Урок на тему «Социальная структура и социальные отношения. Психология. Психологические особенности. Информационная культура менеджера

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

11. Социальные связи и отношения.

Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп Это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие соц ные общности и свидетельствуют об их коллективное существование Это понятие, обозначающее любые социокультурные обязанности индивидов или групп индивидов относительно друг другаго.

Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и роли в общественной жизни

Субъектами социальных отношений выступают различные социальные общности и отдельные индивиды

    1 - социальные отношения социально-исторических общностей (между странами, классами, нациями, социальными группами, городом и деревней);

    2 - социальные отношения между общественными организациями, учреждениями и трудовыми коллективами;

    3 - социальные отношения в форме межличностного взаимодействия и общения внутри трудовых коллективов

Выделяют различные виды социальных отношений:

      по объему властных полномочий: отношения по горизонтали и отношения по вертикали;

      по степени регламентации: формальные (сертифицированные) и неформальные;

      по способу общения индивидов: безличные или косвенные, межличностные или непосредственные;

      за субъектами деятельности: между организационные, внутриорганизационные;

      по уровню справедливости: справедливые и несправедливые

Основой различий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности

В результате противоречия социальных отношений одной из форм социального взаимодействия становится социальный конфликт

12. Социальные группы: сущность и классификация.

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

      устойчивость, продолжительность существования;

      определенность состава и границ;

      общая система ценностей и социальных норм;

      осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

      добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

      объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

      способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Социальная группа – относительно стабильная совокуп­ность людей, связанных общими отношениями, деятельнос­тью, ее мотивацией и нормами Классификация групп , как правило, базируется на пред­метной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового обра­зования. Семь основных признаков классификации :

    на основе этнической или расовой принадлежности;

    на основе уровня культурного развития;

    на основе типов структуры, существующей в группах;

    на основе задач и функций, выполняемых группой в бо­лее широких общностях;

    на основе преобладающих типов контактов между чле­нами группы;

    на основе различных видов связей, существующих в группах;

    на других принципах.

13. Социальные институты: сущность, типология, функции.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.

Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке; в добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения; в решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия.

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих членов.

    Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной.

    Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества.

    Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе.

    Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации ею своего социального статуса.

    Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

    Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

    Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

    Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

    Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

    Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

    Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

    Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

    Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

18. Социальная группа

Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

Осознание членства

Способы взаимодействия

Осознание единства

КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

    Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

    Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

Разработка урока-исследования:

"Социальная структура. Социальные отношения" (2 часа)

Цели урока:

    содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений.

    способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Задачи урока:

    рассмотреть различные социальные структуры общества;

    определить тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе;

    обсудить проблему соотношения “социальное неравенство” и “социальная несправедливость”

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.

План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

а/ причины социальных изменений;
б/ социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Мотивация к восприятию нового материала.

“Свобода, равенство, братство!” Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Французский маркиз всем отличался от французского крестьянина: правами, обязанностями, образом жизни. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Ранжирую ответы учащихся, сообщаю цели урока, обращаю внимание учеников на подготовленные к их работе листы самоконтроля, базовые понятия, документы. /Инструментарий урока/

Базовые понятия по теме “Социальное развитие общества”

    Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

    Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

    Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемое нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

    Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти.

    Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.

    Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса.

    Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

    Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх.

I. Учитель. На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Работаем с базовыми понятиями №1,2

Существует два основных подхода к выделению этих групп. Первый – деление общества на противостоящие друг другу конфликтные группы – классы. Само понятие “класс” впервые зафиксировано в английском словаре XVII века, но в дальнейшем это понятие стали связывать с именем создателя новой общественной теории К.Марксом. В.И.Ленин, продолжая развивать эту теорию, дает в работе “Великий почин” определение классов.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Сравните два исторических документа и ответьте на вопросы:

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

“Истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

Классы – это большие группы людей, которые различаются:

    по месту в исторически определенной системе общественного производства;

    по отношению к средствам производства;

    по роли в общественной организации труда;

    а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” /Работа была написана В.И.Лениным в 1919 г.

Вопросы к документам:

    Что объединяет эти документы?

    Выделите понятия, содержащиеся в документах.

    На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Чем определяются жизненные шансы? Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий.

Работаем над определением “страта” и анализируем документ № 3.

“с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

    Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

    Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

    Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

    Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

    Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

    Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества?

Для закрепления изученных вопросов составляем сравнительную таблицу.

II. Обсуждаем проблему соотношения “социального неравенства” и “социальной несправедливости”.

Учитель: Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило “каждому столько, сколько другому” Как же этот спор разрешается в реальной государственной практике?

Работа с документом № 4

“Справедливость и рынок” Об этом спорят!

Сторонник либеральной рыночной экономики Ф.Хайек считае, что выражение “социальная справедливость” в рыночной экономике вообще лишена смысла. Дело в том, что оно употребляется как синоним выражения “справедливое распределение”. Но в идеальной рыночной экономике никто ничего не распределяет, агенты рынка действуют исходя из своих интересов. Кроме того, в рыночной экономике (да и вообще в человеческом обществе) нет критериев, на основании которых можно было бы объективно судить об эффективности вклада каждого в “общий” результат. А если нет таких критериев, то нельзя говорить “О справедливом вознаграждении”

Начало рынка связано с отказом наших предков от групповых обязательств, т.е. заботы о соплеменниках. “Когда первые неолитические коммерсанты пересекали Ла – Манш на барках, нагруженных кремнием, чтобы, продав его, загрузиться вином и янтарем, то они при этом заботились не о том, как лучше обеспечить других, а о том, как больше заработать”, - пишет Хайек. Тем не менее, есть класс людей, который подвержен большому риску в условиях рынка – больные, сироты, нищие, инвалиды и др. Гарантировать им прожиточный минимум “на уровне, ниже которого не позволяет пасть чувство человеческого достоинства” - необходимая задача общества, так как “систему, не желающую заботиться о немощных, будут сотрясать волны народного негодования”

Вместе с тем в этом случае речь идет не об установлении “социальной справедливости”, а об ограничениях, вынужденно накладываемых на экономику и приводящих к снижению эффективности рынка и уменьшению общего результата”

Высказывание учащимися собственных суждений по проблеме.

III. Учитель.

Причины социальных изменений. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.

Работа с базовыми понятиями: социальная мобильность (вертикальная и горизонтальная), маргинал, каналы или “лифты” мобильности. Приводим исторические примеры.

Тесты на закрепление материала.

1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

    классовый состав общества;

    социально – профессиональная структура населения;

    демографический состав населения;

    все указанное выше?

2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)?

    экологическое объединение;

    пенсионеры;

    молодежь;

    трудовой коллектив;

    городское население;

    ученики нашего класса;

    спортивная команда.

3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

    изменение профессии: рабочий стал инженером;

    переезд из одного города в другой без изменения профессии;

    повышение квалификации в рамках одной профессии;

    понижение в должности.

4. Маргиналами называются:

    социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

    опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;

    представители малооплачиваемых слоев населения;

    разорившиеся предприниматели.

5. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

    социальным неравенством;

    социальной мобильностью;

    социализацией;

    социальной адаптацией.

Второй урок проводится в форме деловой игры “Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить”

Цель игры: выявить наиболее типичные ситуации, ведущие к нарушению связи личности и общества и государства; утверждать мысль о необходимости верховенства закона; развивать умение участвовать в дискуссии; обнаруживать и формулировать проблемы, вырабатывать совместные решения, использовать силу общественного мнения.

Воспитывать учащихся в духе уважения к правам личности, готовности к разрешению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

Эпиграф к уроку: “Заговори, чтоб я тебя увидел” Сократ.

Прошу учеников высказать свои суждения по поводу мысли Сократа. Напоминаю детям правила дискуссии.

Организация игровой деятельности:

Игра состоит из трех частей.

Формирование небольших групп учащихся класса

Предварительная подготовка групп по материалам периодической печати, данным социологического опроса.

Обсуждение двух проблем: “Общество, в котором мы живем” и “общество, в котором нам хотелось бы жить”

Группы учащихся для деловой игры: “Предприниматели”, “Производители материальных благ”, “Интеллигенция””, “Пенсионеры”, “Группа риска”, “Правительство”

При подведении итогов игры их анализ показывает, что в результате дискуссии различные “социальные слои” пришли к сходным выводам. Общественные ожидания сводятся к следующему:

    демократическая, правовая основа;

    экономическая и политическая стабильность;

    высокий уровень образования, науки и культуры;

    сохранение генофонда нации;

    защита прав человека и права собственности;

    укрепление основ общественной нравственности;

    благоприятная экологическая среда;

    сохранение мира и укрепление национальной безопасности;

    искоренение преступности.

“Правительство” принимает решения по удовлетворению потребностей общества и интересов выделенных социальных групп. Они опираются на правовые документы, в первую очередь Конституцию Р.Ф.

Игра помогает понять учащимся проблемы общества, необходимость отказа от старых стереотипов мышления, перехода к плюрализму идеологий; перехода к гражданскому демократическому обществу; усовершенствованию демократического общества, его политического устройства; совершенствования законодательной базы.

Подведение итогов урока. Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

Урок обществознания в 11­м классе на тему "Социальная структура общества»
Цели:
 Образовательная: разъяснить учащимся сущность социальной структуры общества, виды
социальных групп, современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ
жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства;


Развивающая: сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их
социальной ролью, социальную структуру любого общества;
Воспитательная: привить культуру межличностных отношений.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: учебник “Обществознание”.
План урока.
1. Организационный момент. Знакомство учащихся с планом урока.
2. Социальная структура. Социальные группы.
3. Социальная стратификация и дифференциация.
4. Критерии социального неравенства.
5. Бедные слои общества. Средний и высший класс.
6. Социальная мобильность.
7. Группы со специфическим статусом.
8. Решение упражнений и творческих задач(используется материал с диска)
9. Подведение итогов и выставление оценок.
10. Домашнее задание.
В ходе лекции используется материал с электронного учебника “Обществознание”.
Словарная работа проводится с использованием электронных словарей.
1. Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными
социальными группами.
Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.
Социальные группы подразделяются:
1) по численности (большие и малые) .
Малые – семья, бригада рабочих, учащиеся 11 “Г”. Большие – нации, российские пенсионеры.
2) по способу организации и регулирования взаимодействия (формальные и неформальные) .
Формальные – партии.
Неформальные – по интересам.
3) по определению статуса члена общества (статусные группы – классы, слои) .
Далее записываем в тетради схему “Социальные группы” (материал с электронного учебника
“Обществознание”) .
2. Дифференциация – расслоение, выраженное в делении общества на низшие, средние и высшие
слои (классы) . Различают экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию.
Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное
положение в обществе.

Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к
социальным благам. Социальное неравенство возникло со времён появления первых государств.
3. Критерии социального неравенства:
А) К.Маркс: важнейший критерий – обладание человеком собственности и уровень доходов;
Б) М.Вебер: принадлежность субъекта к политическим партиям и власти;
В) П.Сорокин: главная причина неравенства – неравномерное распределение прав, обязанностей,
привилегий в обществе.
Считается, что основой стратификационной системы является естественной социальное
неравенство людей. Проблема социальной стратификации является весьма острой и
дискуссионной в социологии. Этой проблемой занимались многие учёные, среди них К. Маркс, М.
Вебер, П. Сорокин и другие. В процессе исследования они выделили критерии социальной
стратификации: доход, образование, власть, престиж. Рассматривая исторические формы
стратификации можно выделить закрытое общество с низкой социальной мобильностью и
социальной структурой – сословия, касты, рабство. И открытое общество с высокой социальной
мобильностью и классовой структурой общества. Таким образом, общество воспроизводит,
организует социальное неравенство по нескольким основаниям: уровню богатства, социального
престижа, обладания политической властью и т.д. Можно так же сделать вывод: все эти виды
иерархии имеют значение для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство
социальных связей, так и направлять личные устремления людей на приобретение значимых для
общества статусов. Таким образом и происходит развитие общества.
Социальное неравенство
Замкнутая социальная группа, обладающая своими правами и
обязанностями, передающимися по наследству
Эгалитаризм
Стратификация
Страта
Рабство
Каста
Сословие
Социальная структура
общества
Далее разбираем текст.
Социальная группа, членством в которой человек обязан
исключительно рождению
Экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения
людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью
неравенства
Условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким
социальным благам, как деньги, богатство, власть
Утопическая теория, сводящаяся к переделу и уравнению частной
собственности на основе индивидуального хозяйства
Разделение общества на слои ­ страты
Большая группа людей, отличающихся по своему положению в
социальной иерархии общества
Внутреннее устройство общества, упорядоченное определенными
нормами.
“Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице­президент
Международной социологической ассоциации.
Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в
существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство.
Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не
работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений,
недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных
классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и
приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй
компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют
неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят
только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет

важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства...
Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой
группы) .
Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей
сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы
проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже
вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль
политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти
в обществе.
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.
Вопросы и задания
1. Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть
каждого компонента неравенства в социальной структуре.
2. В чем, по­вашему мнению, причина социального неравенства – в способностях, богатстве
или статусе?
Бедность – это ситуация, при которой у человека систематически не хватает средств, чтобы
удовлетворить свои потребности. Различают абсолютную и относительную бедность(определения
этих понятий учащиеся смотрят в электронном словаре) .
Черта бедности – минимальный уровень жизни, необходимый человеку чтобы выжить. В России это
называется прожиточный минимум.
Средний и высший класс (материал с диска используется).
Социальная мобильность – это переход человека из одной социальной группы в другую; это
изменение индивидом или группой социального статуса, места, места, занимаемого в социальной
структуре общества. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, расположенную на том же социальном
уровне, что и прежняя (повторный брак, смена гражданства, переход из 11 “А” в 11 “Б”, переход на
новое место работы, но на ту же должность) .
Вертикальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной группы в другую,
разные по уровню.
Вертикальная мобильность бывает двух видов – восходящая и нисходящая. Примеры восходящей
мобильности – бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером. Нисходящая
мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе.
Примеры горизонтальной и вертикальной мобильности приводят учащиеся.
Вопрос к учащимся: какие события могут привести к крупным социальным перемещениям?
Как перейти из одной социальной группы в другую? Выслушав ответы учащихся, учитель приводит
точку зрения П.Сорокина: для этого служат армия, школа, церковь (так называемые социальные
лифты) . Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом?
Группы со специфическим статусом:
1. маргиналы (занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) –
безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий;
переехали в город, но не переняли городского образа жизни.
2.
с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .
3. люмпены (лохмотья в переводе с французского) – бродяги, нищие, бомжи. Их называют
деклассированные элементы. Деклассирование – процесс, в результате которого человек
утрачивает связь со своим классом, морально опускается.
Вопрос к учащимся: ребята, приведите примеры массовой маргинализации общества из истории.
Творческие задания.

Социальные отношения являются важной формой проявления относительно устойчивых социальных связей между индивидами и социальными группами и анализируются прежде всего в контексте их противопоставление отношениям естественным.

Социальные связи объединяют индивидов в целостную социальную систему, а отношения предстают как система взаимозависимостей индивидов в процессе их поведения в обществе, направленной на удовлетворение социальных потребностей. Они составляют систему социальных связей, основу которых составляет обмен информацией в рамках социального взаимодействия. Регулятором социальных отношений является морально-этическое измерение общественного сознания, или общественные и индивидуальные ценности.

Важной составляющей социальных отношений являются властные отношения, которые предусматривают систему субординационных связей в обществе, закрепляются на уровне власти и авторитета и требуют соответствующего регулирования в сфере социальной безопасности индивида. В этом контексте уместно вспомнить такой существенный измерение социальных отношений, как свобода и ответственность за социально значимые поступки. Существенным измерением общественных отношений является социально-трудовые отношения, содержание и сущность которых раскрывается на уровне распределения социальных благ. Одну из главных ролей играют в обществе социально-групповые, статусные отношения, обусловленные внутренней стратификацией общества.

Соответственно, социальные отношения являются отношениями, раскрывающие социальные связи между общественными стратами и группами, а также между индивидами, которые являются представителями этих групп. Поэтому они в основном возникают в форме отношений господства и подчинения, отношений социального неравенства. Основными факторами такого неравенства становятся, как правило, тендерные и возрастные особенности, интеллектуальные способности, профессиональные роли, социальный статус, отношения собственности и т.п.. Классификация социальных отношений предполагает наличие в современном обществе таких их видов, как горизонтальные (в пределах одной общественной группы) и вертикальные социальные отношения (субординационные связи между различными общественными группами).

Существуют различные критерии различения социальных отношений, так, например, по степени социальной регламентации различают формальные (официальные) и неформальные общественные отношения. В зависимости от способа общения различают опосредованные и непосредственные социальные отношения и т.п.. Важными составляющими общественных отношений являются индивидуальные мотивы и потребности, которые существенно усложняют социальные связи и могут привести к возникновению социального конфликта. Последний, в свою очередь, способствует мобилизации межгрупповых противоречий в социальных отношениях, которые могут развиваться и на уровне общественных групп, и на уровне институтов.

Современные социально-философские исследования в области конфликтологии свидетельствуют как деструктивные, так и интегративные функции социальных конфликтов. Более того, считается, что конфликт является одной из важнейших форм социальных отношений, поскольку его динамика способствует ценностно-нормативном развития социальной системы в направлении закрепления или разрушения той или иной формы общественных связей. С помощью актуализации различных мотивов, интересов и потребностей происходит поиск путей оптимизации, уравновешивания и стабилизации индивидуальных и групповых интересов. Поэтому, с одной стороны, по логике К. Маркса, конфликт можно считать временным состоянием общества, преодолевается, а с другой стороны, по Л. Козером и Р. Дарендорфом, так же можно рассматривать и как нормальное состояние социальной системы, что обусловлено противоречивой природой общественной жизни и необходимости его обновления.