Основные критерии классификации социальных групп. Взаимодействие индивида и малой группы. Развитие малой группы

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

Таблица 1. Основные различия между группами

Единственным исключением из этой общей тенденции является исследование, проведенное Свиридзенкой и коллегами. Они обнаружили, что 10-летние дети интуитивно различают те же четыре основных типа групп, что и взрослые: группы близости, целевые группы, социальные категории и свободные ассоциации. Они также оценивали уровень энативности различных типов групп аналогично взрослым, но их оценки, по-видимому, опирались на характеристики группы, которые были более восприимчивыми, чем взрослые, которые сосредоточились на более абстрактных функциях, таких как важность группы для ее членов.

Признак Числен-
ность
Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая группа Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенчес-
кое
Развитая внутренняя неформаль-
ная
Непосред-
ственные трудовые
Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя группа Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональ-
ное
Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредован-
ные официальной структурой организации
Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая группа Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредован-
ные социальной структурой общества
Этническая общность, социально-демографи ческая группа, профес-
сиональная общность, политическая партия

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

В табл. 1 представлены основные различия между малыми, с ними и большими группами.

На каждой фотографии было пять человек, три самки и два самца, небрежно расположены в два ряда и обращены к передней правой части. Положение мужчин и женщин и их прически были уравновешены изображениями. Дети были протестированы в тихой комнате в детском саду. После короткого разговора, который служил фазой разминки, ребенок и экспериментатор сидели за столом.

Перед тем, как представить какие-либо фотографии, участников спрашивали об их спонтанном определении группы. Экспериментатор задал два открытых вопроса: «Что такое группа?», И, поскольку пилотирование показало, что большинство детей понимали слово «группа» только как группа детского сада, экспериментатор всегда спрашивал: «И помимо групп детского сада вы знаете какие-либо другие группы?».

Вдохновленный этим исследованием и работой Ликеля и коллег, мы исследовали, можно ли увидеть происхождение этой народной теории групп даже у детей в возрасте от 5 до 6 лет. Это важный возраст в развитии группового познания, поскольку от 5 до 6 лет, как представляется, находятся на грани явного понимания группы. Именно в этом возрасте дети впервые демонстрируют более общее предпочтение членам группы, даже в более абстрактных и новых группах. Кроме того, именно в этом возрасте дети впервые могут предсказать межгрупповые отношения в сторонних контекстах, по крайней мере, для социальных категорий.

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

После этого, несмотря на отсутствие фотографий, детей спрашивали: «Какой лучший пример группы: люди, которые работают вместе или люди, которые похожи друг на друга?» Порядок двух примеров был уравновешен. Затем четыре снимка были выведены и представлены экспериментатором следующим образом.

Затем детей попросили указать на фотографии, которые показали настоящую группу. Затем экспериментатор задал вопросы о 12 характеристиках группы, попросив детей указать группу, которая, скорее всего, имела бы определенную особенность. После каждого вопроса детей спрашивали, почему они выбрали эту группу. 12 схем изображения были случайным образом назначены на 12 наборов заданий вопросов. Каждая комбинация тестировалась как с мужчиной, так и с женщиной-участником.

Таким образом, наша цель состояла в том, чтобы исследовать, есть ли в дополнение к этим предпочтениям и ожиданиям дети этого возраста более общее понимание групп и разных типов групп, другими словами, ранняя фольклорная типология групп. Однако, учитывая их относительно сложные способности в других областях группового познания, мы предсказали, что уже в возрасте от 5 до 6 лет дети смогут делать тонкие различия между различными типами групп и использовать это понимание, чтобы делать выводы о группе поведения членов в разных типах групп.

В качестве первого шага мы измерили спонтанное определение группы детей. Мы сделали это, чтобы исследовать наивные, спонтанные идеи детей о группах, прежде чем представлять их с различными типами групп. Мы предсказывали, что дети смогут дать некоторые подходящие примеры групп и особенно заинтересованы в том, будут ли они сосредоточены на одном конкретном примере или определении, когда думают о группах, или смогут ли они дать более абстрактное определение. Во-вторых, поскольку недавняя работа показала, что 5-летние дети имеют сопоставимые предпочтения для двух типов членов группы - членов целевой группы и членов социальной категории - мы исследовали, какой из этих двух примеров дети считали наиболее представительными для группы.

Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

В конце концов, детей снова попросили указать на фотографии, которые показывают реальную группу, чтобы выяснить, повлияет ли оценка 12 характеристик группы на оценки посещаемости участников. Детские ответы были закодированы с видеозаписи. Детские комбинированные ответы на первые два вопроса об их определении группы были закодированы в одной из трех иерархических категорий от самых абстрактных до наиболее конкретных. Самая абстрактная категория была закодирована, когда дети давали общее, всеобъемлющее определение группы как социального коллектива, то есть, если они определяли группу как совокупность людей.

В-третьих, мы исследовали, будут ли дошкольники видеть группу близости, целевую группу, социальную категорию и свободную ассоциацию как качественно другую. С раннего возраста наших участников невозможно было принять точные методы предыдущих исследований, в которых использовались сложные задачи, такие как сортировка примеров групп и оценка характеристик нескольких групп для каждого примера. Чтобы упростить процедуру, чтобы маленькие дети это поняли, мы создали прототип для каждого из четырех типов групп и попросили детей судить об этих прототипах по вопросам энтеритативности и 12 других характеристик группы.

Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т.д. – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические особенности организации как средней группы.

Было четыре основных набора групповых характеристик. В первых трех участвовали суждения и прогнозы относительно отдельных членов группы и отношений членов группы. В первом наборе участвовали суждения о социальных обязательствах и просоциальном поведении среди членов группы. Во втором - качество социальных отношений членов группы. Третий включил в себя свойства, обозначающие фундаментальные сходства между членами группы.

Четвертый набор, напротив, включал черты самой группы, касающиеся характеристик, которые относятся к группе в целом, а не к отдельным членам. В целом мы предсказывали, что восприятие детьми и ожидания в отношении групп будут зависеть от типа группы, в которой они были представлены, и что они признают, что свободная ассоциация не является реальной группой. Настоящее исследование строго соблюдало юридические требования страны, в которой оно проводилось, и подробный порядок был заранее одобрен Комитетом по этике департамента, в котором он проводился.

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

Таблица 1. Основные различия между группами

Кроме того, родители всех детей, участвовавших в исследовании, дали информированное письменное согласие. Половина участников были женщины. Дети были опробованы в их детском саду. Один дополнительный мальчик был протестирован, но исключен из анализа из-за длительного прерывания его тестового сеанса из-за отвлечения, вызванного уровнем шума вне испытательной комнаты. Картины были расположены в два ряда; их позиции уравновешивались, используя 12 различных соглашений. Друзья были выбраны в качестве прототипа для групп близости, людей, которые строят дом для целевых групп, людей, которые похожи на социальные категории, и людей, которые ждут трамвайной остановки для свободных ассоциаций.

Единственным исключением из этой общей тенденции является исследование, проведенное Свиридзенкой и коллегами. Они обнаружили, что 10-летние дети интуитивно различают те же четыре основных типа групп, что и взрослые: группы близости, целевые группы, социальные категории и свободные ассоциации. Они также оценивали уровень энативности различных типов групп аналогично взрослым, но их оценки, по-видимому, опирались на характеристики группы, которые были более восприимчивыми, чем взрослые, которые сосредоточились на более абстрактных функциях, таких как важность группы для ее членов.

Признак Числен-
ность
Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая группа Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенчес-
кое
Развитая внутренняя неформаль-
ная
Непосред-
ственные трудовые
Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя группа Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональ-
ное
Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредован-
ные официальной структурой организации
Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая группа Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредован-
ные социальной структурой общества
Этническая общность, социально-демографи ческая группа, профес-
сиональная общность, политическая партия

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

В табл. 1 представлены основные различия между малыми, с ними и большими группами.

На каждой фотографии было пять человек, три самки и два самца, небрежно расположены в два ряда и обращены к передней правой части. Положение мужчин и женщин и их прически были уравновешены изображениями. Дети были протестированы в тихой комнате в детском саду. После короткого разговора, который служил фазой разминки, ребенок и экспериментатор сидели за столом.

Перед тем, как представить какие-либо фотографии, участников спрашивали об их спонтанном определении группы. Экспериментатор задал два открытых вопроса: «Что такое группа?», И, поскольку пилотирование показало, что большинство детей понимали слово «группа» только как группа детского сада, экспериментатор всегда спрашивал: «И помимо групп детского сада вы знаете какие-либо другие группы?».

Вдохновленный этим исследованием и работой Ликеля и коллег, мы исследовали, можно ли увидеть происхождение этой народной теории групп даже у детей в возрасте от 5 до 6 лет. Это важный возраст в развитии группового познания, поскольку от 5 до 6 лет, как представляется, находятся на грани явного понимания группы. Именно в этом возрасте дети впервые демонстрируют более общее предпочтение членам группы, даже в более абстрактных и новых группах. Кроме того, именно в этом возрасте дети впервые могут предсказать межгрупповые отношения в сторонних контекстах, по крайней мере, для социальных категорий.

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

После этого, несмотря на отсутствие фотографий, детей спрашивали: «Какой лучший пример группы: люди, которые работают вместе или люди, которые похожи друг на друга?» Порядок двух примеров был уравновешен. Затем четыре снимка были выведены и представлены экспериментатором следующим образом.

Затем детей попросили указать на фотографии, которые показали настоящую группу. Затем экспериментатор задал вопросы о 12 характеристиках группы, попросив детей указать группу, которая, скорее всего, имела бы определенную особенность. После каждого вопроса детей спрашивали, почему они выбрали эту группу. 12 схем изображения были случайным образом назначены на 12 наборов заданий вопросов. Каждая комбинация тестировалась как с мужчиной, так и с женщиной-участником.

Таким образом, наша цель состояла в том, чтобы исследовать, есть ли в дополнение к этим предпочтениям и ожиданиям дети этого возраста более общее понимание групп и разных типов групп, другими словами, ранняя фольклорная типология групп. Однако, учитывая их относительно сложные способности в других областях группового познания, мы предсказали, что уже в возрасте от 5 до 6 лет дети смогут делать тонкие различия между различными типами групп и использовать это понимание, чтобы делать выводы о группе поведения членов в разных типах групп.

В качестве первого шага мы измерили спонтанное определение группы детей. Мы сделали это, чтобы исследовать наивные, спонтанные идеи детей о группах, прежде чем представлять их с различными типами групп. Мы предсказывали, что дети смогут дать некоторые подходящие примеры групп и особенно заинтересованы в том, будут ли они сосредоточены на одном конкретном примере или определении, когда думают о группах, или смогут ли они дать более абстрактное определение. Во-вторых, поскольку недавняя работа показала, что 5-летние дети имеют сопоставимые предпочтения для двух типов членов группы - членов целевой группы и членов социальной категории - мы исследовали, какой из этих двух примеров дети считали наиболее представительными для группы.

Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

В конце концов, детей снова попросили указать на фотографии, которые показывают реальную группу, чтобы выяснить, повлияет ли оценка 12 характеристик группы на оценки посещаемости участников. Детские ответы были закодированы с видеозаписи. Детские комбинированные ответы на первые два вопроса об их определении группы были закодированы в одной из трех иерархических категорий от самых абстрактных до наиболее конкретных. Самая абстрактная категория была закодирована, когда дети давали общее, всеобъемлющее определение группы как социального коллектива, то есть, если они определяли группу как совокупность людей.

В-третьих, мы исследовали, будут ли дошкольники видеть группу близости, целевую группу, социальную категорию и свободную ассоциацию как качественно другую. С раннего возраста наших участников невозможно было принять точные методы предыдущих исследований, в которых использовались сложные задачи, такие как сортировка примеров групп и оценка характеристик нескольких групп для каждого примера. Чтобы упростить процедуру, чтобы маленькие дети это поняли, мы создали прототип для каждого из четырех типов групп и попросили детей судить об этих прототипах по вопросам энтеритативности и 12 других характеристик группы.