Творческих вам успехов и незабываемых праздников! Персонажи действуют самостоятельно

Теперь вот такое предложение: а что, если…
- Не стоит.
- Ясно… Тогда, может быть, нужно…
- Не нужно.
- Понятно. Разрешите хотя бы…
- А вот это попробуйте. Вам поручена эта операция, так что действуйте!
Х/Ф «Бриллиантовая рука»

Прежде всего, давайте разберемся — а нужен ли вообще сценарий?

Все зависит от того, что вы ожидаете от праздника. Если хотите просто спокойно посидеть и пообщаться за праздничным столом, можно обойтись и без сценария.

А если вы хотите приятно удивить своих гостей и вместе с ними повеселиться от души, тогда берите ручку (или садитесь за компьютер) и приступайте к написанию сценария. Без него вам не обойтись, если вы, конечно, не мастер импровизации.

Итак, решено — пишем сценарий. А как же его написать этот самый сценарий?

Если вы человек творческий, я уверена, что вам не составит большого труда написать свой уникальный сценарий. Но, по большому счету, велосипед изобретать незачем, т.к. в Интернете уже выложена масса разнообразнейших сценариев на любой вкус и цвет. Таким образом, ваша задача сводится к следующему:

  1. Определиться с тематикой праздника (см.также « «).
  2. Подобрать наиболее подходящие материалы из Интернета.
  3. Правильным образом скомпоновать их между собой.

«Что значит правильным образом»? «Как-то очень неконкретно!» — скажете вы. Когда мне необходимо написать что-нибудь, не важно – сценарий, статью или деловое письмо, я всегда вспоминаю своего классного руководителя, учительницу украинского языка и литературы. Так вот, в те далекие школьные времена она настойчиво вдалбливала в наши бестолковые головы, из каких обязательных частей должно состоять сочинение. В правильной терминологии я могу ошибаться, но основную суть для себя уяснила. Начинаем всегда со вступления, потом переходим к кульминации (основной части) и заканчиваем развязкой/всяческими выводами. Это и есть правильная компоновка.

При написании сценария необходимо учитывать возрастную категорию гостей, их количество, место проведения мероприятия, а также временные, человеческие и материальные ресурсы, которые вы можете выделить на его подготовку. Согласитесь, какой смысл в написании интереснейшего сценария, предполагающего знание длинного текста, если вы не успеваете этот текст выучить? Или в вашем сценарии задействовано 5 различных персонажей, но эти роли некому исполнять?

Кстати, я советую вам как можно активней привлекать к организации / участию своих друзей и родственников. Не взваливайте ВСЕ на себя.

Пример из жизни: когда готовились к празднованию пятилетия моей дочери, я попросила своих племянников в возрасте от 8 до 15 лет исполнить роли мультяшных персонажей. Ребята восприняли эту затею «на ура», а я тем самым «убила двух зайцев» — перераспределила обязанности + лишилась проблемы разновозрастных детей, т.к. весело было всем — и маленьким, и взрослым детям ().

Как правило, дети воспринимают подобные предложения с энтузиазмом. Но настаивать и заставлять в данном случае категорически не рекомендую. Это же касается и взрослых.

Еще один случай из жизни. Я предложила девочкам — коллегам по работе устроить для мужчин корпоративный праздник, предполагающий наше активное участие в нем. Большинство сотрудниц согласились участвовать, но двое категорически отказались. Их пытались уговорить, но безрезультатно.
Однако после прочтения сценария они сразу же согласились, так как поняли, что будет весело и никакие супер усилия с их стороны не требуются (). Интересным сценарием я также «соблазнила» своего мужа, который категорически отказывался праздновать свой День рождения. 🙂

То-есть, вы должны постараться заинтересовать человека так, чтоб он выполнил свою задачу с удовольствием.

Представьте что, праздник – это мини-проект, а вы — его руководитель, который должен вначале определить цель, составить план действий (сценарий), а потом грамотно организовать работу своих подопечных так, чтоб в результате цель была достигнута.

Творческих вам успехов и незабываемых праздников!

Вам понравилась эта статья? Не будьте жадиной - поделитесь ссылкой со своими друзьями, нажав на одну из кнопок ниже 🙂

Вы можете пользоваться любыми материалами, размещенными на , но при перепечатке ссылка обязательна !

Современный темп жизни уже давно оставил на обочине то время, когда мероприятия или праздники проводились только по особому случаю. Сегодня шоу, развлекательные программы плотно вошли в повседневность. Каждый детский сад, школа, клуб, просто любое сообщество по интересам — организовывают от простых посиделок, до огромных концертов. И будет замечательно, если вы сами придумаете сценарий, подходящий именно для вашего коллектива, имеющейся обстановки, возможностей. Но что же делать, если вы в этом чайник и не знаете с чего начать? Следовать этой инструкции .

Запомните! Успех любого торжества заключается в глубокой и кропотливой работе над его подготовкой. И в основе любой программы лежит именно . Поэтому с него и следует начать.

1. Заголовок

Здесь вы указываете название торжества (Свадьба Маши и Пети, 8 марта в Мартыновке, Юбилей Владислава Борисовича и т.д.). Оно может быть не только по сути, но и абстрактным: «Феерия роз» или «Фантастические виражи». Ниже прописывается место, время, примерное количество участников.

2. Выбор «формы»

Ответьте себе на вопрос: «Каким будет мой праздник? » Это концерт или игровая программа, посиделки за столом или активный флэш-моб, конкурс или спортивное соревнование, просмотр кино, вылазка на природу, формат теле-шоу, перенесенный в аудиторию – это все возможные формы, в которых можно создавать что-то свое.

3. Наполнение содержанием

После того, как вы определились с формой и примерно представили, что и как будет происходить (ведь каждая форма подразумевает те или иные каноны) беремся прописывать «наполнение» сценария. На этом этапе нужно придать торжеству изюминку, придумать сюжет, по которому будут развиваться события.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Обсуждение: 11 комментариев

    Добрый день!
    Меня зовут Андрей Карпенко, я основатель школы «Ваш тамада». Приглашаю к нам на обучение.
    Хорошего дня!

    Ответить

    Хорошая статья, я тоже примерно по такому же плану пишу сценарии для наших утренников.

    Ответить

    Спасибо, помогли структурировать, как пошагово написать сценарий. Мне сейчас по работе нужно подготовить праздник, теперь стало понятнее, с чего начать.

    Ответить

    А по мне так тема не раскрыта… Хотелось побольше советов.

    Ответить

    Хочу от себя еще добавить пару моментов.
    Нужно четко представлять, для кого ваше мероприятие (так сказать, целевую аудиторию). Если вы работаете на заказ, уточните у заказчика про общий портрет гостей: какой возраст преобладает, социальный статус и профессии, интересы, семейное положение (больше холостых или семейных пар с детьми). Если участники — ваши знакомые, тогда проще, но тоже учитывайте, чтобы всем было интересно, «и старым, и малым».
    Для детских дней рождения подойдут темы, интересные имениннику. Конкурсы нужно подбирать соответственно возрасту детей.

    Ответить

    А мы всегда домашние праздники весело проводим, главное — вдохновение! Обычно нужно только знать, что любит именинник и сюжет рождается сам собой 😉

    Ответить

Вы твердо решили написать сценарий? Кажется, что может быть проще. Кино мы смотрим часами и днями, сценарные ходы знаем, а сюжетов, согласно классификации Польти, всего 36.

Я уверен, что вы сможете решиться и написать свою историю, если захотите. Но для начала - давайте разберемся в отличии сценария от других литературных форм.

1. Сценарий - это не окончательный творческий продукт

Ваш сценарий никто не будет читать как «Войну и мир» в средних школах. Это не то, что вы можете выплеснуть на бумагу в любой форме. Сценарий - полуфабрикат фильма, который еще должны «приготовить» режиссер, актеры, оператор, художники и многие другие.

Так что же сложного в сценарии? Сценарий - это протокол «преступления». «Преступление» - это то кино, которое вы видите в своей голове. Хорошие сценарии не пишутся, а записываются. То есть надо сначала увидеть кино, сцены, действия и характеры персонажей, потом записать то, что пронеслось в вашей голове и в ваших мыслях. Поэтому самое сложное для новичка - понять, что сценарий видит и слышит зритель. Увы, только эти два канала информации работают в кинематографе.

Ничего сложного, скажете вы, я писал рассказы и стихи, пытался писать повести и даже мечтал о романе - напишу и сценарий. Да, напишете, но придется оставить обороты типа «он подумал, что ему следовало бы» или «в его душе разыгрывалась нешуточная буря от предстоящего выбора» и тому подобное.

Все, что написано в сценарии, необходимо сыграть актеру и поставить режиссеру, поэтому запишите, «как и что» они должны сыграть и изобразить на экране. А вот про внутренние чувства или сомнения зритель должен догадаться исходя из того, чтобы вы «показали и рассказали».

2. Персонажи - это живые люди


Они уже «жили» до того, как попали в объектив вашего внимания. Если люди в вашей истории начинают делать то, что не делали до начала фильма, у меня как у зрителя возникает вопрос - почему именно сейчас человек, который никогда не предпринимал ничего интересного, решил пойти на подвиг, или «налево», или поменять профессию/жизнь, полететь в космос и тому подобное.

Персонажи, как и мы, - живые люди. Мы всегда действуем по своим правилам, по пути наименьшего сопротивления, идем теми способами и дорогами, которые уже проложены ранее и нам комфортны. Если что-то заставляет нас изменить жизнь, то это должны быть сильные внутренние или внешние причины. Почему же ваши персонажи могут делать резкие повороты в судьбе без мощной мотивации?

3. Персонажи действуют самостоятельно


Это странно звучит и еще более странно происходит в жизни. Но, поверьте, когда студенты начинают писать сценарии, к середине курса они испытывают первое удивление, осознав, что их персонажи сами решают, как им быть. Это выглядит несколько шизофренично, но реальность такова - чем лучше вы придумали персонажа, тем больше шансов, что он сам начнет подсказывать автору, что с ним будет происходить.

Когда мои студенты пишут короткий метр, им кажется, что сейчас, на протяжении 10-20 минут экранного времени, ничего не может изменить первоначальный замысел. Однако персонаж «оживает» и к финалу сам решает за себя. Тогда выясняется, что начальные страницы нужно переписывать «с нуля». А потом - середину. А потом - снова смотреть, что получилось в конце. Не буду говорить, сколько таких итераций приходится делать со сценарием полного метра. Много.

4. Сценарий не пишется, а переписывается


То, что вы увидели и написали вначале, никогда, абсолютно никогда, я это подчеркиваю, не становится финальным вариантом. Всегда есть правки, которые персонажи вносят в историю помимо воли автора. Это «страшно» с точки зрения здравого смысла, но нормально с точки зрения сценарного мастерства. Многие сценарии имеют по 10-20-30 драфтов (версий сценария - примечание автора). Это жизнь.

5. Реплики должны быть нужны персонажам, а не зрителям


Почти все мои студенты поначалу насыщают свои короткие, да и полные метры огромным количеством диалогов и монологов. Несмотря на то, что в курсе обучения есть специальное задание - создание «немого» этюда, - трудно избавиться от соблазна рассказать «все, что надо знать зрителю». Возможно, это дурное влияние телевидения прошлых лет или способ «пойти по пути наименьшего сопротивления».

Но тут автор должен сказать себе строгое «нет» и запомнить, что зритель подглядывает за жизнью героев «в замочную скважину». Поэтому все реплики и разговоры должны быть нужны персонажам, а не зрителям. Например, если два персонажа в сцене начинают обсуждать информацию, которая им обоим хорошо известна и не содержит конфликта, то у зрителя появляется справедливый вопрос: «Они совсем дураки? Зачем им говорить друг другу то, что они оба прекрасно знают».

В этот момент зритель понимает, что все это говорят именно для него. То есть персонажи знают, что за ними наблюдают и ведут себя неестественно. От этого эффект подглядывания за реальной жизнью теряется, и зритель остается разочарованным. Ведь мы все очень любим подглядывать и быть незамеченными. Я имею в виду кино, естественно.

6. Не стоит буквально воспроизводить жизнь


Если вы хотите написать сценарий по реальным событиями или биографии реальных людей, то не стоит буквально воспроизводить жизнь и последовательность событий. Жизнь отличается от кино тем, что в ней очень много пауз, где ничего не происходит: пробка, поездка в метро, перелет Москва-Владивосток и так далее.

Если показать это в режиме реального времени в кинофильме или телесериале, зритель не оценит вашей реалистичности. Кино - это музыкальная гармония, где сочетаются действия и паузы в правильной последовательности, но все же таким образом, чтобы за полтора-два часа зритель прожил какой-то важный участок жизни вместе с героем.

7. Берите самые яркие моменты реальной жизни


Конфликт - это основа драматургии, вы же знаете? Самый интересный выбор - между плохим и плохим. Вот что будет держать зрителя.

Конфликт, непростое решение, преодоление, борьба, страдание, нереализованное желание - все, что вызывает стресс у героя, доставляет зрителю удовольствие от просмотра.

Уверен, что вы сможете решиться и написать свою историю, если захотите.

Как написать заявку на питчинг


Питчинг - это соревнование проектов. Либо продюсерских, где уже есть смета, съемочная группа и режиссер. Либо сценарных - это там, где соревнуются только истории. Поговорим про вторые.

Для заявки на сценарный питчинг надо выбрать все самые важные сцены, которые ведут нас (зрителей) от начала до конца истории. Показать в тексте самые сложные и интересные конфликты, сделать акцент на кульминации. И обязательно рассказать, чем кончилась история.

Многие авторы предпочитают не писать содержание истории полностью, ограничиваясь общими словами типа «а дальше было много приключений» или «все закончилось очень неожиданно». Это отталкивает отборочные комиссии, наводит их на мысль, что автор просто не написал и не придумал те самые «приключения» и «неожиданный финал». В результате такие заявки остаются за бортом питчингов, а сами авторы обижаются на организаторов и отборщиков.

Написание сценария - это интересный, но сложный процесс, который захватывает полностью и доставляет огромное удовольствие.

Если вы чувствуете в себе потребность и способность написать сценарий - присылайте краткое описание своей истории (на одну страницу) на адрес. Мы прочтем их все, и три автора получат 10% скидку на обучение в 8-й сценарной мастерской Олега Богатова, которая стартует осенью 2017 года.

Опытные интервьюеры или руководители, занятые отбором персонала при помощи интервьюирования, часто имеют план интервью «в голове», умеют свободно, легко и непринужденно вести беседу, знают на память формулировки вопросов и их последовательность, умеют «измерять температуру общения» и владеют приемами «подогрева» и «охлаждения» партнера. Но эти навыки вырабатываются только за многие годы практики. Для более быстрого приобретения необходимого опыта интервьюирования существуют определенные приемы и технологии, позволяющие получать достаточно качественные с профессиональной точки зрения результаты уже на ранних этапах карьеры и значительно облегчать процедуры интервьюирования и интерпретации результатов.

Основным инструментом, позволяющим выполнять эти функции, является опросный лист (путеводитель, карта, вопросник, бланк) интервью.

В простейшем виде вопросник интервью включает только наиболее значимые или смежные вопросы.

Профессионально выполненный опросный лист интервью часто походит на сложную карту с иерархичной (многоуровневой) системой обозначений наподобие маршрутных карт которые составляют тренеры по спортивному ориентированию. На одной (и только на одной) стороне листа бумаги располагается и карта с общепринятыми системами обозначений, и условные значки тренера команды с особыми указаниями и задачами для спортсмена, и собственные пометки спортсмена об особенностях предыдущих прохождений маршрута.

Технологии построения сценариев во многом индивидуальны, как индивидуальны технологии написания картин разными художниками: один вначале тщательно грунтует холст, готовит краски, продумывает композицию; другой - использует готовые материалы и больше полагается на вдохновение.

Какими бы ни были индивидуальные особенности личности профессионального интервьюера, он все-таки никак не минует следующих шагов, предваряющих построение сценария.

1) Определение цели и задач интервью.

2) Составление вопросника.

3) Создание рабочей обстановки для проведения интервью.

4) Формирование и поддержание определенного психологического климата.

5) Обдумывание маршрутов «входа» и «выхода» из общения.

6) В большинстве случаев - уточнение диапазона полномочий (например, в случаях интервью при найме и оценке персонала, диагностического экспертного интервью, аттестационного собеседования и др.).

7) Подготовка форм итоговой обработки полученной в процессе интервью информации.

8) Продумывание всего перечня действий интервьюера и их последовательности.

Интервью представляет собой диалог, поэтому, как всякий вид общения, этот диалог, если он является управляемым, конструируется не только в содержательной, логической его части, но и в психологической, эмоциональной составляющей.



Сценарий является таким видом вопросника, который позволяет управлять эмоциональным фоном и психологическим климатом интервью. Так, например, сейчас при приеме на работу на должностные позиции, связанные с перегрузками общения или принятием решений в стрессовых ситуациях, активно используется так называемое стрессовое интервью. В стрессовом интервью в задачи интервьюера входит создание определенной психологической атмосферы напряжения, давления, неприятия и т.п. Но такая атмосфера может быть запланирована лишь для фрагмента интервью. В других же фрагментах, наоборот, от интервьюера требуется создания микроклимата доброжелательности, сочувствия, эмпатии. Иногда для решения задач интервьюирования (например, в так называемом «драматическом интервью») интервьюеру необходимо встать, продемонстрировать определенные действия испытуемому или изменить мимику лица.

Как в таких случаях интервьюеру не забыть «включить» соответствующие эмоции, совершить определенные действия, причем сделать это в строго определенный момент интервью?

Для обозначения таких ситуаций и соответствующих напоминаний и используются специальные приемы, аналогичные тем, что применяются в литературных сценариях, где в начале сцены или по ее ходу в скобках прописываются значимые невербальные элементы коммуникации. Аналогичным образом готовится и сценарий интервью.

Обычно сценирование вопросника осуществляется на завершающем этапе работы с вопросником интервью. Для этого в него вводятся особые поля с системами пометок (часто зашифрованных), предназначенных для интервьюера. Таким образом сценирование бланка интервью превращает его в инструмент коммуникации.

Введение.

Понятие фокус группа, как правило, ассоциируется с масштабной рекламной кампанией крупной зарубежной или российской фирмы. И хотя это в большинстве своем справедливое замечание, этот прием, заимствованный из социологии и маркетинга, может эффективно использоваться не правительственными организациями для осуществления связи со своей аудиторией. Не менее важным для неправительственного сектора, который, как правило, "стеснен в средствах" является тот факт, что проведение фокус групп сравнительно не дорогое и легко осуществимое мероприятие. Ведь большинство людей любят, когда спрашивают их мнение и, не стесняясь, его высказывают.

Неправительственные организации используют метод фокус группы при планировании своей деятельности, оценки своей работы, качественного улучшения своих услуг. Часто этот метод используется и для решения более масштабных задач - постановки стратегической цели своей организации или долгосрочного планирования. Таким образом метод фокус группы позволяет решать разносторонние задачи, которые включают:

  • Получение информации о том, что люди думают, представляют или как воспринимают то или иное событие, являющееся непосредственным интересом вашей организации;
  • Проверку собственных выводов по тем или иным событиям;
  • Стимулирование обсуждения по поставленной теме;
  • "провокацию" неожиданной реакции людей на спонтанные реплики аудитории на поставленную тему
  • предоставление возможности ведущему фокус группы и аудитории получить дополнительную информацию по заданной теме.

Главными из этих задач, и то, что преследует фокус группа, является сбор информации о том, что люди думают, представляют или как воспринимают то или иное событие; проверку собственных выводов по тем или иным событиям. Другие задачи есть не что иное как "желанный добавочный продукт".

Фокус группа не только позволяет собрать нужную информацию, но позволяет создать и укрепить доброе имя у клиентов не правительственной организации.



Десять шагов эффективной фокус группы.

Шаг 1: Поставьте цель проведения фокус группы.

Для того, чтобы поставить четкие вопросы и получить достоверную информацию необходимо четко представлять себе, какова цель проведения фокус группы. Расплывчатые общие цели, например "узнать, что люди думают…" усложнят процесс обработки результатов, если таковой вообще будет возможный.

Поэтому, после того как Вы поставите цель спросите себя, - Зачем мне это нужно знать?. Обычно ответом на этот вопрос становится кардинальное изменение цели проведения "фокус - группы". Чем яснее цель, тем легче провести мероприятие.

Шаг 2: Составьте распорядок работы.

Невозможно организовать работу фокус группы за один день. Подготовка начинается не менее чем за четыре недели до мероприятия. Шесть или восемь недель оптимальный срок организации фокус группы. Как правило именно столько времени занимает подготовка, приглашение участников, подготовка и тестирование вопросов, организация места проведения, сбор дополнительных материалов для проведения мероприятия. Ниже представлен перечень действий, необходимых для организации и проведения фокус группы.

  1. Постановка цели - 6-8 недель до начала мероприятия.
  2. Отбор участников - 6-8 недель до начала мероприятия.
  3. Приглашение участников - 6-8 недель до начала мероприятия.
  4. Отбор координатора - 4-5 недель до начала мероприятия.
  5. Подготовка вопросов - 4-5 недель до начала мероприятия.
  6. Подготовка сценария - 4-5 недель до начала мероприятия.
  7. Подготовка места проведения мероприятия - 4 недели до начала мероприятия.
  8. Рассылка приглашений - 4-5 недель до начала мероприятия.
  9. Подтверждение участия - 2 недели до начала мероприятия.
  10. Подготовка помещения - 1 неделя до начала мероприятия.
  11. Рассылка напоминания о мероприятии - 2 дня до начала мероприятия.
  12. Подготовка дополнительных материалов для мероприятия - 2 дня до начала мероприятия.
  13. Проведение мероприятия -
  14. Рассылка писем благодарности - через два дня после проведения мероприятия
  15. Обработка записей - через два дня после проведения мероприятия.
  16. Подготовка заключения и рассылка результатов участникам - через 1 неделю.
  17. Подготовка отчета - после обработки всей полученной информации.

Шаг №3: Отбор и приглашение участников.

Решение о том, кто должен принять участие в фокус группе проводится в пять стадий:

  1. Решите сколько участников должно быть и сколько необходимо пригласить.
  2. Еще раз вспомните цель фокус группы и подготовьте лист ключевых характеристик, которые должны быть присущи участникам.
  3. Просмотрите список и выберите участников с как минимум двумя сходными характеристиками.
  4. Составьте список и разошлите приглашения.

Шаг №4: Составление вопросов.

Помните, что фокус группа проводится в течении полутора- двух часов, поэтому Вы сможете задать не более 4-5 вопросов. Не так уж и много как кажется, особенно если учесть "приветственный и разогревающий" вопросы. Таким образом, у Вас остается возможность задать всего три вопроса, относящиеся непосредственно к теме фокус группы.

Последовательность и тон задаваемых вопросов не менее важны, чем содержание вопросов. Чтобы добиться эффективности, вопросы должны быть открытыми, начиная от общего к частному.

Как только вы подготовили вопросы, вернитесь к цели фокус группы. Какие вопросы не целесообразны? Какие вопросы выглядят наиболее важными? На какие вопросы участники смогут ответить? Вычеркните из списка как можно больше вопросов. Если над вопросами работает группа, попросите каждого выделить пять наиболее важных на их взгляд вопросов из общего списка. Как только вы выбрали пять вопросов, обратитесь к профессиональному редактору для перефразирования. И в заключении расположите вопросы в порядке, наиболее пригодном для участников фокус группы. Следуйте следующей логике: от общего к частному, от простого к сложному, от позитивного к негативному.

Протестируйте вопросы. Насколько ответы обеспечивают Вас необходимой информацией? Зачастую, вопросы хорошо читаются, но не звучат. Задайте вопросы самому себе и попробуйте на них ответить, как если бы Вы сами были участником фокус группы. Соберите сотрудников и сымитируйте фокус группу. Если все нормально - готово. Если нет, пересмотрите вопросы.

Шаг №5: Подготовьте сценарий.

Подготовка вопросов, на самом деле, лишь только прелюдия к подготовке более детального сценария фокус группы. Если у Вас достаточно опыта в проведении различных встреч, то такой сценарий необязателен. Но продуманный сценарий имеет ряд преимуществ:

  • Процесс написания сценария еще раз проверяет целесообразность вопросов и их последовательность.
  • Сценарий обеспечивает работу фокус группы в заданном ритме и обеспечивает ожидаемые результаты.
  • Сценарий предотвращает "уход в сторону" и потерю времени.
  • Сценарий полезен в случае, если координатор фокус группы приглашен "со стороны".

Сценарий фокус группы состоит из трех частей.