Сколько у России подводных лодок? Современные подводные лодки России. Подводные лодки ВМФ России. Самая дорогая подводная лодка россии

Корабли 885 проекта последнее слово в российском подводном кораблестроении. Самые тихие и самые мощные по составу вооружения. Их часто сравнивают по боевым возможностям с американскими подводными «одноклассниками» типа SeaWolf, от строительства которых США отказались по финансовым причинам и Virginia.

Эксперты британской The Sunday Times в свое время оценивали возможности подводных лодок 885 проекта:

«Новый российский подводный флот будет иметь восемь подлодок серии «Ясень», каждая из которых имеет 24 крылатые ракеты большой дальности, «Гранат» с боеголовкой в 200 килотонн.

Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в Мировом океане, что делает «Северодвинск» практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочных вооружений. Россия вырвалась вперед в подводных технологиях».

«В первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, — цитирует издание слова источника из разведслужб. — Мы не знаем и половины того, что находится на борту этой субмарины». Хорошо, что таких кораблей, пока, не много», — констатирует эксперт.

1. Ниже травы, тише воды

В составе ВМФ России всего одна лодка проекта «Ясень» — «Северодвинск». Еще три: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности. А всего до 2020 года планируется заложить 7 подлодок данного проекта. Все они будут построены по обновленному проекту с литерой «М». «Ясень-М» отличаются от классического проекта «Ясень» более совершенным радиоэлектронным вооружением.

«885 проект» — самый засекреченный проект РОССИЙСКОГО флота.

Как говорят специалисты, лодки проекта 885 прямые наследницы крайне удачной серии наших субмарин 3-го поколения проекта 971 типа «Акула». Эти корабли сегодня составляют основу наших многоцелевых ударных подводных кораблей, предназначенных для рейдерских действий на морских коммуникациях. Практически бесшумные в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют против транспортов, боевых кораблей, так наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника.

Совсем недавно они отметились в 200-мильной зоне возле берегов США и Канады, чем вызвали нешуточный переполох у американских и канадских военных. И те и другие не смогли отследить перемещение русских субмарин. Опасения понятны. На борту «Акулы» имеются аналогичные американским «Томагавкам» крылатые ракеты Х-55 «Гранат» (28 штук), способные преодолевать по 3 тысячи километров и доставлять в нужное место 200-килотонные ядерные заряды.

2. «М» значит модернизированная

в отличие новейших стратегических подводных ракетоносцев 4-го поколения 955 проекта типа «Борей»: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40% у АПЛ «Казань» все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшееся. Это абсолютно новое высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в советском и российском военном кораблестроении. По некоторым данным, для сравнения, один корабль 955 проекта обходится Минобороны в 23 млрд. — «Ясень» в сумму, превышающую 200 млрд. рублей.

Если провести параллели с американцами, то стоимость «Ясеня» вполне терпимая. Так, «Морской волк» обходиться бюджету США $ 4,4 млрд. (общая стоимость строительства 3 АПЛ оценивается не менее чем в $ 13,2 млрд.). Для сравнения — последние атомные авианосцы типа «Нимитц» вместе с авиагруппой обошелся американскому бюджету чуть более $ 5 млрд., а одна АПЛ предыдущего проекта типа «Лос-Анджелес» всего в $ 741 млн.

3. Золотая рыбка «Ясень»

Проекта 885 — квинтисенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. В проекте применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности.

Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок.

Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Поэтому он может погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает его практически недосягаемым для всех видом современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода более 30 узлов (60 км/ч). На лодке один реактор (на всех проектах по 2).

В центральной части корпуса размещен ракетный отсек с 8-ю универсальными ракетными шахтами. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс» (24 ракеты, по 3 в каждой шахте). Это аналог российско-индийского комплекса «БраМос». На базе этой машины сейчас создается гиперзвуковой ударный комплекс «Циркон».

Корабль так же способен применять противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб». которые могут достать любой береговой объект с дистанции в 5000 км. Так же на лодке установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппарата через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.

По своим характеристикам «Северодвинск» способен решать любые задачи: бороться с авианосными соединениями, охотиться за стратегическими АПЛ противника или наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Все это делает его более универсальной системой оружия, чем американский SeaWolf.

Госпрограмма вооружений до 2020 года ставит развитие флота и его подводной составляющей в один ряд со стратегическими ядерными силами, как один из главных приоритетов государства. Из 22 трлн. на флот приходится почти 5 трлн. рублей. Суммы астрономические, но необходимые. Эксперты говорят, что даже 8 российских подлодок на боевом дежурстве обеспечивают паритет с США. А с началом ввода в строй субмарин новых поколений 955 и 885 серий мы сделаем существенный шаг вперед. Подводники убеждены: несмотря на то, что Москва и Вашингтон декларируют партнерские взаимоотношения, в морских глубинах идет настоящая война. Война технологий, в которой наш подводный флот не только достойный противник, но и серьезный конкурент.


С отрывается прекрасный вид на идущий к югу широкий Китайгородский проезд. Однако только левая, восточная его сторона носит такое название. Правая же, западная от до называется Новой площадью, а дальше до - Старой площадью.
Сам же Китайгородский проезд называется так, потому что до 1934 года посреди него проходила древняя стена Китай-города, отделявшая проезд от Новой и Старой площади. Фактически уже тогда это были не площади, а улицы шириной около 17-21 метров. После того как в 1934 году, в связи с работами по строительству метрополитена была снесена стена Китай-города от Лубянской площади до Варварки, проезд и эти «площади» составили одну широкую улицу, но остались при старых своих названиях.
В XIV-XV веках здесь шумел густой лес, предохранявший Кремль и посад от нападения с востока. Кстати, память об этом лесе до последнего времени сохранялась в названии церкви, в здании которой сейчас находится музей истории и реконструкции Москвы: «Иоанн Богослов, что под Вязом», и впервые упоминается в 1493 году.
При постройке в 1534-1538 годах крепостной стены Китай-города территория современных Старой и Новой площадей вошла в состав Китай-города. В стене на востоке были устроены башни – ворота Никольские, Ильинские и Варварские, а за стеной шел ров, через который от ворот были перекинуты деревянные мосты.
В 1701-1708 годах, когда Петр I окружил Кремль и Китай-город земляным валом, напротив воротных башен были сооружены высокие и далеко выдвинутые вперед земляные бастионы, а проезд через башни-ворота был закрыт. Вал и бастионы простояли более ста лет – их снесли в 1819-1823 годах. За это время в стене Китай-города сделали несколько «проломных» ворот.
В 1783 году в Китай-город, на современные Старую и Новую площадь был переведен из Ветошних рядов, стоявший на теперешней , Толкучий рынок, для которого под арками Китайской стены были построены 204 деревянных лавочки. В 1786 году к ним прибавились еще 74 каменные. Образовалась торговая площадь, которую в отличие от Старой () площади стали называть на всем протяжении Новой площадью; не потому, что здесь действительно была площадь, а не улица, а потому, что тогда всякое место торговли со множеством лавок называли торговой площадью.
В 1820-1860-х годах Новой площадью продолжали называться современная Новая площадь, а часть прежней Новой, между Ильинкой и Варваркой, называлась Старой площадью. Но в 1870-1880-х годах их называю наоборот: Новую площадь – Старой, а Старую – Новой.
В 1899 году толкучий рынок был выведен с Новой и Старой площадей в Садовники, за построенный в 1883 году Большой Устьинский мост. На Новой и Старой площадях торговые заведения и существовавшие в домах лавки позакрывались, а остались в них только конторы и склады.
В начале XX века богатейшие купцы-фабриканты построили на старой и отчасти на Новой площадях большие и красивые здания, которые после революции заняли партийные организации и советские учреждения. В здании церкви Иоанна Богослова, построенном в 1825 году, разместился Музей истории и реконструкции Москвы.

Дополнительная информация:
Район:

Новая площадь. Москва. Новая площадь, площадь между и. Образовалась в XVI в. у стены, с её внутренней стороны, и фактически была улицей, имевшей только одностороннюю застройку. В конце XV в. в этой местности впервые упоминается; в 1825 … … Москва (энциклопедия)

Координаты: 55°46′10″ с. ш. 37°39′05″ в. д. / 55.769444° с. ш. 37.651389° в. д. … Википедия

Пушкинская площадь Москва В центре Страстной монастырь. Слева напротив торца монастыря … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Комсомольская площадь … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Театральная площадь. Театральная площадь Москва … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Биржевая площадь. Биржевая площадь Москва … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Старая площадь. Старая площадь Москва … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Манежная площадь. Манежная площадь Москва … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Суворовская площадь. Суворовская площадь Москва … Википедия

Преображенская площадь Москва … Википедия

Книги

  • , Супруненко Ю.П.. В недавнем прошлом площадь Москвы выросла более чем в два раза. В результате расширения столицы в юго-западном направлении она вышла на границу с Калужской областью; к ней присоединили 21…
  • Большая Москва. От Троицка до Сколкова , Супруненко Юрий Павлович. R недавнем прошлом площадь Москвы выросла более чем в два раза. Присоединенные территории включают в себя 2 городских округа - Троицк и Щербинку - и 19 городских и сельских поселений…

И фактически была улицей, имевшей только одностороннюю застройку.

неизвестен , Public Domain

В 1820-х годах за площадью утвердилось название Новая, а её продолжение (от до площади ) стало называться Старой площадью.


Ludvig14 , CC BY-SA 4.0

В 1870–1890-х годах современная Новая площадь называлась Старой, а та - Новой.


Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

В начале XX века площадям вернули первоначальные названия, используемые и поныне.


A.Savin , CC BY-SA 3.0

Согласно тетрадям Конторы городского строительства, в 1822 г. под руководством архитектора С. П. Обитаева разобрана и вновь построена церковь Иоанна Богослова Под Вязом (Новая пл. 12).

Примечательные здания

По нечётной стороне

  • № ¾ - Политехнический музей (центральная часть: 1875-1877, архитекторы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин; юго-восточная часть: 1896, архитектор Н. А. Шохин; северо-западная часть: 1903-1907, архитекторы Г. И. Макаев, В. В. Воейков, В. И. Ерамишанцев).

По чётной стороне

  • № 2/12/1 - Доходный дом Орлова-Давыдова с магазинами (1869-1870, архитектор Р. А. Гёдике; надстроено в 1904-1910 годах; наземный вестибюль станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») встроен в здание в 1935 году по проекту архитекторов Д. Ф. Фридмана и И. И. Ловейко), ценный градоформирующий объект.
  • № 4 - Доходный дом Калязинского монастыря (1905, архитектор Г. И. Макаев).
  • № 6/5/2 - Торговый дом Московского купеческого общества (1909-1911, архитектор Ф. О. Шехтель).
  • № 8 - Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (1922-1991) - ныне здание занимает «Федерация детских организаций» СПО-ФДО.
  • № 8-10 - Здания Московского купеческого общества (1882, архитектор Б. В. Фрейденберг).
  • № 12 - Храм апостола Иоанна Богослова под Вязом (1825-1837, архитекторы С. П. Обитаев и Л. П. Карлони)
  • № 14/13 - Доходный дом купцов Козновых (кон. XVIII в.; нач. XIX в.; 1875, архитектор Г. П. Пономарёв; 1899-1900, архитектор О. Г. Пиотрович), ценный градоформирующий объект

В последнее время граждане нашей страны все чаще интересуются боеспособностью вооруженных сил РФ. На различных интернет-порталах звучат вопросы, связанные с армией: «Сколько у России подводных лодок и надводных кораблей?», «Сколько танков и ракет?» и т. д. Почему вдруг наши люди стали проявлять подобный интерес, что послужило причиной?

Лирическое отступление

Сегодня уже ни для кого не является секретом, что президент РФ и его команда круто изменили направление внешней политики нашей страны. Они все чаще дают щелчки по носу западным державам. Политика России становится все более твердой, она не прогибается ни под США, ни под Европейский союз, ни под МВФ. Многие западные политики говорят о том, что «Русский медведь» вышел из спячки и скоро заявит о себе в полный голос. Что изменилось в сознании нашего президента и его окружения, сказать трудно. Христиане склонны говорить, о том, что грядет последняя битва Апокалипсиса, и что Россия станет спасителем всего человечества. Поклонники ведического учения утверждают, что закончилась Ночь Сварога, наступил Рассвет, т. е. прошло время лжи и притворства - наступила эпоха воина. Не будем говорить, кто из них прав, а кто заблуждается, возможно, правы все, и говорят об одном и том же, только смотрят на мир каждый со своей колокольни. Вернемся лучше к правительству, которое шаг за шагом укрепляет нашу государственность и суверенитет. Одной из таких программ стала реформа вооруженных сил РФ. В данной статье мы рассмотрим состояние подводного флота нашего государства, перспективы его развития, узнаем, сколько у России подводных лодок и каковы их боевые возможности. Ведь каждый человек понимает, что сильную политику может вести только тот, у кого за спиной стоит отличная армия.

на сегодняшний день?

Несмотря на экономический кризис, постигший нашу страну в 90-х годах прошлого столетия, и появление случайных людей на должности министра обороны РФ уже в новом веке, всеми силами стремившихся уничтожить оборонную мощь государства, отечественный флот до сих пор считается одним из крупнейших в мире, обладающим мощным потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. Одним из главных компонентов ВМФ РФ являются субмарины. Вопрос о том, сколько у России подводных лодок, волнует многих, однако ответить на него довольно непросто. Для начала рассмотрим официальную статистику Министерства обороны. Согласно представленным общественности материалам, ВМФ РФ насчитывает 70 субмарин. Из них:

  • 14 атомоходов с баллистическими ракетами: 10 у Северного флота (СФ) и 4 у Тихоокеанского (ТОФ);
  • 9 атомных лодок с крылатыми ракетами: 4 у СФ и 5 у ТОФ;
  • 19 многоцелевых атомоходов: 14 у СФ и 5 у ТОФ;
  • 8 атомных субмарин специального назначения - все у СФ;
  • 1 спецназначения - у СФ.
  • 19 дизельных субмарин: 2 у 2 у Черноморского (ЧФ), 7 у СФ, 8 - у ТОФ.

Реальные цифры существенно разнятся со статистикой

70 единиц подводной техники - это довольно внушительно, однако статистика - статистикой, а реальная жизнь - это совсем другое. Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что у флота на вооружении 50 атомоходов различных проектов, однако, как оказалось, в состоянии боевой готовности пребывают меньше половины из них. Остальные атомные подводные лодки ВМФ России находятся либо в резерве, либо в ожидании ремонта, и возврат их в строй весьма и весьма сомнителен. Чтобы не быть голословными, давайте рассмотрим состояние подводного флота подробно, так сказать, с переходом на личности.

Наиболее возрастная группа

Самыми «древними» представителями российского подводного флота являются четыре лодки проекта 667БДР. На сегодняшний день две из них (К-223 и К-433) несут службу, К-44 и К-129 находятся в ремонте. Вероятность их возвращения в строй ничтожно мала, ведь даже те, которые задействованы, планируется списать при поступлении новых лодок.

Наиболее многочисленным классом субмарин являются многоцелевые проекты. В общей сложности в ВМФ их 19 единиц пяти направлений. Самые возрастные из них - это четыре лодки 671РТМКК: К-388 и К-414 несут службу, а К-138 и К-448 находятся в ремонте. Списание этих субмарин запланировано на 2015 год.

Основа подводного флота

В составе ВМФ числятся три самые крупные лодки в мире - 941 «Акула»: ТК-17 и ТК-20 поставлены в резерв, а ТК-208 служит для проведения испытаний баллистических ракет типа «Булава». В рядах СФ значатся шесть субмарин проекта 667БДРМ: К-18, К-51, К-114, К-117 и К-407 несут службу, а К-407 должна выйти из ремонтных доков летом этого года.

Кроме того, девять субмарин проекта «Антей» 949А стоят на вооружении СФ и ТОФ, однако всего четыре из них (К-119, К-410, К-186 и К-456) прошли плановый ремонт, а пять числятся либо в резерве, либо в ремонте, и их перспективы весьма туманны.

Основу лодок многоцелевого назначения составляют корабли «Щука-Б» проекта 971. В ВМФ РФ их насчитывается одиннадцать единиц, пять из них (К-154, К-157, К-317, К-335 и К-461) несут боевое дежурство в составе СФ, две - К-295 и К-331 - в ТОФ, а остальные находятся в небоеготовом состоянии, и их ремонт под большим вопросом. Еще четыре лодки относятся к проектам 945 и 945А: «Барракуда» и «Кондор» соответственно. Эти корабли отличаются титановым сверхпрочным корпусом. Два из них - К-336 и К-534 - несут службу в составе СФ, а К-239 и К-276 готовятся к проведению модернизации и ремонта.

Как видите, реальное количество подводных лодок России гораздо меньше, чем предъявлено в отчете МО РФ.

Самые современные субмарины России

Современные России - «Борей» проекта 955 - вошли в состав ВМФ всего лишь в 2013 году. Две из них, К-535 и К-550, несут боевое дежурство где-то в водах мирового океана, К-551 проходит обязательные государственные испытания, а еще одна находится в стадии строительства. Планируется выпустить серию из восьми субмарин этого проекта.

Самой современной субмариной нашего флота является К-560 проекта 885 «Ясень». Она вошла в состав ВМФ 31 декабря 2013 года. Согласно планам МО, будет выпущено десять таких атомоходов. Как видите, новые подводные лодки России продолжают поступать в состав ВМФ, так что есть надежда, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится, причем в лучшую сторону.

Что ждет подводный флот РФ?

Согласно заявлению министра обороны РФ С. Шойгу, ВМФ до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественно новый уровень боевой потенциал флота. Министерство обороны имеет четкий план на развитие подводного ВМФ на ближайшие десятилетия. Он разделен на три этапа, каждый их которых имеет свои цели и особенности. Первый период уже идет полным ходом и завершится в 2020 г., сразу после него начнется второй, который закончится в 2030 г., и последний продлится с 2031 по 2050 гг.

Несмотря на различные планы каждого из этапов, все они имеют общую цель: обновление технической базы подводного флота России и выведение его на уровень мировых лидеров. Рассмотрим вкратце каждый из периодов.

Первый этап

Основная задача - это строительство новых атомоходов, несущих стратегическое вооружение. Ведь у старых лодок уже подходит к концу срок эксплуатации, и в скором времени их необходимо будет сменить. Их планируется заменять субмаринами проекта 955 и 955А. Как уже упоминалось ранее, до 2020 года планируется выпустить 8 лодок этого класса. После принятия в строй они смогут держать одновременно на дежурстве более 200 ракет класса Р-30 «Булава». Кроме того, командование ВМФ приняло решение отказаться от большого количества разнотипных проектов и заменить их многоцелевыми атомоходами четвертого поколения «Ясень» проекта 885.

Второй этап

По причинам секретности подробности этого периода не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревшего парка образцами четвертого поколения и создание новых проектов пятой генерации.

Третий этап

Об этом периоде сведений еще меньше, чем о втором. Известно только о формировании новых требований к субмаринам шестого поколения. Возможно, также будет реализован проект модульной сборки подводного флота, когда, в зависимости от требований заказчика, устанавливается тот или иной модуль, например, с противокорабельными ракетами либо с баллистическими и т. д. В зависимости от поставленной задачи, лодка будет собираться, словно конструктор «Лего».

Историческая справка

Официально история отечественного строительства подводных кораблей ведется со времен Петра Первого (1718 год). Тогда плотник из подмосковного села Ефим Никонов подал челобитную российскому императору, в которой предложил проект так называемого «Потаенного судна». Это и была первая подводная лодка в России. В 1724 году на Неве реке прошли испытания этого творения, однако они закончились провалом, так как у судна при спуске повредилось дно, а автор проекта едва не погиб и был спасен только благодаря личному участию самого Петра. Никонову была поставлена задача исправить недочеты, однако со смертью императора, как это часто бывает, о проекте благополучно забыли. Первая подводная лодка, зачисленная в российский флот, появилась только в начале XX века. Фото миноносца "Дельфин", ставшего основой для последующих отечественных подлодок, представлено ниже.

Заключение

На сегодняшний день подводные лодки России и США являются основой мирового подводного флота. Чтобы сохранить позиции, отечественный подводный флот необходимо развивать и модернизировать. А закончить данную статью хочется цитатой Российского императора Александра III (1881-1894 гг.): «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас».