Су 30 см в сирии. Точная причина не установлена, предварительной военные назвали попадание птицы в двигатель

Авиагруппа ВКС России , которая дислоцируется на сирийской авиабазе Хмеймим, понесла еще одну потерю: 3 мая вскоре после взлета, разбился истребитель Су-30СМ.

"По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание птицы в двигатель. Никакого огневого воздействия по самолету не зафиксировано", - сообщает Минобороны . Оба пилота погибли. Судя по тому, что летчики не воспользовались катапультными креслами, они до последних минут боролись за жизнь самолета.

По некоторым сведениям, экипаж «сушки» пытался увести истребитель от падения на прибрежный населенный пункт. Экипажем командовал, по предварительным данным, майор Альберт Давидян.

Что надо знать об этой машине?

Многофункциональный истребитель Су-30СМ предназначен для завоевания господства в воздухе, блокирования аэродромов противника на большой глубине. Он нацелен на уничтожения воздушных, наземных и морских целей, в том числе в ночное время суток и в сложных метеорологических условиях. Самолет разработан компанией "Сухой " (серийно производится корпорацией "Иркут "). Боевая машина сверхманёврена. Она оснащена радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги. Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Точные характеристики самолета на данный момент засекречены.


Потери российских ВКС за время военной операции в Сирии:

1. 24 ноября 2015 года в районе сирийско-турецкой границы истребителем F-16 ВВС Турции был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М, командир был расстрелян в воздухе, пилот эвакуирован.

2. 12 апреля 2016 года в районе Хомса потерпел крушение вертолет Ми-28Н, оба члена экипажа погибли.

3. 1 августа 2016 года в результате обстрела с земли в провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ.

4. 3 ноября 2016 года после вынужденной посадки вертолет Ми-35М ВКС России был уничтожен террористами противотанковой ракетой на земле.

5. 14 ноября 2016 года во время тренировочного полета в Средиземном море не долетел до палубы АНК «Адмирал Кузнецов » и упал в воду Миг-29К , летчик катапультировался.

10. 6 марта 2018 года при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим потерпел крушение транспортный самолет Ан-26.

*Запрещенная в РФ террористическая организация

В Сирии потерпел крушение российский истребитель Су-30СМ. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на . По данным ведомства, инцидент произошел утром у аэродрома Хмеймим.

«Около 9.45 мск при наборе высоты после взлета с аэродрома Хмеймим над акваторией Средиземного моря потерпел катастрофу российский истребитель Су-30СМ», — сообщили в министерстве.

«Оба летчика, до последних минут боровшиеся за самолет, по докладу с места, погибли»,

— говорится в сообщении Минобороны. В ведомстве также уточнили, что огневого воздействия по самолету не было. По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание птицы в двигатель.

Су-30СМ — последняя модификация российского многоцелевого тяжелого истребителя Су-30 поколения 4+. Первый полет истребителя состоялся 31 сентября 2012 года. Истребители Су-30СМ использовались во время операции российских вооруженных сил в Сирии.

Пилоты Су-30СМ могут выполнять самые сложные фигуры одиночного и группового пилотажа, такие как «колокол», «кобра», «плоский штопор», «петля Нестерова» в боевом порядке «ромб».

На сегодняшний день истребители Су-30СМ стоят на вооружении около десяти стран мира.

Одной из последних к списку этих стран присоединилась Белоруссия, которая сообщила о решении закупить российские истребители в июне прошлого года.

25 июля 2017 года правительство поручило Министерству обороны рассмотреть возможность закупок истребителей Су-30СМ у . Правительство планирует приобрести партию из 10-12 самолетов для военного ведомства. Как сообщал газете «Коммерсантъ» источник в Минобороны, вопрос о покупке истребителей «действительно сейчас обсуждается, находится на рассмотрении». По данным другого источника, военное ведомство намерено направить полученные средства на производство среднемагистрального авиалайнера МС-21 — «Магистрального самолета XXI века».

В 2016 году Минобороны заключило контракт на поставку 28 машин для ВКС России и восьми штук для ВМФ России до конца 2018 года. 30 октября 2016 года в Иркутске совершил первый полет очередной двухместный многоцелевой истребитель Су-30СМ, предназначенный для Морской авиации ВМФ России и получивший собственное имя «Иркутск».

За все время эксплуатации самолетов Су-30 и его модификаций было зарегистрировано 16 катастроф.

При этом для российской авиации нынешняя катастрофа в Сирии является второй за всю историю. До этого крушение Су-30, пилотируемого российскими летчиками, происходило 19 лет назад, в июне 1999 года. Тогда самолет Су-30МК разбился в демонстрационном полете на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью. Погибших в результате того инцидента не было.

Чаще всего катастрофы с Су-30 происходят у Индии — половина всех крушений самолетов этого типа приходится на эту страну. После последней катастрофы, которая произошла в мае прошлого года, высокопоставленные руководители ВВС Индии заявили, что совместная с Россией программа FGFA по созданию истребителя 5-го поколения не отвечает желаемым требованиям. Один из высших офицеров ВВС Индии добавил, что «индийские ВВС не стремятся продолжать программу FGFA».

Предложенная программа FGFA не соответствует требованиям по малой радиолокационной заметности российско-индийского самолета по сравнению с американским истребителем F-35, объяснил высокопоставленный индийский военный. По его мнению, в этой программе необходимы существенные структурные изменения, которые не могут быть обеспечены с помощью существующих российских прототипов.

В программе FGFA также нет понятия модульного обслуживания двигателя, что делает обслуживание будущего парка истребителей FGFA «дорогим и неприятным», считают индийские специалисты, на которых ссылается американское издание. Другой высокопоставленный представитель ВВС Индии пояснил, что модульное обслуживание двигателя требуется для быстрого и удобного обслуживания самолетов FGFA без предварительного предупреждения предприятия-изготовителя.

В четверг истребитель Су-30СМ потерпел крушение в акватории Средиземного моря сразу после взлета с авиабазы Хмеймим, откуда направлялся на патрулирование прибрежной зоны. Оба пилота погибли. Предварительной причиной первой потери СУ-30СМ в Сирии в ведомстве назвали попадание птицы в один из двигателей. Установить точную причину ЧП предстоит специальной комиссии, которая изучит обломки самолета и его бортовой самописец.


Первая информация о крушении Су-30СМ в Сирии появилась в социальных сетях, а позже она была подтверждена и Минобороны РФ. Там же уточнили, что причиной катастрофы боевого истребителя могла стать птица, попавшая в двигатель. «Никакого огневого воздействия по самолету не было»,- подчеркнули в ведомстве.

По данным “Ъ”, экипаж в составе двух человек (командир - гвардии майор Альберт Давидян) должен был совершить патрульный облет акватории Средиземного моря, для подстраховки истребитель осуществлял вылет с полным боекомплектом. У майора Давидяна уже имелся опыт выполнения подобных боевых задач. Сам Су-30СМ прошел полный цикл предполетной подготовки, к его состоянию нареканий у специалистов не возникало. Однако проблемы появились практически сразу после взлета, когда Су-30СМ поднялся примерно на 200 м и вместо дальнейшего набора высоты, как говорят очевидцы, начал неожиданно клевать носовой частью. По словам источника “Ъ” в органах военного управления, именно в этот момент по какой-то причине произошло резкое падение тяги в одном из двигателей. По словам экспертов, в такой ситуации летчики могли успеть катапультироваться, но вместо этого попытались выровнять самолет и вернуться на Хмеймим. При попытке разворота истребитель начал заваливаться на левую сторону и вскоре рухнул в море недалеко от города Джебла. От удара у Су-30СМ целиком оторвало левое крыло и хвостовое оперение. Оба летчика погибли.

Полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что вероятность катастрофы вследствие обстрела самолета мизерная: по его словам, эта территория очень тщательно контролируется всеми возможными силами, не последнюю роль в усилении контроля сыграла обстановка в последнее время. «Наша военная полиция на месте плотно работает со средствами технического наблюдения, в том числе с беспилотниками, акватория Средиземного моря просматривается на десятки километров»,- подчеркивает эксперт.

Вариант с попаданием птицы в двигатель не окончательный, для установления причин катастрофы потребуется время. По крайней мере, как утверждает источник “Ъ” в авиапромышленности, расследовать ЧП будет специальная межведомственная комиссия, в которую войдут представители корпорации «Иркут» (производитель Су-30СМ), службы безопасности полетов авиации и главного штаба ВКС. Сначала нужно будет извлечь остатки самолета, в том числе двигатели и бортовые самописцы. Источники “Ъ” предполагают, что сделать это будет несложно: глубина в районе падения Су-30СМ не превышает 20 м, а значит, можно будет обойтись усилиями водолазов, а не привлекать специальные средства главного управления глубоководных исследований (как было, например, с кораблем-разведчиком «Лиман», обломки которого в Босфоре собирало океанографическое судно проекта 22010 «Янтарь»). Как только водолазы извлекут обломки Су-30СМ, последние будут доставлены сначала в пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, а после самолетами военно-транспортной авиации перевезены на аэродром Чкаловский. Изучением черного ящика займется, скорее всего, 13-й НИИ Минобороны (Люберцы).

По словам источника “Ъ” в органах военного управления, с технической точки зрения потеря Су-30СМ критичной не выглядит: в разное время в Хмеймиме располагалось от четырех до шести истребителей данного типа и вместо разбившейся машины в Сирию будет отправлена аналогичная. Напомним, что Су-30СМ стал седьмым военным самолетом ВКС РФ, потерянным за время российской кампании в Сирии.

Иван Сафронов, Александра Джорджевич

В Сирии, в акватории Средиземного моря рухнул российский истребитель Су-30СМ. Об этом сообщили в Минобороны России. Отмечается, что на борту находились два пилота, оба погибли. В ведомстве подчеркнули, что лётчики до конца пытались спасти машину. По предварительной информации, причиной крушения могло стать попадание птицы в двигатель. Что известно об авиакатастрофе в арабской республике - в материале RT.

  • Многоцелевой истребитель Су-30СМ
  • Евгений Одиноков / РИА Новости

Российский истребитель в Сирии. Об этом сообщили в Министерстве обороны РФ. Самолёт совершил взлёт с аэродрома Хмеймим и рухнул в акватории Средиземного моря при наборе высоты. Никто из экипажа машины, по сообщению с места, не выжил.

«3 мая около 9:45 мск при наборе высоты после взлёта с аэродрома Хмеймим над акваторией Средиземного моря потерпел катастрофу российский истребитель Су-30СМ. Оба лётчика, до последних минут боровшиеся за самолёт, по докладу с места, погибли», — говорится в заявлении военного ведомства.

Окончательная причина авиакатастрофы пока не установлена. По непроверенным данным, спровоцировать крушение могла птица.

«По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание в двигатель птицы. Никакого огневого воздействия по самолёту не было», — подчёркивается в сообщении.

Первая потеря

Как отмечает ТАСС, нынешний инцидент — первый случай потери Су-30СМ в Сирии. В операции в арабской республике самолёты этого типа участвуют с сентября 2015 года.

Су-30СМ является двухместным многоцелевым тяжёлым истребителем поколения 4+. По классификации НАТО он относится к категории Flanker-C. Его разработкой занимается ОКБ «Сухой». Самолёт был создан в конце 1980-х на базе учебного варианта истребителя Су-27УБ. На вооружение его приняли в 1992 году.

Истребители выпускаются на двух авиационных заводах — в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре. Помимо этого их производство налажено в Индии на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited.

В настоящее время на вооружении ВКС и ВМФ стоит 100 таких самолётов. До конца нынешнего года соединения Воздушно-космических сил получат ещё двенадцать машин, а морской авиации — две.

В процессе улучшения

Как отмечали в феврале в Минобороны РФ, в 2018 году также . Как подчёркивал замглавы ведомства Юрий Борисов, самолёты показали себя в Сирии на высшем уровне.

«Они (истребители. — RT ) хорошо себя зарекомендовали в Сирии, показали все свои боевые возможности. Предстоит модернизация этого самолёта и в плане импортозамещения, и в плане адаптации новых авиационных средств поражения», — отмечал Борисов.

По его словам, первый этап модернизации планируется завершить в 2019 году. Он подчеркнул, что Су-30СМ будут использоваться на вооружении ещё как минимум 35-40 лет.

Для высшего пилотажа

Су-30СМ способен наносить удары по воздушным, надводным и наземным целям днём и ночью в любых метеоусловиях. Кроме того, этот истребитель используют в своих выступлениях пилоты авиационной группы «Соколы России», исполняя такие сложнейшие фигуры одиночного и группового пилотажа, как колокол, кобра, плоский штопор и петля Нестерова.

Самолёт способен развивать скорость до 2350 км/ч. Без дозаправки он может находиться в небе до 3,5 часов. Его боевой радиус составляет 1,5 тыс. км.

Оружие и снаряды для Су-30СМ могут крепиться на 12 точках подвески. Таким образом, для него доступна широкая вариация ракет воздух — воздух, а также ракет и бомб воздух — земля, общая масса которых может достигать восьми тысяч килограммов. Помимо этого истребитель оснащён встроенной пушечной установкой калибра 30 мм.

«Су-30СМ — очень удачная машина, но её требуют развивать. На мой взгляд, модернизированная версия самолёта получит некоторые агрегаты Су-35С. В частности, это РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 «Ирбис» и двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1С», — отмечал в беседе с RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко.

Воздушное преимущество

Как ранее писал RT, в ВКС за последние годы были поставлены свыше 200 самолётов марки «Су». Эксперты считают, что интерес Минобороны к тяжёлым истребителям обусловлен опытом сирийской кампании, а также потребностями развития стратегической авиации (разработка дозвукового ПАК ДА, модернизация и производство новых сверхзвуковых Ту-160).

Ведь многофункциональные самолёты марки «Су» способны решать чрезвычайно широкий круг задач — сопровождение бомбардировщиков, перехват самолётов противника и нанесение удара по наземным целям.

«Стоящие на вооружении «сушки» обладают большим модернизационным потенциалом, который, конечно, надо реализовывать, прежде всего устанавливая новую бортовую аппаратуру и комплексы управления вооружением. Обновление тяжёлой истребительной авиации позволяет решать массу оперативно-тактических задач по обеспечению контроля неба в зонах интересов России», — пояснял RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.