Презентация на тему "русское деревянное зодчество". Деревянное зодчество руси-презентация по мхк Презентация на тему традиции сибирского деревянного зодчества

Поселение.
Свои поселения древние славяне строили по берегам рек и огораживали их частоколом. Состояли первые поселения из 3-5 домов. На севере поселения были землянки или полуземлянки, на юге избы.

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества. Жилища Древней Руси, при изобилии лесу, были сплошь деревянные, начиная от хижины бедного селянина до палат княжеских.

Землянка и полуземлянка.
Уже в глубокой древности человек стремиться построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды и соорудить очаг. У славян издавна были распространены земляные и полуземляные жилища.

Стены в них были из дерева. Их выкладывали по бокам земляной ямы. Пол делали из глины. Вход с земляными ступенями всегда с южной стороны. Крыша двускатная. Ее делали из теса, на который накладывали солому и толстый слой земли. Толстым слоем земли присыпали стены. Земля сохраняла в доме тепло и оберегала от пожаров. Землянка была без окон, а дым от печи выходил через дверь.

Изба.
Основой русского жилья послужил бревенчатый квадратный сруб, или так называемая "клеть"; а когда эта клеть снабжалась очагом или печью, то называлась "истопка" или "изба".Состояла она из 1 утепленной комнаты и сеней. Изба имела одну дверь и маленькое оконце(20 на 40см), которое закрывалось дощечкой. Оно служило для проветривания. Крыши 1-ых наземных жилищ были крыты соломой.

Очаг.
Главное место в доме занимала печь, потому что она давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Ее ставили в углу справа или слева от входа. Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки.

Каждый хозяин украшал свое жилище, делал ажурные ставни, наличники, крыльцо, на крыше помещал резного конька. Все эти украшения охраняли жилище от злых духов.

Разумеется, чем зажиточнее был хозяин, тем просторнее его двор и сложнее его хоромы; они заключали по нескольку сеней, клетей и теремов. Отличительной принадлежностью княжих хором служили просторные сени или столовая комната, в которой князья проводили время с своей дружиной в совете и пирах;

были особые клети для пребывания очередных гридей, или дружинников, охранявших князя; такие клети назывались "гридницей".

Княжеский терем.
Терема княжеские украшались резными карнизами, расписывались внутри и снаружи разноцветными красками. Наверху вдоль кнеса, по-видимому, шел гребень, расписанный разными узорами с позолотой; а может быть, позолотой украшался потолок; по крайней мере название терема "златоверхим" встречается и в народных песнях, и в "Слове о полку Игореве".

Терем(от греч. кров, жилище) верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий». В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем. Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками

Горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба. Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. Их улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

2 слайд Прекрасный строительный материал

    Благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является прекрасным строительным материалом. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянное зодчество - один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека. Особенно расцветало деревянное зодчество в северных районах нашей страны.

    Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири - урманом. Опушка леса - это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго - 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек - уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья - колки. Лес на невысокой длинной возвышенности - грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса - дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится - калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

3 слайд Деревянная красота

Связь архитектуры с природой – одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Собственно, талант строителей, их безупречный вкус и тонкое художественное чутьё проявляются ещё до того, как срублено первое дерево и заложен первый камень в фундамент.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли "Северным краем". Да и леса здесь, где искони жили "поганые народы", были густые. Кстати, слово "поганые" вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus - идолопоклонничество. И значит, "погаными народами" называли язычников.

В Северном краю издавна укравались несогласные с мнением властей - сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

4 слайд Изба в Париже

Для всемирной выставки в Париже в конце 19 века срубили русские плотники бревенчатую избу. И поставили ее без единого гвоздя. На удивленные вопросы – как это возможно? – отвечали «Хорошая вязка скрепчивее всех гвоздей».

5 слайд Бревенчатый сруб

Основу деревянной постройки на Руси составлял"сруб". Это скрепленные ("связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли "венцом". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "ряж", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин "обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен /венцы/ связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника /"четверик"/, либо в виде восьмиугольника /"восьмерик"/. Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

6 слайд Конструкция рубленной избы

И дом, и храм строили одинаково - и то, и другое - дом (человека и бога). Поэтому самой простой и древней формой деревянного храма, как и дома, была "клетская". Так строились церкви и часовни. Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба (трапезная, храм и алтарный прируб), в часовне - два (трапезная и храм). Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - "самцовую".

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался "тес" (доски). Само слово "тес" хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

7 слайд Бочка, образующая кубоватое покрытие

Кровля - самая важная часть деревянной постройки. "Была бы крыша над головой", - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его "верх".

Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху.

Бочка в архитектуре крыша, имеющая форму полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон. Бочка встречаеся в церковном и гражданском зодчестве 17-18 вв., чаще в деревянном. Пересечение двух бочек образует кубоватое покрытие.

С применением показанных выше приемов строительства возведены шедевры деревянного зодчества деревянного зодчества

8 слайд . Дворец в с. Коломенском под Москвой. 1667-68, 1681 .

В постройке дворца четко просматривается принцип бочки в строительстве крыш и куполов. Потолок устраивали не всегда. При топке печей "по-черному" он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке "по-белому" (через трубу в печи).

При этом, доски потолка укладывались на толстые балки - "матицы". В церкви же вместо плоского потолка устраивали "небо" - многоугольный выпуклый потолок, часто весь заполненный неприхотливой иконописью.

9 слайд Вознесенская кубоватая церковь

На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.

10-13 слайды От избы к храму

Пожары и сравнительная недолговечность дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников Деревянной архитектуры. В связи с этим трудно проследить развитие деревянного зодчества, пути и сроки трансформации примитивных 4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в основном 17-19 веков)

14 слайд Часовня Трех Святителей, XVII в

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали. Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси "часами". Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения

15 слайд Музей-заповедник под открытым небом «Кижи».

Одним из памятников искусства древних мастеров является уникальный музей-заповедник под открытым небом «Кижи». КИЖИ - остров на Онежском оз., в Карелии Он состоит из нескольких церквей и соборов, а также старинных крестьянских домов и построек. Уникальность всех этих сооружений не только в их великолепии, но и в том, что при строительстве не было использовано не единого гвоздя и шурупа. Аналогов этому музею на Земле не существует

15 -16 слайды

Музей-заповедник «Кижи» в 1990 году был включен в список Всемирного наследия ЮHЕСКО. Совершим небольшое путешествие по памятникам деревянного зодчества

17 слайд. Колокольня-звонница Кулика Драковенова

Колокольни начинают появляться на Руси предположительно в XV веке. Однако и тогда колокола были необычайно дороги и ими могли обзавестись лишь самые богатые монастыри и центральные храмы. Везде же прихожан призывали в храм ударами в "било". Самый древний тип колокольни - звонница - возник в Северо-Западной Руси, на землях Новгорода и Пскова. Сначала это невысокая стенка над крыльцом храма с одним-двумя просветами для набольших колоколов. И только позже стали строить звонницу отдельно от церкви с тремя-пятью пролетами для колоколов.

18 слайд. Георгиевская церковь XVII в

К концу XVII века население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений - деревню, село и погост. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно.

Селом стали называли большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь. При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села.

19 -20 слайд Церковь Покрова Богородицы 1694-1764 гг.

21 слайд Колокольня Кижского погоста

22 -23 слайды Церковь Преображения Господня

Тысячи, а может быть и миллионы туристов со всех концов света устремляются по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света - Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя.

Сложена в народе легенда о строителе этой церкви: "Закончив свой труд, он бросил топор в Онежское озеро со словами: "Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой".

Очень трудно поверить, что топор, который бросил Нестер в воды Онеги, был единственным инструментом древних мастеров. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Все эти луковицы, сердцеобразные бочки, восьмерики, богатая резьба, чешуйки лемеха, которым покрыты бочки и главки, ажурные причелины – всё сделано топором да долотом.

24-25 слайды Кижский погост

Церковь Преображения Господня, Колокольня, Церковь Покрова Богородицы образуют неповторимый по своей красоте архитектурный ансамбль музея – Кижский погост.

Ансамбль этот создавался 160 лет. Поиски единства и красоты были мучительны. В 1714 году поставили Преображенскую церковь. Лет через пятьдесят срубили клетскую Покровскую. Однако рядом с чудом деревянной архитектуры - Преображенской церковью - небольшая клеть Покровской выглядела убого и ее вскоре заменили шатровой. Но и шатер не удовлетворил зодчих. В 1764 году они создают на Покровской церкви девятиглавие. И лишь через 110 лет ансамбль завершила новая колокольня, поставленная на месте прежней, обветшавшей.

Слайд 2

В качестве строительного материала дерево использовалось с давних времен. Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты. Многие строительные и художественные приемы, которые полностью отвечали условиям быта и культуры народа, вырабатывались русскими зодчими в течение тысячелетий.

Слайд 3

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники Древней Руси. Династии русских зодчих тысячелетиями оттачивали свое мастерство, бережно хранили профессиональные хитрости и передавали их своим сыновьям.

Слайд 4

Северный край, издавна славившийся своими лесами, вырастил на своей земле талантливейших зодчих, произведениями которых мы имеем возможность любоваться до сих пор. Дерево для постройки рубили не всякое. Заранее выбирали сосну, которая отвечала всем требованиям мастеров, и делали на стволе затесы – узкими полосами снимали кору, оставляя полосы для сохранения сокодвижения. После этого дерево оставляли в покое лет на пять. За это время она активно выделяла смолу, которая обильно пропитывала ствол. Лишь после этого, холодной осенью, ее рубили. Позже рубить старые мастера не советовали – гнить начнет. Осину и другие лиственные деревья заготавливали весной, во время сокодвижения. В это время со ствола легко снималась кора, а бревно, высушенное на солнце, становилось крепким, как кость.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор. Несмотря на то что пилы уже были известны с десятого века, их применяли только в столярном деле. Считалось, что пила рвет древесные волокна и оставляет их открытыми для воды. Более того, старались не использовать гвозди – вокруг них дерево начинает быстрее портиться. В случае необходимости применяли деревянные костыли.

Слайд 9

Слайд 10

Основой деревянной постройки на Руси являлся сруб – скрепленные в четырехугольник выдержанные бревна. Ряд бревен уважительно называли «венцом». Самый нижний венец часто устанавливали на каменное основание – ряж, изготовленный из мощных валунов. Таким образом, дом становился теплее и меньше гнил. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. Самой древней и простой формой была «клетская». Таким образом, строились храмы и часовни. Это три сруба, которые соединены между собой и расположены с запада на восток. Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни. Самые древние звонницы были построены на Новгородских и Псковских землях.

Слайд 11

Посмотреть все слайды