Жизнь как ценность и драгоценный дар философия. Время — драгоценный дар. Пусть у вас всегда и все будет хорошо

18.01.2014, 18:11 [#125754]

Вопрос: Если происходит постоянное обесценивание человеческой жизни, до чего мы дойдем?

Ответ: Ценность человеческой жизни заключается не в количестве людей на Земле, а в нашем отношении к каждому человеку. К сожалению, мы не чувствуем никакого ущерба от ухода человека из жизни. Даже свою собственную жизнь мы ценим намного меньше, чем стоило бы, потому что не видим в ней смысла.

Раньше уважалась жизнь. Уважалась смерть. Люди оплакивались. Ведь все это оценивается только человеком.

Сейчас, когда у нас есть возможности дать каждому долгую, относительно здоровую и обеспеченную жизнь, хорошо воспитать, поставить его на ноги, сделать из него наполненного, знающего жизнь человека, у нас пропало желание жить. Если бы мы откровенно поговорили со многими людьми на Земле, то они бы сказали: "Мы живем поневоле. Конечно, страшновато думать о том, чтобы лечь спать и не проснуться. Но если бы нам предложили такой безболезненный конец, мы бы согласились на это".

Множество людей в мире думают о никчемности своего существования, им не хочется переживать и чувствовать то, что сейчас ощущается ими как жизнь. Это говорит о переоценке .

Сегодня людей, страдающих от и принимающих антидепрессанты, переводят на легкие наркотики, которые постепенно легализуются, чтобы человек поддерживал себя в хорошем состоянии духа. Находясь "под кайфом", он не станет падать на руки общества, за ним не надо будет ухаживать и каким-то образом цивилизованно убивать. А наркотиками ты его убиваешь очень красиво.

Для элиты это самый лучший, самый дешевый, самый простой выход. Они уже победили промышленных гигантов по производству табака и сигарет, и решение о легализации наркотиков уже принято на следующем уровне.

Реплика: Но это же не исправление.

Ответ: У властей нет никаких инструментов и средств, чтобы исправлять человека, и во имя чего?! У них нет этой цели, нет ви́дения картины будущего. Они придут к необходимости исправления только тогда, когда, несмотря ни на что, у них не останется другого выхода.

Еще выходом для них может быть война, которая очистит Землю, оставив на ней один миллиард жителей и нормальную экологию. Для них это было бы, конечно, идеально, и они, несомненно, пошли бы на это, потому что самое главное им – властвовать в нормальном, благоустроенном мире. А сидеть наверху и управлять этим безумием нет смысла.

Но проблема в том, что сегодня в мире при раскрывающейся глобальной нельзя ничего предугадать, и каждый день обнаруживается, что у них остается все меньше и меньше власти.

Они не могут осознать, что в действительности нами управляет , которая представляет собой абсолютную отдачу и любовь, и проявляет свою противоположность, чтобы притянуть нас к себе, оттолкнуть от нашей нынешней эгоистической природы. Этого у них нет, потому они не понимают причины нынешнего .

Сильные мира сего считают современный кризис кризисом перепроизводства, и не понимают, что он вызван нисхождением на наш мир Высшей силы, ее приближением к нам. А она – абсолютное добро и любовь, и поэтому проявляется в наших эгоистических желаниях как противоположная нам сила. В итоге это должно вызвать в них осознание необходимости измениться. Но это осознание они могут получить от Высшей силы только через нас, а нас они пока не слышат.

Высшая сила, постепенно нисходящая в наш мир, заставляет нас видеть, что есть одно управление, одна цель, один путь, одно целенаправленное движение в природе. Но во многих еще не возникает вопрос: "Где эта целенаправленность? К чему она ведет? Каким образом?". Однако сегодня уже ухватывается, что это – одна сила, одна идея, это задано свыше, – всё это понятно, только не понятен еще сам процесс и осознание его цели.

Я думаю, что это дело ближайшего будущего. Нам надо очень постараться поскорее все объяснить массам. Это важнее, чем показать, что мы можем что-то исправить. Поэтому сейчас мы в основном занимаемся этим. Главное - !

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 19.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

    20.01.2014 в 18:40

    [ 12:56:36] Махмут Сабитов (Казань).
    Для чего дана нам жизнь? С какой целью мы пришли в этот мир? В чем смысл нашей жизни?
    В последние годы эти вопросы все больше волнуют нас, ведь наша земная жизнь конечна, и мы, естественно, хотим максимально использовать отпущенные нам годы.
    Человеку с детства внушают различные ценности в жизни, к которым он невольно устремляется, кто-то хочет стать богатым, кто-то знаменитым, а кто-то просто живет сегодняшним днем, особо не вдаваясь в смысл своего существования.
    Ведь нигде мы не находим прямых указаний, по которым мы должны спланировать свою жизнь, чтобы достичь определенной для каждого человека цели в жизни. Если бы это было так, то каждый мог бы заранее все предусмотреть и с максимальной для себя пользой использовать свою жизнь.
    На неживом, растительном и животном уровнях все предопределено, они выполняют заложенную природой программу, у них нет свободы воли. Эта свобода выбора дана только человеку, и он сам лично должен принять решение: как правильно использовать свою жизнь.
    На этот самый главный животрепещущий вопрос, который волнует в той или иной степени каждого человека, есть ответ в науке Каббала. Неслучайно именно в наше время каббала становится наукой жизни, инструкцией, по которой мы можем правильно спланировать свою жизнь и достичь цели творения.
    Владимир Алентьев (Салават).
    Сейчас для нас важно научиться правильно распространять МИВО, т.е. самим учиться и объединяться.
    Руслан Хамитов (Уфа).
    Для меня по-прежнему самое сложное - научиться видеть и чувствовать тот путь, через который я могу провести человека (тем более аудиторию) из его нынешнего состояния к ощущению потребности выстраивать интегральные взаимосвязи со своим окружением.
    Вадим Портнов (Казань).
    У молодежи сейчас нет смысла жизни, думаю даже, она страдает больше, чем взрослое поколение, поэтому наша роль - этот смысл им и всем остальным дать через методику объединения.

С добрым утром!

Жизнь — это драгоценный дар небес, в котором нет ничего лучше, чем она сама. Нужно лишь правильно распорядиться этим даром. Понимать ее следует, как предоставленный каждому шанс преуспеть в исполнении предназначения, для чего мы сначала должны развиваться, учиться, расти, чтобы после использовать наши способности для постижения сути вещей, обретения ценного опыта и достижения важных для нас и всего человечества целей. Это необходимо делать для его движения вперед по пути осмысления мира, развития разума и достижения новых научных, культурных, а также духовных высот, совмещая с простым человеческим счастьем, основанным на повседневных столпах бытия тех разумных существ, каковых именуют людьми.

Основа человеческого бытия — это познание окружающего мира, без которого невозможна осмысленная и содержательная жизнь. Стремясь к постижению внутренней сути вещей, а также их взаимосвязи в мироздании, человек обретает свое бытие. Только таким путем он может выполнить свое предназначение — быть человеком в полном смысле слова. Для того и дана ему жизнь. Смысл жизни в том, что человек сумел достичь, понять и испытать хорошего, а также в том, что ценного он смог оставить для других после себя. Вот потому-то счастлив тот, кто с толком прожил век, успев исполнить все, что собирался сделать доброго, полезного себе и окружающим. В этом сущность и смысл человеческой жизни. Как бы ни был далек человек от любой философии, у него все равно есть теория или доктрина, объясняющая, почему он живет именно так, а не иначе.

Я измеряю ценность жизни не количеством прожитых лет, ибо вокруг полно людей, которые живут, не зная жизни, без понимания предназначения и обязанностей человека, за много лет не совершивших ничего достойного. Измеряю достигнутой степенью духовно-нравственного и научно-интеллектуального развития, числом полезных, добрых дел, а также тем, сколь важным и весомым оказался этот труд для общества.

Люди, живущие под колпаком суетной, мелочной жизни легко находят оправдание своей душевной лени, чтобы и впредь вести бесцельное существование. Они бегут по жизни, как по замкнутому кругу, неизвестно куда и зачем, тратят множество времени на достижение целей, ничтожных перед ее широтой, тогда как подлинная жизнь, насыщенная интересным содержанием, проходит мимо них.

Екклесиаст ошибся относительно того, что в жизни все лишь «суета сует». Возможно, так она и выглядит из окон царского дворца, только о том, что люди сами наполняют смыслом свою жизнь было известно за тысячелетия до его прихода в этот мир. Екклесиасту просто следовало бы взглянуть на жизнь пошире, глубже ее исследовать и осознать, что при его-то мудрости и впечатляющих возможностях было не столь уж трудновыполнимым делом.

Есть утверждение, гласящее, что: «Человек есть то, чем он питается». Оно неправильно, ибо на самом деле человек есть то, для чего он живет. Жить надо вовсе не во имя обретения богатства и могущества, или иной, тому подобной ерунды, а ради счастья полнокровного, осмысленного бытия, стремясь к сокровищницам разума, глубоких чувств и ярких впечатлений.

Смысл бытия не может заключаться в том, что не зависит от усилий человека, а ниспослано ему как данность, а также в том, что исчезает вместе с его смертью. Смысл жизни состоит из высшего и повседневного. Люди не могут жить лишь только ради высшего, но и ограничиваться повседневным тоже не должны. Надо стремиться преуспеть в обоих отношениях. Высшее благо заключается в возможности осмысленного бытия и обретении доступных человеку радостей, вкупе с успешным исполнением его высшего предназначения и процветанием в рамках избранного им удела.

Целью жизни является полномасштабная и интересная жизнь, каковой она будет лишь, если стараться прожить ее так, чтобы она принесла несомненную пользу не только ее обладателю, родичам и современникам, но и оправдала чаяния всех предыдущих и последующих поколений.

Жизнь — это то, на что она потрачена, в силу чего самое страшное, что с нами может быть, — это пустая и бессмысленная жизнь, в конце которой человек не в состоянии окинуть взором созданное им, ибо он израсходовал ее на суету. Жизнь нам дарует Тот, кто изначально был создателем необходимых для ее существования условий. Чем человек умней и благородней, тем во все более важном и возвышенном он видит смысл своего существования. Высшим предназначением человека может быть лишь то, что отвечает замыслу его Творца. Люди сотворены не для простого потребления благ, а для полезной и величественной цели и потому должны жить и трудиться в соответствии с грандиозным замыслом Того, кто сотворил, как и самих людей, так и питающую нас природу. То, во имя чего человек приходил в этот мир, он уносит с собой после смерти. Жизнь без смысла подобна бесцельному плаванию. Может ли статься, чтобы жизнь разумного создания, — человека, была бессмысленной в столь упорядоченном мире, где присутствие всякой букашки исполнено ясного всякому смысла?

Не нужно путать средства к жизни с ней самой. Отличить их легко: средства к жизни — все то, что способно поддерживать жизнь, а сама она — то, для чего ее нужно поддерживать.

Ты не исполнишь своего предназначения, если не выполнишь того, что составляет высший и обычный, повседневный смысл твоей жизни. Первое нужно сделать для того, чтобы исполнить замысел Творца о человеке, смысл же второго — подтвердить, что это было выполнено человеком. Разум обязывает человека следовать путем осмысленного бытия. Смысл нашей жизни в том, чтобы наполнять ее им сообразно разумению каждого, кому она дана. Вот почему такую вещь как дело своей жизни на других не переложишь.

Не напрягать свой разум в поисках ответов на извечные вопросы бытия, не выпускать свой жаждущий свободы дух на творческий простор, значит всю жизнь прожить не поднимая головы, брести по ней согнувшись, словно под тяжелой ношей, под бесполезным грузом повседневной суеты. Жизнь — это созидательное творчество, а не мероприятие.

Не томись прозябанием, выбери лучшую жизнь! Главный вопрос для человека в том, на что потратить собственную жизнь. Кто посчитал, что жизнь дана ему, чтобы веселиться праздными забавами, тот перепутал главное с второстепенным. Отнимите у жизни духовно-возвышенный смысл, и человеческое бытие предстанет перед вами механической случайностью, полной бессмыслицей, чего, конечно, быть никак не может, поскольку Бог не создавал бессмысленных вещей. Бессмыслица вообще неприменима к сущности Всевышнего Аллаха, поскольку Он свободен от каких- то недостатков и несоразмерностей. Наоборот, в деяниях и помыслах Создателя все до краев исполнено глубокого возвышенного смысла, причем, как явного, так и сокрытого до времени. Жизнь каждого из нас есть неотъемлемая часть этого величественного смысла, а наш Господь, всегда поступающий наипрекраснейшим образом, есть бесконечное, бессмертное начало, лишь в сопряжении с которым человеческая жизнь приобретает смысл.

Неправы превращающие свою жизнь в сплошной эксперимент, ибо они рискуют разделить участь подопытных мышей. Как ни, увы, большая часть людей растрачивает свои жизни попусту. Жизнь большинства сегодняшних людей — гонка за мелочным и преходящим. Не бывает такого, чтобы чья-либо жизнь исчерпала свой смысл. Люди способны удовлетворяться даже самыми безликими и примитивными формами существования, доводя свою жизнь до предела никчемности.

Али Апшерон

Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.

Задачи:

  • раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».
  • развитие потребности обрести смысл жизни;
  • воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Ход урока

1. Организационный момент, определение темы классного часа

(Чтение стихотворения под музыку учителем.) - Приложение 1

Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.

2. Сообщение темы урока « Жизнь- бесценный дар»

3. Беседа

В жизни мы часто слышим выражения: Как удачно сложилась жизнь», « Жизнь преподнесла сюрприз», Жизнь не задалась. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?

Что есть человеческая жизнь?

Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь.

4. Знакомство со словарем

Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ.»

(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь.)

- Какое определение вам ближе и почему?

Вывод : у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

5. Задание

Для меня жизнь поезд, который никогда не возвращается обратно.

В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление.

Стихотворение написано на английском языке, необходимо перевести его.

Учащиеся читают стихотворение и работают над его переводом. Из предложенных вариантов выбираем лучший.

Life is a challenge, meet it.
Life is a duty, complete it.
Life is a game, play it.
Life is costly, care for it.
Life is wealth, keep it.
Life is mystery, know it.
Life is love, enjoy it.
Life is a promise, fulfill it.
Life is sorrow, overcome it.
Life is a song, sing it.
Life is a struggle, accept it.
Life is a tragedy, confront it.
Life is an opportunity, benefit from it.
Life is beauty, admire it.
Life is bliss, taste it.
Life is a dream, realize it.
Life is a challenge, meet it.
Life is an adventure, dare it.
Life is luck, make it.
Life is too precious, do not destroy it.
Life is life, fight for it.

Учитель знакомит учащихся с оригиналом перевода.

Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.

Вывод: Мы живем среди людей и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С.Надсон

6. Рассказ учителя

След на земле

Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на неуспевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.

Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию- никто не помнит его.

Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.

Есть ли у тебя сын или дочь?

Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

Может быть, ты посадил дерево?

Нет не посадил я дерева.

Может быть, взлелеял поле?

Нет, не взлелеял поле.

Ну так значит, ты песню сложил?

Нет и песни я не сложил.

Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»

Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся.)

-Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?

Что значит жизненная цель? (Ответы учащихся.)

Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся.)

Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся.)

Вывод: Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.

7. Творческое задание

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя.

Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.

Дети зачитывают свои цели по желанию, затем все помещается в сосуд и остается на хранении в школе.

Учитель : Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет. Взять данный сосуд из архива, прочитать, то что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать. Ну, а сейчас, подумайте что вы можете сделать полезного будучи школьниками? (Ответы детей.)

8. Просмотр видеоролика « Мама хочется пить ». (Приложение 2)

9. Работа с эпиграфом

Что же самое главное для человека?

«А в жизни самое главное,
Наверное жизнь сама».
Эдуард Межелайтис (литовский поэт)

Согласны ли вы с этим?

Почему тема нашего урока называется Жизнь - бесценный дар?

Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни.Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит.

Вывод: (Н. Островский « Как закалялась сталь»)

«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.

Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность или какая либо трагическая случайность могут прервать ее. Берегите и цените свою жизнь».

10. Итог урока

Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Учитель просит зажечь её. Ребята в недоумении: ведь нельзя зажечь свечи без спички. Тогда учитель дает спички и, когда свеча загорается, объясняет, что как свеча не может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и добра.

Уч-ся читает стихотворение.

Как в этой жизни преуспеть?
Как получить то, что желаем?
Как воплотить,
о чем мечтаем?
Ответ простой –
позвольте сметь!
Позвольте сметь
себя любить,
Обидам места не давая,
Любовь повсюду раздавая,
И жизни каждый миг ценить!
Себе позвольте быть собой,
Живя, а
не играя роли
Своей быть выраженьем воли,
А не раздавленным судьбой!
Позвольте сметь себя менять!
Смотря кино,
читая книжки,
Учась и набивая шишки,
Посмейте мудрость набирать!
Себе позвольте сметь расти,
Все время поднимая планку!
Не надо вовсе наизнанку,
Но смейте быть всегда в пути!
Себе позвольте сметь мечтать,
Мечтам не подрезая крылья,
Боясь лишь своего бессилья
В мечтах под облака летать!
Посмейте не переживать,
О том, что изменить не в силах!
Но коль хотите жить красиво,
Имейте силы жизнь менять!
Посмейте жизнью управлять!
Свои решенья принимая,
Мечты в реальность воплощая,
Посмейте жизнь преображать!
Себе позвольте жизнь любить!
Всем в этой жизни восхищаясь,
Мгновеньем каждым наслаждаясь,
Посмейте полноценно жить!

Учитель : наш урок мне хочется закончить притчей:

Притча об отношении к жизни.

Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.

Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»

Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..

Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь- основа жизни.

Все начинается с любви!
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви!
С ЛЮБВИ! Я это точно знаю.
С.А. Назарбаева

Примечание: при составлении урока использовались фрагменты урока:

  1. «Любовь к жизни» -классный час-размышление - учитель Игликова Клара Сарсенбаевна- учитель истории и обществознания с/ш № 29 г.Актобе.
  2. Интернет -ресурсы

2. Жизнь как ценность

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием или предпосылкой всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина. Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость. Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас. Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Кроме того, между человеком и его жизнью может разыграться настоящая трагедия. Жизнь для него может стать невыносимой. И тогда от может реализовать свое право на жизнь: прекратить ее. В частности, право на достойную жизнь и на достойную смерть обсуждается в связи с проблемой эвтаназии.

Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение реализма гуманистического понимания человека. Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью, телесностью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я.