Занятие осенние цветы в средней группе. Открытое занятие «В осеннем лесу» в средней группе. Артикуляционная гимнастика: « Веселый язычок»

Материал к педсовету

Конспект интегрированного занятия

в средней группе на тему:

« Волшебный, осенний лес »

Воспитатель: Пичугина С.В.

МБДОУ д/с №228 «Теремок»

Барнаул 2016

Волшебный, осенний лес.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки аппликации.
Задачи: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Расширять представление детей о лесе, закрепить знания о деревьях; воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения. Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе, расширить представление детей о поведение диких животных осенью; совершенствовать навыки аппликации.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Материалы: Магнитная доска. Картины «Поздняя осень», пейзажи Шишкина И.И. «Хвойный лес», «Еловый лес», «Березовая роща», «Опушка леса», «Дуб». Искусственные ёлочки, кисть жесткая, ватман с изображением осенний лес и первый снежок, мелко нарезанные нитки белые; карточки с изображением листьев с деревьев (береза, клен, тополь, дуб...), шаблоны серых зайчиков по количеству детей, презентации «Как звери готовятся к зиме», «Осень в произведениях русских художников».

Предварительная работа с детьми: разучивание с детьми стихов и загадок. Беседа о сезонных изменениях в природе, разучивание разминки «Мы - осенние листочки», физкультминутки «Мишка вылез из берлоги».

Организационный момент.

Дети входят в зал, здороваются, становятся в круг:

Мы – дружные ребята,

Возьмёмся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)

Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель: А теперь мои друзья все вниманье на меня. Ребята, мы получили телеграмму (показываю, читаю)
«Очень вас друзья люблю,
Приходите в гости, жду. Лес»
Лес приглашает нас в гости! Но попадаем в лес только тогда, когда ответим на вопросы.
- Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какой месяц был перед ноябрем?
- Какой был перед октябрем?
- Назовите все осенние месяцы. (ответы детей)
Воспитатель: Осень мимо пролетала
И листочки разбросала.
Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.
Возьмите по одному листочку (дети выбирают любой лист дерева)
Раз, два, повернись – и в листочек превратись (дети выполняют задание)
- Ты на каком дереве рос? Ответы детей (Я рос на берёзе)
- Значит ты, какой лист? (берёзовый лист) и т. д.

Ветерок шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами и осенними листочками.

Проводится разминка «Мы - осенние листочки».

Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).

Все листочки так устали!

Прилетели в лес на полянку.

Воспитатель: Вам понравилось играть с осенним ветерочком?
Он вас поблагодарил за игру и улетел. А мы с вами не заметили, как очутились в лесу.

Отгадывание загадок.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?...
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
- Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
- А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

А вы умеете отгадывать загадки про деревья?

У неё одёжки колки-
Всё иголки, да иголки
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож» (ёлка)

У меня длинней иголки
Чем у ёлки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке
Ветки только на макушке (сосна)

Ель и сосна, какие деревья? (хвойные)

Клейкие почки
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит над горой. (береза)

Что за дерево стоит
Ветра нет а лист дрожит. (осина)

Экологическая ситуация
Воспитатель: Про лес написано много стихов, нарисовано картин.
- Почему человек так любит лес? (ответы детей)
- Какие стихи вы знаете?

Ребенок: Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый.
Значит, закаленный.

Ребенок : Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?

Воспитатель:
- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей)
- Почему нельзя ломать ветки? (деревья живые)
- Почему нельзя разорять гнезда? (птицы наши друзья, мы помогаем птицам)
- Почему нельзя выбрасывать мусор в лесу? (Лес – это дом для растений, животных, птиц. В доме должно быть чисто)
Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью? (ответы детей: грибы и ягоды)
Дети, а какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)
Воспитатель: А какие съедобные грибы вы знаете? (белый, подберезовик,….)
А не съедобные? (мухомор) а можно эти грибы пинать или топтать?

Дети: Нет!

Воспитатель: Конечно, нет, а почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.

Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные и птицы? (Белка, медведь, заяц, ёжик)

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка может спрятаться за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Дети: звери собирают запасы, меняют шубки…..

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму, поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (дети садятся)

Воспитатель замечает сундучок.

Ребята, хотите узнать, кто здесь спрятался?на сундучке написано что нужно отгадать загадку и тогда он откроется и мы узнаем кто там спрятался.

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку» (Заяц)

Вы думаете в сундучке спрятался зайчик? Сейчас мы посмотрим, правильно ли мы с вами отгадали.

Воспитатель достает шаблоны по колличеству детей с изображением серого зайца.

Какая у зайца шубка? (пушистая)

Каким она цветом? (зимой белая , летом серая)

Воспитатель: Молодцы! Чтобы и у нашего зайчика была правильная шубка, соответствующая времени года. Я вам предлагаю зайчиков отправить в осенний лес и помочь поменять им шубки, с помощью аппликации.

Ребята присаживайтесь на стульчики. А вот и кисточка, которая нам поможет сегодня нарисовать пушистую шубку. Приготовьте свои ручки, кисточка будет с вами здороваться. (Дети протягивают руки, воспитатель проводит аккуратно каждого по тыльной стороне кисти и просит дать ответ какая кисточка сегодня в гостях.)

Дети: – Кисточка жёсткая, колючая (могут сказать: злая, вредная).

Воспитатель: – Что мы знаем про эту кисточку?

Дети: – Эта кисточка не любит воду.

Воспитатель: – Верно. Но зато эта кисточка поможет наклеить пушистую шубку. Возьмём кисточку выше металлического кончика тремя пальчиками, как карандаш. Опускаем волосяную часть кисточки в клей и намазываем всю серую шубку, посыпаем её белыми ниточками. Далее салфеткой примакиваем поверх ниток. Стряхиваем лишние нитки и вот наш зайчик уже в белой шубке.

– Теперь и вам ребята, пора приступить к работе, сядьте за столы удобно и начинаем работу. (Дети занимают свои места, проверяют рабочее место и приступают к выполнению творческой задачи.)

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, следит за посадкой, за техникой выполнения работ.

Молодцы! Посмотрите, какие красивые и пушистые у вас получились зайчики, они поменяли свою шубку и теперь им ничего не страшно в осеннем и зимнем лесу. Давайте их выпустим в лес. (Дети с воспитателем наклеивают на ватман с изображением осеннего леса под первым снежком)

Рефлексия
- Где мы с вами побывали? (в гостях у леса) Чем занимались? (играли: превращались в листочки, в деревья, были на полянке, рассматривали картины и т.д., рисовали) Понравилось вам в гостях? Будете вы Его беречь? Лес дарит вам угощение

ННОД по познанию в средней группе на тему: «Осень».

Програмное содержание:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  2. Активизировать глагольный словарь по данной теме.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  5. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

ОБОРУДОВАНИЕ :
Демонстрационный материал: Компьютер презентация с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Ход занятия.

Ребята я шла утором на работу и встретила по дороге ветерок. Но рассказал мне, что часто летает вокруг детского сада и заглядывает к нам в окошки. Смотрит, как мы играем, кушаем, занимаемся. Он передал мне для вас загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Звучит музыка осеннего леса .

  • Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).
  • Расскажите стихотворения об осени Илья, Настя К., Настя рассказывают стихи об осени).
  • Компьютерная презентация.

Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. (Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай)

Дыхательная гимнастика «Король ветров»

Ребята, давайте мы с вами научимся дуть как ветерок. Для этого нам надо взять флажки и сильно на них подуть. Мы с вами определим кто же из нас король ветров.

Ветерок мне также передал для вас волшебный мячик.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

После дождя появляются …….лужи

Солнышко светит…….. но не греет

Дети на ножки одевают …..сапожки.

Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

А теперь давай, сядем за столы и выполним коллективную работу « Осеннее Дерево»

Занятие подошло к концу, скажите:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)


нина хлынова
Занятие на тему осень в средней группе

Программное содержание : закрепить у детей знания по теме «осень » , учить отвечать и обосновывать свои ответы, активизировать речевую деятельность; развивать внимание, воображение, память; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материалы : картины осеннего пейзажа , муляжи овощей и фруктов, вырезанные листья желтого и красного цвета, игрушка белка.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в осенний лес . Давайте займем свои места. Леша будет машинистом. Я буду кондуктором. Сейчас я всех проверю билеты и мы отправимся в путь.

Вот поезд наш едет

Колеса стучат.

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Бежит паровоз

Далеко-далеко

Ребята он повез.

Воспитатель : Ребята, вот и мы приехали в лес. Смотрите это что?

Дети : Дупло

Воспитатель : А кто в дупле живет?

Дети : Белка.

Воспитатель : Правильно, белка. В лесу надо вести себя тихо, а то белка испугается и убежит. Белочка хочет загадать вам загадку. Слушайте внимательно.

Птицы стаями летят.

Грустно, дождь и листопад

Ветер тучи в небе носит

Потому что это…. (осень )

Ветер сильный и могучий

Вдруг нагонит в небе (тучи)

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки (дождик)

Воспитатель : А сейчас какое время года?

Что происходит с листочками осенью ? А с травкой?

Какое становится небо?

А как мы одеваемся?

Воспитатель : А теперь поиграем. Я буду задавать вам вопросы, если ответ «да» , то вы хлопаете, а если «нет» , то топаете.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Туманы осенью бывают ?

А птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Зверки норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птицы улетают?

Льют дожди?

Солнце светит ярко?

Можно детям загорать?

Физкультминутка :

Представьте, что вы – листочки. Все лето подставляли солнышку свои ладошки. Подул холодный ветерок, закачались деревья (дети качают руками, имитируя движение деревьев) . Подул ветер еще сильнее (дети дуют, показывая, как дует ветер) .

Воспитатель : Ребята, вы так сильно дули, что разлетелись все листочки.

Дидактическая игра «Разложи листья» .

(Дети раскладывают листья по цвету в разные корзинки)

Воспитатель : Ребята, а давайте расскажем нашей белочке, что нам осень подарила .

Дети : овощи, фрукты

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, какие овощи знаете?

Дидактическая игра «Один – много»

Посмотрите, у меня в руке огурец, в огороде много ….

В корзине помидор, в огороде много….

А давайте покажем нашей белочке, как мы умеем варить суп. Если я в кастрюлю кидаю картошку, то суп какой?

Дети : Картофельный

Воспитатель : лук?

Дети : луковый

Воспитатель : капусту?

Дети : Щи

Воспитатель : Свеклу?

Дети : Борщ

Воспитатель : А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте нашей белке подарим осенние листья . Ой, беда. Смотрите, дождик-проказник смыл все краски. Что же делать?

Дети : Разукрасить их.

Воспитатель : Правильно. Молодцы! А какие цвета будем использовать? (Самостоятельная работа. Разукрашивание листьев)

Воспитатель : Подарите свои листочки белочке. Молодцы! Попрощайтесь с нашей гостей. Вспомним, что делали сегодня. Чем занимались?

Занимайте свои места. Нам пора возвращаться в детский сад.

Вот поезд наш едет

Колеса стучат.

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе «Осень к нам пришла» Осень: Здравствуйте ребята! Я осень золотая в гости к вам пришла, Много подарков я вам принесла. Яблоки, груши и виноград, Все поспело.

Интегрированное занятие в средней группе «Здравствуй, осень!» Задачи: Учить наблюдать осенние явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, выделять характерные особенности времени года.

Цель: Закрепить знания детей об изменениях осенью в живой и неживой природе. 1. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) 2.

МБДОУ Детский Сад № 109 «Воробушек» Г. Брянска Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осень в лесу" в средней.

Тема: “Осень” Задачи: 1. Активизировать использование в речи названий цветов 2. Учить отвечать на вопросы полными ответами; 3. Учить согласовывать.

Музыкальное занятие в средней группе «Осень-чаровница» Музыкальное занятие в средней группе «Осень-чаровница». Программные задачи: -Формировать творческие способности детей: с помощью интонации.

Арзейкина Екатерина Петровна
НОД по реализации ОО «Познание» в средней группе «Осень»

Цели: Расширить знания об осенних явлениях в природе. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Закреплять счёт до 5 и цвета красный и жёлтый. Уметь ритмично выполнять движения. Развивать внимание, мышление, память.

Образовательные области: Познание, Коммуникация, Здоровье, Социализация.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите к нам в гости пришло Солнышко. Только оно очень грустное и не весёлое. Давайте спросим почему оно грустное(спрашиваю у Солнышка). Ребята оно грустит, потому что наступила Осень, на улице стало холодно, дождливо.

Давайте развеселим наше солнышко?

Для начала давайте поиграем вместе с нашим Солнышком.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

Ребята, наше Солнышко совсем ничего не знает про Осень, давайте ему расскажем, что же такое Осень?

Я буду задавать вам вопросы, а вы внимательно послушайте и постарайтесь на них ответить.

1. По дороге в садик, что шуршало у вас под ножками? (листья)

2. Какими цветами вы видели листочки которые лежат на земле? (Красные, жёлтые и т. д)

3. Какое стало небо Осенью? (серое, хмурое, пасмурное)

4. На улице Осенью тепло или стало холоднее? (холоднее идут дожди)

5. Как стали одеваться люди, какую одежду стали носить? Давайте назовём какую одежду вы стали надевать Осенью?

6. Ребята, а кто нибудь из вас знает, когда листочки опадают с деревьев и падают на землю, как называется это явление? (листопад)

7. Каким трудом заняты люди осенью в деревнях, селах, на дачах (Собирают урожай, чтобы приготовить на зиму соленья)

Молодцы Ребята, Солнышко очень много узнало об Осени.

Ой, ребята, наше Солнышко замёрзло, давайте его отогреем и поиграем в игру.

"Листики" Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Ребята, посмотрите наше Солнышко теперь улыбается, вы молодцы смогли развеселить наше Солнышко.

Ой, какой же сильный ветер и принёс к нам в группу листочки. Каким цветом наши листочки? (красные и жёлтые)

А сколько красных листочков?

А сколько жёлтых?

Значит красных и жёлтых листочков у нас ПОРАВНУ.

(Разбрасываю листочки по группе) Подвижная игра «Собери поляну из листьев» Описание: Для игры понадобятся 5 листочков из картона красного цвета и 5 листочков жёлтого цвета. На полу кладутся два обруча тоже красного и жёлтого цвета. Выбираются два игрока один собирает листочки красного цвета и кладёт их в красный обруч, другой жёлтого цвета и кладёт их в обруч жёлтого цвета. Побеждает, тот кто вперёд соберёт листочки и разложит их в обруче.

Молодцы Ребята, Солнышку очень понравилось играть с вами. Но солнышку пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с ним.

(Дети прощаются) Итог

А сейчас давайте расскажем о каком времени года мы говорили на занятии?

Кто приходил к нам в гости?

Как называется явление, когда листья опадают с деревьев и падают на землю?

В какие игры мы играли?

Занятие в средней группе по теме «Осень»

Описание материала : Конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень в родном краю».

Цель : формирование знаний о признаках осени

Задачи:

· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.

· развивать речь, познавательную активность

· воспитывать любовь к окружающему миру

Демонстрационный материал : Картинки с изображением осени, муляжи овощей и фруктов, корзина, ваза, картинки грибов, зверей, птиц.

Раздаточный материал : тетропакеты, ножницы.

Методические приемы : рассматривание иллюстраций и беседа по ним, беседа — диалог, игровая ситуация, продуктивная деятельность, физминутка «Листочки», анализ работ.

Ход занятия

Круг приветствия

Доброе утро солнце

Доброе утро небо

Доброе утро земля

Доброе утро всем нам.

Основная часть

Сейчас вы услышите рассказ — загадку Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь. (Рассказ читается под музыку П.П. Чайковского из сборника “Времена года”).

В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнаешь родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям”.

(Отрывок из рассказа О. Иваненко “Спокойной ночи”)

— Посмотрите внимательно на картинки и скажите о каком времени года мы будем говорить?

— Правильно об осени.

— После какого времени года наступает осень?

— Расскажите мне о приметах осени.

(День стал короче, на улице стало прохладно, деревья скинули листву, птицы улетают в теплые края)

— Назовите осенние месяцы.

— Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

— Что делают люди в садах и огородах?

(собирают урожай)

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину, а фрукты в вазу.)

— Молодцы с этим заданием справились.

Физминутка «Листочки»

(Дети эмитируют полет осенних листочков)

Беседа о названиях месяцев.

Первый месяц осени — сентябрь в народе называют “златоцвет, листопадник, хмурень”.

— За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

— Почему хмурень? Объясните.

— Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: “Сентябрь птиц в дорогу торопит” Объясните эту пословицу.

— Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли — насекомоядные).

Второй месяц осени — октябрь в народе называют “мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой”.

— Как вы думаете, почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре. Согласны ли вы с таким определением?

Последний месяц осени — ноябрь, который в народе называют “полузимник, ледовый кузнец”.

— Почему? Объясните.

В ноябре замерзают лужи и небольшие водоемы. Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не наступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не очень крепкий и может проломиться.

В это время улетают водоплавающие птицы. Какие? (Утки, гуси, лебеди).

— Почему они улетают?

— Но и к нам прилетают птицы. Назовите их. (Снегири, клесты).

— В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

(Правильно грибов)

Раскладываю картинки грибов.

(Называют съедобные и несъедобные грибы)

— Молодцы и это вы знаете.

— Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?

(Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку)

— А сейчас возьмите по игрушке и расскажите, как звери готовятся к зиме.

Скоро придёт зима, суровая, снежная. Придёт и спросит: “Все ли вы готовы к встрече со мной?” Спросит медведя, зайца, ежа, лисицу, белку, волка.

— Расскажите, чем питаются птицы зимой?

(семенами деревьев, личинками под корой деревьев)

— А еще птиц кормит человек. Для этого он изготавливает кормушки.

— Давайте и мы изготовим кормушки.

(вместе с детьми изготовить кормушку из тетропакетов)

— Смотрите, какие интересные кормушки у нас получились.