Приказ утверждение новой формы табеля. Составляем приказ о введении суммированного учета (образец). Примерные расчеты рабочего времени

Функциональное разделение труда определяется не навыками и ис-кусностью работника, а разделением производственного процесса на составные части, в результате чего исполнители оказываются в не-одинаковом отношении к этому процессу: одни непосредственно воздействуют на предмет труда, другие - косвенно участвуют в соз-дании продукции. Иначе говоря, функциональное разделение труда предполагает деление всего комплекса работ в зависимости от той роли (функции), которую выполняют участники производственного процесса в создании продукции, и обособление различных видов тру-довой деятельности по содержанию и области выполнения опреде-ленных функций соответствующими группами работников. Функ-циональное разделение труда означает, что каждая категория работ-ников состоит из работников разных профессий, в рамках которых они делятся по специальностям (профессиональное разделение труда).

Профессия характеризует определенный вид трудовой деятельно-сти, относительно постоянный вид занятий, требующий специаль-ных теоретических знаний и практических навыков, полученных ра-ботником в результате обучения или на практике. Примером могут быть профессии металлурга, токаря, слесаря.

Специальность, являясь разновидностью профессии, характери-зует вид трудовой деятельности в рамках профессии, характеризую-щий и ограничивающий трудовую деятельность более узким кругом работ, требующих дополнительных теоретических знаний и практи-ческих навыков, приобретаемых путем специализированного обуче-ния или практического опыта. Например, токарь-универсал, сле-сарь-сантехник, металлург-литейщик.

Функциональное разделение труда осуществляется по нескольким классификационным признакам: по сфере трудовой деятельности (по профессиям), по уровню ответственности, по уровню и про-филю специальной подготовки.

В зависимости от сферы трудовой деятельности весь персонал (на примере промышленности) в соответствии с принятой классифика-цией подразделяется на работников органов государственного управ-ления (министерств, местных органов управления промышленно-стью) и работников промышленности. Работники промышленности подразделяются на промышленно-производственный персонал и не-промышленный персонал. Промышленно-производственный пер-сонал (ППП) - это работники основной деятельности. К ним отно-сят лиц, занятых непосредственно производством материальных цен-ностей или оказанием услуг, включая административный и техничес-кий персонал. Их участие в деятельности предприятия связано с подготовкой, осуществлением всего цикла изготовления и реализа-ции продукции или оказания услуги. К непромышленному персоналу (работникам не основной деятельности) относят лиц, совершенно не связанных с профильной деятельностью предприятия. Они являются работниками социальных учреждений, находящихся на балансе дан-ного предприятия. Перечень подобных учреждений приведен в «Ин-струкции по заполнению организациями сведений о численности ра-ботников и использовании рабочего времени в формах Федерального государственного статистического наблюдения», утвержденной По-становлением Госкомстата России от 7 декабря 1998 г. № 121.

В зависимости от роли и места различных групп работников в произ-водственном процессе в результате функционального разделения труда промышленно-производственный персонал подразделяется на сле-дующие категории, занимающиеся выполнением близких по содер-жанию функций: аппарат управления, рабочие, ученики, младший обслуживающий персонал и охрана (рис. 3.2).

К рабочим относят лиц, занятых в производстве материальных ценностей, обслуживанием этого процесса и оказанием материаль-ных услуг. В составе категории «рабочие» выделяются:

Основные (производственные) рабочие, т. е. работники, кото-рые воздействуя орудиями труда на предмет труда, изменяют его фор-му, размеры, свойства, например, токарь, слесарь, прессовщик;

Вспомогательные рабочие, т. е. работники, выполняющие функ-ции обслуживания и обеспечения нормального хода производствен-ного процесса, например, транспортные, складские,ремонтные рабочие.

Это своего рода «питательная среда», объективная предпосылка и основа общественного разде­ления труда. Но по характеру обмена деятельностью специализирую­щихся функционеров его нельзя отнести к разновидностям обществен­ного разделения труда, так как многообразные формы проявления человеческой деятельности, обусловленные функциональным разделением труда, присущи и единичному, и частному, и общему разде­лению труда. В самом деле, функция и должность как пер­вичные формы отношений человеческой деятельности имеют место в разновидностях технического, технологического и общественного раз­деления труда. Появление же таких форм деятельности, как функци­ональный орган, служба, отдел, сектор, лаборатория, группа, право­мерно только для технологического и общественного разделения тру­да. А разнообразные формы человеческой деятельности, обусловлен­ные родом занятий или деятельности, родом войск, видом искусства, функциональными аспектами руководства (политического, административного, хозяйственного, научного), хотя и порождены в свое время функциональным разделением труда, распространяются ныне в преде­лах видов и разновидностей лишь общественного разделения труда.

Формами проявления функционального разделения труда являются следующие виды труда:

Производящий, выполняющий функции расширенного воспроизводства;

Охраняющий (совокупность функций самозащиты);

Информирующий (функции информирования);

Творчески созидающий, творческий (функции творчества);

Руководящий (совокупность функций самоуправления).

В соответствии с функционально выделяющимися видами труда люди разделяются по роду занятий и по их отношению к труду на:

Производителей, занятых в сфере общественного производства
производительным трудом;

Защитников, посвятивших себя делу обороны, охраны;

Информаторов, связистов, обеспечивающих процесс информирования;

Творческих работников, направляющих свой талант и творчес­кий труд на развитие различных видов искусства;

Руководителей, обладающих волевыми и дидактическими качествами, специфической способностью к общению, мобилиза­ции, оперативному принятию решений, системному анализу,
обобщению опыта, практики и в силу этого наделяемых обще­ством правом руководить другими людьми;

Заместителей и помощников руководителей (организаторов, администраторов, исследователей), обеспечивающих реализацию
в нем процесса самоуправления.

Указанные функции и виды функционально разделенного труда характерны для любого неразрывного целого социального организма. Утрата хотя бы одной из них приводит к деградации целого и хаосу в отношении его частей.


Как и расширенное воспроизводство, самозащита - вечное, естественное условие существования и развития не только любого организма, но и социально-экономической системы. Под самозащитой в широком смысле слова понимается противодействие системы вне­шним и внутренним дезорганизующим силам. Таким образом, со­ставными элементами самозащиты, характеризующими содержание этой функции на современном уровне ее развития, являются:

Оборона страны;

Охрана природы и защита от воздействия ее стихийных сил;

Охрана здоровья людей, общественного порядка, гражданских
прав и конституционных норм законности;

Охрана труда, обеспечение техники безопасности и производственной санитарии;

Охрана собственности и других элементов социально-экономической системы.

Функции совместной, согласованной деятельности людей не реализуются изолированно друг от друга, а находятся в полной взаимосвязи, в отношении взаимного обеспечения. Например, процесс производства невозможен без осведомления исполнителей об уровне запасов и преобразовании предметов труда, информации о состоянии техники и условиях производства и обмена, без организации и управления последними. Любой процесс производства в то же время в определенной мере нуждается в охране труда и обеспечении техники безопасности. В свою очередь, ни одну систему защиты невозможно предста­вить без сигнализации, оповещения, т.е. информирования, создания для нее защитных устройств, организации этой системы. Вместе с тем про­цесс информирования также нуждается в его организации, отборе ин­формации, защите ее от помех и т.п.

В таком же отношении (взаимного обеспечения) с остальными функциями находится творчество. Что бы ни служило предметом человеческой деятельности, т.е. какая бы функция не осуществля­лась, в определенной степени присутствуют в ней элементы творче­ства. Сочетание основной деятельности и творчества превращают вся­кий человеческий труд в то, что принято называть делом «увлечен­ных», «мастеров золотых рук» или работой «с душой», «с огоньком». А результатом такого сочетания становятся, как правило, новаторс­кие новшества, рационализаторские предложения, изобретения. Ког­да же творчество превращается в основной вид деятельности функ­ционера и действительно имеет место в его труде, то его продуктом становится все то, что называют произведением искусства.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
I.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..…4-16

1. Характеристика функционального разделения труда в процессе управления…………………………………………………………………………..4

2. Организационная структура службы управления персоналом……………..…6

3. Виды структур управления…………………………………………………...…7

4. Связь системы управления персоналом с целями организации…………..…13

5. Целостность системы управления персоналом…………………………….....14

6. Участие руководства организации в процессе управления персоналом……15

7. Компетентная и развивающаяся служба управление персоналом…………..16

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………… 17-19
1.Сравнение структуры службы управления персоналом на различных предприятиях…………………………………………………………….………...17
2.Задачи службы управления персоналом к его отдельным категориям…..…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………….….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…….21

ВВЕДЕНИЕ

Для правильного построения системы управления организацией, определения ее структуры, установления круга прав и обязанностей подразделений и отдельных работников важное значение имеет определение функций управления, их четкая, обоснованная классификация.

Функции управления - это специфические виды деятельности, обладающие единством цели, характера выполняемых работ и операций, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели. Для выполнения функций управления создается аппарат управления, а отдельные структурные подразделения - для выполнения той или иной конкретной функции (или ряда функций). Чаще всего всю функцию выполняет большее или меньшее число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда выполняет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощая структуру и облегчая координацию деятельности функциональных подразделений.

Структура управления организацией - одно из основных понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Вот почему необходимо ознакомиться с разных сторон со структурным подходом, который применяется в различных организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1. Характеристика функционального разделения труда в процессе управления

Разделение труда - один из главных принципов организации процесса управления. Он основан на функциональном, профессиональном, квалификационном и операционно-технологическом разделении труда.

Функциональное разделение труда в процессе управления основано на иерархии функций управления предприятием (исследовательские, проектные, нормативные, плановые, технические, организационные, координационные, обеспечивающие, учетные и сбытовые) и представляет собой сочетание определенных групп, комплексов операций, устойчиво повторяющихся при их выполнении.

На основе состава и объема работ по функциям управления определяют рациональное построение системы управления и численность работников по каждой функции, разрабатываются документы организационного регламентирования. Функциональное разделение процессов управления имеет важное значение для их организации, поскольку оно определяет цели, задачи и направления деятельности работников управления.

При этом высшему руководителю подчиняется некоторое число руководителей промежуточного уровня, каждому из которых будет подконтрольно допустимое число подчиненных. Введение руководителей второго уровня освобождает руководителей высшего уровня для решения более важных и долгосрочных вопросов развития всей организации. Решение о целесообразном числе уровней в иерархии организационного управления, о количестве подчиненных у каждого руководителя - один из центральных вопросов формирования структуры управления. В отличие от линейной системы, когда руководитель отвечает за весь объем деятельности вверенного ему подразделения на основе единоначалия, функциональное руководство основано не на общей, а на специализированной ответственности за определенную функцию в организации.

В основе функционального разделения труда в аппарате управления лежат:

Стадии процесса принятия решений (планирование, контроль, обработка информации и т.п.),

Стадии производственно-хозяйственного процесса (снабжение, производство, сбыт и т.п.) или элементы производства (продукция, технология и пр.).

Необходимость формирования специализированных функциональных подразделений зависит и от многих других факторов, например от объема работ по выполнению функции, степени ее важности для достижения конечных целей производственных организаций, а также от степени взаимодействия организации с внешней средой, от необходимости постановки новых целей и задач и от наличия квалифицированных кадров. Ключевым вопросом выделения функциональных служб в структуре управления является определение их статуса и взаимоотношений с линейными руководителями. Поэтому специалисты и руководители функциональных подразделений должны обладать, прежде всего, такими качествами, как компетенция в своей области, способность к анализу и независимой оценке процессов и явлений, а также к эффективному доведению своих выводов и рекомендаций до линейных руководителей.

Параллельное существование в организации линейного и функционального руководства создает определенные проблемы в процессе ее функционирования. С одной стороны, из принципа единства распорядительства вытекает необходимость установления такой формальной организационной структуры, при которой каждый подчиненный получает приказы и распоряжения только от одного руководителя и отчитывается лишь перед ним. С другой стороны, если этот принцип понимать буквально, то работники функциональных служб вообще должны иметь дело только с линейными руководителями.

    Организационная структура службы управления персоналом

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Вот почему организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев.

На ее действенность и эффективность влияют:

1) действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2) действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

3. Виды структур управления

3.1. Линейная структура управления

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем (рис.1).

Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д.

Рис.1 - Линейная структура управления.

Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.

3.2. Функциональная структура управления

Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным фикциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления (рис.2).

В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

Рис.2 - Функциональная структура управления.

3.3. Линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура управления представляет собой наиболее распространенный вид иерархической структуры. Ее основу составляет принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.).По каждой из них формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу (рис.3).

За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель (руководитель организации), задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат