Производительные силы и всемирное хозяйство являются. Производительные силы и производственные отношения

В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения его форму.

Производительные силы это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида.

Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства.

Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства.

Основой любой системы производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.

Рабочая сила , есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены человеческим трудом.

Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются человеком в процессе трудовой деятельности. Предметами труда могут быть: сама природа, насколько она охвачена человеческим трудом; сырье, которое уже отделено от природы; обработанный материал и полуфабрикаты. Предмет труда оказывается, таким образом, вовлеченной в производство и преобразованной частью природы.

Предмет труда не пассивный объект, он играет в системе производительных сил определенную активную роль. Он постоянно предъявляет требования к рабочей силе, к инструментам и технологии производства. В условиях НТР эта активная роль предмета труда повышается благодаря развитию науки (химии), появляются совершенно новые предметы труда.

Средства труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Последним источником труда является природа. Человек пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи.

В форме средства труда человеком создаются такие силы, которые далеко превосходят его собственные. Без этого общество не могло бы достичь современных успехов в производстве.

Состав средств труда весьма разнообразен и меняется от эпохи к эпохе. Главными их элементами являются орудия труда, техника и постоянно развивающаяся по мере усложнения производства инфраструктура, то есть комплекс отраслей хозяйства обслуживающих производство (дороги, мосты, каналы, склады, энергетическое хозяйство, транспорт, получающая все большее развитие компьютерная сеть и т.д.

Техника это прежде всего совокупность различных устройств созданных человеком (машин, инструментов, компьютеров, транспортных средств и т.п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства, удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт результат производственной деятельности людей. Она поэтому составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном счете характер и содержание способа производства.

Но технику нужно еще понимать и как совокупность различных навыков устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Те или иные устройства, созданные человеком, могут практически применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня профессиональных умений. И, наоборот, навыки, профессиональная подготовка и умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем, созданных человеком устройств и, в свою очередь, содействуют или препятствуют их совершенствованию.

Техническая деятельность в условиях НТР носит сложный, противоречивый характер. Но современная техника не просто является "продолжением руки человека", многократным "усилием" его мускульной энергии, но и средством позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый ряд интеллектуальных задач. Передавая ряд рутинных интеллектуальных операций компьютерам, человек высвобождается для специфической человеческой, конструктивной и проективной деятельности. Опосредованно через систему общественных отношений техника влияет на весь образ жизни и мировоззрение человека.

Таким образом производительные силы всегда образуют систему взаимодействия человечески-субъективных и вещественно-предметных элементов в реально существующем общественном процессе производства. Человеческая рабочая сила создает все производительные силы, организует их взаимодействие. Она осуществляет функцию целеполагания для деятельности и дальнейшего развития производительных сил, роста производительности труда. Вместе с тем технический базис производства предъявляет к человеку свои особые возрастающие требования.

С развитием производительных сил происходит и совершенствование механизма их взаимосвязи. Это практически реализуется в разделении и кооперации труда через организацию и управление производством.

Процесс труда всегда имел кооперативную основу, т.к. люди могли и могут эффективно производить только постоянно взаимодействуя в труде. Однако, эффективность кооперации всецело зависит от степени разделения труда и развития обмена деятельностью, т.е. от индивидуализации и специализации производителей.

Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества и таким образом становится важной производительной силой. Организация и управление развитием ПС так же становится производительной силой, если они всесторонне учитывают разделение (дифференциацию) и обобществление (интеграцию) труда в соответствии с закономерностями развития общественного производства. Через управление и организацию осуществляется непосредственно связь производительных сил и производственных отношений, а сами они, входя в систему производительных сил одновременно становятся элементами соответствующих производственных отношений.


Производительные силы - орудия, при помощи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному опыту и навыкам к труду. Состояние производительных сил отвечает на вопрос, какими орудиями производства производят люди необходимые для них материальные блага, выражает отношение общества к природным силам. От исторического уровня развития производительных сил, совершенства орудий производства, от производственного опыта и навыков людей к труду зависит и производительность общественного труда. В каждый исторический момент жизнь общества определяется в конечном счёте производительными силами, которыми оно располагает.

Существование первобытного человека так же немыслимо без лука и стрел, каменного топора и пр., как не мыслимо существование современного капитализма без машин, а также без рабочих, составляющих основную производительную силу общества. Развитие производительных сил, прежде всего развитие орудий производства, лежит в основе изменения и развития (см.). Изменение же способа производства приводит к изменению всего общественного строя. Производительные силы не существуют вне определённой общественной формы, т. е. вне (см.). Марксизм-ленинизм подвергает резкой критике концепции, рассматривающие производительные силы вне их взаимодействия с производственными отношениями, с которыми они неразрывно связаны. Такова, например, когда бухаринская концепция, абсолютно чуждая марксизму.

Развитие производительных сил можно понять лишь в связи с производственными отношениями. Производительные силы являются основой, на которой вырастают определённые производственные отношения. Но эти последние, возникая на базе производительных сил, оказывают на них огромное воздействие. Если производственные отношения не соответствуют характеру производительных сил, находятся в состоянии противоречия с ними, они тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Это несоответствие и противоречие вызывается тем, что производительные силы всегда идут впереди, являясь наиболее подвижным и революционным элементом производства. Революционность и подвижность производительных сил объясняется тем, что с помощью орудий производства люди добывают средства существования, необходимые для жизни. Стремясь поднять материальный уровень еврей жизни, люди совершенствуют орудия производства, добиваются подъёма производительных сил.

Отсюда закономерность отставания производственных отношений от развития производительных сил, возникновение на определённой ступени развития противоречия между ними. Чтобы производительные силы могли дальше развиваться, необходимо уничтожение старых производственных отношений и замена их новыми производственными отношениями. Марксизм учит, что новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил. Так, современные производительные силы капитализма не могут уже развиваться, как раньше, ибо буржуазные производственные отношения тормозят это развитие. Напротив, производительные силы советского общества развиваются бурными темпами, ибо этому способствуют социалистические производственные отношения.

В работе «О диалектическом и историческом материализме» И. В. Сталин дал картину развития производительных сил от древних времён до наших дней: «Переход от грубых каменных орудий к луку и стрелам и в связи с этим переход от охотничьего образа жизни к приручению животных и первобытному скотоводству переход от каменных орудий к металлическим орудиям (железный топор, соха с железным лемехом и т. п.) и, соответственно с этим, переход к возделыванию растений и к земледелию; дальнейшее улучшение металлических орудий обработки материалов, переход к кузнечному меху, переход к гончарному производству и, соответственно с этим, развитие ремесла, отделение ремесла от земледелия, развитие самостоятельного ремесленного и потом мануфактурного производства; переход от ремесленных орудий производства к машине и превращение ремесленно-мануфактурного производства в машинную промышленность; переход к системе машин и появление современной крупной машинизированной промышленности,- такова общая, далеко неполная, картина развития производительных сил общества на протяжении истории человечества». Вместе с изменением орудий производства и в тесной связи с ними развивались и люди, составляющие важнейший элемент производительных сил, развивались их навыки к труду.

При переходе от старой формации к новой существующие производственные отношения ликвидируются, тогда как производительные силы сохраняются и развиваются далее.

В любой экономической системе существует два вида отношений: людей к природе и людей друг к другу. В соответствии с этим подходом можно выделить две крупные подсистемы: производственные силы и производственные отношения. Каждая из них является ложной системой, со своими частями, элементами, связями и отношениями.

Производительные силы - это совокупность личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии. Функциональным назначением производственных сил является освоение и преобразование природы, обмен веществ между человеком и природой для обеспечения условий существования общества.

В качестве элементов производственных сил выступают люди и средства производства. Производственные силы изучают различные науки. Экономическая теория рассматривает общественную природу производственных сил, уровень и характер их развития, структуру и функции.

Уровень производительных сил - определяется несколькими параметрами: квалификационным, общеобразовательным, культурно-техническим уровнем совокупного работника общества; степенью развитости технологии и средств труда; уровнем внедрённых в производство научных достижений; масштабом овладения силами природы.

Характер производительных сил даёт представление об их общественной организации, указывает на их связь с разделением и кооперацией труда, на степень обобществления средств производства. Поэтому уровень производственных сил в разных странах может быть одинаковым, а характер в то же время - различным.

Структуру производительных сил образуют:

Материальные производительные силы. Они представляют собой совокупность личного и вещественного и вещественного факторов производства в их взаимосвязи и взаимодействии;

Духовные производительные силы. Поскольку средства производства могут быть включены в общественное производство только тогда, когда к ним приложен живой труд, то главной производительной силой являются люди с их знаниями, опытом, навыками к труду.

Общественные производительные силы. К ним относится производительная сила совместного труда, обусловленная разделением и кооперацией труда. Этот вид производительных сил отражает их общественную природу.

В процессе труда, на основе отношений людей к природе, складываются и определённые взаимоотношения людей, которые обусловлены производством материальных и духовных благ, услуг, а потому называются производственными.

Производственные отношения - это реальные, объективные отношения людей друг другу. Они образуют относительно самостоятельную сложную иерархическую систему со своими уровнями, структурой, субъектами и объектами.

Субъектами производственных отношений являются социальные группы, трудовые коллективы, индивиды, общество.

В экономической системе в качестве субъектов производственных отношений выступают ассоциированные субъекты хозяйствования и субъекты собственности: государство, фирмы, домашние хозяйства. Поэтому можно выделить следующие виды производственных отношений:

между отдельными государствами (международные производственные отношения);

между государством и фирмами;

между отдельными предприятиями;

внутри предприятия между его подразделениями;

между государством и домашними хозяйствами и др.

Причиной возникновения отношений между экономическими субъектами являются присущие им потребности и интересы (Интересы - объективная направленность деятельности людей по удовлетворению своих потребностей). Благодаря наличию интересов люди вступают в совместную производственную деятельность и обмениваются результатами этой деятельности, т.е. вступают в производственные отношения.

Производственным отношениям присущи такие качества, как объективность, материальность, историчность.

Объективность означает независимость от воли и желания людей. Однако особенность производственных отношений заключается в том, что они могут существовать только в субъективных действиях участников производства.

Материальность проявляется в производственном (зависимом) характере отношений от разделения и организации труда в обществе.

Историчность есть принадлежность производственных отношений к конкретной экономической системе, их развитие во времени.

В системе производственных отношений можно выделить два крупных блока: организационно-экономические и социально-экономические отношения. Оба вида отношений тесно переплетены.

Организационно-экономические отношения возникают между экономическими субъектами в процессе организации производства. Их можно рассматривать как подсистему и как относительно самостоятельную систему отношений, в основе которой лежат способы, формы и методы организации взаимодействия элементов экономической системы. Поскольку эти способы, формы и методы не совпадают для разных экономических систем, в каждой конкретной системе существуют свои специфические организационно-экономические отношения. Вместе с тем в этих отношениях можно найти и общее: разделение и специализацию труда, кооперирование, концентрацию и комбинирование производства.

Социально-экономические отношения составляют другую крупную группу в системе производственных отношений. Они выражают отношения между людьми посредством отношения людей к вещам и благам. К последним можно относиться только как к своим или чужим, поэтому в данном случае определяющую роль играют отношения собственности.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, совокупный работник «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются веществ. П. с. - средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен человека. Важнейшая составная часть средств труда - это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.) . Совокупность функционирующих средств производства образует материально-технич. базу, производительное богатство общества. Рост вооружённости совокупного работника средствами производства, его рабочей силы и организации труда являются главными факторами историч. процесса повышения производительности труда как одного из всеобщих законов существования П. с. Масштабы воспроизводства человека как гл. П. с. определяются уровнем развития потребительного богатства общества - культурно-бытовой базы (жил. фонд, социальная инфраструктура и т. д.) , накопленным духовным богатством, культурой, а также свободным временем населения и функционированием семьи.

В своём восходящем развитии П. с. принимают три усложняющиеся формы: естеств. П. с. , обществ. П. с. и всеобщие П. с. ; они проявляются в процессе историч. развития общества в виде трёх последоват. ступеней развития: первичные, или архаич., П. с. , вторичные, или антагонистич., П. с. , коммунистич. П. с. Всеобщий развития П. с. состоит в том, что материальные возможности последующей формы П. с. зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества.

Естеств. П. с. труда, если отвлечься от уровня развития обществ. производства (см. т. 23, с. 521) , могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т.п.) и к силам окружающей человека природы: естеств. богатству средствами жизни и труда.

Обществ. П. с. труда возникли в результате историч. развития процессов объединения и разделения труда, т. е. в результате роста обществ. характера труда. Глубокий вторичных П. с. проявился в закреплении умств. труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губит. труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.

Развитие вторичных П. с. проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистич. обществ.- экономич. формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) . В пределах каждой из этих ступеней П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определ. обществ.-экономич. формации П. с. в свою очередь могут проходить технологич. способов производства. Для капиталистич. П. с. это простая , мануфактура, крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизиров. .

Всеобщая П. с. как качественно новая П. с. есть развивающегося обществ. индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как « общественное », «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий » (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 2, с. 214, 215) . Первая форма соединения науки с производством в качестве непосредств. П. с. (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществлённого труда (капитала) над живым наёмным трудом. Высшей формой этого процесса во 2-й пол. 20 в. выступает автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Вместе с тем новые и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеч. труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством (в виде инженерно-конвейерной организации массового производства) явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабат. пром-сти в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технич. революции, быстрому изменению качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и созданию новых предметов труда. Получает развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение обществ. знания в самом совокупном работнике в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха) . Это подводит развитие индивидов к тому пределу, который возможен в условиях антагонистич. общества, всесторонне выявляет болезненное и деформацию процесса развития П. с. в результате господства капитала и поднимает на качественно но-вую классовую борьбу пролетариата против отживших производств. отношений. Торможение развития П. с. устаревшими производств. отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней П. с. с передовыми. Осн. населения земного шара ещё занята простым физич. трудом без применения машин.

Одна из главных движущих сил развития П. с. в антагонистич. обществе - , социальные революции и масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. Только социальная кардинально меняет масс в системе П. с. , поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значит. степени измеряется и оценивается обществ. .

П. с. , образующие основу коммунистич. формации, характеризуются нарастающим торжеством всеобщих П. с.- активным, творч. контролем науки над всеми сторонами обществ. производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая П. с. , условие развития всех. Однако эта новая ступень П. с. возникает в виде переплетения обществ. и всеобщих П. с. , достающихся «в наследство» от капитализма. Социалистич. революция подчиняет развитие производства требованиям науки об обществе и создаёт новую формацию вначале на базе существующих технологич. условий производства и производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку производств. отношений, но и качеств. , внутр. структуру П. с. , поскольку меняется положение трудящихся, для которых открывается доступ к образованию, культуре, активной производств. и обществ. деятельности. В этом залог огромных потенций развития новых П. с. , создания гораздо более высокой производительности труда, необходимой для победы нового обществ. строя. Новые, социалистич. производств. отношения стали важным фактором ускорения развития П. с. Успех политики социалистич. индустриализации, развитие науки и культуры социалистич. стран в короткий срок подняли совокупного работника и материально-технич. базу социализма до уровня, необходимого для решения осн. задач науч.-технич. революции. Формирование и удовлетворение возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоев трудящихся, ускорение всестороннего и гармоничного развития самого человека служат важнейшим условием создания П. с. , адекватных коммунистич. формации.

Ю. А. Васильчук.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

единство, субъективных (рабочая ) и вещественных (средства произ-ва) факторов, необходимых для преобразования вещества природы в нужные человеку продукты, составляющих активное отношение человеч. общества к природе на данной ступени его историч. развития; основа развития общества.

В ходе историч. развития наряду с прогрессирующим развитием отд. элементов П. с. расширяется и усложняется их состав. На всех ступенях историч. развития П. с. включают людей как производителей материальных благ и средства произ-ва, т.е. средства и предметы труда, используемые в производств. процессе. Человек как производит. Сила – это работник, обладающий исторически достигнутыми устойчивыми трудовыми навыками и определ. кругом научно-технич. знаний, к-рые применяются им в процессе создания благ при данных историч. условиях произ-ва. Работник – творч. начало, активный процесса труда.

"Первая производительная сила всего человечества есть , трудящийся" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 334). Среди средств произ-ва решающими являются средства труда, к-рыми воздействует на труда, придавая ему нужную форму. Средства труда являются мерилом развития самой человеч. силы и показателем тех обществ. отношений, при к-рых совершается труд. "Экономические эпохи различаются не тем, чтó производится, а тем, как производится, какими средствами труда" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 187). Наиболее существ. часть совр. средств труда составляют механич. средства (орудия труда, орудия произ-ва) – инструменты, машины. Маркс назвал их "костно-мускульной системой произ-ва". Степень развития механич. средств труда является первостепенным показателем технич. прогресса. Гл. отличит. каждой из эпох обществ. произ-ва коренится именно в том, насколько развиты средства труда. Совершенствование их, приводящее к глубоким качеств. сдвигам в технике и технологии произ-ва, является конечной причиной изменения производственных отношений, определяет переход от одного типа производств. отношений к другому. "Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталистом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 133).

Меньшее имеет "сосудистая система произ-ва" – трубопроводы, различные емкости. Но с развитием металлургич. и особенно химич. пром-сти роль этой системы необычайно возрастает; она превращается в важнейший элемент самой машины. К средствам труда Маркс относил также производств. здания, железные и шоссейные дороги, освоенные водные пути, каналы, средства связи и т.п., а также землю как производств. площадь и как носительницу естеств. свойств, используемых для воздействия на предмет труда. К средствам труда могут быть отнесены и др. покоренные человеком естеств. силы, напр. пар, электричество, атома, света, ветра, рек и т.п.

Веществ. часть П. с. образует материально-техническую базу общества. П. с. выполняют определ. обществ. функцию прежде всего в процессе труда. Ни машина, ни человек не являются П. с., если они не включены в процесс произ-ва. Вне действующего отношения человека к природе ни один из элементов произ-ва не выступает в качестве П. с. Понятие П. с. методологически надо выводить из объективного единства моментов трудового процесса как отношения людей к природе, неотъемлемой частью к-рого является и предмет труда. Предмет труда – это не первозданная , а обществ. , выполняемая веществом природы и приобретаемая им в тот , когда человек делает его объектом труда. Вопрос о предметах труда – это прежде всего о материалах, из к-рых производятся сами средства труда, различные виды сырья, а также предметы потребления. Но используемых в произ-ве материалов дает весьма существенный, хотя и не решающий, признак определ. эпох в развитии обществ. произ-ва. Использование человеком нового вещества или силы природы знаменует шаг вперед в развитии П. с. (см. тамже, прим. 5а).

Взаимоотношение человека и средства труда, хотя и является важнейшим моментом внутр. самих П. с., тем не менее еще не исчерпывают диалектики самого труда как активного процесса воздействия на природу. В трудовом процессе средства труда выступают слитно с человеком как одно , направленное на обработку предметов труда. "Человек и его труд на одной стороне, природа и её материалы на другой..." (Маркс К., Капитал, т. 1, с. 191). Это внутри единства, к-рое представлено в П. с. и к-рое содержит собственное движущее , реализующееся в условиях взаимодействия П. с. и производств. отношений. Необходимость включения в состав П. с. всех средств произ-ва вытекает также из наличия момента относительности и подвижности категорий "средства труда" и "предметы труда". "... Является известная потребительная стоимость сырым материалом, средством труда или продуктом, это всецело зависит от её определённой функции в процессе труда, от того места, которое она занимает в нём, и с переменой этого места изменяются и её определения" (там же, с. 189). Даже машина, подвергающаяся ремонту и усовершенствованию, превращается в предмет труда. А в таких отраслях произ-ва, как, напр., химич. пром-сть или сел. х-во, различие между средствами и предметами труда подчас провести вообще невозможно.

Данная историч. ступень развития П. с. выражается в определ. уровне производительности обществ. труда, измеряемой количеством продуктов, произведенных в единицу времени. Понятия "П. с." и "производительность труда" неразрывно связаны. П. с – это факторы, потенции производительности труда, а последняя – П. с. в результатах произ-ва. Поэтому уровень производительности труда в конечном счете играет ту же роль в развитии производств. отношений, что и уровень П. с. "Производительность труда, это в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 394).

П. с. составляют только одну сторону способа производства и всегда связаны с определ. обществ. отношениями. Маркс открыл закон соответствия производственных отношений характеру П. с: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6). Производств, отношения, складываясь в соответствии с уровнем развития П. с., в свою очередь активно воздействуют на П. с., являются обществ. формой их движения. Конфликт между П. с. и производств. отношениями составляет материальную основу социальных революций в антагонистич. обществах, приводящих к победе новых производств. отношений. При социализме общество способно своевременно обнаруживать назревающие противоречия между П. с. и производств. отношениями и планомерно разрешать их. Возможность активного воздействия производств. отношений на развитие П. с. вытекает из глубокого единства и взаимопроникновения этих сторон произ-ва. П. с. являются материальными носителями производственных отношений. Работники произ-ва – не только главная П. с., но и участники производств. отношений. Вследствие этого элементы П. с. выступают как вещественно-натуральные формы производств. отношений и получают специфич. социальную , определяемую производств. отношениями. Напр., в условиях капитализма средства произ-ва – , является орудием эксплуатации одной частью общества другой, лишенной средств произ-ва. При социализме средства произ-ва являются объектом обществ. собственности. Социалистич. П. с., в отличие от капиталистических, развиваются без кризисов и спадов, планомерно и непрерывно. При капитализме значительная часть рабочей силы не находит себе применения в производстве, хищнически растрачивается, дисквалифицируется. В СССР безработица давно не существует. Социалистическое общество организует планомерную подготовку, распределение и использование рабочей силы с учетом изменений в составе и структуре П. с. Неуклонно растет общеобразовательный уровень населения СССР, идет процесс стирания существенных различий в общеобразовательном уровне работников физического и работников умственного труда.

Социальная сущность П. с. проявляется и в том, что экономич. законы данного обществ. строя определяют структуру, размещение, пропорции, темпы и характер развития, формы концентрации и управления П. с., динамику роста культурно-технич. уровня и условия жизни работников.

Кооперация и , являясь формами совместной деятельности людей в произ-ве материальных благ, выступают как элементы П. с. общества. "... Способ совместной деятельности есть "производительная сила"..." (там же, т. 3, с. 28).

Кооперация, разделение и труда образуют т.н. обществ. организацию П. с., выражают способ их функционирования и размещения по родам обществ. произ-ва. Пром. переворот привел к глубокому сдвигу в обществ. характере произ-ва, сделав кооперацию осн. формой труда в пром-сти и необычайно развив разделение труда в обществе.

Совр. произ-во основывается на широком применении достижений науки. Предвидя органич. соединение произ-ва и науки, Маркс называл ее "... всеобщей общественной производительной силой..." (там же, т. 26, ч. 1, с. 400). Превращение науки в непосредственные П. с. начинается с появления машины, заменяющей ручной инструмент, и особенно бурно происходит в условиях совр. научно-технической революции. Формы, в к-рых действует как П. с., следующие: использование в произ-ве продуктов науч. труда – теоретич. исследований в области математики, физики, химии, биологии, технич. открытий и изобретений, направленных на совершенствование средств и предметов труда, на создание новых машин и механизмов, в т.ч. электронно-счетных машин и новых материалов, методов разведки полезных ископаемых и комплексной разработки природных богатств и т.д.; реализация практич. выводов экономических и системных исследований в области размещения П. с., организации труда и произ-ва, использование экономико-математич. методов в планировании и управлении произ-вом; научный труд конструкторов, лаборантов, инженеров, агрономов, рационализаторов как составная и неотъемлемая часть совокупного производит. труда по обслуживанию текущих технологич. процессов; научно-технич. оборудование совр. заводских лабораторий; конструкторских бюро, н.-и. ин-тов, работающих на произ-во.

Развитие П. с. является основой строительства коммунизма в СССР и постепенного преобразования социалистич. обществ. отношений в коммунистические, создания изобилия материальных благ. Создание материально-технич. базы коммунизма определено в Программе КПСС (1961) как главная экономич. задача партии и сов. народа. Коммунистич. общество предполагает достижение несравненно более высокой ступени развития П. с., чем их нынешняя ступень, качеств. сдвиги во всех элементах, составляющих П. с. Техника и произ-ва будет развиваться в направлении полной электрификации всей страны, всех отраслей нар. х-ва, комплексной, т.е. всесторонней, механизации и все более полной автоматизации пром-сти, транспорта и связи, широкой химизации нар. х-ва и производств. применения атомной энергии. На совр. этапе в огромной степени возрастает роль химии в производств. процессах. Она открывает возможности изменять свойства природных материалов, создавать новые материалы, к-рые не встречаются в природе, революционизировать предметы труда, ускорять течение технологич. процессов и на этой основе повышать производительность труда, улучшать продукции, позволяет резко интенсифицировать с. х-во. По своему воздействию на производство приближается к электричеству. Будет создана рациональная организация обществ. произ-ва во всех отраслях нар. х-ва. Развитие П. с. коммунистич. общества предполагает также дальнейший подъем культурно-технич. уровня трудящихся путем осуществления всеобщего обязат. среднего образования, развития высшего и среднего спец. образования на базе сокращения рабочего дня и использования свободного времени для всестороннего и гармонич. развития человеч. личности.

Макро и микро- ЭКОНОМИКА

Раздел 1. Методологические основы формирования и развития рыночных отношений

Темы

1. Предмет и методы экономической теории

2. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения

3. Собственность и рыночная экономика

4. Рынок: общая характеристика

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

План

1. Производственные силы общества

2. Экономика и экономическая теория

3. Методы познания экономических явлений

Производственные силы общества

Понятие, экономическая деятельность людей направлена и предлагает производство создания материальных и духовных благ.

Развитие общественного производства – предполагает наличие средств производства (средств труда и предметов труда).

Средства – то чем человек воздействует на природу (танки, машины).

Предметы труда – то на что человек воздействует в процессе туда (нефть, хлопок).

Сырьё – это предмет труда, предварительно подвергшийся воздействию человека.

Рабочая сила – совокупность физических, духовных, интеллектуальных способностей к труду.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность людей, ведущая к экономическому результату.

В экономической деятельности заняты – экономические субъекты (агенты):

· наёмный работник;

· собственник;

· предприятие, фирма;

· государство.

Под давлением общественных потребностей формируются фазы общественного производства:

1 фаза: непосредственное производство;

2 фаза: распределение;

3 фаза: обмен (деятельностью, информацией);

4 фаза: потребление.

Система субъективных экономических интересов трансформируются в логику объективных экономических отношений.

Совокупность средств производства и рабочей силы составляют производительный силы общества.

Виды производительной силы общества:

1. естественные производственные силы (природные ресурсы);

2. общественные (средства производства, технологии, уровень экономической культуры общества);

3. всеобщие (образование, наука, информация).

2. Экономика и экономическая теория Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создаются богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества.

Существует два аспекта экономики: 1) экономика как наука;

2) экономика как хозяйство.

Как наука : система знаний об эффективном ведении хозяйства, о развитии экономических отношений между людьми; система знаний об эффективном, рациональном использовании ограниченных ресурсов, выступает как исследование различных форм хозяйства, как личное хозяйство.

Как хозяйство: включает в себя фирмы, предприятия, отрасли экономики.


Экономическая теория – изучает закономерности развития общественного производства, развития экономических производственных отношений.

Наиболее значимые современные экон-ие теории: трудовой стоимости - разработана эк-ми А.Смитом, Д.Риккардо и К.Марксом – центральное место в теории отводится роли труда в эк-ой жизни общества, исследованию потребительской стоимости и стоимости товара, ведущей роли капитала и прибыли в расширенном произ-ве, двойственной природе труда, методике расчёта цены на основе общественно необходимых затрат; спроса и предложения - теория предложения исследует мотивационный эффект изменений налоговой с-мы, оказываемый совокупное предложение.Основателями этой теории в конце 60-х г. 20 века были эк-ты М.Фелдетайн, М.Боскин, Л.Лаффер. которые обосновали возможность налогового стимулирования эк-го роста за счёт налоговых ставок ; благосостояния - основана на применении к эк-ке принципа ведущей роли потребителя и наличия эк-го оптимума. При определённых условиях конкретное равновесие производства и распределения ресурсов может быть достигнуто в рыночной эк-ке (закон В. Парето); большого толчка - разработана П.Розенштейн-Родоном, который предложил её для слаборазвитых стран европейской периферии для вывода эк-ки из состояния послевоенной стагнации; экономического роста – исследует взаимосвязи общих показателей развития нац-го хоз-ва и определяет предпосылки для обеспечения сбалансированного роста эк-ки. Основы этой теории были заложены эк-ом Г. Фельдманом при разработке первого пятилетнего плана развития народного хоз-ва СССР; кризисов - представляет собой часть эк-ой теории цикличности. Которая объясняет возникновение периодических кризисных фаз в эк-ом развитии. Теория сформулирована эк-ом Н.Кондратьевым в 30-е годы 20 века и развита К.Кларком.; индустриального общества - выдвинута эк-ом Р.Ароном и Дж.Гэлбрейтом в середине 20 века. Основная идея состоит в том, что в индустриальном обществе статус собственности на средства произ-ва теряет своё значение. Усиливается роль гос-го регулирования эк-ки, а ключевым факторами произ-ва становятся знания и умения инженерно-управленческого персонала ; цикличности эк-ки - описывает периодически повторяющиеся схожие фазы эк-ой динамики. Данной теорией занимались такие эк-ты как: к.Маркс. Н.Кондратьев, У.Митчел, К.Кларк и др.; и ряд др.

Цель экономической теории – в выработке и эффективном использовании экономических знаний.

Задачи экономической теории – в том, чтобы не просто описать экономические явления, а показать взаимосвязь между ними их взаимодействия, т.е. охарактеризовать экономическую систему в её целостности и развитии.

Объектом экономической теории является – экономические явления (производство, обмен, спрос, безработица, деньги и т.д.).

Предмет экономической теории является – система экономических отношений возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ т.е. взаимоотношение производственных сил и производственных отношений.

Экономический закон – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров и объёмом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов – они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства.

Наиболее важные законы:

Закон убывающей предельной полезности - заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньше удовлетворение, впервые сформулирован немецким эк-ом Г.Госсеном в 1854 г. «первый закон Госсена»

Закон предложения – показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

Закон возрастания относительных издержек – характеризует взаимосвязь между увеличением произ-ва одного продукта за счёт уменьшения произ-ва другого продукта.

Закон денежного обращения – говорит о том, что количество денег в обращении должно обеспечивать соблюдение баланса между денежной массой и стоимостью блага, подлежащего реализации.

Закон Вальраса – денежная стоимость всех товаров на стороне предложения в условиях общего равновесия равна общей денежной стоимости товаров на стороне спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, а повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

Закон убывающей отдачи – говорит о том, что в короткие временные периоды. Когда величина производных мощностей является фиксированной. Предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определённого уровня затрат этого переменного фактора.

Закон падения средней нормы прибыли – говорит о том, что рост производительной силы труда способствует повышению ограниченного строения капитала и приводит к падению нормы прибыли. Сформулировал К.Маркс.

Закон убывания производительности труда – отражает принцип снижающейся эффективности последовательных затрат труда, капитала и убывающего плодородия почвы.

Закон убывающей доходности капитала – отражает снижение доходности капитала в результате того, что возрастающий капитал используется постоянным числом работников.

Закон распределения доходов (закон Парето) – выражает соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц в виде кривой нормального распределения доходов.

Закон Лаффера – отражает зависимость объёма налоговых поступлений в гос-ый бюджет от величины ставки налогооблажения и имеет максимум при определённом значении ставки.

Закон - отражает эмпирическую зависимость темпов отстаивания реального ВНП (внутренний национальный продукт) от превышения безработицей её «естественного» уровня: при росте «циклической» безработицы на 2% отставание реального ВНП от потенциального составляет 4%.

Закон C’z – исходный принцип моделирования условий макроэкономического равновесия (совокупный спрос = совокупному предложению), лежащий на основе «классической» модели равновесия.

3. Методы экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.

Метод познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

На стадии живого созерцания происходит сбор факторов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов.

На стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е.образная её модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность.

Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.

Метод анализа – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путём исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений.

Синтез – это метод познания основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция – метод познания предполагающий умолчание от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже а гражданской одежде вы можете по его выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономико-математический метод анализа – данный метод достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания.

Метод экономического моделирования – основан на разработке экономических моделей. Экономическая модель – обобщённая статистическая картина развития экономической реальности.

Графический метод исследования – представляет нам наглядную картину развития экономических действий.