Правила необходимые для успешного общения. Успешное общение правила

1. «Второго шанса произвести первое впечатление у нас никогда не будет» - эта известная фраза, как нельзя лучше подчеркивает важность внешнего вида человека, его имиджа. Ведь первое впечатление о человеке самое сильное. Оно глубоко врезается в память и навсегда оставляет след.

Это повод заботится о том, чтобы одежда, обувь, прическа, манера поведения, походка, выражение лица были на должном уровне и играли только в «плюс».

И при безупречном костюме и аккуратной прическе нужно помнить, что наше лицо, карта по которой собеседник «читает» и решает иметь ли ему дело с этой «местностью» или лучше найти что-то безопаснее и приятнее. Избегайте снисходительного, надменного, агрессивного, угрожающего выражения лица.

2. Доказано, что главное формирование мнения о человеке происходит в течение первых четырех минут общения. За это мы успеваем просканировать собеседника с головы до пят, уловить самые незначительные жесты, выражение глаз, . В этот момент органы чувств работают в полную мощь, по всем каналам воспринимая объект.

В результате синтезируется целостный образ и мы уже, на основе проведенного «исследования», формируем к нему собственное отношение. Мы уже понимаем приятен нам собеседник или неприятен, будем мы стремиться к общению с ним или наоборот избегать.

Случается, конечно, что первое впечатление обманчиво, но оно очень стабильно. Переменить его можно, но для этого потребуется и определенные усилия.

Значит, лучше первые четыре минуты общения использовать все свое обаяние, поддерживать доброжелательный, позитивный тон разговора.

3. С самого начала беседы необходимо поддерживать положительную установку и общаться на равных , как друзья. Тактичность, вежливость, уважение, доброжелательность по отношению к собеседнику лучшие качества для завязывания долгосрочных и взаимоприятных отношений.

4. Помните, что улыбка – лучшая визитная карточка. Она не только располагает к нам собеседника, но и помогает нам поддерживать хорошее , сохранять позитивный взгляд на окружающий мир, повышает работоспособность.

Существует взаимосвязь между выражением лица и нашим душевным состоянием. Улыбка на лице включает структуры мозга, которые отвечают за наш эмоциональный фон и, следовательно, настроение улучшается.

Известно, что для повышения настроения нужно улыбнуться и изобразить радость. После этого действительно появляется больше положительных эмоций.

5. Метод утвердительных ответов или метод Сократа . Начинайте общение с собеседником с тех задач, тем, вопросов по которым вы знаете, что вы сходитесь.

Выбирайте и стройте такие вопросы, на которые партнер по общению ответит согласием.

При накоплении утвердительных ответов, развивается определенная инерция. Человек, которые на девять вопросов ответил вам «да», скорее всего, согласится и с десятым.


6. Успешное общение невозможно без умения слушать . И эту способность, способность быть хорошим слушателем можно развивать и тренировать.

Концентрироваться на сути разговора, не стараться все подряд запоминать – это нереально.

Избегать посторонних мыслей.

Слушая собеседника, не думать о том, какой ему еще задать вопрос или как ему ответить.

Выделять главное и ценное из информации, полученной от собеседника.

Выяснить для себя, какие мысли, слова, идеи вызывают у вас эмоциональный всплеск и «обезвредить», нейтрализовать их. Иначе сильные нарушат вашу концентрацию и внимание.

В процессе разговора понять «Какую преследует говорящий? Что он хочет передать, сообщить, донести?»

Будьте внимательны не только к произносимым словам, но и к тому, как они произносятся собеседником. С какой мимикой, жестикуляцией, темпом, интонацией, с расслаблением или напряжением, с напором или вяло.

Дать понять собеседнику, что вы понимаете его мысли. Для этого можно повторить услышанное или передать смысл услышанной информации.

Избегать оценочных суждений, не ставить ни «пятерок», ни «четверок», ни «плохо» и ни «хорошо».

Во время выслушивания придержать свои советы при себе, возникшие даже из желания помочь, они не позволяют собеседнику высказаться так, как он бы этого хотел.

P.S. Друзья, посетите сайта, почитайте свежие публикации и узнайте, кто вошел в ТОП лучших комментаторов текущего месяца.

Сегодня, в век развитых информационных технологий, популяризации социальных сетей и виртуального общения, нередко приходится сталкиваться с неумением людей общаться друг с другом в реальной жизни. Далеко не каждый способен поддержать любой разговор, стать интересным и достойным собеседником, некоторым это очень тяжело дается. Но не все так безнадежно. Оказывается, этому можно научиться. Итак, как научиться общаться с людьми?

Общение можно назвать успешным, если общий язык с собеседником найден. Трудности в общении могут возникнуть абсолютно у каждого, и здесь не играет роль полученное образование, богатство внутреннего мира, чувство юмора, начитанность и т.д.

Это, скорее, психологический барьер.

Что же нужно, чтобы общение было интересным и занимательным? Как вызвать у собеседника непреодолимое желание его продолжить? В общем, как стать человеком, с которым будет интересно общаться?

Как вызвать интерес со стороны собеседника

Каждый человек индивидуален. Все мы наделены какими-то, лишь свойственными нам, качествами. У всех свои цели, взгляды на жизнь, принципы и приоритеты. Абсолютно нормальным является желание каждого ощущать свою некую значимость в обществе. Именно это желание и является главным ключом к успеху и удачам в общении.

Для того чтобы общение можно было назвать успешным, достаточно проявить небезразличие к тому, что говорит ваш собеседник. Умение поддержать разговор, интересоваться мыслями и мнением собеседника, умение внимательно слушать, быть искренним и доброжелательным в разговоре, пожалуй, это то, что поможет научиться общаться с людьми. Не зря говорится, что умение слушать и слышать собеседника ценится гораздо выше, нежели умение говорить. Умение слушать дано далеко не каждому, а слышать - еще меньшему количеству людей.

Это не говорит о том, что при встрече нужно набрасываться на своего собеседника, как на старого друга. Далеко не каждому это понравится, и даже может отпугнуть.

В своих суждениях будьте очень аккуратны, они не должны быть категорически непререкаемые. Последнее слово оставьте лучше за собеседником, нежели за собой. Если вы желаете произвести приятное впечатление на собеседника, уступите ему в споре: и отношения не испортятся, и вы останетесь при своем мнении.

Ни в коем случае в разговоре не проявляйте высокомерия. Говоря, взвешивайте каждое слово. вы должны понимать, что надменный тон, желание возвысить себя над оппонентом может очень оскорбить его, и тогда мнение о вас будет не из лучших, и вряд ли у него появится желание снова с вами пообщаться.

Старайтесь никогда не оставаться в стороне, будьте ближе к людям. Каждому человеку будет гораздо приятнее общаться с тем, кто находится с ним на одной волне, поэтому забиваться в угол будет не самым лучшим решением.

На что стоит обратить внимание

По возможности, избегайте разговоров, содержащих в себе жалобы на свое начальство, коллег по работе, работу в целом или же свою судьбу. Запомните, что у каждого и без вас хватает проблем, поэтому выслушивать чужие никому не захочется. Люди общаются ради удовольствия.

Важным психологическим моментом в разговоре является поза, в которой находитесь вы и ваш собеседник. Доказано, что принимая позу своего собеседника, вы тем самым открываете его для общения, создаете для него комфортные условия.

В разговоре старайтесь всегда оставаться самим собой. Неестественность в общении, желание показать себя совсем другим человеком со стороны могут выглядеть очень даже смешно и нелепо, хотя вам может казаться, что вы отлично влились в этот образ. В любом случае, играть долго не получится, и рано или поздно люди узнают, какой вы на самом деле. Так зачем же пускать пыль в глаза, обманывать своего собеседника уже на начальных стадиях общения. Естественность и непринужденность - основные правила поведения в общении.

Часто преградой для нормального общения служат некие комплексы человека. Всегда стоит помнить, что все люди далеко не идеальны. У каждого точно так же есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки, тем не менее, это не мешает им прекрасно общаться и быть душой компании. Если вы сами, общаясь, чувствуете себя хорошо и уверенно, окружающие это обязательно заметят и оценят.

Очень важно во время общения смотреть в глаза своему собеседнику. Человек, который будет при разговоре отводить глаза в сторону, вряд ли вызовет доверие у оппонента. Тем самым вы либо покажете, как вам неинтересно то, что говорит собеседник, либо то, какой вы нечестный человек. Вроде бы ничего особенного, но все же это очень важный момент в общении, способный расположить к разговору или же наоборот оттолкнуть.

Если человек вам мало знаком, узнав его имя, во время разговора старайтесь повторять его, обращаться по имени. Это будет очень вежливым знаком с вашей стороны.

Наверное, каждый оказывался в ситуации, когда между разговором возникает не очень приятная пауза. Чтобы избежать столь неловкого момента в общении, стоит позабыть о коротеньких ответах типа "да" и "нет". Отвечайте как можно более развернуто на вопрос оппонента и также задавайте вопросы, которые потребуют более подробного ответа. Таким образом, ваш разговор пойдет сам собой. Но и здесь не переусердствуйте. Общение не должно превращаться в атаку вопросами. Собеседник должен чувствовать себя комфортно, а не так, будто он находится на допросе и просто вынужден отвечать.


Конечно же, чем большими знаниями вы обладаете, тем больше вы сумеете заинтересовать человека. Разносторонние интересы не могут не привлечь вашего собеседника. Всегда интересно общаться с тем, кто может поведать какие-то истории, рассказать о некоторых занимательных фактах и т.д.

Учитесь правильно выражать свои мысли и идеи, адаптировать их под чужое восприятие. Помните, что не у всех во время рассказа в голове всплывает точно такой же образ, как у вас. Для этого старайтесь донести до собеседника тот образ, который возник у вас, более четко предоставляйте информацию, поясняйте все, что необходимо.

Не спешите сразу отвечать на вопросы. Выдержанная пауза поможет вам не только собраться с мыслями, подумать над ответом, но также проявит интерес и загадочность со стороны человека, с которым ведется беседа.

Излишняя жестикуляция в общении может подтолкнуть собеседника на мысли о вашей неуверенности в себе. Посторонние движения руками способны очень сильно отвлечь от сути беседы, при этом важности ваших слов никто не оценит, на них просто не обратят внимания.

Исключите употребление слов и фраз с двусмысленным подтекстом. Ваши слова могут быть расценены неправильно, и даже способны обидеть собеседника. Говорите четко, что вы имеете в виду.

Подстраиваться под своего собеседника может далеко не каждый. Это является достаточно важным моментом в общении. Понаблюдайте за оппонентом, за темпом его речи, постарайтесь по максимуму повторить его. Общение на одной манере превратит ваш разговор в конструктивную беседу.

Кстати, даже в деловой беседе иногда уместно будет продемонстрировать свое чувство юмора. Если своевременно применить его, то тем самым можно разрядить напряженную обстановку, сделать общение непринужденным.

В общении учитывайте возраст вашего собеседника. Допустим, разговор проходит с человеком, который гораздо старше вас. Здесь, соответственно, стоит избегать сленговых выражений, которые могут быть вовсе не знакомы собеседнику.

Подведем итоги

Конечно же, главный учитель - это опыт, который не приходит сразу. Для его получения нужно время и соответствующие условия. Главное - быть как можно более уверенным в себе человеком, уметь "нести" себя, поставить в обществе. Расширяйте свой круг общения, включая в него абсолютно разных людей: и по возрасту, и по взглядам, и по жизненным позициям.

Любое общение начинается с малого. Благодаря некоторым навыкам в общении, вы сумеете стать авторитетным в своих кругах человеком, к которому все с интересом будут прислушиваться. Не зря говорится о том, что любовь к себе рождает любовь окружающих к вам. Лишь тогда, когда вы сами начнете себя уважать, то же самое станут делать и другие по отношению к вам.


Умение общаться обязательно приведет вас к успеху. Коммуникативные навыки просто необходимы в повседневной жизни. Никогда не бойтесь выйти из тени, начинать общение первым. Будьте вежливы и доброжелательны, и тогда вы сумеете завоевать симпатию со стороны собеседника. Удач и успехов.

Круговых Светлана Николаевна

МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода

Тема урока по обществознанию в 5 классе «Учимся общаться»

Цель: познакомить учащихся с законами и особенностями общения; показать на разных примерах положительные и отрицательные ситуации в общении; выработать систему правил общения.

Планируемые результаты :

Предметные УУД: учащиеся научатся объяснять значение понятий общение, конфликт; выявлять характерные черты общения;

метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку (рения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их;

личностные УУД: формирование способности анализировать собственные поп мин, нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание доброго, уважительного отношения к людям.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Г. Остер написал книгу «Вредные советы», сейчас мы с вами с ними познакомимся и узнаем, кто же из вас также поступает, как описывает г. Остер.

- Расслабились и послушали советы.

Если вы собрались другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

Бесполезно - убежит,

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно

Рассказать свою беду.

***

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

***

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

***

Будь вежлив с мамами друзей.

Здоровайся, входя.

Сердитых слов не говори.

По пустякам не спорь.

Ногами топать и кричать

На мам чужих нельзя,

Ведь есть у каждого из нас

Для этого своя.

***

Приближаясь к незнакомым мальчикам,

Девочка должна уже заранее

Им навстречу корчить рожи злобные,

Камни, палки, кулаки показывать

И угрозы разные выкрикивать.

Пусть издалека еще почувствуют,

Что не даст себя в обиду девочка.

***

Например, тебя хотят

Отучить кривляться,

Громко глупости кричать,

Хныкать и плеваться,

Дергать кошек за хвосты,

Девочек за косы,

Незнакомым задавать

Дикие вопросы,

Бить ногами всех подряд,

Кашу есть руками

И показывать язык

Бабушке и маме.

Это трудно, но у них

Может получиться.

Будь готов тогда всему

Заново учиться.

- Правда «замечательные» советы?

- Что объединяет все эти советы?

- Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Молодцы! Правильно! Открываем тетради и записываем тему нашего урока: «Учимся общаться».

- Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на нашем уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока:

    Роль и значение общения в жизни человека.

    Практикум.

    Тренировочные упражнения.

III. Работа по теме урока

Стремление к дружескому общению - хорошее качество личности. Доставить радость и принести пользу может дружеское общение с разными людьми - близкими и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. Но умение общаться не дается от рождения. Этому необходимо учиться, чем мы и будем заниматься на нашем уроке.

1. Роль и значение общения в жизни человека

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери. Вдумаемся в их смысл.

- Как вы думаете, что хотел сказать Экзюпери? (Ответы учеников.)

Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это радость, удовольствие, роскошь.

- Вспомните литературного героя, который жил на необитаемом острове. (Робинзон Крузо.)

Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком. Это произошло с прототипом Робинзона - Александром Селкирком.

Лишение человека общения - жестокое наказание, так поступают с преступниками, помещая их в одиночную камеру. Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно. Поэтому появились понятия этикет - правила вежливого поведения и речевой этикет - правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, зачем человеку необходимо общение?

(Ответы учеников.)

Однако многие не умеют общаться. Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен уметь контактировать с другими. Но у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми, или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте - самом сложном периоде в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество происходит в негативном ключе, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми. Навыки коммуникации приобретаются с возрастом, и самое главное - овладеть данным искусством. В этом могут помочь правила общения.

- Разделившись на семь групп по 3 – 4 человека, познакомьтесь с правилами общения, ответьте на поставленные вопросы и выполните задания.

Для первой группы

Правило № 1. Будьте доброжелательны и вежливы.

- Какие слова вежливости вы знаете?

- Приведите примеры, когда следует употреблять эти слова.

Для второй группы

Правило № 2. Старайтесь говорить правильно и четко.

- Каким образом издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки?

- Какие скороговорки вы знаете? Расскажите.

Для третьей группы

Правило № 3. Говорите ясно, четко, без лишних слов.

- Прокомментируйте стихотворение А. Хаита «Лишние слова».

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит на «01»,

Срочно сообщает:

- Я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

- Почему все уже сгорело?

- Как нужно сообщать о пожаре?

Для четвертой группы

- Ниже приведены пословицы, составленные из двух разных частей. Вам необходимо совместить половинки, получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило можно сформулировать. (Правило № 4. На доброе слово не надо скупиться .)

Доброе слово язык не отсохнет.

Худое слово и кошке приятно.

От доброго слова сладким медом не запьешь.

- Приведите примеры, когда нужно придерживаться данного правила.

Для пятой группы

Правило № 5. Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.

- Почему необходимо взвешивать каждое слово, сначала думать, а потом говорить?

- Приведите примеры, когда люди сначала говорят, а потом думают.

- Какие последствия наступают в этом случае?

Для шестой группы

Правило № 6. Не перебивайте собеседника, умейте слушать.

- Придумайте и разыграйте сценку, в которой один из собеседников постоянно перебивает другого.

- Получится ли полноценное общение в этом случае? Почему?

Для седьмой группы

Правило № 7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.

- Какие чувства вы испытываете, если общение с каким-то человеком вас раздражает?

- А когда вам неинтересно?

- А когда партнер навязчив?

Со знакомыми людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении. Мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот какова будет реакция незнакомых людей, вы можете не знать, поэтому старайтесь всегда быть вежливыми, говорите с улыбкой, следите затем, чтобы ваши слова были уместны. Смотрите человеку в глаза, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с данным человеком.

2. Практикум

- Внимательно рассмотрите рисунки X. Бидструпа на с. 24 учебника.

- Как вы думаете, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение?

- Как ведет себя человек в другом случае?

- Какое чувство остается у собеседника?

- Какие правила общения были нарушены?

(Ответы учеников.)

- Работая с текстом учебника на с. 24, разыграйте описанные ситуации и прокомментируйте их.

(Проверка выполнения задания.)

3. Тренировочные упражнения

Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди часто обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться, то чувствуем себя несчастными. Научиться общению можно, если этого захотеть. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению, для чего выполним несколько упражнений.

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Инструкция. Каждый из вас должен протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее следующему ученику с этими же словами.

(Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.)

- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?

Упражнение «Комплимент»

Инструкция. Каждый из вас должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращаться к партнеру нужно по имени и с улыбкой; 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

(Выполнение упражнения.)

- Вам приятно было слышать добрые слова в свой адрес?

- А говорить комплименты другим?

- Что вы чувствовали в том и другом случае?

Упражнение «Что я люблю делать»

Инструкция. Один из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит спою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы начинаем высказывать догадки. После того как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий ученик.

(Первым показывает пантомиму учитель.)

- Кто из ребят любит делать то же, что и вы?

- Кто удивил вас своими увлечениями?

- Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?

- Трудно ли было отгадывать?

Упражнение «Через стекло»

Упражнение направлено на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений. Ученикам предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора им можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне, пожалуйста, стакан воды, я очень хочу пить» и т. п., или ребята сами придумывают ее.

- Легко ли было объяснять жестами то, что вы хотели сказать?

- А легко ли было понять то, что изображал жестами другой?

- Что было легче?

Упражнение «Сидящий и стоящий»

Инструкция. Один ученик сидит, другой стоит. В этих условиях вы должны постараться вести разговор. Через некоторое время вы меняетесь местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу».

(Упражнение направлено на то, чтобы показать ученикам значение неверных способов общения.)

- Что вы чувствовали, когда разговаривали, сидя на стуле?

- Какие чувства испытывали, ведя беседу стоя?

- Какое положение в разговоре вам понравилось, а какое нет? Почему?

- Как вы думаете, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы с партнером общались на равных, что бы изменилось?

- Общались ли вы подобным образом в жизни - с позиции «сверху» или «снизу»? С какими людьми и при каких обстоятельствах (в какой ситуации)?

Упражнение «Спиной друг к другу»

Инструкция. Разделитесь на пары и сядьте на стульях спиной к спине. В таком положении вам надо постараться вести разговор.

(Через несколько минут ученики поворачиваются и делятся своими ощущениями.)

- Легко ли общаться с человеком, не видя его?

- Что вы чувствовали, общаясь в таком положении?

- Хотелось ли вам повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника?

- А может быть, вам вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?

- Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы общение состоялось? (Примерный ответ. Необходимо, прежде всего, видеть и слышать своего собеседника. Нужно иметь возможность пользоваться жестами и мимикой. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, то общаться будет довольно тяжело.)

- Давайте проверим правильность ваших выводов.

Упражнение «Зеркало и обезьяна»

Инструкция. Разделитесь на пары и встаньте друг напротив друга. Один из участников - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой - «зеркало», в котором отражаются все движения «обезьяны».

(Через некоторое время ученики меняются ролями. Данное упражнение можно выполнять всем одновременно, но лучше, чтобы пары работали по очереди. Это позволит обсудить его выполнение с остальными ребятами.)

- Какая роль вам далась легче - обезьяны или зеркала?

- А какая понравилась больше?

- Легко или сложно было повторять движения? Что вы при этом чувствовали?

(Можно провести небольшую беседу о том, как важно уметь внимательно относиться к собеседнику, потому что движения могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

(Все ученики садятся, образуя круг.)

- Как вы себя чувствовали на сегодняшнем занятии?

- Что вам сегодня понравилось, а что не очень?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что для вас было наиболее значимым и важным?

- Какое из упражнений было самым трудным? Какое - самым легким?

- Почему общение важно для построения эффективных дружеских отношений?

- Что важно для успешного общения?

- Почему в процессе общения важно искренне делиться тем, что чувствуешь, о чем думаешь?

- Почему в процессе общения важно безусловно принимать того, с кем общаешься?

- Почему в процессе общения важно уметь сочувствовать другому человеку и сопереживать?

- Как умение правильно общаться влияет на формирование дружеских отношений?

Домашнее задание

Написать эссе на тему «На мой взгляд, для успешного общения необходимо…».

Большинство результатов нашего труда напрямую зависят от способности человека устанавливать контакты. Коммуникабельность поистине решает большинство проблем, предоставляет выбор, открывает новые возможности. Над чем нужно работать, чтобы общение было успешным? Может ли каждый развить в себе хорошую коммуникабельность?

Факторы успешного общения

Люди понимают без слов многие внутренние состояния собеседника на подсознательном уровне. Их передает язык тела, как говорят психологи, это невербальная информация, которая порой красноречивее любых слов. Что может рассказать о нас внешний вид:

  • Манера держать себя. Спокойное, уверенное отношение к себе читается по прямому взгляду, хорошей осанке, отсутствию нервных движений. Уверенность в себе - основа равноправного общения. Без нее вы всегда будете занимать позицию просящего, наперед проигрывая любые переговоры.
  • Ухоженный внешний вид. Какой бы стиль не предпочитал человек, одежда, прическа, обувь должна быть опрятной. Однако все же, идя например на собеседование к потенциальному работодателю, лучше одеться соответственно. Создавая собственный уникальный стиль одежды, вы проявляете свою индивидуальность. Однако помните об эстетике, лучше не нарушать основные ее законы.
  • Выражение лица, мимика, эмоции. Каменное, хмурое лицо выглядит отталкивающе. Чрезмерная веселость заставляет подозревать в легкомысленности. Хотя конечно же все зависит от ситуации. На вечеринке серьезность излишня, равно как за столом переговоров неуместно отпускать шуточки. Наше лицо говорит людям очень многое. Стоит научиться контролировать свои эмоции и мимику, чтобы наши намерения подчеркивались невербальными способами передачи информации.

Однако внешний вид лишь вершина айсберга. Умение заводить выгодные знакомства, заключать сделки, просто приобретать хороших друзей и знакомых напрямую зависит от нескольких факторов. Не думайте, что голливудская улыбка до ушей притянет к вам людей. Скорее, наоборот. Показное добродушие, неестественные, искусственные гримасы лишь сделают окружающих подозрительными к вам. Почему? Оттого, что мимика такая очень неестественна. Даже вы сами начнете нервничать, испытывать неприятное ощущение, что что-то не так. И невербально передадите его собеседнику.


Чтобы общение было успешным, соблюдайте следующие правила:

Думаю, основная мысль понятна: чтобы общение было успешным, нужно работать над своими привычками: контролировать потоки информации, которые передаем другим (вербальные - словесные и невербальные - язык тела). Умение оценивать ситуацию, вести себя в соответствии с ней, высказываться свободно, проявлять интерес и уважение к собеседнику, оставаться собой, уважать свободу других являются базовыми факторами успешного общения.