Определить транспортный запас в натуральном выражении. Большая энциклопедия нефти и газа. Проблема и решение

- решение задач на определение нормы текущей части запаса;

- решение задач на определение нормы производственного запаса в относительном выражении;

- решение задач на определение нормы производственного запаса в натуральном и денежном выражении

- решение задач на определение нормы производственного запаса по номенклатурной группе.

Методические советы по подготовке к практическому занятию

При подготовке к практическому занятию студент, прежде всего, должен уяснить сущность производственных запасов.

Производственными запасами называются находящиеся на предприятии запасы средств производства, предназначенные для потребления и еще не вступившие в производственный процесс. Их образование связано с несовпадением сроков поступления и потребления материалов и необходимостью бесперебойного обеспечения производства материальными ресурсами.

При решении задач студент должен помнить:

Норма запаса – это минимальное количество материалов, необходимое для нормальной работы предприятия.

Нз(мат.) = Нз.тек + Нз.подг. + Нз.тран. + Нз.техн. + Нз.страх.

Норма текущей части запаса определяется как половина интервала поставки.(Нз.тек.)

Нз.тек. = ½ И

Интервал поставки

Интервал поставки – это время между двумя очередными поставками материала на предприятие. (И)

И = В / Р ср.сут; В – транзитная норма отгрузки;

И = Г / Рср.сут.; Г –грузоподъемность транспортных средств;

И = 360 / n; Рср.сут – среднесуточный расход материала;

И = Пср. / Рср.сут; n - количество поставок;

где: Пср. = ∑П / n; Пср. – средняя партия поставки

Норма обычного подготовительного запаса устанавливается в пределах 1 – 3 дней, а специального – в зависимости от времени на осуществление специальных подготовительных операций. (Нз.подг.) 1 – 3 дня

Норма страхового запаса определяется несколькими способами. (Нз.страх.)

Нз.страх = t1 + t2 + t3

t1 – время, необходимое для отгрузки материала поставщиком;

t2 - время, необходимое для нахождения материала в пути;

t3 - время, необходимое для количественной и качественной приемки.

Норма запаса по номенклатурной группе в целом определяется в натуральных и относительных единицах

Нз.нат. ном. гр. = Нз1 + Нз2 + Нз3

Нз.отн.ном.гр. = Нз.нат. ном. гр. / ∑ Рср.сут.

Примеры решения задач

Задача 1

Рассчитайте норму производственного запаса в относительном, натуральном и денежном выражении по стали мелкосортной, если годовая потребность предприятия в стали – 540 т. Транзитная норма отгрузки – 60 тонн. Цена 1 т – 28000 руб. Время для организации отгрузки стали поставщиком – 2 дня, время транспортировки – 4 дня, время приемки на складе предприятия – 1 день.

Решение

1) Определяем среднесуточный расход:

Р ср.сут. = 810: 360 = 2,25 т.

2) Определяем интервал оставки:

И = В / Р ср.сут = 72: 2,25 = 32 дня

3) Определяем норму текущей части запаса:

Нз.тек. = ½ И = 32: 2 = 16 дней

4) Определяем норму страховой части запаса:

Нз.страх. = 16: 2 = 8 дней

6) Определяем норму запаса материала в относительном выражении:

Нз(мат.), относ. = Нз.тек + Нз.подг. + Нз.техн. + Нз.страх. =16 + 3 + 8 = 27 дней

6) Определяем норму запаса материала в натуральном выражении:

Нз(мат.), натур. = 27 * 2,25 =60,75 т.

8) Определяем норму запаса материала в стоимостном выражении:

Нз(мат.), денеж. = 30000 * 60,75 =136687575 руб.

Плановый среднедневной расход сырья - 2 т. Цена 1 тонны - 50 тыс. руб. Поставка сырья в соответствии с договором осуществляется с периодичностью 16 дней. Норма страхового запаса 25% от текущего. Транспортный запас - 2 дня, технологический запас - 1 день, подготовительный - 1 день.

Решение

Нп.з. (дн) = (16: 2) + 0,25 * 8 + 2 + 1 +1 = 14 дн.

Нп.з (нат.) = 2 * 14 = 28 т.

Нп.з (руб.) – 28 * 50 = 1400 (тыс. руб.)

1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. с. 44-51; 63-67.

2. Бондарь Н.М. Экономика предприятия: Учебн. пособие - К.: Изд-во А.С.К., 2004. - С. 114 - 152.

3. Экономика предприятия: Учебник / За общ. редакцией С. Ф. Покропивного.- Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЭУ, 2006, с. 149 - 156.

Тема 6. Оборотный капитал

Практическое занятие № 11. Расчет показателей эффективности использования материальных ресурсов

Студент должен знать: сущность и состав материальных ресурсов, нормы расхода материальных ресурсов, факторы, определяющие экономию материальных ресурсов, показатели и пути повышения эффективности использования материальных ресурсов

Студент должен уметь: рассчитывать показатели эффективности использования материальных ресурсов.

Вопросы для обсуждения

1. Материальные ресурсы, их сущность и состав.

2. Показатели эффективности использования материальных ресурсов.

3. Факторы и пути эффективности использования материальных ресурсов.

Тесты для проверки знаний

1. Предметы труда, которые идут на изготовление продукции и образуют ее основное содержание- это:

а) основные материалы;

в) вспомогательные материалы;

2.Исходная форма предмета труда, на добычу или производство которого затрачен труд – это:

а) основные материалы;

в) вспомогательные материалы;

г) правильный ответ отсутствует.

3.Материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам - это:

а) основные материалы;

в) вспомогательные материалы;

г) правильный ответ отсутствует.

4. Норма расхода сырья и материалов – это:

а) чистая масса, объем и т.п. в составе годного изделия;

б) максимально (предельно) допустимое плановое их количество на выпуск единицы продукции в определенных производственных условиях, установленного качества;

в) отходы технологические и прочие;

г) правильный ответ отсутствует.

5. Норма расхода определяется по формуле:

а) Нр. = Чм. + Опр.;

б) Нр. = Чм. + От.;

в) Нр. = Чм. + От. + Опр.;

г) правильный ответ отсутствует.

6. Материалоемкость определяется по формуле:

а) Ме. = Vпрод. / Мз.

б) Ме. =Чм. / Нр.

в) Ме. = Мз. / Vпрод.

г) правильный ответ отсутствует.

7. Ресурсосбережение в промышленности возможно за счет:

а) совершенствования технологий;

б) комплексного использования природных ресурсов;

в) использования вторичных ресурсов;

г) все ответы правильные.

По балансовым датам вычисляется величина средних остатков за год. Она очищается от излишних неходовых запасов и узнается чистый остаток.

Норма запаса = величина среднего остатка/ однодневный расход сырья.

2. Через приведенную поставку.

Из общего объема поступлений в натуральном выражении исключается нетипичные поставки.

Очищенная величина поступлений/ количество типичных поставок = средняя величина поставки.

Общий объем поступлений/ средняя величина поставки = число приведенных поставок.

Пример: Общий объем поставок - 2240 т

Количество поставок - 22

нетипичных: - крупные - 1 (320 т);

Мелкие - 2 (77 т).

    Число типовых поставок = 22 - 3 = 19

    Объем поступлений - нетипичные поставки = 2240 - 397 = 1843 т.

    Средняя величина поставки = 1843/ 19 = 97 т.

    Приведенное число поставок = 2240/ 97 = 23.

    Средний интервал поставки = 360/ 23 = 15.5 дней.

    Норма текущего запаса = 15.5 * 50 % = 7.8 дней.

3. Метод средневзвешенной величины интервала поставки

Предполагает учет складывающихся взаимодействий интервала и объема поставки.

где I средний интервал поставки;h – интервал между отдельными поставками;Vi – объемi -й поставки;V – общий объем поставок.

Это методы прямого счета, в основе которого лежат плановые или фактические данные о складывающемся снабжении.

II. Страховой гарантийный запас

Исключения:

1. Если у нас долговременные отношения с поставщиком, в котором мы уверены, гарантийный запас может быть равен 20-30 % текущего запаса, или не создаваться вовсе.

2. Если в производстве используются уникальные виды сырья, материалов, а также при интервале поставки 5 и менее дней, если транспортная связь с поставщиком оказывается ненадежной, то страховой запас может быть более половины нормы текущего запаса (до 100%).

III. Транспортный запас

Чтобы исчислить в днях норму транспортного запаса , необходимо определить среднюю величину остатков товароматериальных ценностей (ТМЦ) в пути.

Норма транспортного запаса = средняя величина остатков ТМЦ / однородный фактический расход сырья и материалов в целом за период, в котором исчисляется норма.

IV. Время на приемку, складирование, контроль и анализ

Существуют технологические нормы осуществления этих процессов. Если их нет, то расчет производится путем хронометрирования подобных работ. Такие работы могут выполняться параллельно.

V. Технологический запас

Учитывается в составе нормы по производственным запасам, если речь идет о подготовке материалов к производству (например, для производства мебели древесина должна быть просушена на воздухе около 2 лет).

Средства на нормы по группе материалов = полученные нормативы/ однодневный расход. Расчет ведется в таблицах.

Группа нормируемого сырья (материалов). Сталь хк (холодно-катанная)

наим-е мат-ла (сорт, размер, тип)

ед. изм-я

однодн. расход

интервал поставки

текущий запас

страх запас

разгрузка, склад-е

входн контроль и анализ

транспортный запас

технол запас

итого норма дн.

норматив Об. ср-в

Итого по группе

Целесообразно в этой таблице приводить максимальные и минимальные значения запасов по каждой конкретной позиции, так как важно эффективно управлять запасами. Минимальная величина - исчислена норма, увеличенная на вторую половину интервала поставки.

Периодичность такого расчета 3-5 лет, но ежегодно производится уточнение норм и нормативов Об. С. исходя из условий производства и снабжения (появляется новый ассортимент, поставщики, транспортные условия, нормы расходования и т. д.).

Кроме того, в производстве используются вспомогательные материалы . Если их значительное количество, то расчет нормы запасов производится также, как и по основным материалам. Если их незначительное количество, то расчет производится упрощенным методом (с использованием величины средних остатков).

2. Определение потребности в оборотных средствах, вложенных в незавершенное производство.

Незавершенное производство – это продукция, находящаяся на различных стадиях изготовления. Нормирование его необходимо, чтобы обеспечить равномерную бесперебойную сдачу продукции на склад.

Величина незавершенного производства зависит от:

    организации производства;

    объема производства;

    структуры выпускаемой продукции;

    характера выпускаемой продукции.

Норматив по незавершенному производству исчисляется по группам и видам изделий для каждого производственного отделения. Если ассортимент очень широк, то норматив определяется по основной части продукции (70-80% то общего объема).

Н = О * Т * К ,

где Т*К - норма,

О - однодневные затраты по смете затрат на производство. Если предприятие сезонное, то в расчет норматива берется квартал с наименьшим объемом производства, если несезонное, то 4-й квартал. В смете берется строка “Затраты на валовую продукцию”.

Т - длительность производственного цикла в днях.

К - коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Т - отражает время пребывания продукции в незавершенном производстве и характеризует время от первой технологической операции до полного изготовления продукции. Это время включает:

    технологический запас – время непосредственной обработки изделий;

    транспортный запас – время пребывания изделий у станка до обработки и после нее;

    оборотный запас – время пролеживания деталей между отдельными операциями вследствие различных темпов работы оборудования;

    страховой запас – на случай непредвиденной остановки в процессе производства.

В случае выпуска широкого ассортимента продукции рассчитывается средняя длительность производственного цикла – средневзвешенная величина на основании удельного веса каждого вида изделий в общем выпуске продукции и длительности производственного цикла по каждому изделию.

Т = (30*10+30*8+30*6+10*12)/100=8,4 дн.

Коэффициент нарастания затрат (К).

Его определение необходимо, т.к. средства вкладываются в незавершенное пр-во постепенно, по дням производственного цикла, и не вся их сумма находится в производстве в течении всего производственного цикла.

Возможны следующие варианты:

    затраты нарастают равномерно по дням производственного цикла.

    затраты нарастают неравномерно по дням производственного цикла.

Единовременные затраты – осуществляются в начале производственного цикла (обычно это материальные затраты).

Нарастающие затраты: заработная плата, амортизация основных средств, накладные расходы.

Коэффициент нарастания затратотражает отношение себестоимости незавершенного производства к плановой производственной себестоимости изделия.

На практике коэффициент нарастания затрат определяется по-разному (для равномерного и неравномерного нарастания затрат).

Для равномерного:

К = (З п + 0,5 о )/С,

где З п – первоначальные затраты, осуществленные в 1 день произв. цикла.

З о – все последующие затраты, входящие в производственную себестоимость изделия.

С – производственная себестоимость изделия.

Для неравномерного: К = (З п * Т + З 1 1 + З 2 2 +...+ 0,5З р )/(С*Т ),

где З п – первоначальные затраты, осуществленные в 1 день произв. цикла;

З 1,2,... разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1,2,.. – время от момента разовых затрат до полного изготовления изделия;

З р – затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции;

Т – длительность производственного цикла.

Все нормативы по отделениям предприятия складываются и рассчитывается общий норматив незавершенного производства.

3. Нормирование по статье “Расходы будущих периодов”

Норматив оборотных средств в РБП (Н3 ) определяется по формуле:

Н3 = П + Р – С,

где П – переходящая сумма РБП на начало планируемого периода, руб.;

Р –РБП в предстоящем году;

С –РБП, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года в соответствии со сметой производства.

4. Нормирование по статье “Готовая продукция”

Причины нормирования:

    предприятие должно осуществить определенные складские, транспортные и расчетные операции по готовой продукции;

    для регулирования отгрузки продукции необходима подборка изделий по партиям соответствующего ассортимента, накопление партий до соответствующих размеров, время на упаковку, погрузку, транспортировку, оформление расчетных документов и сдачу их в банк.

Н = О *Д ,

где О – однодневные затраты по смете затрат на производство по статье “Производственная себестоимость” за соответствующий квартал.

Д – норма запасов в днях, средневзвешенная величина на основе норм запаса по отдельным видам изделий и их доле в общей стоимости готовой продукции.

Время нахождения продукции на складе измеряется с момента поступления готовой продукции на склад до ее отгрузки покупателю. На это время влияют:

    условия транспортировки;

    условия комплектования;

    способы упаковки.

После расчета частных нормативов оборотных средств исчисляется совокупный норматив по предприятию.

Расчет совокупного норматива можно показать в следующей таблице:

Оборотные

средства

Норматив

Норматив

Прирост (+),

сокращение(-) норматива

производственные запасы

незавершенное производство

готовая продукция

Предприятие определяет прирост или сокращение по всем статьям оборотных средств. Если планируется прирост, то нужно найти источники покрытия этого прироста. Если наблюдается сокращение оборотных средств в плановом году, то предприятие может использовать их на другие нужды. Недостаток (излишек) собственных оборотных средств определяется сравнением наличия оборотных средств по бухгалтерскому балансу с совокупным нормативом оборотных средств на соответствующую отчетную дату. Если фактическое наличие меньше норматива, то это недостаток, наоборот – излишек.

Излишек оборотных средств служит источником покрытия прироста норматива в плановом году.

Причины недостатка оборотных средств:

    зависящие от деятельности предприятия: необеспечение сохранности собственных оборотных средств; недополучение прибыли; работа с убытком.

    не зависящие от деятельности предприятия: инфляция, кризис неплатежей, спад производства и др.

Особенность нормирования жидкого сырья заключается в том, что в емкостях, где хранится это сырье, всегда остается не снижающийся запас сырья.

Особенность нормирования топлива заключена в том, что все топливо, которое перегоняется по трубопроводам, не подлежит нормированию. Нормируется только твердое топливо.

Группируются различным образом. Обычно выделяют две группы , различающиеся по степени планирования : нормируемые и ненормируемые оборотные средства.

Нормируемые оборотные средства — оборотные производственные фонды и готовая продукция, т.е. оборотные средства в запасах товарно-материальных ценностей.

Ненормируемые оборотные средства — фонды обращения обычно ненормируемы, к ним относятся , средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке.

Определение потребности предприятия в собственных оборотных средствах осуществляется в процессе нормирования , т.е. определения норматива оборотных средств .

Нормирование оборотных средств

Нормирование оборотных средств — процесс определения минимальной, но достаточной (для нормального протекания ) величины оборотных средств на предприятии, т.е. это установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств.

Величина норматива не является постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объема производства; условий снабжения и сбыта; ассортимента производимой продукции; применяемых форм расчетов. Следует отметить, что это один из наиболее изменчивых показателей текущей финансовой деятельности.

Нормирование оборотных средств осуществляется в денежном выражении. В основу определения потребности в них положена смета затрат на производство продукции на планируемый период. При этом для предприятий с несезонным характером производства за основу расчетов целесообразно брать данные 4 квартала, в котором объем производства, как правило, наибольший в годовой программе. Для предприятий с сезонным характером производства — данные квартала с наименьшим объемом производства, поскольку сезонную потребность в дополнительных оборотных средствах обеспечивают краткосрочные ссуды банка.

Для определения норматива принимается во внимание среднесуточный расход нормируемых элементов в денежном выражении.

Процесс нормирования оборотных средств

Процесс нормирования состоит из нескольких последовательных этапов, где устанавливаются частные и совокупные нормативы. В начале разрабатываются нормы запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств.

Норма — это относительная величина, определяющая запас оборотных средств, как правило, нормы устанавливаются в днях.

Этот показатель относительно стабилен и может меняться в случае: изменения ; поставщиков; технологии и организации производства.

Далее, исходя из нормы запаса и расхода данного вида товарно-материальных ценностей, определяется сумма оборотных средств, необходимых для создания нормируемых запасов по каждому виду оборотных средств. Так определяются частные нормативы .

Норматив отдельного элемента оборотных средств рассчитывается по формуле:

  • Н — норматив собственных оборотных средств по элементу;
  • О — оборот (расход, выпуск) по данному элементу за период;
  • Т — продолжительность периода;
  • Нз — норма запаса оборотных средств по данному элементу.

Норматив оборотных средств представляет собой денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимых для нормальной хозяйственной деятельности предприятия.

Общий норматив оборотных средств

Общий норматив оборотных средств состоит из суммы частных нормативов:

Н общ = Н п.з + Н н.п + Н г.п + Н б.р ,

  • Нп.з — норматив производственных запасов;
  • Нн.п — норматив незавершенного производства;
  • Нг.п — норматив готовой продукции;
  • Нб.р — норматив будущих расходов.

Норматив производственных запасов

Норматив производственных запасов по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в подготовительном, текущем и страховом запасах и может быть определен по формуле:

Н п.з = Q сут (N п.з + N т.3 + N стр) ,

  • Q сут — среднесуточное потребление материалов;
  • N п.з. — норма подготовительного запаса, дн.;
  • N т.з. — норма текущего запаса, дн.;
  • N стр. — норма страхового запаса, дн;

Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных запасов. Нормы времени, необходимого для выполнения этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Текущий запас — основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок материалов по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения , что обусловлено поставкой материалов несколькими поставщиками и в разные сроки.

Технологический запас создается в случаях, когда данный вид сырья нуждается в предварительной обработке или выдержке для придания ему определенных . Этот запас учитывается в том случае, если он не является частью процесса производства. Например, при подготовке к производству некоторых видов сырья и материалов необходимо время на подсушку, разогрев, размол и т.д.

Транспортный запас создается в случае превышения сроков грузооборота по сравнению со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

Страховой запас — второй по величине вид запаса, который создается на случай непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса , но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

Нормирование незавершенного производства

Величина норматива оборотных средств в незавершенном производстве зависит от четырех факторов:

  • объема и состава производимой продукции;
  • длительности ;
  • себестоимости продукции;
  • характера нарастания затрат в процессе производства.

Объем производимой продукции непосредственно влияет на величину незавершенного производства: чем больше производится продукции, тем больше будет размер незавершенного производства . Изменение состава производимой продукции по — разному влияет на величину незавершенного производства. При повышении удельного веса продукции с более коротким циклом производства объем незавершенного производства сократится, и наоборот.

Методы нормирования

Различают следующие методы нормирования оборотных средств:

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно — технического развития предприятия. Этот метод очень трудоемкий, но он позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.

Аналитический метод применяется в том случае, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотных средств осуществляется укрупненно, с учетом соотношения между темпами роста объема производства и размером нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде.

При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе норматива предшествующего периода путем внесения в него изменений с учетом условий производства; снабжения; реализации продукции; расчетов.

На практике наиболее распространен метод прямого счета. Преимуществом этого метода является достоверность, позволяющая сделать наиболее точные расчеты частных и совокупного нормативов.

– это материальные запасы находящиеся на складах трансп-х организаций. Транспортный запас хар-ет размер оборотных средств заключенных в грузах на время нахождения в процессе транспортировки рассчитывается в среднегодовом размере. Норма трансп-го запаса опр-ся расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации. Время нахождения материалов в трансп-х запасах определяется от момента фактической передачи ТМЦ в транспортное средство или соответ-им трансп-ым организациям до момента передачи товаров потребителю 1) Время движения материалов которое зависит от расстояния перевозки, вида транспорта, способа транспортировки 2) Время для завершения различных маневровых работ 3) время погрузочно разгрузочных работ при передаче груза с одного вида транспорта на другой 4) Время хранения материалов на складах транспортных организаций до получения их потребителями

22.Планирование тов-х запасов торговых пр-ий.

1Расчетно-аналитический метод.(для опт-х пр-ий)предполагает опр-е осн-х структурных эл-ов общ норм запаса.Знорм=Зтет+Зподг+Зстрах.

2Опытно-статистический(для оптовых и розн пр-ий) суть данного метода закл-ся в анализе данных о фактич остатках товарооборота за 3-5 периодов.

3Технико-экономический(длярозн-х пр-ий)позволяет учесть ассортиментный спрос.Специфика данного метода закл-ся в том что текущ запас дел-ся на 2 вида а)в торговом зале,кот-й представляет собой асс-ый набор товаров в торг зале и обесп-ет демонстрац и суточн реал-ю тов-в б)Зап текущег пополнения обесп-ет бесперебойность продаж в период м\у поставками нах-ся на складе и исп-ся для пополнения зап-ов в торг зале.

23.Планирование сезонных запасов.

Факторы определяющие сезонные запасы-1сез-ое произв-во сырья и мат-ов 2 сез-е потреб-е 3 сезонность завоза. Методика опр-я сезон зап предполагает деление года на 2 части-1сезон заготовки(заготовка и завоз для удовлетворения годовой потребности с одновременным расходованием) 2 мертвый сезон (нет завоза,а расход-е идет) В соотв-ии с данной методикой опр-ся мах сезонный запас, кот-й создается к концу сезона поступления или к началу сезона потребления.

Змах=Рсут*Дм.с.-длит-ть перерыва в поступлении или потр-я материала.

Мах сез зап служит для 1опр-я потр-ти в обор-х ср-вах 2опр-я размера складских площадей.

24.Орг-я и осн-е виды учета мат-х рес-ов.

Учет запасов-измерение и регистрация запасов в натур,услов-натур, услов и стоимостных единицах.

Условно натур-е единицы исп-ся при учете зап пр-ции, удовл-ют одну и туже потребность. Условные единицы исп-ся в случае когда объем зап изм-ся в нормоднях или в фактич дн запаса. Стоим-е ед прим-чя для опред общего объема зап.

Методы учета-1ежегодн переписи остатков ТМЦ-можно получить полную картину о состоянии запасов на начало отчетного периода.2 Статистич-й учет.3 Первичный (оперативный) учет подразд-ся на складской и инвентаризацию. Складской ведется по каждому виду и сорту в натуральном выражении с присвоением номенклатурного номера.

Инвентаризация-процедура устан-я фактич наличия пр-ции путём пересчёта(снятие остатков и проверка учетных записей).

4 Бух учет зап осущ-ся в след видах-1Бух анал учет по каждому виду и сорту ТМЗ в стоим выражении (1 раз в мес)2 Бух синтетич учет.

25.Контроль за состоянием мат-х запосов.

Это изучение и регул-е уп-я зап с целью выявл отклонений от норм зап-в и прин опер-х мер к ликвид отклонений.

Методы контроля-1 Отслеж-е местонах-я хран-ся пр-ции-по поддоно месту, по месту нах-я короба, поместу нах-я ед-цы наим-я пр-ции 2 отслеживание сост-я хран-я пр-ции- по дате пр-ва, по категории опасности пр-ции, по дате начального-окончат-го срока реал-ции.3 Отслеж-е всех перемещений хран-ся пр-ции.

26. современные методы и автоматизация учета и контроля за состоянием и движением запасов.

1. использование системы штрихового кодирования при усчете и контроле запасов.

Ускорение приемки и отгрузки ТМЦ с одновременным отражением данных в автомат-ой системе управления.

Оперативное получение реальных данных коммер-ой службы об остатках ТМЦ.

Сокращение ошибок при вводе информации.

Экономия ирудовых и материальных ресурсов.

2. переход российской системы учета на м/д стандарты финансовой отчетности

Возможность выхода российских орг-ий и п/п на м/д рынок капитала.

Переход на МСФО позволил значительно сократить время и ресурсы,необходимые для разработки и внедрение нового комплекта.

3. автоматизация учета и контроля,создание автоматиз-ой ситемы управление фирмой с автоматиз-ей каждого рабочего места.

Ввод,обработка и выдача данных непосредственно на рабочее место руководителя,что означает повышение уровня инфрм-го обеспечения управления.

Усиление контроля за соблюдением норм запаса.

Социально-психологический фактор.

Краткая хар-ка российских программ:

Подавляющее большинство Рос-их программ производит сводкуи группировку информации в опр-ых разрезах,давая информацию об V продаж,оборачиваемости, кол-ву запасов в днях. Они помогают принимать решение по управлению запасами, а так же подводить итоги работы по управлению. Тем неменее, как и обычная учетная программа, они выполняют обеспечивающие функции, и поэтому относятся к классу информационно-аналитических систем.

Во многих программах не производится прогнозирование спроса,оперативное управление путем выдачи готовых заказов.

30. Структура МЗ и ее виды. анализ структуры МЗ.

МЗ- это находящиеся на разных стадиях произв-ва и обращения продукция произв.-технич-го назначения,изделия народного потребления и другие товары,ожидающие вступление в процесс личного или производственного потребления.

Анализ

Данный анализ проводится в разрезе групп,видов,отражая долю наименований запасов. Он заключается в выявлении тенденции изменения стр-ры запасов за ряд периодов и выявление причин таких тенденций.

Стр-ра МЗ должна отражать для торгового п/п стр-ру ТО, для промышленного п/п-стр-ру потребления.

Анализ стр-ры МЗ начисляется с расчета удельного веса отдельных товарных групп в общей сумме запасов.

При анализе идут от общего к частному, сравнивают с нормативами или среднеотраслевыми данными.

29. анализ эффективности использования запасов.

Анализ - одна из функций управления запасами,связанная с выявлением отклонений и тенденций движения запасов, а так же обоснование причин.

Информационной базой для анализа служат данные цчета и отчетности(первичные,статист-ие,бухгалтерские)

Анализ эффективности использования запасов оценивается с помощью показателей коэф-та оборачиваемости(Коб), длительности оборота(Добб.), высвобождение оборотных средств, вложенных в запасы, рентабельности запасов.

Запаса в размере 90 дней (половины продолжительности интервала между поставками) страховой запас - 50% нормы текущего запаса транспортный и подготовительный запасы - в размере 5 дней.  

ЗАПАСЫ ТРАНСПОРТНЫЕ - продукция, находящаяся в процессе перемещения между предприятиями-поставщиками , снабженческо-сбытовыми организациями и потребителями. Их относительная величина определяется временем транспортировки (включая и маневровые работы) с момента погрузки на транспортное средство и до поступления груза к месту назначения. Время транспортировки (в пути) в свою очередь регламентируется нормативами сроков доставки грузов, утвержденными для различных видов транспорта. Опоздание поступления сопровождающих груз документов и счетов не может служить основанием для отнесения поступивших к потребителям материалов к З.т.  

К наиболее распространенным относятся модели теории игр, теории очередей , модель управления запасами , транспортная задача , а также задача линейного и динамического программирования.  

Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности , запасы, транспортные и трудовые ресурсы . Порядок вычисления логистических потребностей показан в табл. 8.6.  

Приобретение запасов, включая расходы на информационные, посреднические, с поиском запасов, транспортные расходы и прочие согласно П(С)БУ 9 "Запасы" 20 Производственные запасы Субсчета 201 -209 63 Расчеты с поставщиками и подрядчиками, субсчета 631 С отечественными партнерами 632 С иностранными партнерами  

Общий размер задела складывается из внутрицеховых и межцеховых заделов. Внутрицеховые заделы включают в себя технологический (на рабочих местах в процессе обработки), межоперационный, транспортный и контрольный заделы. Межцеховой задел предназначен для обеспечения нормальной работы потребителей, он складывается из текущего и гарантийного запасов.  

Улучшение качества и снижение издержек. Когда есть синергический эффект при сходстве технологий, пс-пользуемых в производстве основной и интегрируемых фирм, результатом интеграции являются преимущества, порождаемые массовым производством . Например, интеграция производства чугуна и стали снижает транспортные издержки , экономит энергию, сокращает материальные запасы . И - что более важно - повышается качество  

По мере более широкого признания концепции маркетинга все больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения . Товародвижение - это сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов. Решения, принимаемые специалистами по обработке заказов и организации складирования, управляющими службой товарных запасов и экспедиционно-транспортной службой, сказываются на уровнях издержек в других сферах деятельности и на возможностях фирмы управлять спросом. Концепция товародвижения требует координации всех этих решений в рамках некой единой структуры. Встает задача создания системы управления товародвижением, которая позволяла бы обеспечивать желаемый уровень обслуживания клиентов с минимальными общими затратами.  

Успех корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют им закупать большие партии товаров , получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах . Во-вторых, они способны создавать действенные организационные структуры , нанимая хороших управляющих и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта , управления товарно-материальными запасами , ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли , тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать со множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта , закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на нее на большие количества товаров . И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.  

В основу расчета закладывают динамику запаса материалов на производственном объекте, перевалочной базе, опорной (прирельсовой) базе, которая для четырех ранее приведенных транспортных схем показана на >ис. 32. Формулы для расчета текущей части нормы производственных се-  

Динамика текущей части сезонного производственного запаса материалов при различных транспортных схемах доставки грузов  

Для районов с сезонными поставками грузов (северные районы) нормы переходящего запаса оборудования рассчитывают на основе транспортных схем доставки оборудования на приобъектные склады этих районов. Численная величина нормы определяется в днях от первой поставки оборудования на опорную (прирельсовую) базу в году, предшествующем плановому (или предплановому), до момента сдачи этого оборудования в монтаж в плановом году.  

Транспортные запасы,или запасы материалов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и средства производства других видов. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов от поставщиков до потребителей от поставщиков до снабженческих и сбытовых организаций от снабженческих и сбытовых организаций до потребителей.  

Решение. По таблицам 2.5 и 2.6 находим, что положительное одновременное изменение собственного капитала и индикатора устойчивости описано в блоках № 2 и № 5, но и в том, и в другом блоке не предусмотрен положительный прирост нефинансовых активов. Их изменение может быть только отрицательным (AAN прироста капитала и глубины неустойчивости в конце отчетного периода , предшествующего прогнозному. Если I Во I > IДК81, то для достижения равновесия (Bi = 0), требуется, чтобы IД В > AKS. Это можно достичь только в том случае, если снизить нефинансовые активы (AAN транспортных средств или оборудования и превратить их в собственные денежные средства или в другие собственные финансовые активы (вексель к получению, легко реализуемые ценные бумаги).  

СССР сводные данные о 3 в открытой печати до 1987 г не публиковались В конце 80-х гг в СССР по оценкам стоимость 3 составляла около /3 ВНП В США объем 3 в 1962-1972 гг увеличился вдвое, в 1972-1982 гг - втрое, в 1982-1992 гг -только на 25% Замедление роста 3 связано, по мнению ряда специалистов, с применением идей и методов системы точно вовремя В 1987 г стоимость 3 в США составляла 638 млрд долл (14,1% ВНП), в т ч 3 в розничной и оптовой торговле - 311 млрд долл См также Запасов теория, Затраты на формирование и хранение запасов , Контроль за состоянием запасов, Транспортно-заготовителъные расходы  

Транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта), за