Заправка ту 95. Навигационное и радиоэлектронное оборудование. Состоит на вооружении

Генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов сообщил, что в ближайшей перспективе Министерство обороны РФ получит семь модернизированных стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС . Они поступят в дополнение к одному такому самолету, уже переданному военным в апреле этого года.

Казалось бы, легендарному Ту-95МС, которому в НАТО давно присвоено имя «Медведь», уже пора на покой. Он достиг «пенсионного возраста», поскольку принят на вооружение Дальней авиации больше полувека назад - аж в 1956 году. Однако нынешний Ту-95МС и сегодня отлично выполняет свои задачи. Его модернизированный вариант - фактически новая разработка ОКБ Туполева.

Российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС «Медведь»

Дело в том, что в середине 60-х годов был создан противолодочный самолет Ту-142, который тоже стал глубокой модернизацией Ту-95. Было изменено крыло и оперение, установлен новый более мощный двигатель. Также конструкторы наконец-то озаботились условиями работы экипажа, который выполняет многочасовое патрулирование. Например, вместо ведра с ручкой на борту наконец-то появился настоящий туалет. Разумеется, была полностью обновлена авионика.

В конце 70-х годов проведена модернизация Ту-142 в Ту-142М. Впоследствии новые наработки этого проекта были использованы и для создания Ту-95МС. А его производство на Куйбышевском авиазаводе началось в 1981 году. За одиннадцать лет построено 88 стратегических бомбардировщиков. Так что самому «старому» из них 35 лет, самому молодому - 24 года. Для таких машин это не возраст.

Противолодочный самолет дальнего радиуса действия Ту-142М

Следует сказать, что самолет выпускался в двух модификациях - Ту-95МС-6 и Ту-95МС-16. Первый имеет ракетное вооружение, размещенное в бомбоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески. Таких самолетов было выпущено 31.

А у 57 самолетов Ту-95МС-16 четыре узла внешней подвески ракетно-бомбового вооружения. Помимо этого на них вместо двух пушек АМ-23 установлены две двуствольные пушки ГШ-23Л калибра 23 мм, а также улучшена эргономика кабины.

Таким образом, самым вооруженным является ракетоносец Ту-95МС-16, способный нести 16 крылатых ракет Х-55 различных модификаций. Есть среди них и ракеты с ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн каждая и максимальным отклонением от цели, не превышающей 100 метров. Максимальная дальность стрельбы в зависимости от модификации - в диапазоне от 2000 км до 3500 км.

В настоящий момент на вооружении Дальней авиации РФ 60 ракетоносцев Ту-95МС и Ту-95МСМ (так называются ракетоносцы, прошедшие модернизацию). Три из них, а также 580 ракет Х-55 были выкуплены у Украины в счет погашения долга за поставки природного газа. (всего после распада СССР Украина владела 23-я самолетами Ту-95МС). Подавляющее большинство остальных распилено по требованию США. Два стали музейными экспонатами. А еще два стратегических ракетоносца при Януковиче исчезли в неизвестном направлении.

В первоначальном, базовом, варианте ракетоносцы получили современное по меркам 80-х годов приборное оборудование. А также новый двигатель НК-12МП, созданный в ОКБ-276 (ныне - СНТК имени Н.Д. Кузнецова), который стал модификацией НК-12МВ, применявшегося на Ту-95. Он имеет ту же мощность, равную 15 тыс. л.с., но при этом существенно увеличена его надежность и ремонтопригодность. На модернизируемом с 2014 года самолете устанавливается новая модификация двигателя - НК-12МВМ. А также новые четырехлопастные двойные винты АВ-60Т, вращающиеся в противоположном направлении.

Нынешняя модернизация предполагает замену бортовой РЛС «Обзор-МС» на новую РЛС «Новелла-НВ1.021» с фазированной антенной решеткой, установку новой системы отображения информации СОИ-021 (так называемая «стеклянная кабина») и модернизированного бортового комплекса обороны «Метеор-НМ2».

Но, пожалуй, главным является оснащение самолета новыми крылатыми ракетами Х-101 и Х-102. Первая имеет фугасную начинку, вторая - ядерную боеголовку мощностью 250 килотонн.

Уникальная сверхдальняя ракета «воздух-поверхность» создавалась на КБ «Факел» более десяти лет. Конструкторам удалось совместить в ней дальность полета в 5500 километров и круговое вероятное отклонение в 5−6 метров. При этом ракета имеет изменяемый профиль полета и сниженную заметность (ЭПР порядка 0,01 кв.м.), благодаря чему способна прорывать ПРО противника. Высоты, на которых проходит полет, - от 30 м до 10000 м. Максимальная скорость - околозвуковая. Масса боевой части неядерной Х-101 - 400 кг.

Ответ Boeing Company

Что же касается «симметричного» нашему американского стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress, то вот здесь вполне правомерно обсуждать «преклонный возраст». Первая модификация принята на вооружение на полгода раньше, чем Ту-95 - в 1955 году. Выпуск последней модификации «Стратосферных крепостей» прекращен в 1962 году. И, следовательно, самому «молодому» B-52H сейчас 54 года.

Американский бомбардировщик B-52H

Меньше чем за 10 лет компания Boeing выпустила 744 самолета. В настоящий момент сохранилось 74 из них. Все принадлежат к модификации B-52H. Девять из них на хранении.

Если самолеты предыдущих модификаций были по большей части «чистыми» бомбардировщиками, в состав вооружения которых внедрялись и ракеты небольшой дальности, то B-52H стал прежде всего ракетоносцем. Первоначально на него навесили четыре аэробаллистических ракеты AGM-28. Они имели максимальное почти двухкилометровое отклонение от цели, но зато мощность равнялась 1,5 Мт. В конце концов, дело дошло и до более серьезных крылатых ракет.

Компания Boeing выполняла грандиозный заказ Пентагона в форсированном режиме. Модификация сменяла модификацию с кратчайшими промежутками времени. Наибольшая скорость была набрана при разработке и доводке B-52H. Еще во время испытательных полетов пулеметная кормовая башня была заменена на шестиствольную пушку калибра 20 мм. В 1984 году она демонтирована.

В 1962 году на самолет навесили новую систему радиоэлектронной борьбы. Через три года после принятия бомбардировщика на вооружение были заменены двигатели на более надежные.

В начале 70-х начали внедрять оптико-электронные обзорные системы. При этом вооружение дополнилось новыми крылатыми ракетами AMG-69. Их дальность составляла всего 160 км, но точность возросла в четыре раза.

Поскольку B-52H появился значительно раньше, чем Ту-95МС, то он многократно перевооружался более современными ракетами. Вслед за AMG-69 пришла AMG-86. И в начале 90-х годов пришел черед AMG-129А.

Необходимо сказать, что B-52H, как и российский «Медведь», способен применять широкий набор ракет и бомб, включая свободно падающие. Однако наша задача состоит в сравнении возможностей двух самолетов как носителей оружия сдерживания. То есть - ядерных стратегических ракет. Поэтому нашу новейшую ракету Х-102 сравним с последней и наиболее серьезной американской ракетой AMG-129А.

Американская принята на вооружение в 1990 году. Ее мощность - 150 кт. Дальность вполне приличная - 3700 км. Но это в полтора раза меньше, чем у Х-102. Круговое вероятное отклонение - 50 м. Для ядерного варианта разница с российской ракетой, у которой КВО равно 5−6 м, несущественна. Но для обычной боеголовки такой проигрыш имеет значение. Малозаметность равная - ЭПР равна 0,01 кв.м.

Но! Все это было справедливо до 24 апреля 2014 года, когда на авиабазе Tinker была уничтожена последняя AMG-129А по причине снятия этих ракет с вооружения. И теперь самая серьезная ракета в арсенале В-52Н - AMG-86B. Ее возможности существенно скромнее:
— дальность - 2400 км
— мощность ядерного заряда - 150 кт
— КВО - 80 м

Последняя модернизация самолета, начавшаяся в 2007 году, заключалась в установке подвесного контейнера тепловизионной системы переднего обзора и лазерного наведения для боеприпасов малой дальности.

На очереди замена РЛС APQ-166, которой уже больше 30 лет. Также обсуждается возможность интегрирования самолета за счет повышения возможности бортового компьютера в единую информационную сеть Пентагона с целью взаимодействия с наземными, морскими и космическими войсками.

СТАТЬЯ НЕ ЗАВЕРШЕНА (данные за 1997 г., дополнения 2010 г.)

Ту-95 BEAR-A, B, C, D, E, F, G, H, J

Дальний бомбардировщик, носитель крылатых ракет. Главный конструктор темы Ту-95 - Н.Базенков (с 1976 г. - Н.Кирсанов). НИОКР начаты в 1949 г. Постановление СМ СССР о создании Ту-95 принято 11 июля 1951 г. Выпуск рабочих чертежей первого прототипа Ту-95/1 и начало создания - сенябрь 1951 г. Первый полет прототипа Ту-95/1 - 11 ноября 1952 г. (летчики А.Перелет и А.Чернов), в семнадцатом полете произошла катастрофа (11 мая 1953 г.). В июле 1954 г. построен второй прототип Ту-95/2 с двигателями ТВ-12 (НК-12). Первый полет Ту-95/2 - 16 февраля 1955 г. (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин). Заводские испытания закончились в январе 1956 г. Первые два серийных самолета взлетели в октябре 1955 г. (авиационный завод N 18 в г.Куйбышеве). С 1957 г. в производстве Ту-95М (производство обоих модификаций закончилось в 1959 г.) с двигателями, соответственно, НК-12 и НК-12М (Ту-95 и Ту-95М). Принятие на вооружение - август 1957 года.

10 чел (Ту-95/1)
- 8-9 чел (Ту-95/95М - два пиолота, штурман, бортинженер, штурман-оператор, стрелок-радист, два стрелка в корме)
- 9 чел (Ту-95КМ)
- 11 чел (Ту-95РЦ)
- 7 чел (Ту-95МС)


Двигатели:

1) первый прототип - 4 х 2ТВ-2Ф (сдвоенный двигатель ТВ-2 мощностью 6250 л.с.) ОКБ Н.Кузнецова мощностью ок.12000 л.с. Редуктор и винты конструкции ОКБ К.Жданова. Двигатель создан с участием германских специалистов.

2) второй прототип - 4 х ТВ-12 (НК-12) мощностью по 12000-12500 л.с. (1953 г., ОКБ Н.Кузнецова);

3) со 2-й серийной машины (Ту-20/Ту-95М - вторая серийная мод.) - 4 х НК-12М мощностью по 14795-15000 л.с.;

4) Ту-95/95М/95КМ/142/142М (начиная с 1957 г.) - 4 х НК-12МВ мощностью по 14900-15000 л.с. с системой раздельного ручного и автоматического флюгирования винтов (модернизация проведена после катастрофы в марте 1957 г.);

4) другие мод. - 4 х НК-12МБ мощностью по 15000 л.с.;

6) Ту-95МС - 4 х НК-12МП мощностью по 15000 л.с., ресурс двигателя в 10 раз больше, чем у любого известного ТВД;

7) проект модернизации - 4 х НК-20 мощностью по 20000 л.с.

Длина:

46,17 м (Ту-95 первых мод.)
- 49,13 м (Ту-95МС)
Длина фюзеляжа без штанги дозаправки - 44,95 м (Ту-95МС)
Длина фюзеляжа со штангой дозаправки - 46,94 м (Ту-95МС)
Размах крыла:

50,1 м (Ту-95/1)
- 50,04 м (Ту-95М и все другие модификации)
Высота:

12,5 м (Ту-95 первых модификаций)
- 13,2 м (Ту-95МС)
Диаметр фюзеляжа - 2,9 м (Ту-142 / Ту-95МС)
Стреловидность крыла - 35 град.
Площадь крыла:

284,9 кв.м (Ту-95/1)
- 283,7 кв.м (Ту-95М/К/КМ)
- 289,9 кв.м (Ту-142 и его мод./ Ту-95МС)

Масса максимальная:

172000 кг (Ту-95 прототип)
- 190000 кг (Ту-95)
- 182000 кг (Ту-95М/К)
- 180850 кг (Ту-95РЦ)
- 185000 кг (Ту-142 / Ту-95МС)
- 187700-190000 кг (Ту-142 / Ту-95МС, при дозаправке в полете)
Масса нормальная:

156000 кг (Ту-95/1)
- 164000 кг (Ту-95К)
- 155000 кг (др.мод.)
Масса посадочная максимальная - 135000 кг (Ту-142 / Ту-95МС)
Масса пустого:

77480 кг (Ту-95 первый)
- 79600 кг (Ту-95М)
- 98000 кг (Ту-95)
- 90000-94400 кг (Ту-95МС)
Масса полезной нагрузки:

5000-15000 кг (Ту-95/Ту-95М/Ту-95К)
- 20000-30000 кг (перегруз, Ту-95)
- 11340 кг (при максимальной дальности, Ту-142М, Ту-95МС)

Скорость максимальная:

890 км/ч (Ту-95/1)
- 882 км/ч (Ту-95/2)
- 920 км/ч (высота 7000 м, прототип Ту-95)
- 870 км/ч (Ту-95)
- 860 км/ч (Ту-95М)
- 905 км/ч (Ту-95М с двигателями НК-12М, осень 1957 г.)
- 910 км/ч (высота 7000 м, Ту-95М/К)
- 885 км/ч (Ту-95РЦ)
- 830-850 км/ч (Ту-95МС)
Скорость крейсерская:

720-750 км/ч (Ту-95М)
- 700 км/ч (Ту-95КМ)
- 815 км/ч (Ту-95МС)
Скорость взлетная - 300 км/ч (Ту-142 / Ту-95МС и др.)
Скорость посадочная - 270 км/ч (Ту-142 / Ту-95МС и др.)

13500 м (Ту-95/1)
- 11300 м (Ту-95/2)
- 13400 м (Ту-95)
- 11900-12150 м (Ту-95М с двигателями НК-12М, осень 1957 г.)
- 12000 м (Ту-95К, Ту-95РЦ)
- 11600 м (Ту-95КМ)
- 17000 м (поздние мод.)
- 10500 м (Ту-95МС)
- 9100 м (Ту-95МС, с полным комплектом вооружения)
Дальность полета:

14200 км (Ту-95/1)
- 15040 км (Ту-95/2, масса ПН - 5000 кг)
- 13460 км (без дозаправки Ту-95-прототип)
- 13200-14960 км (без дозаправки Ту-95М)
- 16750 км (Ту-95М с НК-12М, осень 1957 г.)
- 16600-18000 км (Ту-95К)
- 12500 км (Ту-95КМ)
- 13000 км (Ту-95РЦ без дозаправки)
- 19430 км (Ту-95РЦ с двумя дозаправками)
- 6480-10500-11000 км (Ту-95МС без дозаправки, в зависимости от состава вооружения)
Боевой радиус с одной дозаправкой - 8300 км
Продолжительность полета:

Ок.10 часов (норма)
- от 19 часов 35 мин до 28 часов 25 мин (Ту-95РЦ)
- до 34 часов (Ту-95МС, с тремя дозаправками от Ил-78)

Трудозатраты наземного персонала на 1 час полета - 57 чел/час (Ту-95МС)

Вооружение:
Артиллерийское - 6 х 23 мм пушки НР-23 или АМ-23 (Ту-95/ Ту-95М) попарно в трех турельных дистанционно управляемых установках. Ту-95К-20/Ту-95МР/Ту-95РЦ - две турельные установки. Ту-95К-22 - одна турельная установка под фюзеляжем. Ту-95МС - только кормовая установка с пушкой ГШ-23.

Бомбы - в двух бомбоотсеках:
1) до 3-6-8 ядерных бомб (мощностью по 2, 5 и 50 Мт)
2) 12 х ФАБ-1000
3) 16 х ФАБ-750
4) 2 х ФАБ-6000
5) максимальный калибр 1 х ФАБ-9000

Оборудование : стандарт (Ту-95 и др. мод.) - РЛС бомбометания и навигации "Инициатива"/"Рубидий-ММ" (SHORT HORN) под кабиной экипажа сопряженная с оптическим бомбардировочным прицелом ОПБ-5 через приставку "Цезий" (Ту-95 / Ту-95М), РЛС управления огнем кормовой артиллерийской турели ПРС-1 "Аргон" (BEE HIND). Аварийное покидание самолета с помощью подвижной ленты транспортера через нишу передней стойки шасси (без катапульт). На Ту-95 устанавливались радиостанции Р-837, 1РСБ-70 и РСИУ-5; переговорное устройство СПУ-14; радиовысотомеры РВ-УМ и РВ-25А; радиокомпас АРК-11; аппаратура ближней навигации АДСНС-4; система ближней навигации РСБН-2 (перечислено оборудование первой серийной модификации).

Модификации :
Ту-95 (Ту-20)/ Ту-95М - BEAR-A - первый полет первого прототипа 11 ноября 1952 г. (летчики А.Перелет и А.Чернов), первый полет предсерийного прототипа состоялся 16 февраля 1955 г. (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин), первый полет Ту-95М - 1956 г. Начало серийного производства и принятие на вооружение (август 1957 г.), бомбардировщик, серийное производство Ту-95/95М продолжалось до 1959 г. Вооружение: свободно падающие бомбы (см. выше). В 1975 г. еще есть на вооружении.

Ту-96 - проект высотной модификации бомбардировщика, начало НИОКР - 1952 г., в 1956 г. на этапе заводских испытаний тема закрыта. Двигатели - НК-16 (более высотные и более мощные, чем НК-12). Дальность расчетная (при массе ПН 5000 кг и скорости 800-850 км/ч) - 9000-10000 км; потолок - 17000 м.

Ту-95К (комплекс Ту-95К-20) - BEAR-B - носитель крылатой ракеты Х-20 (AS-3, полуутопленная в бомболюк); начало НИОКР - март 1955 г., первый полет Ту-95К - 1 января 1956 г. (испытывался с подвеской самолета СМ-20), серийное производство начато в 1958 г., принят на вооружение осенью 1959 г. Производился до 1965 г. Оборудование: в носу РЛС обнаружения целей и наведения ракет "Рубин" CROWN DRUM (РЛС "Инициатива" снята) с круговым обзором. Кормовая артиллерийская установка управляется РЛС "Криптон".

Ту-95МР / Ту-95РТ (?) - BEAR-E - разведывательная модификация Ту-95М, выпущено несколько самолетов в период 1957-59 г.г., самолет оснащался средствами фото- и радиотехнической разведки (РЛС для ведения разведки, РЛС бокового обзора, 6-7 АФА, ИК-система). На самолете установлена система дозаправки топливом.

Ту-115 - проект военно-транспортной модификации Ту-95, фюзеляж большего диаметра.

Ту-116 - транспортно-пассажирская модификация Ту-95М (всего построено 2 шт. в период 1957-59 г.г.). Вместо бомбоотсека установлена гермокабина на 20-24 пассажира. Применялись в ВВС СССР до конца 1980-х годов.

Ту-114 CLEAT - пассажирский самолет созданный на базе Ту-95. Начало НИОКР - 1955 г., первый полет - 10 ноября 1957 г. (командир экипажа - А.Якимов). Июль 1960 г. - конец государственных испытаний, март 1961 г. - конец эксплуатационных испытаний и 24 апреля 1961 г. - начало эксплуатации на линиях "Аэрофлота".

Ту-95ЛЛ / Ту-142ЛЛ - самолет-летающая лаборатория для испытания разных типов двигателей. Созданы: Ту-95ЛЛ - середина 1950-х годов, - 1970-е годы. На Ту-142ЛЛ под фюзеляжем уставливался двигатель НК-32 от Ту-160 в этом варианте самолет установил несколько рекордов в категории самолетов массой 100-150 тонн (1991 г.).

Ту-95Н - опытный самолет-носитель экспериментального самолета ОКБ Цыбина СРС (создан в конце 1950-х годов), не использовался по назначению, находится в музее ВВС в Монино.

"Ту-95-водородная бомба" - опытный самолет-носитель отечественной водородной супербомбы (масса - 24 тонны, создан в конце 1950-х годов), в 1961 г. использовался при испытаниях супербомбы на полигоне на Новой Земле.

Ту-95КД - BEAR-B - Ту-95К доработанный для установки системы дозаправки типа "шланг-конус" - "Конус" (май 1960 г. - начало НИОКР, 1961 г. - первые полеты, в 1962 г. сменил в производстве Ту-95К). Серийное производство модификаций Ту-95К/КД продолжалось до 1965 г. В середине 1960-х годов часть машин модернизирована в Ту-95КМ (обновление навигационного, радиотехнического и электронного оборудования). В 1975 г. еще есть на вооружении, в конце 1970-х - начале 1980-х годов модернизированы в Ту-95К-22 BEAR-G и стратегические разведчики.

Ту-95ЛАЛ / Ту-119 - опытный самолет-летающая лаборатория для отработки авиационной ядерной силовой установки. Ту-95ЛАЛ с ядерным реактором на борту проходил испытания в 1961 г.

Ту-95РЦ - BEAR-D - разведчик-целеуказатель ВМФ, НИОКР с 1959 г., испытания начались в 1962 г., принят на вооружение в 1964 г., в 1966 г. поступает в части авиации ВМФ. Две РЛС (в т.ч. BIG BULGE, дальность обнаружения 350 км) под фюзеляжем для поиска и обнаружения ПЛ и кораблей противника, для проведения загоризонтного целеуказания ракет типа SS-N-3 SHADDOCK. В 1975 г. есть на вооружении. На самолете установлена система дозаправки.

Ту-126 MOSS - самолет ДРЛО на базе Ту-95/Ту-114, начало НИОКР - 1958-1960 г.г., первый полет прототипа - 1962 г., в 1965-67 годах выпущено еще 8 шт. РЛС системы "Лиана" FLAT JACK. Состоял на вооружении до середины 1980-х годов.

Ту-95КМ - BEAR-C - первый полет - 1962 г., стандарт BEAR-В (Ту-95К/КД) модернизация и обновление навигационного, радиотехнического и электронного оборудования). Так же как и все Ту-95К/КД прошел модернизацию под ракеты AS-4 (стандарт BEAR-G).


- 2013 г. 26 февраля - на базе Дальней Авиации ВВС России в Дягилево произошло возгорание Ту-95МС. На исполнительном старте при подготовке к взлету и переводе энергопитания на бортовые генераторы переменного тока произошло самовыключение турбогенераторной установки. Командир экипажа доложил об этом руководителю полетов на командный пункт (КП) аэродрома и уведомил его о своем решении: не взлетать. Разрешение на это было получено, и бомбардировщик начал выруливать с взлетной полосы. «В тот момент помощник руководителя полетов с КП уже видел дымление самолета в районе четвертого отсека,— рассказал источник газеты.— Одновременно информация о критических неполадках на борту дошла до экипажа по речевому информатору, а в кабине у бортинженера сработали световые табло. Экипаж тут же доложил об этом на КП, обесточил машину и покинул ее». Когда на место прибыли пожарные расчеты аэродрома и рязанского подразделения МЧС, из-под обшивки фюзеляжа бомбардировщика в районе четвертого отсека и задней части гермокабины уже пробивались языки пламени. Происшествие затронет уже весь парк стратегических Ту-95МС т.к. на всем парке самолетов планируется проведение проверок оборудования. По состоянию на 17.04.2013 г. в СМи сообщается, что восстановление пострадавшего самолета нецелесообразно ().

Источники:

Авиация и время. N 5, 6 / 1995 г.
Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995.
Антонов Д., Ригмант В., Из досье русского "медведя". // Крылья родины. N 8 / 1994 г.
Беликов В., Стратегические бомбардировщики сняты с производства. // Известия. 25.02.1992.
Бутовски П., Гринюк Д., Пойти в "Бурлаки". // Крылья Родины. N 8 / 1992.
Бутовски П., Предшественники Ту-160. // Аэрохобби. N 3 / 1994 г.
Воевода С.С., архив, 1992.
Гордон Е., Кудрявцев В., Первенец стратегической. // Авиация и космонавтика. N 5 / 1993.
Ильин В., Военная авиация России и США. Современное состояние и ближайшие перспективы. // Авиация-космонавтика. N 11 / 1995 г.
Ильин В., Стратегические бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. N 5-6 / 1992.
Ильин В., Что ждет тебя, дальняя? // Крылья родины. NN 5, 6 / 1992.
Иноземцев П.В., архив, 1992 г.
Кирсанов Н., Ригмант В., Не имеющий аналогов. // Авиация и космонавтика. N 11 / 1992.
Красная звезда. Декабрь 1991 г.
Крылья родины. N 2 / 1991.
Литовкин В., Замороженная дивизия для вчерашней войны. // Известия. 25.02.1997 г.
Литовкин В., Секреты, за которые сажали и награждали шпионов. // Известия. 20.11.1993.
Лукин С., Быть? // Аэрохобби. N 2 / 1992.
Манушкин А., О технике скромном замолвите слово... // Красная звезда. 26.01.1994.
Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г.
Независимое военное обозрение. N 21 / 1997 г.
Пономарев М., Впереди Европы всей, не считая России. // Красная звезда. 13.02.1993.
Советская военная техника 1988. Томск. 1988.
Соколовская Я., Стратегические бомбардировщики не нужны ни России, ни Украине. // Известия. 10.07.1997 г.
ТАНТК им.Г.М.Бериева. Сайт http://www.beriev.com , 2011 г.
Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г.
Beech E., Military aircraft of the world. // Flight international. 21-27 августа 1991.
Congressional Record. NN 118, 129, 137, 143 / 1988; 38 / 1989. Washington (США).
Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988.
Foreign Affairs. N 1 / 1989. (США).
Interavia. NN 1 / 1984; 3, 5, 7, 9, 10 / 1988; 1, 9-11 / 1989. (Швейцария).
Jane"s weapon systems 1987-88. (США).
Jonic publicstions. 1990-92. (Россия).
Letectvi + Kosmonautika. NN 8 - 12, 17, 19, 20, 24, 25, 26 / 1989. (Чехословакия).
Nemecek V., Pod znackami ANT a Tu. // Letectvi + kosmonautika. N 23 / 1971. (Чехословакия).

Newsweek. NN 27 / 1988; 1, 3 / 1989. (США).
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.
US National Security. 1985. Toronto (Канада).
US News & World Report. NN 33 / 1988; 12 / 1989. (США).
World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. 1978. Stocholm (Швеция).

Самый известный стратегический бомбардировщик, ставший символом холодной войны, по классификации НАТО, - "Медведь". В России более известный как ТУ-95МС. Разработан данный самолет был в ОКБ Туполева, всем известного конструктора СССР. Данный винтовой самолет имел выдающиеся технические характеристики на период 1980-1982 годов.

История создания самолета

Стоит заметить, что ТУ-95 МС - дальний бомбардировщик , который впервые был выпущен в небо в 1952 году. В 1950-м необходимо было как можно скорее укрепить стратегическое положение ВВС. Это и стало толчком к разработке бомбардировщика, проект которого был одобрен и утвержден в 1951 году. Как было отмечено выше, уже в 52-м году летчик-испытатель А. Д. Перелётов совершил пробный полет на ТУ-95.

С аэродрома Жуковский был совершен первый полет образца "95-1". Тестирование агрегата продолжалось вплоть до 1953 года, когда на самолете отказал редуктор. Из-за чего на борту начался пожар, и ТУ-95 упал вблизи аэродрома. В результате катастрофы погибло 4 члена экипажа (командир, инженер, штурман и бортинженер. Семь человек спаслись в результате падения.

На ошибках учатся

Печальный опыт указал конструкторам на недостатки, который имел стратегический бомбардировщик. Были установленные более современные двигатели ТВ-12, также известные как НК-12, названные в честь разработчика Н. Кузнецова. Помимо этого были внесены и другие изменения в техническую часть самолета. Тестовый образец "95-2" имел общий налет порядка 168 часов и испытывался вплоть до 1955 года.

В 1956-м ТУ-95 поступал силам дальнего вооружения, в том числе на Украину. Тем не менее дальнейшее усовершенствование продолжалось. Дорабатывались электронные системы, а также постоянно пополнялось и изменялось вооружение.

Модификации ТУ-95

С 1956 до 1960 годов было выпущено большое количество модификаций бомбардировщика. Самые известные из них:


Также стоит отметить, что данный стратегический бомбардировщик послужил базой для разработки таких известных самолетов, как ТУ-142 (применялся для борьбы с вражескими кораблями) и ТУ-114 (использовался в качестве пассажирского лайнера).

В середине 60-х годов ТУ-95К прекратили выпускать, а на базе ТУ-142 разработали тот самый ТУ-95МС. Данный бомбардировщик выпускался вплоть до 1992 года. Всего было собрано порядка 90 самолетов, которые постепенно заменили устаревшие модификации.

О конструкции в подробностях

Наиболее интересным является конструктивная часть самолета, так как именно здесь четко просматривается гениальная инженерная мысль конструкторов того времени. ТУ-95МС имел цельнометаллический корпус и стреловидные крылья, в которых располагалось 4 винтовых (турбированных) двигателя. Стоит обратить внимание и на полностью электрический обогрев носков крыла, стабилизатора и киля.

Так же тщательно было проработано шасси. Оно имело трехстоечную конструкцию, которая была наиболее эффективной, хоть и не самой простой и дешевой в производстве. Так, передняя стойка тормозами не оснащалась и имела одно колесо. Основные стойки оснащались колесами с тормозами и убирались в гондолы, а передняя в фюзеляж.

Экстренная эвакуация

Одной из характерных черт ТУ-95МС было то, что экипаж не имел возможности катапультироваться в случае необходимости. Заводом не было предусмотрено специальных кресел, что являлось, скорее, недостатком, нежели сильной стороной.

Тем не менее для экстренной эвакуации был предусмотрен специальный люк, который располагался в нише шасси, попасть в него можно было непосредственно из передней гермокабины. Экипаж, находившийся в задней гермокабине, мог эвакуироваться через входной люк. Помимо этого, на борту были спасательные шлюпки на случай экстренного приземления на воду. В целом же кабина ТУ-95МС имела только один большой недостаток - отсутствие кресел для катапультации экипажа.

ТУ-95МС "Медведь": конструктивные особенности двигателя

Действительно выдающимся элементом являлся мотор НК-12. Даже сегодня этот турбированный двигатель является самым мощным в мире, что уже говорить о 90-х годах. Основные его преимущества заключались в турбине, которая считается крайне экономичной, а также наличии 14-ступенчатого компрессора. Сама по себе турбина была тоже весьма уникальной, помимо экономии она имела КПД 94%, что тоже считается рекордным.

Несложно догадаться, что отменные характеристики двигателя достигались путем экспериментов советских конструкторов. Чем-то приходилось и жертвовать. В случае с ТУ-95МС - это были аэродинамические показатели и шумность.

"Медведь" являлся самым шумным стратегическим бомбардировщиком, даже подводные лодки засекали его во время перелета. Но это не считалось критичным при выполнении боевых заданий. Что же касается дальности полета, то и здесь было все в порядке. Винтовая составляющая имела КПД 82%, но низкая аэродинамика несколько усреднила показатели дальности перелета. Топливо располагалось в одиннадцати мягких баках.

Вооружен и опасен

Отдельно стоит поговорить о том, как был оснащен "Медведь" всякого рода бомбами и ракетами. Суммарная нагрузка составляла порядка 12 тонн. Только в фюзеляжном отсеке размещается около 9 тонн свободнопадающих (включая ядерные) бомб. Каждая модификация ТУ-95 имела свои отличительные особенности в плане вооружения. Так ТУ-95КД оснащался крылатыми ракетами Х-20. Ядерная часть ракет позволяла работать по большой площади с дистации 300-600 км.

Известный ТУ-95В, к примеру, имел на своем борту всего одну бомбу. Это была мощнейшая ядерная боеголовка весом 26,5 тонны и мощностью 50 мегатонн. Испытания царь-бомы прошли в 1961 году, после чего единственный экземпляр ТУ-95В больше не использовался по назначению.

Основа стратегической авиации

Действительно, самым эффективным и популярным является 95-й, а точнее, модификация ТУ-95МС. Из вооружения стоит выделить крылатые ракеты Х-55, они же РКБ-500. В более поздней модификации бомбардировщика устанавливаются барабанные механизмы заряжания, которые вмещают 6 ракет Х-55. Имеется также пусковая установка внутри фюзеляжа, там размещается еще десять ракет РКБ-500. Такое колоритное вооружение позволяет выводить из строя большое количество важных стратегических наземных объектов противника.

Предусмотрено и оборонное вооружение в виде 23-мм авиационных пушек. Их количество, а также место размещение варьируется в зависимости от модификации. В случае с ТУ-95МС, то пушки устанавливали в нижних, а также кормовых фонарях бомбардировщика.

Более подробно о модификациях

Если говорить в деталях о разнообразии ТУ-95, то известно приблизительно о 30 различных усовершенствованиях. Самые успешные из них - это:

  • "95-1" и "95-2" опытные образцы 51-52 года;
  • ТУ-95К (на вооружении находились сверхзвуковые крылатые ракеты х-20);
  • модернизация ТУ-95МС (носитель ракет х-55);
  • Т-119 (более известный как "летающая лаборатория") и др.

Без всякого сомнения можно сказать о том, что стоимость самолета ТУ-95МС была высока только на первых этапах. После того как было налажено серийное производство, расходы были снижены на 20%.

Эксплуатация в разных странах

Первый полк был сформирован в городе Узине (Киевская обл.). В дальнейшем появился 182-й полк, базировавшийся в Моздоке. После распада СССР бомбардировщики находились в Энгельсе.

Несколько самолетов полка 106 находились в состоянии повышенной боеготовности. Патрулировались северные направления, доходя до Арктики. 79-й полк предназначался для ударов по базам НАТО в Азии, а также территории КНР в случае возникновения угрозы. Несколько самолетов отряда, базировавшегося в Семипалатинске, находились на постоянном воздушном дежурстве. Создавались специальные аэродромы в разных частях страны и за её пределами для эвакуации бомбардировщиков в случае внезапного нападения.

Проводилась регулярная разведка и в Атлантике, и в Тихом океане. Из-за высокой частоты полетов солдаты НАТО называли наш бомбардировщик "Восточный экспресс", так как тот регулярно отправлялся на восточные аэродромы России. После развала СССР резко встал вопрос вывода бомбардировщиков из других стран и возврат их в Россию. Часть удалось перегнать из Казахстана и Украины. Приблизительно 20-25 машин было потеряно в ходе различных летных операции на протяжении всего времени.

Основные недостатки бомбардировщика

Ключевой особенностью двигателей ТУ-95МС была их большая мощность, но имели эти моторы и свои минусы. К примеру, используемое масло было на минеральной основе и не предполагало эксплуатацию при пониженных температурах. Так, при отметке на градуснике ниже 0 винты становились колом, следовательно, запуск агрегата был невозможен.

Для решения этой проблемы применялись различного рода тепловые пушки, теплоизолирующие чехлы. Чтобы масло не замерзло, двигатели запускали каждые два часа. Спустя некоторое время было разработано масло МН-7.5У с температурой замерзания -25 градусов по Цельсию.

Практически не представляется возможным заменить мотор НК-12 на более современный, так как для этого требуется огромное количество переделок, а также высокая квалификация персонала. В конце концов, это финансово невыгодно.

Как дает возможность понять расположенная выше ТУ-95МС схема, расположение экипажа в гермокабине имело и свои минусы. В частности - сухость и масляная пыль в воздухе, неудобные сиденья и туалет. Все это приводило к преждевременной усталости экипажа при длительных перелетах. Также, как было отмечено выше, на самолете не было и нет устройств для катапультации во время падения.

Провокации со стороны "Медведя"

После 2000 года несколько раз случалось так, что ТУ-95МС нарушали воздушные границы других стран. К примеру, в 2008 году было нарушено воздушное пространство Японии, по неточным данным, на 3 минуты. В этом же году три бомбардировщика находились поблизости от американского эсминца "Нимиц". ВВС США отправили на перехват истребители F/A-18. В 80 км от эсминца ТУ-95МС были перехвачены, хотя один из них все же успел пролететь над кораблем на высоте приблизительно 550 метров.

Нельзя сказать, что подобные случаи единичны, особенно часто воздушное пространство разных стран нарушалось после 2008-года, а обусловлено это тем, что на патрулирование стали отправлять стратегические бомбардировщики. Такие казусы всегда попадают в прессу, а страны НАТО называют это "провокацией". В настоящее время ТУ-95МС - стратегический бомбардировщик-ракетоносец - продолжает летать, несмотря на то, что существуют более современные и надежные машины. Хотя это же можно сказать и о танках, а также кораблях РФ.

Подводим итоги

В качестве заключения можно смело сказать о том, что ТУ-95МС "Медведь", характеристики которого мы с вами рассмотрели, является одним из самых мощных и впечатляющих самолетов 90-х годов и даже современности. К преимуществам можно смело отнести большую грузоподъемность, высокую мощность и дальность полетов. Все это крайне важно для бомбардировщика. Безусловно, у каждой подобной машины есть и свои недостатки, которые мы с вами также рассмотрели.

Большая часть слабых сторон была устранена в ходе испытаний, а также во время модификаций агрегата. Это касается как силовой установки, так и вооружения. Сейчас можно смело сказать, что ТУ-95МС ("Медведь"), характеристики которого удивляют даже сейчас, вызывал неоднозначную реакцию других стран в 1990 годы. Именно поэтому бомбардировщик стоит на вооружении ВВС РФ и в ближайшие несколько лет вряд ли будет ему замена. Но с разработкой новейших систем ПВО, радаров и т. п. оборудования такие самолеты, как "Медведь", имеют малые шансы на успешное проведение операции. Хотя остается надеяться на то, что по назначению не будет использоваться ТУ-95 МС. Дальний бомбардировщик спустя некоторое время мирно отправится в военный музей.

Самолет Ту-95 — крылатый гигант, который олицетворяет советскую военную мощь – впервые рев его моторов раздался в 1950-х. Стратегический бомбардировщик Ту-95 имел необычайную силу и необычные габариты. Наряду с стратегическим бомбардировщиком B-52 Америки, стратегический бомбардировщик Ту-95 — один из немногих самолетов, который находился непрерывно более полувека на службе и имел отличные характеристики. К тому же это один из наиболее быстрых винтовых самолетов, который стал символом холодной войны . Самолет Ту-95 имел множество модификаций, исходя из текущих задач. Последняя модификация создавалась для поражения важных объектов крылатыми ракетами в тылу противника при любых погодных условиях, а также в любое время суток.

Когда Запад в 1956-м году впервые узнал о Ту-95 «Медведь», в авиастроении шли легендарные революционные изменения: после окончания мировой войны быстро развивалась реактивная техника. Однако у «Медведя» были легендарные турбовинтовые двигатели, даже тогда это казалось архаичным. Но никто не предполагал, что и сегодня, через 60 лет, Ту-95 останется в строю ВВС России , а его самолет-разведчик, самый шумный в мире, будет применяться для патрулирования океанских вод в качестве стратегического бомбардировщика. Эти легендарные самолеты еще послужат на благо России.

Количество Ту-95

Бомбардировщик Ту-95 «Медведь» принят на вооружение России примерно полвека тому назад, однако снимать его, скорее всего, не будут еще примерно тридцать лет, как и версию Ту-142. За всю его историю было построено свыше 500 таких самолетов. Это самый скоростной и самый большой турбовинтовой самолет из имеющихся сегодня на вооружении. На 2018 год в России остается примерно 50 машин Ту-95МС (ракетоносная версия, которая осталась с 1980-х годов), в том числе 15 Ту-142, применяемых для морской разведки. На 2018 год в России в законсервированном состоянии также хранятся легендарные Ту-95 «Медведь» в количестве нескольких десятков, их можно ввести в строй как морские разведчики или как бомбардировщики.

История создания самолета

Сталин в начале 1950 годов встречался с Туполевым, чтобы обсудить вопросы, касающиеся создания сверхдальнего бомбардировщика. Сталин предлагал построить четырехдвигательную машину, решив, таким образом, проблему. Конструктор данное предложение не поддержал. Реактивные двигатели потребляли довольно много топлива и для сверхдальних вылетов не годились. Туполев решил спроектировать тяжелый бомбардировщик с использованием турбовинтовых двигателей, чтобы увеличить дальность, но менее скоростной.

В Куйбышевском ОКБ № 276 к 1950 году под руководством Николая Кузнецова, главного конструктора, на базе трофейного двигателя UМО-022 был создан экспериментальный вариант двигателя, который крайне заинтересовала Туполева. Для этого он лично отправился на переговоры с ними. В результате появилось уникальное решение – создать спарку из двух двигателей, оснастив планер стреловидным крылом. После определения облика нового бомбардировщика и силовой установки, Туполев снова встретился со Сталиным. В ходе встречи с главнокомандующим судьба будущего самолета под индексом 95 была решена положительно.

Главным конструктором по созданию Ту-95 стал Н.И. Базенков. В 1951 году получены технические требования к бомбардировщику, а также было организовано его эскизное проектирование. Первые два опытных самолета были построены на авиазаводе № 156 в Москве. В 1952 году в разобранном виде первый экземпляр для проведения заводских испытаний доставили в город Жуковский. В том же году был совершен первый полет. Опытной машиной «95-1» руководил летчик А.Д. Перелет. Прохождение испытаний было успешным и продолжалось до 1953 года. На 17-м вылете на борту загорелся третий двигатель. Противопожарная система с огнем справиться не сумела. Командир корабля приказал экипажу покинуть самолет, а сам повел борт назад в аэропорт. Однако примерно за 40 км самолет резко потерял высоту и упал практически в вертикальном положении. Выжили только 7 человек из 11 членов экипажа.

Второй опытный турбовинтовой экземпляр доводили примерно 2 года. Его оснастили новыми двигателями ТВ-12 (НК-12). Турбовинтовой самолет поднялся в воздух в 1955 году под управлением М.А. Нюхтикова. Легендарные летные испытания, продлившиеся 168 часов, спустя год успешно завершились. На вооружение ВВС СССР советский Ту-95 «Медведь» стал поставляться с 1956 года. В 1957 году выпустили первую модификацию Ту-95М. Серийное производство данных моделей осуществлял Куйбышевский авиационный завод, который до 1958 г. построил 50 самолетов Ту-95 и Ту-95М. Затем завод переоборудовали на изготовление ракетоносца Ту-95К, стратегический самолет выпускали до 1965-х годов. В 1970-х годах был построен стратегический самолет Ту-95 МС. Его серийная сборка началась в 1981 году на авиазаводе г. Куйбышев и продолжалась до 1992 г. Всего в России было выпущено 90 самолетов Ту-95МС.

Технические характеристики

Стратегический самолет Ту-95 имеет следующие технические характеристики:

  • Размах крыльев составляет 50 м.
  • Длина самолета составляет 46,17 м.
  • Высота самолета составляет 12,50 м.
  • Площадь крыла составляет 283.70 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 83100 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 172000 кг.
  • Максимальная масса топлива составляет 88700 кг.
  • Тип двигателя представляет 4 ТВД НК-12.
  • Тяга двигателя составляет 4х12000 кгс.
  • Максимальная скорость составляет 882 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 720-750 км/ч.
  • Практическая дальность полета составляет 12100 км.
  • Практический потолок составляет 11900 м.
  • Экипаж составляет 8-9 человек.

Вооружение

Вооружение составляет 6 спаренных пушек АМ-23 калибра 23 мм, которые располагаются в 3 оборонительных установках: кормовой ДК-12, нижней ДТ-Н12, верхней ДТ-В12. Общий боезапас составляет 2500 выстрелов. Бомбардировщики могут поднимать примерно 12 тонн боевой нагрузки. Бомбардировщики могут брать с собой 1500-9000 кг свободнопадающих бомб, как ядерных, так и фугасных, которые подвешиваются в фюзеляжном отсеке.

Модификации

  • Ту-95 серийная модификация бомбардировщика с бомбовым вооружением.
  • Ту-95 заказ 244 – самолет Ту-95М серийный с увеличенным запасом топлива.
  • Ту-95A — стратегический бомбардировщик с ядерным оружием, термоизоляцией и системой обогрева бомбового отсека, светозащитными шторками и со специальной окраской.
  • Ту-95К – бомбардировщик со сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-20.
  • Ту-95У — учебная модификация Ту-95.
  • Ту-95КУ — учебная модификация Ту-95К.
  • Ту-96 — опытный образец стратегического высотного бомбардировщика, модификация Ту-95 с увеличенной площадью крыла и дополнительными турбовинтовыми двигателями ТВ-16.
  • Ту-95Н — самолет-носитель подвесного стратегического бомбардировщика РС конструкции КБ П. В. Цибина.
  • Ту-116 – переоборудованный серийный бомбардировщик Ту-95 в пассажирский дальний самолет.
  • Ту-95М — модификация стратегического бомбардировщика с использованием двигателей НК-12М.
  • Ту-95М-5 — носитель КР КСР-5, опытная машина.
  • Ту-95В — переоборудованный Ту-95 для испытаний термоядерной сверхмощной бомбы (50-100 Мт).
  • Ту-95КД – модификация Ту-95К с системой дозаправки в воздухе.
  • Ту-95РЦ — разведчик-целеуказатель для ВМФ.
  • Ту-95МР — стратегический разведчик.
  • Ту-95КМ — перевооруженный на КР Х-20М и модернизированный вариант бомбардировщика Ту-95КД.
  • Ту-95К-22 – носитель ракетного комплекса К-95-22 и КР Х-22.
  • Ту-95МС — носитель крылатых ракет Х-55.
  • Ту-95М-55 — летающая лаборатория для доводки комплекса Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-55.
  • Ту-95ЛАЛ — летающая лаборатория по создания самолета с ядерной силовой установкой.
  • Ту-119 — летающая лаборатория (проект) с двумя штатными НК-12М и двумя ядерными экспериментальными силовыми установками.

Особенности конструкции

  1. Ту-95МС выполнен на основе Ту-142МК, представляет свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые расположены в стреловидных крыльях. Каждый двигатель имеет по два металлических соосных четырехлопастных винта. У самолета есть электрическая система обогрева носков крыла, воздушных винтов, киля и стабилизатора. В средней части фюзеляжа находится грузовой отсек.
  2. Шасси самолета - трехопорное. Носовая опора убирается в нишу фюзеляжа, основные опоры — в крыльевые гондолы. Передняя опора имеет гидросистему с давлением 150 кг/см2, основные опоры оснащены электромеханизмами МПШ-18МТ.
  3. Экипаж находится в двух гермокабинах. Для членов экипажа катапультных кресел не предусмотрено. Экстренное покидание машины при необходимости выполняется через входной люк, который находится в нише опоры шасси.
  4. Конструкция винтов и высокая мощность двигателя обуславливает его невероятную шумность. Самолет Ту-95 относится к самым шумным самолетам в мире, его легко засекают даже гидроакустические системы подводных лодок, но при нанесении ядерных ракетных ударов это не критично.
  5. Самолет обладает системой автоматического запуска двигателей. Топливо располагается в 11 фюзеляжных и крыльевых кессонных мягких топливных баках. Использование на Ту-95 винтовой установки с КПД 82 % и экономичных ТВД позволило добиться весьма высоких показателей дальности полета, даже несмотря, что самолет имеет относительно низкое аэродинамическое качество конструкции.

Видео о Ту-95

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них