По особому тарифу: чем обернётся удорожание транзита российской нефти через Белоруссию. Хватит ли у России газа на всех

Россия намерена проложить через территорию Беларуси вторую ветку газопровода «Ямал-Европа-2», что позволит увеличить транзитные мощности поставок в Польшу, Словакию и Венгрию. Выгоден ли этот проект Беларуси?

Транзит, который мы потеряли

Вторая ветка газопровода «Ямал -Европа» может быть введена в строй в 2018-2019 годах. Планируется, что по ней будет прокачиваться 15 млрд куб. м газа в год. «Газпром» не только увеличит объемы экспорта газа в Центральную Европу, но и сократит издержки при его транспортировке.

А вот Беларуси, по словам экономиста Льва Марголина , особой выгоды вторая ветка газопровода не принесет.

Когда «Белтрансгаз» был белорусским, он как оператор получал деньги за транзит. А сейчас за транзит мы деньги не получаем, берем лишь незначительную арендную плату за используемую территорию. Так что большой выгоды здесь нет, - отмечает эксперт.

До продажи «Белтрансгаза» Лукашенко, по словам эксперта, «буквально умолял Россию построить вторую ветку газопровода». Тогда «Газпром» на это не пошел. Сейчас же, когда белорусский оператор у них в руках, дополнительный маршрут транспортировки газа, по мнению экономиста, позволит и оптимизировать возможные финансовые потоки, и стать рычагом давления на Украину.

Ведь речь идет об улучшении обеспечения газом тех стран Центральной Европы, до которых «Северный поток» не доходит. Их обеспечивали через Украину, хотели это делать через Беларусь, но не позволяли мощности. А после подключения второй нитки украинский маршрут можно будет полностью ликвидировать, - подчеркивает эксперт.

Лев Марголин полагает, что сейчас этот проект выгоден как России, так и Польше, которая какое-то время артачилась по поводу его возможной реализации.

Россия – поставщик, а Польша - транзитер, получающий солидные деньги. При увеличении объемов транзита Польша будет зарабатывать больше денег, поэтому я не вижу причин для препятствования, кроме идеологических. С чисто экономической точки зрения полякам это только выгодно, - подчеркивает эксперт.

Хватит ли у России газа на всех?

Политолог Валерий Карбалевич уверен, что при реализации Россией упомянутого проекта Беларусь не останется сторонним наблюдателем.

- Лукашенко давно лоббировал этот проект, потому что транзитное государство - это и определенный геополитический вес, и деньги. Другое дело, когда этот проект будет реализован и будет ли реализован вообще, - задается вопросом аналитик.

Эксперт напоминает: Россия решила строить обходные газопроводы (как, кстати, и нефтепроводы), чтобы иметь свободу маневра и не зависеть от капризов транзитных государств: Беларуси и Украины.

После окончания реализации проектов «Северный поток» и «Южный поток» Россия будет иметь полную свободу действий и не будет зависеть от транзитных государств.

Хотя я сомневаюсь, хватит ли на всех у России газа. Не будет ли переключен этот газ на Восток, на Китай? Не будет ли этот газ в Европе заменен сланцевым газом, сжиженным газом? Так что возникает много вопросов, тем более что этот проект отодвигается на 2018-2019 год, так что пока можно давать только предварительные оценки, - подчеркивает Валерий Карбалевич.

Ответ редакции

На сегодняшний день у России существует три варианта поставок газа в Европу. Это украинская газотранспортная система, а также газопроводы «Ямал - Европа» и «Северный поток».

В случае прекращения Украиной транзита российского газа в Европу «Газпром» планирует осуществлять поставки:

  • через Белоруссию (газопровод «Ямал - Европа»),
  • по дну Балтийского моря в обход транзитных государств (газопровод «Северный поток»).

Проблема с транзитом газа в Европу через территорию Украины для «Газпрома» станет дополнительным аргументом в пользу:

  • скорейшего завершения строительства газопровода «Южный поток»,
  • расширения «Северного потока» в дальнейшем.

В 2013 году Евросоюз приобрёл в России 133 млрд кубометров газа, большая часть этого объёма (около 85 млрд кубометров) поступает через Украину, остальной газ из России транспортируется по газопроводам «Северный поток» и «Голубой поток», которые обходят украинскую территорию.

«Северный поток» — газопровод, связывающий Россию и Германию по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран.

Строительство газопровода началось в 2010 году, в эксплуатацию он был введён в ноябре 2011 года.

По состоянию на 2011 год:

  • 51 % акций принадлежал «Газпрому»,
  • по 15,5 % — немецким акционерам E.ON Ruhrgas и Wintershall Holding AG, по 9 % — компаниям N.V. Nederlandse Gasunie (Нидерланды) и GDF Suez (Франция).

Проект газопровода неоднократно вызывал возражения у Польши и прибалтийских государств.

В 2013 году транзит газа составил всего около 12 млрд кубометров при мощности первой ветки более 27 млрд. Притом что строительство второй ветки газопровода позволило увеличить мощность до 55 млрд кубометров в год. Использовать обходные ветки газопровода на полную мощность Россия сможет за счёт замещения украинского транзита, но, по прогнозам экономистов, данные объёмы не удовлетворят возросшие потребности Европы в газе.

«Северный поток». Фото: РИА Новости / Григорий Сысоев

«Ямал - Европа»

Газопровод «Ямал - Европа» протяжённостью свыше 2000 км проходит по территориям:

  • России,
  • Белоруссии,
  • Польши,
  • Германии.

Газопровод соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Западной Европе.

Его строительство началось в 1994 году, в 2006 году трубопровод вышел на проектную мощность в 32,96 млрд кубометров газа в год.

«Газпром» является единственным владельцем белорусского участка газопровода. Польским участком газопровода владеет EuRoPol Gaz (совместное предприятие «Газпрома» и польской PGNiG). Владельцем германского участка газопровода является WINGAS (совместное предприятие «Газпрома» и Wintershall Holding GmbH).

Транзит природного газа по белорусскому участку «Ямал - Европа» в 2013 году составил 19,5 %. Потребителям Беларуси поставлено 20,3 млрд кубометров газа.

В апреле 2013 года президент России дал поручение руководству «Газпрома» изучить возможность реализации проекта «Ямал - Европа-2», подразумевающего строительство газопровода от границы Белоруссии по территории Польши до Словакии.

Газокомпрессорная станция «Несвижская» — одна из пяти станций на белорусском участке газопровода «Ямал - Европа». Фото: РИА Новости / Иван Руднев

«Голубой поток»

«Голубой поток» — газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря. Предназначен для поставок российского природного газа в Турцию.

Общая протяжённость газопровода — 1213 км.

Сооружение морского участка «Голубого потока» длиной 396 км началось в сентябре 2001 года и полностью завершилось в мае 2002 года.

Сухопутный участок проложен от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря длиной 373 км.

Морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция), длиной 396 км.

Сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд кубометров газа в год. По состоянию на 11 марта 2014 года, общий объём поставок по «Голубому потоку» (с февраля 2003 года) составил 100 млрд кубометров газа.

Трубопровод «Голубой поток». Компрессорная станция «Береговая», вид с моря. Видна просека, в которой находится закопанный газопровод. Фото: Commons.wikimedia.org / Rdfr

Запуск газопровода «Южный поток» намечен на 2015 год.

Морской участок газопровода пройдёт по дну Чёрного моря в экономических зонах:

  • России,
  • Турции,
  • Болгарии.

Общая протяжённость черноморского участка составит 930 км.

Проектная мощность — 63 млрд куб. м.

Сухопутный участок газопровода пройдёт по территориям Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Конечная точка газопровода — газоизмерительная станция Тарвизио в Италии. От основного маршрута будут построены отводы в Хорватию и Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины).

В реализации проекта участвуют:

- в Болгарии — South Stream Bulgaria AD (по 50 % у «Газпрома» и «Болгарского энергетического холдинга» ЕАД);

- в Сербии — South Stream Serbia AG (доля «Газпрома» — 51 %, ГП «Сербиягаз» — 49 %);

- в Венгрии — South Stream Hungary Zrt. (по 50 % у «Газпрома» и MFB (в 2012 году партнёром стала компания MVM Zrt.));

- в Словении — South Stream Slovenia LLC (по 50 % у «Газпрома» и Plinovodi d.o.o.);

- в Австрии — South Stream Austria Gmbh (по 50 % у «Газпрома» и OMV);

- в Греции — South Stream Greece S.A. (по 50 % у «Газпрома» и DESFA).

После завершения строительства газопровода совокупные поставки газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» могут составить около 120 млрд куб. м газа в год.

«Южный поток». Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Поставки газа для Украины

«Газпром» и «Нафтогаз» в декабре 2013 года после переговоров глав двух государств подписали дополнение к контракту, которое даёт возможность российскому холдингу поставлять газ на Украину по $268,5 за тысячу кубов — со скидкой примерно на треть к контрактной цене.

Скидка начала действовать с 1 января 2014 года, однако это дополнение к контракту должно продлеваться сторонами ежеквартально. В начале марта «Газпром» заявил, что с апреля 2014 года отменит скидку из-за долгов Украины за газ.

Цена российского газа для Украины с 1 апреля может вырасти примерно до $500 за тысячу кубометров.

ГТС Украины

Украинская ГТС представляет собой сеть газопроводов и отводов, которые обеспечивают надёжность газоснабжения в случае аварий на отдельных трубопроводах. Природный газ поступает на Украину по 22 магистральным газопроводам («Союз», «Прогресс», «Уренгой - Помары - Ужгород» и др.), а выходит за пределы Украины — по 15.

Это вторая в Европе и одна из крупнейших в мире газотранспортных систем.

Общая протяжённость газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км.

Пропускная способность

  • на границе РФ с Украиной — 288 млрд куб. м в год;
  • на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд куб. м в год;
  • со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м в год.

Слона-то мы и не приметили, да ещё какого слона – белорусского! Чуть ли не как сенсацию подавали в прессе предложение, которое сделал главе «Газпрома» Алексею Миллеру президент Белоруссии Александр Лукашенко – заменить украинский газовый транзит белорусским.

А ведь и правда: зачем гнать голубое топливо в Европу через ставшую не слишком-то дружественной Украину, рискуя деньгами и репутацией поставщика, когда рядом есть лояльные партнёры по союзному государству с хранилищами и газотранспортной системой? А вопрос-то на самом деле непраздный: многие знают на него ответ, да только признаться стесняются.

Говорят, что-де «белорусский поток» ничего не решит. Мол, всё равно белорусская граница упирается в Польшу, а поляки могут ставить нам палки в колёса точно так же, как и украинцы. Да и, помнится, руководство Речи Посполитой всегда подчёркивало, что не станет приветствовать строительство газопровода в обход Украины. Всё так, да не так. Во-первых, воровать газ из газотранспортной системы по украинским неписаным правилам поляки едва ли смогут. Над Варшавой, не в пример Киеву, есть Брюссель. Так что Польша – она не сама по себе и самоуправствовать, как Украина, станет едва ли. А во-вторых, польская политическая элита во главе с президентом Дудой одинаково, так скажем, не празднует и русских, и украинцев. Разглагольствуя о том, что лишать Киев транзитных возможностей очень плохо, политический класс Варшавы не собирается отстаивать украинские экономические интересы. Для него не имеет значения, откуда пойдёт газ – из Украины или из Белоруссии, главное, чтобы побольше да подешевле.

Помнится, несколько лет назад Лукашенко уже предлагал Миллеру выстроить вторую нитку газопровода Ямал – Европа через Белоруссию, выразив при этом недоумение касательно решения «Газпрома» тащить новый газопровод в Европу по дну Балтики. И правда, зачем деньги транжирить, если в союзном государстве есть готовые мощности по перекачке газа? Кто не в курсе: в 90-х Россия собиралась построить через Белоруссию две ветки газопровода, но в итоге построила только одну. Зато все необходимые объекты инфраструктуры соорудили тогда под две нитки. Кстати, вся газотранспортная система Белоруссии нынче находится не в белорусской, а в газпромовской собственности. Итак, вопросы: почему Украину предпочли Белоруссии и что нам мешает изменить эти странные предпочтения сейчас?

Дело, как вы уже могли догадаться, в деньгах. В Белоруссии чиновники практически не воруют – им страшно. Коррупционные риски в стране, по сути, сведены к нулю. Да и сам проект «белорусского потока» не такой масштабный, как, скажем, «южный поток». Много не хапнешь. В общем, не привлекателен этот проект был, вероятно, нечего красть. Ну а сейчас, в новых условиях, когда важна уже не только маржа – сохранить бы европейских покупателей и свою репутацию поставщика! – «белорусский транзит» обретает привлекательные черты. Впрочем, по слухам, в «Газпроме» не оставляют попыток договориться по-хорошему с Киевом: как витиевато сказал Миллер, «думаю, что подходы к определению величины скидки могут быть декларированы». В общем, «белорусский транзит» сам по себе и неплох, но…

Да и кстати: до 2020 года ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» намеревается построить и ввести в эксплуатацию новые мощности Мозырского и Прибугского подземных хранилищ газа в Гомельской и Брестской областях. А почему бы новые хранилища и заводы по производству сжиженного газа не начать строить в России?

МНЕНИЕ

Анатолий НЕСМИЯН, политолог:

– Казалось бы, отчего самый логичный вариант «белорусского транзита» в Европу не рассматривался «Газпромом» ранее, а возник только сейчас, когда все предыдущие проекты «потоков» с треском лопнули? Видимо, потому, что проекты эти несли в себе дополнительную коррупционную составляющую, а в случае с Лукашенко её размер существенно сократился бы. А в чём тогда выгода газпромовских менеджеров и подконтрольных им структур, если нельзя «освоить» бюджет? Тем не менее белорусский газовый маршрут в Европу, кажется, стал последним из возможных вариантов. Только не слишком ли поздно? Впрочем, у Минска тоже имеется свой интерес. Увеличение пропускной способности белорусского маршрута означает не только строительство новой трубы, но и создание дополнительной инфраструктуры поставок – подземных газовых хранилищ, компрессорных станций. Белоруссия, естественно, выигрывает, хотя бы за счёт увеличения транзитной платы.

Владимир Путин неожиданно заговорил о важности транзита газа через Белоруссию, а Газпром планирует капитально вложиться в белорусскую газотранспортную инфраструктуру.

Транзит «на подхвате»

19 июня в Минске на заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии рутинное однообразие переговоров неожиданно нарушил Владимир Путин. Он заявил, что роль транзита российского газа через Белоруссию в последнее время значительно возросла, но несколько слукавил насчет причин такого роста. По его словам, увеличение роли белорусского маршрута произошло из-за плохого состояния украинского. На самом деле причина в том, что запуск «Северного потока — 2» из-за введенных американцами санкций как минимум снова откладывается. Это значит, что Кремлю вновь придется договариваться с Украиной, через которую идет основной транзит (90 миллиардов куб. м в год).

Контекст

США серьезно настроены против «Северного потока - 2»

Frankfurter Allgemeine Zeitung 28.06.2018

«Северный поток - 2» - кошмар для Украины

Forbes 22.06.2018

Страсти вокруг «Северного потока - 2» накаляются

Ośrodek Studiów Wschodnich 21.06.2018

«Северный поток - 2» раскалывает Запад

Ośrodek Studiów Wschodnich 20.06.2018 Как указывает белорусское аналитическое издание Belarus in Focus, белорусский маршрут транзита не может служить альтернативой украинскому, но при строительстве дополнительных хранилищ и соответствующей модернизации магистральных путей способен подстраховать на 5-10 дней в случае острого конфликта Газпрома с Украиной.

Незадолго до саммита в Минске Газпром заявил, что до 2020 г. инвестирует в развитие газотранспортной системы Белорцуссии 2,5 миллиарда долларов, а в наращивание мощностей подземных газохранилищ — 1,1 миллиарда долларов. На заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии Путин подтвердил, что Газпром собирается вложить в белорусскую газотранспортную систему 3,5 миллиарда долларов в ближайшие два года. А страна вправе рассчитывать на скидки в цене на газ на два-три года (т. е. на 2020-2022).

Здесь важно понимать, что белорусская газотранспортная система самой Беларуси не принадлежит — Александр Лукашенко в два этапа продал ее Газпрому. Первые 50% принадлежащих Беларуси акций ОАО «Белтрансгаз» были выкуплены ОАО «Газпром» поэтапно, в 2007-2010 гг., за 2,5 миллиарда долларов с перечислением каждый год $625 млн за 12,5% акций. Сделка была заключена исходя из оценки рыночной стоимости ОАО «Белтрансгаз» в 5 миллиардов долларов, которую провел в 2006 г. банк ABN Amro.

25 ноября 2011 г. Газпром приобрел оставшиеся 50% акций ОАО «Белтрансгаз» за 2,5 миллиарда. 21 декабря 2011 г. председатель правления Газпрома Алексей Миллер сообщил о решении переименовать компанию в «Газпром трансгаз Беларусь». После этого Республика Беларусь осталась собственником только земли, по которой проложены российские газовые трубы. «Газпром трансгаз Беларусь» — монополист на белорусском газовом рынке. Компания эксплуатирует газопроводы общей протяженностью более 7 тысяч км (включая белорусский участок магистрального газопровода «Ямал-Европа»). По магистральным трубопроводам, проходящим по территории республики, идут транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу.

Возвращение к «Ямал-Европе»

Весной 2013 г. Газпром неожиданно заговорил о строительстве газопровода «Ямал-Европа-2», который также пройдет по территории Беларуси. Причем озвучил идею этого строительства лично Владимир Путин на встрече с Александром Лукашенко 15 марта 2014-го в Санкт-Петербурге. Уже 3 апреля Путин на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода «Ямал-Европа — 2». По его словам, цель проекта — повышение надежности поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию.

«Мы в связи с „Северным потоком“ и „Южным потоком“ фактически отказались от проекта „Ямал-Европа — 2“. По „Южному потоку“ мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту „Ямал-Европа — 2“», — сказал тогда глава России. Руководитель Газпрома оказался готов к этому ценному указанию. «Мы прорабатываем варианты строительства газопровода по территории Белоруссии с пониманием того, что сегодня транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу „Ямал-Европа“ является самым экономически эффективным», — ответил Миллер.

Он напомнил, что газотранспортная система Белоруссии сегодня находится в собственности Газпрома. «Для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям, — признал Миллер. — Анализ рынка показал, что мы могли бы ориентироваться на 15 миллиардов куб. м газа. И мы готовы приступить к разработке технико-экономического обоснования, приступить к началу предынвестиционной стадии».

К тому моменту российский газовый гигант уже просчитал возможные сроки появления нового трубопровода. «Проект мог бы быть введен в строй после того, как будут закончены работы по „Южному потоку“. Что касается сроков, это мог бы быть 2018-2019 год, — сказал тогда глава Газпрома. — И самое главное, что это будет стопроцентная надежность поставок в Восточную Европу, потому что, если говорить о поставках газа в Польшу, мы будем фактически поставлять из своей газпромовской трубы на границе Польши: фактически это бестранзитный вариант».

Конечно, словосочетание «бестранзитный вариант» звучит странно — получается, что Газпром уже рассматривает Белоруссию как российскую территорию? Но с поляками россиянам тогда удалось договориться. Главы «Газпрома» и компании EuroPol Gaz (Польша) подписали меморандум о том, что трубопровод «Ямал-Европа-2» пройдет через польскую территорию в Словакию и Венгрию. Пропускная способность нового газопровода составит не менее 15 миллиардов куб. м газа в год. (Мощность ныне действующего «Ямал-Европа» — 33 миллиарда куб. м/год.) EuroPol Gaz — собственник газопровода «Ямал-Европа» на территории Польши (684 км). Его основные акционеры — Газпром и польская компания PGNiG SA.

Протяженность нового трубопровода составит около 2000 км. По предварительным оценкам, он обойдется Газпрому в 5 миллиардов долларов — и это будет недорого, учитывая имеющуюся у Газпрома в собственности инфраструктуру по маршруту. В ходе строительства примерно 1,5-2 миллиарда долларов могут быть вложены в белорусский участок «Ямал-Европа — 2».

Что для Украины будет означать строительство Россией второй нитки газопровода «Ямал-Европа»? Скорее всего, если Кремль реально профинансирует этот проект, значит, там приняли стратегическое решение больше не договариваться с «Нафтогазом України» и вообще «попрощаться» с украинским транзитом. Формальный повод для этого есть: группа Wintershall, которая проводила инспекцию ГТС Украины, сделала заключение о том, что к 2019 г. эта система выйдет из строя.

Конечно, в реальности все не так плохо, однако такое заявление вполне сойдет для сторонников прекращения транзита российского газа через Украину. В цифрах все выглядит так: по расчетам старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований Саймона Пирани, к 2024 г. Газпром сможет обеспечить полную загрузку «Северного потока — 2» и с учетом двух ниток «Турецкого потока» прокачивать в Европу около 180 миллиардов куб. м в год. Остается 10-15 миллиардов кубов, которые по-прежнему могли бы идти через Украину. Но если в Кремле решат полностью прекратить украинский транзит, то этот объем газа как раз можно будет перекинуть на «Ямал-Европа — 2», ведь его пропускная способность по плану составит требуемые 15 миллиардов куб. м в год.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.