Преобразование организации. При преобразовании организации новое юридическое лицо не возникает. Причины такого преобразования

Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом - передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997. С.266..

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества - с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Порядок проведения преобразования, не связанного с реорганизацией акционерного общества, был разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» Вестник ВАС РФ. 1997. № 6.. В соответствии с п.6 указанного Постановления преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке, причем в этом случае требования, предусмотренные п.5 ст.58 ГК РФ, п.6 ст.15 и ст.20 Закона об акционерных обществах, о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании (ст.75 Закона).

Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда изменение типа общества не может производиться или прямо запрещено:

1) в соответствии с п.4 ст.7 Закона об акционерных обществах и п.3 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в закрытые общества. Не допускается изменение типа акционерного общества в случаях, когда в соответствии с законодательством они могут создаваться только в форме открытых (например, инвестиционные фонды Статья 2 ФЗ от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст.4562.) либо только в форме закрытых (аудиторские организации Пункт 3 ст.4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч.1. Ст.3422.);

2) открытое общество не может быть преобразовано в закрытое, если число его акционеров превышает 50 - предел, установленный для закрытых обществ (п.3 ст.7 Закона об акционерных обществах);

3) закрытое общество не подлежит преобразованию в открытое, если размер уставного капитала создаваемого акционерного общества окажется ниже минимального уровня, установленного для открытых обществ ст.26 Закона об акционерных обществах. Но органы общества, к компетенции которых относится увеличение уставного капитала, вправе принять соответствующее решение, после чего тип акционерного общества может быть изменен.

Процедура реорганизации акционерного общества в форме преобразования состоит из нескольких этапов и предполагает последовательное совершение определенных законом действий органами управления реорганизуемого акционерного общества и государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц. Следует отметить, что согласно п.3 ст.57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Однако в отличие от слияния и присоединения юридических лиц Статья 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст.499. применительно к реорганизации в форме преобразования действующее законодательство не предусматривает подобных требований. Процедура преобразования акционерного общества включает следующие этапы:

1) проведение заседания совета директоров для созыва общего собрания акционеров, на котором будет рассмотрен вопрос о реорганизации общества;

2) составление списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и списка акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций;

3) сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров для рассмотрения вопроса о реорганизации;

4) принятие решения о реорганизации общим собранием акционеров, определение условий ее проведения и утверждение документов, оформляющих правопреемство;

5) уведомление кредиторов общества о принятом решении о реорганизации;

6) досрочное исполнение обязанностей перед кредиторами и выкуп акций у акционеров, если соответствующие требования были ими заявлены;

7) утверждение учредительных документов создаваемого юридического лица и формирование его органов управления;

8) государственная регистрация создаваемого при реорганизации юридического лица.

Инициирует процедуру реорганизации акционерного общества в форме преобразования совет директоров общества, который назначает дату проведения общего собрания акционеров, формирует его повестку дня и выносит на решение общего собрания вопрос о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

Голосование на общем собрании по вопросу о реорганизации может повлечь возникновение права акционеров требовать выкупа обществом принадлежащих им акций (п.1 ст.75 Закона об акционерных обществах). Поэтому согласно п.3 ст.75 Закона совет директоров, принимая решение о созыве общего собрания акционеров для рассмотрения вопроса о реорганизации общества, также должен установить цену, по которой общество будет выкупать акции. Она не может быть ниже рыночной стоимости акций, определяемой независимым оценщиком без учета ее изменения в результате реорганизации.

Совет директоров общества, кроме того, определяет дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Указанная дата не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения общего собрания акционеров (п.1 ст.51 Закона). При этом в голосовании по вопросу о реорганизации в силу ст.31 и 32 Закона вправе участвовать все акционеры общества - владельцы обыкновенных и привилегированных акций.

Помимо списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, для принятия решения о реорганизации общество должно составить список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. При этом каждый акционер вправе в любое время, в том числе после составления списка акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, и до проведения общего собрания акционеров, уступить свои акции другому лицу. В этом случае согласно п.2 ст.57 Закона об акционерных обществах новый акционер имеет право голосовать на общем собрании на основании доверенности, выданной прежним акционером, либо дать последнему соответствующие указания для выражения своей воли. Реализовать свое право требования выкупа акций новый акционер также может только при непосредственном участии лица, у которого он приобрел акции, поскольку указанное лицо было включено в список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Таким образом, аналогично реализации права на участие в общем собрании лицо, уступившее акции, обязано либо выдать новому акционеру доверенность, на основании которой он вправе предъявить требования о выкупе акций, либо заявить эти требования самостоятельно, при условии, что указанное лицо не принимало участия в голосовании по вопросу о реорганизации или голосовало против ее проведения (п.1 ст.75 Закона).

Согласно статье 52 Закона об акционерных обществах сообщение о проведении общего собрания акционеров, на котором будет рассматриваться вопрос о реорганизации, должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до соответствующей даты. При этом общество должно предоставить акционерам возможность ознакомиться с документами, касающимися повестки дня общего собрания. Перечень информации, дополнительно предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации общества, установлен Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 2002. № 7..

В соответствии с п.2 ст.20 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение о преобразовании, порядке и условиях его осуществления, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

Принятие решения о проведении реорганизации акционерного общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и требует для утверждения большинства в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании. Согласно пункту 1 ст.58 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров правомочно, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Исключением из общего правила является преобразование акционерного общества в некоммерческое партнерство, которое в соответствии с п.1 ст.20 Закона должно проводиться по единогласному решению всех акционеров, что требует присутствия на общем собрании всех акционеров или их представителей.

Одним из основных вопросов, рассматриваемых при реорганизации любого юридического лица, является утверждение документов, оформляющих правопреемство. Применительно к реорганизации в форме преобразования таким документом является передаточный акт. Однако в отличие от иных форм реорганизации в отношении преобразования Закон об акционерных обществах не определяет орган, уполномоченный на утверждение данного документа. Согласно пункту 2 ст.59 ГК РФ передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации. Решение о реорганизации в форме преобразования принимает общее собрание акционеров, через которое акционеры реализуют свое право на участие в управлении обществом. Принимая во внимание тот факт, что в соответствии с Законом об акционерных обществах документы о правопреемстве при слиянии, присоединении, разделении и выделении утверждаются общим собранием акционеров, можно сделать однозначный вывод о том, что аналогичным образом происходит утверждение передаточного акта и при преобразовании.

Необходимым этапом реорганизации акционерного общества является уведомление о ней кредиторов. Согласно статье 15 Закона об акционерных обществах не позднее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации общество обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков. Также Закон об акционерных обществах устанавливает, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов О необходимости предоставления налоговым органам доказательств уведомления кредиторов при регистрации реорганизации: Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 10 февраля 2003 г. № ММ-6-09/177//БНА. 2003. № 14..

В то же время любой из акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих ему акций, может заявить указанное требование в течение 45 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации. В этом случае общество должно осуществить выкуп акций в течение 30 дней с даты предъявления указанного требования. Таким образом, реорганизуемое общество вправе обращаться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации создаваемой в результате преобразования организации только после истечения сроков для выкупа акций и предъявления требований о досрочном исполнении или прекращении обязательств.

В литературе отмечалось: предоставление указанных прав акционерам и кредиторам реорганизуемого общества при преобразовании лишено практического смысла в связи с тем, что в данном случае не происходит перераспределение имущественной массы юридического лица; имеет место переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому, а это исключает появление дополнительных обязательств или «перекачку» активов общества Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М., 2001. С.74-76.. Вместе с тем, лишение акционеров и кредиторов преобразуемого акционерного общества указанных прав нецелесообразно. При решении вопроса о выходе из общества существенное значение для акционера могут иметь не только имущественные вопросы, связанные с реорганизацией, но и вопросы, касающиеся положения участников создаваемого в результате реорганизации юридического лица. В частности, член производственного кооператива в отличие от акционера должен участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, нести субсидиарную ответственность по его долгам; по решению общего собрания членов кооператива допускается его исключение из членов кооператива Пункт 2 ст.8 и ст.22 ФЗ «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст.2321.. Участник общества с ограниченной ответственностью также может быть исключен из общества в судебном порядке по требованию его участников, доли которых в совокупности составляют не менее десяти процентов уставного капитала общества Статья 10 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст.785..

Право кредиторов требовать досрочного прекращения или исполнения реорганизуемым обществом своих обязательств, в свою очередь, тесно связано с правом акционеров требовать принудительного выкупа акций, поскольку их выкуп уменьшает размер активов общества, переходящих к его правопреемникам при реорганизации. Но в отличие от процедуры ликвидации общества, когда сначала удовлетворяются требования кредиторов, а затем оставшееся после расчетов с ними имущество ликвидируемого общества распределяется среди акционеров, при реорганизации требования как акционеров, так и кредиторов могут удовлетворяться одновременно. При этом Закон об акционерных обществах ограничивает размер средств, направляемых обществом на выкуп акций, десятью процентами стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации (п.5 ст.76) и, таким образом, защищает имущественные интересы кредиторов общества за счет ограничения прав его акционеров. Вместе с тем, даже принимая во внимание тот факт, что при проведении преобразования права акционеров и кредиторов реорганизуемого акционерного общества подвергаются наименьшим рискам в сравнении с иными формами реорганизации, представляется, что объем прав указанных лиц по защите их имущественных интересов не должен отличаться от того, что им предоставлено законом при проведении слияния, присоединения, разделения и выделения.

Следует отметить, что при преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство у общества отсутствуют обязанности, связанные с выкупом акций у акционеров, поскольку решение о проведении такой реорганизации принимается всеми акционерами единогласно. Позиция законодателя в данном случае представляется весьма разумной, поскольку при преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство в отличие от преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив акционеры не приобретают какие-либо имущественные права в отношении создаваемого юридического лица, за исключением права на получение при выходе и исключении из партнерства, а также в случае его ликвидации - части имущества партнерства или стоимости этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в собственность последнего.

Необходимым этапом реорганизации акционерного общества является утверждение учредительных документов его правопреемников и формирование их органов управления. Применительно к реорганизации в форме преобразования решения по указанным вопросам принимаются соответствующим органом создаваемого юридического лица (общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, общим собранием членов производственного кооператива или некоммерческого партнерства).

Процедура проведения указанных собраний аналогична принятию решения об учреждении юридического лица с учетом требований законодательства, регулирующего порядок создания и деятельности соответствующих юридических лиц Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве (изменения и дополнения ФЗ «Об акционерных обществах») // Вестник ВАС РФ. 2002. № 2. С.68; Степанов Д.И. Консультация // Хозяйство и право. 2003. № 4. С.141-142.. Для обществ с ограниченной ответственностью это ст.87-94 ГК РФ и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», для производственных кооперативов - ст.107-112 ГК РФ и федеральные законы «О производственных кооперативах» и «О сельскохозяйственной кооперации» , для некоммерческих партнерств - Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

При преобразовании акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив необходимо учитывать ограничения числа их участников, которые установлены законодательством (50 участников в обществе с ограниченной ответственностью, не менее пяти членов в производственном кооперативе), а также особый характер объединения лиц в производственный кооператив, где одним из условий является объединение не только имущественных паевых взносов, но и личное трудовое или иное участие членов кооператива в его деятельности Шапкина Г.С. АО меняет образ // Бизнес-адвокат. 1997. № 6.. Таким образом, в общество с ограниченной ответственностью может свободно преобразоваться только закрытое акционерное общество; в открытом обществе сначала нужно уменьшить количество акционеров путем выкупа у некоторых из участников с их согласия акций или путем проведения в качестве предварительной процедуры реорганизации в форме разделения или выделения. Обществу с количеством участников менее пяти нужно привлечь необходимое количество акционеров для возможности проведения преобразования в производственный кооператив с учетом того, что из каждых пяти членов кооператива четверо должны участвовать в его деятельности личным трудом (п.2 ст.7 ФЗ «О производственных кооперативах»).

Заключительным этапом реорганизации в форме преобразования является государственная регистрация создаваемого в результате реорганизации юридического лица. Указанная процедура проводится в соответствии с правилами, установленными гл.V Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о регистрации юридических лиц). Для ее совершения согласно ст.14 Закона о регистрации юридических лиц и п.6 ст.15 Закона об акционерных обществах в регистрирующий орган должны быть представлены заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица, его учредительные документы, решение о реорганизации преобразуемого акционерного общества, доказательства уведомления его кредиторов, передаточный акт и документ об уплате государственной пошлины. Порядок взаимодействия регистрирующих органов в случае, если место нахождения создаваемого юридического лица отличается от места нахождения реорганизуемого, установлен Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 440 «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации». В соответствии с п.1 ст.16 Закона о регистрации юридических лиц реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Вместе с тем применительно к реорганизации в форме преобразования Закон о регистрации юридических лиц устанавливает несколько противоречивые требования, на что уже обращалось внимание в литературе Амвросов А.И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика // Законодательство. 2001. № 12. С. 35.. Так, пункт 1 ст.5 названного Закона устанавливает перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре. К числу указанных сведений относится и информация об организационно-правовой форме зарегистрированного в реестре юридического лица. При этом п.4 упомянутой статьи обязывает юридическое лицо в течение трех дней информировать регистрирующий орган об изменении сведений, фиксирующихся в государственном реестре, в том числе и об изменении организационно-правовой формы. Однако изменение организационно-правовой формы юридического лица возможно лишь при проведении преобразования, в результате которого зарегистрированное юридическое лицо прекращает свое существование и, соответственно, не может известить об этом регистрирующий орган. К тому же Законом о регистрации юридических лиц предусмотрена специальная процедура государственной регистрации юридических лиц, возникающих при реорганизации, в результате которой в государственный реестр вносятся записи о создании нового юридического лица и о прекращении деятельности реорганизованного субъекта. Таким образом, возложение на создаваемое при реорганизации в форме преобразования юридическое лицо дополнительной обязанности сообщать регистрирующему органу об имевшем место изменении организационно-правовой формы его правопредшественником представляется нецелесообразным.

Преобразование является наиболее простой формой реорганизации, поскольку не предполагает изменения имущественной базы реорганизуемого юридического лица. Вместе с тем и при проведении данной формы реорганизации необходимо обеспечить защиту прав кредиторов и участников преобразуемого юридического лица. Нормы законодательства о преобразовании акционерного общества имеют пробелы, которые могут привести к проблемам при реализации данной формы реорганизации.

Одним из таких пробелов является отсутствие в Законе об акционерных обществах определения понятия преобразования. Представляется, что его дополнение таким определением позволит уточнить рамки данной формы реорганизации и более четко отграничить ее от изменения типа общества. Не менее важным является и уточнение содержания норм, регулирующих процедуру преобразования. В частности, формулировку п.3 ст.15 Закона об акционерных обществах необходимо изменить, исключив возможность для третьих лиц становиться участниками юридических лиц, создаваемых при преобразовании, в процессе проведения указанной процедуры. Должен быть решен вопрос об органе общества, уполномоченном утверждать передаточный акт при преобразовании. Для этого необходимо внести соответствующие дополнения в содержащийся в ст.20 данного Закона перечень вопросов, рассматриваемых общим собранием акционеров при решении вопроса о проведении преобразования. Также требует уточнения вопрос о реализации права требовать выкупа обществом акций акционерами, которые приобрели их после составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Для этого в Законе об акционерных обществах необходимо предусмотреть механизм реализации указанного права, аналогичный механизму реализации права на участие в общем собрании акционеров.

Регламентация всего комплекса вопросов, связанных с проведением реорганизации в форме преобразования, требует внесения соответствующих изменений и в иные федеральные законы. Целесообразно внести изменения в Закон о регистрации юридических лиц, исключив из ст.5 названного Закона обязанность юридического лица сообщать регистрирующему органу об изменении своей организационно-правовой формы, поскольку такие сведения могут быть получены при проведении процедуры реорганизации.

Представляется, что внесение указанных изменений в действующее законодательство позволит решить возникающие при проведении преобразования проблемы и, как следствие, приведет к более широкому применению данной формы реорганизации на практике.

В практике применения норм части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотрим признание недействительной приватизации, осуществленной путем преобразования государственного предприятия в закрытое акционерное общество.

По делу N А32-21378/2001-35/555 (Ф08-1730/02) предприниматель обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию о признании неправомерным использование товарного знака.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что ЗАО, образованное в процессе реорганизации (приватизации) государственного предприятия, не могло распоряжаться принадлежащим ему правом на товарный знак и заключать договор коммерческой концессии с истцом, поскольку решением суда по другому делу реорганизация (приватизация) государственного предприятия признана ничтожной сделкой и применены последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата имущества ЗАО в государственную собственность.

Кассационная инстанция отменила решение суда и направила дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Вывод суда о том, что недействительность сделки реорганизации влечет и недействительность заключенного договора коммерческой концессии, не соответствует законодательству.

Признание недействительной приватизации путем преобразования государственного предприятия в ЗАО означает восстановление статуса государственного предприятия, которое является правопреемником прав и обязанностей ЗАО. Признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной Информационное письмо ВАС РФ от 09.06.2000 № 54

Преобразованием общества признается изменение организационно-правовой формы общества. Преобразование осуществляется последовательно в несколько этапов:

1. Принятие решения общим собранием акционеров реорганизуемого общества о преобразовании общества, о порядке и условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

2. Принятие решения участниками создаваемого при преобразовании нового общества на своем совместном заседании об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления.

3. Государственная регистрация общества, возникшего в результате преобразования.

4. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг обществом, возникшим в результате реорганизации в форме преобразования, если в процессе реорганизации осуществлен выпуск ценных бумаг.

Акционерное общество вправе преобразоваться только в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив (ст. 20 Закона «Об акционерных обществах»).

При преобразовании акционерного общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного акционерного общества в соответствии с передаточным актом.

По Указу Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» в решении о преобразовании акционерного общества должны быть установлены типы акций, выпускаемые эмитентом, права владельцев этих акций, сроки и порядок обмена, соотношение типов и номинальных стоимостей выпускаемых акций, применяемое при обмене для всех типов ранее выпущенных акций.

Необходимо обратить внимание, что согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1210 открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в общества иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого общества.

Как уже отмечалось, Законом «Об акционерных обществах» предусматривается преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соответствующим обменом акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

Рассмотренные выше правовые аспекты реорганизации как одного из способов реализации стратегии предприятия (общества) позволяют кратко сформулировать содержание основных форм реорганизации:

1. При слиянии одного предприятия с другим их самостоятельное существование прекращается, а вся совокупность прав и обязанностей переходит к новому юридическому лицу, образованному в результате их слияния (можно представить в виде схемы (А + В = С).

2. При присоединении одного предприятия к другому первое прекращает свое действие, а все имущественные права и обязанности переходят ко второму (А + В = В).

3. При разделении прекращается деятельность предприятия, на базе которого возникают новые юридические лица (А = В + С).

4. При выделении из предприятия одного или нескольких подразделений и создании на их основе новых реорганизованное предприятие сохраняет свой юридический статус, а к каждому из вновь образовавшихся предприятий переходят имущественные права и обязанности в соответствующих частях по разделительному балансу (А - А + В).

5. Преобразованием предприятия признается изменение его организационно-правовой формы (А = В).

Реорганизация предприятия, рассматриваемая в рамках настоящей работы в качестве одного из инструментов, используемых в ходе реструктуризации, как правило, направлена не только на повышение экономической эффективности предприятия и преодоление кризисных явлений, но и на изменение соотношения сил внутри предприятия (передел собственности).

Таким образом, осуществление в соответствии с действующим законодательством процедуры реорганизации является лишь одним из этапов легитимации реструктуризационных проектов.

Под преобразованием юридического лица понимается изменение организационно-правовой формы этого юридического лица. В процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному юридическому лицу уже в новой организационно-правовой форме.

Осуществляя реорганизацию путем преобразования, необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:

1. Ограничения по выбору новой ОПФ

Законодательством предусмотрен ряд ограничений в том, в какую организационно-правовую форму можно преобразовать существующее юридическое лицо. Так:

  • Общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив. (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)
  • Акционерное общество (закрытое или открытое) – общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, некоммерческое партнерство. (Ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ)
  • Автономная некоммерческая организация – в фонд (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Некоммерческое партнерство – в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество (ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 № 135-ФЗ)
  • Производственный кооператив – в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество (ст. 112 Гражданского кодекса РФ)
  • Возможность преобразования организаций других ОПФ установлена соответствующим законом или Гражданским кодексом.

Кроме того, выбирая новую организационно-правовую форму, необходимо помнить о том, что законодательство устанавливает свои требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу и т.д. Например:

  • Минимальный уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества составляет 10 тыс. рублей, открытого акционерного общества – 100 тыс. рублей;
  • Общество (ООО, ЗАО, ОАО) не может иметь единственного учредителя - юридическое лицо, состоящее в свою очередь из одного учредителя;
  • Учредитель (товарищ)- физическое лицо в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  • Количество товарищей в товариществах – не менее 2;
  • Количество учредителей некоммерческого партнерства – не менее 2;
  • Количество членов производственного кооператива – не менее 5;
  • Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на осуществляемую (планируемую) деятельность;
  • И так далее.

В нашем Агентстве (ЗАО «Столичный Стандарт») зафиксированы случаи обращения клиентов с просьбой преобразовать индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ) в ООО или АО. В связи с этим обращаем Ваше внимание на то, что это не возможно: индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, и тем более у него нет организационно-правовой формы. В данной ситуации предприниматель должен прекратить в установленном Законом порядке свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и открыть (учредить) ООО или АО.

Также обращаем Ваше внимание на то, что изменение типа акционерного общества (например, из закрытого в открытое) не является реорганизацией в форме преобразования. Такие изменения проводятся и регистрируются как изменение типа и наименования акционерного общества.

2. Обязанность преобразования

В некоторых организационно-правовых формах есть обязанность по реорганизации путем преобразования. Например:

  • В Обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах при превышении количества участников 50, необходимо преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив;
  • Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

3. Изменение наименования при преобразовании

Полное наименование юридического лица состоит из организационно-правовой формы и собственно из самого индивидуального наименования (которое, как правило, заключается в кавычки). Преобразование – это смена организационно-правовой формы и по этому поводу, как правило, вопросов нет. Что касается самого индивидуального наименования, то его можно оставить прежним или изменить. В случае изменения наименования следует обратить на следующие моменты:

  • Наименование юридического лица не должно вводить в заблуждение. Например, основными видами деятельности ООО «СтройПроект» должны являться строительно-проектные работы, а не розничная торговля сосисками в тесте.
  • В наименовании нельзя использовать название другой организационно-правовой формы. К примеру, ООО «Строительная акционерная компания «ДОМ».
  • Не допускается использование аббревиатур зарубежных организационно-правовых форм в наименовании организации на русском языке. Например, ООО «Ромашка, ЛТД».
  • Кроме того, при использовании в наименовании организации слов «Москва», Московской символики, «Россия», «Федеральный» и образуемых от этих слов сочетаний необходимо получать разрешение на их использование в соответствующих органах власти, что не так просто.
  • В наименовании некоммерческих организациях должно содержаться указание на конкретные цели или вид деятельности.

Проверка наименования на уникальность на данный момент не проводится, поэтому при выборе наименования наше АГЕНТСТВО рекомендует руководствоваться вышеприведенными критериями, а также не заниматься плагиатом наименований уже существующих известных организаций или организаций, работающих на том же сегменте рынка и имеющих известную репутацию, зарегистрированные товарные знаки с использованием наименования и т.д.

4. Изменение юридического адреса при преобразовании

При преобразовании можно смело поменять место нахождения («юридический адрес») организации. Только надо иметь ввиду, что смена налоговой инспекции или вообще перевод в другой город, затянут процедуру реорганизации.

При изменении юридического адреса документы на государственную регистрацию преобразования подаются в налоговый орган по старому адресу.

5. Изменение состава участников при преобразовании

В процессе реорганизации путем преобразования не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после.

6. Необходимость уведомления кредиторов

С 1 сентября 2014г. упразднена обязанность реорганизуемого общества по уведомлению кредиторов о предстоящей реорганизации, в том числе путем подачи объявлений в Вестник государственной регистрации.

РФ предусматривает такую процедуру, как реорганизация юридических лиц. В чем заключается ее специфика? Какие есть способы осуществления данной процедуры?

Что представляет собой реорганизация юрлица?

Прежде чем рассматривать предусмотренные законодательством РФ способы реорганизации юридических лиц, изучим то, что означает соответствующий термин. Его трактовка приведена непосредственно в положениях регулирующих источников права, главным из которых является Гражданский Кодекс России. В соответствии с его положениями, под реорганизацией юрлица стоит понимать процесс, в ходе которого юрлицо тем или иным способом передает собственные правомочия другому хозяйствующему субъекту.

При этом следует отличать, в частности, преобразование в виде слияния — когда несколько фирм консолидируют свои права и обязанности, от такого процесса, как реорганизация путем выделения, при котором изначальный хозяйствующий субъект не прекращает вести основную деятельность. Есть и иные разновидности реорганизации — далее в статье мы рассмотрим их подробнее.

Следует отметить, что совершенно другим с точки зрения права является процесс Его результатом является исключение записи о фирме как ведущей активную деятельность из государственного реестра. Однако ликвидация, реорганизация — процессы, которые, так или иначе, могут быть связаны между собой в рамках преобразований структуры управления предприятием, холдингов. Поэтому их рассмотрение может во многих случаях осуществляться в одном и том же контексте.

Выделяют 2 вида реорганизации — добровольная и принудительная. Рассмотрим их особенности подробнее.

Что представляет собой добровольная реорганизация?

Соответствующий вид реорганизации осуществляется в соответствии с принятым руководством фирмы решением. При этом возможны варианты в определении дальнейшего формата ведения бизнеса. Так, например, если предполагается реорганизация путем слияния, то хозяйствующие субъекты, которые участвуют в данном процессе, заключают особое соглашение, в рамках которого фиксируется порядок рассматриваемой процедуры, а также принципы распределения долей в образуемой фирме (или же установления объемов акций, которые передаются во владение тем или иным совладельцам).

Что представляет собой принудительная организация?

Данный вид реорганизации предполагает принятие решения, в соответствии с которым реализуется рассматриваемая процедура, компетентным органом власти или же судом. Поводом для принудительной реорганизации может быть, к примеру, необходимость в организации расчета фирмы с кредиторами за счет реализации имущества, которое подлежит распределению между иными хозяйствующими субъектами.

Классификация реорганизаций

Какие есть способы реорганизации юридических лиц? Законодательство РФ предусматривает классификацию, по которой выделяется 5 соответствующих процедур:

Слияние фирм;

Присоединение одной компании к другой;

Разделение фирмы;

Выделение предприятия;

Преобразование бизнеса.

Слияние представляет собой объединение в одну структуру 2 и более хозяйствующих субъектов. При этом каждая из слившихся фирм прекращает свою деятельность. Как только в Федеральной налоговой службе регистрируется новое юрлицо, то процедура реорганизации путем слияния считается завершенной.

Порядок может предполагать присоединение одной компании или нескольких к другой. При этом каждая из фирм, которая входит в состав другой структуры, прекращает свою деятельность. Кроме того, прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в виде присоединения предполагает передачу компании, в которую вошел соответствующий хозяйствующий субъект, его прав и обязанностей. Рассматриваемая процедура считается завершенной, как только ФНС РФ вносит в государственный реестр сведения о том, что все присоединенные фирмы прекратили свою деятельность.

Порядок реорганизации юридического лица также может предполагать разделение, которое представляет собой процедуру образования на основе фирмы других хозяйствующих субъектов, получающих юридическую самостоятельность.

Следующий вариант преобразования предприятия — выделение. Он предполагает образование на базе фирмы новых юридических лиц, которые становятся независимыми от него хозяйствующими субъектами. Данная процедура считается завершенной, как только ФНС регистрирует все хозяйствующие субъекты, выделившиеся из фирмы.

Следующая разновидность реорганизации — преобразование. Данная процедура предполагает прекращение деятельности одного юрлица и последующее создание на его основе нового хозяйствующего субъекта. Как только ФНС РФ завершает государственную регистрацию новой компании, то рассматриваемая процедура считается завершенной.

Таковы основные способы реорганизации юридических лиц, отражающие распространенную классификацию. То, какие конкретно из них могут быть выбраны, предопределяется спецификой конкретного вида бизнеса, обязательствами компании, приоритетами ее владельцев — перечень факторов, которые могут влиять на их предпочтения, может быть весьма внушительным.

Классификация реорганизаций: права и обязанности хозяйствующих субъектов

Классификация реорганизаций может быть проведена и по иным основаниям. Например — с точки зрения определения объемов тех прав и обязанностей, что переходят от реорганизуемой фирмы к правопреемникам. Так, они могут быть переданы иному хозяйствующему субъекту:

В полном объеме;

Частично — при том, что лишь некоторый объем прав и обязанностей переходит к другим правопреемникам;

Частично при условии распределения изначально полного объема прав и обязанностей, что принадлежали фирме.

В общем случае первый вариант распределения прав и обязанностей характеризует такие процедуры, как реорганизация путем преобразования, слияния, а также присоединения. Второй — при разделении. Третий — при выделении.

Документальное оформление реорганизаций

При осуществлении реорганизаций могут формироваться следующие документы:

Разделительный баланс;

Передаточный акт.

При этом первый документ формируется, если осуществляется разделение или же выделение. Второй — если осуществляется реорганизация в форме присоединения, слияние или же преобразования. Так или иначе, оба указанных документа должны отражать сведения об обязательствах хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе преобразования бизнеса.

Основные этапы реорганизации

Рассмотрев виды и способы реорганизации юридических лиц, изучим теперь специфику этапов, в рамках которых соответствующая процедура осуществляется. В общем случае последовательность действий хозяйствующих субъектов, что вовлечен в реорганизацию, будет следующей.

Прежде всего, компетентные лица — например, совет директоров хозяйственного общества, принимают решение о преобразовании бизнеса. Далее осуществляется уведомление Федеральной налоговой службы о том, что будет осуществлена организация. Налоговики при этом должны быть проинформированы о том, что руководство фирмы приняло решение о преобразовании предприятия в течение 3 дней после его принятия.

Следующий шаг — внесение ФНС изменений в Единый государственный реестр юрлиц, отражающих факт начала процедуры преобразования предприятия. После — в отраслевом журнале публикуются сведения о том, что осуществляется реорганизация соответствующего юридического лица.

Реорганизация юрлиц по ГК РФ: нюансы

Существует довольно много нюансов, что характеризуют процедуру, о которой идет речь. Изучим их, опираясь на Гражданский Кодекс. Реорганизация юридического лица — процедура, которая осуществляется, как мы отметили выше, главным образом на основе положений ГК РФ.

Прежде всего, стоит отметить, что ГК РФ допускает реорганизацию: при одновременном сочетании разных ее форм — если это возможно с точки зрения отсутствия несоответствий процедуры действующим нормам права, с участием двух и более юрлиц, которые ведут деятельность в разных правовых формах — опять же, в случае, если данная процедура не нарушает положений действующего законодательства.

Любые ограничения юрлиц в осуществлении реорганизации могут устанавливаться только законом. При этом в регулирующем законодательстве могут определяться положения, в соответствии с которыми будут фиксироваться отдельный порядок реорганизации:

Страховых фирм;

Клиринговых компаний;

Финансовых организаций;

Трейдинговых корпораций;

Инвестфондов;

Негосударственных пенсионных фондов;

Народных предприятий.

Выше мы отметили, что пути решения реорганизации могут быть основаны на правовых актах, издаваемых судами. Следует отметить, что учредители хозяйственного общества обязаны исполнять положения данных актов. Иначе соответствующая процедура будет осуществлена арбитражным управляющим — исходя из норм, установленных в ГК РФ. Данный вариант может быть менее предпочтителен для владельцев бизнеса.

Решение суда о реорганизации является основанием для осуществления ФНС РФ государственной регистрации вновь формируемых юридических лиц. Ее завершение, как мы отметили выше, является главным критерием признания процедуры, о которой идет речь, состоявшейся.

В ряде случаев те или иные способы реорганизации юридических лиц могут быть инициированы по решению компетентных государственных органов.

Один из ключевых нюансов соответствующей процедуры — правопреемство. Изучим его подробнее.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Правопреемство предполагает законный переход прав и обязанности юрлица, в отношении которого осуществляется реорганизация, к другому хозяйствующему субъекту в установленном объеме. Закономерности здесь следующие:

При слиянии юрлиц права каждого из них получает вновь создаваемый хозяйствующий субъект;

При присоединении — компания, в которую входят другие, принимает их права и обязанности;

При разделении фирмы ее права и обязанности переходят к хозяйствующим субъектам, сформированным на ее основе;

При выделении — к каждому из образовавшихся юрлиц переходят права и обязанности реорганизованного;

При преобразовании — объем прав и обязанностей нового юрлица по сравнению с таковым, что характеризовал деятельность прежнего, остается без изменений.

При этом в предусмотренных законом случаях права — в зависимости от формы реорганизации юридического лица, права и обязанности передаются по передаточному акту.

Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Что представляет собой передаточный акт?

Назначение передаточного акта — определение перечня прав и обязанностей, передаваемых в рамках такой процедуры, как реорганизация, от одного юридического лица к другому. Рассматриваемый документ включает положения, в соответствии с которыми устанавливается правопреемство фирмы в отношении всех кредиторов и должников, а также то, каким образом может оно может определяться с учетом возможных изменений в правах и обязанностях хозяйствующего субъекта.

Передаточный акт составляется учредителями фирмы или же компетентным государственным органом, которым принято решение о выборе той или иной формы реорганизации юридического лица. Соответствующий документ направляется в ФНС вместе с иными источниками, что передаются налоговикам — в рамках взаимодействия с ними в установленном законом порядке. Если передаточный акт не будет предоставлен ФНС, то внесение ведомством необходимых изменений в государственный реестр не будет осуществлено.

Гарантии прав кредиторов

Следующий важнейший аспект реорганизации — гарантии прав кредиторов хозяйствующего субъекта, который меняет свой статус в установленном порядке. Данные гарантии также устанавливаются в положениях ГК РФ. Прежде всего, соответствующее юридическое лицо обязано, как мы отметили выше, в течение 3 дней после принятия решения о реорганизации уведомить ФНС о том, что статус организации предполагается изменить.

Получив данное уведомление, налоговики вносят в государственный реестр запись о том, что фирма реорганизуется. В свою очередь, данный хозяйствующий субъект обязан публиковать в ведомственных СМИ уведомление об этом. В соответствующем документе и отражается то, в каком порядке кредиторы могут заявлять свои требования.

В случае если они возникли до того, как реорганизуемый хозяйствующий субъект впервые опубликовал уведомление в ведомственном СМИ, то кредитор в судебном порядке имеет право требовать досрочно исполнить обязательства должника или же компенсации возникших убытков. Данные требования могут быть предъявлены управомоченной стороной в течение 30 дней после того, как реорганизуемая фирма опубликует последнее уведомление.

Требования кредиторов, которые выдвинуты в установленный законом срок, должны быть исполнены до того, как будет осуществлена реорганизация — в форме присоединения, слияния, преобразования или иного типа. При этом кредитор не будет иметь права требовать от должника погасить обязательства досрочно в случае, если в течение 30 дней с момента предъявления соответствующих требований он получит обеспечение, величина которой будет признана достаточной. Законом также определяются случаи, при которых права кредитора, так или иначе, реализуются независимо от процедуры реорганизации.

Если требования кредитора не исполнено, его убытки — не возмещены, а достаточное обеспечение не предоставлено ему, то перед ним солидарную ответственность несут те лица, что фактически обладают возможностью управлять действиями реорганизуемых хозяйствующих субъектов.

Основные критерии достаточности обеспечения кредитора — согласие управомоченной стороны его принять, а также наличие на исполнение обязательств реорганизуемого хозяйствующего субъекта.