Завод дагдизель цех 8 каспийское море дагестан. Трансполярная магистраль, Россия. Заброшенные деревянные дома, Россия

Этот заброшенный объект в береговой линии Каспийска - бывший восьмой цех завода «Дагдизель». Он был построен в 1939 году в качестве испытательной станции морского оружия.

Строительство 8-го цеха началось по инициативе министра тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в 1934 и было закончено в 1939 году, здание было сдано в эксплуатацию уже после начала Второй Мировой войны.

Цех имел официальное название - «Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий» и являлся засекреченным объектом. Целью строительства цеха на воде было испытание торпед и другого оружия, которое выпускалось на заводе № 182 (в дальнейшем его переименовали в «Дагдизель»). Это было единственное советское предприятие подобного типа.

С помощью земснарядов был вырыт котлован объемом 530 тыс. кубометров, в котором расположили подземную часть цеха - так называемый «Массив». Прямо на дне вырытого котлована установили 14-метровую железобетонную конструкцию, которая после освобождения от металлического каркаса всплыла на поверхность моря и была установлена на постоянном месте. Общая площадь построенного секретного цеха составила более 5 тыс. квадратных метров, объем - 26 тыс. кубических метров. Толщина кирпичных стен здания составила 1,5 метра. Наблюдательная вышка возвышалась над уровнем воды на 42 метра. Для обслуживания секретного цеха на берегу были построены порт с двумя молами и пристанью. Секретная станция была отлично оборудована для постоянного проживания и работы. В здании были построены благоустроенные комнаты для ночёвки, имелись столовая, библиотека, большой спортивный зал. Для подъёма на смотровую вышку, состоящую из 9-ти этажей, был построен лифт.

В 1942 году, после продвижения немецких войск вглубь Советского Союза, завод по производству морского оружия был перенесён в Казахстан, и 8-й цех был временно закрыт. После окончания войны завод «Дагдизель» и его 8-й цех вновь возобновили работу.

В послевоенное время быстрыми темпами стали меняться требования к оружию, в частности, для испытания торпед стала необходима намного большая глубина. Поэтому уже к середине 1960-х годов было принято решение о нецелеобразности работы 8-го цеха. В апреле 1966 года испытательная станция морского оружия была окончательно списана с заводского баланса. С тех пор здание 8-го цеха завода «Дагдизель» заброшено и постепенно разрушается бурным Каспийским морем.


Уровень доступности: Требуется специальный транспорт или снаряжение

Как добраться: Цех находится в Каспийском море в 2,7 км от берега, необходим водный транспорт.

Стоимость услуг: Бесплатно

Часы работы: Круглосуточно

Инфо: Адрес: Маячная улица, Бывший восьмой цех завода «Дагдизель»
Координаты GPS: 42.896875,47.680953

Уникальная для нашей страны, да и для всего мира, испытательная станция морского оружия была построена в конце 1930-х годов недалеко от города Каспийска. Сейчас от нее остался лишь остов, поднимающийся над поверхностью Каспийского моря.

Стройка на море

Согласно официальным данным, строительство было начато в середине 1934 года, здание было сдано в эксплуатацию в 1939 году, когда Вторая мировая война уже начиналась. Объект носил название «Восьмой цех», впрочем официальное наименование было такое: «Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий». Часть объекта, располагавшаяся под водой, называлась «Массив». Эту станцию планировалось использовать для испытаний торпед и другого оружия, выпускавшегося на заводе № 182 (позднее он стал называться «Дагдизель»).

Инициатором строительства выступил министр тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Решение было принято еще в 1931 году на заседании Политбюро. Завод стал не просто главным, но де-факто единственным советским предприятием такого рода.

Объект «Восьмой цех» был засекреченным, он располагался в некотором удалении от побережья — от берега до станции около 3 километров.

Эксперты отмечают, что подводная часть павильона под названием «Массив» строилась в котловане объемом 530 тыс. кубометров. Котлован был вырыт с помощью земснарядов — технических судов, которые предназначены для углубления дна. Кроме того, в некоторых местах котлован приходилось рыть вручную.

На дне котлована установили 14-метровую железобетонную конструкцию, затем листы, которые отделяли котлован от воды, ликвидировали. После этого каркас всплыл на поверхность, и его переместили на место будущей станции. Далее строительство шло по стандартному сценарию: людей к месту работ доставляли обычными судами.

В результате было построено внушительное здание общей площадью более 5 тыс. квадратных метров, а объемом 26 тыс. кубических метров. Толщина стен составляла 1,5 метра. Высота наблюдательной вышки достигала 42 метров.

Через некоторое время «Массив» стали называть «Восьмым цехом». Для его обслуживания на берегу построили северный и южный молы порта, кроме того, была сооружена пристань и установлена другая морская инфраструктура.

Комфортабельная станция

Станция была оборудована всем необходимым для комфортной жизни: там работала столовая, библиотека, несколько полноценных номеров, в которых можно было остаться на ночь. В подвале станции располагался просторный спортивный зал, там можно было играть даже в командные игры, например в волейбол.

На станции был предусмотрен даже лифт, для того чтобы транспортировать сотрудников на верхние этажи, то есть на смотровую вышку.

Станция сегодня

Интересно, что немцы построили недалеко от польского города Гдыня аналогичный испытательный комплекс спустя пять лет, причем некоторые объекты на заводе как две капли воды напоминали каспийские. По мнению специалистов, подобное совпадение объясняется тем, что немецкие спецслужбы просто украли сведения о советской станции. Возможно, инженеры того времени мыслили одинаково.

Уже в 1942 году, когда немцы продвинулись к югу нашей страны, завод по производству морского оружия пришлось переносить в Казахстан. В связи с этим «Восьмой цех» временно приостановил работу.

После войны требования к проводимой в цехе работе поменялись: дело в том, что современным торпедам нужна была большая глубина. В результате в 1966 году объект был списан с заводского баланса.

К настоящему времени станция подверглась существенным разрушениям на фоне природных условий. В этом месте часто наблюдаются штормы. При этом станцию никто не восстанавливает и не ремонтирует. Интересно, что станция «присутствует» даже на гербе Каспийска, впрочем угадать в этой странной фигуре военный объект сможет только осведомленный эксперт. Завод «Дагдизель» существует и по сей день.

ОАО Завод «Дагдизель» - машиностроительный завод в Каспийске, испытательная станция морского оружия и Махачкалинский «форт Байяр». В советские времена запрещено было не то что фотографировать и обсуждать этот цех, даже смотреть и обсуждать его вслух было нежелательно.

Это одно из старейших и крупнейших промышленных предприятий в Дагестане, основанное в 1932 году. В советское время было одним из ведущих дизелестроительных и торпедостроительных заводов СССР.

Один из цехов завода («цех №8») в 1934–38 годах был построен прямо в море, на каменном основании, положенном на морском дне. Сначала на берегу был вырыт котлован, в нем было построено основание цеха, после чего котлован соединили с морем и в полупритопленном состоянии основание отбуксировали к месту установки, где дозатопили и продолжили строительство.

Рассказывали, что главный инженер поседел, когда основание не всплыло, а уровень воды уже достиг расчетного. Кстати, куратором стройки был сам Серго Орджоникидзе.

В 1936 году завод изготовил опытную партию изделий, в 1939 году вышел на проектную мощность. Он стал одним из немногих торпедостроительных предприятий СССР. В 1939 году завод выпустил 134 торпеды, в 1940 году - 628, а в 1941 году - 3246. К началу войны производственные площади завода составляли почти 113 тысяч квадратных метров, здесь трудилось 6 тысяч человек. Помимо производственных площадей в здании 8-го цеха имелись лифт, столовая, гостиница спортзал и библиотека, а полы практически везде были покрыты паркетом.

В начале Великой Отечественной войны завод освоил производство новых для себя видов вооружения и боеприпасов для нужд фронта: авиационных и глубинных бомб, зенитных снарядов и мин, ротных и батальонных минометов, ППШ и противотанковых ежей. Осенью 1941 года поселок Двигательстрой принял, разместил и обеспечил работой эвакуированных из прифронтовой полосы тружеников родственных предприятий Токмака, Киева и Таганрога, причем токмакский завод имени Кирова полностью влился в завод № 182. Однако через год, в середине лета 1942 года, Махачкала оказалась в прифронтовой полосе и завод вновь был вынужден эвакуироваться, на этот раз в Алма-Ату (частично также в Петропавловск), где был основан алма-атинский машиностроительный завод имени С. М. Кирова. Хотя строительство завода пришлось начинать с нуля, к 1943 году производство было запущено и завод приступил к выпуску торпед 53-38У и 53-39.

С окончанием войны работы в 8-м цеху были неожиданно прекращены, здание было практически брошено, что породило множество домыслов и легенд. Силуэт легендарного цеха увековечен на гербе города Каспийска. Сейчас завод - пристанище крыс, чаек и место отдыха морских браконьеров.

В 1966 году на морской базе завода проводились испытания экраноплана КМ. После объект перестал использоваться заводом, хотя сохраняется до сих пор.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт с замиранием сердца представляет подборку самых загадочных мест на планете, которые вызывают тихий ужас и интерес одновременно.

Сочетание тайны и опасности вызывает интерес и против воли притягивает внимание, а вид природы, которая спокойно захватывает созданное людьми, возвращает нас к пониманию собственной ничтожности перед лицом времени.

Город-призрак Сан Джи, Тайвань

Роскошный курорт на морском побережье строился специально для местных богачей. Но уже во время строительства началось странное. Десятки рабочих умирали: ломали шеи, падая с высоты (даже со страховочными тросами), погибали под рухнувшими подъемными кранами. Окрестные жители были уверены, что городок заселен злыми духами. Ходили душераздирающие рассказы о японском «лагере смерти», который когда-то находился в здешних местах. В конце 1980-х стройка заглохла. Аппартаменты так и не нашли покупателей, и власти не сносят город, потому что люди верят, что таким образом выпустят злых духов наружу.

Заброшенный военный госпиталь в городе Белиц, Германия

Одноименный город находится в 40 километрах от столицы Германии. Во время Первой и Второй мировой войны госпиталь использовался военными, а в 1916 году в нем лечился Адольф Гитлер. В 1995 году из города ушли люди, с тех пор он постепенно разрушается.

Восьмой цех завода «Дагдизель», Махачкала

Испытательная станция морского оружия, сданная в эксплуатацию в 1939 году. Находится на расстоянии 2,7 км от берега и давно уже не используется. Строительство велось долго и осложнялось трудными условиями. К сожалению, цех прослужил заводу недолго. Поменялись требования к проводимой в цехе работе, и в апреле 1966 года это грандиозное сооружение было списано с заводского баланса. Сейчас этот «Массив» заброшен и стоит в Каспийском море, напоминая с берега древнее чудовище.

Психиатрическая клиника Лиер Сикехус, Норвегия

У норвежской психиатрической больницы, которая находится в небольшом городке Лиер, в получасе езды от Осло, темное прошлое. Некогда здесь проводили опыты над больными, и по неизвестным причинам четыре корпуса больницы были покинуты в 1985 г. В брошенных корпусах осталось оборудование, кровати, даже журналы и личные вещи больных. При этом, остальные восемь корпусов больницы работают и по сей день.

Остров Гункандзима, Япония

На самом деле, остров называется Хасима, имеет прозвище Гункандзима (Gunkanjima), что означает «остров-крейсер». Остров заселили в 1810 году, когда там нашли уголь. В течение пятидесяти лет он превратился в самый заселенный остров в мире по соотношению суши и количества жителей на ней: 5300 человек при радиусе самого острова в один километр. К 1974 году запасы угля и других ископаемых на Ганкаджиме были окончательно исчерпаны, и люди покинули остров. Сегодня посещение острова запрещено. В народе существует немало легенд об этом месте.

Город-крепость Коулун, Гонконг, Китай

Город находился в Гонконге, но не подчинялся властям, находясь в ведении мафии. Внутри не только процветала проституция и наркоторговля, но и было самоуправление. К тому же в районе была своя промышленность: полукустарное производство лапши и всякой мелочи. Продукция предприятий стоила недорого: налогов не было, а трудовое законодательство местные предприниматели не соблюдали. Были свой дом престарелых, детский сад и школа. В начале 1990-х плотность населения достигала двух миллионов человек на квадратный километр.

После сложного процесса выселения проживающих там людей, в 1995 году на этом месте открыли одноимённый парк. Некоторые исторические артефакты города, в том числе здание ямэнь, и остатки Южных ворот были сохранены.

Заброшенный отель «Сальто» в Колумбии

В 1924 году в городе Сан-Антонио-дель-Текендама был построен шикарный отель Refugio El Salto. Через некоторое время отель закрыли из-за участившихся случаев самоубийств посетителей. Вокруг этого места ходят зловещие легенды и слухи.

Церковь Сан-Хуан-Парангарикутиро, Мексика

Церковь, расположенная в одноименной деревне, была погребена под лавой вулкана Парикутин в 1944 году, деревня была полностью разрушена. Чудом остались нетронутыми алтарь и церковная колокольня, окруженные руинами храмового комплекса, торчащие конусы застывшей лавы напоминают иноземные картины.

Подводный город Шичен в Китае

Город-призрак Колманскоп, Намибия

Город-призрак Колманскоп, построенный в месте, где в песке обнаружили мелкие алмазы, которые ветер приносил от океана. В городе были построены большие красивые дома, школа, больница, стадион, и поселение быстро превратилось в образцовый немецкий город. Все рассчитывали на долгое процветание, но увы, «запас алмазов» быстро иссяк. К тому же, в городе было тяжело жить из-за проблем с водой и песчаными бурями, и люди покинули его. Большая часть домов почти целиком засыпана песком и производит гнетущее впечатление.

Заброшенная испытательная станция "8 Цех Дагдизелья" в Каспийском море.

Махачкалинский форт Боярд (именно так его называют местные) на самом деле не крепость, как может показаться издалека, а советская испытательная станция. Ныне ржавая и заброшенная. Ее построили еще в 1936 году совершенно уникальным способом — фундамент возвели в котловане, которой потом заполнили водой, после чего бетонное основание отвезли по воде на нужное место. Дальше история станции развивалась вполне банально. После своего открытия цех со столовой, библиотекой и спортзалом (на случай непредвиденных штормов) функционировал вплоть до 1960-х, неустанно испытывая торпеды, пока не появились новые, более усовершенствованные — им требовалась большая глубина для испытаний.

Цех завода "Дагдизель" в открытом море для испытания торпед.
В ходе строительства завода "Дагдизель" было осуществлено предусмотренное проектом сооружение испытательной станции в море для испытания будущих изделий предприятия. Строительство этого уникального и единственного в нашей стране сооружения началось в июне 1934 года и завершилось в 1936 году. Станция площадью более 5 тысяч кв. метров с наблюдательной вышкой высотой 42 метра была воздвигнута в море на расстоянии 2,7 км от берега. Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название "Массив", строилась на побережье в котловане емкостью 530000 кубометров, вырытом с помощью земснарядов.

На дне котлована был построен огромный железобетонный "ящик" высотой 14 метров, после чего искусственная перемычка, отделявшая котлован от моря, была разрушена, и всплывший "ящик" отбуксировали на место строительства станции в феврале 1935 года. Там "ящик" наполнили водой и "посадили" на заранее подготовленную площадку из бутового камня. Дальше строительство станции велось обычным способом с доставкой людей и материалов морскими судами. В отчете о состоянии строительства на 10 октября 1936 года отмечалось: "Выведен и установлен на море, на подготовленное основание железобетонный массив-гигант, на котором будет построено основное здание. Строительные работы и монтаж оборудования будут закончены в 1937 году".

В январе 1937 года строящийся цех "А" был переименован в цех № 8. Чертежи планировки надводной части здания восьмого цеха были разработаны главным инженером А. Дезорцевым, начальником проекта Г. Ахтенштейном, старшим инженером М. Матевосяном и проектировщиком П. Парфеновым. Этот цех был сдан в эксплуатацию в 1939 году. В инвентарной карточке значилось: здание площадью 5189 кв. м, общим объемом 26000 куб. м установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, полы паркетные.

Функционировал лифт, который поднимал на смотровую вышку, находящуюся на девятом этаже. Так как погода на Каспии чаще неспокойная и испытатели из-за шторма могли задержаться на длительное время, для них в правом крыле цеха на верхних этажах были столовая, гостиница и даже библиотеке. А в середине подвального помещения в большом спортивном зале рабочие играли в баскетбол и волейбол. Для осуществления связи с восьмым цехом и его обслуживанием на берегу были сооружены северный и южный молы порта, пристань и судоремонтный цех. Строительство всех гидротехнических сооружений велось под руководством опытных специалистов П. И. Климова и М. Я. Соколова. Подводными работами при сооружении станции руководил Н. А. Балабайченко. В 1942 году в связи с эвакуацией завода в Казахстан эксплуатация цеха прекратилась, после войны восстановилась и была окончательно прекращена в начале 1960-х в связи с выпуском новых торпед, требующих больших глубин для испытаний.