Сценарий в доу русские посиделки. Русские посиделки в детском саду. Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия

«Капустные посиделки».

Цель : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи. 1. Развивать интерес к русскому народному творчеству, фольклору.

2. Развивать у детей любовь к русским традициям;

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, расставлены столы с поделками из капусты, небольшие столики, на которых лежат доски с кусочками капусты, другие овощи.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей праздник – не праздник. Ох, и много праздников раньше было на Руси. Самые веселые и щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. Один из осенних праздников Воздвиженье – 27 сентября. С Воздвиженья начало капустникам, вечерам, которые длились две недели. Хозяйки приглашали подруг на вечерки – помочь нарубить на зиму капусты.

(Входят две хозяйки)

ХОЗЯЙКА 1:(обращаясь к зрителям). - Здравствуй, народ честной!

Айда к нам домой

Будем петь и шутить

Да капустку рубить.

ХОЗЯЙКА 2: -Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ.

За дверью раздается пение. Дети в рус. нар. костюмах с песней_"Чей то двор" входят в зал.

ХОЗЯЙКА 1: (приглашает всех) Здравствуйте, гости дорогие! Просим в избу! Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.

ХОЗЯЙКА 2: Красному гостю – красное место (предлагает сесть на лавки) . Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее.

ХОЗЯЙКА1: В старые времена на Руси был обычай заготавливать по осени капусту. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Молодежь собиралась вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту в корытах и квасили ее в бочках. Так они помогали друг-другу. Помощь такая была очень нужна, капусты-то заготавливали много-много, на всю зиму.

ХОЗЯЙКА 2: Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым, и малым, а также тем, у кого слабое здоровье.

Хозяйка 1: Видов капусты очень много, и все они объединяются под одним видом - «капуста огородная». Как вы думаете почему? (Потому что она растёт на огороде.)

ХОЗЯЙКА2: Ой, какие молодцы! А какие сорта капусты вы знаете? (Кочанная (белокочанная и краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби).

ХОЗЯЙКА1: Молодцы, красны девицы и добры молодцы. Но ведь чтобы что-то при готовить из капусты, её надо было порубить.

ХОЗЯЙКА 2: Эй, подружки, выходите да капусту порубите.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Выходят красные девицы к столу, имитируют рубку капусты.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту мнём, мнём

Да в кадушечку кладём.

ХОЗЯЙКА 2: Кончил дело - гуляй смело. А кто знает пословицы про капусту?

ДЕТИ: «Для чего огород городить, коли капусту не садить?»

«Ни один рот без капусты не живёт»

«Сентябрь пахнет яблоками, октябрь-капустой»

«Без капусты щи не густы!»

«Капуста не пуста, сама лезет в уста»

ХОЗЯЙКА 1: Хлеб да капуста лихого не допустят.

ХОЗЯЙКА2: Ай да молодцы! Как солёны огурцы!

ХОЗЯЙКА 1: Вот и кончилась работа.

Веселиться вам охота?

Тогда быстренько вставайте,

Песню громко запевайте.

Песня р. н. п. «Я капустицу полола»

Что за славный денёк! Собирайся, народ, в хоровод!

Хоровод заведём,

дружно все запоём.

Хоровод р. н. п. "На горе то калина"

ХОЗЯЙКА: Вижу я, что вы мастера петь да хороводы водить. А загадки отгадывать умеете? Вот послушайте:

Загадывает загадки, за правильную отгадку вручается приз – соответствующий овощ.

1. Растет она на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

и крупной соли пол мешка.

(капуста)

2. Не шит, не кроен,

а весь в рубцах.

Без счету одежек –

И все без застежек.

(кочан капусты)

3. Лоскуток на лоскуток –

Зеленые заплатки,

Целый день–деньской она

Нежится на грядке.

(капуста)

РОДИТЕЛИ: Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

4. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

5. Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

6. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.

ХОЗЯЙКА: А какой же капустник без шуток и прибауток! Молодцы хотят повеселить вас, да позабавить.

Мальчики инсценируют русскую народную песню «Где был Иванушка?"

ХОЗЯЙКА: Вот так весельчаки-балагуры, всех насмешили, позабавили.

ДЕВОЧКА: Эй девчонки – хохотушки,

Не пора-ли спеть частушки

МАЛЬЧИК: А мальчишки тоже встанут

от девчонок не отстанут!

Дети поют ЧАСТУШКИ

1. Выходи скорей, подружка

Мы на публике блеснем,

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

2. Хороша моя капуста,

Ну, а я-то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха

3. В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козел

Съел капусту

И ушел.

4. За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час.

Только гусеницы все же

Победить сумели нас.

5. Я капустицу полола,

Все боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты –

Любо-дорого смотреть!

6. Я соседского мальчишку

К себе быстро присушу.

Каждый день по кочерыжке

На свидание ношу.

7. Положу-ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

8. Я мальчишка складненький

Тонкая фигурочка,

Неужели не полюбит

никакая Шурочка?

9. Всю неделю не пилось,

Не пилось не елось,

В этом зале спеть частушку,

Очень уж хотелось. (родитель)

10. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась. (родитель)

11. Капуста моя,

все четыре кочана.

Никогда я не плясала,

Только нынче начала! (родитель)

ХОЗЯЙКА: Эй, веселый народ,

Не стой у ворот!

Выходи веселей,

Попляши для гостей!

Исполняется ТАНЕЦ

ХОЗЯЙКА: а теперь пора и в игры поиграть, свою ловкость показать, ведь игра - дело серьёзное! А что, ребята, много игр знаете? А какую нам покажете?

РЕБЕНОК: а давайте в «Капусту» поиграем!

ИГРА «КАПУСТА"

Дети водят хоровод и поют; в центре круга – хозяин, он охраняет капусту (мячи). За кругом зайцы. По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту. Хозяин может их ловить только на территории круга.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу, огород свой горожу

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

заинька усатый, медведь толстопятый!

Неожиданно из-за печки раздаётся грохот - это дед свалился с печи. Он встаёт, берёт прут и замахивается на детей.

ДЕД: Вы чего тут расшумелись? Только я пригрелся, уснул, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать, Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!

Дети начинают дразнить деда, прыгая вокруг него и приговаривая:

Дед хотел уху сварить

И пошёл ершей кормить,

А за дедом - кот Лаврентий,

За котом - петух Терентий.

Тащат удочки вдоль улочки,

Деду бедному невмочь,

Надо старому помочь.

Проводится игра «Догонялки"

ДЕД: Что-то я с вами разыгрался. Пойду-ка в огород на свою капустку посмотреть.

ХОЗЯЙКА сейчас посоревнуемся.

Проводятся игры-соревнования.

1. Кто точнее определит вес кочана. Тому, кто угадает, в качестве приза дарят этот кочан капусты.

2. Кто скорее нашинкует капусту. (Две мамы или бабушки)

3. Кто быстрее продаст капусту .(двое детей расхваливают только-что нашинкованную капусту, предлагают ее купить детям и гостям)

4. ХОЗЯЮШКА: Урожай у нас хороший,

Будет сыта вся семья!

Отгадать сумей на ощупь

Что в корзинке у меня?

Игра для родителей «Угадай, что в корзинке?"

ХОЗЯЙКА: Спасибо вам, красавицы и добры молодцы! Расскажу вам ещё об одной потехе. На Руси добры молодцы очень любили силой меряться. Садились парни друг против друга, ногами упирались друг в друга, руками палку держали, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону - тот и сильнее. Давайте же и мы померяемся силой.

Проводится игра с мальчиками «Перетягивание палки»

Входит дед: Эй, хозяйка, не зевай, Принимай-ка урожай!

А что это вы тут силу понапрасну тратите? Палку перетягиваете? Вот сейчас посмотрим, кто из вас сильней, кто быстрее перенесёт капусту с огорода в дом.

Проводится игра «Перенеси капусту»

ХОЗЯЙКА 1: Ну спасибо тебе, дед, за капусту. Будут у нас и щи густы, будет что и на зиму засолить, будет чем детишек накормить. Садись, дед, отдохни.

ХОЗЯЙКА 2: А сейчас, давайте нашим хороводом большой кочан капусты закрутим!

Мы по кругу пойдем, да капусту завьем!

Такую, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!

Под р. н. п. «ВЕЙСЯ КАПУСТКА" дети идут по кругу завивая «капусту»

Появляется Козел (взрослый)

КОЗЕЛ: Вот так капуста!

Вот так кочан!

Стоит наливается, меня дожидается.

Сейчас я тебя съем!

Дети разбегаются, козел их догоняет.

ХОЗЯЙКА предлагает построить плетень, чтобы не пустить козла в огород. Для того чтобы плетень был прочнее, зовут на подмогу родителей.

Игра «ПЛЕТЕНЬ"

По окончании все танцуют под Р. Н. Мелодию

КОЗЕЛ: Эх вы, от меня капусту спасаете, а её уже давно едят.

ХОЗЯЙКА: Кто?

КОЗЕЛ: Гусеница!

ХОЗЯЙКА: Ой, и правда, гусеница - первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.

КОЗЕЛ: Да где уж вам без меня! Так и быть, помогу. Дети встают друг за другом «паровозиком» И берут друг друга за пояс, первым встаёт Козёл.

Проводится игра «Гусеница» козёл должен поймать хвост гусеницы, который всё время уворачивается. В конце игры Козёл ловит хвост.

ХОЗЯЙКА: Вот и хорошо, гусеницу мы поймали, теперь она не будет нам вредить. А тебе, Козёл, большое спасибо за помощь и наша песня:

Р. н. п. «КАК У БАБУШКИ КОЗЕЛ»

Хозяюшки и дед выносят на подносе пироги с капустой.

ХОЗЯЙКА1: Пока вы пели да плясали, у меня и пироги капустные поспели. Приглашаю всех на чай с пирогами.

ХОЗЯЙКА2: Как в народе говорится, не красна изба углами, а красна пирогами. А у нас угощение все вкусное, пироги, да салаты капустные.

Все проходят в группу на чаепитие


анна тютрина
«Сибирские посиделки» - сценарий фольклорного развлечения в старшей группе

Цель : Создавать условия для развития речи посредством использования малых фольклорных форм .

Задачи : активизация словаря с использованием малых фольклорных форм : потешек, скороговорок;

Развитие звуковой культуры речи, фонематического восприятия и слухового внимания.

Воспитывать интерес к истории родного края.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, серии картин, просмотр видеоматериалов, изготовление атрибутов, элементов декора, разучивание фольклорных произведений .

В группу входит Сказительница :

С.: Добрый день, люди добрые, добрый день, или уже вечер, ну, а коли вечер, тут уж думать нечего - собирайтесь, снаряжайтесь, да к нашему двору направляйтесь, добры молодцы да красны девицы приглашаются на посиделки , на поглядки, на гляделки.

Приглашает в украшенный и стилизованный под избу зал.

С.: Приходите, посидите , о делах поговорите, коль темно- зажжем лучину,

да натопим жарко печь, мы разгоним вмиг кручину, можем и пирог испечь.

Под мелодию «Ах, вы сени, мои сени…» девочки выходят в центр и выносят блюдо с пирогами.

Девочки : Не красна изба углами, а красна пирогами.

1 девочка : Мы пришли не с пустыми руками- с вкусными пирогами.

2 девочка : Пироги вкусные, с грибами да капустою.

1 мальчик : А вот, говорят, в Рязани пироги едят с глазами!

Девочки хором : Как так?

2 мальчик : А вот так : их едят - они глядят!

С.: Проходите, песни- пляски заводите. Вот как раз начинаем перепляс.

Свободные музыкально- ритмические движения под попурри из русских народных мелодий.

С.: Ну, а теперь пирогов отведаем, посидим , побеседуем, с пирогом да кваском и шутки пойдут рядком.

Мальчик : Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку,

Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели размышлял медведь полдня :

«Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!»

Девочка : Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне…

Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

С.: А вот я вам пословицы назову, а вы уж не взыщите, мне объяснить их значение поспешите :

1) Долг день до вечера, коли делать нечего.

2) Кушать хочется, да лень ворочаться.

3) Семь раз отмерь - один раз отрежь.

С.: Вот какие мудрецы, сразу видно : молодцы, а сейчас мы в круг ловких да смелых приглашаем, в веселую игру поиграем.

Народная игра «Гори, гори, ясно!» .

С.: Ловкость да удаль показали, в задорную игру поиграли, а сейчас- ушки ставим на макушке, начинаем петь частушки :

Девочки : Мы живем в краю прекрасном,

А Сибирь бывает разной ,

Летом - зной, зимой- мороз,

Ты держи по ветру нос!

Мальчики : Не хочу сидеть я дома,

У меня лыжня готова,

Вот и финиш впереди,

Ты попробуй, догони!

Девочки : Мама мне кричит весь день,

«Дочка варежки надень!» ,

Мама, я ведь не мерзлячка, я девчонка, сибирячка !

Мальчики : Не маните чупа- чупсом,

он не нужен мне совсем,

Не хочу больным быть пупсом,

Лучше я морковку съем!

Хором : Не только серебром и златом края сибирские богаты , народ веселый, дружный здесь живет, ребята!

Мальчик : Спасибо, люди добрые за привет да ласку, за доброту и сказку!

Девочка : Пирогов поели, песни попели, пора и честь знать, до свидания!

Публикации по теме:

Сценарий фольклорного развлечения «Казачьи посиделки» Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Способствовать становлению.

Конспект развлечения в старшей группе «Русские посиделки» Цель: .Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. .Закрепить знания русском устном и музыкальном фольклоре. .Обогатить словарь.

Ождественские посиделки 2016 Цель: Познакомить детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями.

Под музыку "Русские матрешки" входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.

Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группы Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группыМузыкальный руководитель МБДОУ №16 Фокина Татьяна Вениаминовна,.

Сценарий фольклорного праздника в старшей группе Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на.

Сценарий фольклорного развлечения "Святки встречаем-колядки распеваем!" Цель: Знакомство детей и родителей с традициями и обычаями русского.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области

Цвиркунова М.А.

ПОСИДЕЛКИ .

Сценарий мероприятия в детском саду.

Возраст участников 6-7 лет.

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе изучения русской культуры.

Задачи: Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству. Формирование универсальных интегративных качеств.

Ход развлечения:

Звучит музыка «Барыня».

Входит 1 хозяйка, за ней дети свободно, как бы гуляя, двигаются по залу, садятся у боковых стен, замыкает 2 хозяйка.

Все дети в русских костюмах.

1 хозяйка: - Пусти нас, хозяюшка, к себе в избу, попеть - поплясать, вечерок скоротать!

2 хозяйка: - А что дадите за это?

1 хозяйка: - А что тебе надо?

2 хозяйка: - Ой, мне много кой-чего надо:

Сахару мешок, маслица горшок, сырку, колбаски, баранок связку, ведро керосину, да ещё полтину.

1 хозяйка: - Ой, где же мы тебе столько возьмём? Вот возьми всё, что накалядовали.

2 хозяйка: (смотрит в мешок и говорит): - Ой, что- то маловато?

1 хозяйка: - На тебе ещё рубль на твой жадный зуб.

2 хозяйка убирает рубль, забирает мешок и приглашает:

Заходите, заходите, дорогие; повеселитесь и гостей повеселите! Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

1 хозяйка: - Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус – кому сказку, кому правду, кому песенку.

1 хозяйка (выводит мальчика и девочку)

Вдоль по улице в конец шел удалый молодец - то был Ваня удалец, удалец, молодец!

Девица в венце, румянец на лице, собой хороша, стоит не дыша!

Мальчик: - Красны девицы, да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Хоровод. «А я по лугу»

2 хозяйка: - Издавна русский народ славился трудолюбием. Назовите пословицы и поговорки о труде?

Дело мастера боится;

Без дела жить, только небо коптить;

Маленькое дело – лучше большого безделья;

Сделал дело – гуляй смело;

Землю красит солнце, а человека труд;

Была бы охота – будет ладится и работа.

(под музыку: «Пойду ли я, выйду ль я» выходят две девочки с коромыслами).

В это время читает потешку хозяйка:

1 хозяйка: - Посылаю молодицу под горушку за водицей, а водица далека, а ведёрко велико. Наша Катя подрастёт, Катя силы наберёт, станет по воду ходить, вёдра красные носить!

Танец: «Пошла млада за водой» (девочки ставят вёдра)

Девочки: - Делу время – потехе час!

2 хозяйка: - Русский народ умел хорошо трудиться и дружно веселиться!

Игра «Камешки»

1 хозяйка: - А вот Иванушка идёт хоровод с собой ведёт!

Хоровод «Где был Иванушка»

Ведущий: - Нынче мы расскажем в лицах небылицы.

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щёлкают орешки, да творят насмешки!

Небылицы:

Федул, что губы надул? – Кафтан прожег! Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дырка? – Один ворот остался.

Сынок, - сходи за водицей на речку. – Брюхо болит. Сынок, - иди кашу есть. Что ж раз мать велит, надо идти.

Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал. Так веди сюда. Да он не идёт. Так иди сам. Да он меня не пускает.

Леший: - Понравились вам потешки? А сидеть не устали?

Русский танец .

Баба Яга – Так хочу я танцевать, да не знаю как начать. Разреши Лешайчик мой пригласить на танец свой - раз туда, два сюда, а потом вокруг себя.

Танец Бабы Яги и Лешего .

Девочки: Мы споём сейчас частушки, а к частушкам - топотушки!

Частушки:

(Две девочки заняты делом – одна вяжет, другая вышивает):

1 девочка: - Лодырь да бездельник – им праздник в понедельник!

2 девочка: - Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки!

1 девочка: - Гости дорогие не хотите конфеток покушать да сказку послушать?

2 девочка: - Жили были дед и баба - была у них курочка ряба, снесла курочка яичко не простое – золотое!

Баба: - Эй, старик проснись скорей!

Дед: - Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?

Баба: - Да, смотри, что я нашла - наша курочка Пеструшка под кустом яйцо снесла!

Дед: - Ну снесла - какое дело! Что ты, баба, обалдела?

Баба: - Да яйцо то не простое, а гляди-ка – золотое!

Дед: - Золотое, в самом деле - мы с тобой разбогатели!

Баба: - Погляди - горит как жар!

Дед: - Не случился бы пожар.

Баба: - Ой, горит, слепит глаза!

Дед: - Чудеса!

Баба: - Чудеса!

Дед: - Ты в сундук запри его (раздается стук в дверь)

Баба: - Нету дома никого! Ишь соседей как назло, ненароком принесло!

Дед: - Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов!

Баба (возвращается):

В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там, им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей. На тулуп себе добуду, я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Тюль в цветочек голубую, до краёв набью сундук.

Дед: - Что ты мелешь небылицы, ишь, сыскалась молодица наряжаться в разный хлам!

Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам!

Баба: - Наказанье с глупым мужем, что ты старый не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти за беседки засмеют тебя соседки!

Дед: - Пусть смеются мне не жалко.

Баба: - Да уймись ты не кричи. Вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет.

Дед: - Я хозяин или нет?

Баба: - Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось и скорлупок не осталось, всё куда- то подевалось!

Дед: - Ну, чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить как прежде жили, и работать как всегда!

Баба: - И шубёнку справить можно и подправить можно дом.

Дед: - Только то видать надёжно, что даётся нам трудом. Открывай скорее дверь, что нам прятаться теперь? Эй, соседка!

Баба: - Забывать друзей не след. Заходите на часок - у меня хорош квасок и варенья и соленья!

Заходите без стесненья! Счастья вам хозяюшки! Большого здоровья! С новым вас урожаем и вкусными блинами!

Песня «Блины».

Угощают всех блинами и приговаривают: - Блин брюхо не портит!

Воспитатели:

Игнатова Татьяна Александровна;

Клишкина Надежда Борисовна;

МА ДОУ детский сад №186 города Тюмени

Программные задачи:

Познавательное развитие: Знакомить детей с бытом и традициями русского народа; знакомить с предметами обихода (печью, самоваром).

Речевое развитие: Закреплять знание детьми пословиц о труде, частушек о быте, о доме.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с дымковской игрушкой; учить украшать дымковскими узорами игрушки, вылепленные из глины; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту изделий народного промысла – дымковской игрушки.

Физическое развитие: Знакомить с народными играми.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Оборудование: макет русской печки, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер русской избы; образцы дымковских игрушек, проектор, две корзины, шишки, презентация «Обычаи и традиции русского народа», презентация «Дымковские игрушки».

Раздаточный материал: Дымковские игрушки, вылепленные из глины, окрашенные белой гуашью (заготовки); кисточки, гуашь разных цветов, салфетки, подставки, баночки с водой.

Место проведения мероприятия: групповая комната и музыкальный зал

Ход мероприятия:

Группа оформлена в народном стиле, в виде горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа. Под русскую народную мелодию входят родители, хозяйки их встречают.

Хозяйка 1: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяйка 2: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Хозяйка 1: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяйка 2:

На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Хозяйка 1:

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку)

Хозяйка 2: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяйка 1: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Вот такой трудолюбивый русский народ! (показ слайда «Русская изба»)

Хозяйка 2: Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде? Сейчас мы все вместе их вспомним. Я начну, а вы закончите.

Пословицы и поговорки о труде.

  • Поскорей подрастай, да к работе… (поспевай).
  • Без труда не вынешь и рыбку… (из пруда).
  • Кто любит трудиться, тому без дела… (не сидится).
  • Долог день до вечера, коли делать … (нечего).
  • Что посеешь, то и … (пожнешь).
  • Была бы охота, будет и … (работа).
  • Мала пчела, да и та… (работает).
  • Терпенье и труд,… (все перетрут).
  • Труд человека кормит,… (а лень портит).
  • Землю красит солнце, а… (человека труд).
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош,… (кто на дело гож).
  • Умелые руки… (не знают скуки).
  • Не всякий хлеб сеет, да всяк… (его ест).
  • Кончил дело,… (гуляй смело).
  • Любишь с горочки кататься,… (люби и саночки возить).
  • Дело мастера… (боится).

Хозяйка 1: А что за веселье без задорных частушек! Где частушка поётся, там весело живётся! А вы ребята, знаете частушки?

Эй, девчонки – хохотушки,

Не пора ли спеть частушки?

Хозяйка 2:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут!

Дети исполняют частушки

Мальчики:

Дуйте ветры, дуйте,

Буйные кружитесь,

По деревне мы идём

Все остановитесь.

А вы кто такие, чьи?

Откуда появились?

У нас нет таких девчонок,

Чтобы в вас влюбились.

Мальчики: Ну!

Девочки: Да! Вот такие вот дела!

Мальчики:

Заиграй-ка, балалайка,

Начинай гулянье.

Пропоём мы вам частушки

Для всего собранья!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Мальчики: Ну!

Мальчики:

Запрягайте кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ!

Я сижу на бочке,

Румяные щёчки.

Говорят, что навелась,

А я такая родилась!

Мальчики: Ну!

Девочки: Да? Вот такие вот дела!

Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно стукать,

Только буду припевать.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половице лопнут.

Плясать пойду,

Отходите дале!

Неужели вы меня

Раньше не видали.

Ох, кончаю петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра

Коли делать нечего.

Хозяйка 2: В избе самое главное – печка (показ слайда «Русская печь в избе»). В ней и каша кипит, и хлебы пекутся-подрумяниваются, и тепло от неё, и поспать-подремать на ней можно, поэтому и песни о печи поются и хороводы пляшутся. Давайте и мы встанем в широкий хоровод.

Народная хороводная игра «Кто у нас хороший?» (музыкальное сопровождение).

Хозяйка 1: Повеселились от души, пора и стол накрывать. А кто знает, что самое главное на столе должно стоять? Самовар!

А вы знаете ребята, что раньше самовар разжигали сначала еловыми или сосновыми шишками, а потом уже дрова подкидывали. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем самовар разжечь, но сначала нам нужно насобирать шишек.

Игра «Кто быстрее насобирает шишек».

Хозяйка 2: Пока самовар закипает, мы с вами за работу возьмемся. В старину на Руси и забавы разные были и игрушки необычные.

Презентация «Дымковские игрушки».

На берегу реки Вятки стоит село Дымковская слобода. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие нарядные игрушки. Да игрушки не простые – они сделаны из глины. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая, мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь. От огня и жара фигурка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остынет игрушка после печи – мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

А игрушки выходят просто загляденье! (рассматривают игрушки на столе)

  • Олень – золотые рожки! На груди полосы и дорожки.
  • Дымковский индюк хорош – лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой, вот какой весь расписной!

  • Конь домчит до карусели! На коня вскочил Емеля.

Улыбнулся, засвистал, засвистал и поскакал!

  • По двору петух шагает. Курочек он охраняет.
  • Дымковская барышня ходит не спеша.

Ею все любуются: «Ах, как хороша!»

Вот какие яркие, весёлые игрушки делают дымковские мастера! И мы сегодня с вами тоже будем мастерами – будем расписывать дымковскими узорами вот эти замечательные игрушки (рассматривают заготовки).

Какие элементы росписи использовали мастера? (круги, полоски, точки). Вы знаете, что в этих элементах есть секрет? Круг – означает солнце; волнистые линии – воду, а ромбик (пересечение прямых линий) – землю.

А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушек? (малиновый, красный, жёлтый, зелёный и т.д.)

Выберите каждый себе игрушку и проходите в нашу мастерскую!

Роспись заготовок дымковских игрушек (продуктивная деятельность).

Хозяйка 1: А сейчас мы с вами отправимся на весёлую ярмарку! Удивим всех нашими игрушками и повеселимся!

Отправляемся на ярмарку. Демонстрируем свои расписанные игрушки, нахваливаем их.

(фотография 5,6)

1. Наши руки крендельком

Щеки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

3. Петушок, петушок,

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

4. Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Хозяйка 2:

Ох, и расплясались! Ох, и разгулялись!

Молодо – зелено, погулять велено.

Хозяйка 1:

Молодёжь с вечера не укладёшь,

А с утра не поднимешь.

Хозяйка 2:

В небе, будто от побелки,

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки,

Где пришлось нам отдохнуть.

Хозяйка 1:

Прощаясь с вами, мы желаем

В мире жить, всем дружить,

Родным краем дорожить,

А на праздниках весёлых

Петь, плясать и не тужить!

Хозяйка 2:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями

Все: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Список литературы:

1.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.- 176с.

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 207с.

3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой – Москва: Мозаика-Синтез, 2014.- 359с.

4.Фотографии из архива воспитателей: Клишкиной Н.Б.Игнатовой Т.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области

Цвиркунова М. А.

ПОСИДЕЛКИ .

Сценарий мероприятия в детском саду.

Возраст участников 6-7 лет.

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе изучения русской культуры.

Задачи: Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству. Формирование универсальных интегративных качеств.

Ход развлечения:

Звучит музыка «Барыня».

Входит 1 хозяйка, за ней дети свободно, как бы гуляя, двигаются по залу, садятся у боковых стен, замыкает 2 хозяйка.

Все дети в русских костюмах.

1 хозяйка: - Пусти нас, хозяюшка, к себе в избу, попеть - поплясать, вечерок скоротать!

2 хозяйка: - А что дадите за это?

1 хозяйка: - А что тебе надо?

2 хозяйка: - Ой, мне много кой-чего надо:

Сахару мешок, маслица горшок, сырку, колбаски, баранок связку, ведро керосину, да ещё полтину.

1 хозяйка: - Ой, где же мы тебе столько возьмём? Вот возьми всё, что накалядовали.

2 хозяйка: (смотрит в мешок и говорит): - Ой, что - то маловато?

1 хозяйка: - На тебе ещё рубль на твой жадный зуб.

2 хозяйка убирает рубль, забирает мешок и приглашает:

Заходите, заходите, дорогие; повеселитесь и гостей повеселите! Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

1 хозяйка: - Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус – кому сказку, кому правду, кому песенку.

1 хозяйка (выводит мальчика и девочку)

Вдоль по улице в конец шел удалый молодец - то был Ваня удалец, удалец, молодец!

Девица в венце, румянец на лице, собой хороша, стоит не дыша!

Мальчик: - Красны девицы, да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Хоровод. «А я по лугу»

2 хозяйка: - Издавна русский народ славился трудолюбием. Назовите пословицы и поговорки о труде?

Дело мастера боится;

Без дела жить, только небо коптить;

Маленькое дело – лучше большого безделья;

Сделал дело – гуляй смело;

Землю красит солнце, а человека труд;

Была бы охота – будет ладится и работа.

(под музыку: «Пойду ли я, выйду ль я» выходят две девочки с коромыслами).

В это время читает потешку хозяйка:

1 хозяйка: - Посылаю молодицу под горушку за водицей, а водица далека, а ведёрко велико. Наша Катя подрастёт, Катя силы наберёт, станет по воду ходить, вёдра красные носить!

Танец: «Пошла млада за водой» (девочки ставят вёдра)

Девочки: - Делу время – потехе час!

2 хозяйка: - Русский народ умел хорошо трудиться и дружно веселиться!

Игра «Камешки»

1 хозяйка: - А вот Иванушка идёт хоровод с собой ведёт!

Хоровод «Где был Иванушка»

Ведущий: - Нынче мы расскажем в лицах небылицы.

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щёлкают орешки, да творят насмешки!

Небылицы:

Федул, что губы надул? – Кафтан прожег! Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дырка? – Один ворот остался.

Сынок, - сходи за водицей на речку. – Брюхо болит. Сынок, - иди кашу есть. Что ж раз мать велит, надо идти.

Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал. Так веди сюда. Да он не идёт. Так иди сам. Да он меня не пускает.

Леший: - Понравились вам потешки? А сидеть не устали?

Русский танец .

Баба Яга – Так хочу я танцевать, да не знаю как начать. Разреши Лешайчик мой пригласить на танец свой - раз туда, два сюда, а потом вокруг себя.

Танец Бабы Яги и Лешего .

Девочки: Мы споём сейчас частушки, а к частушкам - топотушки!

Частушки:

(Две девочки заняты делом – одна вяжет, другая вышивает):

1 девочка: - Лодырь да бездельник – им праздник в понедельник!

2 девочка: - Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки!

1 девочка: - Гости дорогие не хотите конфеток покушать да сказку послушать?

2 девочка: - Жили были дед и баба - была у них курочка ряба, снесла курочка яичко не простое – золотое!

Баба: - Эй, старик проснись скорей!

Дед: - Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?

Баба: - Да, смотри, что я нашла - наша курочка Пеструшка под кустом яйцо снесла!

Дед: - Ну снесла - какое дело! Что ты, баба, обалдела?

Баба: - Да яйцо то не простое, а гляди-ка – золотое!

Дед: - Золотое, в самом деле - мы с тобой разбогатели!

Баба: - Погляди - горит как жар!

Дед: - Не случился бы пожар.

Баба: - Ой, горит, слепит глаза!

Дед: - Чудеса!

Баба: - Чудеса!

Дед: - Ты в сундук запри его (раздается стук в дверь)

Баба: - Нету дома никого! Ишь соседей как назло, ненароком принесло!

Дед: - Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов!

Баба (возвращается):

В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там, им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей. На тулуп себе добуду, я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Тюль в цветочек голубую, до краёв набью сундук.

Дед: - Что ты мелешь небылицы, ишь, сыскалась молодица наряжаться в разный хлам!

Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам!

Баба: - Наказанье с глупым мужем, что ты старый не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти за беседки засмеют тебя соседки!

Дед: - Пусть смеются мне не жалко.

Баба: - Да уймись ты не кричи. Вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет.

Дед: - Я хозяин или нет?

Баба: - Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось и скорлупок не осталось, всё куда - то подевалось!

Дед: - Ну, чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить как прежде жили, и работать как всегда!

Баба: - И шубёнку справить можно и подправить можно дом.

Дед: - Только то видать надёжно, что даётся нам трудом. Открывай скорее дверь, что нам прятаться теперь? Эй, соседка!

Баба: - Забывать друзей не след. Заходите на часок - у меня хорош квасок и варенья и соленья!

Заходите без стесненья! Счастья вам хозяюшки! Большого здоровья! С новым вас урожаем и вкусными блинами!

Песня «Блины».

Угощают всех блинами и приговаривают: - Блин брюхо не портит!