Брекетинг вспышки что. Что такое брекетинг экспозиции. Автоматический брекетинг экспозиции - AEB

Увы, далеко не каждый обладатель новенького зеркального фотоаппарата внимательно прочитывает инструкцию к нему. Но если вы решитесь на такой шаг, то в числе прочих возможностей вашей камеры вам может встретиться необычное слово "брекетинг". Обычно в инструкции очень скупо рассказывается, как эту функцию включить, но вот для чего она предназначена, написано, к сожалению, далеко не всегда. Давайте вместе разберемся что такое брекетинг и чем он может быть вам полезен.

Начать, наверное, нужно с того, что динамический диапазон матрицы цифрового фотоаппарата гораздо уже, чем у человеческого глаза. Попробую пояснить это на примере. Возьмем обычную фотографию, сделанную в помещении против окна (прошу не ругать за неудачное построение кадра - это часть сферической панорамы):

Если бы мы с вами оказались в этом помещении, то глядя своими глазами на данную сцену вполне могли бы видеть и то, что находится за окном, и то, что находится в темных углах. То есть от наш глаз обладает способностью различать очень светлые объекты (улицу за окном) одновременно с очень темными (обои по краям кадра). Матрица цифрового фотоаппарата, даже зеркального, даже полноматричного к сожалению "отсекает края". То, что светлее определенного порога она передает как абсолютно белое, а то, что темнее противоположного порога - как черное.

Глядя на эту картинку вы ни за что не догадались бы, что обои на самом деле темно-красные, а не черные, а за окном стоит многоэтажный дом. Камера не может передать таких тонкостей, хотя невооруженным глазом мы все видели просто прекрасно.

Для исправления ситуации можно "сдвинуть динамический диапазон" матрицы в светлую сторону. Просто немного увеличим выдержку и на матрицу попадет больше света. Тогда эта же самая фотография выглядела бы вот так:

Смотрите-ка: обои действительно красные. Точнее сказать - темно-красные. И накидка на стол выглядит похожей на белую в отличие от грязно-серой на предыдущем снимке. И плитка на полу теперь имеет более реальный цвет. Но что случилось с окном?

Получается: одно лечим, другое - калечим.

Теперь проведем другой эксперимент: сфотографируем эту же сцену с более короткой выдержкой. На матрицу попадет меньше света и снимок станет более темным:

С одной стороны можно подумать, что мы безнадежно все испортили. Но посмотрите - появился пейзаж за окном! Пусть он слегка размыт из-за тюлевых занавесок, но он есть. Теперь нет сомнений, что за окном находятся какие-то строения.

Вот такая у нас получается незадача. Первый снимок - "ни нашим ни вашим", второй слишком светлый, зато хорошо проработаны темные участки. Третий - слишком темный, зато виден пейзаж за окном.

Вот бы из этих трех снимков сделать один, в котором соединить положительные качества каждого!

Что такое брекетинг экспозиции

И вот тут мы как раз плавно подошли к этому таинственному термину - брекетингу экспозиции (ударение на первый слог - брЕкетинг) . Это как раз тот самый вариант, о котором мы только что говорили - снять три снимка с разной выдержкой, а потом сделать из них один.

Если в фотокамере предусмотрена такая функция, то это просто здорово. Иначе вам придется вручную менять настройки экспозиции (менять выдержку) и делать три кадра. Один нормальный, второй посветлее, третий - потемнее. Сами понимаете, что необходимость изменения выдержки приведет к тому, что вы не сможете сделать три снимка, с одной и той же точки, направив объектив в точности в то же самое место. Держа камеру в руках вы будете иметь три снимка, которые могут не склеиться автоматически.

Немного спасает штатив. Если поставить на него камеру и очень аккуратно, не сдвигая ее в пространстве, сделать три снимка с разной выдержкой, то получится то, что нужно. К сожалению для владельцев некоторых камер это единственный вариант. Получается некий ручной брекетинг.

Однако, если в инструкции к фотоаппарату вам встретилась эта возможность, то работа значительно упрощается. Вы просто выбираете данный пункт в меню (выделено красным):

Называться этот пункт меню может по-разному в разных камерах. В моей Canon EOS 5D MarkII пункт называется "Компенсация экспозиции / AEB".

Однако, если покрутить настройку (прошу прощения за эту дилетантскую фразу - просто в каждой камере надо крутить свое "колесико" - почитайте инструкцию к вашей камере), то появляются еще две цветных рисочки, которые расползаются в разные стороны от центральной:

При данном их положении первый снимок будет сделан с обычными параметрами выдержки, который вы сами установите, второй - сразу после первого, более темный, с более короткой выдержкой (компенсация экспозиции -2) и третий, более светлый - сразу за вторым с более длинной выдержкой (компенсация экспозиции +2).

Все это произойдет автоматически. Вам стоит только один раз нажать на кнопку спуска и три снимка будут сделаны уже без вашего участия.

Здесь стоит сделать два важных замечания. Новички часто жалуются, что у них в фотоаппарате данная функция "почему-то" не работает, хотя она имеется. Причин может быть две.

  • После установки положения рисочек не забывайте нажать на кнопку фиксации этой настройки. Посмотрите на последний снимок - там в правом нижнем углу есть подсказка (SET) Ok. Это означает, что для фиксации изменений значения параметра надо нажать кнопку SET (установить). В Вашем фотоаппарате она может называться иначе. Просто если вы ее не нажмете и начнете фотографировать, установка не будет применена и вы будете продолжать делать обычные кадры. Многие новички спотыкаются об это. Да что там новички, я и сам иногда забываю нажать на Set и приходится начинать настройку сначала.
  • Для того, чтобы камера делала три снимка по одному нажатию на кнопку "Спуск" в фотоапарате надо установить режим съемки "Серийная съемка". Посмотрите в инструкции к своей камере как это делается. Если у вас установлен режим"одиночный кадр", то для съемки в режиме эксповилки (так иногда называют брекетинг) потребуется нажать на кнопку спуска три раза. С одной стороны - вроде бы это не так уж сложно. С другой - каждое прикосновение к камере - это потенциальная опасность сдвинуть ее с места. Тогда три кадра могут просто не склеиться.

Снимая с брекетингом экспозиции не забудьте про штатив

Это кочка, о которую уже споткнулись многие новички, осваивающие съемку в режиме эксповилки. Если съемка идет на улице при нормальном освещении, то этот совет скорее всего не понадобится. Но если света недостаточно, вас может подстерегать проблема. Причем во время съемки вы можете даже не обратить на нее внимания. А вот когда придете домой и скачаете фото в компьютер...

Дело в следующем. Представьте себе, что вы снимаете на улице в яркий солнечный день. Само собой при хорошей освещенности выдержка будет очень короткая. Например 1/250. Если вы будете снимать в режиме эксповилки, то камера обязана будет сделать еще два кадра - один "потемнее", второй "посветлее". Чтобы сделать более темный кадр камера автоматически уменьшит выдержку, например до значения 1/320. Чтобы сделать более светлый кадр, выдержка будет увеличена до, например, 1/125. Все эти значения вполне допускают съемку с рук.

Теперь заходим в помещение. Нам здорово повезет, если освещения будет достаточно, чтобы снимать с выдержкой 1/30 и при этом "не задирать чувствительность матрицы до небес". Если же при таком раскладе мы будем снимать в режиме брекетинга экспозиции, то более темный кадр будет снят с выдержкой, например, 1/60 - это нормально, а вот для более светлого кадра выдержка будет установлена, скажем, 1/10 секунды. А вы же знаете, как я надеюсь, что при такой длинной выдержке уже нужен штатив.

Если в указанном выше примере продолжать снимать с рук, то один из трех кадров, а именно более светлый, будет постоянно получаться не резким, размазанным. Это значит, что его нельзя будет использовать в построении идеального усредненного кадра. Следовательно, придется довольствоваться одним "средним" снимком, который, как мы выяснили, передает реальную картинку далеко не самым лучшим образом.

Отсюда - при съемке в режиме брекетинга экспозиции в условиях недостаточной освещенности использование штатива или какой-нибудь другой стабильной опоры является обязательным.

Как склеить снимки, снятые в режиме брекетинга

Для этого есть самые разные программы. В частности, можно использовать Adobe Photoshop CC. Там есть специальный пункт меню, который позволяет сделать из трех фотографий одну.

Ниже для сравнения даны два снимка - левый - обычный, правый - результат склейки. Решите сами, который из них больше похож на реальное изображение.

Таким образом, если в вашей фотокамере есть функция брекетинга экспозиции, помните о ней и используйте по возможности. У вас будут получаться более красивые и естественные фотографии. Особенно брекетинг поможет справиться с ситуациями, когда в кадре одновременно присутствуют и очень темные и очень яркие объекты.

И, напоследок, еще одна мысль. Не стоит использовать данный режим, если в сцене что-то движется. Надеюсь, сами понимаете, почему.

Что означает брекетинг вспышки? Особенности использования брекетинга фотовспышки. Функция AEB в фотоаппарате. Серия кадров с использованием брекетинга. Слияние кадров в одно изображение.

Совсем непонятное для сознания обычного человека понятие брекетинг означает автоматизированную коррекцию экспозиции одновременно в две стороны (плюс и минус). Отметим, что сегодня многие фотографы все еще используют брекетинг при съемке в эру развития цифровых технологий.

Многие принимают их за чудаков, однако половина из них точно отдают себе отчет в таком выборе, поскольку видят разницу в кадре, который был правильно экспонирован с первого раза и «вытянутым». Вторая половина фотографов просто балуется таким образом.

Следует понимать, что брекетинг предусматривает съемку 3-х или 5-ти кадров с выбранным шагом коррекции экспозиции. Таким образом, обеспечивается неровная серия: один кадр нормальный, один или два кадра с шагом в минус, затем также в плюс.

Однако брекетинг используется лишь в некоторых жанрах. Как правило, его применяют для съемки статичных предметов, ведь при съемке серии кадров движимых предметов с использованием данного режима может оказаться, что правильно экспонированным получился кадр, где объект имеет закрытые глаза, кадры “в плюс” получились смазанными, а в минус - затемненными.

Кроме того, снимать статику можно с коррекцией “на лету”, поскольку представляется возможным просматривать результаты на экране фотокамеры. Это весьма удобно, например, при фотографировании города. В таких условиях для съемки домов понадобятся одни настройки, для дороги другие, для неба третьи. Хоть это звучит немного неестественно, ведь установка выставляется для кадра в целом. Именно здесь и понадобиться брекетинг.

Функция AEB (автобрекетинг экспозиции) имеется в львиной доле современных зеркальных фотокамер. Нажимая кнопку спуска, Ваш фотоаппарат сделает одновременно 3 снимка с различной экспозицией. При этом один из кадров получится засвеченным, второй кадр получается отличного качества, а третий - немного затемненный. Для того, чтобы активировать эту функцию, следует покопаться в руководстве пользователя.

После того, как Вы получите три разных фото, возникнет резонный вопрос: что с ними делать. Вероятнее всего, один кадр имеет отличное качество, несмотря на применение типичных настроек. В этом и заключается преимущество функции AEB.

Отметим, что в фотошопе представляется возможным комбинировать лучшие части кадров в изображение прекрасного качества. Еще существует способ соединить одинаковые кадры с разной экспозицией, что позволяет создать фото с высоким динамическим диапазоном (формат HDR). Данный способ заключается в слиянии кадров с темной и светлой экспозицией, благодаря чему объединяются парочка по-разному проэкспонированных снимков в одно изображение.

Однако данный способ, как и прочие настройки фотокамеры, следует хорошенько изучить. Для этого необходима практика. К тому же для обработки кадров в HDR понадобятся знания в области фотошопа.

Если говорить простым языком, брекетинг - это съемка одного и того же кадра несколько раз с разными настройками основных параметров, в первую очередь, экспозиции . Для чего это нужно? Предположим, вы снимаете лунный пейзаж или закат в горах. При этом для качественной прорисовки неба требуются одни настройки экспозиции, для травы - другие, а для гор - третьи. Но для одного снимка можно задать только одни, определенные настройки. Именно тогда на помощь приходит брекетинг.

Брекетинг и экспозиция

Если вы знаете, что такое экспозиция, вы, наверняка, знаете и о том, что существуют разные способы изменить ее настройки. Первое, что можно поменять в настройках - это диафрагма , второе - выдержка . В принципе, три снимка с разной экспозицией можно сделать и вручную, каждый раз изменяя настройки в меню аппарата. Но делать это неудобно хотя бы по той причине, что во время настройки камера будет двигаться, и получить абсолютно одинаковые снимки будет сложно даже с использованием штатива. Для решения этой проблемы в большинстве современных цифровых аппаратов предусмотрена функция автоматического брекетинга (AEB ), которую также называют автовилкой . С ее помощью можно получить сразу несколько кадров (чаще всего три, иногда пять) одним нажатием клавиши спуска затвора. При этом один кадр будет слегка недодержанным (темным), второй - нормальным (для выбранных настроек) и третий - слегка передержанным (светлым). После этого вы можете либо выбрать самый удачный кадр, либо объединить все три снимка в один для усиления глубины динамического диапазона .

Типы брекетинга

Итак, мы выяснили, что функция автоматического брекетинга в цифровых фотоаппаратах позволяет производить несколько кадров с разными настройками экспозиции. Но параметры экспозиции, как мы знаем, можно изменить разными способами. В зависимости от этого различают два основных вида брекетнига:

. Брекетинг выдержки . Сначала аппарат делает снимок с тем значением выдержки, которое было задано фотографом вручную или определено камерой автоматически как оптимальное. Второй кадр производится со значением выдержки на один шаг больше, а третий, со значением выдержки на один шаг меньше.

. Брекетинг диафрагмы . Первый снимок производится с заданной диафрагмой - второй и третий с диафрагмой на один шаг больше и на один шаг меньше соответственно. Однако само понятие брекетинга несколько шире; оно не ограничивается только лишь функцией AEB в фотоаппарате. Ведь изменить можно не только значение экспозиции, но и любые другие параметры. Зачастую для того, чтобы получить удачный снимок приходится делать несколько одинаковых кадров с разными значениями таких параметров как баланс белого, фокусировка, светочувствительность . Также можно попытаться снять один и тот же объект или сцену с вспышкой и без нее. Впоследствии полученные кадры точно так же можно объединить в один с помощью компьютерной программы. Всё это относится к понятию брекетинг. Таким образом, можно выделить еще несколько видов брекетинга:

. Брекетинг фокуса . В данном случае изменяется расстояние фокусировки. Данный прием успешно применяется при макросъемке, когда сложно выбрать оптимальное значение фокуса из-за того, что глубина резкости недостаточно велика в сравнении с объектом съемки.

. Брекетинг баланса белого . Здесь точно так же производится три снимка: первый с заданным значением WB, второй - с более «теплыми» настройками (желтоватый оттенок), третий - с более «холодными» (синеватый оттенок). Актуально при использовании аппаратов, не поддерживающих съемку в raw-формате.

. Брекетинг вспышки . Тут все просто: для съемки первого кадра используется встроенная вспышка , второй кадр снимается без вспышки.

Брекетинг: пленочная и цифровая фотография

Сама идея брекетинга зародилась еще в эпоху существования пленочных фотоаппаратов. Несмотря на то, что снятые на пленку недодержанные или передержанные фотографии можно было скорректировать в процессе проявки, функция брекетинга была достаточно востребованной, особенно при съемке цветных фотографий , так как цветная пленка весьма чувствительна к правильной экспозиции. В то время брекетинг производился с помощью моторной протяжки пленки. С появлением цифровых фотоаппаратов эта функция была адаптирована под цифровые матрицы , но ее суть осталась прежней. И хотя системы экспозамера в современных аппаратах отличаются высокой точностью, иногда возможность брекетинга оказывается весьма кстати. Чаще всего брекетинг используется для получения снимков с глубоким динамическим диапазоном. .

Показать html-код для вставки в блог

Что такое брекетинг или автовилка в фотографии

Если говорить простым языком, брекетинг - это съемка одного и того же кадра несколько раз с разными настройками основных параметров, в первую очередь, экспозиции. Для чего это нужно? Предположим, вы снимаете лунный пейзаж или закат в горах. При этом для качественной прорисовки

Читать подробнее

Цифровые камеры невероятно облегчают съёмку фотографий на правильной экспозиции. Есть несколько инструментов в цифровых фотокамерах, которые избавляют от гадания над тем, как будет выглядеть фотография после съёмки.


Вот несколько советов о том, как получать лучшую выдержку на каждом снимке.

Брекетинг экспозиции.

Бывают ситуации, когда ваша цифровая камера не сможет точно захватить кадр, который вы хотите снять из-за сложной ситуации с освещением.

Это может быть что-то вроде сильного контраста между зонами света и тени внутри сюжета. Тут-то брекетинг и пригодится.

Брекетинг это название серии фотографий, которые либо фотограф делает вручную, либо камера делает автоматически, через определенные промежутки времени с параметрами выше и ниже "правильной" меры экспозиции. Эти интервалы, как правило, с определённым шагом.

Например, если камера даёт вам экспозицию 1/125 на f/5.6 и ISO 100, вы можете решить отклонить экспозицию в обе стороны, на 1/60 и 1/200, сохраняя положение диафрагмы и ISO постоянными.



Автоматический брекетинг (или AEB - auto exposure bracketing) может быть одной из доступных опций в зависимости от того, на сколько новой и навороченной является фотокамера. Проверьте руководство пользователя, чтобы увидеть, поддерживает ли фотоаппарат такую возможность. Вы можете выбрать интервал брекетинга камеры. После того, как вы нажмёте кнопку затвора, камера автоматически сделает первый кадр и будет продолжать снимать столько кадров, сколько вы выбрали, задавая интервал.

Другой случай, когда брекетинг полезен - для разовых фотографий, которые вы не можете переснять.

При брекетинге также, как и в HDR (высокий динамический диапазон) изображения сделаны, путем слияния нескольких экспозиций сцены в одну.


Компенсация экспозиции.

Альтернативой ручному или автоматическому брекетингу является компенсация экспозиции. Все цифровые фотоаппараты имеют кнопку компенсации экспозиции, которая вынуждает камеру переэкспонировать или недоэкспонировать сцену с некоторым шагом. Это может быть полезно, если вы не получаете желаемую экспозицию из самой камеры.



В зависимости от режима съёмки, в котором вы находитесь, камера будет корректировать либо диафрагму, либо выдержку на шаг инкремента, который был задан кнопкой коррекции экспозиции.

Компенсация экспозиции обычно не работает в ручном режиме, так как только самой у камеры есть полный контроль над апертурой, затвором и значением ISO.

Гистограмма.

Научитесь читать гистограмму камеры - это один из самых полезных инструментов для определения экспозиции. Гистограмма камеры показывает распределение световых тонов по изображению.

Гистограмма с сегментами, задранными вверх в крайних сторонах каждого диапазона может указывать на проблему, если вы не специально хотите недодержать или передержать диафрагму. Если на гистограмме левые сегменты задвинуты вверх - это означает недоэкспонированность; задранные справа сегменты - означает переэкспозицию.



Изменение значений экспозиции (диафрагмы, затвора и ISO) напрямую влияет на гистограмму. Лучший способ её использования - сохранить гистограмму активной на экране ЖК-дисплея во время подготовки к съёмке. Посмотрите руководство пользователя по вашему фотоаппарату, как всё это настраивается.

Гистограмма также может быть активирована при рассмотрении фотографий в режиме воспроизведения.

Использование ЖК экрана может показаться жизнеспособной альтернативой проверки гистограммы, но во многих случаях это не даст вам точные показания экспозиции. Тем не менее, если вы хотите использовать экран без использования гистограммы, измените яркость ЖК-экрана убедившись, что она установлена на средний уровень, а не слишком яркий или слишком тёмный.

Большинство камер имеет возможность воспроизведения фотографий и "засвеченных" участков изображения, которые недодержаны или передержаны. Это те области, где камера "смазывает" подсвеченные или затенённые участки, что указывает на потенциальную потерю деталей.

Изменение мер.

Шаблоны измерения - это метод, с помощью которого камера обозначает источники света, для определения показаний. Каждый производитель называет эти режимы замера по своему, но ниже приведены наиболее распространенные типы, с которыми вы, вероятно, столкнётесь.


Centre-weighted/Average.

Камера рассчитывает рассеянный свет падающий на относительно большую площадь кадра, от центра к краям. Это полезно для фотографий, сделанных в альбомной ориентации и фотографий, когда вся сцена должна быть учтена с правильной экспозицией.

Spot

Камера определяет экспозицию с очень маленькой областью в кадре. Обычно она прямо в центре, но на некоторых камерах площадь пятна регулируется.

Используйте такой точечный замер для объектов и ситуаций, когда вам нужно очень точное измерение одной определенной темы, например портрета или фотографии дикой природы, или для фотографий с контросвещением, где сильный источник света находится за объектом.

Matrix/Evaluative/Multi-zone.

Этот режим используется для снятия показаний с различных точек в кадре, или активных точек автофокусировки, при этом камера, сочетает их так, чтобы определить наилучшую общую экспозицию. Некоторые камеры также будут определять, какого рода сцены вы пытаетесь сфотографировать и сравнить их с хранилищем предопределенных сцен в камере, чтобы дать вам лучшую экспозицию для сцены.

Изменяя режим замера экспозиции, наиболее подходящего для сцены, вы можете получить лучшее её значение, чем, оставив камеру на значении по умолчанию.

Съёмка в Raw.

Файл Raw является изображением, как его видит сенсор камеры. Думайте о нём, как о необработанном кадре на фотоплёнке. Вместо того, чтобы позволить фотокамере преобразовать изображение для вас, превратив его в файл JPEG, Raw-файл даёт больший простор для обработки изображения по своему вкусу.

Добавление корректив в необработанное изображение в каком-либо программной пакете, вроде Lightroom или Photoshop - является неразрушающим методом редактирования фотографий. Файлы Raw дают вам гораздо больше возможностей для восстановления деталей, если что-то пойдет не так с выбранной экспозицией. Например, если есть участки засветки в вашем изображении, редактирование необработанного файла может помочь восстановить часть этой информации. Кроме того, это позволяет настроить баланс белого и, как правило, лучше подходит для снижения уровня шума, чем при редактировании файла JPEG вашей камерой.



Вы также можете настроить экспозицию непосредственно с помощью ползунка и мгновенно увидеть результат на изображении. Это в первую очередь даст гораздо больше возможностей, чтобы исправить экспозицию, если что-то пошло не так.

Увы, далеко не каждый обладатель новенького зеркального фотоаппарата внимательно прочитывает инструкцию к нему. Но если вы решитесь на такой шаг, то в числе прочих возможностей вашей камеры вам может встретиться необычное слово "брекетинг". Обычно в инструкции очень скупо рассказывается, как эту функцию включить, но вот для чего она предназначена, написано, к сожалению, далеко не всегда. Давайте вместе разберемся что такое брекетинг и чем он может быть вам полезен.

Начать, наверное, нужно с того, что динамический диапазон матрицы цифрового фотоаппарата гораздо уже, чем у человеческого глаза. Попробую пояснить это на примере. Возьмем обычную фотографию, сделанную в помещении против окна (прошу не ругать за неудачное построение кадра - это часть сферической панорамы):

Если бы мы с вами оказались в этом помещении, то глядя своими глазами на данную сцену вполне могли бы видеть и то, что находится за окном, и то, что находится в темных углах. То есть от наш глаз обладает способностью различать очень светлые объекты (улицу за окном) одновременно с очень темными (обои по краям кадра). Матрица цифрового фотоаппарата, даже зеркального, даже полноматричного к сожалению "отсекает края". То, что светлее определенного порога она передает как абсолютно белое, а то, что темнее противоположного порога - как черное.

Глядя на эту картинку вы ни за что не догадались бы, что обои на самом деле темно-красные, а не черные, а за окном стоит многоэтажный дом. Камера не может передать таких тонкостей, хотя невооруженным глазом мы все видели просто прекрасно.

Для исправления ситуации можно "сдвинуть динамический диапазон" матрицы в светлую сторону. Просто немного увеличим выдержку и на матрицу попадет больше света. Тогда эта же самая фотография выглядела бы вот так:

Смотрите-ка: обои действительно красные. Точнее сказать - темно-красные. И накидка на стол выглядит похожей на белую в отличие от грязно-серой на предыдущем снимке. И плитка на полу теперь имеет более реальный цвет. Но что случилось с окном?

Получается: одно лечим, другое - калечим.

Теперь проведем другой эксперимент: сфотографируем эту же сцену с более короткой выдержкой. На матрицу попадет меньше света и снимок станет более темным:

С одной стороны можно подумать, что мы безнадежно все испортили. Но посмотрите - появился пейзаж за окном! Пусть он слегка размыт из-за тюлевых занавесок, но он есть. Теперь нет сомнений, что за окном находятся какие-то строения.

Вот такая у нас получается незадача. Первый снимок - "ни нашим ни вашим", второй слишком светлый, зато хорошо проработаны темные участки. Третий - слишком темный, зато виден пейзаж за окном.

Вот бы из этих трех снимков сделать один, в котором соединить положительные качества каждого!

Что такое брекетинг экспозиции

И вот тут мы как раз плавно подошли к этому таинственному термину - брекетингу экспозиции (ударение на первый слог - брЕкетинг) . Это как раз тот самый вариант, о котором мы только что говорили - снять три снимка с разной выдержкой, а потом сделать из них один.

Если в фотокамере предусмотрена такая функция, то это просто здорово. Иначе вам придется вручную менять настройки экспозиции (менять выдержку) и делать три кадра. Один нормальный, второй посветлее, третий - потемнее. Сами понимаете, что необходимость изменения выдержки приведет к тому, что вы не сможете сделать три снимка, с одной и той же точки, направив объектив в точности в то же самое место. Держа камеру в руках вы будете иметь три снимка, которые могут не склеиться автоматически.

Немного спасает штатив. Если поставить на него камеру и очень аккуратно, не сдвигая ее в пространстве, сделать три снимка с разной выдержкой, то получится то, что нужно. К сожалению для владельцев некоторых камер это единственный вариант. Получается некий ручной брекетинг.

Однако, если в инструкции к фотоаппарату вам встретилась эта возможность, то работа значительно упрощается. Вы просто выбираете данный пункт в меню (выделено красным):

Называться этот пункт меню может по-разному в разных камерах. В моей Canon EOS 5D MarkII пункт называется "Компенсация экспозиции / AEB".

Однако, если покрутить настройку (прошу прощения за эту дилетантскую фразу - просто в каждой камере надо крутить свое "колесико" - почитайте инструкцию к вашей камере), то появляются еще две цветных рисочки, которые расползаются в разные стороны от центральной:

При данном их положении первый снимок будет сделан с обычными параметрами выдержки, который вы сами установите, второй - сразу после первого, более темный, с более короткой выдержкой (компенсация экспозиции -2) и третий, более светлый - сразу за вторым с более длинной выдержкой (компенсация экспозиции +2).

Все это произойдет автоматически. Вам стоит только один раз нажать на кнопку спуска и три снимка будут сделаны уже без вашего участия.

Здесь стоит сделать два важных замечания. Новички часто жалуются, что у них в фотоаппарате данная функция "почему-то" не работает, хотя она имеется. Причин может быть две.

  • После установки положения рисочек не забывайте нажать на кнопку фиксации этой настройки. Посмотрите на последний снимок - там в правом нижнем углу есть подсказка (SET) Ok. Это означает, что для фиксации изменений значения параметра надо нажать кнопку SET (установить). В Вашем фотоаппарате она может называться иначе. Просто если вы ее не нажмете и начнете фотографировать, установка не будет применена и вы будете продолжать делать обычные кадры. Многие новички спотыкаются об это. Да что там новички, я и сам иногда забываю нажать на Set и приходится начинать настройку сначала.
  • Для того, чтобы камера делала три снимка по одному нажатию на кнопку "Спуск" в фотоапарате надо установить режим съемки "Серийная съемка". Посмотрите в инструкции к своей камере как это делается. Если у вас установлен режим"одиночный кадр", то для съемки в режиме эксповилки (так иногда называют брекетинг) потребуется нажать на кнопку спуска три раза. С одной стороны - вроде бы это не так уж сложно. С другой - каждое прикосновение к камере - это потенциальная опасность сдвинуть ее с места. Тогда три кадра могут просто не склеиться.

Снимая с брекетингом экспозиции не забудьте про штатив

Это кочка, о которую уже споткнулись многие новички, осваивающие съемку в режиме эксповилки. Если съемка идет на улице при нормальном освещении, то этот совет скорее всего не понадобится. Но если света недостаточно, вас может подстерегать проблема. Причем во время съемки вы можете даже не обратить на нее внимания. А вот когда придете домой и скачаете фото в компьютер...

Дело в следующем. Представьте себе, что вы снимаете на улице в яркий солнечный день. Само собой при хорошей освещенности выдержка будет очень короткая. Например 1/250. Если вы будете снимать в режиме эксповилки, то камера обязана будет сделать еще два кадра - один "потемнее", второй "посветлее". Чтобы сделать более темный кадр камера автоматически уменьшит выдержку, например до значения 1/320. Чтобы сделать более светлый кадр, выдержка будет увеличена до, например, 1/125. Все эти значения вполне допускают съемку с рук.

Теперь заходим в помещение. Нам здорово повезет, если освещения будет достаточно, чтобы снимать с выдержкой 1/30 и при этом "не задирать чувствительность матрицы до небес". Если же при таком раскладе мы будем снимать в режиме брекетинга экспозиции, то более темный кадр будет снят с выдержкой, например, 1/60 - это нормально, а вот для более светлого кадра выдержка будет установлена, скажем, 1/10 секунды. А вы же знаете, как я надеюсь, что при такой длинной выдержке уже нужен штатив.

Если в указанном выше примере продолжать снимать с рук, то один из трех кадров, а именно более светлый, будет постоянно получаться не резким, размазанным. Это значит, что его нельзя будет использовать в построении идеального усредненного кадра. Следовательно, придется довольствоваться одним "средним" снимком, который, как мы выяснили, передает реальную картинку далеко не самым лучшим образом.

Отсюда - при съемке в режиме брекетинга экспозиции в условиях недостаточной освещенности использование штатива или какой-нибудь другой стабильной опоры является обязательным.

Как склеить снимки, снятые в режиме брекетинга

Для этого есть самые разные программы. В частности, можно использовать Adobe Photoshop CC. Там есть специальный пункт меню, который позволяет сделать из трех фотографий одну.

Ниже для сравнения даны два снимка - левый - обычный, правый - результат склейки. Решите сами, который из них больше похож на реальное изображение.

Таким образом, если в вашей фотокамере есть функция брекетинга экспозиции, помните о ней и используйте по возможности. У вас будут получаться более красивые и естественные фотографии. Особенно брекетинг поможет справиться с ситуациями, когда в кадре одновременно присутствуют и очень темные и очень яркие объекты.

И, напоследок, еще одна мысль. Не стоит использовать данный режим, если в сцене что-то движется. Надеюсь, сами понимаете, почему.