Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

аудиторская проверка

Введение

1. Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

2. Общий план проведения аудиторской проверки. Сущность и содержание

Ситуация к контрольной работе

Приложение № 1

Список использованной литературы

Введение

Аудит - одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай около 700 г. до н. э.

Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось прежде всего характером развития рынка капитала.

С середины XX века аудиторы стали расширять сферу своих интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению бухгалтерской отчётности, но и стали сами вести бухгалтерский учёт для сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, научно-техническая революция вынудила аудиторские компании освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учёта, внедрению систем контроля качества и других смежных работ.

России (в бытность СССР) аудит бухгалтерской отчётности появился с конца 1980-х гг. (не считая дореволюционной эпохи) и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

В данной контрольной работе будут освещены два основных вопроса:

1) внутренние стандарты саморегулируемых организацией аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

2) общий план проведения аудиторской проверки.

1. Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов , аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Внутренние стандарты - часть организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов - трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. (1, стр. 148)

Требования определяют внутренние стандарты так: под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности. .

Внутренние аудиторские стандарты можно разделить на две группы :

* внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

* внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, в частности: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России и др. Они имеют общероссийское значение.

Вторую группу составляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. В эту группу входят внутрифирменные документы аудиторских организаций.

Каждая аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. Все стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:

соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;

сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной;

содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий;

обеспечить высокое качество аудиторской работы;

детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Внутренние стандарты в организации представляют собой внутрифирменные документы, которые имеют определенную структуру. В нее входит цель и задачи стандарта, взаимосвязь с другими стандартами, определение необходимости стандарта, определение основных принципов и методик, общие положения и др. Так же внутренние стандарты как правило содержат следующие реквизиты: номер стандарта, даты ввода в действие, названия, дату, и сферу применения.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты могут включать следующие блоки:

1) структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие особенности ее функционирования;

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов) ;

3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

4) организация сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения федеральных или внутренних стандартов аккредитованных профессиональных аудиторских организаций. Они могут быть классифицированы по таким группам, как:

ответственность аудиторов;

планирование аудита;

изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

получение аудиторских доказательств;

использование работы третьих лиц;

порядок формирования выводов и заключений в аудите;

специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, отражающие: специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

а) целесообразности - иметь практическую пользу;

б) преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

в) логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;

г) полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения.

Выполнение требований внутренних стандартов контролируется на всех уровнях управления аудиторскими проверками, начиная с руководителей групп и руководителей проверок и заканчивая руководителями аудиторской организации, уполномоченными подписывать аудиторские заключения. Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

Таким образом, наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. В тоже время внутренние стандарты являются интеллектуальной собственностью аудиторской организации. Аудиторская организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

2. Общий план проведения аудиторской проверки . Сущность и содержание

Общий план проведения аудиторской поверки входит в состав основных документов при планировании проведения аудита в организации. Он является подробным руководством осуществления программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Перед составлением общего плана аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск - вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудитор так же рассчитывает уровень существенности (предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности) и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Аудиторский риск определяется исходя из анализа внутрихозяйственного риска и риска контроля присущие проверяемой отчетности, независимо от аудита экономического объекта.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, определенные аудиторские процедуры могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица. При этом аудиторская организация независима в выборе методов и приемов аудита и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана следует детально документировать, поскольку они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору так же следует подробно документировать. .

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудита.

конкретные области, подлежащие изучению, чтобы аудит был объективным;

существенные моменты, которые следует охватить;

выборочные планы;

формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки;

распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудиторской проверки;

стандарты, процедуры, руководства или документы, с которыми следует ознакомить группу аудиторов;

бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;

предполагаемые сроки работы группы;

инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке конкретного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

В общем плане так же определяется роль внутреннего аудита и необходимость

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как . :

Учредительные и другие общие документы предприятия (устав, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и др.) ;

Учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета и в целях налогообложения) ;

Основные средства; нематериальные активы; производственные запасы;

Расчеты по оплате труда; затраты на производство;

Готовая продукция, товары и реализация;

Денежные средства; расчеты;

Финансовые результаты и использование прибыли;

Капитал и резервы; кредиты и финансирование;

Учет по забалансовым счетам.

Таблица 1

Общий план аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени.

Руководитель аудиторской группы.

Ситуация к контрольной работе

Укажите, к какой основной процедуре сбора аудиторских доказательств относятся следующие аудиторские процедуры:

1) проверка правильности корреспонденции счетов;

2) проверка правильности и достоверности списания материалов

в производство;

3) проверка документов на полноту и качество заполнения;

4) опрос работников склада;

5) проверка достаточности аналитического учета по сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

6) проверка правильности и достоверности расчетов с бюджетом

по налогу на прибыль.

Сделайте необходимые пояснения.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения одной или несколько процедур: инспектирование, запрос и подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов субъекта) и аналитические процедуры. Длительность выполнения указанных процедур будет зависеть, в частности, от периода времени, по которому имеются подлежащие поиску аудиторские доказательства.

Инспектирование

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от действенности средств внутреннего контроля над процессом их обработки. Три основные категории документальных аудиторских доказательств, которые характеризуются различными степенями надежности, включают:

а) документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них (внешняя информация) ;

б) документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у субъекта (внешние и внутренняя информация) ;

в) документальные аудиторские доказательства, созданные субъектом и находящиеся у него (внутренняя информация). Проверка документов, касающихся имущества организации предоставляет достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но не обязательно относительно права собственности на него или стоимостной оценки.

Наблюдение

Наблюдение представляет собой взгляд на процесс или процедуру, выполняемую другими лицами, например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым персоналом субъекта, или за выполнением процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита.

Запрос и подтверждение

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запросы могут быть различными: от официальных письменных запросов, адресованных третьим лицам, до неформальных устных вопросов, адресованных работникам аудируемого лица. Ответы на запросы могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал, или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение представляет собой ответы на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов.

Пересчет (проверка арифметических расчетов клиента)

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций хозяйственной деятельности, с выявлением причин таких ошибок и искажений.

Проанализировав, можно сделать вывод, что при инспектировании записей и документов Аудитор получает аудиторские доказательства различной степени.

Приложение № 1

Общий план аудиторской проверки

Проверяемая организация 000 «Магнат»

Период аудита с 02. 01. 11 по 02. 02. 11 Количество человеко-часов 30 Планируемый аудиторский риск 3% Уровень существенности 130990 руб. Аудитор Филиппова Ю. А.

Сегмент аудита

Сроки проведения

Исполнители

Учредительные и другие общие документы предприятия

02. 04. 04 - 07. 04. 04

Филиппова

Учетная политика предприятия

08. 04. 04 - 10. 04. 04

Филиппова

Анализ и оценка организации системы учета и внутреннего контроля, знакомство с общим порядком ведения учета

11. 04. 04 - 20. 04. 04

Филиппова Ю. А.

Проверки бухгалтерского учета

21. 04. 04 - 01. 05. 04

Филиппова

Оформление результатов проверки

Филиппова

Руководитель аудиторской организации:

Руководитель аудиторской группы:

Список литературы

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30 декабря 2008г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 №129-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. №696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04. 07. 2003 №405, от 07. 10. 2004 №532, от 16. 04. 2005 №228, от 25. 08. 2006 №523).

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Постановление. Федеральные правила аудиторской деятельности. Правило (стандарт) №5 аудиторские доказательства.

Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Учебники, монографии, статьи и интернет-ресурсы

Аудит: Учебник для вузов/ В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др. ; под ред. проф. В. И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004

Данилевский Ю. А., Шапигузов С. М., Ремизов Н. А., Старовойтова Е. В. Аудит: Учебное пособие. - М. : ИД ФБК Пресс, 2003. - 432 с.

Кочинев. Ю. Ю. Аудит. Теория и практика /Под ред. Н. Л. Вещуновой. 3-е издание 2005г.

/интернет сайт/ - режим доступа: http://www.consultant.ru

/интернет сайт/ - режим доступа: http://www.termika.ru/audit/mo/st/index2.php?ELEMENT_ID=1446

Аудит. Сущность, регулирование, стандартизация аудиторской деятельности - Внутренние стандарты аудиторской деятельности http://economedu.ru/audit/57-audit.html?start=12

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Инструменты контроля качества аудита. Внешние проверки качества аудита. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими. Функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Понимание деятельности аудируемого лица. Согласование условий по проведению аудита. Оценка стоимости аудиторских услуг. Программа аудиторской проверки основных средств.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2009

    Составление письма о согласии на проведение аудиторской проверки. Договор на проведение обязательного аудита между организацией и экономическим субъектом. Определение уровня существенности и аудиторского риска. Общий план и программа аудиторской проверки.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2014

    Саморегулируемые организации на аудиторском рынке: основы функционирования и требования к их деятельности. Функции саморегулируемых организаций. Численность аудиторских организаций в разрезе аудиторов. Механизм регулирования аудиторской деятельности.

    реферат , добавлен 14.12.2012

    Значение международных аудиторских стандартов в регулировании аудиторской деятельности и их группы: международные, национальные, внутренние, внутрифирменные, федеральные и профессиональные. Регламентация аудиторских процедур проверки отчетности.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2009

    Понятия, цель, задачи и источники информации аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами. Оценка системы внутреннего контроля. Расчет уровня существенности. План и программа аудиторской проверки. Результаты аудиторских процедур по существу.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Понятие аудитора и аудиторской деятельности. Права, обязанности, ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, федеральные стандарты аудиторской деятельности. Приемы, методы и документирование аудита.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2009

    Внутренний контроль качества аудита. Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации: перечень стандартов, положения о методике проведения аудита.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2007

    Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи. Определение стратегии аудиторской проверки. Планирование аудита. Подготовка общего плана и программы аудита. Права и обязанности аудиторов. Субъекты и объекты аудиторского контроля.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Методология проведения аудита. Механизм проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов, с указанием источников информации проверки перечня аудиторских процедур. План и вопросник по аудиту материально-производственных запасов.

Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные. разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В связи с этим целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть основой для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

Существует три варианта использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предполагает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

Россия в области аудиторской деятельности выбрала второй вариант, связанный с разработкой полной гаммы национальных стандартов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" национальные стандарты подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе N 307-ФЗ. Они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствий для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.

Главенствующую роль в организации внешнего аудита, особенно обязательного, в Российской Федерации, безусловно, должны играть федеральные стандарты. В настоящее время таких стандартов 34, один из которых (N 15) отменен (точнее, объединен со Стандартом N 8). Таким образом, действуют 33 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.

В части развития и совершенствования федеральных стандартов на ближайшую перспективу можно сформулировать две основные задачи. Первая задача - обновление действующих федеральных стандартов в связи с возникающими изменениями в экономике, нормативно-правовом регулировании и т.д. Вторая задача - создание новых стандартов (примерно 7 - 10) для получения полного спектра федеральных стандартов.

Общим недостатком действующей системы федеральных стандартов является отсутствие их внутренней классификации по группам, которые соответствовали бы целям выполнения аудита и сопутствующих услуг. Наличие такой классификации позволило бы пользователям (аудиторы, бухгалтеры, студенты) легко ориентироваться в назначении и использовании стандартов. Заметим, что внутренняя классификация имеется в МСА, а также присутствовала в 37 российских стандартах первого поколения (см., например, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002).

Исходя из имеющегося опыта представляется целесообразной следующая классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. таблицу).

Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

N Правила
(стандарта)

Наименование
стандарта

Группа 1. Основные принципы

Цель и основные
принципы аудита
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, цель аудита, общие принципы
аудита, объем аудита, разумная
уверенность, ответственность за

Группа 2. Ответственность аудиторов

Согласование условий
проведения аудита

Введение, договор оказания аудиторских
услуг, повторяющийся аудит, изменение
аудиторского задания, приложение
Пример письма о проведении аудита

Обязанности аудитора
по рассмотрению
ошибок и
недобросовестных
действий в ходе
аудита

Введение, ошибки и недобросовестные
действия; ответственность представителей
собственника и руководства аудируемого
лица; обязанности аудитора; аудиторские
процедуры при обстоятельствах,
указывающих на возможные искажения
финансовой (бухгалтерской) отчетности
Влияние искажений финансовой
(бухгалтерской) отчетности на
аудиторское заключение, документирование
факторов риска и дополнительных
аудиторских процедур, официальные
заявления и разъяснения руководства,
сообщение информации, неспособность
аудитора завершить аудиторское задание
Приложение N 1. Примеры факторов риска,
связанных с искажениями в результате
недобросовестных действий

Обязанности аудитора
по рассмотрению
ошибок и
недобросовестных
действий в ходе
аудита

1. Факторы риска, связанные с
искажениями в результате

(бухгалтерской) отчетности
особенностям руководства аудируемого
лица и его влиянию на контрольную среду
Факторы риска, относящиеся к состоянию
области деятельности аудируемого лица
Факторы риска, относящиеся к
характеристикам хозяйственной
деятельности и финансовой стабильности
2. Факторы риска недобросовестных
действий, связанные с искажениями в
результате незаконного присвоения
активов
Факторы риска, связанные с
подверженностью активов присвоению
Факторы риска, связанные со средствами
контроля
Приложение N 2. Примеры модифицирования
аудиторских процедур в качестве реакции
на оценку факторов риска, связанных с
искажениями в результате
недобросовестных действий
1. Профессиональный скептицизм
2. Распределение обязанностей среди
членов аудиторской группы
3. Учетная политика
4. Средства внутреннего контроля
5. Модификация характера, временных
рамок и объема процедур
6. Особенности процедур, относящихся к
конкретному остатку по счету
бухгалтерского учета, группе однотипных
хозяйственных операций и предпосылке
подготовки финансовой (бухгалтерской)
отчетности
7. Меры по поиску искажений в результате
недобросовестного составления финансовой
(бухгалтерской) отчетности
8. Меры по поиску искажений, возникающих
в результате присвоения активов
Приложение N 3. Примеры обстоятельств,
указывающих на возможные
недобросовестные действия или ошибку

Учет требований
нормативных правовых
актов Российской
Федерации в ходе
аудита

Введение; ответственность руководства
аудируемого лица за соблюдение
нормативных правовых актов Российской
Федерации; рассмотрение аудитором
соблюдения законодательства Российской
Федерации аудируемым лицом; процедуры,
применяемые при выявлении фактов
несоблюдения нормативных правовых актов
Российской Федерации; сообщение о
несоблюдении нормативных правовых актов
Российской Федерации; отказ от
аудиторского задания
Приложение. Примеры фактов, которые
могут указывать на несоблюдение
аудируемым лицом нормативных правовых
актов Российской Федерации

Группа 3. Планирование и документирование аудита

Документирование
аудита

Введение, форма и содержание рабочих
документов, конфиденциальность,
обеспечение сохранности рабочих
документов и право собственности на них

Планирование аудита

Введение, планирование работы, общий
план аудита, программа аудита, изменения
в общем плане и программе аудита

Существенность в
аудите

Введение, существенность, взаимосвязь
между существенностью и аудиторским
риском, существенность и аудиторский
риск при оценке аудиторских
доказательств, оценка последствий
искажений

Оценка аудиторских
рисков и внутренний
контроль,
осуществляемый
аудируемым лицом

Стандарт включает содержание двух ранее
принятых Стандартов - N 8 и N 15.
Установлены единые требования к
пониманию деятельности аудируемого лица
и среды, в которой она осуществляется
Процедуры оценки рисков и источники
информации о деятельности аудируемого
лица
Оценка существенного искажения
информации
Сообщение информации, полученной по
результатам аудита, руководству
аудируемого лица и представителям
собственника
Информация о документации

Применимость
допущения
непрерывности
деятельности
аудируемого лица

Введение; факторы, оказывающие влияние
на непрерывность деятельности; действия
аудитора по планированию и проверке
применения допущения непрерывности
деятельности аудируемого лица;
дополнительные аудиторские процедуры в
случае выявления факторов, касающихся
допущения непрерывности деятельности
аудируемого лица; выводы аудитора и
аудиторское заключение; подписание или
утверждение финансовой (бухгалтерской)
отчетности значительно позже отчетной
даты

Аудиторская выборка

Введение; определения, используемые в
настоящем Правиле (Стандарте)
аудиторской деятельности; аудиторские
доказательства; учет риска при получении
аудиторских доказательств; отбор
элементов для тестирования с целью
получения аудиторских доказательств;
статистический и нестатистический
подходы к выборочной проверке,
построение выборки, объем выборки; отбор
подлежащей проверке совокупности
элементов; проведение аудиторских
процедур; характер и причина ошибок;
экстраполяция (распространение) ошибок;
оценка результатов проверки элементов в
отобранной совокупности
Приложение N 1. Примеры факторов,
совокупности для тестирования средств
внутреннего контроля
Приложение N 2. Примеры факторов,
влияющих на объем отобранной
совокупности для проверки по существу
Приложение N 3. Характеристика методов
отбора совокупности

Группа 4. Внутренний контроль качества аудита

Внутренний контроль
качества аудита

Введение, требования по обеспечению
качества аудита в ходе аудиторской
проверки; обязанности руководителя
аудиторской проверки по обеспечению
качества проведения аудита; этические
требования; принятие на обслуживание
нового клиента или продолжение
сотрудничества с клиентом по конкретному
аудиторскому заданию; формирование
аудиторской группы; выполнение задания;
мониторинг

Контроль качества
услуг в аудиторских
организациях

Введение; обязанности руководства
аудиторской организации по обеспечению
качества услуг, оказываемых аудиторской
организацией; этические требования;
принятие на обслуживание нового клиента
или продолжение сотрудничества; кадровая
работа; выполнение задания; мониторинг;
документирование

Группа 5. Аудиторские доказательства

Аудиторские
доказательства

Введение, достаточные надлежащие
аудиторские доказательства, процедуры
получения аудиторских доказательств

Получение
аудиторских
доказательств в
конкретных случаях

Введение, присутствие аудитора при
проведении инвентаризации материально-
производственных запасов, раскрытие
информации о судебных делах и
претензионных спорах, оценка и раскрытие
информации о долгосрочных финансовых
вложениях, раскрытие информации по
отчетным сегментам финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица

Получение аудитором
подтверждающей
информации из
внешних источников

Введение; связь процедур внешнего
подтверждения с оценкой рисков;
предпосылки подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности, в отношении
которых могут быть получены внешние
подтверждения; подготовка запроса для
внешнего подтверждения; позитивные и
негативные внешние подтверждения;
пожелания руководства аудируемого лица;
особенности лиц, предоставляющих ответ
на запрос; процедура внешнего
подтверждения; оценка результатов
полученных ответов; получение внешних
подтверждений до отчетной даты

Особенности аудита
оценочных значений

Введение; особенности расчета оценочных
значений; аудиторские процедуры при
аудите оценочных значений; общая и
детальная проверка процедур, применяемых
руководством аудируемого лица;
использование независимой оценки;
проверка последующих событий; оценка
результатов аудиторских процедур

Аналитические
процедуры

Введение, сущность и цели аналитических
процедур, аналитические процедуры при
планировании аудита, аналитические
процедуры как разновидность аудиторских
процедур проверки по существу,
аналитические процедуры как общая
обзорная проверка финансовой
(бухгалтерской) отчетности, надежность
аналитических процедур, действия
аудитора при отклонении от ожидаемых
закономерностей

Группа 6. Использование работы третьих лиц

Использование
результатов работы
другого аудитора

Введение; назначение основного аудитора;
процедуры, выполняемые основным
аудитором; сотрудничество между
аудиторами; вопросы, требующие
рассмотрения при составлении
аудиторского заключения; разделение
ответственности

Рассмотрение работы
внутреннего аудита

Введение, объем и цели внутреннего
аудита, взаимоотношения между внутренним
аудитом и внешним аудитором, понимание и
предварительная оценка внутреннего
аудита, сроки взаимодействия и
координации, оценка эффективности
внутреннего аудита

Использование
аудитором
результатов работы
эксперта

Введение, определение необходимости
использования результатов работы
эксперта, компетентность и объективность
эксперта, объем работы эксперта, оценка
результатов работы эксперта, ссылка на
результаты работы эксперта в аудиторском
заключении

Группа 7. Выводы и отчеты в аудите

Аудиторское
заключение по
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение; основные элементы аудиторского
заключения; аудиторское заключение;
модифицированное аудиторское заключение;
обстоятельства, которые могут привести к
выражению мнения, не являющегося
безоговорочно положительным

Аффилированные лица

Введение, наличие связанных сторон и
раскрытие информации о них, проверка
операций со связанными сторонами,
заявление руководства аудируемого лица,
выводы аудитора, аудиторское заключение

События после
отчетной даты

Введение; события, произошедшие до даты
подписания аудиторского заключения;
отражение событий, произошедших после
даты подписания аудиторского заключения,
но до даты предоставления пользователям
финансовой (бухгалтерской) отчетности;
отражение событий, обнаруженных после
предоставления пользователям финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
осуществление эмиссии ценных бумаг

Особенности первой
проверки аудируемого
лица

Введение, аудиторские процедуры при
первой проверке аудируемого лица,
особенности аудиторского заключения при
первой проверке аудируемого лица.
Приложение. Примерный фрагмент
завершающей части аудиторского
заключения, включающего оговорку в связи
с неучастием аудитора в инвентаризации
материально-производственных запасов

Сообщение
информации,
полученной по
результатам аудита,
руководству
аудируемого лица и
представителям его
собственника

Введение; надлежащие получатели
информации; информация, которую следует
сообщать руководству аудируемого лица и
представителям его собственника; сроки
сообщения информации руководству
аудируемого лица и представителям его
собственника; формы сообщения информации
надлежащим получателям;
конфиденциальность; нормативные правовые
акты Российской Федерации в части
предоставления аудитором информации

Заявления и
разъяснения
руководства
аудируемого лица

Введение, признание руководством
аудируемого лица ответственности за
финансовую (бухгалтерскую) отчетность
аудируемого лица, использование
аудируемого лица в качестве аудиторских
доказательств, документальное оформление
заявлений и разъяснений руководства
аудируемого лица, действия аудитора при
отказе руководства аудируемого лица
представить заявления и разъяснения
Приложение. Образец письма-представления

Прочая информация в
документах,
содержащих
проаудированную
финансовую
(бухгалтерскую)
отчетность

Введение, доступ к прочей информации,
рассмотрение прочей информации,
существенные несоответствия,
существенное искажение фактов,
доступность прочей информации после даты
аудиторского заключения

Учет особенностей
аудируемого лица,
финансовую
(бухгалтерскую)
отчетность которого
подготавливает
специализированная
организация

Введение; вопросы, рассматриваемые
аудитором аудируемого лица; заключение
аудитора специализированной организации

Сопоставимые данные
в финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, соответствующие показатели,
сопоставимая финансовая (бухгалтерская)
отчетность
Приложение. Примеры аудиторских
заключений
Пример А. Аудиторское заключение,
абз. 1 п. 9 Федерального правила
(стандарта) N 26
Пример Б. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
абз. 2 п. 9 Федерального правила
(стандарта) N 26
Пример В. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
п. 19 Федерального правила (стандарта)
N 26
Пример Г. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
п. 13 Федерального правила (стандарта)
N 26
Пример Д. Аудиторское заключение,
составляемое в случаях, приведенных в
пп. "б" п. 21 Федерального правила
(стандарта) N 26

Группа 8. Сопутствующие аудиторские услуги

Основные принципы
федеральных правил
(стандартов)
аудиторской
деятельности,
имеющих отношение к
услугам, которые
могут
предоставляться
аудиторскими
организациями и
аудиторами

Введение; основные принципы финансовой
(бухгалтерской) отчетности; основные
принципы аудита и сопутствующих аудиту
услуг; уровни уверенности,
обеспечиваемой аудитором; аудит;
сопутствующие аудиту услуги,
ненадлежащее использование имени
аудитора
Приложение. Сравнительная характеристика
аудита и сопутствующих аудиту услуг

Выполнение
согласованных
процедур в отношении
финансовой
информации

Введение, цель выполнения согласованных

согласованных процедур в отношении
финансовой информации, определение
условий выполнения согласованных
процедур в отношении финансовой
информации, процедуры и доказательства,
подготовка отчета
Приложение. Пример отчета о фактах,
отмеченных при выполнении согласованных
процедур по проверке кредиторской
задолженности

Компиляция
финансовой
информации

Введение, цель компиляции финансовой
информации, общие принципы выполнения
компиляции финансовой информации,
определение условий компиляции
финансовой информации, процедуры,
подготовка отчета о выполнении
компиляции финансовой информации
Приложение. Примеры отчетов о компиляции
финансовой информации
1. Отчет о компиляции финансовой
(бухгалтерской) отчетности
2. Отчет о компиляции финансовой
(бухгалтерской) отчетности с текстом,
привлекающим внимание к существующим
отступлениям от основных принципов
составления финансовой (бухгалтерской)
отчетности

Обзорная проверка
финансовой
(бухгалтерской)
отчетности

Введение, общие принципы выполнения
обзорной проверки, условия проведения
обзорной проверки, процедуры и
доказательства, подготовка заключения по
результатам обзорной проверки
Приложение 1. Примерный перечень
процедур, которые могут быть проведены в
ходе образной проверки финансовой
(бухгалтерской) отчетности
Приложение 2. Пример заключения по
результатам обзорной проверки с
выражением безоговорочного
положительного мнения
Приложение 3. Примеры заключений по
результатам обзорной проверки,
содержащих мнение, не являющееся
безоговорочно положительным

Группа 9. Образование и подготовка кадров

Стандарты находятся в стадии разработки

Таким образом, нами сформировано 9 групп стандартов.

Первая группа включает один стандарт и в дополнение к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" здесь рассмотрены цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности .

Вторая группа включает три стандарта и посвящена ответственности аудиторов и аудиторских организаций.

Третья группа содержит 6 стандартов и используется в повседневной работе аудиторов в части оформления процедур по планированию и документированию аудиторской деятельности . В рамках этой группы саморегулируемым аудиторским объединениям целесообразно разработать внутрифирменные стандарты для своих членов. Такие стандарты должны содержать различные таблицы, формы документов, краткие инструкции для проведения работ по планированию и документированию. Особенно они будут полезны начинающим аудиторам.

Четвертая группа включает два стандарта и посвящена вопросам качества выполнения заданий по аудиту и качеству услуг самих аудиторских организаций.

Пятая группа содержит пять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учет е и др.

Шестая группа включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием для проведения аудита результатов работы эксперта , работы внутреннего аудитора и другой аудиторской организации (аудитора).

Седьмая группа охватывает 9 стандартов, посвященных составлению отчетов и выводов , разработке важнейшего аудиторского документа - заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядку оформления информации по результатам проведения аудита (отчета аудитора, письменной информации), особенностям первой проверки аудируемого лица и др.

Восьмая группа является сравнительно новой и включает четыре стандарта, один из которых посвящен анализу понятия "Сопутствующие аудиторские услуги ", а три стандарта содержат требования к выполнению таких услуг , как выполнение согласованных процедур в отношении финансовой отчетности, компиляция финансовой информации; обзорная проверка бухгалтерской отчетности.

Девятая группа находится в стадии разработки.

Сопоставление приведенной классификации с МСА позволит составить адекватную программу подготовки новых, наиболее необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для Российской Федерации.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности разра­батывают СРО аудиторов, в частности: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров и ауди­торов России и др.

· В основном СРО аудиторов разрабатывают внутренние стандарты, дополняющие содержание федеральных стан­дартов в части их конкретизации (приводят необходимые формы документов, таблиц и др.). Такие стандарты предна­значены для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, входящих в соответствующую СРО.
Внутренние стандарты (регламенты) аудиторских ор­ганизаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организа­ций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и ут­верждены аудиторской организацией в целях обеспечения эффективности практической работы.
Применение внутренних стандартов аудиторских орга­низаций способствует:

Соблюдению требований внешних аудиторских пра­вил (стандартов);

Уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

Использованию для проведения аудита аудиторов-ас­систентов;

Увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сфор­мулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выпол­нении сопутствующих и прочих аудиторских услуг.
Внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторских организаций могут включать следующие блоки:

  1. структуру фирмы, технологию организации, выполняе­мые функции и другие особенности ее функционирования;
  2. расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных стандартов;
  3. методики проведения аудиторских проверок по разде­лам и счетам бухгалтерского учета;
  4. организацию прочих и сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие орга­низационно-экономические аспекты деятельности ауди­торской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.


Второй блок внутренних стандартов дополняет и рас­шифровывает положения федеральных или внутренних стандартов СРО аудиторов. Они могут быть классифици­рованы по следующим группам:

  • ответственность аудиторов;
  • планирование аудита;
  • изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • получение аудиторских доказательств;
  • использование работы третьих лиц;
  • порядок формирования выводов и заключений в аудите;
  • специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандар­ты, отражающие: специфические аспекты проведения ауди­та кредитных учреждений; специфические вопросы прове­дения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институ­тов; специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведе­ния аудиторских проверок по разделам и счетам бухгал­терского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классифи­каторы, инструкции. Особенно полезны эти методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% слу­чаев принять правильное решение.
Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех слу­чаях, когда аудиторские фирмы выполняют прочие и сопут­ствующие аудиту услуги. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстанов­ления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутренние стандарты должны удовлетво­рять следующим требованиям:

  • целесообразности - при разработке стандартов следу­ет учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
  • преемственности и непротиворечивости, т.е. обеспечи­вать согласованность и взаимосвязь с остальными внутрен­ними стандартами;
  • полноты и детализации - внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
  • единства терминологической базы - обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и доку­ментах.

Разработка и внедрение внутренних стандартов - трудо­емкая и продолжительная работа, нацеленная на перспек­тиву. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в стандарте «Требования к внутрен­ним аудиторским стандартам аудиторских организаций» (применяется до утверждения Правительством РФ феде­ральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80)). Внутренние стандарты - часть организационно-распо­рядительной документации и системы внутреннего контро­ля аудиторской организации.

Введение


Закономерным результатом развития взаимоотношений государства и субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности стало появление саморегулируемых организаций. Государство, отменяя лицензирование определенных видов деятельности, законодательно передает регулирование рынков и сфер профессиональной деятельности саморегулируемым организациям (СРО).

Саморегулируемая организация - организация с механизмом управления, позволяющим самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать правила и стандарты предпринимательской деятельности, а также осуществлять контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.

За последние два десятилетия российский рынок аудита развивался быстро. Профессиональное аудиторское сообщество вплотную подошло к саморегулированию, и это серьезный этап развития профессиональных отношений.

Саморегулирование признано в мировой практике одним из наиболее эффективных современных механизмов, позволяющих регулировать профессиональную и предпринимательскую деятельность. С 2010 г. в России лицензирование аудиторской деятельности было заменено обязательным членством в саморегулируемой организации. Необходимость и важность профессионального регулирования аудита подтверждает тот факт, что впервые профессиональные аудиторские объединения в России возникли более 15 лет назад на добровольной основе. Их главной целью было содействие развитию и совершенствованию аудиторской деятельности, увеличение профессионального потенциала аудиторских кадров.

В данной работе раскрываются функции и задачи саморегулируемых организаций на современном этапе.

1. Саморегулируемые организации на аудиторском рынке - основы функционирования и требования к их деятельности


В настоящее время в России ведется серьезная работа по становлению отечественного аудита. В то же время потенциал аудиторской деятельности в нашей стране остается реализованным далеко не полностью, а возможности аудита в достижении целей финансового контроля - не исчерпаны.

На протяжении многих лет деятельность аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Формировался рынок аудиторских услуг, а сами аудиторы упорным трудом зарабатывали имя и авторитет. Однако опыт государственного регулирования аудита и аудиторской деятельности путем создания Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности отчетливо выявил его недостатки. К их числу следовало бы отнести, в первую очередь, чрезмерную централизацию регулирования, неспособность оперативно решать назревавшие аудиторские проблемы при бурном росте числа аудиторских организаций в Российской Федерации.

В развитии института саморегулирования в России можно выделить следующие этапы:

первый этап продолжался с начала 90-х годов XX века до принятия Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

второй этап наступил с вступлением в силу Закона №119-ФЗ в сентябре 2001 г.;

третий этап сопряжен с рассмотрением и обсуждением проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Но с 1 января 2010 г. в аудиторской деятельности отменено государственное лицензирование и введено обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО), которые должны регулировать работу аудиторов и контролировать её качество. В соответствии с требованиями Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» с 2010 года аудиторские организации и аудиторы, не являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Следует отметить, что одним из мотивов, побудивших Правительство РФ к корректировке ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307, является стремление, прежде всего, существенно повысить качество аудиторских услуг при одновременном снижении аудиторского риска.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Саморегулирование (СРО) в области аудиторской деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

И другие нормативно-правовые акты.

Саморегулируемая организация бухгалтеров и аудиторов (СРО) функционирует как профессиональное объединение, независимое в юридическом и организационном плане, и в то же время подотчетное заинтересованным лицам. В состав заинтересованных лиц входят члены СРО, руководство и сотрудники предприятий, инвесторы, кредиторы, регулирующие органы и другие лица, использующие результаты деятельности бухгалтеров и аудиторов в процессе принятия тех или иных решений.

Эти организации представляют законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Их функция регулирования выражается в разработке и установлении обязательных для выполнения своими членами правил профессиональной деятельности, внутренних правил и стандартов деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.

Уже 1 октября 2009 г. Минфин внес в государственный реестр запись о регистрации первой СРО на аудиторском рынке. Ею стала Аудиторская палата России (АПР). В 2012 г. на рынке действует пять профессиональных аудиторских объединения, имеющих статус аккредитованных при Минфине:

Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), дата вступления - 30.10.2009 г.;

Московская аудиторская палата (МоАП) - 27.11.2009 г.;

Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров (Гильдия аудиторов ИПБР) - 14.12.2009 г.;

Российская коллегия аудиторов (РКА) 23.12.2009 г.;

Аудиторская Ассоциация Содружество (ААС) - 30.12.2009 г.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. (Реестр аудиторов и аудиторских организаций - это систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций).

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» требованиям к членству в такой организации;

) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.

Представители уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов, а также на иных проводимых ею мероприятиях.

Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

В случае, если членами саморегулируемой организации аудиторов являются физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, в деятельности органов управления такой организации должна быть обеспечена независимость аудиторов и аудиторских организаций при осуществлении ими функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью.

Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов могут совмещать исполнение этих функций с аудиторской деятельностью (с участием в аудиторской деятельности).

Независимые члены постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов должны составлять не менее одной пятой числа членов этого органа.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».


2. Цели и задачи деятельности СРО


Целями деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (СРО аудиторов) являются:

объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью;

повышение качества выполняемых аудиторских услуг;

информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.

Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов ставятся следующие основные задачи:

Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.

Разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности. По большому счету главная задача саморегулируемой организации аудиторов - контроль за деятельностью своих членов.

Одна из главнейших задач СРО - регулирование аудиторской деятельности. На современном этапе чтобы заниматься аудиторской деятельностью, нужно получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций, включенных Минфином в Реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Система саморегулирования обязывает аудиторов выполнять как общие правила и стандарты аудиторской деятельности, так и принятые саморегулируемой организацией. Демпинговать и оказывать некачественный аудит при этом сложно, так как за «вход» и «нахождение» в профессии необходимо платить, в связи с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам.

После вступления в силу Закона об аудиторской деятельности в 2009 г. в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено шесть СРО.

Новый механизм регулирования аудиторской деятельности привел к совершенно иной картине на аудиторском рынке, нежели это было ранее (таблицы 1,2).

саморегулируемый аудиторский рынок организация

Таблица 1 - Численность аудиторов в разрезе СРО аудиторов

N по реестру СРОНаименование СРО аудиторовКоличество аудиторов01АПР687802ИПАР253703МОАП536504ГАИПБР537105РКА328606ААС2886

Таблица 2 - Численность аудиторских организаций в разрезе СРО аудиторов

N по реестру СРОНаименование СРОКоличество аудиторских организаций01АПР116102ИПАР29803МОАП108704ГАИПБР115405РКА76906ААС722

Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в 2009 г., количество аудиторских фирм, вступивших в СРО по состоянию на 1 января 2011 г., составило пять тысяч. Число аудиторов, вступивших в СРО, к этому же периоду сократилось до 26,3 тыс. по сравнению с 2009 г., когда число аттестованных аудиторов, осуществлявших свою деятельность, составляло 38,8 тыс. Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторских организаций сократилось больше чем на треть. С одной стороны это сильно сузило рынок аудиторских услуг, но с другой стороны, множество недобросовестных фирм отсеялись.


3. Функции саморегулируемых организаций


Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях»:

) участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

) сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой организации аудиторов требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;

) сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

) представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

) подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;

) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов;

) оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.


Заключение


Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан.

В ноябре 2007 г. в России был принят Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций (СРО), объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.

СРО - это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

На СРО-аудиторов возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю за соблюдением ими требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства РФ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

На сегодняшний день наиболее важной задачей для аудиторов является развитие бизнеса в новых для рынка условиях саморегулирования. Об эффективности механизма СРО отечественного рынка аудита пока судить рано.

Список литературы


1.О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ.

2.Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ.

.Аудит. Учебник. Под ред. Подольского В.И., д.э.н., проф. - М.: Вольтерс Клувер, 2010. -672 с.

.Аудит. Учебное пособие. В.И. Подольский, А.А. Савин. -3 изд. перераб. и дополн. - М.: ЮРАЙТ, 2010. -605 с.

.Анохова Е.В. Саморегулирование аудиторской деятельности: современный этап // Аудиторские ведомости. - 2011.-№12. - С. 47 - 52.

.Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: учебное пособие / под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.: Магистр, 2009. -463 с.

.Санникова И.Н. Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность // Международный бухгалтерский учет. 2011. - №17. - С. 8 - 14.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Стандарты аудиторской деятельности, действующие в саморегули­руемых организациях аудиторов, разраб. ’ывают саморегулируемые организации аудиторов, в частности Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и др. Это в основном аудиторские стандарты, которые дополняют феде­ральные стандарты аудиторской деятельности.

В ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрена двухуровневая к ассификация стандартов аудитор­ской деятельности: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов. Что "асается аудиторских организаций и ин­дивидуальных ауд1оров, то они могут (и должны) разрабатывать и более детальные в "утренние стандарты (регламенты, инструкции, методики). Такие документы, с одной стороны, дополняют и рас­шифровывают п лож ния федеральных стандартов, а с другой - учитывают особенности организации конкретной практической дея­тельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Сущностью таких стандартов является ноу-хау аудиторских ор­ганизаций и индивидуальных аудиторов.

Внутренние инструкции (регламенты, стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой доку­менты, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией в целях обеспечения эффективности практической работы и ее аде- ватности принятым российским правилам (стандартам) ауди"ор- ской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способ вует соблюдению требований внешних аудиторских стан­дартов, уменьшению трудоемкости аудиторских проверок, исполь­зованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов, увеличению объема выполняемых аудиторских услуг. Внутренние стандарты по­зволяют сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении прочих и сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты могут включать сле­дующие блоки:

1) структуру фирмы, выполняемые функции и другие особенно­сти ее функционирования;

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняю­щие положения федеральных стандартов;

3) методики проведения аудиторски" прове ■ ,к по разделам и сче­там бухгалтерского учета;

4) организацию прочих и сопутс вую ш™ аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие органи­зационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фир­мы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй блок вну" ренних т@т дартов дополняет и расшиф­ровывает положения федеральных или внутренних стандартов ак­кредитованных профессиональных аудиторских организаций. Они могут быть классифицированы по следующим группам: ответствен­ность аудиторов; планирование аудита; изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта; получение ауди­торских доказательств; использование работы третьих лиц; порядок формирования выводов и заключений в аудите; специализирован­ные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты, отра­жающие спе.ифи еские аспекты проведения аудита кредитных уч­реждений, специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования, специфические ас­пекты роведениТ аудита бирж, внебюджетных фондов и инвести­ционных институтов, специфические особенности проведения аудита других экономических субъектов.

Т етий блок стандартов включает методики проверни,. аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, ра­бочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики для начинающих аудиторов и аудиторов- ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и при­мерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случа­ях, ког " аудиторские фирмы выполняют прочие и сопутству тщие аудиту услуги. Такие стандарты составляются по организации бух- галте ского учета, методике восстановления учета, автом. "из ции учета и др.

Аудиторские внутренние стандарты должны удовлетворять сле­д ующим требованиям:

Целесообразности - при разработке стандартов следует учи­тывать их практическую значимость, актуальность и приори­тетность;

Преемственности и непротиворечивости, т.е. обесп чивать со­гласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стан­дартами;

Полноты и детализации - внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

Единства терминологической базы - обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение вт утрет них стандартов - трудоемкая и продолжительная работа, н@ *елетная н. перспективу. Рекоменда­ции по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском правиле (стандарте) «Требования к внутренним ауди­торским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты - часть организационно-распорядитель­ной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.

Вопросы для самопроверки

1. Как I иассж чцир- .отся стандарты аудиторской деятельности?

2. Дайте о±.реде ление стандарта аудиторской деятельности.

3. Опишите структуру стандарта аудита и его содержание.

4. Что представляют собой Международные стандарты аудита?

5. Приведите характеристику федеральных стандартов аудиторской деятельности.

6. Дайте ■ пределение и рассмотрите классификацию внутренних стандартов аудиторской деятельности саморегулируемых органи- зацг й аудиторов.

У. Пт введите классификацию внутренних регламентов (стат "артов) аудита аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.