Срок окупаемости: формула. Вложение и прибыль. Транспорт: собственный или наёмный? Что выгоднее

Является одним из важных показателей при его оценке. Период окупаемости для инвесторов является основополагающим. Он в целом характеризует насколько ликвиден и доходен проект. Для правильного определения оптимальности вложений, важно понимать каким образом получается и рассчитывается показатель.

Смысл расчета

Один из самых важных показателей при определении эффективности вложений - срок окупаемости. Формула его показывает за какой отрезок времени доход от проекта покроет все единовременные затраты на него. Метод дает возможность рассчитать время возврата средств, которое затем инвестор соотносит со своим экономически выгодным и приемлемым сроком.

Экономический анализ предполагает использование различных методов при расчете упомянутых показателей. Его используют, если осуществляется сравнительный анализ для определения самого выгодного проекта. Важно при этом, что он не применяется как основной и единственный параметр, а рассчитывается и анализируется в комплексе с остальными, показывающими эффективность того или иного варианта инвестиций.

Расчет срока возврата средств как основной показатель можно применить, если предприятие нацелено на быструю отдачу от вложений. Например, при выборе способов оздоровления компании.

При прочих равных условиях принимается к реализации тот проект, у которого самый маленький срок возврата.

Окупаемость вложений - формула, демонстрирующая число периодов (лет или месяцев), за которое инвестор вернет свои вложения в полном объеме. Иначе говоря, возврата средств. При этом следует помнить, что названный период должен быть короче отрезка времени, на протяжении которого осуществляется пользование внешними займами.

Что необходимо для расчета

Период окупаемости (формула его использования) предполагает знание таких показателей:

  • издержки по проекту - сюда включены все инвестиции, осуществленные с его начала;
  • чистый доход в год - это выручка от реализации проекта, полученная за год, но за вычетом всех издержек, включая налоги;
  • амортизация за период (год) - размер денежных средств, которые были потрачены на совершенствование проекта и способов его реализации (модернизация и ремонт оборудования, совершенствование техники и т.п.);
  • длительность затрат (имеются ввиду инвестиционные).

А для расчета дисконтированного срока возврата вложений, важно принять во внимание:

  • приход всех средств, сделанных за рассматриваемый период времени;
  • норма дисконта;
  • срок, на который дисконтировать;
  • первоначальный размер инвестиций.

Формула расчета окупаемости

Определение периода возврата вложений происходит с учетом характера поступления по проекту. Если подразумевается, что денежные потоки поступают равномерно на протяжении всего времени работы проекта, период окупаемости, формула которого представлена ниже, можно рассчитать так:

Где Т - срок возврата инвестиций;

И - вложения;

Д - полная сумма прибыли.

При этом полная сумма дохода складывается из и амортизации.

Понять, насколько целесообразен рассматриваемый проект при использовании данной методики, поможет то, что получаемая величина срока возврата инвестируемых средств должна быть ниже той, которая была задана инвестором.

В реальных условиях работы проекта, инвестор отказывается от него, если период возврата вложений выше заданной им лимитной величины. Либо он изыскивает методы по снижению периода окупаемости.

Например, инвестор вкладывает в проект 100 тыс. руб. Доход от реализации проекта:

  • в первый месяц составил 25 тыс. руб.;
  • во второй месяц - 35 тыс. руб.;
  • в третий месяц - 45 тыс. руб.

В первые два месяца проект не окупился, так как 25+35 = 60 тыс. руб., что ниже суммы вложений. Таким образом, можно понять, что проект окупился за три месяца, так как 60+45 = 105 тыс. руб.

Преимущества метода

Достоинствами описанного выше метода выступают:

  1. Простота расчета.
  2. Наглядность.
  3. Возможность провести классификацию инвестиций с учетом заданной инвестором величины.

В целом по этому показателю возможно вычислить и риск инвестиций, так как существует обратная зависимость: если срок окупаемости, формула которого указана выше, снижается, уменьшаются и риски проекта. И наоборот, с ростом срока ожидания окупаемости инвестиций, увеличивается и риск - инвестиции могут стать невозвратными.

Недостатки метода

Если же говорить о недостатках метода, то среди выделяют: неточность расчета, ввиду того что при его вычислении не принимается во внимание временной фактор.

По факту, выручка, которая будет получена за границей срока возврата, никаким образом не влияет на его срок.

Чтобы грамотно осуществить расчет показателя, важно под инвестициями подразумевать издержки на формирование, реконструкцию, улучшение основных средств предприятия. Вследствие этого эффект от них не может наступить сиюминутно.

Инвестор, когда вкладывает деньги в совершенствование какого-либо направления, обязан понимать тот факт, что лишь спустя какое-то время он получит неотрицательную величину денежного потока капитала. Из-за этого важно использование в расчетах динамических методов, которые дисконтируют потоки, приводя цену денег к одному моменту во времени.

Необходимость в подобных сложных расчетах вызвана тем, что цена денег на дату начала инвестиций не совпадает со стоимостью денег в конце реализации проекта.

Дисконтированный метод расчета

Срок окупаемости, формула которого представлена ниже, предполагает принятие в расчет временного фактора. Это расчет NPV - чистой приведенной стоимости. Расчет осуществляется по формуле:

где Т - период возврата средств;

IC - инвестиции в проект;

FV - планируемый доход по проекту.

Здесь учитывается и поэтому планируемый доход дисконтирован при помощи ставки дисконта. Эта ставка включает в себя риски по проекту. Среди них можно выделить основные:

  • риски инфляции;
  • риски неполучения прибыли.

Все они определяются в процентах и суммируются. Ставка дисконта при этом определяется так: + все риски по проекту.

Если поток денег неодинаковый

Если поступления от реализации проекта каждый год разные, окупаемость затрат, формула которой рассматривается в настоящей статье, определяется в несколько шагов.

  1. Сперва, необходимо определить число периодов (причем, оно должно быть целым), когда сумма прибыли нарастающим итогом станет приближенной к сумме вложений.
  2. Затем необходимо определить остаток: из суммы вложений вычитаем размер накопленной величины поступлений по проекту.
  3. После этого величина непокрытого остатка делится на величину денежных притоков следующего отрезка времени. Главный экономический показатель в этом случае - ставка дисконтирования, которая определяется в долях единицы либо в процентах в год.

Выводы

Срок окупаемости, формула которого была рассмотрена выше, показывает за какой отрезок времени произойдет полный возврат вложений и наступит момент, когда проект начнет давать доход. Выбирается тот вариант вложений, у которого период возврата самый маленький.

Для расчета используют несколько методов, которые имеют свои особенности. Самый простой - это деление суммы затрат на величину годовой выручки, которую приносит профинансированный проект.

Для создания эффективной транспортно-логистической системы при оптимальных затратах необходимо произвести анализ эффективности транспортно-логистической системы компаниив соответствии со следующими разделами:

2. Проанализировать необходимость приобретения собственных ТС или использования наёмного транспорта;

3. Определить оптимальное соотношение собственных и наемных ТС;

4. Выбрать варианты аренды ТС.

Количество используемых транспортных средств напрямую зависит от грузооборота – чем выше грузооборот, тем большее количество транспортных средств необходимо для доставки. Рассчитать необходимое количество транспортных средств можно по формуле:

, где:

n – количество транспортных средств, (штук),

Q – грузооборот, (тонны, паллетоместа),

Kн – коэффициент неравномерности грузооборота,

W — производительность транспортного средства.

, где

W- производительность транспортного средства, (тонны/час, паллетоместа/час),

g – количество груза, которое может перевезти одновременно транспортное средство (грузоподъемность, вместимость), (тонны, паллетоместа),

Ки – коэффициент использования транспортного средства

, где

q — количество груза, загруженное в транспортное средство, (тонны, паллетоместа)

tц – время цикла (время на погрузку, доставку, разгрузку, возврат транспортного средства), (час.).

Определив количество необходимых транспортных средств необходимо решить задачу о приобретении собственного транспорта, использования арендованного или использования услуг транспортно-логистических компаний. Для принятия обоснованного решения необходимопроизвести оценку затрат.

При использовании собственного транспорта необходимо учитывать затраты на материалы (включая топливо, ГСМ, запчасти, технические средства, расходные материалы, спец.одежду и обувь), учесть амортизацию транспортных средств, отчисления в государственные фонды, рассчитать заработную плату персоналу и прочие расходы.

Альтернативным решением является аренда транспортных средств. Оплата производиться по договору фрахта, а арендный платёж вычисляется следующим образом:

Ар.пл. – Арендный платеж, (ден. ср.),

В – вознаграждение арендодателю, (ден. ср.),

Д.У. – дополнительные услуги арендодателя, (ден. ср.),

НДС – налог на добавленную стоимость за предоставленные услуги арендополучателю, (ден. ср.)

В зависимости от срока аренды и возможности возврата арендодателю транспортных средств выделяется текущая идолгофинансируемаяаренда, а так же лизинг.

Таблица 2. Виды аренды в РФ

Рассмотрим так же возможность использования транспорта на условиях лизинга. Лизинг делится на операционный и финансовый их особенности представлены в таблице 2.

Таблица 3. Виды лизинга

Расчёт лизингового платежа производиться по формуле:

, где

Л.пл. – Арендный платеж, (ден. ед.),

А.О. – амортизационные отчисления (ден. ср),

В – вознаграждение арендодателю, (ден. ед.),

Д.У. – дополнительные услуги арендодателя, (ден. ед.),

К– проценты по кредиту банка на приобретение транспортных средств, (ден. ед.),

НДС – налог на добавленную стоимость за предоставленные услуги арендополучателю, (ден. ед.)

Для принятия решения об использовании собственного или арендованного (наемного) транспорта необходимо сопоставить затраты в зависимости от грузооборота компании. На рисунке показано, что при небольшом грузообороте выгоднее использовать арендованный транспорт, при увеличении грузооборота снизить затраты на транспортировку товаров можно путём приобретения транспорта в собственность. Принимая решение на основании данной методики показатели транспортной логистики Вашей компании будут оптимизированы.

Рисунок 1. Зависимость затрат на транспортировку товаров от грузооборота

Наиболее эффективным способомоптимизации транспортной логистики является выбор и внедрение системы маршрутизации. Выбор оптимальных маршрутов доставки грузов позволяет определить в территориальном и временном разрезе объемы перевозки, рассчитать необходимое количество транспорта, сократить простои подвижного состава.

Для разработки оптимальных маршрутов проводится сравнительный анализ всех возможных маршрутов, при котором учитываются следующие параметры:

  • место отправки и назначения груза;
  • сроки доставки;
  • ограничения по габаритам и весу груза;
  • стоимость перевозки;
  • возможность перевозки груза различными видами транспорта;
  • доступность транспортных единиц;
  • требования по сопровождению груза;
  • ограничения по прохождению груза через логистичечкие узлы и пропускные пункты.
  • и др.

Как выбрать оптимальный маршрут? Одним из способов решения этого вопроса будет планирование маршрута доставки на основе сетевого графика.

Сетевая модель выбора маршрута позволяет оптимизировать затраты на перевозку и учесть временной параметр транспортировки.При использовании сетевой модели выбора маршрута работа начинается с определения всех возможных маршрутов доставки груза и составления сводной таблицы, отражающей их стоимостные и временные характеристики.

Затем строится сетевой график альтернативных путей доставки с учетом анализа маршрутов и дополнительных нетранспортных составляющих.Параметр время Т, стоимость С и приведенная стоимость С* для первой работы приравниваются к 0.

Принцип построения сетевого графика

1. Вектор (дуга) = работа

2. Проекция дуги на ось Х = время выполнения работы

3. Узлы моменты завершения работы

4. tij– время выполнения работы

5. i, j – события

6) Тм – максимальное время выполнения работы;

tм — минимальное время выполнения работы;

tв – наиболее вероятное время выполнения работы;

7. Критический путь – путь, по которому время движения равняется полному времени.

8. Полное время – наибольшее время, затраченное на маршрут.

9. Vi – событие.

10.E (Vi) – срок совершения события.

11. E (V1) = 0 – срок выполнения исходного события;

12. (E (Vk) + t ki);

(E (Vp) + t pi); ……………..

(E (Vz) + tzi) – время выполнения событий;

13. E (Vi) – время выполнения i-й работы;

14. Раннее время завершения последней работы – полное время осуществления проекта;

15.L (Vi) – поздний срок наступления события – (время проекта не меняется).

16. L (Vn) = E (Vi) – для последней работы;

17. (L (Vk) – tik);

(L (Vp) – tpi); ……………..

(L (Vz) – tzi);

Минимальная разность = поздний срок L (Vi);

18. Резервы:

18.1. Общий Rij = L (Vj) – E (Vi) – резервное время, задержка на которое не повлияет на общее время выполнения работ.

18.2.rij = E (Vj) – E (Vi) – tij

Свободный резерв отражает время, на которое можно задержать начало работы i без потерь для срока Vj.

18.3. Pij = E (Vj) – L (Vi) – tij

Независимый резерв показывает насколько можно увеличить время выполнения работы без влияния на резервы времени предшествующих и последующих работ.

19.Логистическая схема при смешанной транспортировке.

20. Критерии выбора вариантов доставки:

— время (Т);

— стоимость (С)

— приведенная стоимость

С* = (Сгруза + Ст) * (1 + ,

где С* — интегральная оценка стоимости груза;

Сгруза– стоимость груза при закупке;

Ст – цена перевозки;

(1 + — множитель наращивания процентов;

— процентная ставка;

n – период n = ;

21. Каждой работе Vi соответствуют три значения:

Ti – время

Сi – стоимость доставки

С* — интегральная оценка стоимости груза.

22. Сетевой график доставки груза

23. Для пункта (работа V5) появляются альтернативы.

Выбор осуществляется исходя из определяющего показателя на данный момент времени. Если же показатели имеют равнозначное значение, то применяютя дополнительные критерии такие как критерии Лапласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица. Эти критерии позволяют принимать решение на основе исследования матрицы предполагаемых результатов: строки – варианты доставки Rj, столбцы – критерии доставки Si.

Критерий Лапласа берет в основу принцип, что все состояния природы S i (i= ) являются равновероятными, а вероятность вычисляется по формуле:

Варианту оптимальной стратегии доставки будет соотвествовать минимальное значение W = min {M j (R)}.

Критерий Вальда отражает принцип наибольшей осторожности. Сначала выбирается наибольший элемент в каждой строке, а потом – действие, которое отражает минимальный из наибольших результатов

По критерию Сэвиджа анализируются риски, которые определяются формулой:

По данному критерию выбирается та стратегия, в которой риск минимален в самой неблагоприятной ситуации.

Критерий Гурвица берет в основу 2 принципа: вероятность нахождения в самом невыгодном положении (1 — ), а вероятность самого благополучного положения — , где - коэффициент доверия. Если в матрице отражены потери, то оптимальным является действие, выполняющее условие:

В результате применения метода сетевого планирования при выборе маршрута выбирается оптимальный вид транспорта для доставки и логистические посредники. В то же время, нереализованные варианты доставки могут оставаться в резерве на случай непредвиденных изменений.

Бизнес-план транспортной
компании- 2

Данный документ содержит описание проекта организации транспортной компании на базе инкаминговой компании. Создаваемая организация призвана удовлетворить потребности в транспорте и уменьшить затраты на проведение трансферов и экскурсий.

Описание среды деятельности

Принимающая компания занимается обслуживанием туристов на курорте Sharm El Sheikh, Египет. Предоставляются услуги по экскурсионному и трансферному обслуживанию туристов. Каждая подобная услуга, будь то трансфер или экскурсия, включает в себя несколько составляющих, одной из которых обязательно является транспорт. В текущее время компания удовлетворяет свои транспортные потребности, заказывая транспорт у сторонних компаний. На фоне низкой стоимости топлива в Египте, цена автобуса, заказанного у субпартнера, представляется достаточно высокой. В целях уменьшения затрат и повышения качества предоставляемого сервиса предлагается создать собственный транспортный парк.

Классификация транспорта

В регионе Sharm El Shekh используются следующие виды транспорта:
Большой пассажирский автобус (Big Bus), 45-55 посадочных мест
Средний пассажирский автобус (Coaster), 22-27 посадочных мест
Малый пассажирский автобус (Minibus), 12-16 посадочных мест
Джип, 6 посадочных мест, используется для организации экскурсий, включающих в себя передвижение по пересеченной местности.

Особенности организации транспортных перевозок

Климатическая обстановка в Египте благоприятствует деятельности транспортных компаний. Традиционно низкая влажность, круглогодичная плюсовая температура позволяет в течении весьма длительного промежутка времени сохранять хорошее техническое состояние транспортных средств. Туристический сезон в Шарм Эль Шейхе длится круглый год, что исключает простой транспорта, как, например, бывает в Турции в зимний период. Другой особенностью работы транспортных компаний на территории Египта являются проблемы с пунктуальностью, связанные, частично, с особенностями менталитета сотрудников.

Бизнес-идея

Предполагает приобретение в лизинг следующего транспортного парка:
2 больших автобуса, стоимостью
2 средних автобуса (Coaster)
3 миниавтобуса
2 джипа Штат компании предлагается доукомплектовать водителями (всего 9) и техником по обслуживанию транспортного парка, дополнительно обеспечить этих сотрудников питанием и размещением в Шарм Эль Шейхе. Собственный транспорт будет использоваться при проведении экскурсий и трансферов. Преимущества использования собственного транспорта.
1. В первую очередь, за счет использования собственного транспорта предполагается существенно уменьшить затраты на предоставление экскурсионно-трансферного обслуживания туристов.
2. С другой стороны, наличие собственного транспорта позволит повысить качество обслуживания туристов за счет:
a. Решения проблем с поиском транспорта в период высокого сезона, когда наблюдается дефицит транспортных средств на фоне больших туристических потоков.
b. Повышения пунктуальности, поскольку используются собственные водители.
c. Визуально, за счет содержания транспортного парка в хорошем состоянии. Изложив все предпосылки к воплощению бизнес-идеи в жизнь, можно приступить к детальному анализу ситуации. Выбор транспорта С технической точки зрения были рассмотрены автобусы производства MAN, Mitsubishi, Toyota и Mercedes. Наиболее подходящими к условиям работы в Египте были признаны:

Большой автобус MAN, 50 мест
Средний автобус Toyota Coaster, 27 мест
Минибас Toyota, 16 мест
Джип (???), 6 мест. Большие автобусы предлагается покупать в лизинг, весь остальной транспорт - с полной предварительной оплатой.

Финансовый анализ

Анализ опирается на статистические данные, собранные в течении 2006 года. Предполагается, что количество туристов, в будущие периоды не уменьшится по сравнению с сезоном 2006. Ряд обстоятельств позволяет весьма определенно на это надеяться. За период 2006 года была собрана статистика транспортных затрат на каждый трансфер или экскурсию, реально состоявшуюся в этот промежуток. Была разработана модель, которая позволяет прогнозировать транспортные затраты при использовании собственных автобусов в случае, если транспортные потоки будут аналогичны имевшим место в сезон 2006го года. Мы представили, как сложилась бы финансовая ситуация, если бы вместо заказанных у стороннего партнера автобусов в составе предоставляемых туристам услуг использовались собственные транспортные средства. Предполагается, что собственный транспорт осуществляет самые дорогие в рамках одного дня трансферы. Количество услуг, заменяемых с "заказных" на собственные соответствует имеющемуся в парке количеству автобусов соответствующего типа. Период анализа в рамках модели равна одному году.

Исходные данные

Все транспортные средства используют дизельное топливо, предполагаемая стоимость которого в Египте составляет 0,13 $ за литр. Цены на транспорт в Египте обыкновенно выражаются в местной валюте, египетских фунтах, LE. Расчет переведен в доллары по предполагаемому курсу 5,7 фунта за доллар.

Определение требуемого количества транспорта

Задача определения количественного состава собственного транспортного парка состоит в выборе оптимального соотношения приносимой прибыли и количества автобусо-дней простоя. Для решения этой задачи использовалась созданная нами модель, результаты расчета по которой приводятся ниже

Обратим внимание на то, что доход, приносимый транспортными средствами, с увеличением их количества растет все меньше, в то время как прирост количества дней простоя - увеличивается. Это определяется количеством автобусов, реально необходимых в течение каждого дня на протяжении периода моделирования. Анализируя данные из приведенной выше таблицы, приходим к выводу, что оптимальным количеством больших автобусов будет два, поскольку в случае наличия трех автобусов общее время простоя приближается к году, а в случае одного - занятость практически полная - более 80% всего времени. Таким же образом определяем требуемое количество транспорта других типов:

Расчет затрат на содержание транспорта

Все затраты по содержанию и использованию собственного транспорта можно разделить на постоянные и переменные. Переменные затраты, в отличие от постоянных, зависят от количества выездов и покрытого за время этих выездов расстояния. К постоянным затратам отнесем:
Зарплату водителей
Плату за размещение водителей
Плату за питание водителей
Зарплату технического персонала - одного механика и одного электрика.
Плату за техническое обслуживание транспортного парка. Размещение автобусов в Шарм Эль Шейхе бесплатно. Переменные затраты включают в себя:
Стоимость топлива
Расходные материалы, запчасти. Рассчитаем постоянные затраты на содержание транспортного парка, в египетских фунтах, в месяц:

Транспорт Кол-во Зарплата Размещение Питание Итого
Big bus 2 600 1000 900 2500
Midi Bus 2 400 1000 600 2000
Mini Bus 3 600 1500 900 3000
Jeep 2 400 1000 600 2000

Общие затраты на содержание водителей составят 9500 LE, или 1670$ в месяц. Техническое обеспечение автобусов и уборка будут стоить 4000 LE, или 700$ в месяц. Таким образом, постоянные затраты на содержание автобусного парка составят 2300$ в месяц, или 28 440 $ в год. Данные таблицы взяты на основе информации, полученной у транспортных компаний, действующих на территории Шарм Эль Шеха. Переменные затраты, как мы указали выше, сводятся к затратам на топливо. На основе статистической модели, построенной нами на данных 2006го года, мы получили годичный расход топлива для каждого из типов автобусов. Количество собственных автобусов в модели соответствует планируемому объему собственного транспортного парка.

Учитывая стоимость топлива, общие затраты на бензин составят 26 050 $ за год, при условии сохранения существующих объемов обслуживаемых туристов. Таким образом, общие затраты на содержание автобусного парка составят, приблизительно, 54 500 $ в год.

Прогноз получаемой прибыли

Расчет прибыли при использовании собственных автобусов также опирается на статистические данные 2006 года. Прибылью от использования считается сумма денег, которые были бы заплачены субпартнеру за аренду автобуса в случае, когда для проведения экскурсии использовался собственный транспорт. В таблице ниже приведен результат расчета:

В дни, когда автобусы не задействованы в собственных нуждах, предлагается сдавать их в аренду другим компаниям. Положим, что транспортное средство может быть сдано в аренду в 50% дней, в течении которых оно свободно. Для того, чтобы определить количество свободных автобусо-дней, в течение которых транспорт может быть сдан в аренду, мы также использовали модель на основе статистики за 2006й год:

11 700 Всего 29810

При расчете дневного дохода, приносимого транспортным средством, стоимость бензина учитывается в составе расходов. Таким образом, общий годовой доход от использования транспорта составит 189 360$ в год.

Расчет экономической привлекательности проекта

На основании вышеприведенного расчета прибыли и дохода, получим сумму годового дохода, равную, приблизительно, 163 300 $ в год. Предполагается считать, что темп начисления амортизации на приобретенную технику совпадает с суммой сэкономленных за счет использования собственного транспорта средств. Общая стоимость парка транспортных средств - 675 000 $, соответственно расчету, срок окупаемости проекта составит 4 года и два месяца. В условиях благоприятного климата в Египте, срок службы должен быть не менее семи лет для "легкого" транспорта и не менее десяти лет для больших автобусов MAN. Таким образом, после того, как проект окупит вложенные в него средства, можно рассчитывать на прибыль в размере не менее 163 000 $ в год. Учитывая предполагаемый рост цен на транспорт в Шарм Эль Шейхе прибыль должна оказаться даже больше.

Заключение

Данный проект с объемом первоначальных вложений 675-680 тысяч долларов и сроком окупаемости в 4 года и два месяца кажется привлекательным. Возможность дополнительно повысить качество обслуживания туристов за счет использования собственного транспорта также кажется немаловажным фактором в пользу проекта. Привлекательна также возможность быстро высвободить средства путем продажи приобретенного транспорта, если появится такая необходимость.
В целом, проект представляется выгодным с точки зрения вложения денег.

Перед руководителем автотранспортного предприятия часто встает вопрос использования собственного или наемного транспорта. Для разрешения этой непростой ситуации проанализируем плюсы и минусы каждого из вариантов.

Собственный транспорт.

Плюсы

Минусы

1. Повышается качество оказания услуг в связи со специализацией транспортного предприятия, четким регулированием сроков и частоты отправления грузов.

1. Значительные затраты, связанные с хранением, эксплуатацией, ТО и ТР транспортных средств.

2. Точное планирование перевозок.

3. Контроль технического состояния.

3. Замораживание финансовых активов, потраченных на приобретение ПС, зданий для их хранения и ремонта и т.п.

4. Контроль местонахождения транспортного средства (при наличии спец. оборудования).

4. Найм дополнительного персонала для обеспечения работы ПС (водители, ремонтные рабочие и т.п.).

5. Затраты, связанные с поиском наемного транспорта, если собственный весь задействован в перевозках.

6. Невозможность перевозки ряда грузов из-за специализации транспортного предприятия.

Наемный транспорт.

Плюсы

Минусы

1. Никаких затрат на содержание парка ПС и на заработные платы сотрудников (водителей, ремонтных рабочих и т.п.).

1. Постоянный поиск выгодного сотрудничества на рынке транспортных услуг.

2. Возможность перевозки любых видов грузов (из-за наличия широкой базы транспортных компаний).

2. Риски при выборе транспортных партнеров.

3. Сравнительно низкие капитальные вложения на начальном этапе (при покупке ПС и т.п.).

3. Ошибки других перевозчиков не освобождают от ответственности.

4. Простое управление процессом доставки.

4. Низкая скорость реакции на мгновенные заказы (подача заказа и перевозка осуществляются в один и тот же день).

5. Недостаточное развитие рынка аутсорсинговых услуг.

Теперь наглядно видно, что преимуществ и недостатков хватает в двух вариантах. Для немного большей ясности обратимся к созданию транспортного предприятия.

При создании транспортной компании с собственным транспортом необходимы большие капитальные вложения. Для этого можно воспользоваться собственными или заемными средствами. Заемные средства берутся в кредит у банка и в этом случае не нужно извлекать средства из оборота компании. Собственные средства ограничивают возможности инвестиций предприятия. В последнее время популярность получил финансовый лизинг, который является наиболее выгодным по сравнению с первыми двумя способами. Применение лизинга позволяет сократить налогооблагаемую базу (тем самым уменьшить налоговые платежи), упростить бухгалтерский учет и др.

Если Вы не собираетесь тратить огромные средства на приобретение парка ПС , то работа транспортной компании будет строиться на партнерстве с перевозчиками (теми, у кого есть парк ПС). Таким образом, управление парком ТС передается в аутсорсинг. Также довольно часто практикуется найм владельцев транспортных средств, этот способ позволяет увеличить контроль над подвижным составом.

Важной оценкой выбора в пользу собственного или наемного транспорта является экономический анализ и расчет.


При расчете производится анализ грузопотоков . Это помогает выяснить, какой объем грузов нуждается в перевозке в определенном регионе за конкретный временной период (лучше всего анализ объема перевозок проводить по месяцам). Чтобы определить количество единиц подвижного состава необходимой грузоподъемности, стоит воспользоваться показателем минимального объема перевозок за месяц. Применение минимального объема для расчетов обусловлено тем, что транспорт не должен стоять (день простоя 1 транспортного средства – это убытки). А оставшиеся объемы перевозок (максимальные объемы перевозок) лучше закрывать с помощью привлеченного транспорта.

Как только получено необходимое количество транспортных средств, производится расчет затрат при использовании собственного и наемного транспорта. В данном расчете должны учитывать постоянные и переменные издержки. К постоянным отнесем издержки на техническое обслуживание, ремонт и хранение ТС, хранение запчастей, заработная плата административного персонала, амортизационные отчисления, общехозяйственные расходы, страхование, налоги, выплаты по кредитам и т.п. К переменным – ГСМ, эксплуатационные материалы, непредвиденные расходы и т.п. Заработная плата водителей при сдельной форме оплаты относиться к переменным затратам, при почасовой – к постоянным. Проведя расчет, получается следующий график.

Точка пересечения Е показывает равенство затрат при использовании наемного и собственного транспорта. Следовательно, при километраж < X выгодно использовать наемный транспорт, а если километраж > Х, то собственный. Таким образом, с экономической точки зрения вся задача сводится к нахождению точки равновесия (безразличия).

Как правило, таких расчетов хватает, чтобы принять решение по поводу приобретения ТС или использования наемного транспорта. К тому же этот метод используется и для выявления эффективности транспортного предприятия.

Нужно понимать, экономический расчет не дает полной картины. Немаловажными факторами, влияющими на выбор между своим и наемным транспортом, являются качество услуг, специализация предприятия, предоставление дополнительных услуг, выбор корпоративной стратегии компании и т.д. Но об этом мы поговорим позже.

Чтобы понять, что из себя представляет срок окупаемости, нужно представлять для каких сфер предпринимательской деятельности подходит это определение.

Для инвестирования

В данном контексте срок окупаемости представляет собой отрезок времени, после которого доход от проекта становится равен сумме вложенных денег. То есть коэффициент срока окупаемости при инвестировании в какое-либо дело будет показывать, сколько нужно будет времени, чтобы вернуть вложенный капитал.

Часто этот показатель является критерием выбора для человека, который планирует инвестировать в какое-либо предприятие. Соответственно, чем меньше показатель, тем привлекательнее дело. А в случае, когда коэффициент излишне большой, то первая мысль будет в пользу выбора другого дела.

Для капитальных вложений

Здесь речь идёт о возможности провести модернизацию или реконструкцию производственных процессов. При капитальных вложениях важность приобретает период времени, за который полученная от модернизации экономия или доп.прибыль станет равна сумме потраченных на эту модернизацию средств.

Соответственно на коэффициент срока окупаемости смотрят, когда хотят понять, есть ли смысл тратить средства на модернизацию.

Для оборудования

Коэффициент покажет, за какой промежуток времени окупит себя тот или иной прибор, станок, механизм (и так далее), на который тратятся деньги. Соответственно окупаемость оборудования выражается в доходе, который получает фирма за счёт этого оборудования.

Как производить расчёт срока окупаемости. Виды расчётов

Стандартно выделяется два варианта расчёта срока окупаемости. Критерием разделения будет учёт изменения ценности затраченных денежных средств. То есть, происходит учёт или во внимание он не берётся.

  1. Простой
  2. Динамичный (дисконтированный)

Простой способ расчёта

Применялся изначально (хотя и сейчас часто встречается). Но получить нужную информацию с помощью этого метода можно только при нескольких факторах:

  • Если анализируется несколько проектов, то берутся проекты только с одинаковым сроком жизни.
  • Если средства будут вкладываться только один раз в самом начале.
  • Если прибыль от вложенного будет поступать примерно одинаковыми частями.

Только так с помощью простого способа расчёта можно получить адекватный результат по времени, которое потребуется для «возврата» своих денег.

Ответ на главный вопрос - почему этот метод не теряет популярности - в его простоте и прозрачности. Да и если вам нужно поверхностно оценить риски вложений при сравнении нескольких проектов, он также будет приемлемым. Чем больше показатель - тем рискованнее вложение. Чем показатель при простом расчёте меньше, тем выгоднее инвестору вкладывать средства, ведь он может рассчитывать на возврат инвестиций заведомо большими частями и более короткие сроки. А это позволит поддерживать уровень ликвидности фирмы.

Но у простого способа есть и однозначные недостатки . Ведь он не учитывает крайне важные процессы:

  • Ценность денежных средств, которая постоянно меняется.
  • Прибыль от проекта, которая будет идти компании после прохождения отметки окупаемости.
  • Поэтому зачастую используется более сложный метод расчёта.

Динамичный или дисконтированный метод

Как следует из названия, этот метод определяет время от вложения до возврата средств с учётом дисконтирования. Речь о таком моменте времени, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и такой и остаётся дальше.

Вследствие того, что динамичный коэффициент подразумевает учёт изменения стоимости финансов, он заведомо будет больше коэффициента при расчёте простым способом. Это важно понимать.

Удобство этого способа частично зависит от того, постоянны ли финансовые поступления. Если суммы различны по размеру, а денежный поток не постоянен, то лучше применять расчёт с активным использованием таблиц и графиков.

Как рассчитать простым способом

Формула, к которой прибегают для расчёта простым способом вычисления коэффициента срока окупаемости выглядит так:

СРОК ОКУПАЕМОСТИ = РАЗМЕР ВЛОЖЕНИЙ / ЧИСТАЯ ГОДОВАЯ ПРИБЫЛЬ

РР = К0 / ПЧсг

Принимаем во внимание, что РР - срок окупаемости выраженный в годах.

К0 - сумма вложенных средств.

ПЧсг - Чистая прибыль в среднем за год.

Пример.

Вам предлагают инвестировать в проект сумму в размере 150 тысяч рублей. И говорят, что проект будет приносить в среднем 50 тысяч рублей в год чистой прибыли.

Путём простейших вычислений получаем срок окупаемости равный трём годам (мы поделили 150 000 на 50 000).

Но такой пример выдаёт информацию, не принимая во внимание, что проект может не только давать доход в течение этих трёх лет, но и требовать дополнительных вложений. Поэтому лучше пользовать второй формулой, где нам нужно получить значение ПЧсг. А рассчитать его можно вычтя из среднего дохода средний расход за год. Разберём это на втором примере.

Пример 2:

К уже имеющимся условиям прибавим следующий факт. Во время осуществления проекта, каждый год будет тратиться порядка 20 тысяч рублей на всевозможные издержки. То есть мы уже можем получить значение ПЧсг - вычтя из 50 тысяч рублей (чистой прибыли за год) 20 тысяч рублей (расход за год).

А значит, формула у нас будет выглядеть следующим образом:

РР (срок окупаемости) = 150 000 (вложения) / 30 (среднегодовая чистая прибыль). Итог - 5 лет.

Пример показателен. Ведь стоило нам учесть среднегодовые издержки, как мы увидели, что срок окупаемости увеличился аж на два года (а это гораздо ближе к реальности).

Такой расчёт актуален, если вы имеет одинаковые поступления за все периоды. Но в жизни почти всегда сумма доходов меняется от одного года к другому. И чтобы учесть и этот факт, нужно выполнить несколько шагов:

Находим целое количество лет, которое понадобится для того, чтобы итоговый доход был максимально близок к сумме затраченных на проект средств (инвестированных).

Находим сумму вложений, которые так и остались непокрытыми прибылью (при этом принимается за факт, что в течение года доходы поступают равномерно).

Находим количество месяцев, которое потребуется для прихода к полноценной окупаемости.

Пример 3.

Условия похожи. В проект нужно вложить 150 тысяч рублей. Планируется, что в течение первого года доход будет 30 тысяч рублей. В течение второго - 50 тысяч. В течение третьего - 40 тысяч рублей. А в четвёртом - 60 тысяч.

Вычисляем доход за три года - 30+50+40 = 120 тысяч рублей.

За 4 года сумму прибыли станет 180 тысяч рублей.

А учитывая, что вложили мы 150 тысяч, то видно, что срок окупаемости наступит где-то между третьим и четвёртым годом действия проекта. Но нам нужны подробности.

Поэтому приступаем ко второму этапу. Нам нужно найти ту часть вложенных средств, которая осталась после третьего года не покрытой:

150 000 (вложения) - 120 000 (доход за 3 года) = 30 000 рублей.

Приступаем к третьему этапу. Нам потребуется найти дробную часть для четвёртого года. Покрыть остаётся 30 тысяч, а доход за этот год будет 60 тысяч. Значит мы 30 000 делим на 60 000 и получаем 0,5 (в годах).

Получатся, что с учётом неравномерного притока денег по периодам (но равномерного - по месяцам внутри периода), наши вложенные 150 тысяч рублей окупятся за три с половиной года (3 + 0,5 = 3,5).

Формула расчёта при динамическом способе

Как мы уже писали, этот способ сложнее, потому что учитывает ещё и тот факт, что денежные средства в течение времени окупаемости меняются по стоимости.

Для того чтобы этот фактор был учтён вводят дополнительное значение - ставку дисконтирования.

Возьмём условия, где:

Kd - коэффициент дисконта

d - процентная ставка

Тогда kd = 1/(1+d)^nd

Дисконтированный срок = СУММА чистый денежный поток / (1+d) ^ nd

Чтобы разобраться в этой формуле, которая на порядок сложнее предыдущих, разберём ещё пример. Условия для примера будут те же самые, чтобы было понятнее. А ставка дисконтирования составит 10% (в реальности она примерно такая и есть).

Рассчитываем в первую очередь коэффициент дисконта, то есть дисконтированные поступления за каждый год.

  • 1 год: 30 000 / (1+0,1) ^ 1 = 27 272,72 рублей.
  • 2 год: 50 000 / (1+0,1) ^ 2= 41 322,31 рублей.
  • 3 год: 40 000 / (1+0,1) ^ 3 = 30 052,39 рублей.
  • 4 год: 60 000 / (1+0,1) ^ 4 = 40 980,80 рублей.

Складываем результаты. И получается, что за первые три года прибыль составит 139 628,22 рубля.

Мы видим, что даже этой суммы недостаточно, чтобы покрыть наши вложения. То есть с учётом изменения стоимости денег, даже за 4 года мы этот проект не отобьём. Но давайте доведём расчёт до конца. По пятому году существования проекта у нас не было прибыли с проекта, поэтому обозначим её, к примеру, равной четвёртому - 60 000 рублей.

  • 5 год: 60 000 / (1+0,1) ^ 5 = 37 255,27 рублей.

Если сложить с нашим бывшим результатом, то получим сумму за пять лет равную 176 883,49. Эта сумма уже превышает вложенные нами на старте инвестиции. Значит, срок окупаемости будет располагаться между четвёртым и пятым годами существования проекта.

Приступаем к вычислению конкретного срока, узнаём дробную часть. Из суммы вложенного вычитаем сумму за 4 целых года: 150 000 - 139 628,22 = 10 371,78 рубля.

Полученный результат делим на дисконтированные поступления за 5-ый год:

13 371,78 / 37 255,27 = 0,27

Значит, до полного срока окупаемости нам не достаёт 0,27 от пятого года. А весь срок окупаемости при динамическом способе расчёта будет составлять 4,27 года.

Как и было заявлено выше - срок окупаемости при дисконтированном способе в большую сторону отличается от того же расчёта, но простым способом. Но при этом он правдивее отражает реальный результат, который вы получите при обозначенных цифрах и условиях.

Итог

Срок окупаемости - один из важнейших показателей для предпринимателя, который планирует инвестировать собственные средства и выбирает из ряда возможных проектов. При этом, каким именно способом производить вычисления - решать самому инвестору. В этой статье мы разобрали два основных решения и посмотрели на примерах, как будут меняться цифры в одной и той же ситуации, но с разным уровнем показателей.