Правовой статус казенного предприятия. Ключевые требования закона. Кем и зачем создаются казенные предприятия

Основы правового положения казенных предприятий уста­новлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях» 1 (далее - Закон об унитарных предприятиях).

Казенное предприятие является унитарным предприятием, ос­нованным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным Законом, унитарной признается коммерческая органи­зация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприя­тия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зави­симости от собственника казенное предприятие может быть феде­ральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

Помимо казенных предприятий по законодательству РФ создаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное пред­приятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постанов­лением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 1 , федеральное казенное предприятие эти вопросы обязано согласовывать с феде­ральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участни­ком (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Ре­шение об участии федеральных казенных предприятий в коммерче­ской или некоммерческой организации принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по своим обязательствам. Вме­сте с тем, существенной особенностью их правового положения являет­ся обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприя­тия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных пред­приятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:

Если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназна­чена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

При необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обес­печения безопасности РФ, функционирования воздушного, желез­нодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегичес­ких интересов РФ;

" Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях феде­ральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника иму­щества федерального государственного унитарного предприятия»// СЗ РФ. 2004. № 50 ст. 5074

При необходимости осуществления деятельности по производ­ству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным госу­дарством ценам в целях решения социальных задач;

При необходимости разработки и производства отдельных ви­дов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

При необходимости осуществления отдельных дотируемых ви­дов деятельности и ведения убыточных производств;

При необходимости осуществления деятельности, предусмот­ренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным орга­ном или органом местного самоуправления. Устав федерального ка­зенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 За­кона об унитарных предприятиях.

Государственная регистрация ка­зенного предприятия осуществляется в соответствии с Законом о регистрации. При этом следует отметить, что в казенных предпри­ятиях уставный фонд не создается.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве опера­тивного управления . Важно также отметить, что Закон об унитар­ных предприятиях предусматривает особый порядок распределе­ния доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного само­управления.

Собственнику имущества казенного предприятия законодательст­во предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:

Принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;

Определение целей, предмета, видов деятельности предприя­тия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;

Определение порядка составления, утверждения и установле­ния показателей планов (программы) финансово-хозяйственной де­ятельности предприятия;

Назначение на должность руководителя предприятия, заклю­чение с ним трудового договора;

Согласование приема на работу главного бухгалтера, заключе­ние с ним трудового договора;

Дача согласия на распоряжение имуществом, в том числе на со­вершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручи­тельств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;

Утверждение показателей экономической эффективности дея­тельности предприятия, контроль их выполнения;

Утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие ре­шения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;

Изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;

Доведение до казенного предприятия обязательных для испол­нения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание ус­луг для государственных или муниципальных нужд;

Утверждение сметы доходов и расходов.

Реализация указанных полномочий собственника федерального казенного предприятия осуществляется федеральным органом ис­полнительной власти, в ведении которого находится предприятие, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Разграничение полномочий между указанными органами проводится Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739.

Ликвидация и реорганизация федеральных государственных ка- занных предприятий, включенных в перечень стратегических пред­приятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Ука­зом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009", осуществляются Правительством Российской Федерации на основа­нии решения Президента Российской Федерации.

Единоличным исполнительным органом казенного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчет­ный ему. Руководитель должен действовать в интересах предприя­тия, добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя пред­приятия определяется ст. 21 Закона об унитарных предприятиях и трудовым законодательством. Необходимо подчеркнуть, что руково­дитель предприятия несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием). Собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков. В предусмотренных федеральными законами случа­ях на казенных предприятиях могут быть образованы коллегиаль­ные совещательные органы.

СЗ РФ. 2004. № 32. ст. 3313

К особенностям правового положения казенного предприятия сле­дует также отнести публичность бухгалтерской отчетности, представ­ление ее уполномоченным органам, возможность установления собст­венником случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки.

Еще по теме 3. Правовое положение казенных предприятий:

  1. § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
  2. Административно-правовое положение предприятий, учреждений и иных организаций
  3. 8.3. Административно-правовой режим военного положения: понятие, содержание и правовые основы
  4. Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКАГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  5. 12.1. Предварительный обзор экономического и финансового положения предприятия
  6. Организационно-правовые формы предприятий. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий
  7. 5.3. Надзор за злоупотреблениями предприятий с доминирующим положением на рынке
  8. 2.2.4.3. Анализ изменения имущественного положения предприятия
  9. 12.3. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
  10. Глава 2 Организационно-правовые формы предприятий. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий
  11. 11.5. Анализ динамики финансового положения предприятия за ряд лет

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

Е.Ю.Колобова

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье рассматривается правовое положение государственных унитарных предприятий. Автор исследует особенности имущественных прав, ответственности и характера осуществляемой деятельности различных видов государственных унитарных предприятий, включающий предприятия смешанной частно -государственной формы.

Ключевые слова

Унитарные предприятия, имущество, казенное предприятие, акции.

Государственные предприятия выступают как субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли, так и предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность, а также промежуточные их формы . Постановление Правительства РФ утвердило Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации , установившая цели и задачи реформирования механизма управления унитарными предприятиями для определения круга и количества унитарных предприятий, необходимых для реализации государственных функций. Позже с целью развития Концепции Правительство РФ приняло Постановление «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» , отражающее основные положения принятой ранее Концепции, и содержащее руководящие нормы в целях вынужденной реорганизации, ликвидации, а также продажи государственных унитарных предприятий в качестве объектов гражданского права как имущественных комплексов.

В соответствии с Гражданским кодеком РФ государственными и муниципальными унитарными предприятиями признаются организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Также в Федеральном законе № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено понятие и сущность деятельности унитарных предприятий . В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий :

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, к которым относятся федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные предприятия;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, к которым относятся федеральные казенные предприятия, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Унитарные предприятия создаются в форме казенного предприятия, имущество которого находится в государственной собственности, и дочернего предприятия, которому государственное имущество передается в хозяйственное ведение. Один из специалистов в области управления государственными предприятиями полагает, что казенные предприятия, выступают как отдельные субъекты хозяйствования, аргументируя тем, что у них «более ограниченно, чем у обычных унитарных предприятий, право оперативного управления на закрепленное за ними государственное имущество», однако отмечает, что «казенные предприятия согласно правилам статьи 115 Гражданского кодекса РФ могут пользоваться весьма узкими возможностями в имущественном обороте, согласно статьям 296 - 297 Гражданского кодекса РФ, основанным на их строго

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

целевой правоспособности». В этой связи казенные предприятия несут полную ответственность по долгам в пределах оцененного у них имущества , а не только денежных средств в отличие от других субъектов права оперативного управления, что, в частности, дает основания считать их самостоятельными участниками оборота. Однако стоит отметить, что учреждения и казенные предприятия имеют различные зоны ответственности и функции, указывающиеся в их учредительных документах.

В практике на территории Российской Федерации распространение получили предприятия смешанной частно-государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики.

Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства в рыночных странах являются публичные корпорации или акционерные общества со смешанным капиталом. В Российской Федерации их аналогами являются государственная корпорация и государственное акционерное предприятие. Государственная корпорация учреждается федеральной властью и получает в собственность имущественный взнос государства. Примером государственной корпорации является Государственная инвестиционная корпорация.

В государственном акционерном предприятии государство владеет контрольным пакетом акций. Такими предприятиями являются естественные монополии, такие, как: концерн Газпром, бывшее Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации и другие. Государство может выступать в роли мажоритарного акционера, не владея контрольным пакетом акций, например, акционерное общество АвтоВАЗ, но имея право назначать руководителя субъекта хозяйствования.

Государство может объединять унитарные предприятия и другие субъекты государственного предпринимательства в различные формы объединений (ассоциации, концерны и другие). Крупные объединения создаются для реализации стратегических государственных программ и развития приоритетных отраслей экономики. Такими объединениями являются, например, естественные государственные монополии. Также унитарные предприятия могут также входить в состав финансово-промышленных групп.

Отметим, что количество государственных и муниципальных унитарных предприятий резко возросло, а федеральных государственных унитарных предприятий - сокращается. Об этом говорится в заключение Экспертного совета при Правительстве РФ по итогам анализа процесса реформирования унитарных предприятий. Правительство и Президент РФ уже неоднократно ставили задачу по сокращению этой неэффективной и рудиментарной формы участия государства в экономической деятельности. Так, например, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. С муниципальным унитарным предприятием сложно конкурировать малому и среднему бизнесу, привлекающему недешёвые кредитные средства у банков, несущему издержки на расширение рынка сбыта. Унитарные предприятия, в свою очередь, бесплатно получают имущество от государства, спрос на их услуги и продукцию «гарантирован» размещаемыми муниципальными заказами.

С целью формирования предложений для Правительства Российской Федерации члены Экспертного совета при Правительстве проанализировали реализацию госпрограммы «Управление федеральным имуществом», утверждённой на федеральном уровне в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году. Однако анализ оформления унитарными предприятиями прав на принадлежащее им имущество и подготовки к акционированию, проведённый Росимуществом совместно с экспертами, показал, что есть риск нарушения сроков ликвидации ФГУПов.

Для успешного завершения процесса реформирования ФГУПов Экспертный совет при Правительстве

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070

предлагает два возможных сценария. Базовый сценарий предполагает усиление контроля за реализацией госпрограммы, предполагающей полную ликвидацию ФГУПов к 2018 году (в первую очередь через установление конкретных планов-графиков по каждому предприятию и персональной ответственности руководителей курирующих эти ФГУПы ФОИВов за их выполнение с регулярным, ежеквартальным консолидированным докладом-отчётом о ходе реализации в Правительство Российской Федерации), и рекомендацию субъектам РФ и муниципальным образованиям принять аналогичные программы. При этом в указы Президента, устанавливающие целевые показатели эффективности для руководителей регионов, нужно включить дополнительный ключевой показатель эффективности для глав регионов.

Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2018 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария - сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, где собственником выступает государство, либо коммерческая организация, для устранения административной нагрузки, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы. Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

2. Колобова Е.Ю. Методика анализа конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал, 2015. -№2. - С. С 7480.

3. Колобова Е.Ю. Особенности управления государственными унитарными предприятиями// Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно - практической конференции (20 мая 2016 г., г. Курган). В 4 ч. Ч.1 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 334 с. С 122-125.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2000 г.).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.1999 №1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения».

6. Реформа унитарных предприятий: проблемы и предложения [Электронный ресурс] URL: http://open.gov.ru/events/5514748/ (дата обращения: 06.04.2016).

7. Суханов Е.А. Правовая форма экономических отношений. Методологические проблемы правоведения // Система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/sys/

8. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 23.05.2016).

© Колобова Е Ю., 2017

Е.Ю.Колобова, к.э.н.

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ТЕЛЕКАНАЛА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности анализа местного телеканала в современных условиях. Автор

Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1 (далее Закон об унитарных предприятиях).

Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным Законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

Помимо казенных предприятий по законодательству РФ создаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 7391, федеральное казенное предприятие эти вопросы обязано согласовывать с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии федеральных казенных предприятий в коммерческой или некоммерческой организации принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по своим обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
- при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;
при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;
при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. Государственная регистрация казенного предприятия осуществляется в соответствии с Законом о регистрации. При этом следует отметить, что в казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве оперативного управления1. Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает особый порядок распределения доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Собственнику имущества казенного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:
принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;
определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;
определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансовохозяйственной деятельности предприятия;
назначение на должность руководителя предприятия, заключение с ним трудового договора;
согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора;
дача согласия на распоряжение имуществом, в том числе на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;
утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;
утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;
изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;
доведение до казенного предприятия обязательных для исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждение сметы доходов и расходов.

Реализация указанных полномочий собственника федерального казенного предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Разграничение полномочий между указанными органами проводится Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739.

Ликвидация и реорганизация федеральных государственных казанных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009, осуществляются Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.

Единоличным исполнительным органом казенного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчетный ему. Руководитель должен действовать в интересах предприятия, добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя предприятия определяется ст. 21 Закона об унитарных предприятиях и трудовым законодательством. Необходимо подчеркнуть, что руководитель предприятия несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием). Собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков. В предусмотренных федеральными законами случаях на казенных предприятиях могут быть образованы коллегиальные совещательные органы.

К особенностям правового положения казенного предприятия следует также отнести публичность бухгалтерской отчетности, представление ее уполномоченным органам, возможность установления собственником случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки.

Правовое положение казенных предприятий
Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.
Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» и «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Казенное предприятие обладает специальной хозяйственной компетенцией. В его уставе определяются виды деятельности, которые предприятие вправе осуществлять; источники формирования, режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, в том числе контроля за целевым использованием имущества. Владение, пользование, распоряжение имуществом осуществляются предприятием в соответствии с заданиями собственника. Такие задания воплощаются в плане-заказе, который уполномоченный орган ежегодно утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года. План-заказ имеет обязательный, директивный характер. В плане-заказе определяются различные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Фонд оплаты труда предприятия может быть уменьшен при невыполнении показателей плана-заказа.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета. ГК РФ предусмотрена обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия в случае недостаточности его имущества. Следствием установления правила о субсидиарной ответственности собственника является также норма ст. 65 ГК РФ, определяющая невозможность признания казенного предприятия несостоятельным (банкротом).

Передача моего на основе договора происходит по закону непрерывности (lex continui); это значит, что владение предметом в течение этого акта не прерывается ни на одно мгновение, ведь в противном случае я бы в таком состоянии приобретал предмет как нечто не имеющее владельца (res vacua), стало быть, первоначально, а это противоречит понятию договора. Казенное предприятие представляет собой унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность только за счет бюджетных средств, выделенных из федеральной казны. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организации (такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение»). Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. I ст. 115 ГК РФ). Права казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК РФ об оперативном управлении (ст. 297,298 ГК РФ): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Следовательно, согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом такого предприятия как движимым, так и недвижимым. Федеральное казенное предприятие является юридическим лицом, имеет расчетный или текущий бюджетный счет в банке, печать установленного образца со своим наименованием, бланки, может иметь регистрируемый в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания). Казенное предприятие несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Казенные предприятия отличаются от других государственных унитарных предприятий следующим: ? они основаны только на федеральной государственной собственности; ? наделяются вещным ограниченным правом - правом оперативного управления (ст. 296, 297 ГК РФ), которое значительно уже права хозяйственного ведения (ст. 294, 295 ГК РФ); ? не могут объявляться банкротами (п. I ст. 65 ГК РФ); ? государство (Российская Федерация) несет дополнительную субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Количество казенных предприятий (казенных заводов, фабрик, хозяйств) сравнительно невелико. К ним, в частности, относятся предприятия, осуществляющие производство некоторых видов оборонной продукции, и предприятия исправительно-трудовых учреждений. Казенные предприятия создаются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, объем и характер которых определяются Правительством РФ. Помимо основных видов деятельности казенные предприятия вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность с разрешения уполномоченного Правительством РФ органа. К казенным предприятиям относятся: ? предприятия, выпускающие продукцию, которую разрешено производить только на государственных предприятиях; ? предприятия, производящие продукцию, 50 % которой приобретает государство; ? предприятия, которые вообще не подлежат приватизации. Правовое положение государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства и реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), т. е. осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно осуществляет свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой (общей) и некоммерческой (специальной) организации, т. е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение». Для выполнения уставных целей казенное предприятие имеет право: ? получать кредиты при наличии гарантий Правительства РФ; ? самостоятельно использовать часть доходов, полученных в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности. Казенное предприятие обязано: ? целевым образом использовать закрепленное за ним имущество и выделенные федеральные средства; ? поддерживать численность работников в пределах, установленных Правительством РФ (уполномоченным им органом); ? обеспечивать здоровые и безопасные условия труда работников в соответствии с требованиями действующего законодательства по охране труда; ? осуществлять мероприятия, направленные на регулирование занятости. Здания, сооружения и другое имущество являются федеральной собственностью и закрепляются за предприятием в установленном порядке на праве оперативного управления Госкомимуществом России на основании решения Правительства РФ. Казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, передавать во временное пользование или иным способом распоряжаться переданным в его оперативное управление недвижимым и другим имуществом без согласия Госкомимущества России. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п. I ст. 296 ГК РФ). Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК РФ об оперативном управлении (ст. 296, 297 ГК РФ): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. I ст. 297 ГК РФ). Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества (п. 2 ст. 297 ГК РФ). Источниками формирования имущества и финансовых средств казенного предприятия являются: ? имущество, переданное ему по решению Правительства РФ для ведения основных видов деятельности; ? денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государственным заказом; ? средства, выделенные в установленном порядке из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов; ? часть доходов, получаемых в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности (в уставе указывается, какая именно часть доходов). Руководство казенным предприятием осуществляется единолично директором, действующим на принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом Правительства РФ, утвердившим его устав. Директор казенного предприятия подотчетен назначившему его органу, несет персональную ответственность за результаты хозяйственной деятельности казенного предприятия (п. 4 ст. 113 ГК РФ). Директор казенного предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и уставом, заключает в соответствии с действующим законодательством договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, пользуется правом распоряжения средствами, находящимися на счетах предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками. Прекращение деятельности казенного предприятия может осуществляться в соответствии с законодательством по решению Правительства РФ в виде его ликвидации либо реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) (п. 6 ст. 115 ГК РФ). 2.15.

Еще по теме Казенные предприятия:

  1. Приложение 5 ТИПОВОЙ УСТАВ казенного завода (казенной фабрики, казенного, хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия 1