Тендерные поставки. Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное

Город Москва - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального Федерального округа. Москва является городом Федерального значения. Самый густонаселенный регион Российской Федерации, в котором проживает почти 12 миллионов жителей. Город находится на берегу реки Москва в середине Русской равнины. Общая площадь региона на момент 2012 года оценивается в 2,5 тысячи квадратных километров. 30% площади, а именно около 880 квадратных километров расположена внутри московской кольцевой автодороги, а оставшиеся 70%, занимающие площадь около 1630 квадратных километров вне МКАДа. Москва приподнята над уровнем моря более чем на 150 метров. Самым высоким местом города является возвышение, расположенное на Теплостанской возвышенности, с высотой 255 метра. А самым низким местом на уровнем моря являестя точка недалеко от Бесединского моста. Тут Москва-река вытекает за пределы мегаполиса. Абсолютная высота данного места составляет чуть более 114 метров. Общая длина города от Алтуфьево до Южной составляет около 38 километров, а если считать территории вне МКАДа, то почти 52 километра. Длина от западных окраин до восточных составляет почти 40 километров. Мегаполис находится по обоим сторонам реки Москвы. Кроме основной речной артерии, на территории города имеют сови бассейны еще около 30 других небольших рек, самыми значительными из которых являются Сходня, протекающая в северозападной части города, Химка, в северной части города, Неглинная, протекающая по центру города, но не по поверхности, а в трубах, Яуза - самый крупный приток Москвы, протекающей по всей восточной части города, и Нищенка на юго-востоке. На территории мегаполиса находятся около 4 сотен прудов и около 10 озёр. Тендеры Москвы на благоустройство этих водоемов публикуются на сайте государственных закупок.

Город Москва является центральным российским финансовым центром, из которого происходит управление практически всеми экономичесикми процессами в стране. В городе зарегистрированы почти 50% всех российских банков. Также большенство ведущих отечественных юридических лиц зарегистрированы в городе Москве и имеют тут головные офисы. По оценкам специалистов в 2008 году общий объём ВВП города составлял более 320 милиардов доларов США, что обеспечивало нахождение мегаполиса на 15 позиции в рейтинге ведущих мировых городов. Суммарный оборот в сегменте розничной торговли на момент 2007 года оценивался более чем в 2 триллиона рублей. Общий оборот в сегменте оптовой торговли, оценивался почти в 8 триллионов рублей. По оценкам, произведенным аудиторским холдингом «Ernst & Young» в 2011 году, столица России имеет 7 позицию в рейтинге европейских городов, исходя из привлекательности для международных инвесторов. Поэтому тендеры Москвы появляются все чаще, а их обхемы все внушительнее. На территории мегаполиса функционируют 3 оператора, входящие в Большую тройку, которые обеспечивают столицу мобильной связью в стандарте GSM, также услуги связи по стандарту CDMA обеспечивает сотовый оператор «Скай Линк». По территори города практически повсеместно обеспечен доступ в Интернет, основанный на технологии LTE, который обеспечивает компания «Yota».

Москва является центральным российским железнодорожным узлом. Поезда из города уходят по 10 основными направлениями. В Москве функционируют 9 вокзаламов. Со всех кроме Савёловского вокзала уходят не только электрички пригородного сообщения, но и поезда дальнего следования. Внутри города проложена Московская окружная железная дорога. Почти все железные пути, расположенные на территории города, подчиняются Московской железной дороге, но единственное Ленинградское направление подчиняются Октябрьской железной дороге. Тарифы во всех пригородных поездах идентичны вне зависимости от направления. Суммарная длина путей железных дорог, пролегающих по территории Москвы, составляет почти 400 километров. Все тендеры Москвы , связанные с железной дорогой публикуются на сайте ОАО "РЖД".

В последние годы такое понятие, как тендерные закупки, достаточно часто можно услышать в обиходе. Что это значит? Само понятие появилось достаточно давно и имеет следующий смысл.

Основные условия

Получается, что тендерные закупки – это приобретение товаров и услуг, на основе договора, по минимальной цене и отвечающее всем требованиям компании-заказчика. Сама процедура должна иметь прозрачный, открытый и беспристрастный характер.

Формы проведения

Закупки на условиях конкурса могут осуществляться в трех основных направлениях:

  • запрос котировок – заключение контракта после анализа цен, проведенного у нескольких поставщиков одновременно;
  • конкурсы – заключение договора по нескольким критериям: лучшая цена, сроки, качество товаров, квалификация участника. Победителю присваивается первый номер и его оглашают победителем. Во время проведения конкурса не имеет право вести какие-либо переговоры с участниками.

Тендерные закупки могут проводиться открыто, когда в процессе участие принимают все откликнувшиеся на предложение. Всю информацию заказчик должен разместить в СМИ и в Интернет-ресурсах.

Что закупки закрытого типа? Они проводятся, когда речь идет о поставках на нужды обороны и государственной безопасности, а участие в них принимает ограниченное число претендентов, которые предварительно получили персональное приглашение.

Участие в торгах и тендерных закупках: Видео

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

Тендер - это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

Аукцион - состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.

Чем тендер отличается от конкурса?

По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России - Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

Проведение торгов позволяет предприятиям, выступающим в качестве заказчика, получить самые выгодные условия будущей сделки. Существует несколько типов подобных мероприятий. В данной статье мы предлагаем рассмотреть, чем отличается тендер от аукциона и определиться, какой из типов торгов более рентабелен для частных предпринимателей.

Торги дают возможность заказчику заключить договор на максимально выгодных для него условиях

Что такое тендерные торги

Термин «тендер» следует трактовать как «предложение». Суть данного мероприятия довольно проста. Заказчик, выступающий в качестве организатора конкурса, подготавливает заказ на приобретение продукции или оказание услуг, формулирует условия соглашения и объявляет о необходимых документах от претендентов. Компании, желающие получить заказ должны в установленные сроки подать соответствующую заявку и подготовить свое предложение.

Победителем подобного конкурса становится тот претендент, что предложит наиболее выгодные условия, соответствующие всем требованием организатора.

Довольно часто рассматриваемое понятие используется в отношении различных конкурсных мероприятий и аукционов. Также следует отметить, что довольно часто тендером именуется процедура запроса предложений или котировок. На территории РФ проводятся два типа торгов: закрытые и открытые. Сама процедура может осуществляться в несколько этапов и иметь конкурсную или аукционную основу. Важно обратить внимание на то, что подобные мероприятия, связанные с государственными заказами, проводятся только одним этапом.

Согласно действующему Федеральному Закону, существуют методы закупок, что не относятся к торгам. Одним из таких методов является запрос ценовых котировок. Использовать подобный метод разрешается только в том случае, когда общая сумма заказа не превышает 500 000 рублей. Так в данном законе имеются особые условия, связанные закупкой продукции у единого поставщика.

Выдержки из закона

В две тысячи пятом году было выпущено постановление, связанное с размещением заказов на поставку товарно-материальных ценностей и выполнение услуг для государственных учреждений. Согласно данному закону организации, выступающие в качестве заказчиков и исполнителей, должны соблюдать ряд определенных требований. Помимо этого, появился строгий регламент, регулирующий процедуру проведения торгов на просторах интернета.

Важно сделать акцент на том, что слово «тендер» отсутствует в Федеральном Законе. Это можно объяснить тем, что данный термин позаимствован из английского языка и не раскрывает свое истинное значение. Именно поэтому, это слово заменяется словосочетанием «открытый конкурс». Помимо этого, Федеральным Законом дается определение таким процедурам, как запрос котировок, электронный аукцион и биржевые торги.


Во время проведения тендерного мероприятия заказчик выдвигает четкие требования к конкурсантам

В две тысячи седьмом году, рассматриваемый Закон был изменен. Новое законодательство принесло реформы в процесс подачи заказов от государственных организаций, а также был увеличен список требований к процедуре закупки у единого поставщика. Изменения коснулись и временных промежутков, требующихся для выполнения обязательств каждой из сторон.

На сегодняшний день на территории РФ, проводятся два типа мероприятий, связанных с государственными заказами:

  • конкурсы;
  • аукционы.

Каждый из этих методов торгов подразделяется на открытую и закрытую форму мероприятия.

Ключевым отличием аукциона от конкурса является то, что подобные мероприятия могут проводиться на различных интернет площадках.

Разновидности конкурсов

Аукцион и тендер в чем разница? Для того чтобы разобраться в разнице этих методов проведения торгов, следует рассмотреть конкретные примеры. Необходимо сделать небольшое отступление, обратив внимание на тот факт, что тендер будет рассматриваться именно в качестве конкурса. Подобные мероприятия имеют подразделение на две категории, закрытые и открытые мероприятия. Последний метод конкурентной борьбы является самым распространенным. Стать претендентом может любая компания, специализирующаяся в определенной области предпринимательской деятельности.

Важно обратить внимание на то, что информация о проведении открытого конкурса распространяется через средства массовой информации, специализированные издания и интернет ресурсы. Также следует упомянуть, что подготовка к этому мероприятию требует довольно продолжительного отрезка времени. Предприятию, выступающему в качестве организатора, требуется подготовить требования к претендентам, рассмотреть все поданные заявки и определить победителя.

Само мероприятие может проводиться как самим заказчиком, так и третьим лицом, имеющим должные полномочия. Конкурсная документация должна содержать в себе сведения о предмете заказа, критериях на которых будет основываться выбор победителя, а также информацию о самом конкурсе. Претенденты, желающие получить заказ должны правильно заполнить заявление и подать его в установленные сроки . В том случае, когда подается единичная заявка, конкурс объявляется несостоявшимся.

Одним из важных этапов этого мероприятия является публичная процедура вскрытия предложений претендентов. Во время этого этапа предаются огласке названия компаний, принявших участие в конкурсной борьбе и их предложения. В задачу специально созданной комиссии входит рассмотрение всех заявок и выбор победителя. По окончании этого этапа, с организацией, победившей в конкурсе, начинаются переговоры о заключении сделки. В том случае, когда достигнуть соглашения не удается, организаторы конкурса переключают свое внимание на претендента, занявшего второе место.


Цена – это главный критерий выбора аукциона, соответственно, победителем становится участник, который предложил наилучшую цену

Закрытый конкурс имеет те же правила, что и открытая форма данного мероприятия. Единственным различием, является процедура выбора претендентов. В случае с открытым конкурсом, подать заявку имеет право любая организация, специализирующаяся в конкретном направлении. Информация о проведении закрытых конкурсов редко предается широкой огласке. В большинстве случаев, компании, выступающие в качестве организаторов подобного мероприятия, высылают претендентам личные приглашения . Таким образом, в этом типе торгов принимает участие ограниченный круг лиц. Следует обратить внимание на то, что информация о победителе конкурса также не предается огласке.

Проведение подобных мероприятий целесообразно в следующих ситуациях:

  1. Имеется лимитированное число поставщиков с необходимой квалификацией в сфере услуг или ограниченное число предприятий, выпускающих необходимую заказчику продукцию.
  2. Закупки имеют конфиденциальный характер или приобретаются в целях безопасности.

Помимо этого, необходимость проведения закрытых торгов можно объяснить тем, что расходы на открытое мероприятие могут превышать стоимость самого заказа.

Виды аукционов

Открытая форма аукциона предоставляет возможность государственным предприятиям провести торговое мероприятие при помощи интернета. Договор на выполнение государственного заказа, подразумевающий поставку товарно-материальных ценностей или предоставление услуг, именуется лотом. Победитель этого мероприятия определяется на основе стоимости предложения. Как правило, в качестве победителя выступают те организации, что предлагают самую низкую стоимость исполнения заказа.

Информация о проведении подобных торгов распространяется при помощи печатных изданий, средств массовой информации или сайта заказчика. Важно обратить внимание на то, что данная информация должна быть представлена за три недели до окончания срока подачи заявки об участии в торгах. В некоторых случаях, допускается сокращение этого срока до одной недели.

Существует два вида шага ставок на подобных торгах: непрерывные и дискретные. Следует упомянуть, что открытые аукционы состоят из нескольких этапов. На каждом из этапов, претенденты имеют право подать новую ставку. В том случае, когда к концу этапа новые ставки отсутствуют, торги считаются завершенными. Для того чтобы подтвердить серьезность своих намерений, каждый из претендентов должен внести невозвратный финансовый взнос.

Закрытые аукционы – отдельные мероприятия, которые следует рассмотреть более подробно. Важным отличием этого типа торгов от закрытых конкурсов является отсутствие ограничений, связанных с кругом претендентов. В данном случае, претенденты не знают о предложениях других участников торгов, так как заявки и предложения подаются в запечатанном конверте. При проведении открытых торгов этого типа, информация о каждой из заявок известна остальным претендентам.


Тендер предполагает получение максимально выгодных условий контракта

Важно упомянуть, что подобные мероприятия не получают широкой огласки. Правила проведения, сопутствующая документация и другие сведения не публикуются в средствах массовой информации. Приглашения претендентам, рассылаются самим заказчиком за три недели до конца срока подачи заявок об участии в торгах . Следует обратить внимание на то, что подобные приглашения должны иметь письменную форму.

Помимо этого, имеются определенные требования к претендентам. Они должны удовлетворять все требования текущего законодательства, а также иметь доступ к информации, являющейся частью государственной тайны. Помимо этого, каждый из претендентов должен иметь возможность исполнить те обязательства, что являются предметом торгов.

Данный вид мероприятий используется в целях снижения риска договоренности между претендентами. Но следует понимать, что снижение круга претендентов может отразиться на эффективности всех торгов.

Электронная форма аукционов – проводится на специализированных интернет площадках, получивших аккредитацию от Министерства экономического развития Российской Федерации. Правила проведения подобных мероприятий регламентированы девяносто четвертой статьей Федерального Закона. Согласно установленным правилам, все сведения касаемо проведения торгов и другие данные должны быть опубликованы на самой электронной площадке.

Важно сделать акцент на том, что государственные учреждения и муниципальные органы обязаны проводить открытые торги, имеющие электронную форму. Благодаря подобному условию, информация о претендентах на лот не разглашается до завершения мероприятия . Подобные меры позволяют снизить возможность сговора участников или организаторов торгов. Помимо этого, данные условия увеличивают уровень конкуренции между претендентами.

На сегодняшний день, аккредитация Минэкономразвития РФ имеется у следующих интернет ресурсов:

  1. ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».
  2. ОАО «Единая электронная торговая площадка».
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. ООО «РТС-тендер».
  5. ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

Различия аукциона и конкурсных торгов

Главное отличие аукциона от тендера заключается в цели проведения торгов. Организаторы аукционов желают реализовать имеющуюся продукцию как можно дороже. Если в качестве организатора выступает компания-заказчик, цель данного мероприятия - получить наиболее выгодную цену. Организация конкурсных торгов подразумевает желание получить наиболее выгодное предложение, связанное с выполнением условий конкурса. Важно обратить внимание на то, что имеются отличия, связанные с предметом торгов. Аукционы проводятся с целью реализации недвижимого или движимого имущества, а тендеры, в целях реализации продукции или услуг.


Тендер имеет надежную защиту от денежных махинаций, которые можно ожидать от участников, так как характер проведения процесса строгий

Также имеются различия в самом процессе и результате данных видов мероприятий. Для участия в аукционе претенденты должны пройти процедуру регистрации и сделать свою ставку. После оплаты ставки, имущество передается победителю аукциона. Для того чтобы стать участником конкурса, претенденту необходимо собрать пакет необходимых документов, после чего передать свою заявку организаторам тендера. Далее специальной комиссией определяется самое выгодное из предложений.

Различия между аукционом и конкурсом:

  1. Форма мероприятия . Конкурсные торги подразумевают длительный отрезок времени, на протяжении которого будут рассматриваться и детально анализироваться предложения претендентов. Аукцион проводится в сжатые сроки, а победителем торгов объявляется та компания, что предложила самую высокую цену за продукцию организатора.
  2. Цель проведения торгов. Задачей аукциона является реализация товарно-материальных ценностей по высокой цене. Целью конкурсных торгов является приобретение товара или услуги на выгодных условиях.
  3. Предмет торга. Чаще всего объектом тендера является выполнение определенных услуг. Предметом торга аукционов, как правило, является недвижимость или движимое имущество.
  4. Результат. Победителем аукциона становится тот претендент, что предлагает наиболее высокую цену за выставленный лот. В конкурсных торгах побеждают те участники, чьи условия считаются более выгодными для организаторов мероприятия.

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.