Совершенствование таможенно тарифного регулирования в еаэс. Этапы и сроки формирования Единой таможенной территории Таможенного союза

и нетарифное регулирование

Единый таможенный тариф

Евразийского экономического союза

1. На таможенной территории Союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утверждаемые Комиссией и являющиеся инструментами торговой политики Союза.

2. Основными целями применения Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза являются:

1) обеспечение условий для эффективной интеграции Союза в мировую экономику;

2) рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию Союза;

3) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории Союза;

4) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Союзе;

5) поддержка отраслей экономики Союза.

3. В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

1) адвалорные, устанавливаемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические, устанавливаемые в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении облагаемых товаров (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные, сочетающие оба вида, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

4. Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 43 настоящего Договора.

5. Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году и которые применяются вместо ввозных таможенных пошлин, предусмотренных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

6. Государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым Комиссией на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу.

Государство, присоединившееся к Союзу, обязано обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства-члены без доплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров.

Тарифные льготы

1. В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

2. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров.

3. Предоставление тарифных льгот осуществляется согласно приложению № 6 к настоящему Договору.

Тарифные квоты

1. В отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, допускается установление тарифных квот, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза.

2. К товарам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ввозимым на таможенную территорию Союза в пределах установленного объема тарифной квоты, применяются соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

3. Установление тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, и распределение объемов тарифных квот осуществляются в порядке, предусмотренном приложением № 6 к настоящему Договору.

Полномочия Комиссии по вопросам

таможенно-тарифного регулирования

1. Комиссия:

осуществляет ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза;

устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин, включая сезонные;

устанавливает случаи и условия предоставления тарифных льгот;

определяет порядок применения тарифных льгот;

определяет условия и порядок применения единой системы тарифных преференций Союза, в том числе утверждает:

перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза;

перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза;

перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции;

устанавливает тарифные квоты, распределяет объем тарифной квоты между государствами-членами, определяет метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяет объем тарифной квоты между третьими странами либо принимает акт, в соответствии с которым государства-члены определяют метод и порядок распределения объема тарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности, а при необходимости распределяют объем тарифной квоты между третьими странами.

    Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Комиссии, утверждается Высшим советом.

Меры нетарифного регулирования

1. В торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:

2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

4) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

2. Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению № 7 к настоящему Договору.

Введение мер нетарифного регулирования

в одностороннем порядке

Государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7 к настоящему Договору.

_ Антон Железняк, Оренбургский институт (филиал) Московский государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, руководитель Оренбургского отделения ЕДРФ . Оренбург, 2017 г.*

Современные интеграционные процессы представляют собой важнейший глобальный тренд. Растет количество и видовое разнообразие экономических блоков, выдвигаются новые интеграционные программы, ширится круг концепций построения интеграционных и протоинтеграционных сообществ различной институциональной формы .

Евразийский экономический союз начинает свою деятельность с 1 января 2015 года, когда вступает в действие Договор о Евразийском экономическом союзе. И хотя экономические, правовые и гуманитарные сферы трёх стран-учредителей данного союза унифицировались и проходили процесс интеграции, только с данной даты можно говорить о полноценном начале деятельности ЕАЭС. 2 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Армения, а 12 августа 2015 г. — Киргизия. В 1961 г. была изложена пятичленная схема американского теоретика венгерского происхождения Балаши о последовательной эволюции от зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к полной экономической и политической интеграции .

Таким образом, ЕАЭС сегодня представляет крупный международный экономический союз, который продолжает развиваться и расширять перечень «классических свобод» внутри интеграционного образования. В данное время это экономические свободы, благодаря которым развитие предпринимательства, секторальное развитие экономик стран-членов ЕАЭС, а также развитие внутренней и внешней торговли становится менее проблемным с точки зрения унификации нормативно-правового регулирования и снятия различных административных барьеров.

Это делает вопрос внешнеэкономической деятельности ЕАЭС актуальным с точки зрения формирования общего экономического рынка, обеспечения экономического суверенитета стран-участниц, поиска траектории экономического роста, решения внутренних проблем путём расширения внешнеторговой деятельности и привлечения инвестиций в ЕАЭС, поддержка экспорта продуктов ЕАЭС и в конечном итоге экономическое развитие всего евразийского региона в целом.

Так, первичной нормой, регламентирующей основные цели и задачи внешнеторговой политики ЕАЭС, является ст. 33 Договора о Евразийском экономическом союзе, которая закрепляет такие цели и задачи, как содействие устойчивому экономическому развитию государств-членов, диверсификацию экономик, инновационное развитие, повышение объемов и улучшение структуры торговли и инвестиций, ускорение интеграционных процессов, а также создание конкурентоспособной организации в рамках глобальной экономики . Внешнеторговая деятельность ЕАЭС опирается на принципы создания режима наибольшего благоприятствования, свободной торговли и тарифные преференции в отношении менее развитых стран . Данные принципы соответствуют Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 г. . Кроме того, ст. 33 определяет основные нормативно-правовые формы осуществления внешнеторговой деятельности, а именно принятие решений и заключение международно-правовых договоров с третьими странами.

Сегодня действует ряд нормативных и декларативных документов в сфере внешнеторговой деятельности и сотрудничества с третьими странами. Ко второй категории можно отнести Меморандумы в сфере торговли ЕАЭС и третьих стран. На данный момент заключены следующие: Меморандум о сотрудничестве по вопросам торговли между Евразийской экономической комиссией и Кабинетом министров Украины , Меморандум о сотрудничестве по вопросам торговли между Евразийской экономической комиссией и Министерством коммерции Китайской Народной Республики , Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Европейской экономической комиссией ООН . Подписание подобных совместных международных меморандумов способствует запуску процессов переговоров, обмену информацией и первым шагам к полноценной работе над созданием зон свободной торговли или просто к снятию торговых барьеров.

Наибольший успех в сфере внешнеторговых отношений ЕАЭС можно зафиксировать в форме Соглашения «О свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны» . Это наиболее полноценный и проработанный международный договор, подписанный с момента создания ЕАЭС. Данное соглашение было подписано 29 мая 2015 г. в Бурабае и предполагает либерализацию и содействие торговле товарами между сторонами путем снижения тарифных и нетарифных барьеров и упрощения таможенных процедур; либерализации торговли услугами и содействия торговле услугами между сторонами; поддержки экономического и торгового сотрудничества между сторонами, а также создания основ для дальнейшего развития более тесного сотрудничества в областях, предусмотренных настоящим Соглашением.

Кроме Меморандумов торгового характера и единственного договора о зоне свободной торговли с Вьетнамом, внешнеторговая деятельность ЕАЭС в рамках ВТО регламентируется Договором от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» , а согласно Решению Коллегии Комиссии от 31 мая 2012 г. № 54 был принят План мероприятий по адаптации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства к условиям функционирования в рамках многосторонней торговой системы .

Кроме того, необходимо отметить, что во внешнеторговой деятельности действует большое количество нормативных актов в форме решений и распоряжений Департамента торговой политики ЕЭК, которые регулируют доступ на внешние рынки, урегулирование торговых споров, тарифные преференции развивающимся и менее развитым странам, а также правила определения страны происхождения товара. Для практического анализа указанных актов необходимо проанализировать статистические данные за 2015 год, а также их реализацию, рассмотрев правоприменительную деятельность ЕЭК и его структурных подразделений за период с 1 января 2016 г. по 10 ноября 2016 г., тем самым показав практическую значимость нормативных решений для внешнеторговой деятельности и развития предпринимательства в странах ЕАЭС.

Так, суммарный объем внешней торговли товарами государств — членов Евразийского экономического союза с третьими странами за 2015 год составил 579,5 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров — 374,1 млрд. долл., импорт — 205,4 млрд. долл. По сравнению с 2014 годом объем внешнеторгового оборота сократился на 33,6%, или на 293,6 млрд. долл., экспорт — на 32,7% (на 181,5 млрд. долл.), импорт — на 35,3% (на 112,1 млрд. долл.). Профицит внешней торговли составил 168,7 млрд. долл. против 238,1 млрд. долл. в 2014 году . Данная статистика, безусловно, не впечатляет, но в условиях экономического кризиса и резкого спада цен на углеводороды она не столь ужасает. Для того, чтобы рассмотреть реальные изменения во внешнеторговой деятельности ЕАЭС, необходимо проанализировать новые экспортные группы товаров, которые не являются нефтегазовыми и в будущем могут стать драйвером роста экономики ЕАЭС. Так, например, экспорт мяса и пищевых мясных субпродуктов вырос в 2,7 раз, овощей — на 43,9%, экстрактов дубильных или красильных, таннинов и их производных, красителей, пигментов и прочих красящих веществ, красок и лаков, шпатлевок и прочих мастик, полиграфической краски, чернил, туши — в 2,1 раз, шелка — в 3,8 раз, трикотажных изделий — на 38%, алюминия — на 13%, средств наземного транспорта, летательных аппаратов, плавучих средств и относящихся к транспорту устройств и оборудования — на 13% . Таким образом, отдельные группы товаров демонстрируют отличный рост и выход на новые внешние рынки, что на фоне общего экономического спала — хороший результат. Кроме данной статистики за 2015 год, необходимо рассмотреть меры, которые были приняты в 2016 году в сфере внешнеторгового регулирования.

Так, 24 февраля 2016 г. Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение снизить ставку ввозной таможенной пошлины на какао-продукты с 3-5% до 0% от таможенной стоимости до 31 декабря 2017 г. , 1 марта 2016 г. на заседании Коллегия Евразийской экономической комиссии продлила нулевые ставки ввозной таможенной пошлины на лесоматериалы и листы для облицовки из тропических пород дерева — макоре, анергии, кото, ипе, имбайи, тика, цедро — толщиной не более 1 мм, а также Коллегия ЕЭК приняла решение продлить действие нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на части для газовых турбин мощностью от 5000 кВт до 50 000 кВт до конца 2021 года . 2 июня 2016 г. на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии по итогам повторного антидемпингового расследования принято решение продлить действие антидемпинговой меры на обсадные, насосно-компрессорные, нефтегазопроводные трубы и трубы общего назначения из Украины еще на пять лет . Эти и многие другие решения правоприменения в сфере внешнеторговой деятельности ЕАЭС способствуют стабилизации рынка внутри Союза и позволяет развивать импорт и экспорт с третьими странами наиболее сбалансировано.

Может сложиться мнение, что нормативно-правовая база ЕАЭС скудна, и единственный договор о зоне свободной торговли не внушает доверия, но это далеко не так. На наш взгляд, необходимо рассмотреть перспективы развития ЕАЭС и отношений с его внешнеторговыми партнерами, а также сложности и объем текущей и будущей нормативно-правовой работы, чтобы оценить колоссальный объем уже проделанной работы и перспективы такого рода сотрудничества.

Во-первых, необходимо рассмотреть переговорные треки о свободной торговле с третьими странами. Так, согласно официальной информации 16 октября 2015 г. Высший Евразийский экономический совет принял решение № 29 «О начале переговоров с Государством Израиль о заключении соглашения о зоне свободной торговли» , а 31 мая 2016 г. Высший Евразийский экономический совет принял решение № 6 «О начале переговоров с Республикой Сербией об унификации Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами торгового режима с Республикой Сербией» .

Кроме того, начался процесс изучения перспектив для начала переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с Арабской Республикой Египет, Республикой Индия, Исламской Республикой Иран, также работает группа по определению оптимальных подходов по развитию торгово-экономических отношений между ЕАЭС и Республики Корея.

Во-вторых, не стоит забывать инициативу, которую поддержали лидеры ЕАЭС и Китая по сопряжению Экономического Пояса Шелкового Пути и ЕАЭС. «Для нас сопряжение реализации проекта ЭПШП с функционированием единого рынка в рамках ЕАЭС и развитием его связей с внешними партнерами в Евразии, такими как Индия, Иран, Пакистан, — это шанс выстроить широкую взаимосвязанную зону соразвития Евразии, которая обладала бы значимым потенциалом и экономическим весом в мировой экономике» — отметила Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина в рамках Астанинского экономического форума .

Таким образом, стоит сделать вывод, что перспективы внешней торговли у ЕАЭС огромные, поскольку кроме указанных выше стран более 40 государств интересуется торговлей с ЕАЭС и либерализацией торговых условий. Кроме того, существует план долгосрочного развития до 2030 г., в котором исходя из исследований ЕЭК, наибольшим потенциалом развития в рамках Союза обладают в сфере товаров — производство фармацевтической продукции и товаров химической промышленности, а в сфере услуг — поездки (охватывают товары и услуги, приобретаемые в какой-либо стране во время ее посещения нерезидентами этой страны для собственного потребления или последующей передачи третьей стороне) и транспортные услуги .

В связи с данными предпосылками в скором будущем нормативная база, связанная с данными отраслями производства и торговли будет более подробно регламентироваться, а нормативно-правовая база расширяться, что позволит снизить издержки для государств ЕАЭС и частного предпринимательства в торговле с третьими странами. Уже сейчас стоит активно следить за решениями ЕЭК в сфере внешней торговли и использовать конкурентные преимуществами деятельности ЕАЭС в тех сферах торговли, которые ставятся относительно льготными, занимать торговые ниши в группах товаров, которые не облагаются торговыми пошлинами, а также с теми странами, с которыми сняты административные и иные барьеры в торговле.

Библиографический список:

  1. Шаклеина Т.А., Байкова А.А. Мегатренды: Основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке. — М. 2013.
  2. BalassaB. TheTheoryofEconomicIntegration.Boston, MA: Irwin, 1961.
  3. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015) // URL: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org (Дата обращения: 26.10.16)
  4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ/GATT) (Вместе с Договоренностями в отношении положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о толковании статей II:1 «b», XVII, XXIV, XXVIII, «Марракешским протоколом…») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // URL: http://treaties.un.org/ (Дата обращения: 26.10.16)

Правовой статус ЕАЭС

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, созданная в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Следует обратить внимание на трактовку понятия «международная правосубъектность». Международная правосубъектность – это способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры. Правосубъектность международной межправительственной организации ограничена учредительным документом этой организации. Таким образом, их международная правосубъектность носит функциональный характер, поскольку ограничена целями и задачами международной организации закреплёнными в её учредительных документах.

Учредительным документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). Договор состоит из IV глав и XXVIII разделов, а также 33-х приложений. В документе в части первой «Учреждение Евразийского экономического союза» изложены основные принципы, цели, компетенция и право Союза; Органы Союза; Бюджет Союза. Во второй – «Таможенный союз» изложены Информационное взаимодействие и статистика; Функционирование таможенного союза; Регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий; Таможенное регулирование; Внешнеторговая политика; Техническое регулирование; Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; Защита прав потребителей. Третья часть, которая называется «Единое экономическое пространство» раскрывает сущность макроэкономической и валютной политики союза; в ней определены принципы торговли услугами, деятельности и осуществления инвестиций, регулирования финансовых рынков, налогов и налогообложения; даны общие принципы и правила конкуренции, а также установлена единая согласованная политика в области энергетики, транспорта, государственных (муниципальных) закупок, промышленности, агропромышленного комплекса и трудовой миграции. Даны понятия, объекты и субъекты, правовой режим естественных монополий и интеллектуальной собственности. И, наконец, в четвёртой части изложены переходные и заключительные положения(Социальные гарантии, привилегии и иммунитеты, вступление в Союз, государства-наблюдатели, оговорки и т.д).

Таким образом, договором о Евразийском экономическом союзе, а также Таможенным Кодексом Таможенного Союза установлено, что в ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, т.е единой макроэкономической политики.

Если говорить об уполномоченных руководящих наднациональныхорганах ЕАЭС и Единого пространства (ЕП), то особо следует выделить работу Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК). ЕЭК создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии» . Имеет статус органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету (высший наднациональный орган ЕАЭС; сюда входят главы государств — членов ЕАЭС — С.А. Саргсян; А.Г. Лукашенко; Н.А. Назарбаев; А.Ш. Атамбаев; В.В. Путин). Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ЕАЭС.

Таким образом, ЕЭК контролирует около ста семидесяти функций экономического союза (таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли и т.д).

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет входит по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Союзе, а также общее руководство деятельностью Комиссии. Совет Комиссии осуществляет различные функции и полномочия: организует работу по совершенствованию правового регулирования деятельности Союза; вносит на утверждение Высшего совета основные направления интеграции в рамках Союза;одобряет проект бюджета Союза; утверждает план по созданию и развитию интегрированной информационной системы Союза и т.д. Коллегия Комиссии обеспечивает реализацию таких функций и полномочий: исполняет решения, принятые Высшим советом и Советом Комиссии;Осуществляет разработку и реализацию основных направлений интеграции;осуществляет мониторинг исполнения международных договоров, входящих в право Союза, и решений Комиссии; оказывает содействие государствам-членам в урегулировании споров в рамках Союза до обращения в Суд Союза и др. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые готовят решения и занимаются мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органах.

Нормативно-правовые акты ЕЭК в 2015 г.

Теперь, изучив структуру ЕЭК, можно перейти к результатам её работы за 2015 и другие года, а именно законотворческой деятельности. НПА ЕЭК подразделяются на: Акты Высшего Евразийского экономического совета; Акты Евразийского межправительственного совета; Акты Евразийской экономической комиссии; Акты Суда Евразийского экономического союза; Документы ТС и ЕЭП; Международные договоры; Меморандумы, заявления; Официальные сообщения Евразийской экономической комиссии.

2015 год является наиболее продуктивным. Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза ЕАЭС – союза России, Белоруссии и Казахстана. 2 января 2015 года в ЕАЭС официально вступила Армения, а в августе 2015 года завершилась процедура вступления Киргизии в Евразийский экономический союз.

К основным актам Высшего Евразийского экономического совета за 2015 год можно отнести:

1. Решение ВЕЭС Об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующим субъектом при обращении в Суд Евразийского экономического союза (39 368 рублей).

2. Решение ВЕЭС О проекте Соглашения между Евразийским экономическим союзом и Республикой Беларусь об условиях пребывания Суда Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь.

3. Решение ВЕЭС О начале переговоров с Государством Израиль о заключении соглашения о зоне свободной торговли (на сегодняшний день Израиль экспортирует в страны ТС лишь 2% от общего объема продукции продаваемой за рубеж, а львинная доля экспорта в страны ТС приходится на Россию и в денежном объеме составляет более 1 млрд долларов; после подписания соглашения о ЗСТ, Израиль сможет увеличить свой экспорт в эти страны более чем в два раза).

4. Решение ВЕЭС Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза (обеспечение макроэкономической устойчивости; создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза; инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала; развитие кадрового потенциала; ресурсосбережение и повышение энергоэффективности; региональное развитие, т.е межрегиональное и приграничное сотрудничество; реализация внешнеторгового потенциала.

5. Решение ВЕЭС Об утверждении перечня секторов услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (общие строительные работы по сооружению объектов гражданского строительства (тоннели, мосты, трубопроводы, линии электропередачи, автомагистрали, железные дороги) и услуги в инженерных областях в отношении особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства и сохранения объектов культурного наследия).

6. Решение ВЕЭС О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации (Утверждён перечень товаров, в отношении которых государством-членом в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия его присоединения к ВТО после вступления в силу Договора о Евразийском Экономическом Союзе, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого Таможенного тарифа Евразийского Экономического Союза. А Республике Казахстан установлено обеспечить использование товаров, ввезённых на территорию Республики с территории третьих стран только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов)

7. Распоряжение ЕЭК О проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (Проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС) регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков Евразийского экономического союза и наименований мест происхождения товаров Союза. Проектом Договора предусматривается: — введение «товарного знака Союза» и «наименования места происхождения товара Союза» (товарным знаком Союза является обозначение, которое охраняется одновременно на территориях всех государств-членов и позволяет отличать товары одних физических и юридических лиц от товаров других лиц); — подача одной заявки на товарный знак Союза (заявки на НМПТ Союза) в любое из патентных ведомств государств-членов;- получение единого охранного документа на территории Союза; — взаимодействие заявителя только с одним ведомством (принцип «одного окна»); — ведение Единого реестра товарных знаков Союза и Единого реестра НМПТ Союза, размещаемых на официальном сайте Союза; — утверждение Советом Комиссии юридически значимых действий при регистрации товарных знаков Союза и НМПТ Союза, предусмотренных Договором, а также ставок пошлин).

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02 февраля 2016 года О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в процессе учета и контроля временно ввезенных на территорию государства – члена Евразийского экономического союза и временно вывезенных с такой территории транспортных средств международной перевозки».

9. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 года О проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза (закреплены равные права трудящихся, равенство территорий и экспорт пенсий, реализация права на пенсию, сотрудничество государств-членов)

10. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 годаО проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О Порядке взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза по выявлению фальсифицированных, контрафактных и (или) недоброкачественных лекарственных средств» (единые принципы и правила обращения лекарственных средств; единая информационная база данных запрещённых лекарственных средств и единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Союза).