Скачать презентацию про данте алигьери биография. Презентация по литературе на тему "Данте Алигьери "Божественная комедия" (9 класс). I. Вступительное слово учителя




















1 из 19

Презентация на тему: Данте Алигьери (1265 -1321)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Данте Алигьери принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэт родился во Флоренции, которая была в XIII–XIV веках главным культурным центром Италии. Город испытывал на себе постоянную политическую борьбу разных партий. Особенно остро эта борьба протекала между враждующими политическими партиями гвельфов и гибеллинов. Отец поэта, как впоследствии и сам Данте, принадлежал к партии гвельфов, выступавших против папской власти.

№ слайда 3

Описание слайда:

Получив образование в объёме средневековой школы, Данте самостоятельно изучает французский и провансальский языки, которые дают ему возможность читать иностранную литературу. Он также изучает античных поэтов, в первую очередь Вергилия, автора «Энеиды». В начале 1280-х годов Данте начал писать стихи, почти исключительно любовного содержания, посвящённые Беатриче Портинари. После её смерти (1290 г.) Данте усиленно изучает теологию, философию и астрономию.Данте очень рано начинает заниматься политической деятельностью, принимая участие в военных действиях флорентийской коммуны против гибеллинов, избирается членом правящей флорентийской коллегии. Но после раскола гвельфов на чёрных и белых он примыкает к белым гвельфам, партия которых была низложена папой Бонифацием VIII и французским принцем Карлом Валуа, вступившим во Флоренцию в 1301 году.

№ слайда 4

Описание слайда:

С этого времени для Данте начинаются годы изгнания, изменившие его политические убеждения. Постепенно он приходит к мысли, что только императорская власть может объединить Италию, дав отпор папской власти, и возлагает свои надежды на императора Генриха VII, который вскоре умер, так и не вступив во Флоренцию. Имя Данте дважды вычёркивали из списков амнистированных, которым разрешалось вернуться во Флоренцию, так как видели в нём непримиримого врага. Унизительное предложение публичного покаяния Данте отвергал и последние годы жизни провёл в Равенне, где и был похоронен в 1321 году.

№ слайда 5

Описание слайда:

«Божественная комедия» написана в годы изгнания. Сам поэт назвал её просто «Комедия». Эпитет “божественная” был дан творению Данте потомками не раньше XVI века не за религиозное содержание, а за поэтическое совершенство. Поэма делится на три большие части - кантики, посвящённые изображению трёх частей загробного мира. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, а вначале добавляется песнь первая - пролог ко всей поэме. Так складывается поэма из 100 песен. Символическим становится в поэме число 3 (связанное с христианской идеей о Троице) и кратные ему 9 и 33: в поэме три части, она написана терцинами, в аду 9 кругов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Жанр поэмы связан со средневековыми “видениями” и “хожениями по мукам”, то есть с рассказами о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Среди античных источников поэмы наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спустился в царство мёртвых (Тартар), чтобы повидаться со своим покойным отцом. Данте использует такую композиционную форму затем, чтобы осудить человеческие преступления, пороки, исправить человека, побудить человечество жить достойно, как следует.Исследователи поэмы Данте подчёркивают, что каждый её сюжетный ход может быть истолкован иносказательно - в морально-религиозном, политическом, биографическом планах.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Стихи 28–60. Какие главные человеческие пороки символизируют три зверя: рысь, лев и волчица?Рысь - сладострастие; лев - гордость; волчица - алчность. Стихи 61–136. С каким чувством Данте обращается к Вергилию? Почему Данте готов последовать за ним в ад?Чтобы уйти “от зла и гибели.

№ слайда 9

Описание слайда:

«Ад». Устройство ада. Песнь 34 (стихи 28–69)Каким Данте представлял устройство ада?Данте представлял ад как воронкообразную пропасть, находящуюся под сводом земли и состоящую из сужающихся кругов, заканчивающихся колодцем, где терзается Люцифер. Чем ниже круг, тем ужаснее преступления и муки грешников.

№ слайда 10

Описание слайда:

Круг 1. Лимб язычников Круг 2. Сладострастники Круг 3. Обжоры и чревоугодники Круг 4. Скупцы и расточители Круг 5. Гневные и завистливые Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров) Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители. Ростовщики Круг 8 (Злые Рвы)

№ слайда 11

Описание слайда:

Ров 1. Сводники и обольстители Ров 2. Льстецы Ров 3. Симонисты-святокупцы Ров 4. Прорицатели Ров 5. Взяточники Ров 6. Лицемеры Ров 7. Воры Ров 8. Злосоветчики. Ров 9. Зачинщики раздоров. Сектанты Ров 10. Поддельщики. Колодец гигантов

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Пройдя ад, Данте с Вергилием попадают в чистилище, которое помещается на противоположном земному полушарии, покрытом Великим океаном. Оно представляет собой остров, на котором находится очень высокая гора. Она разделена на семь уступов (кругов), в каждом из которых происходит очищение от одного из смертных грехов: гордости, зависти, гнева, уныния, корыстолюбия, чревоугодия и блуда. В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут ещё очиститься от совершённых ими грехов. Внутренний процесс этого очищения символизируют семь букв P (начальная буква латинского слова peccatum - грех), нанесённых мечом ангела на лоб поэта и обозначающих семь смертных грехов.

№ слайда 15

Описание слайда:

По мере прохождения кругов чистилища эти буквы по одной стираются. Сначала Данте с Вергилием попадают в предчистилище, где находятся новоприбывшие души умерших, отлучённые от церкви, нерадивые, и попадают в долину земных властителей. Затем через врата Данте и Вергилий попадают в чистилище и посещают его круги: круг 1 - гордецы, круг 2 - завистники, круг 3 - гневные, круг 4 - унылые, круг 5 - корыстолюбцы (скупцы и расточители), круг 6 - чревоугодники, круг 7 - сладострастники. Можно заметить, что ад и чистилище частично находятся как бы в зеркальном отражении: круги пропасти - уступы горы. Затем путешественники восходят к Земному Раю, находящемуся на самой вершине горы. Здесь Данте встречается с Беатриче, которая будет сопровождать его по Раю, куда нельзя войти Вергилию - ведь он язычник

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

«Рай». Устройство рая. Песнь 33 (стихи 115–145). - Каким Данте представлял устройство рая?Примиряясь с Данте и вознесясь с ним сквозь сферу огня, Беатриче ведёт его через девять небесных сфер в эмпирей - “розу света” высших небес - местопребывание Божества. Они проходят первое небо - Луну (нарушители обета); второе - Меркурий (честолюбцы); третье - Венеру (любвеобильные); четвёртое - Солнце (мудрецы); пятое - Марс (воители за веру); шестое - Юпитер (справедливые); седьмое - Сатурн (созерцатели). Данте и Беатриче возносятся в восьмое, звёздное небо, где царят торжествующие, а затем попадают в девятое, кристальное небо, где пребывают ангелы. Только после этого они попадают в эмпирей. Беатриче символизирует собой религиозную мудрость - богословие, так как для созерцания рая, даруемого праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна. Данте, увлекаемый силой любви, летит за ней.

№ слайда 18

Описание слайда:

Каким изображён в поэме эмпирей?Данте представляет эмпирей в виде трёх “равноёмких кругов”, трёх радуг, символизирующих мысль о троичности Божества. В финале поэмы он видит себя и Беатриче в раю. Любовь Данте на пути по раю очищается от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной её целью является лицезрение Бога, который Сам есть любовь, “что движет солнце и светила”. Вместе с тем, отделяясь от толпы и осознавая себя личностью, на которую может быть обращён “блеск с высот”, Данте явился предтечей гуманистов Возрождения.

№ слайда 19

Описание слайда:

В письме к Кан Гранде делла Скала, правителю города Вероны, Данте сообщает о тех задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии». Он пишет, что любое литературное произведение имеет несколько смыслов: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения). В «Божественной комедии» её буквальный смысл - изображение судеб людей после смерти; аллегорический - идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные поступки; моральный смысл - удержать человека от зла и направить его к добру (сходной задачей был увлечён и Гоголь); анагогический - воспеть силу любви к Беатриче, прояснившей его сознание и вдохновившей на создание поэмы.

Данте Алигьери, великий поэт и мыслитель, предвестник эпохи Возрождения родился во Флоренции в 1265 году. Он происходил из знатного римского рода, участвовавшего в основании Флоренции. В родном городе Данте получил базовое образование, а потом продолжил учебу на юридическом факультете Болонского университета. В Болонье Данте познакомился со многими поэтами того времени, сильное влияние на него оказал Гвидо Гвиницелли - основатель так называемого "сладостного стиля" в поэзии. Новый стиль предполагал свободное выражение чувств и переживаний поэта, широту употребления слов, общедоступность языка новой поэзии. После возвращения во Флоренцию, Данте участвовал в сражении на Кампальдино, победу в котором одержали флорентийцы, затем занимался политической деятельностью. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции и больше не вернулся в родной город. Он путешествовал по Италии, некоторое время жил и преподавал в Париже. Последние несколько лет поэт прожил в Равенне, где и умер в 1321 году. Поворотным событием всей жизни и творчества Данте стала его встреча с Беатриче. Они увидели друг друга впервые на празднике, когда Данте было девять лет, а Беатриче восемь. С этого времени Амор завладел сердцем поэта, но Беатриче умирает в возрасте двадцати четырех лет, а Данте проносит любовь к ней через всю свою жизнь и воспевает ее в своем грандиозном произведении - "Божественной комедии".

Слайд 2

Данте Алигьери, (настоящее имя Дуранте Алигьери) (1265-1321) итальянский поэт и политический деятель

Слайд 3

Родился во Флоренции, в аристократической семье. Его предки принимали участие во втором Крестовом походе. Об отце и матери Данте почти ничего не известно, как и об обстоятельствах его ранней юности. Данте получил обычное для того времени образование, но сам признавал его недостаточным.

Слайд 4

В 1274, то есть 9-летним мальчиком, впервые встретился с дочерью соседа и друга отца БеатричеПортинари. Предполагаемый портрет БеатричеПортинари

Слайд 5

Юношеская любовь повлияла на все творчество Данте Алигьери. Он довольно долгую жизнь по средневековым меркам, чуть больше 50-ти лет. И вот в течение всего своего творческого пути он воспевал Беатриче. Тем не менее, и Данте, и Беатриче нашли законных спутников жизни. Супругой поэта стала красивая итальянка ДжеммаДонати, а его муза вышла замуж за богатого синьора Симона де Барди. В душе Данте ничего не изменилось: его сердце по-прежнему принадлежало Беатриче. Однако, возлюбленная поэта неожиданно умерла в 22-х летнем возрасте. Алигьере был потрясён. Он решил поведать миру свою историю любви, отразив её в небольшой повести «Новая жизнь».

Слайд 6

Чувства Алигьери, прошедшие сквозь века, были отмечены в живописи, музыке, поэзии и драматургии.

Слайд 7

Данте на фреске ВИЛЛЫ КАРДУЧЧО АНДРЕА ДЕЛЬ КАСТАНЬО (1450, ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ)

В 1291 Данте женился на ДжеммеДонати по политическому расчёту. От этого брака было семь детей – шесть сыновей и дочь. В 1302 Данте был заочно обвинён в неправильном расходовании общественных денег и приговорён к штрафу. Он переехал в Рим, но его нашли и там. Поэта приговорили к сожжению за политические взгляды. Имущество его было конфисковано. Начались долгие годы скитания.

Слайд 8

Памятник Данте 1865 г. Флоренция. Работа скульптора ЭнрикоПацци

Странствовал по Италии. В 1308-1309 переехал в Париж. Здесь его застала весть, что император Генрих VII отправляется походом в Италию. Данте присоединился к войскам императора, надеясь вместе с ними вернуться во Флоренцию, но его мечте не суждено было сбыться: император внезапно скончался. Поэт отправился в Равенну, где и провёл последние шесть лет своей жизни у князя Гвидо Новелла да Полента, племянника воспетой им Франчески да Римини.

Слайд 9

Вершиной творчества Данте стала «Комедия», названная с лёгкой руки Боккаччо «Божественной комедией».

Поэма «Божественная комедия» была создана в 1321 году. Называя свое произведение «комедией», писатель характеризовал его как поэтическое произведение, написанное на народном языке с устрашающим началом и счастливым концом. Поэт Данте изобразил путешествие самого себя в потустороннем мире. Данте изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху, на фреске ДоменикодиМикелино

Слайд 10

Структура

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: «Ад» (34 песни: 2 вступительные и 32, описывающие ад, т. к. в нем не может быть гармонии), «Чистилище» (33 песни), «Рай» (33 песни). Поэма написана терцинами - строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование. Так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 - символ совершенства). Первая страница «Божественной комедии»

Слайд 11

сюжет

По католической традиции в загробном мире существуетад – место осужденных грешников,чистилище – место, где грешники искупают грехи и рай – обитель блаженных. Во вступительной песне автор повествует о том, как посреди жизненного пути он заблудился в лесу. Поэт Вергилий пригласил его в путешествие по загробному миру. Узнав, что Вергилия послала умершая возлюбленная Данте –Беатриче, тот сразу соглашается. Встреча Данте с Вергилием и начало их странствия по загробному миру (средневековая миниатюра)

Слайд 12

Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб, где Пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры - Аристотеля,Эврипида, Гомера и др.

Слайд 13

Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти, чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи, тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны.

Слайд 14

Путешествие по кругам ада

  • Слайд 15

    Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие - Иуда Искариот, Брут и Кассий, - их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

    Слайд 16

    Мучительной державы властелин Грудь изо льда вздымал наполовину; И мне по росту ближе исполин, Чем руки Люцифера исполину; По этой части ты бы сам расчел, Каков он весь, ушедший телом в льдину… Струи Коцита леденя до дна. Шесть глаз точило слезы, и стекала Из трех пастей кровавая слюна. Они все три терзали, как трепала, По грешнику; так, с каждой стороны По одному, в них трое изнывало.

    Слайд 17

    Миновав узкий коридор,соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора - чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum - грех), то есть символ семи смертных грехов.

    Слайд 18

    По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

    Слайд 19

    В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой под властью грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо.

    Множественность смыслов в «божественной комедии»

  • Слайд 24

    Итоговые вопросы:

    Как называется период жизни Данте, когда он создает «Божественную комедию»? Какое трагическое обстоятельство в жизни Данте дало толчок к написанию изучаемого произведения? Какое число в «Божественной комедии» Данте является основным? Сколько кругов ада изображает Данте? В чем заключается множественность смыслов в «Божественной комедии»?

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Данте Алигьери "Божественная комедия"

    Алигьери Данте Годы жизни (1265 - 1321) Средневековый итальянский поэт и философ. Родился во Флоренции.

    Фрагмент картины «Данте Алигьери с «Божественной комедией»» Художник Доменико ди Микелино

    Данте и Беатриче Данте был влюблен в Беатриче Портинари. Данте и Беатриче стали такими же символами любви, как Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

    Могила Беатриче Портинари. Данте пронес через всю жизнь свою любовь к Беатриче и воспел ее в сонетах. Беатриче умерла в возрасте 25 лет. И цвет любви и благость сожаленья Ваш лик скорбящий мне не раз являл. Он милосердием таким сиял, Что на земле не нахожу сравненья.

    Данте принимал активное участие в политической жизни родного города. В 1302 году за участие в коалиции против Папы он был изгнан из Флоренции. Остальные годы своей жизни Данте провел на чужбине.

    «Божественная комедия» В годы изгнания Данте начал писать главный труд своей жизни– «Божественную комедию»

    В этом великом произведении Данте ставил перед собой цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: душа средневекового человека разрывалась ужасом перед адскими муками.

    Данте верил в реальное существование ада и в то, что смелость, честь и любовь помогут человеку выйти из него невредимыми

    «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Данте представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира сначала с Вергилием (римским поэтом 1 века до н.э.), а потом с Беатриче.

    Данте и его три царства

    Путешествие по загробному миру Композиция поэмы Ад мир осуждения Чистилище мир очищения Рай мир блаженства Ведет Вергилий – символ земного разума Ведет Беатриче – символ Божественного разума 3 части – 33 песни в каждой – 1 вступительная всего 100 песен

    I круг II круг III круг IV круг V круг VI круг VII круг VIII круг IX круг Путешествие по Аду Данте

    Преддверие Ада И понял я, что здесь вопят от боли Ничтожные, которых не возьмут Ни бог, ни супостаты божьей воли. Вовек не живший, этот жалкий люд Бежал нагим, кусаемый слепнями И осами, роившимися тут. Равнодушные

    Река Ахерон (река Скорби) и старец Харон А бес Харон сзывает стаю грешных, Вращая взор, как уголья в золе, И гонит их и бьет веслом неспешных.

    IV круг Скупцы и расточители Их множество казалось бесконечным; Два сонмища шагали, рать на рать, Толкая грудью грузы, с воплем вечным; Потом они сшибались и опять С трудом брели назад, крича друг другу: "Чего копить?" или "Чего швырять?"

    VII круг первый пояс Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники) Вдоль берега, над алым кипятком, Вожатый нас повел без прекословий. Был страшен крик варившихся живьем. Я видел погрузившихся по брови. Кентавр сказал: «Здесь не один тиран, Который жаждал золота и крови…»

    Вместе с Данте мы проходим через все ужасы ада. На вратах ада начертано: «Оставьте всякую надежду».

    По Данте, в ад душа человека может попасть и при жизни, ибо это не место, а состояние, в которое впадает тот, кто оказывается во власти греха.

    Чистилище

    Картина падения человека и мира, которых надо спасать Наказание в Аду уподоблено греху Живущих на Земле надо освободить от состояния греховности и привести к блаженству Данте поднимается от мира пороков к миру покаяния и чистоты – это путь восхождения личности Подведем итоги

    «Божественная комедия» - это путь возвышения личности

    Воплощение «Божественной комедии» в других видах искусства Сальвадор Дали

    Картины на тему «Божественной комедии»

    «Божественная комедия» в кукольном театре

    Иллюстрации Блейка Уильяма Английский поэт, художник, иллюстратор (1757-1827). Чтобы выполнить иллюстрации к поэме Данте, Блейк в 67 лет начинает изучать итальянский язык. Прежде чем умереть, Блейк успел гравировать 7 из 102 рисунков. 69 из них иллюстрировали песни «Ада», 20 - «Чистилища», 10 - «Рая» и еще 3 - без указания песни.

    Эта композиция иллюстрирует 29-ю песню «Чистилища». В правой части изображен Данте (одетый в красное), смотрящий в направлении Эдемского сада. По саду на великолепной колеснице, запряженной грифоном, едет Беатриче, возлюбленная поэта, в окружении духов четырех евангелистов (слева от Беатриче мы видим изображения, отчасти похожие на головы орла (Иоанн) и тельца (Лука), справа - на ангела (Матфей) и льва (Марк). Три женщины, стоящие на земле, олицетворяют Веру (в белом платье), Надежду (в зеленом) и Милосердие (в красном).

    На картине изображен второй круг ада, где находятся души великих любовников: Семирамиды, Клеопатры, Ахилла, Елены, Париса, Тристана. Отдельно от других, в завитке вихря, помещаются души Франчески да Римини и Паоло. Над головой Данте в сияющей сфере изображен символ бессмертного поцелуя. Диагональная композиция придает сцене особую выразительность. Ощущение бесконечности вихря создается за счет того, что начало и конец потока художник располагает за пределами изображения.


    Данте Алигьери принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэт родился во Флоренции, которая была в XIII–XIV веках главным культурным центром Италии. Город испытывал на себе постоянную политическую борьбу разных партий. Особенно остро эта борьба протекала между враждующими политическими партиями гвельфов и гибеллинов. Отец поэта, как впоследствии и сам Данте, принадлежал к партии гвельфов, выступавших против папской власти Данте Алигьери принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэт родился во Флоренции, которая была в XIII–XIV веках главным культурным центром Италии. Город испытывал на себе постоянную политическую борьбу разных партий. Особенно остро эта борьба протекала между враждующими политическими партиями гвельфов и гибеллинов. Отец поэта, как впоследствии и сам Данте, принадлежал к партии гвельфов, выступавших против папской власти.


    Получив образование в объёме средневековой школы, Данте самостоятельно изучает французский и провансальский языки, которые дают ему возможность читать иностранную литературу. Он также изучает античных поэтов, в первую очередь Вергилия, автора «Энеиды». В начале 1280-х годов Данте начал писать стихи, почти исключительно любовного содержания, посвящённые Беатриче Портинари. После её смерти (1290 г.) Данте усиленно изучает теологию, философию и астрономию. Данте очень рано начинает заниматься политической деятельностью, принимая участие в военных действиях флорентийской коммуны против гибеллинов, избирается членом правящей флорентийской коллегии. Но после раскола гвельфов на чёрных и белых он примыкает к белым гвельфам, партия которых была низложена папой Бонифацием VIII и французским принцем Карлом Валуа, вступившим во Флоренцию в 1301 году.


    С этого времени для Данте начинаются годы изгнания, изменившие его политические убеждения. Постепенно он приходит к мысли, что только императорская власть может объединить Италию, дав отпор папской власти, и возлагает свои надежды на императора Генриха VII, который вскоре умер, так и не вступив во Флоренцию. Имя Данте дважды вычёркивали из списков амнистированных, которым разрешалось вернуться во Флоренцию, так как видели в нём непримиримого врага. Унизительное предложение публичного покаяния Данте отвергал и последние годы жизни провёл в Равенне, где и был похоронен в 1321 году. Имя Данте дважды вычёркивали из списков амнистированных, которым разрешалось вернуться во Флоренцию, так как видели в нём непримиримого врага. Унизительное предложение публичного покаяния Данте отвергал и последние годы жизни провёл в Равенне, где и был похоронен в 1321 году.


    «Божественная комедия» написана в годы изгнания. Сам поэт назвал её просто «Комедия». Эпитет божественная был дан творению Данте потомками не раньше XVI века не за религиозное содержание, а за поэтическое совершенство. Поэма делится на три большие части кантики, посвящённые изображению трёх частей загробного мира. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, а вначале добавляется песнь первая пролог ко всей поэме. Так складывается поэма из 100 песен. Символическим становится в поэме число 3 (связанное с христианской идеей о Троице) и кратные ему 9 и 33: в поэме три части, она написана терцинами, в аду 9 кругов.


    Жанр поэмы связан со средневековыми видениями и хождениями по мукам, то есть с рассказами о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Среди античных источников поэмы наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спустился в царство мёртвых (Тартар), чтобы повидаться со своим покойным отцом. Данте использует такую композиционную форму затем, чтобы осудить человеческие преступления, пороки, исправить человека, побудить человечество жить достойно, как следует. Исследователи поэмы Данте подчёркивают, что каждый её сюжетный ход может быть истолкован иносказательно в морально-религиозном, политическом, биографическом планах.




    Стихи 28–60. Какие главные человеческие пороки символизируют три зверя: рысь, лев и волчица? Рысь сладострастие; лев гордость; волчица алчность. Стихи 61–136. С каким чувством Данте обращается к Вергилию? Почему Данте готов последовать за ним в ад? Чтобы уйти от зла и гибели.


    «Ад». Устройство ада. Песнь 34 (стихи 28–69) Устройство ада. Песнь 34 (стихи 28–69) Каким Данте представлял устройство ада? Данте представлял ад как воронкообразную пропасть, находящуюся под сводом земли и состоящую из сужающихся кругов, заканчивающихся колодцем, где терзается Люцифер. Чем ниже круг, тем ужаснее преступления и муки грешников.


    Круг 1. Лимб язычников Круг 2. Сладострастники Круг 2. Сладострастники Круг 3. Обжоры и чревоугодники Круг 3. Обжоры и чревоугодники Круг 4. Скупцы и расточители Круг 4. Скупцы и расточители Круг 5. Гневные и завистливые Круг 5. Гневные и завистливые Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров) Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров) Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители. Ростовщики Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители. Ростовщики Круг 8 (Злые Рвы) Круг 8 (Злые Рвы)


    Ров 1. Сводники и обольстители Ров 2. Льстецы Ров 2. Льстецы Ров 3. Симонисты-свято купцы Ров 3. Симонисты-свято купцы Ров 4. Прорицатели Ров 4. Прорицатели Ров 5. Взяточники Ров 5. Взяточники Ров 6. Лицемеры Ров 6. Лицемеры Ров 7. Воры Ров 7. Воры Ров 8. Злосоветчики. Ров 8. Злосоветчики. Ров 9. Зачинщики раздоров. Сектанты Ров 9. Зачинщики раздоров. Сектанты Ров 10. Поддельщики. Колодец гигантов Ров 10. Поддельщики. Колодец гигантов


    Круг 9. Предатели Люцифер Люцифер Какие человеческие пороки Данте считал самыми тяжкими? Какие человеческие пороки Данте считал самыми тяжкими? Каков облик Люцифера (стихи 28–69), находящегося на самом дне ада? Каков облик Люцифера (стихи 28–69), находящегося на самом дне ада?




    Пройдя ад, Данте с Вергилием попадают в чистилище, которое помещается на противоположном земному полушарии, покрытом Великим океаном. Оно представляет собой остров, на котором находится очень высокая гора. Она разделена на семь уступов (кругов), в каждом из которых происходит очищение от одного из смертных грехов: гордости, зависти, гнева, уныния, корыстолюбия, чревоугодия и блуда. В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут ещё очиститься от совершённых ими грехов. Внутренний процесс этого очищения символизируют семь букв P (начальная буква латинского слова peccatum грех), нанесённых мечом ангела на лоб поэта и обозначающих семь смертных грехов.


    По мере прохождения кругов чистилища эти буквы по одной стираются. Сначала Данте с Вергилием попадают в предчистилище, где находятся новоприбывшие души умерших, отлучённые от церкви, нерадивые, и попадают в долину земных властителей. Затем через врата Данте и Вергилий попадают в чистилище и посещают его круги: круг 1 гордецы, круг 2 завистники, круг 3 гневные, круг 4 унылые, круг 5 корыстолюбцы (скупцы и расточители), круг 6 чревоугодники, круг 7 сладострастники. Можно заметить, что ад и чистилище частично находятся как бы в зеркальном отражении: круги пропасти уступы горы. Затем путешественники восходят к Земному Раю, находящемуся на самой вершине горы. Здесь Данте встречается с Беатриче, которая будет сопровождать его по Раю, куда нельзя войти Вергилию ведь он язычник


    Почему в песни 30 Беатриче встречает Данте сурово? Почему в песни 30 Беатриче встречает Данте сурово? О чём Беатриче рассказывает ему? Как она пыталась вернуть его с ложного следа? О чём Беатриче рассказывает ему? Как она пыталась вернуть его с ложного следа?


    «Рай». Устройство рая. Песнь 33 (стихи 115–145). Каким Данте представлял устройство рая? Каким Данте представлял устройство рая? Примиряясь с Данте и вознесясь с ним сквозь сферу огня, Беатриче ведёт его через девять небесных сфер в эмпирей розу света высших небес местопребывание Божества. Они проходят первое небо Луну (нарушители обета); второе Меркурий (честолюбцы); третье Венеру (любвеобильные); четвёртое Солнце (мудрецы); пятое Марс (воители за веру); шестое Юпитер (справедливые); седьмое Сатурн (созерцатели). Данте и Беатриче возносятся в восьмое, звёздное небо, где царят торжествующие, а затем попадают в девятое, кристальное небо, где пребывают ангелы. Только после этого они попадают в эмпирей. Беатриче символизирует собой религиозную мудрость богословие, так как для созерцания рая, даруемого праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна. Данте, увлекаемый силой любви, летит за ней.


    Каким изображён в поэме эмпирей? Каким изображён в поэме эмпирей? Данте представляет эмпирей в виде трёх равноёмких кругов, трёх радуг, символизирующих мысль о троичности Божества. В финале поэмы он видит себя и Беатриче в раю. Любовь Данте на пути по раю очищается от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной её целью является лицезрение Бога, который Сам есть любовь, что движет солнце и светила. Вместе с тем, отделяясь от толпы и осознавая себя личностью, на которую может быть обращён блеск с высот, Данте явился предтечей гуманистов Возрождения.


    В письме к Кан Гранде делла Скала, правителю города Вероны, Данте сообщает о тех задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии». Он пишет, что любое литературное произведение имеет несколько смыслов: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения). В «Божественной комедии» её буквальный смысл изображение судеб людей после смерти; аллегорический идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные поступки; моральный смысл удержать человека от зла и направить его к добру (сходной задачей был увлечён и Гоголь); анагогический воспеть силу любви к Беатриче, прояснившей его сознание и вдохновившей на создание поэмы.