В чем состоит метод генерирования идей. Новые бизнес идеи: метод расшифровки. Новые бизнес идеи: метод фокальных обьектов

ВВЕДЕНИЕ

Методы установления факторов, которые определяют развитие ситуации основываются на принципах деловой игры и методах творческого труда. Деловая игра предполагает определение логически обоснованной последовательности действий менеджера при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоение технологии групповой работы, выделение ситуационного лидера. Она показывает, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.

Обычно в практике управления разрешение той или иной проблемной ситуации осуществляется традиционным способом: принимается и анализируется первое, нередко интуитивно найденное решение, которое далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в особенно сложных ситуациях руководитель все чаще прибегает к методу построения системы альтернативных вариантов. Анализ и оценка каждого из них способствуют выбору такого решения, которое с наибольшей вероятностью гарантирует в итоге максимальную эффективность. Однако в сфере производства могут возникнуть такие ситуации, когда метод выбора лучшего варианта оказывается ненадежным, потому что в данных обстоятельствах "хороших" вариантов просто нет: альтернатива --"одна хуже другой". В подобных ситуациях на помощь руководителю приходит "метод отрицания", когда "из двух зол выбирается меньшее".

Творческие методы (эвристические) применяются на всех этапах принятия решений и решения многих задач управленческой деятельности, однако наиболее эффективны на начальных стадиях и в проблемных ситуациях.

Часто эвристические методы применяются в различных сочетаниях с приемами. Весьма эффективны приемы преобразования (упрощения) решаемых задач: сведение ("редукция") новой задачи к уже известной и решенной в прошлом. Разукрупнение ("декомпозиция") задачи и решение ее по частям; укрупнение, обобщение задач; использование различных аналогий или антианалогий (рассуждение "от противного"); абстрагирование.

Предметом изучения является структура менеджмента, характерными признаками которого являются ситуационный подход, ситуационные факторы и модели поведения менеджера в условиях изменчивого рыночного окружения.

Объектом исследования является любая фирма, использующая ситуационный подход при принятии важных управленческих решений.

Цель контрольной работы: определить какую роль оказывает творческие методы определения факторов развития ситуации в принятии важных управленческих решений.

Определить какие существуют методы установления факторов развития ситуации.

В чём особенность методов генерации идей.

Как можно ликвидировать тупиковые ситуации.

Какова характеристика экспертных методов.

Методы генерации идей

Метод мозгового штурма (мозговая атака).

Мозговой штурм, или мозговая атака, имеет следующие этапы: подготовительный; генерации идей; анализа и оценки идей.

Считается, что тормозом на пути оригинальных решений, возникающих в мозгу человека, является критичность. Человек, особенно в деловой среде, боится показаться смешным из-за нестандартности своего решения. Что-то вроде синдрома "боязни выглядеть глупым". Наделенный таким синдромом специалист (а их большинство в реальной профессиональной среде) постепенно утрачивает способность думать «не как все», предлагать дерзкие, оригинальные идеи. Поэтому одно из главных условий "мозговой атаки" -- избежание критических замечаний.

Метод "мозговой атаки", "мозгового штурма" -- это системно организованная интеллектуальная деятельность подготовленных специалистов, использующих приемы и способы работы мозга для коллективной генерации идей.

Организация достигается использованием специалистами групповой работы, соответствующими правилами формирования группы и хода обсуждения проблем, определенными процедурными требованиями к поведению участников.

При создании группы учитывается: неоднородность знаний, опыта и социально-функционального состава ее членов. Последнее требование имеет в виду не только разнообразие должностного состава участников, но и характер их зависимости от организации, которым придется реализовать принятые решения. Большинство членов группы должно быть не зависимо друг от друга, не связано с будущими исполнителями личными интересами.

При создании коллектива используется принцип состязательности; в группу вводят представителей различных научных школ или организуется параллельная группа. Состав группы периодически обновляют, вводят в нее новых членов, что оживляет функционирование коллектива, повышает инициативу, творческий настрой остальных членов группы.

Организуя ход обсуждения проблемы, членов группы информируют о теме работы, а не о самой проблеме. Этим добиваются спонтанного подхода к ее решению. При выступлении члена коллектива подается одна идея, критика любых идей запрещается, споры не проводятся, сравнительные оценки не делаются. Разрешается использовать чужие идеи, самые утопические.

На этапе оценки критика и оценка производятся по специальным критериям: удовлетворение конкретным требованиям, возможность и время реализации идей в других областях деятельности.

Штурм начинается с назначения ведущего. Он отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

* формулировка и переформулировка задачи;

* подбор участников для последующих этапов работы;

*решение организационных вопросов (помещение и организация пространственной среды, магнитофон или видеокамера, распределение ролей среди участников и пр.).

Участники мозгового штурма делятся на две группы:

* "генераторов" -- людей с позитивной установкой на творчество, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их;

* "аналитиков" -- специалистов, обладающих большим количеством знаний по исследуемому вопросу, способных критически оценить выдвинутые идеи.

Условия проведения мозгового штурма:

* предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их качеству;

* идеи высказываются короткими предложениями;

* во время выдвижения идей, как уже было отмечено, запрещена их критика, неодобрительные замечания, иронические или саркастические реплики;

* одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, причем предпочтение оказывается не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях;

* создается и поддерживается такая обстановка, в которой допустимы шутка, каламбур и смех;

* высказанные ранее идеи любой участник мозгового штурма может развивать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные комбинации;

* между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружественные отношения;

* идеи могут выдвигаться без обоснования;

* допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей.

Процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15--25 минут. Численный состав группы 6--10 человек. Все идеи записываются на магнитофон или стенографируются. Группа за сеанс может выдать более 100 идей.

Обязанности ведущего:

Во время генерирования идей обеспечить психологическую поддержку участников и управлять творческим процессом для расширения или сужения поля поисков;

На протяжении всего штурма вводить "генераторов" в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли на рассматриваемом объекте.

Задача "аналитиков"; развивать выдвинутые на этапе генерации идеи для их конкретизации, обобщать идеи, осуществлять их экспертизу.

Полная продолжительность мозгового штурма составляет полтора-два часа со следующим регламентом:

* представление участников и ознакомление их с правилами, распределение на группы "генераторов" и "аналитиков" -- 5-10 мин.;

* постановка задачи ведущим и инструктаж с ответами на вопросы--10-15 мин.;

* генерация идей -- 10-15 мин.;

* перерыв-- 10 мин.;

* анализ идей--10-15 мин,;

* составление отредактированного списка идей -- 10--15 мин. Весьма повышают продуктивность мышления различные мероприятия по психологической настройке и психоэвристическому стимулированию: чай, кофе и другие налитки, негромкая фоновая музыка, натуральный образец, макет или эскиз объекта, которые требуется улучшить, и т. д.

С помощью мозгового штурма целесообразно развивать лиц, занятых сбытом, научными исследованиями, финансовыми и инженерными обязанностями, маркетологов и специалистов по рекламе, коммерческих директоров и релайтеров.

Метод синектики

Синектика -- наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества -- является дальнейшим развитием мозгового штурма.

Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". Цель синектики -- направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Организация проведения сессии синектиков (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки, в том числе очень активным применением аналогий.

Группа синектики -- 2-3 специалиста со стороны, представляющие разные профессии, несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт. Желательны контрастные психологические типы участников.

Группа синектики использует аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии следующих четырех типов:

* прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы ("А как решаются задачи, похожие на данную?");

* субъективные (личные) аналогии. Например, конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата;

* символические аналогии -- это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, В частности ставится задача; "Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе", например "дерево целей";

* фантастические аналогии. Используя их, необходимо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, "хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины". Процедура проведения синектики

Синектика начинается с формулировки проблемы. После определения основной формулировки проблемы начинается дискуссия, цель которой -- очищение от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений.

Следующий шаг -- превращение необычного в привычное. Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.

Затем идет шаг -- разбор проблемы. Обсуждается ее понимание (кто как понял), при этом определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

Очередной шаг-- наводящие вопросы. Синектор (ведущий) предлагает пользоваться одним из типов аналогий для принятия нового решения.

Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства или модели. Аналогии можно рассматривать как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга. Метод синектики полезен для обучения бизнесменов и релайтеров, предпринимателей и менеджеров, финансистов и маркетологов, специалистов по рекламе и пр.

Метод ассоциаций

Ассоциативный метод активизации творческого мышления основывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

Между двумя совершенно различными, не связанными понятиями можно осуществить логическую связь, то есть установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Например, два различных понятия -- "древесина" и "мяч". При осуществлении ассоциативного перехода получается цепочка: "древесина" -- "лес", "лес" -- "поле", "поле" - "футбольное", "футбольный" -- "мяч".

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять простые виды: бинарные метафоры-аналоги ("колокольчик заливается", "дуги бровей"); метафоры-катахрезы, содержащие противоречия ("сухопутный моряк", "круглый квадрат"); метафоры-загадки ("туман над лесом" -- косынка).

Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развивает творческое мышление обучаемых.

Метод записной книжки

В записную книжку заносится формулировка проблемы, которую нужно решать, и в се известные факты, имеющие прямое или косвенное отношение к ее решению.

Затем начинается основательное размышление по поводу всевозможных путей решения проблемы, всякий раз при этом делаются записи в записной книжке по поводу новых мыслей или идей. Ежедневно этому посвящается определенное время. День ото дня растет количество записанных вариантов. В конце месяца анализируются все записи и составляется список самых лучших идей и предложений.

Этот метод можно использовать и для коллективной работы по генерированию идей, но тогда записная книжка должна быть у каждого участника творческого процесса. Главный координатор в конце месяца собирает все записи и сводит все лучшие идеи в общий список, избегая одинаковых предложений, а затем проводит коллективное обсуждение и экспертизу предлагаемых идей.

Выбираются лучшие. Для того чтобы привнести в работу объективность, целесообразно предварительно определить критерии отбора идей, например по степени новизны и конструктивности, по степени обоснованности или ресурсного обеспечения реализации, по появлению потенциальных проблем после внедрения. Использование метода позволяет:

* выявлять и определять значимость проблемы, влияющих факторов и концепций ее решения;

* преодолевать недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций (например, совещаний);

* в ограниченное время найти подход к решению внезапно возникшей задачи.

Метод дискуссии

Это метод подготовки решений с участием широкого круга участников, ознакомления их со взглядами друг друга, выявления различных точек зрения, интересов, их согласования и интеграции. Это совместный поиск оптимальных путей решения проблем, опирающийся на результаты практики и на ее научное осмысление.

Дискуссия предполагает свободное изложение участниками своих позиций, сопоставление различных подходов, публичное обсуждение преимуществ и недостатков спорной проблемы. Достигается это соответствующей организацией совместной работы участников, применением необходимых методических приемов и способов.

Использование метода позволяет:

* решить важные научные, государственные и хозяйственные проблемы;

* выявить и согласовать интересы многообразных социальных групп, довести до каждого члена организации и общества в целом необходимость определенного порядка действий;

* формировать необходимую организационную культуру фирмы.

Введение

Выработка идей при решении изобретательских задач – один из способов древнейших видов человеческой деятельности. Поразительно, что основной метод генерирования идей сохранил свою суть до наших дней,- это и метод проб и ошибок. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения задачи. Такая традиционная технология изобретательства отличается низкой эффективностью. Приведшая научно-техническая революция вызвала необходимостью в его интенсификации и выработке методов активизации перебора вариантов.

Научно-технический прогресс в легкой промышленности в большой степени зависит от успешного внедрения изобретений, рационализаторских предложений, разработки новых идей, оборудования, приспособлений, т.н. от того, что является результатом творческой деятельности инженерно-технических работников.

Активизация творческой деятельности инженера при решении конкретной задачи может быть достигнута путем применения различных методов и правил, стимулирующих творческое воображение, фантазию, способность к нестандартному мышлению. В настоящее время учеными и специалистами разработано значительное количество таких методов. Основными среди них являются метод мозгового штурма (мозговая атака), ассоциативные методы, методы морфологического анализа и контрольных вопросов. Особое место занимает теория решения изобретательских задач, использование алгоритма которой (АРИЗ) позволяет вообще отказаться от перебора вариантов и перейти к мыслительным действиям, опирающимся на знание законов развития технических систем.

Выдвижение оригинальных идей, поиск новых технических решений с учетом объективности интенсификации этих процессов возможно только на основе освоения будущими инженерами современных методов генерирования технических идей. Получение практических навыков применение таких методов должно значительно расширить творческий потенциал студентов, активизировать изобретательскую направленность их действий.

В настоящем методическом указании к лабораторной работе приводится краткое описание и примеры решения технических задач методом «мозгового штурма» и с использованием алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), предполагаются задачи для самостоятельного решения, описан порядок выполнения лабораторной работы и оформления отчета, приведен перечень рекомендуемой литературы.

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Целью данной лабораторной работы является практическое ознакомление студентов с методами технического творчества и формирование у них знаний, умений и навыков по использованию методов поиска новых технических решений, активизирующих творческую деятельность разработчиков новой технологии.

2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТОДАХ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ

Стремление повысить эффективность творческого труда инженера породило ряд приемов, методов и методик, позволяющих в той или иной степени активизировать мышление, развить и реализовать творческие способность человека. Цель методов активизации поисков новых технических решений состоит в том, чтобы сделать процесс генерирования идей интенсивнее, повысить «концентрацию» оригинальных идей в общем потоке. Всю совокупность методов генерирования идей можно разделить по двум классам: методы выработки идей перебором вариантов решения задачи и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Первый класс методов разделяется по двум направлениям: морфологические методы и методы «мозгового штурма». Второй класс (ТРИЗ) определяется алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ). Ниже рассматривается метод «мозгового штурма» и АРИЗ.

2.1. Метод «мозгового штурма»

Метод «мозгового штурма» и его многочисленные модификации, синектика, ассоциативные методы (методы аналогий: прямая, личная, символическая, фантастическая), списки контрольных вопросов и др., относятся к типу методов, получивших название методов психологической активации мышления.

В основе метода лежит мысль об от делении процесса генерирования идей от процесса их оценки. Осборн предложил вести генерирование идей в условиях, когда критика запрещена; наоборот, всячески поощряется каждая идея, даже шуточная ли явно нелепая. Для этого отбирают небольшую группу (6-8 человек) «генераторов идей».Высказанные идеи записывают и передают группе экспертов для оценки ли отбора перспективных. Таков смысл обычной мозговой атаки.

Философская концепция «мозгового штурма» основана на теории Фрейда. Считается, что в таких условиях под сознанием вырабатывается иррациональные (невыразимые в понятиях логики) идеи, которые позволяют выйти за пределы привычных представлений и стереотипов.

Улучшенным методом мозгового штурма является синектика. Смысл ее заключается в том, что используются постоянные группы «генераторов идей», которые накапливают опыт решения задач. Растет взаимопонимание, идеи схватываются с полуслова. В этом методе участвуют два механизма творчества: не операционные и операционные процессы.

Не операционные процессы основаны на интуиции, операционные - на использовании разного рода аналогий. Обратимся к последнему. Гегель утверждал: «В умозаключении по аналогии мы из того, что вещи известного рода обладают известным свойством, заключаем, что и другие вещи этого рода так же обладают этим свойством».

Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются аналогии:

а)прямая – любая аналогия, например, из природы;

б)личная – попытка взглянуть на задачу, отожествив себя с объектом и войдя в его образ;

в)символическая – нахождение кратного символического описания задачи или объекта;

г)фантастическая – изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.

Пример решения задачи методом «мозгового штурма» (стенограмма):

Руководитель. Нашей задачей является найти способ изготовления швейных или обувных деталей (или изделий) с заданном объемно-пространственной формой, управление которым можно было бы полностью передать автоматическим устройствам. Какие будут предложения?

А. Для получения пространственной формы в изделиях швейной, трикотажной, обувной и кожгалантерейной промышленности применяют конструктивные способы, когда плоскую ткань или кожу расчленяют на отдельные детали, а затем их соединяют и дополнительно вводят конструктивные элементы, как вытачки, рельефы, складки, сборки и тд.

Б. Объемно-пространственную форму можно получить путем физико-механического воздействия на сетчатую структуру текстильных материалов с целью изменения углов между нитями основы и утка.

В. Использовать драпировочные свойства ткани.

Руководитель. Эти способы действительно позволяют изготовлять детали и узлы изделий объемно-пространственной формы, но они содержат большую долю ручного труда и трудно поддаются автоматизации. Какие еще способы вы можете предложить?

В. Нужно воздействовать на монокулярную структуру материала с помощью тепла, влаги и механического воздействия (развитие предыдущей идеи), а параметры процесса формования (температура, давление, влажность) контролировать и регулировать с помощью автоматических устройств [например, операции сутюживания, оттягивания, разутюживание, прессование и т.д.]

Г. Формование можно осуществить способом выдавливания путем сухой тепловой обработки. Например, формование верха обуви в силиконовых матрицах, формование низа обуви.

Д. Для повышения форм устойчивости деталей можно при влажно-тепловой обработке дополнительно ввести специальные технические средства, дозирование которых также может быть автоматизировано.

Е. Нужную форму деталей или изделий можно получить путем применения комбинации нескольких способов формообразования, например, конструктивного и влажно-тепловой обработки и др.

Руководитель. Отлично! «Мозговой штурм» идет очень хорошо. Предложен ряд методов получения объемно-пространственной формы деталей и изделий. Однако, автоматизация контроля и регулирования только отдельных параметров процесса (температура, количество химических добавок, продолжительность формования) не обеспечивают изготовление высококачественных изделий, так как ряд других параметров изменяются по случайному закону в зависимости от внешних возмущений. Давайте подумаем, какие способы формования можно предложить, чтобы обеспечить полную автоматизацию процесса, а следовательно, высокое качество изделий?

А. Можно применить литьевые методы для получения деталей и изделий требуемой формы из компонентов полиуретана, например, литью под давлением с использованием пасты поливинилхлорида или экструзия с использованием термопластов (применение физических эффектов). В этом случае все параметры и технологический процесс изготовления могут быть полностью автоматизированы.

Руководитель. Давайте подумаем, может быть по аналогии с природной можно предложить материал и способ изготовления «живой» одежды и обуви. Какие будут предложения?

Б. Материал – биологически активное вещество, которое при определенных условиях может самовосстонавливаться, принимать форму тела человека. Человек зашел в специальную кабину, а через несколько минут вышел оттуда одетым и обутым (фантастика).

В. В обувной и кожгалантерейной промышленности для изготовления из паст поливинилхлорида перчаток, сапог, галош, чехлов, надеваемых на обувь в дождливое время, применять метод макания, т.е. одну или несколько закрепленных на раме форм окунают в ПВХ-пасту комнатной температуры. Например, на форме сапога вследствие сил адгезии остается необходимое для образования стенки сапога количество пасты. После этого рама с формами поднимается, излишек пасты стекает и формы, покрытые ПВХ-пастой, поступают в печь, для желатинизации при температуре около 180 С. Формы, вышедшие из печи, охлаждается до температуры 50 С, и затем с них снимают затвердевшие, но все еще эластичные сапоги, Г. По аналогии можно изготовлять таким образом и предметы одежды, Например, требуемую форму одежды можно окунать в полимерный раствор и, управляя процессом полимеризации материала, получать изделия с заданными физико-механическими и гигиеническими характеристиками (аналогия и применение физических и химических эффектов).

Д. Можно на заданную форму одежды напылять полимерный материал в специальной камерен и полностью ароматизировать процесс получения изделия с необходимыми эксплуатационными свойствами. И так далее.

Руководитель «мозгового шторма», подведя итоги обсуждения, делает анализ и общение высказанных в ходе дискуссии идей.

Последний ответ соответствует идее, которая признана изобретением.

С методом мозгового штурма мы сталкиваемся в телевизионной передаче «Что? Где? Когда?», в которой играющие команды чаще всего используют синектический принцип генерирования идей.

Синектика – предел того, что можно достичь сохранения принцип перебора вариантов. Этот принцип сравним с костяной иглой, что позволила человеку одеваться, однако промышленное производства одежды стало возможным только после изобретения челночного переплетения нитей и создание принципиально нового устройства – швейной машины. Точно так и современный творческий процесс требует принципиально отличающихся способов. Одним из них является недавно возникшая теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

2.2. Алгоритм решения изобретательских задач

Суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию выработки новых технологических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предполагает мыслительные действия, опирающиеся на знания развития технических систем.

«Тризная» технология решения сложных нестандартных задач построена на применении АРИЗ (Алгоритма решения изобретательских задач).

АРИЗ, являясь комплексной программой (методикой) анализа и решения изобретательских задач, включает в себя девять частей (в частности, модификация АРИЗ – 85-Б):

1. анализ задачи – переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко поставленной и предельно простой схеме (модели) задачи.

2. Анализ модели задачи – учет имеющихся ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей.

3. Определение идеального конечного результата (ИКР) и физического противоречия (ФП), мешающего достижению ИКР.

4. Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов (веществ и полей, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи).

5. Применение информационного фонда – использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ, то есть имеющихся методик решения исходных задач.

6. Изменение или замена задачи. Если задача не решается буквальным преодолением ФП, например, разделением противоречивых свойств во времени или пространстве, то обычно необходимо изменить смысл задачи – снять первоначальные ограничения, обусловленные психологической инерцией и до решения кажущиеся очевидными, так как изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены абсолютно точно, то эта часть может совмещаться с первой частью.

7. Анализ способа устранения ФП – это проверка качества полученного ответа, так как ФП должно быть устранено почти идеально. В противном случае можно получить плохо внедряемую слабую идею.

8. Применение полученного ответа – максимальное использование ресурсов найденной идеи, в том числе для многих аналогичных задач.

9. Анализ хода решения – такой анализ повышает творческий потенциал человека.

Пример решения задачи с использованием АРИЗ.

А). Формулировка задачи.

Техническая система для ниточного соединения деталей одежды (или обуви) с помощью двухниточной челночной строчки включает верхнюю и нижнюю нитки в соответствующие механизмы, обеспечивающие их переплетение. В процессе выполнения технологической операции, в результате действия внешних факторов наблюдается смещение узлов переплетения вверх или вниз относительно середины соединяемых материалов, что ухудшает качество строчки. Необходимо, не снижая производительности труда, обеспечить требуемое качество переплетения ниток в строчке на швейной машине.

Б) Анализ задачи.

Выделим конфликтующую пару элементов – изделие (стачиваемые материалы) – инструмент (механизмы иглы и челнока соответственно верхней и нижней ниткой).

Выделим два технических противоречия (ТП):

ТП-1: для обеспечения качества выполнения операции чаще останавливать машину и контролировать место расположения узлов переплетения ниток и при необходимости регулировать механизмы подачи верхней и нижней ниток, при этом снижается производительность;

ТП-2: регулировка механизмов подачи верхней и нижней нити производить только при появлении дефектов соединения, при этом не снижается производительность, но ухудшается качество соединения деталей.

Главная функция системы – высококачественно соединять детали, поэтому следует выбрать ТП-1.

Усилим конфликт – введем требование непрерывного контроля качества при обеспечении высокой производительности.

В) Анализ модели задачи.

Выделим вещественно-полевые ресурсы.

Вещества – соединяемые детали (В1 – изделие); верхняя и нижняя нитки с механизмами иглы и челнока (В2 – инструмент).

Поле – механическое воздействие от привода (П – механическое поле).

Г) Определение идеального конечного результата (ИКР) и физического противоречия (ФП).

ИКР: несложная система и не вызывая вредных явлений, устанавливается плохое качество ниточного соединения деталей путем непрерывного контроля переплетения ниток в строчке и современной регулировке механизма подачи нитки иглы, не допуская снижения производительности. При этом верхняя нитка, заправленная в иглу, с помощью механизма ее подачи сама обеспечивает возвращение узлов переплетения верхней и нижней ниток в середину толщи соединяемых деталей в случае их смещения от их среднего положения.

ФП: в оперативной зоне должны быть мелкие датчики, чтобы обеспечить контроль места расположения узлов ниток внутри стачиваемых деталей, одновременно в обрабатываемом изделии не должно быть никаких посторонних частиц или предметов.

Д) Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов.

Если в нитку ввести вещество, например, ферромагнитное и применить поле типа рентгеновских лучей, то на экране работница может видеть место нахождения узлов переплетения ниток. Принципиально это возможно. Однако технически сложно и экономически нецелесообразно. Необходимо продолжить поиск.

Е) Применение информационного фонда.

Анализ процесса образования двухниточной челночной строчки показывает, что определить место расположения узлов переплетения внутри соединяемых деталей можно путем измерения расхода верхней и нижней ниток.

Ж) Изменение и (или) замена задачи.

Идея решения рассматриваемой задачи заключается в том, что необходимо измерять расход верхней и нижней ниток, сравнивать полученные сигналы и в случае их неравенства через исполнительное устройство воздействовать на механизм регулирования натяжения верхней нитки в процессе выполнения технологической операции. В качестве датчиков расхода верхней и нижней ниток могут быть использованы мерительные шкивы, кольца вращаются, вращая модуляторы света, которые преобразуют длину расходуемой нитки в количество импульсов. Сигналы сравниваются. Если расходы ниток не равны, сигнал отключения через усилитель подается на исполнительный механизм, который таким образов будет воздействовать на устройство регулирования натяжения верхней нитки, чтобы ликвидировать появившееся рассогласование, а следовательно, возвратить узлы перемещения ниток в середину толщи стачиваемых деталей.

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Перед началом выполнения лабораторной работы студенты разделяются на две группы, каждая из которых представляет самостоятельный творческий коллектив. В каждой группе выбирается (или назначается преподавателем) руководитель и технический секретарь (их функции поочередно могут выполнять несколько студентов). Каждая группа получает по одной задаче для решения методом «мозгового штурма» и c использованием АРИЗ. На решение каждой задачи отпускается не более 40 минут. При этом группа, вначале использовавшая метод АРИЗ, затем выступает в роли «экспертов идей», а другая группа решает следующую задачу с использованием АРИЗ.

3.1. Основной порядок проведения «мозгового штурма».

3.1.1. Найти способ и предложить конструкцию устройства для прикрепления пуговиц (или иной фурнитуры) на швейных, обувных и кожгалантерейных изделиях, обеспечивающий ее прочное закрепление на детали изделия, наименьшее использование вспомогательных материалов и максимально возможную автоматизацию процесса.

3.1.2. Задачу начинает решать группа «генераторов идей», которая должна в течение выделенного времени (40 минут) предложить как можно больше идей. При этом в процессе «штурма» наряду с рациональными, практичными могут выдвигаться и идеи фантастические, явно ошибочные, бесполезные и шутливые, которые играют роль катализаторов, стимулируют процесс генерации. Процесс «штурма» нужно организовать и проводить таким образом, чтобы вызвать бурный поток идей, выдвижение которых должно следовать непрерывно, развивая, дополняя и взаимно обогащая друг друга. Идеи выдвигаются бездоказательно, на выдвижение идеи отводится не более 2 минут. Важнейшим признаком процесса генерирования идей является категорический запрет всякой критики, не только явной словесной, но и скрытой - в виде скептических улыбок, мимики, жестов и т.д.

3.1.3 Выдвинутые в результате «штурма» идеи передаются в группу «экспертов идей», которая внимательно рассматривает и анализирует сущность каждой идеи, проводит их экспертизу и отбор наиболее оригинальных и эффективных. На этом этапе рекомендуется предельно обоснованно принимать решения о непригодности идеи, даже той, которая считается несерьезной, фантастической (нереальной) или абсурдной. Нужно стремиться из каждой идеи извлечь рациональное зерно. Может быть даже развить высказанную идею.

3.1.4. Соблюдение правил проведения «мозгового штурма» обеспечивает руководитель. Он должен управлять процессом коллективного поиска решения, направлять работу в нужное русло без приказаний и критики. Руководитель должен так организовать процесс «штурма», чтобы он проходил активно, непрерывно, одна идея следовала за другой без пауз, чтобы наряду с рациональными высказывались и заведомо фантастические, идеализированные идеи. Для этого руководитель может задавать различные вопросы, подсказывать или уточнять некоторые моменты, самостоятельно высказывать идею, добиваясь переключения процесса поиска решения, например, с практического направления на фантастическое. Активизировать процесс генерирования идей можно также путем использования ряда специальных приемов издавна применявшихся изобретателями, например «инверсия» - сделай наоборот, «аналогия» - сделай так, как это сделано в другом решении, «эмпатия» - считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чувства, ощущения и «фантазия» - сделай нечто фантастическое.

3.1.5. Процесс генерирования идей и процесс их обсуждения протоколируется секретарем, который записывает каждую выдвинутую идею с указанием фамилии автора. Таким же образом протоколируется порядок обсуждения выдвинутых идей «экспертами».

3.2. Порядок решения задачи с использованием АРИЗ

3.2.1. Формулировка задачи.

При перемещении малогабаритного кроя и полуфабрикатов: стелек, манжет, воротничков между рабочими местами в потоке или для складирования, используемые транспортные устройства – люлечные или ленточные конвейеры, тихоходны и громоздки. Предложить новый тип конвейера для поштучной транспортировки таких деталей.

3.2.2. Руководитель предлагает членам группы проанализировать постановку задачи. При этом следует преодолеть психологическую инерцию мышления, стремление действовать с прошлым опытом и знаниями, идти традиционными путями. Психологическая инерция связана частью с пространственно-временными представлениями объекта и узкоспециальной терминологией. Поэтому сначала следует «уйти» от общепринятого названия объекта и перейти к наиболее простой и понятной модели.

3.2.3. Проводится анализ модели задачи. Как правило, модель представляется минимальной технической системой, в которую входят не менее двух веществ и поле, называемые веполем (вещество плюс поле). Одно из веществ является изделием (или его частью), другое инструментом для обработки изделия (им может быть и часть внешней среды), третье поле (энергия их взаимодействия). Веполь должен иметь как минимум две связи, объединяющие эти три элемента. Например: «Действуя при помощи ультразвука (поле) на молибденовый стержень (вещество), последний, погруженный в жидкую сталь (второе вещество), растворяется более интенсивно, при значительном уменьшении затрат энергии».

3.2.4. Необходимо сформулировать идеальный конечный результат (ИКР), т.е. идеальное решение задачи – это наиболее сильное из всех мыслимых и немыслимых решений данной задачи. Оно основано на понятиях об идеальной машине (т.е. машины нет, но требуемое действие выполняется); идеальном способе (т.е. расхода энергии и времени нет, но требуемое действие выполняется) и идеальном веществе (т.е. вещества нет, а его функции выполняются).

3.2.5. После того как сформулирован идеальный конечный результат требуется определить физическое противоречие (ФП): когда к одной и той же части системы взаимно противоположные требования. Физическое (техническое противоречие проявляется тогда, когда известными способами при попытке улучшить одну часть (или один параметр) технической системы недопустимо ухудшается другая часть (или другой параметр).

3.2.6. Следующий этап поиска решения связан с мобилизацией и применением вещественно-полевых ресурсов. Здесь рассматриваются элементы и свойства объекта исследования, возможности воздействия на него полями различной физической природы с целью устранения ФП и достижения ИКР.

3.2.7. Применение информационного фонда технических решений можно рассматривать как использование конкретных примеров, иллюстрирующих физические эффекты и явления применительно к поставленной задаче. Поэтому на данном этапе следует проанализировать прежде всего такие решения, которые сами по себе универсальны, что может их использовать для искомого решения.

3.2.8. Если не удается непосредственно преодолеть ФП, например, разделением противоречивых свойств во времени или в пространстве, возможно изменение смысла задачи – снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решений кажущихся очевидными. Изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Поэтому процесс решения, в сущности, есть процесс корректировки задачи.

3.2.9. На этапе анализа способа устранения ФП осуществляется проверка качества получаемого ответа. Критерием служит требование: ФП должно быть устранено почти идеально.

3.2.10. В части применения полученного ответа следует продумать использование ресурсов найденной идеи, т.к. хорошая идея не только решает конкретную задачу, но и дает универсальный ключ ко многим другим аналогичным задачам.

3.2.11. В заключение необходимо сделать критический анализ хода решения поставленной задачи.

Отчет по лабораторной работе состоит из двух частей. В первой части приводится протокол выработки идей группой «генераторов идей» или протокол обсуждения выдвинутых идей группой «экспертов». Во второй – приводится поэтапное решение задачи по методики АРИЗ.

Отчет составляется в одном экземпляре каждой группой и подписывается всеми студентами, выполняющими работу.

1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий. 1973. – 296 с.

2. Быков В.п. Методика проектирования объектов новой техники: Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 168 с.

3. Кринецкий И.И. Основы научных исследований. – К.: Высшая школа. 1981. – 207 с.

4. 4. Скирута М.А., Комиссаров О.Ю. Инженерное творчество в легкой промышленности. – М.: Легпромбытиздат. 1990. – 184 с.

5. Чепяле Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. – Л.: Машиностроение. 1990. – 96 с.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЙ

(методическое указание к лабораторной работе)

ВВЕДЕНИЕ

Исследованию любого процесса, механизма, машины, т.е. технической системы обычно предшествует их анализ – предварительное изучение предполагаемого объекта исследования с целью получения информации, необходимой для постановки задачи и принятия решения о первоначальном этапе работы.

Целью любого исследования является оценка качества технической системы. При этом различают показатели качества самой системы как объекта производства, а также процесса её функционирования, характеризующего степень приспособленности системы для решения поставленной перед ней задачи, для достижения цели операций, реализуемой этой системой, т.е. её эффективности.

Особенностью большинства исследований в лёгкой промышленности является необходимость в изучении свойств изделий, выбора материалов для их изготовления, разработки технологии и оборудования, что характеризуется учётом большого числа требований, предъявляемых к изделию. Данное обстоятельство заставляет проводить исследование для отбора наиболее значимых требований, необходимых, прежде всего для правильной постановки задачи, а также проведения необходимых исследовательских и конструкторских работ. Поэтому особое значение приобретает предварительное изучение объекта исследования.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБЪЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ.

При разработке новых изделий лёгкой промышленности, машин и аппаратов, предназначенных для их изготовления, перед исследователями и конструкторами встают задачи выполнения ряда требований, предъявляемых к объекту исследования. Анализ всей совокупности таких требований и выбор наиболее значимых, на основе которых будет осуществляться дальнейшая разработка (выбор материала, обоснование конструкции, технологии изготовления и т.п.) является неотъемлемой частью научно – исследовательской работы и характеризует этап предварительного изучения объекта исследования.

Выполняя настоящую лабораторную работу студенту предстоит самостоятельно разработать требования к объекту исследования и выделить наиболее важные из них.

На рис.1 приведена примерная структура требований к деталям в изделиях лёгкой промышленности. В этой схеме всё разнообразие требований разбито на классы: потребительские и технологические. Каждый из них разбит на подклассы, которые разделяются на группы, а те в свою очередь имеют последовательное более мелкое деление.

Структура требований, предъявляемых к разрабатываемому оборудованию, представлена на рис.2. В этой структуре требования также представлены в виде иерархической схемы.

При таком делении каждой классификационной рубрике соответствует свой уровень, на котором можно оценить значимость того или иного требования применительно к конкретному изделию.

Использование иерархических структурных схем должно помочь студентам сформулировать совокупность конкретных требований к объекту исследования. Для оценки значимости требований может использоваться метод априорного ранжирования факторов.

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы и поставленные задачи, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы. Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии. Например, в товарной политике поиск идей заключается в постоянном, систематическом поиске возможностей создания новых товаров, включая выявление источников новых идей и методов их создания.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки, что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением либо являются слишком рискованными.

К основным источникам идей относятся: потребители (информация поступает на основе опросов, наблюдения и эксперимента, а также рекламаций), исследовательские лаборатории, отдельные ученые и эксперты, конкуренты, торговый персонал, рекламные агентства, эксплуатирующие и сервисные организации, участники групп, применяющих творческие методы генерирования идей.

Мозговой штурм.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы.

Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей.

Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное -- количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей.

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.

Так же этот метод называют «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono). В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление -- это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

В групповой работе самая распространенная модель -- определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Ментальные карты.

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) -- это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Синектика.

Синектика - наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince). Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе применены четыре вида аналогий:

Прямая аналогия.

Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. П. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. П.

Символическая аналогия.

Требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) -- весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

Фантастическая аналогия.

Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Личная аналогия (эмпатия).

Позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Основные инструменты синектики - это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма - это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

Метод фокальных объектов.

Способ генерации идей, известный как "метод фокальных объектов", обычно используется как изобретательская методика, но не менее успешно он может быть применен и для других целей - например, в журналистике для выбора темы статьи. Метод изобретен Чарльзом Вайтингом (Charles Whiting).

Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания.

В первую очередь строится таблица. В верхнюю строку таблицы заносится объект, который необходимо разработать или о котором Вы хотели бы написать статью. Это может быть любой объект, относящийся к определенной области специализации. Затем случайным образом берутся три произвольных объекта. Это могут любые три существительных, которые вы видите перед собой или же подобранные при помощи словаря, книги и т.п. Далее под каждым из трех выбранных вами слов записываются приходящие в голову свойства, характеристики, определения.

На последнем этапе Вы должны попробовать связать выбранный Вами объект поочередно с каждым из слов в таблице и подумать, говорит ли Вам о чем-нибудь получившееся словосочетание, вызывает ли оно у Вас какие-то ассоциации.

В течение четверти часа "метод фокальных объектов" позволяет породить десяток-другой идей, из которых в итоге можно будет отобрать одну-две, которые будут разрабатываться дальше.

В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.

К отрицательным сторонам -- невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

Морфологический анализ.

Морфологический анализ -- пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Фрицом Цвикки (Zwicky, Fritz). Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологический ящик), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

Точно сформулировать проблему.

Определить важнейшие элементы объекта.

Определить варианты исполнения элементов.

Занести их в таблицу.

Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

Метод проб и ошибок.

Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод тыка) -- форма научения, в 1898 г. описанная Э. Торндайком (Thorndike, Edward Lee) как основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Метод проб и ошибок является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

Достоинства метода:

Этому методу не надо учиться.

Методическая простота решения.

Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

Недостатки метода:

Плохо решаются задачи средней сложности (более 20--30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).

Нет приёмов решения.

Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.

Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.

Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?

Требуются большие большие затраты времени и волевых усилий при решении трудных задач.

Считается, что для метода проб и ошибок выполняется правило -- «первое пришедшее в голову решение -- слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неприятной неопределенности и делает то, что пришло в голову первым.

МПиО -- аббревиатура, обозначающая метод проб и ошибок. Часто встречается в текстах, так или иначе связанных с Теорией решения изобретательских задач. В ТРИЗ метод проб и ошибок рассматривается как эталон неэффективности. Для оценки какого-либо другого эвристического метода его сравнивают с МПиО. Так как МПиО -- это метод перебора вариантов, то можно количественно определить число вариантов при использовании МПиО и сравнить с ним какой-либо другой эвристический метод. Такое математическое исследование предполагает, что количество необходимых вариантов обратно пропорционально эффективности метода и прямо пропорционально времени нахождения решения при его использовании. Однако точные количественные и статистические исследования проводятся редко. В ТРИЗ ограничиваются приблизительной количественной оценкой эффективности по уровням изобретательских задач (Ю. П. Саламатов).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ-- теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году -- это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  • - решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  • - прогнозирование развития технических систем;
  • - развитие творческого воображения и мышления;
  • - развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки

Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы -- такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.

Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию проблемы:

Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?

Какие связи являются вредными, мешающими, какие -- нейтральными, и какие -- полезными?

Какие части и связи можно изменять, и какие -- нельзя?

Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие -- к ухудшению?

В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня использутся в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).

Вывод: Для успешного управления компанией управленцам необходимо знать методы психологической активизации мышления человека, методы систематизированного поиска идей и методы целенаправленного решения творческих задач. С каждым годом все более востребованным становится умение иррационального подхода к решению задач. Наличие творческих способностей у человека и умение их развивать и применять высоко ценится среди руководителей всех компаний мира, от крупных корпораций до фирм с малым количеством персонала. В связи с этим руководители заинтересованы в усовершенствовании навыков персонала. Мною были рассмотрены 7 наиболее популярных и эффективных методов: мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Результаты данных методов различны. Чтобы правильно выбрать один из методов и добиться максимально положительного результата, необходимо четко определять задачи и цели коллектива, а так же необходимо учитывать размеры творческой группы предприятия и наличие в ней креативных лидеров. Последнее время во всем мире стали популярны программы для повышения эффективности творческой деятельности. Существуют различные виды данных программ: групповые тренинги, бизнес-игры, тестирования и т.п. По мнению 84% процентов опрошенных руководителей компаний, участвовавших в программе по повышению уровня творческого потенциала персонала, результаты программы дали не только положительный эффект и сотрудники научились с легкостью генерировать новые идеи, что повысило производительность труда, но и улучшилась работа в команде, коллективы стали более сплоченными (по данным журнала «креативная экономика» октябрь, 2005).

При разработке альтернатив – способов управленческих действий по достижению поставленной цели – используют методы как индивидуального (интуитивный, суждений, рациональный), так и коллективного решения проблем.

Индивидуальные методы характеризуются наименьшими затратами времени, но не всегда эти решения являются оптимальными.

Коллективные методы генерирования альтернатив подразделяются на методы активизации мышления и методы соединения альтернатив.

К методам активизации мышления относят методы мозгового штурма, Дельфи, эвристические методы. К методам соединения альтернатив относят морфологический анализ, методы гирлянд ассоциаций, методы синектики и другие.

Для помощи ЛПР(лицам принимающим решения) привлекаются эксперты по решению проблем, которые участвуют в разработке вариантов альтернатив.

Метод мозгового штурма. Метод базируется на психологических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические. Целевая направленность мозгового штурма предполагает обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками.

Суть метода заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей.

Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что, если опрашивать экспертов независимо друг от друга, то возможны отклонения в больших пределах. А если позволить экспертам взаимодействовать, обмениваться мнениями в процессе работы, то это может привести к появлению оценок, навязанных авторитетными коллегами.

Поэтому при применении метода Дельфи осуществляется процедура, обеспечивающая обмен информацией о доводах и ответах, без непосредственного взаимодействия экспертов друг с другом. Прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами, проходящими по определенной программе в несколько этапов (рис. 3). Этапы опроса повторяют столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.

Членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут.

Рис. 3. Последовательность этапов метода Дельфи.

Этот метод применим, когда нет ограничений по времени выработки решения и согласованные решения принимаются самими экспертами.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинством данной техники является, то, что несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.

Эвристические методы. «Эвристические методы – специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Они основаны на эффектах «озарения» и синергии, типичные условия применения данных методов состоят в следующем: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки».

Особенности обработки информации человеком являющиеся основой

процессов мышления, заключаются в способности к обучению, пластичности или гибкости, как стремление к упрощению, противоречия, ошибки и другое.

Методы соединения альтернатив включают: морфологический анализ; методы сценариев; метод анализа иерархий; дерево решений.

Метод морфологического анализа. Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.

При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), то есть применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

Метод сценариев представляет собой, набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным, положительным и отрицательным последствиям.

«При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом:

Составляется подробное описание: цели, существующая ситуация и проблема;

Разрабатываются варианты решения проблемы;

Специалисту, обладающему литературными способностями, дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов;

Текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

Созывается совещание по обсуждению сценария. Возможны три варианта результатов обсуждения: полное одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения, внесение Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен управленческий опыт и имеется обширная документация о решениях, условия их реализации и самих результатах».

Метод дерева решений аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результат действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов УР. В ней приводиться сведения о наименованиях УР, основанных результатах каждого решения ожидаемой эффективности.

Метод анализа иерархий базируется на парных сравнениях между собой альтернатив и критериев. Под альтернативами понимаются различные варианты выбора, то есть то из чего вы выбираете. Под критериями понимаются различные значимые для выбора свойства(характеристики) альтернатив.

На первом этапе метода необходимо определится с двумя списками. В первом списке(списке альтернатив), будет, то между чем и чем мы делаем выбор. Во втором списке(списке критериев), будет, то по каким признакам мы делаем свой выбор. Следующий этап метода анализа иерархий - определение степени важности критериев. На следующем этапе метода производятся парные сравнения всех альтернатив по каждому из критериев. На последнем этапе, основываясь на иерархии альтернатив, человек делает свой осознанный выбор.