Взлетная масса ту 160

ТУ-160 «Белый лебедь» – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец дальней авиации. Работы по созданию самолета начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году.

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек». На сленге американцев – это «дубинка» (Black Jack — избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» — и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. В качестве их основного вооружения выбрали ракеты Х-55 и Х-15. — дозвуковые малогабаритные ракеты, — аэробаллистические ракеты. Их разместили на многопозиционных катапультных установках под крыльями.

Как все начиналось

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года. Опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком — опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. Государственные испытания завершились в середине 1989 года. Самолетом Ту-160 тогда были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».

Ту-160 — один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала еще до его постройки, за несколько лет. Как известно, в 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код — «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен.

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.

При распаде СССР Ту-160 распределили между республиками. Украине, например, достались 19 машин в авиаполк в Прилуках, восемь были переданы в счет долгов за газ России. Оставшиеся, к сожалению, были попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Модификации

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения. Он мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью не только повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва, но и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. То есть, модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами

«Кречет-Р» — автономная система управления ракетами, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» свернули в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза. При этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разработка комплекса началась в 1991 г., ввод в эксплуатацию планировался в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160СК к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19 января 2000 года аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписали документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

Ту-160М

Ту-160М – новейшая модернизация самолета Ту-160. В его состав входит только новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Только ОФАБ-500У он может нести на борту до 90 штук массой по 500 кг каждая. По мнению экспертов, российский бомбардировщик-ракетоносец по многим показателям впереди британского аналога – истребителя Typhoon. К примеру, дальность полета отечественного самолета даже без дозаправки больше, чем у британца в 4 раза. Ту-160М способен нести на борту не только больше безъядерных ракет и авиабомб, но и имеет лучший показатель КПД двигателей.

Безусловно, стоит также сказать и про увеличивающуюся мощь «Белых лебедей». Уже начались летные испытания обновленного ракетоносца Ту-160М, который в ближайшее время поступит на вооружение .

Высокая поддержка

Глава государства назвал проведенную работу по созданию этого самолета «большим успехом коллектива завода».


Президент РФ Владимир Путин и генеральный директор ОАО «Камаз» Сергей Когогин во время встречи с представителями общественности по вопросам реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Фото РИА Новости.

КАЗАНЬ, 12 фев — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин выразил удовлетворение результатами производства боевого ракетоносца Ту-160.

Мы реализовали в Казани блестящий проект, фактически создали новую машину Ту-160 для Вооружённых сил. Сверхзвуковой боевой ракетоносец. И не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Работает все как часы, просто здорово.Владимир Путин, президент России.

Ту-160 — самый большой самолет с изменяемой геометрией крыла, безусловно, одна из наиболее мощных в мире боевых машин. В 2015 году было объявлено о решении возобновить производство стратегических ракетоносцев на Казанском авиазаводе. 16 ноября 2017 года новый самолет был передан из цеха окончательной сборки на летно-испытательную станцию завода. Благодаря модернизации эффективность Ту-160 должна увеличиться на 60%.

Конкурентов нет

По мнению военного эксперта, благодаря улучшенным тактико-техническим характеристикам самолета на ближайшие годы конкурентов у него нет. «Ту-160М получит бесспорно новейшие электронные бортовые системы, инерциальную навигационную систему, модернизированные системы управления вооружением. Ту-160 сейчас усиливают группировку в Арктике, а также успешно участвовали в боевых действиях в Сирии. Недавно, к примеру, они перемахнули Атлантический океан, несколько морей и неожиданно для всего мира оказались в Венесуэле, под боком у взбешенных США», - говорит об уникальности «Белых лебедей» Михайлов.

Еще об одной боевой изюминке самолета сообщил на итоговой коллегии Минобороны Сергей Шойгу. Ту-160 выполнили пуски 12 крылатых ракет воздушного базирования Х-101 по полигону Пембой, расположенному за полярным кругом. Глава ведомства добавил, что в противовес развертыванию США глобальной системы ПРО наши Вооруженные силы наращивают ударный потенциал.

Вне всякого сомнения, Ту-160 один из самых совершенных авиационных комплексов в мире. Он обладает огромным потенциалом и непревзойденной мощью. А ещё, он очень красив, за что и получил прозвище «Белый лебедь».

В настоящее время Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. Объявили, к примеру, что будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков под индексом Ту-160М2.

Плановые полеты

Стратегические ракетоносцы Ту-160 выполняют плановые полеты в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Баренцева, Норвежского и Северного морей. Как правило, авиационное сопровождение самолетов дальней авиации выполняют экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31. Продолжительность полета при этом составляет более 13 часов.

В ходе полета экипажи Ту-160 и МиГ-31 отрабатывают дозаправку топливом в воздухе. На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождают истребители ВВС стран НАТО.

Летчики дальней авиации регулярно выполняют полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Каспийского морей, Тихого океана. Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.

Цена вопроса

Экспертные оценки стоимости «БЕЛОГО ЛЕБЕДЯ» колеблются в диапазоне $250–600 млн. В 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн. Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.). Для сравнения, стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Можно с определенной погрешностью рассчитать стоимость заправки самого тяжелого боевого самолета в мире. На самолете установлены топливные баки общим объемом 148 000 литров. При средней цене авиационного топлива (керосина) около 50 000 рублей за тонну получается 7 400 000 рублей за одну заправку.

Tagged:

«Стратег» на все времена

По состоянию на 2017 год ВКС уже получили пять Ту-160М. Это, можно сказать, экономичная модернизация, призванная расширить боевой потенциал самолета. Пользу от промежуточных модернизаций оценить сложно: достаточно вспомнить демонтированный (вероятно) оптико-телевизионный прицел: это при том, что роль бомбардировщиков в локальных конфликтах сейчас возрастает. А без применения относительно дешевых «умных» бомб, которые нужно наводить не только с помощью GPS/ГЛОНАСС, сделать по-настоящему полезный самолет затруднительно.

В свою очередь, серийный Ту-160М2 будет не просто машиной новой постройки: он станет совершенно новым самолетом в старой «обертке». Бомбардировщик получит новые вычислительные и бортовые системы и средства контроля, современную бесплатформенную инерциальную навигационную систему, усовершенствованные комплекс РЭБ и топливомерно-расходомерные системы, а также продвинутые системы управления вооружением. Будет, вероятно, «стеклянная кабина»: к слову то, чем не может похвастаться легендарный B-52. Новый двигатель НК-32 серии 02 будет более экономичным, нежели базовая версия, а значит, вырастет боевой радиус крылатой машины. Сейчас он составляет 7300 километров. В общем и целом, Ту-160М2 должен получить все то, чего так не хватало его предшественнику. Всего на первом этапе должны построить десять новых самолетов.

Замена задержится

Ранее проект Ту-160М2 столкнулся с жесткой критикой в свой адрес. Так, например, некоторые эксперты пытались навести на мысль, что России нужен не модернизированный «Белый лебедь», а Перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Чисто концептуально он и правда смотрится выигрышней: при сопоставимых крейсерской скорости, дальности и (возможно) боевой нагрузке, ПАК ДА будет малозаметным, то есть, выполненным с широким применением технологии стелс.

Однако советы советами, а создание с нуля малозаметного стратегического бомбардировщика - архисложная задача, даже для США. Напомним, американцы произвели всего лишь 21 «стратег» B-2. При этом цена одной машины при столь малой серии достигла немыслимых двух миллиардов долларов. Проект можно назвать почти провальным, особенно с учетом того, что американцы, как ранее сообщили некоторые западные СМИ, уже готовятся к списанию этих самолетов. Можно почти не сомневаться, что «старик» B-52 переживет невидимку, которая создавалась, чтобы его заменить. Забавное обстоятельство.

По аналогии с B-2, бомбардировщик ПАК ДА должен стать самым сложным боевым авиационным комплексом во всей русской . Это означает, что сроки его принятия на вооружение могут сдвигаться еще множество раз: если самолет начнут эксплуатировать в 2030-м, это можно будет считать огромным успехом. Но вообще-то, для начала было бы неплохо его создать, а для этого нужно сделать сразу несколько технологических прорывов, в частности, в вопросе снижения радиолокационной заметности. Как мы знаем, к Су-57 в этом отношении есть целый ряд вопросов. С ПАК ДА все может быть еще сложней.

При всем при этом советские самолеты стареют. Нужно отметить и то, что для России стратегический бомбардировщик - не роскошь, а одно из важных средств защиты региональных и геополитических интересов. Поэтому производство глубоко модернизированных Ту-160 выглядит неплохим вариантом.

Что делать с существующим парком бомбардировщиков - другой вопрос. Проблема в том, что построенные еще в советские годы самолеты Ту-160 уже выработали часть ресурса, а кроме того, их обще количество составляет всего лишь шестнадцать единиц. Многочисленные Ту-95МС сильно устарели морально. Скорее всего, для них изберут вариант очень экономной модернизации, которая не позволит поставить машины в один ряд с B-52H. Ну и конечно следует сразу отмести в сторону абсурдный тезис о том, что заменить стратегические и дальние бомбардировщики смогут Су-34. По всем характеристикам эти ударные самолеты находятся намного ближе к Су-27, чем к «стратегам». В силу всего вышесказанного видится, что создание Ту-160М2 может, как минимум, подстраховать на случай разного рода непредвиденных ситуаций.

Цели и задачи

Другой аспект критики касался непосредственно боевых возможностей самолета Ту-160М2. Стоит сразу сказать, что критика применения стратегической авиации в гипотетическом ядерном конфликте во многом справедлива. Стратегические возможности крылатых ракет авиационного базирования несравнимо скромнее возможностей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Это касается как скорости полета ракет и их дальности, так и массы боевой части. Поэтому бомбардировщики сейчас видятся не столько как средство ядерного сдерживания, сколько как орудие для локальных войн. Такое может быть очень эффективным, даже несмотря на высокую стоимость эксплуатации «стратегов» в сравнении с истребителями-бомбардировщиками. Один пример: с октября 2014 года по январь 2016 года бомбардировщики B-1B ВВС США участвовали в воздушных ударах по боевикам ИГИЛ в Сирии в городе Кобани. Тогда доля их вылетов составила 3% от общего числа вылетов авиации, противостоящей ИГИЛ. При этом доля сброшенных бомб и других боеприпасов равнялась 40%.

Конечно, для успешного поражения наземных целей стратегический бомбардировщик должен иметь современные продвинутые прицельные комплексы, такие как американский Sniper Advanced Targeting Pod, а ВПК должна предоставить военным не только точные, но и дешевые бомбы, такие как GBU-31, выполненные с использованием комплектов JDAM. Важно и то, что в борьбе с разношерстными группами плохо обученных боевиков, сводится на «нет» фактор малозаметности. Так что отсутствие технологии стелс не станет для Ту-160М2 серьезным недостатком, как это не стало недостатком для B-52H и B-1B.

Для противостояния с противником, который оснащен лучше, чем боевики в Сирии, Ту-160М2 может использовать крылатые ракеты, такие как уже испытанная в деле Х-101. Может показаться, что большой и хорошо заметный на радарах самолет - идеальная мишень. Однако на самом деле, это не совсем так, ведь бомбардировщик может действовать, не входя в зону действия каких-либо противовоздушных комплексов обороны. Даже перспективных. Важно отметить, что в борьбе с ПВО почти всё будут решать характеристики крылатых ракет, такие как дальность, скорость и малозаметность, а не характеристики самого носителя. Те же американцы, например, не сильно «комплексуют» от того, B-52 видно за «тридевять земель», хотя и грозятся в случае большой войны сделать ставку на малозаметные «Спириты».

Разберем этот вопрос более детально. Максимальная дальность запуска уже упомянутой Х-101, по имеющимся данным, составляет 5500 километров. У перспективной Х-БД этот показатель должен быть еще выше. Проще говоря, если у противника будут хотя бы намеки на ПВО, Ту-160М2 сможет выполнять поставленные задачи, находясь очень далеко от опасной зоны. И относительно высокая радиолокационная заметность, как уже отмечалось, не станет серьезным недостатком. Конечно, мы не подразумеваем гипотетический конфликт России и NATO: если он произойдет, то вряд ли будет локальным, а имеющихся у США и России ядерных арсеналов хватит для взаимного уничтожения. Тут уже будет не до прорыва ПВО на каком-то условном участке линии фронта. Война с Китаем вследствие наличия у обеих стран больших арсеналов ядерного оружия тоже маловероятна.

Проще говоря, Ту-160М2 может быть полезным и нужным для России самолетом, который сможет играть роль как «бомбовоза» (если у противника не будет ПВО), так и роль ракетоносца (если таковая будет). Американцы показали неплохой пример модернизации своих бомбардировщиков. И вряд ли сейчас в США найдется много критиков B-52H или даже некогда нелюбимого летчиками B-1B Lancer.

Ту-160 (классификация НАТО: Blackjack) — советский/российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.

История Ту-160

В 1960-х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимая в то время, привела к тому, что к началу 1970-х СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного сдерживания, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики и , уже неспособные преодолеть противовоздушную оборону стран НАТО. Ситуация была не столь критична до тех пор, пока в США, рамках программы AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) не начались работы по созданию бомбардировщика , делающего все самолеты этого типа предыдущего поколения, фактически, пережитком прошлого. В 1967 в СССР году было принято решение начать работы над собственным новым стратегическим бомбардировщиком.

К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было.

К началу 1970-х оба ОКБ подготовили свои проекты. ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС, создаваемом на базе . ОКБ Мясищева работало над проектом М-18 с изменяемой геометрией крыла.

После того, как в 1969 году ВВС представили новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта, полученный в процессе разработки Ту-144.

В 1972 году комиссия рассмотрела представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию сложных сверхзвуковых, разработку стратегического самолёта-носителя поручили туполевцам.

Первый полёт прототипа состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Второй экземпляр самолёта использовался для статических испытаний. Позднее к испытаниям присоединился второй лётный самолёт.

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе.

Конструкция Ту-160

При создании самолёта широко применялись апробированные решения по уже созданным в КБ машинам: Ту-144, и Ту-142МС, а часть систем и некоторые узлы и агрегаты перешли в Ту-160 без изменений. В конструкции широко применяются алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь, титановые сплавы, композиты.

Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротными стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ.

Видео Ту-160: Взлет бомбардировщика Ту-160, город Жуковский

Планер интегральной схемы. В носовой негерметичной части установлена антенна РЛС в, за которым следует негерметичный отсек радиооборудования. Центральная неразъёмная часть самолёта длиной 47,368 м включает в себя собственно фюзеляж с кабиной экипажа и двумя отсеками вооружения. Кабина представляет собой единый гермоотсек.

Крыло на самолёте изменяемой стреловидности. Размах крыла при минимальной стреловидности составляет 57, 7 метра. Поворотная часть крыла переставляется по передней кромке с 20 до 65 градусов.

На самолёте трёхопорное шасси с передней и парой основных стоек.

На самолёте установлены четыре двигателя НК-32, являющиеся дальнейшим развитием линейки НК-144, НК-22 и НК-25.

Проекты модификаций

  • Ту-160В (Ту-161) - проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде.
  • Ту-160 НК-74 - с более экономичными двигателями НК-74.
  • Ту-160П - проект тяжёлого истребителя сопровождения, на базе Ту-160.
  • Ту-160ПП - самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета.
  • Ту-160К - эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет», в рамках которого на Ту-160 планировалось установить две двухступенчатые баллистические ракеты — дальность действия более 10 тысяч километров.
  • Ту-160СК - самолёт-носитель воздушно-космической системы «Бурлак», способной выводить на орбиту грузы до 1100 кг.
  • Ту-160М - проект модернизации Ту-160, предусматривающий установку нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Способен нести обычное вооружение.

Ту-160М2

В 2016 году Министерство обороны России приняло решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в крайней проектной модификации Ту-160М2. Самолет будет иметь базовую конструкцию и двигатели, но все бортовое оборудование будет полностью новым, что должно значительно увеличить боевые характеристики самолета.

Предполагается закупка партии из 50 самолетов, первый из которых должен поступить в состав ВКС РФ в начале 2020-хх годов.

Вооружение Ту-160

Изначально самолёт строился исключительно как ракетоносец - носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными БЧ, предназначенными для ударов по площадным целям. В дальнейшем предусматривалась модернизация и расширение номенклатуры возимых боеприпасов.

Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55СМ предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами. Ракеты размещаются на двух барабанных пусковых установках по шесть штук, в двух грузовых отсеках самолёта. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15С.

Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Состоит на вооружении

ВВС России - 16 Ту-160 стоят на вооружении 121-й гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (авиабаза Энгельс), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России.

Стратегический бомбардировщик ТУ-160, так называемый «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет.
ТУ-160 имеет превосходные технические характеристики: это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты. Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире. Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года.

Бомбардировщик ТУ-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец ТУ-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов. Скорость ту 160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше. А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Количество и стоимость ТУ-160

Каждый дальний ракетоносец ТУ-160 – это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента их создания было построено только 35 таких самолетов, при этом в целости их осталось на порядок меньше. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое имя. Каждый из построенных самолетов имеет свое имя, их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).


До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги, а для маленькой украинской армии они просто оказались не нужны. 19 ТУ-160 Украина предлагала отдать России взамен самолетов Ил-76 (1 к 2) или за списание газового долга. Но для России это было неприемлемо. К тому же на Украину воздействовало США, которая фактически заставила уничтожить 11 ТУ-160. 8 самолетов были переданы России за списание газового долга.
В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не может решить поставленных военных задач. Поэтому появились планы по строительству новых ракетоносцев.


В 2015 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов.

История создания ТУ-160

Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).


К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:
дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;
дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;
к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника - на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.
Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина, в марте 1985 года - вторая серийная, в декабре 1985 года – третья, в августе 1986 года – четвертая.


В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск Ту-160, если США остановят серийное производство B-2. К тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс.
Новый ракетоносец ТУ-160 («Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом. В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов». Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.

Технические характеристики

ТУ-160 имеет следующие технические характеристики:
Экипаж: 4 человека.
Длина составляет 54,1 м.
Размах крыла составляет 55,7/50,7/35,6 м.
Высота составляет 13,1 м.
Площадь крыла составляет 232 м².
Масса пустого самолета составляет 110 000 кг.
Нормальная взлетная масса составляет 267 600 кг.
Максимальная взлетная масса составляет 275 000 кг.
Тип двигатели 4×ТРДДФ НК-32.
Тяга максимальная составляет 4×18 000 кгс.
Тяга на форсаже составляет 4×25 000 кгс.
Масса топлива составляет 148 000 кг.
Предельная скорость на высоте составляет 2230 км/ч.
Крейсерская скорость составляет 917 км/ч.
Дальность максимальная без дозаправки составляет 13 950 км.
Дальность практическая без дозаправки составляет 12 300 км.
Боевой радиус составляет 6000 км.
Продолжительность полета составляет 25 ч.
Практический потолок составляет 21 000 м.
Скороподъемность составляет 4400 м/мин.
Длина разбега/пробега составляет 900/2000 м.
Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе составляет 1150 кг/м².
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе составляет 1185 кг/м².
Тяговооруженность при нормальной взлетной массе составляет 0,36.
Тяговооруженность при максимальной взлетной массе составляет 0,37.

Особенности конструкции

Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию, в которой широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке - четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление - сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу - цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К.«Белый лебедь» - один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение

Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец - носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.


На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).
После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

Оружие совсем не обязано быть красивым. К примеру, внешность советского боевого вертолета Ми-24 некоторые американские журналисты называют пугающей. Но бывают и обратные примеры, наиболее яркий из которых – это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Совершенство и плавность его основных обводов вызывают невольное восхищение. Конечно, красота – не единственное достоинство Ту-160. «Белый лебедь» - самолёт необычный. Он и сегодня остается самым мощным и самым скоростным стратегическим бомбардировщиком в мире. Кроме того, он является важной частью российской ядерной «триады», и способен нанести непоправимый ущерб любому агрессору.

История разработки бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»

В 60-е годы прошлого века в СССР активная разработка стратегических бомбардировщиков фактически не велась. Военно-политическому руководству страны долгое время казалось, что время самолетов уходит, и лучше сосредоточить усилия на строительстве баллистических ракет. Эта ситуация изменилась лишь в 1967 году, когда правительство дало задание оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового бомбардировщика. В постановлении Совета Министров были указаны желательные параметры этой машины, включая крейсерскую (даже не максимальную!) скорость в 3 500 километров в час при дальности полета в 13 тысяч километров – совершенно фантастические даже для сегодняшнего дня характеристики.

Наибольшим опытом создания тяжелых бомбардировщиков обладало конструкторское бюро А.Н. Туполева, однако, оно поначалу в проектировании новой машины не участвовало.

Были привлечены два других КБ – П.О. Сухого и В.М. Мясищева. Первое из них разрабатывало проект Т-4МС, основанный на аэродинамической схеме «летающее крыло». В то же время инженеры КБ Мясищева подготовили к 1972 году сразу два перспективных варианта. Один из них, М-18, был по внешнему виду довольно близок к американскому B-1B, который тогда еще только создавался, а второй, М-20, использовал аэродинамическую схему «утка».

КБ А.Н. Туполева привлекли к созданию нового «стратега» в конце 1969 года. По разным причинам, в том числе, возможно, под влиянием Д.Ф.Устинова, это конструкторское бюро вначале попыталось спроектировать самолет на основе пассажирского лайнера Ту-144.

В 1972 году советское Министерство авиационной промышленности провело конкурс, по итогам которого предполагалось выбрать один из проектов стратегического бомбардировщика для последующей «доводки» конструкции и серийного производства. Вариант, предложенный КБ Туполева, был признан наиболее неудачным. Т-4МС произвел сильное впечатление на конкурсную комиссию, однако, военные высказали опасение, что КБ П.О. Сухого не сможет одновременно вести работы по созданию истребителя Су-27 , что тогда являлось приоритетным направлением.

Проект Мясищева - М-18 - на этом фоне выглядел наиболее приемлемым. Схожесть с B-1 была скорее плюсом, чем минусом: она указывала на то, что, по крайней мере, компоновка бомбардировщика уже является «проверенной». В то же время КБ Мясищева не обладало собственной производственной базой и не имело опыта создания сверхзвуковых самолетов.

Итоговое решение комиссии выглядело парадоксальным: победитель назван не был, а все дальнейшие работы поручили КБ А.Н. Туполева, предложив другим участникам передать в его распоряжение всю техническую документацию.

Глядя на современный «Белый лебедь» Ту 160, может показаться, что за его основу был взят проект Мясищева М-18, но это не совсем так. В частности, далеко не сразу «туполевцы» остановились на варианте самолета с крылом переменной стреловидности. Долго не могли выбрать и наиболее оптимальную компоновку. Окончательное решение о создании бомбардировщика под обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, оговаривавшим требуемые характеристики, было зафиксировано в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Параллельно с работой по созданию самого самолета осуществлялось проектирование его бортового оборудования, силовой установки и системы вооружения. Все эти задачи были необычайно трудными, но их удалось решить в поставленные сроки.

Первый полет Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года. Заводские испытания бомбардировщика продлились до 1985 года, после чего они плавно перетекли в государственные. В середине 1989 года самолет был подготовлен к передаче в войска для опытной эксплуатации.

Первые экземпляры Ту-160 были построены в Москве, а серийная сборка осуществлялась затем в Казани. Отдельные части планера при этом изготавливались в Иркутске, Воронеже и Куйбышеве (ныне Самара).

Дальнейшая судьба стратегического бомбардировщика складывалась сложно, иногда даже трагично. Часть уже выпущенных серийных машин оказалась после распада СССР на территории Украины, где из-за постоянной нехватки финансирования эти самолеты не получали необходимого обслуживания. В итоге 8 из 19 «украинских» Ту-160 были переданы России, один стал экспонатом музея, а 10 были распилены в присутствии не скрывавших своего злорадства американских сенаторов.

Производство модернизированных Ту-160 может быть возобновлено в ближайшие годы, однако, сообщения об этом пока носят довольно противоречивый характер.

Особенности конструкции бомбардировщика

Ту-160 обладает характерной для многих современных военных самолетов интегральной компоновкой. Подъемная сила создается не только его крыльями, но и фюзеляжем. По аэродинамической схеме это низкоплан с цельноповоротным килем и стабилизатором. При изготовлении планера используются композитные материалы, а также сплавы на основе стали, термостойкого алюминия и титана.

Фюзеляж

Планер самолета Ту-160 состоит из следующих основных частей:

  1. Ф1 – обтекатель для бортовой радиоэлектронной станции;
  2. Ф2 – кабина экипажа и отсек радиоэлектронного оборудования;
  3. Ф3 – первый бомбоотсек и передние наплывы, сопряженные с крылом;
  4. Ф4 – центральная балка-кессон;
  5. Ф5 – второй бомбоотсек, гондолы двигателей;
  6. Ф6 – хвостовая часть и киль.

Кабина экипажа сделана общей, командир и пилот расположены в передних креслах, операторы – позади них.

Катапультирование любого из членов экипажа допускается во всех режимах полета.

Крыло

Поворотное крыло переменной стреловидности – один из наиболее заметных элементов конструкции Ту-160. Угол наклона передней кромки может изменяться в диапазоне от 20 до 65 градусов. Механизм поворота, использованный на бомбардировщике, скопирован с аналогичного устройства, устанавливаемого на самолетах Ту-22М, с поправкой на увеличенные размеры и вес крыла. Имеется развитая система механизации.

При наземном обслуживании воспрещается перекладывать крыло в «сверхзвуковое» положение, поскольку при этом хвост бомбардировщика «перевешивает» остальную часть самолета и может даже удариться о бетон.

Шасси

Самолет Ту 160 опирается при выруливании, разбеге и пробеге на три стойки шасси. Для размещения двух основных стоек имеются специальные гондолы. При уборке шасси длина этих стоек уменьшается, что позволяет уменьшить общие габариты самолета. Основные тележки – шестиколёсные. Передняя одноосная поворотная стойка убирается в особую нишу, в которой также оборудован вход в кабину экипажа. Ширина колеи шасси составляет 5,4 метра. Чтобы не допустить попадания в воздухозаборники посторонних предметов во время взлета, передняя стойка оборудована аэродинамическим дефлектором.

Силовая установка

Ракетоносец Ту-160 оснащается четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями НК-32, созданными на Куйбышевском моторном заводе (ныне АНТК имени Н.Д. Кузнецова). Серийное производство началось в 1983 году и возобновлено в 2016.

Номинальная тяга в режиме крейсерского полета составляет 14 000 кгс, а на форсаже этот показатель достигает 25 000 кгс. Гондолы двигателей находятся под фюзеляжем самолета, по два с каждой стороны.

В отличие от американского B-1B, используются регулируемые воздухозаборники, что и позволяет развивать и длительное время поддерживать скорость в 2 200 километров в час. Лопатки турбины двигателя сделаны таким образом, что попадающие на них радиоволны отражаются о поглощающие элементы конструкции. В результате радиолокационная заметность бомбардировщика уменьшается.

Топливная система

В крыле самолета, а также в его фюзеляже имеется в общей сложности 13 баков для горючего. Во время полета бортовая электроника отслеживает положение центра тяжести бомбардировщика и в случае необходимости перераспределяет топливо, предотвращая разбалансирование машины.

Ту-160 может быть дозаправлен горючим в воздухе. Для этого используется выдвижная штанга топливоприемника, размещенная в носу самолета.

Оборудование

Бомбардировщик оснащен электродистанционной системой управления, включающей в себя как аналоговые, так и цифровые устройства. Обеспечено четырёхкратное резервирование, имеется также механическая проводка, дублирующая команды в случае необходимости.

Поиск целей и наведение на них наступательного вооружения осуществляется при помощи прибора ОПБ-15Р (оптико-телевизионный прицел) и радиолокационной станции с антенной, направленной прямо по курсу полета. Эти элементы оборудования составляют комплекс «Обзор-К», который используется и для картографирования местности.

Защита самолета от истребителей и наземных средств ПВО обеспечивается комплексом обороны «Байкал». В его состав входят устройства для отстрела пассивных помех, а также системы радиоэлектронной борьбы и обнаружения работы радаров противника. Долгое время «Байкал» оставался слабым местом Ту-160 (с аналогичной проблемой столкнулись и создатели американских самолетов B-1B), однако, со временем удалось добиться довольно высокого уровня надёжности этого оборудования. Кроме того, предполагается, что у варианта Ту-160 М2 характеристики оборонительных систем будут существенно улучшены.

Приборная доска в кабине экипажа по современным меркам выглядит устаревшей. Многофункциональные индикаторы в ней не устанавливались, аппаратура в основном «унаследована» от Ту-22М.

Вооружение Ту-160

Бомбардировщик способен поднять в воздух до 45 тонн боевой нагрузки, для размещения которой имеется два отдельных отсека.

Использоваться могут три основных варианта вооружения:

  1. 24 аэробаллистические ракеты Х-15. Имеют сравнительно небольшую дальность полёта – до 300 км, зато скорость при этом достигает 5М. Основной вариант боевой части – ядерный, мощность - 300 килотонн. Имеются также противорадарная и противокорабельная модификации;
  2. 12 крылатых ракет Х-55. Дальность полета – 3 500 км, скорость – до 830 км/ч. Боевая часть – ядерная, мощность - от 200 до 500 килотонн. Существует «конвенциальный» вариант Х-555, дальность полета которого – 2 000 км;
  3. 12 крылатых ракет Х-101 . Дальность действия – 5 500 км, вес боевой части – 400 (по другим данным - 450) кг. Имеется ядерный вариант ракеты – Х-102, мощность – до 1 мегатонны. Основное преимущество Х-101 и Х-102 – повышенная точность, круговое вероятное отклонение составляет 5 метров.

Ракеты запускаются со специальных барабанных устройств. Прорабатывается возможность использования свободнопадающих и корректируемых авиабомб.

Технические характеристики «Белого лебедя» (ТТХ)

Ту-160 является самым крупным и тяжелым бомбардировщиком в мире. Его основные эксплуатационные параметры таковы:

Следует отметить, что площадь крыла изменяется в зависимости от величины его стреловидности.

Летные характеристики бомбардировщика

В отличие от американского бомбардировщика B-1B , Ту-160 предназначен для полетов в стратосфере, а не у земли. Поэтому при его эксплуатации можно осуществлять полеты с полными баками, достигая тем самым максимально возможной дальности.

Обращают на себя внимание достигнутые на Ту-160 характеристики скороподъемности - 4,4 километра в минуту. При выполнении дозаправок этот самолет может находиться в воздухе до 25 часов.

Достоинства и недостатки Ту-160

Несмотря на то, что некоторые американские политики пытаются демонстрировать пренебрежительное отношение к «Белому лебедю», этот самолет и сегодня обладает вполне достаточным потенциалом. К его плюсам, в частности, относятся:

  1. Большая грузоподъёмность – до 45 тонн. Ни один другой стратегический бомбардировщик не способен поднять в воздух столь внушительную массу;
  2. Высокая скорость полета. По этому показателю Ту-160 уникален;
  3. Большой боевой радиус. Если B-1B в этом отношении ближе к тактическим самолетам, то «Белый лебедь» по дальности полета довольно близок к куда более медленным Ту-95 и B-52;
  4. Высокий уровень надёжности. Сегодня Ту-160 по этому показателю опережает, к примеру, средний бомбардировщик Ту-22М3.

Из недостатков машины можно отметить в первую очередь её неспособность применять обычное бомбовое вооружение. Это в значительной мере ограничивает практическое использование Ту-160, особенно в региональных конфликтах. Возможно, в дальнейшем данный недостаток будет устранен.

Кроме того, при наземном обслуживании «Белого лебедя» технический персонал испытывает значительные трудности из-за очень высокого уровня шума, создаваемого двигателями самолета. Приходится даже надевать специальные наушники и противовибрационные пояса.

Модификации бомбардировщика

Развитие конструкции Ту-160 после развала СССР фактически остановилось. По этой причине новых серийных модификаций у «Белого лебедя» не появилось.

Пока можно говорить лишь о нескольких экспериментальных вариантах машины:

  1. Ту-160М и Ту-160М2. Эти проекты предполагают оснащение самолета новыми системами бортового оборудования, включая станции радиоэлектронной борьбы, средства контроля, навигационную систему. Кроме того, после модернизации «Белый лебедь» сможет применять свободнопадающие и корректируемые авиабомбы;
  2. Ту-160П. Проект, предусматривающий переделку самолета в тяжелый дальний истребитель, вооруженный ракетами «воздух-воздух» большого радиуса действия. Напоминает американский проект B-1R;
  3. Ту-160ПП. Существует в виде макета. Основная идея – превращение бомбардировщика в специализированный самолет РЭБ;
  4. Ту-160К. Платформа для запуска баллистических ракет воздушного базирования. Такой бомбардировщик существовал только в виде эскизного проекта;
  5. Ту-161. Экспериментальный самолет с водородной силовой установкой;
  6. Ту-160НК-74. От базового варианта отличается только двигателями. НК-74 экономичны и позволяют увеличить дальность полета.

Отдельного упоминания заслуживает Ту-160СК - самолет, на котором предполагалось разместить двадцатитонную систему «Бурлак», предназначенную для запуска на орбиту Земли космических аппаратов. Первоначальное предназначение этого комплекса, названного «Воздушный старт», – экстренное пополнение группировки военных спутников , однако, возможно и «гражданское» использование.

Боевое применение

Бомбардировщик Ту-160 совершал неоднократные вылеты на патрулирование и дежурство в воздухе, но они совершались обычно без оружия на борту. В то же время самолет был многократно использован для нанесения ударов по террористам, находящимся на территории Сирийской республики. Первый такой эпизод состоялся 17 ноября 2015 года.

Боевое применение Ту-160 проходило в «полигонных» условиях, без какого-либо противодействия со стороны противника и напоминало скорее испытания ракет Х-555 и Х-101. В то же время эти удары были своего рода демонстрацией для западных «партнеров», получивших возможность убедиться в том, что Россия обладает современным высокоточным оружием.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них