Самый современный авианосец. Авианосец «Джордж Буш» - самый мощный боевой корабль в мире. Технические характеристики корабля

Видный американский военный теоретик контр-адмирал Альфред Мэхэн однажды заявил, что военно-морской флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим утверждением трудно спорить. Несколько столетий наиболее могущественной морской державой в мире была Англия, границы Британской империи чертились форштевнями ее боевых кораблей. Однако в XX столетии Royal Navy постепенно утратил свою гегемонию, уступив место сильнейшей морской державы Соединенным Штатам Америки.

После окончания последней мировой войны США стали самым активным образом развивать военно-морские силы, и сегодня эта страна обладает самой многочисленной и боеспособной группировкой боевых кораблей. Основу американской военно-морской мощи составляют авианосные ударные группировки, боевым ядром каждой из них является атомный авианосец. Авианосцы США – это предмет национальной гордости американцев и символ военной мощи этого государства. Американские авианосцы принимали участие практически во всех конфликтах, которые вело это государство в прошлом и нынешнем веке.

Первый атомный авианосец США «Энтерпрайз» был спущен на воду 24 сентября 1960 года, этот гигант был выведен из состава флота только в 2012 году. Вообще, следует отметить, что американские флотоводцы очень серьезно отнеслись к возможностям, которые дает кораблям атомная силовая установка. За несколько десятилетий было построено множество боевых кораблей с ЯУ: фрегатов, подводных лодок, эсминцев и авианосцев. Однако большинство этих судов еще до начала нынешнего столетия были отправлены на слом. Руководство ВМС США пришло к выводу, что оснащать ядерными реакторами имеет смысл только подводные лодки и новые авианосцы. Можно добавить, что оснащение боевых кораблей ЯУ совершило настоящий переворот в военном деле, который можно сравнить с изобретением парохода, гребного винта и металлического корпуса.

Сколько же авианосцев находится на вооружении в настоящий момент? В каких частях Мирового океана они находятся, каковы характеристики и возможности этих плавучих аэродромов?

Эволюция американского авианосного флота

Идея использования авиации в военно-морском деле появилась почти сразу после создания первых самолетов. Уже в 1910 году американский пилот впервые совершил взлет с корабельной палубы. Морская авиация, как род ВМС, появилась уже во время Первой мировой войны. В то время боевые самолеты обычно взлетали с палубы корабля, а посадку совершали на воду, для этого они были оборудованы поплавками. В 1917 году англичане построили первые авианосец – специализированный корабль для базирования и взлета боевых кораблей.

В межвоенные годы именно США наиболее активно занималась созданием авианосцев и отработкой тактики использования авиации на море.

Историческая атака на Перл-Харбор была выполнена с помощью самолетов, базировавшихся на шести японских авианосцах. Также следует отметить, что во время нападения американские авианесущие корабли не пострадали, так как их в этот момент не было в гавани. Этот факт оказал значительное влияние на дальнейший ход войны на Тихом океане. Можно без преувеличения заявить, что морская авиация и авианосцы сыграли важнейшую роль в этом конфликте.

После окончания войны стало понятно, что авианосные корабли потеснили линкоры и стали основной ударной силой на море. Именно благодаря большому количеству построенных авианосцев, а также огромному опыту их применения США стали ведущей морской державой мира.

Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось появлением реактивных самолетов, вертолетов и бомбардировщиков-носителей ядерного оружия. Существующие авианосцы ВМС США уже не годились для взлета и посадки этих тяжелых и скоростных машин, поэтому в США начали разрабатывать проекты постройки «суперавианосцев» водоизмещением более 60 тыс. тонн. Однако после окончания войны финансирования флота было резко уменьшено, часть строящихся авианосцев были порезаны на металл, проект суперавианосца типа «Юнайтед Стейс» так и не был реализован.

Однако Корейская война очень быстро отрезвила горячие головы сторонников сокращения флота. Уже в конце этого конфликта ВМС получил дополнительные средства на развитие авианосного флота. Была начата амбициозная программа модернизации авианосцев типа «Мидуэй» и «Эссекс». Одновременно были построены четыре корабля нового проекта - «Форрестол».

В 1954 году появился первый в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой – американская субмарина «Наутилус». Идея оснастить ЯУ авианосец витала в воздухе, и в 1961 году она была реализована – в строй вступил атомный гигант «Энтерпрайз», он оставался в эксплуатации до 2012 года. Так как новый авианосец оказался очень не дешев, после его принятия в эксплуатацию были построены три неатомных авианосца типа «Китти Хок». Последний авианосный корабль с котлотурбинной установкой был принят в состав американского флота в 1972 году.

В послевоенный период все американские авианесущие корабли были разделены на несколько классов: десантные вертолетоносцы (LPH), легкие авианосцы (CVL), ударные авианосцы (CVA), противолодочные (CVS), атомные ударные (CVAN) и вспомогательные авиатранспорты (AVT), которые выполняли функции учебных кораблей в мирное время.

В начале 60-х годов корабли типа «Эссекс» постепенно начали выводить из эксплуатации, последний из них находился в строю до 1976 года. Авианосцы типа «Мидуэй» служили гораздо дольше, последний из этих кораблей был выведен из эксплуатации в середине 90-х годов. Несколько дольше находились на службе авианосцы типа «Форрестол», два последних корабля этой серии были списаны в 1998 году.

3 марта 1975 года в эксплуатацию был принят «Нимитц» (CVN-68), который стал первым представителем нового класса американских авианосцев. В настоящий момент все американские ударные атомные авианосцы, находящиеся в эксплуатации, относятся к типу «Нимитц». Последний из них – George H. W. Bush (CVN-77) – был введен в эксплуатацию в начале 2009 года. Общее количество этих кораблей составляет десять единиц.

В настоящее время на завершающем этапе находится строительство авианесущих кораблей нового типа – Gerald R. Ford (CVN-78), ожидается, что он будет принят на вооружение флота в апреле 2018 года и даст начало новой серии кораблей данного класса. Его уже называют «авианосцем» XXI столетия. И хотя, по своему внешнему виду он мало чем отличается от последних авианосцев серии «Нимитц», но его «начинка» будет куда более современной. Этот корабль уже стал одной из самых популярных тем для обсуждения среди военно-морских специалистов разных стран.

В последние десятилетия американский флот стремительно меняет свой облик. В настоящее время происходит кардинальное обновление авиационного парка ВМС. Уже снят с вооружение всеобщий любимец F-14 «Томкэт», его судьбу разделил противолодочный самолет S-3 Viking. Им на смену пришел F/A-18E/F Super Hornet, а в ближайшие годы американский флот ожидает получить новейший F-35C – суперсовременный ударный самолет пятого поколения. Также ожидается, что будет полностью заменен самолет РЭБ EA-6 Prowler, ему на смену должен прийти EA-18G. Значительная модернизация ожидает самолет управления Е-2 «Хокай», эксплуатация которого началась еще в середине 70-х годов.

Еще одним направлением развития военно-морской авиации станет более широкое использование беспилотных летательных аппаратов. Несколько лет назад БПЛА X-47B впервые совершил удачную посадку на палубу авианосца.

Современные американские авианосцы

Сегодня в состав ВМС США входит десять атомных авианосцев класса «Нимитц», в апреле 2018 года ожидается принятие на вооружение одиннадцатого корабля этого класса – авианосца «Джеральд Р. Форд », который является головным кораблем новой серии. Планируется, что в будущем авианосцы этого типа частично заменят «Нимитцы».

Nimitz (CVN-68). Этот корабль стал первым авианосцем одноименной серии, он получил название в честь американского адмирала, который командовал флотом США на Тихом океане во время войны. «Нимитц» был введен в состав ВМС США в 1975 году. Изготовлением корабля занималась компания Newport News Shipbuilding (штат Виргиния). Порт приписки корабля – Китсап, штат Вашингтон.

Авианосец «Нимитц» имеет стандартное водоизмещение 98 425 т, в состав энергетической установки входят два ядерных реактора Westinghouse A4W. Команда корабля – 3200 человек. Максимальная скорость – более 31 узла.

Вооружение авианосца состоит из двух ЗРК Sea RAM и двух ЗРК ЗРК Sea Sparrow. В состав авиационной группировки «Нимитца» входит 90 вертолетов и самолетов.

Nimitz – это настоящий ветеран американского флота, он принимал участие во многих операциях, в том числе и боевых. Этот авианосец был задействован в обеих иракских кампаниях.

Dwight D. Eisenhower (CVN-69). «Дуайт Эйзенхауэр» стал вторым кораблем в серии атомных авианосцев «Нимитц». Он был введен в эксплуатацию в октябре 1977 года. Водоизмещение авианосца – 97 тыс. тонн, Корабль оснащен двумя реакторами и четырьмя турбинами. Его максимальная скорость хода – 31 узел. Численность корабельной команды – 3200 человек.

Вооружение авианосца состоит из зенитно-ракетных комплексов RIM-7 Sea Sparrow, RIM-116 (по две единицы каждого). Авиационная группировка корабля насчитывает 90 вертолетов и самолетов.

Авианосец Dwight D. Eisenhower был задействован во время первой иракской кампании (1991 год).

Carl Vinson (CVN-70). Третий корабль серии «Нимитц», он был принят в состав американского ВМФ в мае 1982 года. Основным местом службы «Карла Винсона» являются Тихий и Индийский океаны.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, команда корабля насчитывает 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. Благодаря двум ядерным реакторам и четырем турбинам, авианосец может развивать скорость в 31 узел. На борту корабля находится 90 боевых самолетов и вертолетов.

Авианосец Carl Vinson был задействован во время операции США в Афганистане, а также во второй иракской кампании (2003 год).

Theodore Roosevelt (CVN-71). Четвертый авианосец серии, он был введен в эксплуатацию в октябре 1986 года. Стоимость строительства корабля составила 4,5 млрд долларов.

В конструкцию авианосца «Теодор Рузвельт» было внесено большое количество усовершенствований, и он весьма значительно отличается от первых трех кораблей своей серии. Часть экспертов считает, что было бы логичным выделить этот корабль и все последующие авианосцы в отдельную группу.

Водоизмещение корабля 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек, 2480 человек входит в состав авиакрыла. Максимальная скорость корабля – 30 узлов, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин. В состав корабельной авиационной группировки входит 90 летательных аппаратов.

Авианосец «Теодор Рузвельт» принимал активнейшее участие в первой иракской кампании, с его борта было совершено более 4,2 тыс. боевых вылетов. В 1999 году этот корабль участвовал в операции против Югославии.

Abraham Lincoln (CVN-72). Пятый авианосец серии «Нимитц», он был спущен на воду в начале 1988 года и через год введен в эксплуатацию.

Авианосец имеет водоизмещение 97 тыс. тонн, два ядерных реактора позволяют кораблю развивать скорость до 30 узлов, численность команды составляет 3,2 тыс. человек.

На борту «Авраама Линкольна» может находиться 90 самолетов и вертолетов. Этот авианосец принимал участие во второй иракской кампании, с его палубы было совершено более 16 тыс. боевых вылетов. А еще этот корабль стал первым авианосцем, на котором было разрешено служить женщинам.

George Washington (CVN-73). Этот авианосец типа «Нимитц» был введен в эксплуатацию в июле 1992 года.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, два ядерных реактора и четыре турбины позволяют ему развивать ход до 30 узлов, численность экипажа 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла.

На авианосце базируется 90 боевых вертолетов и самолетов.

John C. Stennis (CVN-74). Это седьмой авианосец серии «Нимитц», он был заложен в марте 1991 года и вошел в состав американского флота в конце 1995 года. Порт приписки корабля – Китсеп, штат Вашингтон.

Водоизмещение авианосца 97 тыс. тонн, численность команды составляет 5617 человек, на борту может размещаться до 90 летательных аппаратов. Ядерная установка корабля позволяет ему развивать скорость хода до 30 узлов.

Harry S. Truman (CVN-75). Восьмой корабль серии «Нимитц», заложенный в 1993 году и принятый в состав флота в 1998 году. Он обошелся американским налогоплательщикам в 4,5 млрд долларов. Порт приписки – Норфолк.

Водоизмещение – 97 тыс. тонн, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин, скорость – 30 узлов. Численность команды — 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. На борту могут базироваться до 90 летательных аппаратов.

В 2018 году этот авианосец был привлечен к операции против Исламского государства (запрещенного в России) в Сирии и Ираке.

Ronald Reagan (CVN-76). Девятый «Нимитц», заложенный в 1998 году и принятый на вооружение ВМС США в 2003 году. Порт приписки корабля – Сан-Диего.

Этот авианосец имеет некоторые отличия от предыдущих кораблей этой серии, но в целом его характеристики соответствуют предшественникам. Скорость в 30 узлов обеспечивают два ядерных реактора, водоизмещение – 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек. На борту корабля могут разместиться 90 самолетов и вертолетов.

George H. W. Bush (CVN-77). Последний авианосец серии «Нимитц». Он был заложен в 2003 году и принят в состав ВМС в 2009 году. По сравнению с другими кораблями этой серии, в конструкцию авианосца «Джордж Буш» были внесены значительные изменения. Стоимость проекта составила 6,2 млрд долларов.

Авианосец получил «остров» новой конструкции с усиленным бронированием, новыми коммуникационными системами и более современными РЛС. По сравнению со своими предшественниками корабль имеет более совершенную систему распределения и хранения авиационного топлива, заправка самолетов производится в полуавтоматическом режиме. Увеличен общий уровень автоматизации корабельных систем, на палубе установлены новые газоотбойники. Наиболее важные зоны корабля защищены кевларовой броней. Команда получила вакуумные гальюны. Они часто выходят из строя, поэтому корабль уже получил прозвище «грязный» авианосец.

Основные характеристики авианосца не отличаются от предыдущих кораблей серии: водоизмещение – 97 тыс. тонн, скорость – 30 узлов, авиационная группировка – 90 самолетов и вертолетов.

Gerald R. Ford (CVN-78). Это головной корабль новой серии, заложенный в ноябре 2009 года. Авианосец был спущен на воду в ноябре 2013 года, в настоящее время строительство авианосца находится на завершающем этапе, в апреле 2018 года он должен быть принят в состав флота.

Этот авианосец оснащен новой электромагнитной катапультой, которая позволяет разгонять самолеты более плавно и запускать их гораздо чаще. Количество возможных вылетов с палубы корабля увеличено до 160.

Два ядерных реактора корабля производят на четверть электроэнергии больше, чем энергетические установки авианосцев типа «Нимитц». За счет уникальной степени автоматизации эксплуатационные расходы будут значительно меньше, чем у кораблей предыдущего поколения. Также значительно улучшены мореходные качества авианосца. Несколько уменьшена заметность судна для радиолокаторов противника. Этот корабль сможет функционировать без дозаправки ядерным топливом 25 лет, то есть почти половину запланированного для него срока службы.

Водоизмещение «Джеральда Форда» более 98 тыс. тонн, максимальная скорость – 30 узлов, на его палубе могут базироваться до 75 самолетов и вертолетов. В состав корабельной авиационной группировки будут входить: F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A и MH-60R/S.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На сегодняшний день существует большое количество гигантских авианосцев. Основное требование к современной армии - мобильность. Именно по этой простой причине нет ничего эффективней авианосцев, которые на своем борту могут перевозить десятки и большое количество людей. Давайте рассмотрим с вами самые большие авианосцы в мире. Некоторые из них выполняют свою функцию и сегодня, другие же уже давно выведены из эксплуатации и служат в качестве музейных экспонатов.

Самый большой авианосец типа Nimitz

Можно с уверенностью говорить о том, что авианосцы класса «Нимиц» считаются самыми большими в мире. При длине в 333 метра и ширине полетной палубы более 76 метров, эти гиганты вмещают порядка 90 единиц воздушной техники. Среди них 64 истребителя и 26 вертолетов. Полный экипаж авианосцев «Нимиц» - 3 200 человек. Отсюда можно выделить 2 800 человек летного состава и 70 человек командного. Практически все корабли имеют одинаковые технические характеристики, конструкторские решения и вооружение на своем борту. Нельзя не отметить тот факт, что авианосцы «Нимиц» могут работать порядка 20 лет без замены энергоносителя силовой установки. Попросту говоря, его можно отправить на 20 лет в дальнее плавание. Первый корабль линейки был спущен на воду в 1975 году и имел одноименное название «Нимиц».

Более подробное описание авианосцев класса «Нимиц»

Отдельные несколько слов нужно сказать об энергоустановке корабля. Она состоит из основной и вспомогательной систем. Основная включает в себя два водяных реактора, каждый из которых питает по 2 турбины. Особенность водяного реактора заключается в том, что в качестве теплоносителя и замедлителя он использует обычную воду под давлением. Сегодня в мире такой вид на авианосцах является самым популярным и эффективным. Если сложить мощность четырех турбин, то в результате получится устройство на 280 000 лошадиных сил. Вспомогательная установка - это 4 дизельных двигателя общей мощностью 10 700 лошадиных сил. Данные самые большие авианосцы в мире оснащаются оружием для защиты от воздушных противников и подводных угроз. В первом случае устанавливают 3 зенитно-ракетных комплекса, а также 4 зенитки калибра 20 мм. Для защиты от торпед есть два торпедных аппарата калибра 324 мм. В настоящее время построено 10 авианосцев «Нимиц», последний из них - «Джордж Буш», его мы сейчас и рассмотрим.

Авианосец «Джордж Буш» - самый мощный боевой корабль в мире

Данный корабль является последней разработкой проекта «Нимиц». Он имеет ряд отличительных усовершенствований, которые делают его действительно уникальным. Как можно понять, назвали данный авианосец в честь 41-го президента Соединенных Штатов Америки - Джорджа началось в 2003 году и обошлось казне США почти в 6,5 миллиардов долларов. В 2009 году «Джордж Буш» официально был принят на вооружение. На сегодняшний день это один из самых больших и мощных авианосцев в мире. Длина гиганта составляет 332,8 метра при водоизмещении 110 тысяч тонн. Он может развивать скорость до 60 километров в час и перевозить на своем борту 90 единиц боевой техники. Многие называют его современным «Ноевым ковчегом». Благодаря тому что конструкторам удалось сместить рубку и антенны к краю палубы, получилось несколько расширить взлетную полосу, что очень важно для корабля такого назначения. Ну а сейчас давайте рассмотрим другие самые большие авианосцы в мире, ведь их довольно много.

Об «Энтерпрайз» в подробностях

Конечно, нельзя не упомянуть о самом длинном корабле в мире, который был спущен на воду более полувека назад. Это первый в мире атомный авианосец с экипажем почти в 5 000 человек и длиной 342 метра. Правительство планировало выпустить 6 кораблей «Энтерпрайз», но после того, как первый обошелся в 450 миллионов долларов и существенно повлиял на казну США, от остальных отказались. В течение многих лет говорилось о том, что «Энтерпрайз» - это вершина военного развития армии. За время службы авианосец побывал во многих конфликтах, начиная от Вьетнама и заканчивая Северной Кореей. За 52 года эксплуатации на «Энтерпрайз» служило более 100 000 человек, поэтому можно смело говорить о том, что данный корабль достоин внимания. В 2012 году его списали и до сих пор разбирают на металлолом, процесс планируют закончить к началу 2015 года.

Печальная история «Синано»

Если данное японское судно и нельзя назвать чем-то гениальным с конструкторской точки зрения, то к гигантам можно отнести без зазрения совести. Во время выполнения своего первого задания данный крейсер затонул, случилось это еще в 1944 году. Длина корабля составляла порядка 266 метров, а водоизмещение почти 70 тысяч тонн. Но активное ведение боевых действий не позволило конструктам на 100% достроить корабль, поэтому он был выпущен на воду и затонул уже через 17 часов после выхода из порта. Его торпедировала американская подводная лодка, а так как водонепроницаемые перегородки изначально были установлены неправильно, и у команды отсутствовал опыт, то уже через 7 часов после попадания торпеды корабль был на дне.

Великий «Адмирал Кузнецов»

Среди Европы и Азии, существует корабль, названный в честь адмирала морского флота Адмирала Кузнецова, который является одним из самых больших и мощных. Разрабатывать этого гиганта начали еще в 1982 году в городе Николаеве. Судя по техническим характеристикам, «Адмирал Кузнецов» должен был стать передовым авианосцем. Палуба корабля была несколько удлиненной для возможности взлета истребителей Су-25 и Су-27. Примечательно то, что именно на данном крейсере впервые была применена оптическая система «Луна» и боковые подъемники истребителей. Длина корабля - 302 метра, а на его борту помещается 25 вертолетов и столько же самолетов. Если называть самые грандиозные авианосцы мира с точки зрения вооружения и радиолокационного оборудования, то «Адмирал Кузнецов» будет среди лидеров. На его палубах установлено 12 пусковых установок «Гранит», 8 установок «Кортик», 6 артиллерийских установок АК-630М и 4 установки «Кинжал». Такое большое количество вооружения, а также огромный боезапас позволяет кораблю вести непрерывный огонь в течение длительного времени. На сегодняшний день на этом действующем корабле происходит полная замена истребителей Су-33 на МиГ-29К, в 2015 планируется капитальный ремонт.

История крейсера «Варяг»

Мы уже перечислили многие самые большие авианосцы в мире, однако стоит упомянуть еще о корабле под названием «Варяг», или же «Ляонин». Его начали строить в Николаеве в 1986 году, а закончили в 1988 году. После распада Советского Союза крейсер достался Украине. До 1998 года его лишь поддерживали на плаву и не вкладывали средств в развитие, ремонты и т. п. Позднее было принято решение продать авианосец всего за 20 миллионов долларов, что являлось просто смешной ценой. Длина его составляет 304 метра при водоизмещении в 60 тысяч тонн. Китайская частная фирма, выкупившая «Варяг», достроила и модернизировала его, так что он до сих пор плавает и успешно выполняет поставленные задачи.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые известные авианосцы во всем мире. Конечно, то, о чем было сказано, это лишь «капля в море». Существуют еще такие известные корабли, как «Теодор Рузвельт» длиной 317 метров, «Рональд Рейган» - 332 метра и другие. Практически каждая современная страна пытается построить как можно более мощный флот. Многие действующие авианосцы мира могут вмещать на своем борту небольшую армию из самолетов и вертолетов, которые в любую минуту готовы к взлету.

Первым кораблем в истории авианосцев, с которого поднялся в воз­дух самолет, был не авианосец, а легкий крей­сер ВМФ США «Бирмингем»; на носовой части его специально для этой цели была сооружена временная деревянная платформа. Взлет произо­шел в 3.16 пополудни 14 ноября 1910 г. в за­ливе Чесапик при скорости корабля примерно 14 узлов. Самолет, «Кёртисс Голден Флаер», был оборудован обычным колесным шасси, и пилоти­ровал его не военный летчик, а работник авиа­компании «Кёртисс» Юджин Б. Или.

История авианосцев. Первый авианосец

Подобные опыты проводились и в Великобритании с линейным кораблем «Африка», на носо­вой части которого, как и у «Бирмингема», была сооружена временная платформа. Успешный взлет имел место в 2.20 пополудни 10 января 1912 г., на четырнадцать месяцев позже американцев, и пилотировал биплан «Шорт С-27» военно-морс­кой офицер, капитан третьего ранга Сэмсон.

Тот же Сэмсон в мае 1912 г. осуществил первый в Британии успешный взлет с движуще­гося корабля (линейный корабль «Хиберния»).

Хотя первые опыты подобного рода проводи­лись в американском и британском ВМФ, пер­вой в истории авианосцев страной, которая обзавелась авианосцем, была Франция; строго говоря, «Фудр», заложен­ный в 1392 г. и сошедший со стапеля в 1895 г., был обычной плавбазой для торпедных катеров, лишь впоследствии переоборудованной под ави­аносец. В 1912 г. аналогичной операции подвергся корабль британского ВМФ «Хермес». Эти кораб­ли - условно говоря, авианосцы первого поко­ления - правильней было бы назвать плавбаза­ми для гидропланов; последние транспортирова­лись как самый обычный груз. Единственным до­полнительным сооружением была надпалубная надстройка. Гидропланы, как им и положено, взлетали с воды и садились на воду; корабль служил не более чем плавучим ангаром, а спуск летательных аппаратов на воду и подъем на борт осуществлялись посредством деррик-кранов

Иногда подобные суда именовались «авианос­цами без взлетной палубы» и оборудовались до­полнительным краном в носовой части.

Серьезным недостатком судов подобного типа была необходимость предварительно спускать летательные аппараты за борт, и в ВМФ США решили поэкспериментировать со временной плат- і формой, по типу той, с которой взлетал Или «Бирмингеме». Поскольку у гидропланов отсутству­ют колеса, они разгонялись на специальной те­лежке со сложным блоком-полиспастом. Подобным образом 5 ноября 1915 г. с броненосного крейсе­ра «Норт Каролина», стоявшего на якоре в зали­ве Пенсакола, был произведен запуск гидроплана «АБ-2», с кормовой части крейсера.

Аналогичные опыты в истории авианосцев проводились с 1914 г. и британским ВМФ на вышеупомянутом авианос­це Гермес, только старт с разгонной тележки осуществлялся с носовой части корабля. В ре­зультате Адмиралтейство пришло к выводу о не­обходимости оборудовать авианосцы этим при­митивным приспособлением. Такие корабли ста­ли называться «авианосцами со взлетной палу­бой». Поскольку был уже 1914 г. и Британия находилась в состоянии войны, ВМФ реквизиро­вал для себя гражданские суда. Одним из пер­вых судов в этом ряду был трансатлантический лайнер «Кэмпениа», купленный ВМФ 27 ноября 1914 г. На баке лайнера соорудили платформу длиной 120,07 фута (36,6 м). Этого оказалось мало, поэтому в марте-апреле 1916 г. корабль подвергся дополнительным модификациям: перед­няя дымовая труба была заменена двумя, распо­ложенными поперек корпуса на расстоянии, без­опасно большем размаха крыльев аэроплана, а высота надстройки с мостиком уменьшена. Та­ким образом, взлетную палубу удалось удлинить до 199,8 фута (60,9 м). Аналогичным образом под авианосцы были переоборудованы и другие гражданские суда: «Мэнксмен», приобретенный ВМФ 7 апреля 1916 г., «Найрана» и «Пегасес» в августе 1917 г.

После появления взлетных палуб следующим логичным, с точки зрения пилотов, шагом была замена гидропланов на обычные аэропланы с колесным шасси; для разгона им было бы доста­точно 39-46 футов (12-14 м). Первый успеш­ный взлет такого рода был произведен 3 ноября 1915 г. вторым лейтенантом X. Ф. Таулером на истребителе «Бристоль-Скаут» с палубы корабля «Виндекс». Следует отметить, что этот успех был достигнут ровно за два дня до запуска гидроп­лана с разгонной тележки на крейсере ВМФ США «Норт Каролина». Активным сторонником использования ВМФ летательных аппаратов с колесным шасси был капитан третьего ранга Ф. Дж. Ратлэнд, возглавлявший объединенный авиаотряд «Кэмпениа» и «Мэнксмена». И с того и с другого корабля он неоднократно поднимал­ся в воздух на «Сопвич-Пап», а также в июне 1917 г. с крейсера «Ярмут» и 9 октября того же года с линейного крейсера «Рипалс» - после установки на них взлетной палубы поверх кормо­вой башни главного калибра. В конце концов все линейные крейсера британского ВМФ, а впослед­ствии еще и двадцать два крейсера были обору­дованы палубами для взлета аэропланов с колес­ным шасси.

Первые годы войны выявили очевидное пре­восходство аэропланов с колесным шасси над гидропланами - и по скорости, и по маневрен­ности, а также по эффективности в борьбе с ди­рижаблями, использовавшимися германским ВМФ для воздушной рекогносцировки; поэтому в мае 1917 г. в британском ВМФ решили переоборудо­вать линейный крейсер «Фьюриес», сошедший со стапеля 15 августа 1916 г., в «быстроходную плав­базу для гидропланов».

Несмотря на такое видовое определение, «Фьюриес» был оборудован взлетной палубой дли­ной 228,01 фута (69,5 м) и шириной 40,02 фута (12,2 м), под которой находился ангар с пятью истребителями «Сопвич-Пап» и тремя разведыва­тельными гидропланами «Шорт-184».

Итак, проблема, как самолету взлетать с ко­рабельной палубы, была решена; но вопрос о том, как садиться обратно, оставался открытым.

По выполнении задания гидроплан мог привод­ниться рядом с кораблем и быть поднятым на борт краном. Аэропланы же с колесным шасси вынуждены были улетать в сторону суши, при­земляться на обычном аэродроме, оттуда пере­возиться в порт и загружаться обратно на ко­рабль. Такая система вряд ли могла считаться удовлетворительной, что и побудило капитана третьего ранга Даннинга, командующего авиаот­рядом на «Фьюриесе», поэкспериментировать с посадкой на носовую взлетную палубу. Первая попытка, на «Сопвич-Пап», 2 августа 1917 г. увенчалась успехом, но при второй попытке, го­дом позже, самолет разбился, а пилот погиб, и Адмиралтейство запретило подобные эксперименты.

Но самая первая успешная посадка на корабль в истории авианосцев была осуществлена в Соединенных Штатах шестью годами раньше - тем же самым Или, который произвел первый успешный взлет, - на деревян­ную платформу, смонтированную в кормовой час­ти броненосного крейсера «Пенсильвания». Дли­на платформы была 119,75 фута (36,5 м), вдвое меньше, чем на «Фьюриесе», но она была обору­дована специальным устройством, призванным за­тормозить аэроплан, как только колеса шасси кос­нутся палубы. Использованная на «Пенсильвании» система торможения, сконструированная лейтенан­том Теодором Г. Эллисоном, состояла из двадцати двух стальных тросов, протянутых поперек плат­формы на высоте примерно одного фута (30 см), к концам которых были прикреплены мешки с песком весом 200 фунтов (90 кг). Расположен­ные под хвостом аэроплана два крюка должны были зацепиться за эти тросы. Или успешно при­землился 18 января 1911 г. на корабль, стояв­ший на якоре в бухте Сан-Франциско.

После трагедии с Даннингом в Британском ВМФ решили оборудовать на «Фьюриесе» по­садочную платформу и смонтировать на ней как систему прикрепленных к мешкам с песком по­перечных тормозящих тросов, так и продоль­ных направляющих. Если тормозящие тросы вдруг почему-то не сработают, то, чтобы аэроп­лан не врезался в мачту и трубу, на дальнем конце посадочной платформы натянули верти­кальную сетку. Испытания новой посадочной системы начались в марте 1918 г.

«Фьюриес» и последовавший за ним «Вин- диктив» были единственными так называемыми «авианосцами со взлетной и посадочной палу­бой». Еще когда «Фьюриес» претерпевал модер низацию, в Адмиралтействе решили построить авианосец с одной-единственной палубой, без над­строек и труб.

Чтобы ускорить процесс, для ВМФ в сентяб­ре 1918 г. - даже до переоборудования «Вин- диктива» - было приобретено торговое судно, ставшее первым в истории «авианосцем с глад­кой верхней палубой». Этот корабль, получив­ший название «Аргус», оказался первым авиа­носцем Британских ВМФ, на котором были раз­мещены торпедоносцы «Сопвич-Ку-ку» («Сопвич- Кукушка»), В кормовой части корабля, там, куда открывались большие ворота ангара, была обо­рудована платформа с двумя кранами - для подъ­ема самолетов с поверхности воды или с пирса. У первого авианосца ВМФ США, «Лэнгли», во­шедшего в строй в марте 1922 г., взлетная па­луба также была устроена свободной от труб и надстроек: когда начинались полетные операции, трубы опрокидывались в горизонтальное положе­ние и становились ниже уровня палубы.

У первого авианосца японского ВМФ «Хосо», вошедшего в строй в декабре 1922 г., также была гладкая взлетная палуба. Следует упомянуть, что когда корабль вошел в строй, над верхней палу­бой возвышались маленькая надстройка с ору­дийными башнями и мачта на трех опорах со стороны левого борта, но в 1923 г. и то и дру­гое было убрано; три трубы «Хосо» разворачи­вались наружу, как и у «Лэнгли». Многие япон­ские авианосцы были оборудованы гладкими взлетными палубами, например «Акаги» и «Кага» (до реконструкции), «Рюйе», «Сохо», «Дзуйхо», «Рюхо», «Тийода» и «Титоузи».

Первым авианосцем, с самого начала обору­дованным надстройкой типа «остров», был «Игл», сошедший со стапелей британского Адмиралтей­ства 3 апреля 1920 г. На его взлетной палубе со стороны правого борта тесно располагались мостик, мачта и две большие трубы. Впоследст­вии подобного типа группа надстроек получила название «остров». Некоторые британские авиа­носцы оборудовались «ступенчатой взлетной па­лубой», например «Фьюриес» после всех моди­фикаций в 1921-1925 гг. и два бывших линей­ных корабля, реконструированных в авианосцы в 1924-1930 гг., «Глориес» и «Корейджес». У этих кораблей было две взлетные палубы: длин­ная, на верхней палубе, и гораздо короче, на уровне палубы ангара.

Два японских авианосца, «Акаги» и «Кага», вошедшие в строй в 1926-1927 гг. и переобору­дованные на основе корпусов линейного крейсе­ра и линейного корабля, изначально имели трех­ступенчатые взлетные палубы. Длинная взлет­ная палуба шла на уровне крыши ангара, ос­тальные - в кормовой части корабля, по право­му борту, на уровне двух из трех этажей анга­ра. Четвертая большая платформа находилась у «Акаги» и «Кага» на корме, уровнем ниже взлет­ной палубы.

Авианосцы ВМФ США не оборудовались сту­пенчатыми взлетными палубами; у построенных после «Лэнгли», в 1927 г., «Лексингтона» и «Са- ратоги» единственная взлетная палуба имела дли­ну 770,01 фута (234,7 м) и выступала за пред­елы носа и кормы корпуса.

В британском ВМФ единственными авианос­цами со ступенчатой взлетной палубой были «Гло­риес», «Корейджес» и «Фьюриес», хотя и у них, по истечении определенного времени, использо­валась только верхняя палуба. В 1935-1938 гг. японские «Акаги» и «Кага» подверглись модер­низации; нижние взлетные палубы были демон­тированы, и эти корабли стали обычными авиа­носцами с гладкими палубами длиной 907,48 фута (276,6 м).

Начиная с 1928-1930 гг. и до 1952-1953 гг. структурная схема подавляющего большинства авианосцев оставалась неизменной: прямая глад­кая палуба и «остров» по правому борту. То, что «остров» следует располагать именно по правому борту(было официально постановлено британским Адмиралтейством для ВМФ еще в 1918 г., когда проектировался «Хермес», по пред­ложению капитан-лейтенанта У С. Николсона и капитан-лейтенанта Кларка Холла, служивших на «Фьюриесе». Они заметили, что если самолету не удалось совершить посадку, при последую­щем наборе высоты пилоты предпочитали отво­рачивать влево. Единственными авианосцами, на которых «остров» располагался с левого борта, были японские «Акаги» и «Хирю».

Всю вторую мировую войну авианосцы исполь­зовались только с винтовыми самолетами; пер­вые опыты с реактивными летательными аппара­тами начались уже после войны: в британском ВМФ истребитель «Вампир» успешно взлетел с авианосца «Оушен» 3 декабря 1945 г., в США первый удачный взлет реактивного самолета со­вершен с авианосца «Франклин Д. Рузвельт» 21 июля 1946 г.

Реактивные самолеты крупнее и тяжелее вин­товых. Авианосцы пришлось подвергнуть серьез­ным структурным модификациям: оборудовать на них «скошенную взлетную палубу» и новое ус­тройство запуска - британскую паровую ката­пульту. Первые авианосцы со скошенной взлет­ной палубой были модифицированы из числа тех, что изначально строились с прямой палубой. Ави­аносцы, сошедшие со стапелей после 1952 г., имели скошенную взлетную полосу с самого на­чала, например американские «Форрестол», «Са- ратога», «Рэйнджер» и «Индепенденс», а также британский «Арк Ройял».

Следует заметить, что после второй мировой войны авианосцы продолжал строить только ВМФ США. В Британии с 1951 по 1955 г. сошли со стапелей только «Игл», «Арк Ройял», «Албион», «Булварк» и «Сентаур» - все заложенные еще во время войны. Последним вошедшим в строй британским авианосцем был «Хермес» (1959), за­ложенный еще в 1944 г.

После появления угловой взлетной палубы са­мым существенным нововведением в конструк­ции авианосцев стала атомная двигательная ус­тановка. До недавнего времени она ставилась только на авианосцы ВМФ США, но в 1983 г. авианосцы с атомной двигательной установкой начали строить в России и во Франции.

Следует также отметить отдельный вид авианос­цев, использовавшихся только в годы войны, - конвойные авианосцы; британский и американс­кий ВМФ использовали их для эскортирования конвоев в Атлантике, японский ВМФ - в Ти­хом океане. Большинство таких конвойных ави­аносцев были переделаны из торговых, судов и несли небольшое число самолетов или вертоле­тов. Например, американские авианосцы типа «Боуг» (построено одиннадцать) и «Сэнгамон» (построено четыре). Корабли же типа «Касаб­ланка» (построено десять) и «Комменсмент Бей» (построено двенадцать) были переделаны в авиа­носцы из судов торгового флота. Большинство британских конвойных авианосцев строились в США, на основе торговых судов типа С-3.

Также в американском ВМФ существовал класс легких авианосцев, меньшего по сравне­нию с обычными водоизмещения; они строились в годы войны на основе легких крейсеров (де­вять кораблей типа «Индепенденс») и тяжелых крейсеров (типа «Райт», два корабля). Подобно­го типа авианосцы существовали и в британс­ком ВМФ, но они были таковыми по изначаль­ному конструктивному замыслу. Японские лег­кие авианосцы (не имевшие, впрочем, специаль­ного видового определения) строились на основе как торговых судов, так и линейных крейсеров, а также по спецзаказу.

После второй мировой войны ВМФ некото­рых стран принимали на вооружение корабли- вертолетоносцы, а также ударные корабли де­санта, оборудованные взлетной палубой вдоль всей их длины, но не для самолетов, а для вер­толетов или винтокрылов. Например, американс­кий «Тетис Бэй» (1956), переоборудованный из конвойного авианосца, или британские «Булварк» (1960), «Албион» (1960) и «Хермес» (1973), пе­реоборудованные из легких авианосцев. Плюс к этому, в США семь кораблей типа «Иводзима» (1961-1968) и пять типа «Тарава» (1976-1981) с самого начала строились как вертолетоносцы; на всех устанавливалась взлетная палуба прямо­го гладкого типа. Российские крейсера-вертоле- тоносцы типа «Москва» и «Киев» (1967-1975) представляют собой отдельный тип гибридных судов, с передней половиной как у крейсера и большой взлетной палубой на всю заднюю пол­овину (на кораблях типа «Киев» взлетная палу­ба - скошенная). На них похожи по конструк­тивному типу японские линейный корабль «Исе» (после модификации 1943 г.) и крейсер «Могами».

Не так давно в Британии и Италии построе­ны легкие авианосцы - в основном противоло­дочного назначения. Например, «Инвинсибл» в первоначальных планах описывался как «крей­сер со сквозной палубой», - вероятно для того, чтобы избежать политических осложнений после громогласно заявленного Британией отказа от строительства авианосцев. Теперь «Инвинсибл» официально именуется «легкий крейсер, несущий летательные аппараты с вертикальным/укорочен­ным взлетом и посадкой» (В/УВП). Еще одним (единственным) примером судов подобного типа является итальянский «Гарибальди». Чем еще они отличаются от обычных авианосцев - так это внушительным артиллерийским вооружением, включая системы ПВО; на больших авианосцах, с большим количеством летательных аппаратов, функции обороны от нападения с моря или с воздуха почти целиком ложилась бы на собствен­ные летательные аппараты.

Развитие авианосцев, начавшееся с серии мо­дификаций, проведенных на «Фьюриесе» в 1917-1918 гг., привело к тому, что в 1982-1983 гг. остались два основных типа авианесущих судов. Во-первых, большие авианосцы с водоизмещени­ем 90 000 т, атомной двигательной установкой и с девяноста самолетами на борту. Во-вторых, легкие авианосцы водоизмещением 12 000-20000 т, с газотурбинной двигательной установкой и пят- надцатью-шестнадцатью вертолетами или само­летами В/УВП на борту.

До 1982 г. большие авианосцы были только у ВМФ США, в количестве четырех единиц: СУАЫ- 65, 68, 69 и 70. Плюс один авианосец подобного типа, но меньшего водоизмещения строился в России, а во Франции проектировался. До 1982 г. малые авианосцы водоизмещением 12 000-20 000 т были только у британского и итальянского ВМФ; но похоже, что в ближайшие годы суда подобного типа станут самыми популярными кораблями во многих ВМФ, так как по отноше­нию к их боевым качествам они сравнительно не­дороги. Последние достижения в этой области свя­заны с развитием летательных аппаратов В/УВП, самым известным из которых является британс­кий «Хэрриэр»

Авианосец класса "Нимиц"


Авианосцы класса "Нимиц" - серия американских авианосцев с ядерной силовой установкой, являются самыми большими военными судами в мире. Класс получил название по первому построенному авианосцу "Нимиц".

Первый атомный многоцелевой авианосец типа "Нимиц" был заложен 22 июня 1968 года. Строительство продолжалось четыре года, передача флоту состоялась 3 мая 1975 года.

Всего, начиная с 1968 года, было построено 10 судов. Серия кораблей "Нимиц" стала крупнейшей в послевоенный период. Все авианосцы этого типа были построены и продолжают строиться на судостроительной верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.

Основные характеристики

Длина: 333 м
Ширина полётной палубы: 76,8-78,4 м
Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонн при полной загрузке
Скорость: 30 узлов (около 56 км/ч)
Энергоустановка: два реактора A4W, четыре шахты
Авиация: максимум 90 единиц, в том числе 64 самолёта (включая 48 ударных и 16 самолётов поддержки) и 26 вертолётов палубного базирования
Команда: экипаж 3200 человек + авиакрыло 2480 человек
Срок эксплуатации: более 50 лет
Время эксплуатации реакторов без замены энергоносителей: около 20 лет.

В соответствии с классификацией кораблей ВМС США все суда этого типа имеют бортовой номер, например первый корабль этого класса имеет номер CVN-68, где обозначение CVN – многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой, а 68 - порядковый номер авианосца в ВМС США.

Все корабли класса "Нимиц" конструктивно практически одинаковы, однако начиная с четвертого, имеют увеличенные водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 20 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования. Например, на авианосце "Карл Винсон" установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения.

Авианосцы типа "Нимиц" построены по классической схеме, но в то же время имеют ряд особенностей: корпус сварен из стальных листов, а основные несущие конструкции, включая полетную палубу, выполнены из броневой стали.

Полное водоизмещение кораблей поздней (начиная с CVN72) постройки составляет 102 000 тонн. Силовая установка состоит из двух водо-водяных реакторов A4G/A1W, которые работают на четыре паровых турбины общей максимальной мощностью 280000 л.с. Турбины вращают четыре пятилопастных винта. Вспомогательная силовая установка состоит из четырех дизелей общей мощностью 10720 л.с.

На корабле имеется более 4000 помещений различного назначения.

Экипаж корабля состоит из 3184 человек (203 офицера) корабельной команды, 2800 человек (366 офицеров) авиагруппы, и 70 (25) человек командования авианосной ударной группы. Всего на корабле можно разместить более 6000 человек.

В настоящее время стандартное авиакрыло включает 78 самолетов и вертолетов: 20 истребителей F-14B/D "Томкэт", 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" или "Супер Хорнет", 8 самолетов противолодочной обороны (ПЛО) S-3A/B "Викинг" (часто используются как разведчики или летающие танкеры), 4 самолета ДРЛО Е-2С "Хокай", 4 самолета радиоэлектронной борьбы ЕА-6В "Проулер", 4 вертолета ПЛО SH-60F "СиВи Хело" и 2 поисково-спасательных вертолетов HH-60H "Си Хок".

Оборонительное вооружение корабля включает три зенитных ракетных комплекса "Си Спарроу" и четыре 20-миллиметровых зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан – Фаланкс". Бортовое вооружение предназначено для обеспечения защиты корабля главным образом от воздушного противника, прорвавшего дальний и средние рубежи ПВО авианосной ударной группы. Два трехтрубных 324-миллиметровых торпедных аппарата служат для борьбы с торпедами, находящимися по кильватерному следу.

Радиоэлектронные средства включают радиолокационные станции обнаружения, управления воздушным движением и навигации, станции спутниковой связи системы SATCOM, управления с цифровыми линиями связи, станции радиоэлектронной борьбы и постановки помех, станции ЗРК, а также навигационную систему TACAN. Последняя обеспечивает одновременно до ста самолетов данными об их местонахождении в радиусе трехсот миль от авианосца.

Список авианосцев класса "Нимиц"

"Нимиц" (CVN-68) – введен в эксплуатацию 3 мая 1975 года
"Дуайт Эйзенхауэр" (CVN-69) – введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года
"Карл Винсон" (CVN-70) – введён в состав флота 13 мая 1982 года
"Теодор Рузвельт" (CVN-71) – введён в состав флота 25 октября 1986 года
"Авраам Линкольн" (CVN-72) – введён в состав флота 11 ноября 1989 года
"Джордж Вашингтон" (CVN-73) – зачислен в состав флота 4 июля 1992 года
"Джон К. Стеннис" (CVN-74) – введён в состав флота 9 декабря 1995 года
"Гарри Трумэн" (CVN-75) – введён в состав флота 25 июля 1998 года
"Рональд Рейган" (CVN-76) – введён в состав флота 12 июля 2003 года.

Десятый и последний корабль этого класса "Джордж Буш" будет спущен на воду в январе 2009 года. Торжественная церемония ввода в строй нового атомного авианосца состоится 10 января в военно-морском порту в Норфолке (штат Вирджиния).

CVN77 будет "переходным" кораблем от типа "Нимиц" к новым авианосцам CVX. На этом корабле предполагается отработать перспективные технологии, предполагаемые к использованию в конструкции CVX. Авианосец будет иметь измененную конструкцию корпуса и острова, уменьшенную радиолокационную заметность, усовершенствованные катапульты и системы обслуживания самолетов, а также сокращенный экипаж. CVN77 заменит в строю последний американский авианосец с неядерной силовой установкой, CV63 "Китти Хок", срок службы которого к 2008 году составит 47 лет.

Со времен Второй мировой войны и до наших дней авианосцы остаются самыми крупными надводными военными кораблями. Это мобильные военные базы, оснащенные по последнему слову техники. Мы расскажем о пяти из них.

Самый крупный. "Теодор Рузвельт"

Во второй половине XX века авианосцы продолжают оставаться наиболее крупными кораблями и первенство в силу развития военной доктрины принадлежит США, которые лидируют как по количеству авианосцев, так и по их водоизмещению. Основная их задача доставить мощное авиационное соединение к берегам противника и служить плавучим аэродромом. Самыми крупными авианосцами, да и кораблями является серия американских авианосцев типа «Нимиц». Всего начиная с 1975 года было построено 10 единиц, несколько отличающихся по водоизмещению.

Если головной «Нимиц» имеет водоизмещение в 98 тыс. тонн, то водоизмещение последних кораблей серии достигает уже 106 тыс. тонн. Длина кораблей - 333 метра, экипаж с учетом авиакрыла более 5 тыс. человек. Не смотря на то, что авиакрыло составляет 64 самолета, авианосцы способны нести гораздо больше число летательных аппаратов. Так на борту авианосца «Теодор Рузвельт», во время войны в Персидском заливе в 1991 году находилось 78 самолетов (20 F-14 «Томкэт», 19 F/A-18 «Хорнет», 18 А-6Е «Интрудер», пять ЕА-6В «Проулер», четыре Е-2С «Хокай», восемь S-3B «Викинг» и четыре KA-6D), а также шесть вертолетов SH-3H.

Первый авианосец специальной постройки. "Гермес"

Самым первым авианосцем специальной постройки, а не перестроенным из линейного крейсера или транспортного судна стал английский «Гермес», Заложенный в 1919 году, корабль вступил в строй четыре года спустя.

«Гермес» нес шесть 140 мм орудий, поскольку предполагалось, что авианосцы будут участвовать и в артиллерийских дуэлях с противником. Кроме того, авианосец имел тонкий броневой пояс по ватерлинии. Недостатком стали слишком небольшие для авианосца размеры корабля - водоизмещение немногим более 10 тыс. тонн, а сам корабль мог нести всего около 20 самолетов. Правда, во время рокового для «Гермеса» похода 9 апреля 1942 года, на его борту вообще не было авиации и корабль стал легкой добычей противника.

Шедший в охранении эсминца и корвета авианосец подвергся атаке 85 японских бомбардировщиков, и затонул после 10 прямых попаданий авиабомб. По иронии судьбы, первый авианосец специальной постройки стал первым же авианосцем, потопленным палубной авиацией.

Самый дорогой авианосец. "Джеральд Форд"

Любой авианосец - корабль очень недешевый в постройке и эксплуатации. В 2015 году ожидается ввод в строй американского авианосца «Джеральд Форд», который уже по затраченным на постройку средствам стал самым дорогим авианосцем в мире и самой дорогой единицей военной техники. Предполагаемая стоимость корабля – 20 - 22 миллиарда долларов.

Даже если учесть, что в целях экономии было решено отказаться от некоторых дорогостоящих новшеств, корабль должен стать самым дорогим кораблем в мире, а его постройка сопоставима с бюджетом ряда развивающихся стран Азии и Африки. Всего предполагается строительство трех авианосцев данного типа. Американский авианосец под завязку напичкан современной аппаратурой, благодаря которой «Джеральду Форду» требуется как минимум на 500 человек личного состава меньше, чем авианосцам со сходным водоизмещением в 100 тыс. тонн. Авиакрыло авианосца будут составлять 75 самолетов и вертолетов. Предполагается, что авианосцы типа «Джеральд Форд» придут на смену атомным авианосцам типа «Нимиц».

Самый совершенный японский авианосец. "Тайхо"

Первым японским авианосцем, имевшим бронированную полетную палубу и одним из самых совершенных японских кораблей данного класса стал авианосец «Тайхо». Он был заложен в июле 1941 года и вступил в строй в марте 1944 года.

Конструкция «Тайхо» содержала много передовых решений. Полетная палуба представляла собой интегральную часть корпуса и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Нос был выполнен полностью закрытым - такое решение японцы применили впервые. «Тайхо» стал крупнейшим японским авианосцем специальной постройки, а также первым авианосцем с бронированной полетной палубой.

Авианосец, исходя из опыта боевых действий, нес мощное зенитное вооружение и был оснащен радарной установкой. Однако изменить ход боевых действий на Тихом океане ввод в строй этого корабля уже не смог. 19 июня 1944 года «Тайхо» был торпедирован американской подводной лодкой «Альбакор». Попадание одной торпеды само по себе не могло быть смертельным для такого гиганта, но в силу ошибочных действий команды, произошел объемный взрыв паров бензина и корабль затонул в течение нескольких минут. Из экипажа в 2150 чел спаслось не более 500.

Первый авианосец, потопленный камикадзе."Сен-Ло"

Первым авианосцем и одновременно первой жертвой японских камикадзе стал американский авианосец «Сен-Ло», получивший свое имя в память о высадке союзников в Нормандии в июне 1944 года. Корабль относился к типу малых эскортных авианосцев - относительно небольших, простых в эксплуатации кораблей, постройку которых в США в середине войны поставили на поток.

Последним боем авианосца стало одно из крупнейших морских сражений в истории - битва в заливе Лейте. Успешно избежав гибели от снарядов, прорвавшихся к американскому соединению японских крейсеров адмирала Куриты, «Сен Ло» утром 26 октября 1944 года был атакован летчиком-камикадзе и получив попадание в полетной палубы, затонул после детонации боезапаса.

Кстати, это была одна из самых удачных воздушных атак японской авиации конца войны, когда удалось потопить один и серьезно повредить еще шесть авианосцев США ценой потери 17 самолетов.