрывает большую часть территории, но и по способам обработки. Согласитесь, для некоторых видов обработки не нужно сложных устройств и приспособлений. Отсюда и многообразие видов и подвидов ремесел, связанных с использованием древесины.
- Резьба по дереву.
Существует несколько видов резьбы по дереву:
- Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);
- Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);
- Сквозная резьба (прорезная и пропильная);
- Скульптурная резьба (объемная);
- Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);
- Фрезерование . Обработка на токарном станке, фрезе;
- Резьба по бересте;
- Тиснение по бересте;
- Изготовление туесов;
- Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);
2. Металл
Когда был открыт металл и его свойства - произошла революция технологий. Многие предметы быта и орудия труда были заменены на металлические. Это не вытеснило другие материалы, отнюдь - позволило более эффективно их обрабатывать. А благодаря свойствам металла ассортимент изделий ремесленников преумножился в несколько раз. Обработка металла технически гораздо сложнее дерева, но дело того стоит и на данный момент можно четко сформулировать способы обработки металла:
- Ковка;
- Гравировка;
- Чеканка;
- Чернение ;
- Литье ;
- Филигрань (напайная, ажурная, объемная);
- Фрезерование . Обработка на токарном станке, фрезе.
3. Глина
Природный материал, получивший не меньшее распространение, чем дерево. Данный вид материала страдает от небольшого числа видов обработки, что сказывается и на разнообразии изделий из глины. Большую часть изделий занимает посуда, а оставшуюся часть скульптура и сувениры. Но пластичность и простота обработки материала, наряду с доступностью, позволяют небольшому количеству видов изделий придать самые невероятные формы.
- Гончарное искусство ;
4. Камень.
Очень сложен в обработке. Из-за редкости некоторых материалов, сложностей в обработке - такая высокая стоимость изделий. Взять хоть скульптуру. Произведения искусства средневековья бесценны, хоть и сделаны из мрамора или гипса. Количество мастеров гораздо меньше, чем количество, скажем, резчиков по дереву. Да и не каждый камень пригоден для обработки. Тем не менее изделия из камня, будь то драгоценный камень или огромный гранит, воистину впечатляют и восхищают.
- Скульптура ;
- Резьба ;
- Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);
5. Кость
Костяные резные шкатулки - удивительны. Замысловатые узоры и сюжеты можно рассматривать бесконечно. Но распространение этого вида народных промыслов сильно зависит от территории. Далеко не каждая кость пригодна для обработки, далеко не все животные обладают необходимыми ценными частями тела и все это усугубляется тем, что многие виды животных являются редкими и подлежат охране.
- Резьба ;
6. Нить
Немногие виды народных промыслов можно назвать исключительно женскими. Работу с нитью можно причислить к одному из них. Изготовление изделий из нити связано с невероятной усидчивостью и сосредоточением. При создании сложнейших узоров и предметов не обойтись без арифметики и навыков закройки, так как петли любят счет, а большинство изделий - одежда, к которой применимы отдельные немаловажные требования моды, удобства, практичности и красоты.
- Вязание ;
- Ткачество ;
- Кружево ;
- Вышивание ;
7. Кожа
Изделия из кожи можно встретить все реже и реже. Цена и возможность замены искуственными полимерами сказались на распространении этого вида ремесла. Не припомню, чтобы видел в последнее время настоящее произведение искусства из кожи, сделанное вручную. Тем не менее в недалекие времена применялся этот материал для ручного создания художественных изделий. Главным образом украшались обычные предметы вставками из разноцветной кожи, создавались композиции и узоры.
- Изготовление одежды и обуви ;
- Тиснение ;
- Резьба;
Часто мастера совмещали несколько видов ремесла в одном изделии. Так, берестяные туеса могли быть украшены тиснением, резьбой, росписью, так же как и их деревянные крышки, резной камень заключен в металлическую оправу, а глиняные изделия дополнялись различными материалами для создания причудливых композиций.
Это далеко не полный список видов ремесел. Очень много подвидов, особенности которых получили свои корни и относительно национальности народов, и географического положения, и даже видов животных и растений, распространенных близ селений мастеров.
Многие из перечисленных народных промыслов мы постараемся рассмотреть на примерах и мастер-классах, отражающих особенности технологий и приемов работы. А тебя, мой уважаемый читатель, я прошу об услуге: если есть возможность внести свой вклад в развитие традиционного ремесла и художественных промыслов - обязательно расскажи об этом другим. Сделать это можно и на данном ресурсе. Сайт о народных промыслах ищет таланты.
Вконтакте
Путеводитель посвящён русским ремёслам, о каждом ремесле в нём рассказывается отдельно.
Статьи по нужным темам вы найдёте в подрубриках:
Что такое ремесло
Если кратко - это ручной труд, работа и уменье, которым зарабатывают на жизнь. Без ремесленной деятельности трудно представить себе человечество.
Понятие ремесла многогранно. Одни считают, что создание художественных произведений, это уже не ремесло. Другие - считают профессию, скажем, художника или иконописца, поэта или актёра ремеслом.
, CC BY-SA 3.0Так, или иначе, в любом деле можно достичь художественных и профессиональных высот, но любое профессиональное дело начинается с простой необходимости, затем достигается мастерство ремесленника, а уж потом оно может превратиться в широкое производство ли прославить отдельного мастера, достигшего совершенства.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0Примеров этому у народов России много. Нашу лаковую миниатюру, и подносы, абрамцево-кудринскую резьбу и многое другое, можно смело отнести к произведениям искусства.
Конечно в ремесле многое зависит от личного мастерства.
В одном из словарей читаем:
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0«Для России характерны: применение простых орудий труда, решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер производства (ремесленник работает один или с ограниченным числом помощников)».
Для чего и почему
История ремесла восходит к началу производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы:
- домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства
- ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства
- ремесло на рынок
На развитие и формирование ремёсел большое влияние оказал климат, географическое положение, политические и исторические факторы.
Кустарные промыслы и ремёсла Нижегородской губернии. Производство крупных весовых коромысел. Деревня «Красная Рамень» Семёновского уезда. 1896 год Неизвестный фотограф конца XIX века , CC BY-SA 3.0Например Византия обогатила мир православной культурой, которая в свою очередь, оказала немалое влияние на развитие русских ремёсел.
Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0Большое влияние на распространение и развитие ремёсел оказало строобрядчество.
В XIX веке в России всё больше стали задумываться о создании «русского стиля», что поддерживалось и царским правительством.
В 1904 году Поленов создал Дом Народного Творчества, в 1913 прошла Первая ярмарка народных промыслов. Кстати, тогда царское правительство нашло деньги, чтобы оплатить дорогу кустарям на эту выставку.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0В начале 1920-х годов развитие кустарных народных промыслов продолжалось, но в 1930-е с ними было покончено. Возрождение их началось лишь в 1968 году, когда было издано соответствующее постановление партии и созданы соответствующие организации. Но многое уже было потеряно.
Возрождение
В наше время идёт активное возрождение ремёсел и промыслов народов России. Примеров тому много: по старинным гравюрам, благодаря Александру Анатольевичу Баукину, возрождена ; Александр Николаевич , вместе с искусствоведом Виктором Яковлевичем , возродили ; в Одоеве возрождён промысел.
Фотогалерея
Синонимы
- занятие
- профессия
- специальность
- мастерство
- рукомесло
- рукоделие
- минерва
- промысел
- искусность
- призвание
- банаузия
Минерва
В римской мифологии - богиня мудрости, искусства, покровительница художников и ремесленников. Поэтому это слово может быть синонимом слова «ремесло».
Банаузия
Греч. banausia - ремесло, занятие наукой или искусством как ремеслом.
Пословицы
В народе много пословиц и поговорок, связанных с ремеслом:
С ремеслом не пропадешь.
Всякое ремесло честно, кроме воровства, и воровство ремесло -да не хлебное.
Ремесло - золотой кормилец.
Ремесло не коромысло - плеч не оттянет.
« Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь.А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников,
я не из их числа».
А.Грибоедов, «Горе от ума»
Ремёсла в наше время
Нередко звучат слова, что «ремёсла умирают и забываются». Это не так. Конечно, некоторые виды просто исчезают за ненадобностью, например производство гусиных перьев, которыми уже давно никто не пишет. Но в целом, интерес к народным художественным промыслам растёт год от года.
В России есть немало учебных заведений, где можно получить профессиональное ремесленное образование.
Национальное богатство
Васнецов, Билибин, Врубель, Суриков изучали русский национальный стиль, сохранившийся в орнаментах вышивок, народных костюмов, узорах и формах изделий деревенских ремесленников.
Художники видели в этом национальное богатство России, то, что делало русских отличными от других народов. Это способствовало невиданному всплеску развития нашего искусства, стали проводиться экспедиции, открываться музеи, проводиться ярмарки.
Слово «ремесло » произошло от латинского «ремес » (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы - от «промыслить », то есть подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось как «умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ». Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное - это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.
Фото русской ремесленницы
Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными - возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства - коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.
Русские ремесленники за работой. Старинное фото
Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства. Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века были часто совсем не большими; 5–10 дворов - уже деревня.
На ярмарке
При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом - плотники, в третьем - портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке, натуральным образом или через деньги.
В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели . Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.
Плетение лаптейЕщё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики . Самыми мягкими и прочными считали лапти из липового лыка. В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.
Русский сапожникСапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам.
Сапоги для мужика - самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог, - писал Д.Н. Мамин-Сибиряк.
На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5–6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги, и чтобы собрать такую сумму, нужно было продать целую четверть ржи (около 200 кг).
Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, было немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами », в Тверской губернии - «валенцами », а в Нижнем Новгороде - «чесанками ».
Русские мастера за валянием
Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.
Русские ложкариОсобой популярностью пользовались расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками.
Русская семья за изготовлением ложек
Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.
Плетение корзин для ложек
В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек . Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализация: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).
Обоз с «ложечными» корзинами
Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.
За ткацким станком
Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли и связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.
Русские ремесленницы за сбором льна
Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.
Вымачивание льна
Следующий шаг - лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками.
Трепание льна
Результат - мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.
С льняными пасмами
Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью. При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.
Малороссийская крестьянка с прялкойТкали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого станка, который хранился в разобранном виде. Перед тем как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа. Готовое полотно или отбеливали, или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть с рисунком.
Красильщики ткани
Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой. Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монашеское облачение.
Вышивальщицы за работой на Руси
Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.
Русские мастерицы за работой
Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства - постоянной статьёй экспорта.
Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева. Часто игрушки на Руси называли «потешками ». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.
Кроме того, в начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.
Плетение ремня на Руси
Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.
Столярная мастерская на Руси
В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство . Слово «декор » означает «украшаю ». Основа декора - узор, орнамент. Прикладное - предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание - украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.