Проект российского авианосца нового поколения 23000э шторм. Что с ними стало? Кем разрабатывался «Шторм»

Перспективный авианосец - НЕДОРОГО! Часть II - проект 23000Э "Шторм", достоинства и недостатки March 19th, 2017

В повествования были рассмотрены подходы, позволяющие при сохранении не менее чем 30 узловой проектной скорости полного хода, снизить мощность, а значит и стоимость главной энергетической установки перспективного авианосца. Двухреакторная АЭУ с суммарной тепловой мощностью 700 МВт - это бесспорно серьезное снижение стоимости ГЭУ в сравнении с четырехреакторной АЭУ с суммарной тепловой мощностью 1220 МВт, которую планировали установить на ТАКР "Ульяновск" проекта 1143.7 почти три десятилетия назад.

Как засвидетельствовал в 2015 году советник генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) Валерий Половинкин (статья "Перспективный авианосец "Шторм" получит уникальный корпус" в номере газете "Военно-промышленный курьер" за 20 мая 2015 г.), часть этих подходов была внедрена в предложенном КГНЦ проекте перспективного авианосца:

"В ходе разработки аванпроекта нашим институтом предложен оригинальный корпус для этого авианосца: оптимальный с точки зрения сопротивления. Его форма и палубы определены таким образом, чтобы при ограниченном водоизмещении и главных измерениях иметь максимально возможный парк летательных аппаратов. Эта цель достигнута» ...по предварительным оценкам, сопротивление движению этого корабля будет примерно на 30 % меньше традиционного обвода корпуса."

На модели авианосца (многоцелевой авианосец проекта 23000Э "Шторм") мы можем заметить очень широкую транцевую корму:


Можно с большой долей уверенности предположить что при определении формы корпуса модели/авианосца были использованы подходы описанные в патенте Российской Федерации "Надводное однокорпусное водоизмещающее быстроходное судно" , в котором в частности отмечено что "подводная часть корпуса судна имеет наибольшую ширину по конструктивной ватерлинии в кормовой оконечности". Таким образом предложенные учёными КГНЦ для проекта 23000Э обводы можно отнести к одной из вариаций обводов типа "Моноклин". Для авианесущего корабля такие обводы позволяют в частности не уменьшать ширину авиационного ангара в кормовой части корпуса, и фактически удлинить ангар до самого кормового транца, чего в частности не наблюдается на авианосцах типа "Нимиц":

К слову увеличение площади (вместимости) авиационного ангара, требование обусловленное появлением в составе авиагрупп авианосцев XXI столетия малозаметных в радиолокационном диапазоне волн самолётов, радиопоглощающие покрытия которых весьма чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов природной среды . Следовательно для таких самолётов нахождение на борту корабля вне авиационного ангара допустимо лишь в ходе подготовки к вылету или повторному вылету. Большую часть срока нахождения на авианесущем корабле такие самолёты (их радиопоглощающие покрытия) должны быть защищены от воздействия природных факторов "крышей" и кондиционированным воздухом авиационного ангара. Как можно заметить на приведённой выше иллюстрации, авиационный ангар авианосцев типа "Нимиц" вмещает далеко не все летательные аппараты (ЛА) штатной авиагруппы. То же можно сказать и об авианосце "Джеральд Форд".

В заголовке я упомянул о недостатках предложенного ФГУП КГНЦ проекта многоцелевого авианосца. Из написанного выше можно сделать вывод что с обводами подводной части корпуса корабля проекта 23000Э всё хорошо. Новые обводы, в сравнении с традиционными, согласно предварительным оценкам примерно на 30% снижают гидродинамическое сопротивление при движении на полном 30 узловом ходу. Новые обводы так же способствуют увеличению длины и площади авиационного ангара. Но давайте посмотрим на схему полётной палубы:

Я насчитал на полётной палубе 34 позиции, на которых самолёты, не мешая выполнению взлётных и посадочных операций, могут быть заправлены, вооружены и подготовлены к вылету, их реактивные двигатели могут быть опробованы. Это впечатляет. К примеру на полётных палубах "Нимицев" имеются 14 заправочных узлов, которые могут быть использованы как для заправки топливом самолётов (вертолётов), так и для экстренной откачки топлива из их баков. Так же в центральной части полётной палубы обозначены ещё десять позиций, на которых уже заправленные самолёты с прошедшими гонку двигателями, не мешая выполнению взлётов и посадок, могут оснащаться ракетно-бомбовым вооружением в ожидать очереди на взлёт (к примеру аналогичная зона THE STREET на "Нимицах" вмещает шесть самолётов). И того 44 ЛА на палубе не мешающих проведению взлётов и посадок.

А теперь всё же о недостатках. Вторая стартовая позиция и её газоотбойник на "Шторме" частично оказались на посадочной палубе, что делает чрезвычайно опасным выполнение посадок при задействовании для подъёма в воздух самолётов этой стартовой позиции. В случае незацепа выполняющий пробег по посадочной палубе самолёт рискует столкнуться с поднятым газоотбойником. К слову та же проблема, пусть и в значительно меньшей степени, наблюдается на первых восьми авианосцах типа "Нимиц". Левый край газоотбойника катапульты № 2 на них находится в зоне безопасности посадочной палубы. Не знаю, проводятся ли на "Нимицах" посадки при выполнении взлётов с катапульты № 2, но начиная с CVN-76 "Рональд Рейган", предпоследнего авианосца серии, катапульту № 2 и её газоотбойник сместили, так чтобы тот больше не задевал своим краем зону безопасности посадочной палубы:

Фактически на предложенном ФГУП КГНЦ многоцелевом авианосце проекта 23000Э при выполнении посадок можно использовать для взлёта самолётов только первую стартовую позицию, тогда как на авианосцах типа "Нимиц", начиная с "Рональда Рейгана", и конечно же на "Джеральде Форде", катапульты № 1 и № 2, а при большом желании, видимо и катапульту № 4. Впрочем при совершении посадок: The waist catapults (that are located in the landing area) are generally not used - то бишь обычно не используются.

Невооруженным взглядом на полётной палубе модели "Шторма" видны ещё как минимум два недостатка, влияющих уже не на эффективность выполнения взлётно-посадочных операций, а на стоимость корабля. Во первых на модели можно заметить четыре приемных троса аэрофинишёра, тогда как даже американцы на последних "Нимицах" и "Форде" перешли на аэрофинишеры с тремя приёмными тросами. Почему разработчикам захотелось отобразить на модели четвертый трос, а значит добавить в проект четвертый комплект тормозных машин, не знаю. Видимо они не задумывались над тем как упростить и удешевить предложенный ими проект.

К такому же выводу можно придти наблюдая на модели авианосца два трамплина и целых четыре катапульты. В сопроводительных материалах впрочем указано что "два электромагнитных разгонных устройства", но мы то не слепые. На полётной палубе модели явно обозначены четыре катапульты, причем весьма короткие, явно не способные разогнать самолёт до взлётной скорости. Более подробный разговор о катапультах уже в следующей части.

Во вторник, 18 июля, заместитель министра обороны Юрий Борисов на авиакосмическом салоне МАКС сообщил журналистам, что оборонное ведомство обсуждает создание нового самолета для перспективного авианосца. И это, как предполагается, будет не палубная модификация Т-50 ОКБ Сухого, о чем говорилось совсем недавно, а самолет с вертикальным взлетом и посадкой ОКБ Яковлева.

Заявление, если разобраться, абсолютно сенсационное. Оно косвенно свидетельствует, что никакого авианосца - ни грандиозного «Шторма» проекта 23000, ни какого либо другого в 2025 году строить мы, скорее всего, не начнем. И, соответственно, в 2030 году, как прописано в прежних планах Министерства обороны, «Шторм» не будет спущен на воду. Потому что если по сей день не решено даже, под какие именно самолеты строить гигантский корабль - что же проектировать? А чтобы успеть к 2025 году, за дело такой сложности нужно было бы браться прямо сейчас.

Макет атомного авианосца «Шторм» проекта 23000

Заявление Борисова - это, по сути, признание, что по вопросу создания российского авианосного флота в военных верхах нашей страны царят разброд и шатания. Принимаемые решения не корректируют предыдущие, а практически отменяют их. И при этом каждое новое решение существенно отклоняется от финансовых, технических, стратегических реалий.

С точки зрения современной военно-морской стратегии актуальность авианосцев сейчас ставится под сомнение даже в США, на родине самых современных плавучих аэродромов. Авиационная ударная группа, в которую, помимо самого авианосца, входит до полутора десятков кораблей и судов сопровождения, очень инерционна. За ее походом к месту нанесения авиаударов, что называется, наблюдает весь мир. Это вполне оправданно, когда речь идет о том, чтобы навести ужас на страну, которая не в состоянии защититься от ракетно-космического нападения. Этакая традиционная американская дипломатия канонерок.

Но даже по мнению ведущих американских экспертов развитая в военном отношении страна, как Китай или Россия, в состоянии нанести мощный удар по АУГ современными противокорабельными ракетами раньше, чем сможет подняться в воздух ее палубная авиация. И мгновенно обессмыслить саму затею такого нападения.

Ежели посмотреть на ситуацию с другой стороны - со стороны гипотетического российского авианосца - то и у США есть соответствующие ракеты.

В последнее время все актуальнее становятся крылатые ракеты надводного и подводного базирования, обладающие большей дальностью, чем находящиеся на авианосцах самолеты. Это более эффективный способ нанесения ударов по наземным объектам, чем авианосцы. Во-первых, максимальное отклонение ракет от цели сейчас снизилось до 5−10 метров, а то и ниже. Во-вторых, при нанесении удара ракетами их носителям нет необходимости входить в зону противовоздушной обороны противника. В-третьих, удар наносится максимально скрытно. Особенно, когда «работают» подводные лодки.

На этом фоне закономерен вопрос - а так ли нужны России сегодня такие же, как в США авианосцы? Ведь строительство даже одного из них способно просто разорить страну. А одного на четыре наших флота точно будет мало. Тогда во имя чего такие жертвы?

Тем не менее, Крыловский государственный научный центр, за счет внутренних резервов уже создавший эскизный макет авианосца «Шторм», начал особенно активно продвигать свой проект с началом воздушных действий в Сирии. Поскольку российским боевым самолетам, особенно - стратегическим бомбардировщикам, и по сей день приходится добираться до целей на территории далекой страны через воздушное пространство трех государств.

Мотивация, казалось бы, железная - при наличии нового авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям , все существенно упростилось бы. Однако это упрощение, повторяю, требует гигантских финансовых затрат. Авианосец водоизмещением 100 тыс. тонн будет стоить, по самым скромным подсчетам, около триллиона рублей (это вместе с затратами на научные и опытно-конструкторские работы по этой теме).

Но ведь это не все. Для обеспечения его походов, нужно создавать полноценные АУГ. А это, как показывает американский опыт, около полутора десятков кораблей сопровождения и обслуживающих судов. Для противовоздушной и противолодочной обороны, для организации тылового обеспечения, разведки и прочих необходимых мероприятий. Добавим еще порядка 100 млрд. рублей.

Еще одна впечатляющая статья расходов - авиакрыло. Первоначально предполагалось использовать на «Шторме» палубные истребители . А, может быть, даже и , хоть они и сейчас-то уже очень немолоды. И к тому же относятся всего лишь к четвертому поколению боевых машин. А ВВС ведущих стран мира уже сегодня вовсю переходят на пятое поколение.

Однако к 2030 году уже изрядно состарится и МиГ-29К. Но новые разработки палубных истребителей в России не ведутся. Поэтому некоторое время назад, судя по заявлениям высокопоставленных представителей Минобороны РФ, там приняли довольно неожиданное решение: сделать палубную модификацию Т-50 (ПАК ФА) и разместить новые истребители пятого поколения и на «Шторме».

Однако такого рода модернизация вовсе не означает, что к самолету достаточно приделать гак, складывающиеся крылья и усилить антикоррозийную защиту. Придется всерьез заняться авионикой, поскольку у морской авиации своя специфика. И пересмотреть состав вооружения, что потребует внесения изменений в систему управления вооружением. А также приводить к требованиям ВМФ систему локации и РЭБ. То есть, все это должно вылиться в новый серьезный проект под названием ПАК ПА.

При это учтем: на «Шторме», как нам рассказывали, запланировано размещение 90 самолетов и вертолетов. Большую часть, разумеется, составят самолеты. То есть гипотетические ПАК ПА, которые, разумеется, к 2030 году появиться на свет не успеют, поскольку за них пока никто и не брался.

Но если когда-то это все же случится (при условии, что проект 23000 «Шторм» к тому времени не прикроют), то к 1,1 трлн. рублей (авианосец + корабли эскорта) надо приплюсовать еще миллиардов 500. Поскольку каждый даже «непалубный» Т-50 стоит порядка 6 млрд. рублей. А самолетов для авианосца надо порядка восьмидесяти.

Если же посчитать затраты на создание для «Шторма» специального дока (такие громадные корабли у нас еще не строились) и на береговую инфраструктуру, то авианосец со всеми неизбежными дополнительными расходами обойдется приблизительно в 2 трлн. рублей. Это если при его создании не воровать, а в России так работать пока не научились.

На эти деньги можно построить немыслимые сегодня 80 атомных подводных лодок новейшего, четвертого, поколения, каждая из которых стоит 25 млрд. рублей. Тогда пользы от них будет значительно больше, чем от одного авианосца.

Однако о «Шторме» власти продолжают с воодушевлением рассказывать. Хоть концепция у него довольно странная. Проект корабля предусматривает взлет самолетов как с трамплина, так и при помощью электромагнитной катапульты. Необходимо сказать, что в стране отсутствует опыт использования не только электромагнитных, но и паровых катапульт. Паровая была спроектирована для первого советского атомного авианосца «Ульяновск». Который наша страна лихорадочно строили в Николаеве, но не успела до рокового 1991 года. А «освобожденная Украина» под аплодисменты американцев немедленно разрезала корабль на металл. Так на «Ульяновске» дело даже не дошло до строительства катапульты.

Что еще не успеют сделать для авианосца «Шторм» к сомнительной дате спуска его на воду? Самолет дальнего радиолокационного обзора и управления (ДРЛОиУ). Потому что его пока, как и ПАК ПА, никто и не думает разрабатывать.

На «Адмирале Кузнецове» довольствуются вертолетом ДРЛО, у которого, разумеется, куда более скромные возможности, чем у самолета такого же назначения. Более того, и с наземными самолетами ДРЛОиУ у нас картина довольно печальная. А-50 уже устарели. Модификацию А-50У в Таганроге выпускают по самолету в год. А о действительно серьезной машине А-100 говорят уже давно, ожидая, что скоро она наконец-то начнет проверять работу аппаратуры в воздухе.

Надо сказать, что ситуация со «Штормом» напоминает дележ шкуры неубитого медведя. Очень многие пытаются зацепиться за этот грандиозный в финансовом отношении проект. На том же самом МАКСе в Жуковском представители РСК «МиГ» заявили, что готовы создать палубную модификацию МиГ-35. И это было бы логично. Поскольку МиГ-35 - легкий истребитель в отличие от тяжелого Т-50. И этих самолетов можно разместить на палубе больше. А боевые качества у нового МиГа прекрасное, он относится к поколению 4++.

И вот теперь, после выступления Борисова на МАКСе, выяснилось, что одновременно вдруг всплывает из небытия тень самолета с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, который был разработан в ОКБ Яковлева в 70-х годах. Самолет сложный, который дался конструкторам в результате большого интеллектуального напряжения, поскольку пришлось добиваться не только устойчивого, но и безопасного перехода из вертикального режима полета в горизонтальный и обратно. Сложнее с точки зрения устойчивости только конвертопланы. В связи с чем в мире существует только один конвертоплан военного назначения - Bell V-22.

Як-38 пошел в серию. Было построено 230 самолетов, которые размещались на советских тяжелых авианесущих крейсерах (а, по сути, легких авианосцах) «Минск», «Киев», «Новороссийск», «Баку». При этом, несмотря на ухищрения разработчиков и отличную подготовку пилотов, в авариях в течение короткого промежутка времени было потеряно 48 машин.

Основное достоинство Як-38 состояло в том, что для его эксплуатации не требовалось гигантских кораблей. Недостатков же было больше. При вертикальном взлете и посадке самолет сжигает большое количество топлива, поэтому у него малы боевой радиус и боевая нагрузка - 200 км и 1000 кг соответственно. И невысокая маневренность, поскольку, например, максимальная эксплуатационная перегрузка не превышает 6 g. И это, что называется, родовые свойства всех СВВП, где бы и кто бы их ни разрабатывал.

Правда, может показаться, что компания «Локхид Мартин» смогла вырвать свой F-35B из порочного круга. Однако это спланированная рекламной службой иллюзия. Характеристики самолета даются для режима не вертикального взлета и посадки, а при взлете с разгона и посадке с помощью аэрофинишера.

Можно предположить, что если ОКБ Яковлева получит «добро» на то, чтобы во второй раз попытаться войти в ту же реку, то новый самолет СВВП получится более серьезным по тактико-техническим характеристикам. Возможно, он будет доведен до уровня последней модификации британского бомбардировщика Harrier AV-8B, который выпускался до 2003 года. Хотя боевой радиус Harrier AV-8B был доведен до 470 км, но ракетно-бомбовая нагрузка не дотягивала даже до не особо впечатляющих 3 тонн.

Однако новый российский самолет ВВП придется разрабатывать с нуля, поскольку все наработки, полученные на Як-38, уже утрачены по причине разрухи, начавшейся в перестройку. И на это уйдет не менее двух десятков лет. Потому что ОКБ Яковлева начало работы по теме СВВП в конце 50-х годов. Як-38 впервые поднялся в воздух в 1970 году, а был принят на вооружение в 1977 году. Так что новый продукт ОКБ Яковлева на «Шторм» точно не попадает.

Но если бы это и случилось, то в Пентагоне долго смеялись бы над русским авианосцем, на котором и трамплин, и катапульта, и самолеты-«вертикалки».

Так что этот самолет задуман для иных целей. И они впервые прозвучали (правда, косвенно) в июне в интервью «Интерфаксу» начальника отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского центра Владимира Пепеляева . Он сказал, что Центр начал в инициативном порядке проработку технического облика более простого легкого авианосца, боевые возможности которого не сильно уступят «Шторму», в то время, как он будет значительно дешевле.

Оставим без комментариев возможность получения тех же возможностей «задешево». И заметим, что тут речь идет, скорее, не о легком авианосце, а об универсальном десантном корабле. Такого типа единиц в ВМФ РФ пока нет. УДК, предназначенный для высадки мощных десантных групп с техникой, для поддержки таких операций обычно имеет авиационное крыло - либо ударные вертолеты, либо СВВП. Никаких трамплинов и катапульт на нем нет.

В США эксплуатируются восемь УДК типа «Уосп» водоизмещением 40 тыс. тонн с британскими «Харриерами» на борту. Строительство каждого УДК обошлось в 750 млн. долларов, не считая затрат на разработку. Им на смену вскоре начнут приходить УДК типа «Америка» водоизмещением 48 тыс. тонн (половина российского «Шторма»). Головной корабль с учетом разработки обошелся в 6,8 млрд. долларов. Стоимость постройки - 3,4 млрд. Так вот, F-35B запланированы именно для них. Также на «Америке» используются вышеупомянутые конвертопланы V-22, а также ударные и транспортные вертолеты.

УДК, конечно, вещь более разумная и более дешевая (но отнюдь не значительно, как обещают в Крыловском центре). Но новый российский СВВП создавать для него было бы крайне сомнительно. Долго и дорого. И необходимо готовить пилотов высочайшего класса.

В то же время у нас уже существуют прекрасные ударные вертолеты Ка-52К «Катран», которые созданы для проплывших мимо России французских «Мистралей». «Катраны» сейчас мы начинаем интенсивно строить для Египта. Решение «посадить» их и на перспективный российский УДК, безусловно, существенно снизило бы стоимость будущего корабля.

Но прежде чем принимать решение о разворачивании проекта создания УДК, не мешало бы ответить на вопрос о том, намереваемся ли мы в будущем проводить крупные наземные операции вдали от родных берегов? Иначе к чему такие траты?

Ну, а разорительный «Шторм», будем надеяться, под грузом непосильных для России проблем вскоре утихнет сам собой.


Проект 23000Э «Шторм» - перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.
ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил Крыловский государственный научно-исследовательский центр.

С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.

Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.
Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.
По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.

Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.
Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два - с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком - гаком.

Корабль получит две надстройки - «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана - 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

Водоизмещение, т:
полное: ок. 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330
ширина (по ватерлинии): 40
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК - 4 модуля; противоторпедная защита - 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел: 4000-5000
Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром
Боезапас
Боезапас крылатых ракет и авиабомб - 3000 единиц
Вероятные верфи для строительства
В апреле 2016 года было заявлено о возможности строительства перспективного авианосца на одной из верфей Санкт-Петербурга - на «Балтийском заводе» или «Северной верфи»
История.
Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года, а для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.

Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E - экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае на.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025-2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.

В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017-2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

Формированием нового российского авианесущего крейсера занимается ФГУП «Крыловский государственный научный центр». И уже сегодня заявляется, что новый корабль будет ценой дешевле, водоизмещением поменьше, но по боевой мощи не уступит тяжелому авианосцу «Шторм». Это - предыдущий концепт корабля аналогичного назначения того же разработчика. Как пояснил «Звезде» начальник отделения системной интеграции в области военного кораблестроения Владимир Пепеляев, эта работа относится к числу инициативных, и руководство предприятия готово предложить ее флоту, когда он того захочет.
Ценовые параметры пока не озвучиваются, однако первые оценки позволяют надеяться, что она окажется раза в три дешевле, чем стоимость «Шторма». Ранее на лентах информагентств проходила цифра 350 миллиардов рублей за «полный комплект с самолетами». Из них стоимость самого корабля - 200-280 миллиардов.
Со стороны ВМФ, заместитель главнокомандующего по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что финансирование проектирования нового российского авианосца заложено в Госпрограмму вооружений до 2025 года. В настоящее время военные моряки вместе с судостроителями определяют облик корабля и его характеристики, причем рассматривается несколько вариантов. В их числе - и близкий по размерам к тяжелому авианесущему крейсеру (ТАВКР) проекта 11435 «Адмирал Кузнецов».
Газовые турбины вместо паровых котлов
Важнейшим отличием перспективного «легкого» авианосца от кораблей предыдущих проектов такого класса станет наличие газотурбинной энергетической установки. В ее состав войдут четыре турбинных модуля. Максимальная скорость - до 25 узлов, что считается вполне достаточным для обеспечения взлетно-посадочных операций палубных истребителей типа Су-27К и МиГ-29К. Все авианесущие крейсера, построенные во времена Советского Союза, имели энергетическую установку на основе паровых котлов. А начиная с постройки «Ульяновска» на верфях города Николаева (с развалом СССР его корпус был разрезан на металл), все вновь создаваемые ТАВКР должны были обладать ядерными реакторами.
В настоящее время единственным носителем самолетов палубного взлета и посадки выступает «Адмирал Кузнецов». Он обладает стандартным водоизмещением 43 тысячи тонн, полным - 55 тысяч. (Таким же планируется создать и новый авианосец вместо «Шторма»). «Кузнецов» служит уже четверть века без единого капитального ремонта. Корабль исправно выполняет свои функции. Свидетельством тому - прошлогодний поход отряда кораблей Северного флота в Средиземное море и их участие в войне с террором на сирийской территории. Представляется, что с целью известной унификации с «Кузнецовым», а также исходя из необходимости экономии финансовых ресурсов, отечественный флот скорее выберет проект легкого газотурбинного авианосца.

А как же «Шторм»?
Ранее можно было слышать разговоры о «Шторме», как о несостоявшемся проекте. Но сегодня, как выясняется, об этом говорить преждевременно. Напомним, что масштабная модель этого тяжелого авианосца появилась в 2013 году, но впервые была представлена широкой публике лишь позапрошлым летом на седьмом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. И она же снова была на стенде Крыловского центра и МВМС-2017, который завершился 2 июля.
Разработчик концепта дает следующую информацию. «Многоцелевой авианосец предназначен для ведения боевых действий в дальней морской и океанской зонах, включая поражение наземных и морских объектов противника. Он также способен обеспечить боевую устойчивость корабельных группировок ВМФ и прикрытие войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника».
Кораблестроительные элементы этого авианосца следующие: водоизмещение 95-100 тысяч тонн, длина 330 метров, ширина 40, осадка 11. Скорость полного хода 30 узлов, автономность 120 суток, экипаж - от четырех до пяти тысяч человек. Срок службы корабля составит до 50-ти лет. Авиационное крыло состоит из 80-90 корабельных летательных аппаратов различного назначения, включая МиГ-29К/КУБ и палубный вариант истребителя пятого поколения ПАКФА. Главное положительное качество «Шторма» - огромная ударная мощь его авиации.

Среди серьезных аргументов «против» строительства подобных монстров, есть и такие, что они отличаются сверхвысокой стоимостью и представляют собой прекрасные мишени для противокорабельных ракет. Можно ли от них защититься? Мнение Владимира Пепеляева на этот счет однозначное: «Можно». Для этого необходимо сформировать корабельное соединение с включением в него крейсеров и эсминцев противоракетного барьера, оснащенных морскими вариантами комплексов ПВО С-400/С-500. Кроме этого, в состав охранения авианосной группы должны войти фрегаты с системами ПВО среднего радиуса действия типа «Бук», или С-350 «Витязь». Не стоит также сбрасывать со счетов и комплексы самообороны, устанавливаемые на самом корабле.
Конечно, подобные программы - весьма затратные. Но следует помнить, что, кроме потребностей нашего собственного флота, таковые имеются у дружественных стран, включая Индию и Китай - давних и надежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Не исключено, что окончательное решение ВМФ - быть или не быть «Шторму» будет зависеть от того, заключит ли высшее политическое руководство нашей страны соответствующее соглашение с вышеупомянутыми государствами.

Проект 23000Э «Шторм» — перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.

Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

ПРОЕКТ

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.

Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два — с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком — гаком.

Корабль получит две надстройки — «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана — 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.