Роль ведущего в организации психологического тренинга. Требования к ведущему тренинга

Хотя и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге. При этом специалистами отмечается, что именно личность психолога, а не его приверженность определенному научному направлению или степень подготовки во многом определяет успешность тренинга.

Ведущий – психолог или сотрудник, прошедший специальную подготовку, в целом должен обладать качествами лидера, уметь общаться с людьми, хорошо понимать цель и содержание тренинга в целом и отдельных упражнений, обладать достаточным опытом проведения и участия в тренинговых группах. Если говорить о личности ведущего более подробно, то наиболее важными для него качествами являются:

· концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

· открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

· эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

· аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

· энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

· уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

· уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

· богатое воображение, интуиция;

· высокий уровень интеллекта .

Помимо требований к личности тренера существует и целый ряд требований к его квалификации, то есть к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Сразу оговоримся, что воспринимать эти требования надо как идеал, к которому стоит стремиться, а не как запрет или разрешение на работу тренером.

Тренер обязан знать:

1. Психологию развития, личности и групп, а также основы психопатологии и психиатрии в той степени, чтобы уметь выявлять людей с выраженными психическими нарушениями.

2. Основные теории группового тренинга, используемые в них понятия и взаиморазличия; ведущий группы также должен постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике тренинга.

3. Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими. Ведущий также должен быть знаком и с особенностями индивидуальной психодинамики, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, тренер может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс. Желательно иметь опыт и навыки индивидуальной работы с клиентами.

4. Помимо психологических знаний от ведущего тренинговых групп, особенно ориентированных на обучение и совершенствование профессионального мастерства клиентов, требуются знания в той области, в которой проводится тренинг. Это подразумевает хорошую ориентацию в деятельности, которой занимаются участники тренинга.

5. Требования профессиональной этики вообще и конкретно к работе с группами. Руководитель группы должен реально оценивать преимущества и ограничения групповой работы и применять ее только в тех случаях, когда она наиболее подходит к клиентам.

6. Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции тренера и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности и мировоззрения.

Для руководителя группы желательно иметь опыт решения своих проблем и обучения в группе. Он важен не только для личного совершенствования ведущего, но и для приобретения определенных профессиональных навыков. Чем разнообразнее группы, в которых тренер являлся участником, тем шире пространство его личного опыта, что очень важно для понимания процессов, происходящих в группе.

Тренер прежде всего должен уметь:

1. Доступно объяснить участникам группы, что такое тренинг, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами ведущий собирается достичь этих целей.

2. Оценить пригодность участников для работы в группе и по возможности отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать потенциально рабочую группу.

3. Выбрать при необходимости со-ведущего из своих коллег и эффективно с ним работать. Если ведущий работает один, то первоначально он сам проводит все упражнения тренинга, но по мере включения группы в игровую деятельность целесообразно выбирать ведущего или со-ведущего каждого нового упражнения из участников группы.

Сегодня довольно часто можно слышать о проведении тех или иных тренингов, а также об известных тренерах и их деятельности. В связи с растущей конкуренцией на рынке тренинг-услуг к тренерам предъявляются высокие требования. О некоторых из них мы расскажем ниже.

Тренер или ведущий тренинга – это подготовленный специалист, который проводит личностные или бизнес-тренинги. Он должен пройти профессиональную подготовку именно в той сфере, которая станет предметом его дальнейшей тренинговой деятельности. Например, ведущие психологических тренингов обязаны иметь образование психолога и сертификаты, подтверждающие их квалификацию именно в этой области. Поэтому процедура сертификации очень важна и ее стремится пройти каждый уважающий себя тренер.

Тренер может работать в тренинговом центре, целенаправленно занимаясь проведением тренингов и изучением их результатов. Ведущий тренинга может работать внутри одной компании и проводить тренинги для её сотрудников. Еще один вид тренера, который встречается намного чаще, - это тренер, работающий в режиме фриланса.

Для того чтобы быть востребованным в выбранной профессии, тренеру необходимо знать главные особенности тренинговой деятельности и требования к личности тренера.

1. При проведении тренинга первостепенную роль играет личность тренера: его мировоззрение, умение общаться с людьми, его практический опыт, его способности и таланты, а также энергия и чувство юмора. Эти качества особенно важны, если тренер ведет открытые тренинги, куда люди приходят по собственному желанию. Зачастую при выборе тренинга они смотрят на личность тренера, на его возраст, выработанный с годами стиль и манеру общения с участниками тренинга, а также жизненную позицию.

В каком бы возрасте ни начинал свою деятельность тренер, он должен иметь специальное образование и документы, подтверждающие его знания, умения и навыки, так как участниками тренинга могут стать и дети, и пожилые граждане, которые требуют особого внимания.

2. Ведущий тренинга должен иметь хорошее здоровье и быть готовым переносить большие эмоциональные нагрузки, так как тренинги могут длиться не один или несколько часов, а несколько дней подряд.

3. Перед проведением тренинга ведущему следует уделить особое внимание постановке голоса, ибо умение грамотно направлять голосовой поток при больших аудиториях поможет не сорвать голос и на протяжении долгого времени держать внимание аудитории.

4. В своей тренинговой деятельности тренеры обучают других людей, можно сказать служат неким примером, поэтому высокие требования предъявляются не только к его моральному облику, но и образу жизни. Авторитет тренера растет, если участники видят, что на практике он реализует декларируемые им ценности. Сложно призывать вести здоровый образ жизни, если ты злоупотребляешь с алкоголем, или вести тренинги коммуникативных навыков грубому и конфликтному человеку.

5. Обязательное требование к личности тренера заключается в том, что ему необходимо уметь всегда устанавливать необходимый контакт с группой, быть открытым и доброжелательным, уметь слушать, слышать и понимать людей с полуслова, а также быстро реагировать на их вопросы. Однако, не достаточно только установить контакт, необходимо создать атмосферу конструктивного общения, из которого участники тренинга приобретают определенный опыт и навыки. Поэтому тренер должен уметь выделять главные тезисы и доносить их в яркой и достаточно лаконичной форме. Хорошим преимуществом для тренера является приятный тембр его голоса, богатые мимика и жесты, опыт публичных выступлений или участие в спектаклях. Тренер-профессионал должен быть не только ярким, но и уметь примерять на себя разные маски-роли. Умение перевоплощаться столь же важно, как и умение чувствовать группу.

Таким образом, эффективность работы тренера и его профессионализм оценивается по следующим критериям:

  • во-первых, оценивается, насколько тренер хорош как личность. Популярность тренинга в большинстве случаев зависит от облика самого тренера.
  • во-вторых, тренер должен досконально знать свою тему и свободно владеть материалом. Только такой тренер может поделиться глубокими знаниями и навыками с аудиторией.
  • в-третьих, профессиональный тренер способен «зажечь» публику, создать определенный эмоциональный настрой, который задает правильную мотивировку для последующей деятельности.
  • в-четвертых, тренер должен быть умелым методистом и опытным педагогом, чтобы сформировать у участников тренинга необходимые умения и навыки, грамотно выстроить беседу. Тренер должен так построить тренинг, чтобы после него участники смогли с уверенностью сказать, что удовлетворили свою потребность.
  • и, наконец, тренер должен создать все условия для комфортного и конструктивного общения, обеспечить все необходимые организационные моменты. Эти моменты должен помнить и соблюдать каждый тренер, чтобы стать весомой личностью в сфере тренинг-услуг.

Сегодня довольно распространено мнение о том, что успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемой психотехники, задач, упражнений. Иными словами, принципиальное значение отводится психологическому инструментарию, при этом личностные характеристики ведущего считаются чем-то вторичным. Однако это не совсем так, и эффективность тренинга во многом зависит от личности тренера, от его умения создать в группе атмосферу эмпатии, искренности, самораскрытия, теплые взаимоотношения между членами группы и ведущим. Психологическая аксиома гласит: "Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности". Поэтому желательно, чтобы ведущий имел такие личностные качества, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для самопознания, самоактуализации и развития участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

И в любом случае это должен быть человек, способный руководить и находить общий язык с людьми разного возраста, профессий, уровня образования, характера, статьи. Ведущий должен иметь большой запас терпения, поскольку на протяжении работы он может встретить совершенно разных людей, столкнуться с различными проблемами, для решения которых требуются выдержка и волевой самоконтроль.

Дельным мнение.Г. Пузикова о том, что в психологической практике "использование слова "психологический" трактуется психологами так, что тренером может быть только психолог, хотя в последнее время значительная часть тренеров не имеют психологического образования и не стремятся получить ее. Мы склоняемся к мысли, что тренеру необходимо иметь психологическое образование, поскольку большинство механизмов тренинга базируются на психологии. Непонимание основ этой науки часто приводит к ошибкам.

Ошибки тренера является основной причиной неэффективности тренинга, хотя сам тренинг - самая эффективная технология по обучению конкретным навыкам и умениям. Ошибки тренера могут превратить тренинг на абсолютно бесполезную трату времени и денег" .

К сожалению, некоторые тренеры не уделяют достаточного внимания групповой динамике, не понимая ее механизмов, поэтому часто группы достигают меньших результатов, а иногда тренинги заканчиваются общим неудовольствием.

Наш опыт вполне совпадает с опытом.Г. Пузикова и его выводом о том, что двух одинаковых групп не бывает. У каждой группы своя скорость и свой результат.

Руководитель тренинга не может быть случайным человеком, которая решила проявить себя в этой сфере деятельности. Ведущий СПТ, его личностные характеристики, знания, навыки, умения являются, в определенной степени, средством развития как отдельной личности, так и группы в целом. Позиция консультанта, его стиль руководства группой (авторитарный, либеральный, дипломатичный, демократичный) и методы работы с группой не могут быть однообразными на протяжении всего тренинга. В психологии считают, что демократический стиль управления является более производительным, чем авторитарный или либеральный. Вместе с тем, все зависит не только от личностных особенностей руководителя, цели тренинга, общего направления, которого придерживается руководитель, но и от потребностей участников, групповой ситуации, уровня развития группы и тому подобное.

Когда задание для группы, четко структурированные (например, в учебных тренингах);

Когда участники оказались в растерянности и сами не понимают, что происходит в группе и как себя вести в этой ситуации;

Когда участники переживают сильный стресс и тому подобное.

Относительно дипломатического стиля, то его целесообразно использовать в напряженных эмоциональных и конфликтных ситуациях. Мы его ввели для того, чтобы побудить руководителя к такому стилю, который вобрал бы в себя самый изощренный инструментарий управления групповым процессом, который опирается не только на фундаментальные знания, собственный опыт, но и внутренние ощущения, интуицию, был гибким на протяжении всего тренинга.

А.Г. Грецов отмечает, чтобы успешно справиться с проведением психологических тренингов с подростками, руководитель должен обладать:

1) специальными знаниями и умениями, необходимыми для проведения такой работы. Они касаются как тренинговой работы, так и специфики работы с данной возрастной категорией;

2) знанием закономерностей развития психики подростков, знакомством с их современной субкультурой, потребностями, ценностями и жизненными реалиями. То, что говорит и делает руководитель, должно быть для подростков релевантным, то есть соответствовать их потребностям и співвідноситись с их реальным жизненным опытом;

3) собственным опытом прохождения тренингов в качестве участника, а также, желательно, и в роли ассистента тренера;

4) психологическими чертами, которые способствуют этой работе, в частности:

Высокий уровень социального интереса: концентрация на других людях, желание и способность им помогать;

Открытость для нового опыта;

Чувствительность к переживаниям других людей, емпатійність;

Способность выражать окружающим подлинные эмоции и переживания;

Ролевая гибкость, способность принимать разные роли с учетом текущей ситуации;

Оптимизм, энтузиазм;

Высокий уровень саморегуляции;

Уравновешенность, терпимость к фрустраций и ситуаций неопределенности;

Уверенность в себе, положительное самоставлення;

Высокий уровень общего и социального интеллекта.

Л.Ф. Анн считает, что основные задачи группового психолога в работе с подростками таковы:

Побуждение подростков к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также к разработке предложенных тем;

Создание в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;

Разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективних техник влияния.

Средства влияния, которые использует групповой психолог, разделяют на два вида: вербальные и невербальные.

По убеждению Л.Ф. Анн , руководитель тренинга, который работает с детьми, обязан:

I) иметь четкое представление о типе группы, которую создает, ее цели и задачи; 2) владеть диагностическими средствами отбора подростков в группы;

3) перенаправлять на стадии отбора в группу детей, склонных к психическим болезням, или тех, что находятся в глубокой депрессии, к другим специалистам;

4) информировать участников группы о главных правилах, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности;

5) избегать форм работы в группе, для выполнения которых у участников недостаточно подготовки и опыта;

6) давать понять с самого начала работы, на чем будет концентрироваться внимание группы;

7) защищать права детей в группе, решать, какой материал давать группе, в каких видах деятельности участвовать, быть чувствительным к любой форме группового давления, к попыткам унизить достоинство отдельного человека; такое поведение членов группы психолог должен блокировать;

8) логически обосновать для себя необходимость использования того или иного приема, быть компетентным в своих действиях;

9) создавать свой неповторимый стиль, который базируется на теоретических положениях и максимальной реализации личностного потенциала, использовать в практике группового обучения новейшие достижения в этой области;

10) подчеркивать важность принципа конфиденциальности, что касается личностного материала, принадлежащего подростку в группе;

11) избегать навязывания своих ценностей и убеждений детям в группе, уважать их способность самостоятельно размышлять и приходить к определенным выводам на основе полученной информации;

12) быть внимательным к появлению у отдельных детей признаков психического истощения; это можно ликвидировать, сделав общую перерыв, поскольку в других переутомление может быть менее заметной;

13) планировать дополнительные (после завершения работы группы) встречи, чтобы дети могли обсудить свои успехи, а психолог мог оценить эффективность группы как инструмента изменений у человека;

14) необходимо продолжать индивидуальную работу с теми детьми, которые после завершения работы группы чувствуют в этом необходимость.

А.В. Сидоренко разработала практический курс мотивационного тренинга, который по ее мнению предъявляет особые требования к личности тренера. Он должен обладать такими личностными качествами, как энергия, информированность, опыт, властность, острота ума и харизматичность.

Энергия - это, прежде всего, потенциальная сила. Энергия тренеру необходима, чтобы энергетизировать других.

Информированность тренера создает ощущение безопасности любого эксперимента. Широкое познание и умение увлекательно рассказывать о том, что ты знаешь, - верное средство преодоления любых эмоциональных затруднений в группе.

Властность. Тренер должен быть человеком, уверенным в ценности того, что он говорит и делает. Для него должно быть привычным, что любому его слову доверяют на 100% и что любое его слово веское.

Острота ума. Тренер должен быть человеком с весьма подвижными мислительними процессами.

Харизматичность. В идеале тренер должен быть таким человеком, чтобы участникам хотелось смотреть на него, слушать, идти за ним.

Образование. М.А. Чуркина и Н.В. Жадько считают, что наличие высшего образования не является достаточным условием для работы тренером.

Тренер должен обладать не только теоретическими знаниями, но и собственным опытом и представлениями. При отсутствии опыта продажу невозможно проводить тренинг по продажам. Далее они выделяют такие навыки (приводим в сокращенном варианте), которые касаются тренинга.

Навыки. самым Важным в работе тренера является навык публичных выступлений. Среди ключевых тренерских навыков заметим умение определять возможность достижения цели тренинга. Вместе с этим тренер должен уметь сформировать целостную концепцию тренинга. Одной из навыков тренера является умение подготовить программу тренинга. Программа - основа тренинга. Если программы нет - тренерское нагрузка возрастает в разы. Важным профессиональным навыком тренера является умение выбирать адекватные методы. Навык работы с группой взрослых участников - одна из актуальных, к тому же, это обязанность в тренерской работе. И, наконец, к вершине тренерского мастерства можно отнести умение оценить эффективность тренинга.

Кроме этого, они выделили качества, которые помогают в тренерской работе.

Для того, чтобы тренинг прошел в атмосфере доброжелательности и открытости, тренер должен уметь проявлять и вызывать симпатию у участников.

Тренеру надо быть целеустремленным и настойчивым, поскольку все должно доводиться до логического завершения, упорно двигаться к цели и вести за собой группу.

В любых формах публичной работы с людьми выдержка - обязательная личная характеристика. Выдержка не исключает быстрой реакции. Главное, чтобы реакция была именно быстрой, а не бурной. Быстрая реакция - обратная сторона подготовки и наличия подготовленных решений, она позволяет оперативно реагировать на любые изменения во время тренинга, выполнение или невыполнение задач, вопросы участников.

Отсутствие склонности к крайностям, например, любой повышенный интерес к себе (самокопание) говорит о том, что вам интересно только с собой.

Они выделяют и такие черты: гибкость, настойчивость, уметь не прибегать к роли "актера", грамотность, харизма, творчество, юмор, внешний вид, право на ошибку и репутация. Последняя в интеллектуальном сервисе, тренингах, составляет две третьих, если не все 90% успеха. Репутация - это то, что дается один раз и находится постоянно под угрозой.

А.В. Сидоренко в своем описании тренинга коммуникативной компетентности отводит неординарную роль критериям модели партнерских отношений, которые приводятся ниже.

1 . Принцип партнерства проявляется в том, что тренер исходит из предпосылки равного права каждого участника выражать свое мнение, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения и тому подобное, и поэтому внимательно и доброжелательно принимает все.

2. Тренер рассматривает тренинг как совместное творчество, ценит вклад каждого и отмечает этот вклад.

3. Тренер выполняет свои обязанности и обещания.

4. Тренер придерживается заявленных правил и последовательно требует этого от каждого участника.

5. Не избегает ответа на неудобные для него вопросы, оказывает помощь, "когда его об этом просят, и не отказывается демонстрировать предложенные им "техники" [там же, с. 26-27]. Собственный опыт подтверждает то, что в группе с нечетным количеством участников руководителю приходится принимать непосредственное участие в парных упражнениях, заменяя отсутствующего участника тренинга.

Преимущества тренинга в том, "... чтобы превратить группу в своеобразное зеркало, или, точнее, систему зеркал, в процессе своих конкретных проявлений в жизни определенной группы" .

К руководителю ПТ, который создает особую атмосферу, способствует саморозкриттю и психологическому росту ее членов, как отмечает академик АПН Украины Т.С. Яценко , предъявляются определенные этические требования, а именно:

1) иметь четкое представление о типе группы, которая создается, ее цели и задачи;

2) владеть диагностическими средствами отбора членов группы;

3) не включать в группу людей, которые склонны к психическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии;

4) предупредить будущих членов группы о том эмоциональную нагрузку, они могут почувствовать (пережить);

5) доводить до сведения участников основные правила, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности;

6) избегать таких форм работы с группой, для выполнения которых у ее участников недостаточно подготовки и опыта;

7) выяснить с самого начала работы группы, на чем будет концентрироваться ее внимание;

8) защищать право членов группы решать, какой материал представлять в группе, в каких видах деятельности участвовать. Быть чувствительным к любой форме группового давления, к попыткам унизить достоинство отдельного человека. Такое поведение членов группы руководитель обязан блокировать;

9) логически обосновывать для себя необходимость использования того или иного приема, быть компетентным в своих действиях;

10) создать свой неповторимый стиль, основанный на теоретических положениях и максимальной реализации собственного личностного потенциала. Использовать в практике группового обучения новейшие достижения этой отрасли;

11) не пользоваться возможностью "идеализации" себя со стороны отдельных членов группы и не манипулировать участниками обучения в своих интересах;

12) подчеркивать важность принципа конфиденциальности относительно личностного материала, принадлежащего членам группы;

13) избегать навязывания своих ценностей и убеждений участникам тренинга. Уважать их способности самостоятельно размышлять и приходить к определенным выводам на основе информации, которую можно получить в группе. Блокировать замаскированное желание помочь, попытки членов группы навязать свою волю другим;

14) быть внимательным к появлению у отдельных членов группы признаков психического истощения... Если в течение занятий у кого-то появятся болезненные симптомы в поведении, то таких людей необходимо в исключительно тактичной форме (не травмируя психики) отграничить от занятий;

15) подготовить участников группы к тому, что со стороны окружающих возможна отрицательная реакция на попытки реализовать групповые нормы в повседневной жизни. Проблемы, которые могут возникнуть, лучше все обсуждать в группе, рассмотрев способы и пути их решения;

16) планировать дополнительные (после завершения работы группы) заседание для того, чтобы участники могли обсудить свои успехи, и, чтобы руководитель имел возможность оценить эффективность группы как инструмента изменений в человеке; 17) продолжать индивидуальную работу с теми ее членами, которые после завершения основной работы испытывают в этом необходимость. Объяснить участникам, что эта группа является своеобразной учебной лабораторией самопознания, а нормы ее функционирования (несмотря на их гуманность) в жизни необходимо использовать очень осторожно. Свои взгляды на личность руководителя должна Бы.М. Мастєров. Он [цит. за: 133] считает, что руководитель психологической группы должен:

а) быть подготовленным и компетентным личностно и профессионально;

б) знать законы групповой динамики и видеть их проявления в конкретном групповом процессе;

в) знать и уметь использовать арсенал психотехнічних средств в соответствии с актуального момента СПТ;

г) уметь владеть языком тела, чувств, отношений, образов, метафор и т.др.

Учитывая требования к ведущему тренингов, будет логичным представить более полный перечень личностных качеств, которыми он должен обладать, И считает.В. Вачков , что обобщил многочисленные исследования профессионально важных личностных черт руководителей:

Концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

Открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

Емпатійність, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

Аутентичность поведения, то есть способность демонстрировать группе подлинные эмоции и переживания;

Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

Уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

Уверенность в себе, позитивное отношение к себе, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных точек, потребностей, мотивов;

Богатое воображение, интуиция;

Высокий уровень интеллекта.

Он считает, что именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, которого он придерживается) является важным фактором, который определяет успешность или неуспешность тренинга.

А.А. Горбатова пишет, что мировая практика выдвигает основные требования к руководителю тренинговых групп:

Теоретическая грамотность;

Практическая грамотность;

Постоянное личностное совершенствование.

Теоретическая грамотность тренера предполагает:

Знание основ психологии;

Владение теорией групповой работы;

Ознакомление с профессиональной этикой;

Общую широкую образованность.

Знание основ психологии. Прежде всего это касается психологии личности, психологии развития, общей психологии, социальной психологии, психодиагностики, психокоррекции и других отраслей.

Владение теорией групповой работы. Психолог должен иметь представление о динамике групповой работы, владеть управлением групповым процессом, факторами, от которых зависит эффективность участия в группе и тому подобное.

Знание профессиональной этики. Тренер должен руководствоваться этическим кодексом психологов. Этот пункт выделен в отдельный параграф, о чем речь будет идти дальше.







Я могу выслать вам подробную программу. Для этого укажите свои контакты в форме справа.

Оставить заявку

Для кого

Наш тренинг подходит как опытным тренерам, так и начинающим.
Он одинаково полезен как для бизнес-тренеров, так и для ведущих психологических тренингов.
И подходит для корпоративных тренингов, и для открытых.
Обычно у людей это вызывает удивление, но тренинг действительно полезен каждому, кто связан с тренерской деятельностью.
Если у вас возникает такой вопрос, я готова вам все объяснить по телефону. Укажите свои контакты, и я с вами свяжусь.

Оставить заявку

О тренере

Автор и ведущая тренинга - генеральный директор Тренинг-центра "Синтон" и тренер с 20 летним опытом.
Ольга сконцентрировала в тренинге опыт 30-летней работы крупнейшего Тренинг-центра России, который развивался под ее руководством. Прошло уже более 60 выпусков "Тренинга тренеров". Подготовлено более 1500 тренеров, которые успешно работают по всей России.
В Университете практической психологии Ольга заведует кафедрой ведения тренингов.
Создатель и главный редактор крупнейшего портала для тренеров Тренерская.ру

Оставить заявку

Стоимость



1. Основной курс
2. Продвинутый курс
3. Максимальный пакет

Оставить заявку

Записаться на тренинг

Записаться на тренинг

Дата

Тренинг находится в предварительной записи.

Если вам по каким-то причинам не подходят эти даты, вы можете узнать следующие даты тренингов у меня, отправив мне письмо в форме справа.

Оставить заявку

Место проведения

Тренинг проходит в Москве, по адресу:
Окружной проезд, д. 15, корп. 2 здание НИИ «ГИПРОРЕЧТРАНС». .
Наш тренинг проходит в зале с уютной атмосферой и приветливыми сотрудниками.
О парковке, близлежащих отелях и ресторанах, где можно приятно пообедать во время прохождения тренинга, вы более подробно можете узнать у меня, оставив свои контакты в форме справа.

Оставить заявку

Стоимость участия

Есть 3 варианта участия в тренинге которые отличаются по содержанию и цене. Стоимость зависит от ваших целей на тренинг и составит от 15000 до 47000 руб.
Я буду рада проконсультировать и подобрать для вас индивидуальный вариант участия, исходя из ваших целей и специфики вашей тренерской работы. Для этого отправьте мне запрос в форме справа.

Оставить заявку

Почему мы?

Синтон - крупнейший Тренинг-центр России. Мы работаем в сфере тренингов с 1983 года и, по-сути, во многом создали эту отрасль в России.
Ольга Паратнова 10 лет являлась генеральным директором Синтона, провела этот тренинг уже 68 раз и подготовила более 1500 тренеров, которые успешно работают по всей России.
За 3 дня вы сможете перенять колоссальный опыт, накопленный Синтоном за 33 года. Тренинг проводится уже 12 лет, многие участники приходят по рекомендациям и записываются за несколько месяцев вперед.
Если вы планируете участие или просто думаете, рекомендую оставить заявку. Это увеличит вероятность того, что вы попадете в данный набор.

Оставить заявку

Получить программу

Сложно рассказать коротко про 3 интенсивных дня, увлекательные и наполненные тренерской практикой. Но если очень коротко:
1 день - ключевые тренерские компетенции. Создание упражнений и их модификация;
2 день - управление групповой динамикой, виды упражнений в тренинге и разработка мини-программ;
3 день - разработка авторской программы тренинга, работа со сложными участниками;
4 день - защита и 1,5 часовое проведение демо-тренинга с развернутой обратной связью по его итогу.

Я могу выслать вам подробную программу, для этого укажите свои контакты в форме справа.

Получить программу

Получить материалы

В этом тренинге собран 30 летний опыт нашего Тренинг-центра по проведению тренингов. Сложно описать все в двух словах, поэтому, чтобы лучше понять суть и содержание нашей программы, мы собрали для вас материалы, которые помогут во всем разобраться и понять отличия нашего тренинга от других предложений на рынке.
Я вышлю их вам на электронную почту. Для этого укажите свои контакты в форме справа.

Получить материалы

Узнать подробнее

Оставьте заявку и мы вышлем вам подробную программу 3 дней Тренинга Тренеров Ольги Паратновой. Перезвоним и с радостью ответим на все интересующие вопросы.

Заказать звонок

Получить полную программу

Оставьте заявку и мы вышлем вам подробную программу 3 дней Тренинга Тренеров Ольги Паратновой. Перезвоним и с радостью ответим на все интересующие вопросы.

Получить программу

Забронировать пакет "Стандарт"

Мы разработали несколько вариантов участия в тренинге, которые включают в себя различные блоки и отличаются по цене. Вы можете выбрать наиболее подходящий для себя формат.
Есть три варианта участия в тренинге:
1. Основной курс
2. Продвинутый курс
3. Максимальный пакет
Стоимость пакетов варьируется от 19000 до 47000 руб. Это зависит от выбранного пакета и сроков оплаты. Оставьте заявку, я с радостью подробно расскажу о каждом пакете и под ваши задачи вместе подберем индивидуально для вас вариант участия в тренинге.

Получить программу

Забронировать пакет "Оптимум"

Мы разработали несколько вариантов участия в тренинге, которые включают в себя различные блоки и отличаются по цене. Вы можете выбрать наиболее подходящий для себя формат.
Есть три варианта участия в тренинге:
1. Основной курс
2. продвинутый курс
3. Максимальный пакет
Стоимость пакетов варьируется от 19000 до 47000 руб. Это зависит от выбранного пакета и сроков оплаты. Оставьте заявку, я с радостью подробно расскажу о каждом пакете и под ваши задачи вместе подберем индивидуально для вас вариант участия в тренинге.

Получить программу

Забронировать пакет "Мастерский"

Мы разработали несколько вариантов участия в тренинге, которые включают в себя различные блоки и отличаются по цене. Вы можете выбрать наиболее подходящий для себя формат.
Есть три варианта участия в тренинге:
1. Основной курс
2. Продвинутый курс
3. Максимальный пакет
Стоимость пакетов варьируется от 19000 до 47000 руб. Это зависит от выбранного пакета и сроков оплаты. Оставьте заявку, я с радостью подробно расскажу о каждом пакете и под ваши задачи вместе подберем индивидуально для вас вариант участия в тренинге.