Понятие социального неравенства социальной стратификации. О чем идет речь? Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

Лекция 21. Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации

Процесс и причины формирования неравенства служили объектом исследования многих поколений социологов. Традиционно выделяют два основных направления происхождения социального неравенства: функционалистское и конфликтологическое.

Первое – функционалистское , основывается на теоретическом наследии французского социолога Э.Дюркгейма. Он выводит социальное неравенство из разделения труда:

· механического (природного, половозрастного);

· органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Для того чтобы поощрить наиболее способных индивидов заниматься наиболее важными видами деятельности, общество должно открыть им доступ к социально значимым ресурсам, льготам и привилегиям.

Видные представители этого направления анализа неравенства – К.Девис и У.Е.Мур. Они полагают, что общество должно возбуждать у индивидов желание занять определенную позицию. Это важно не только потому, что некоторые социальные позиции традиционно считаются предпочтительными, но также и потому, что ряд социальных позиций требует специальных способностей и соответствующей подготовки, а некоторые функционально являются более важными, чем остальные. Следовательно, общество неизбежно должно иметь, во-первых, какое-то вознаграждение, которое оно может использовать в качестве побуждения, а, во-вторых, способ дифференцированного распределения этого вознаграждения в соответствии с социальными позициями.

В обобщенном виде значение социального неравенства обосновывается представителями функционализма как функционально необходимое для сохранения общества. По их мнению, неравенство является источником социальной энергии в повышении социального статуса.

Основоположником второго – конфликтологического направления считается К.Маркс. Согласно его теории, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Другими словами, наиболее общей основой образования классов является общественное разделение труда. Те социальные группы, которые контролируют средства производства, занимают более высокое положение в обществе по сравнению с теми, кто не может осуществлять подобный контроль. Именно объем собственности определяет принадлежность человека к тому или иному классу. Индивиды, не обладающие собственностью, оказываются в экономической, а в некоторых - обществах и в юридической зависимости от тех, кто ею распоряжается.

В современной социологии преобладает веберовский подход к анализу социального неравенства. В противовес Марксу, Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии; а престижные различия дают статусные группировки, или страты.

Немецкий социолог Р.Дарендорф в качестве основы социального неравенства рассматривает распределение власти и авторитета. Собственность, таким образом, низводится в ранг одной из форм реализации власти. Причем отмечается падающее значение этой формы в виду массовой корпоратизации собственности и перехода контролирующих функций в руки менеджеров. А авторитет менеджера современной корпорации уже имеет принципиально иные источники – уровень образования и должностные позиции в бюрократической иерархии.

Таким образом, Дарендорф делает попытку освободить теорию классов от бремени частной собственности, классы становятся аналитической категорией, отражающей распределение власти и авторитета между социальными группами. Отношения между группами неизбежно принимают характер господства и подчинения. Власть и авторитет остаются дефицитным ресурсом, борьба за который принимает форму конфликта.

Чтобы понять, что такое стратификация, представим себе социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или, примерно так, мыслил социальную стратификацию П.Сорокин – человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение данного явления, причем, подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала. Само слово «стратификация» было заимствовано им у геологов. Оно в переводе с латинского (stratum – настил, слой и facere – делать) понимается как деление на общественные слои.

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования . Эта методологическая посылка находит свое подтверждение в анализе основных системных характеристик стратификации.

Первая из них – социальность . Суть ее состоит в том, что существующие различия между людьми в поле, возрасте, интеллекте, здоровье, не объясняют, почему одни статусы дают людям обладание властью, собственностью или престижем, а другие – нет.

Вторая характеристика – традиционность , поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т.е. неравенство, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации.

В социологии существует множество концепций социальной стратификации. Исторически одной из первых является марксистское учение.

В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества, которая представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Изучая их природу, К.Маркс сделал следующие предположения:

Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов. Классовые различия возникают тогда, когда одна из групп населения присваивает ресурсы и рассматривает их как частную собственность.

Классы определяются исходя из факта владения или не владения произведенной собственностью. Поэтому все социальные системы были основаны на двух антагонистических социальных классах. В современную эпоху в качестве них выступают буржуазия и пролетариат.

Важность изучения классов заключается в том, что классовые отношения предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Это приводит к воспроизводству классового конфликта.

Существуют объективные (например, обладание ресурсами) и субъективные (чувство принадлежности к классу и осознание его интересов) признаки класса. В последнем случае члены общества начинают действовать в интересах своего класса.



Основное противоречие М. Вебера с Марксом состоит в том, что, по Веберу, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. И хотя у него нет четкой классовой структуры данного общества, ее можно смоделировать, опираясь на методологические принципы и реконструкцию веберовской типологии классов при капитализме.

1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке труда свои услуги.

2. Мелкая буржуазия – класс мелких бизнесменов и торговцев.

3. Лишенные собственности «белые воротники»: технические специалисты и интеллигенция.

4. Администраторы и менеджеры.

5. Собственники, которые стремятся через образование к тем же преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

6. Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владений.

7. «Коммерческий класс», т.е. предприниматели.

Второе изменение стратификации – иерархии статусных групп. Вебер разработал целостное учение об условиях необходимых для формирования статусных групп. По его мнению, их основу составляют общины, которые и состоят из статусных групп. В свою очередь, эти группы основываются на некотором разделяемом всеми количестве социально предписываемого престижа (или почести).

Статусные группы приобретают престиж главным образом путем узурпации: они претендуют на определенное вознаграждение и добиваются своих претензий в форме определенных норм и стилей поведения и особых преимуществ на занятие теми или иными исключительными видами деятельности.

Как отмечает Вебер, стратификация по статусам идет рука об руку с монополизацией идеальных и материальных благ и возможностей.

Третья форма стратификации - это партия. Партии являются воплощением власти. Они существуют только в общинах, имеющих какой-то рациональный порядок и штат сотрудников, которые следили бы за претворением этого порядка в жизнь.

Вебер видел прочную связь между классами, статусными группами и партиями. Партии могут представлять интересы, исходя из «классового» или «статусного положения» и набирать своих приверженцев или из данного класса, или же из статусной группы и в тоже время не быть классово или статусно ориентированными.

Таким образом, веберовская трактовка социального неравенства является основой трех типов стратификационных иерархий.

Современные трактовки социального расслоения развиваются в основном в рамках классических теоретических моделей: неомарксизм и неовеберализм.

В неомарксистской модели в качестве основных трактовок социального расслоения приводятся следующие: собственность и контроль (М. Цейтлин); содержание трудовых функций и контроля за трудовым процессом (Х. Браверманн); воспроизводство определенной структуры социальных мест, которым соответствуют функциональные социальные практики (Н. Пуланцас).

Неовеберианцы в качестве основных причин социального расслоения называли: власть, авторитет (Р. Дарендорф); способ структурации (Э. Гидденс); класс как важнейшая объясняющая переменная (Г. Маршалл, Д. Роуз).

Таким образом, в анализе социальной стратификации доминируют два подхода марксистский и веберовский, а так же их современные модификации.

В современной социологической науке существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из этих связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения образуют то, что, мы называем стратификационной системой .

Когда речь заходит об основных типах стратификационых систем , то предпочитают говорить об «идеальных типах», которые имеют широкие основания в истории разных обществ. Именно такую типологию представил российский социолог В.В. Радаев, выделивший девять типов стратификационных систем .

Тип системы Основа дифференциации Способ детерминации различий
Физико-генетическая Пол, возраст, физические данные. Физическое принуждение, обычай.
Рабовладельческая Права гражданства и собственности. Военное принуждение, кабальное право.
Кастовая Религиозное и этическое разделение труда. Религиозный ритуал, этническая замкнутость.
Сословная Обязанности перед государством. Правовое оформление.
Этакратическая Ранги во властной иерархии Военно-политическое господство.
Социально-профессиональная Род занятий и квалификация. Образовательные сертификаты.
Классовая Размеры доходов и собственности. Рыночный обмен.
Культурно-символическая Сакральное знание. Религиозное, научное и идеологическое манипулирование.
Культурно-нормативная Нормы поведения, стили жизни. Моральное регулирование, подражание.

В социальной реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга. Отдельные из них могут меняться местами в течение времени. Таким образом, стратификационные типы надо использовать как взаимодополняющие инструменты, не абсолютизируя одни в ущерб другим.

Введение

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии -- социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном -- множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие -- социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство -- это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию -- совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых.

Стратификация -- это определенным образом «ориентированный» состав населения. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

Социальное неравенство и социальная стратификация

Социальное неравенство -- это неодинаковые возможности людей удовлетворять свои потребности и достигать намеченных целей.

Питирим Сорокин выделил три вида социального неравенства:

1. Экономические (дифференцирующий фактор -- богатство)

2. Политическое (дифференцирующий фактор -- власть)

3. Профессиональное (дифференцирующий фактор -- престиж профессии)

Как правило, все три вида тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.

По Сорокину, "Социальная стратификация -- это дифференциация некой данной совокупности людей на классы, страты в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основы и сущность в неравномерном распределении прав и ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества".

Толкотт Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков определяющих неравное положение людей в обществе:

1. Характеристики, которыми обладают от рождения (половозрастные особенности, родственные связи, физические и интеллектуальные особенности, этническая принадлежность).

2. Признаки, связанные с исполнением ролей (статусные позиции и различные виды профессионально-трудовой деятельности).

3. Элементы обладания (собственность, материальные и духовные ценности, привилегии).

Большинство социологических школ считает социальное неравенство неизбежно присущим любому обществу.

Впервые тезис о неизбежности социального неравенства озвучил Питирим Сорокин. Он объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами:

· Внутренние биопсихические различия людей (здоровый/больной, умный/глупый)

· Окружающая среда, объективно ставящая индивидов в неравные положения. Для доиндустриального общества значительную дифференцирующую роль играла природная среда, для индустриального и постиндустриального такую роль играет среда социальная.

· Совместная коллективная жизнь индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что вызывает расслоение общества на управляемых и управляющих.

Марксистская школа социологии считает, что основным видом неравенства является классовое неравенство, все остальное иерархическое расслоение общества является производной от него. Поэтому, с ликвидацией классового общества, на этапе коммунистической формации, неравенство исчезает.

В середине XX века, американские социологии К. Дэвис и У. Мур разработали теорию, согласно которой, социальное неравенство является не только неизбежным, но и необходимым состоянием общества, так как:

· Некоторые позиции в обществе функционально более значимы, чем другие.

· Только небольшое количество людей в любом обществе обладает особенностями, дающими возможность выполнять эти важные и сложные функции.

· Чтобы побудить этих людей овладевать необходимыми знаниями и навыками, и побудить их брать на себя эти сложные функции, общество открывает доступ к необходимым и дифференцируемым благам.

· Этот неравный доступ приводит к тому, что разные позиции пользуются неодинаковым престижем и уважением.

· Престиж и уважение вместе с правами и преимуществами создают неравенство, то есть стратификацию.

Поскольку, социальное неравенство является неизбежным и необходимым, оно проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития. Исторически меняются только формы и степень социального неравенства.

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы.

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом -наименьшим (бедные)количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги.

Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обуславливает развитие и динамику социальной группы.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями:

* субъективный показатель -- ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

* объективные показатели -- доход, власть, образование, престиж.

Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж -- необходимые условия для того, чтобы вас могли отнести к высшей страте общества.

Социальная стратификация - это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.

Стратификация общества происходит с применением следующих критериев: дохода, власти, образования и престижа.

Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.

Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся достижением гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх.

Социальная стратификация и неравенство. Социальная мобильность

    Понятие социальной стратификации и неравенства. Исторические типы стратификации.

    Социальная мобильность.

1. Понятие социальной стратификации и неравенства. Исторические типы стратификации.

Слово «стратификация» заимствовано у геологов – пласт, формация (геология) - расположение пластов Земли по вертикальной линии; слой общества (обществознание) - социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, размещая социальные слои общества по вертикали. Стратификация – деление на общественные слои («пласты»). Общество предстает как система различных социальных слоев. Количество этих слоев и критерии их выделения у разных авторов могут быть разными - фиксируют различные группы людей, отличающиеся по имущественному (доход), ролевому, статусному и др. социальным признакам.

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой и facio - делаю), одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

Социальные слои могут отличаться по своей мощности.

Одни приближены к понятию класса - буржуазия, делящаяся на крупную, среднюю, мелкую; рабочий класс – рабочая аристократия и пролетариат; крестьянство – тоже делится на слои и т.д.

Другие – к внутриклассовой прослойке интеллигенция, работники сферы обслуживания и т.д.

В каждой из этих элементов могут быть выражены свои собственные слои . К понятию социального слоя могут быть отнесены также различные сословия, касты, деклассированные элементы, бомжи, мафиозно-криминальные структуры и т.д.

Можно выделить девять типов стратификационных систем:

    физико-генетическая,

    рабовладельческая,

    кастовая,

    сословная,

    этакратическая,

    социально-профессиональная,

    классовая,

    культурно-символическая,

    культурно-нормативная.

В случае первобытного общества неравенство было не столь значительным. С развитием общества неравенство только росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.

Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Основные касты: шудры – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Существует около 5 тыс. каст и подкаст. Все самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества (президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели). В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса. Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельныеиндивиды,социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальнойсоциальной иерархиии обладают неравными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России. Основными принципами проведения социальной политики являются:

    защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

    обеспечение помощи бедным семьям;

    выдача помощи на случай безработицы;

    обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих (МРОТ);

    развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

    проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

    Основные концепции стратификации.

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары.

В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации .

Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода он представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых . Первые делятся на управляющих собственников и управляющих не собственников или бюрократов – менеджеров. Вторых он подразделяет на высшую, или рабочую аристократию, и низшую – низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый «новый средний класс».

Американский социолог Л. Уорнер в качестве определяющих признаков группы выделил 4 параметра:

  • престиж профессии,

    образование,

    этническую принадлежность.

На основе этих признаков он разделил общество на 6 групп:

    высшую (высший-высший) - династии, обладающие богатством, властью, престижем в рамках государства,

    высшую промежуточную - (низший-высший) – банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, ведущие постоянную конкурентную борьбу,

    средне-высшую (высший-средний) – преуспевающие бизнесмены, наемные управляющие, крупные юристы, врачи, выдающиеся спортсмены, ученые – «богатство нации»,

    средне-промежуточную (низший-средний) – инженеры, чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений, высококвалифицированные рабочие – основа стабильности общества,

    промежуточно-низшую (высший-низший) – наемные рабочие,

    низшую (низший-низший) – нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Другой американский социолог А. Барбер провел стратификацию по 6 показателям:

1) престиж, профессия, власть и могущество;

2) уровень дохода;

3) уровень образования;

4) степень религиозности;

5) положение родственников;

6) этническая принадлежность.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, определяющих положение индивида в обществе.

Номинальные параметры

Ранговые параметры

образование

этническая принадлежность

вероисповедание

место жительства

область деятельности

политическая ориентация

доход (заработная плата)

богатство (наследство, накопление)

происхождение

административная должность

интеллигентность

Разделение параметров на номинальные и ранговые соответствует двум важнейшим характеристикам социальной структуры – гетерогенности и неравенству.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации (господствующее положение у тех, у кого он больше).

Выделяют, кроме того, функционалистскую теорию стратификации . Например, К. Девис и У. Мур : нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же назначаются по степени своей социальной важности. Некоторые из них более важны для системы, исполнять их сложнее, что требует специальной подготовки и вознаграждения. В какой-то мере эта теория развивает идею разделения труда.

Эволюционная теория стратификации : по мере усложнения и развития культуры наступает ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и вознаграждения; другие – менее важные, поэтому боле массовые и легко заменяемые.

Социальная структура общества в исследованиях Н.М. Римашевской:

1) «общероссийские элитные группы» - собственность мирового уровня и власть на общероссийском уровне,

2) «региональные и корпоративные элиты» - высокий материальный уровень и влияние в регионе и секторе экономики,

3) «верхний средний класс» - собственность и доход, которые обеспечивают западные стандарты потребления,

4) «динамический средний класс» - высокий доход, социальная активность – классическая опора стабильности и социального порядка,

5) «аутсайдеры» - невысокий доход, низкая адаптация и социальная мобильность,

6) «маргиналы» - асоциальные и анти социальные установки в социально-экономической деятельности, низкая адаптация,

7) «криминалитет» - высокая социальная активность и адаптация, нарушение норм хозяйственной деятельности.

«Средний класс» - средние и мелкие собственники, управляющие, работники умственного труда – «белые воротнички» или менеджеры… В развитых странах доля среднего класса составляет – 55-60%. В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии. Развиаются социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.

Концепции стратификации, в отличие от марксистской идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жестком подчинении: высших над низшими. Допускается даже идея социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности (прежде всего, вертикального типа).

Таким образом, понятие социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально – политических формаций.

3. Социальная мобильность

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса называется социальной мобильностью.

Существуют два вида социальной мобильности:

Вертикальная мобильность - подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность - подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию . Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция (он поменял профессию).

Кроме того, социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других.

Групповая мобильность особенно активно заметна в кризисные, переломные для общества периоды. К ним относится индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Наиболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные "отверстия", "лифты", "мембраны", по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами является армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Папа Григорий VII - сын плотника, П. Сорокин изучил 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе "социальный лифт" движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность. В XV-XVIII веках Европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности проявляется в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. В бедных семьях родители не могли дать достойного образования и воспитания. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Вопросы к семинару

1. Социальная стратификация: сущность и исторические типы.

2. Концепции стратификации.

3. Неравенство современного общества.

4. Стратификация современного Российского общества.

Темы докладов

1. Социальная структура современного общества как система групп и слоев по Т.И. Заславской

2. Маргинальность и маргиналы

3. Теория стратификации П.Сорокина

Использованная литература

1. Фененко Ю.В. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 232 с. С. 74, 77-78, 193-207.

2. Фролов С.С. Общая социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 384 с. С. 232-254.

3. Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397с. С. 70-77.

4. Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010. – 176 с. С. 70-77.

5. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 – 588 с. С. 101-125.

6. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с. С. 273-389.

7. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиторил УРСС, 2005. – 632 с. С. 251-307.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. – 512с. С. 302-368.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатель по четырём основным критериям: доход, власть, образование, престиж занятия.

Основные причины стратификации:

1. гендерное разделение;

2. биологические факторы, как различия в способностях;

3. классовое деление, т.е. неравный доступ к ресурсам;

4. доступ или лишение экономических привилегий, политических прав и социальных льгот;

5. существование системы ценностей в соответствии с которой определяется важность видов деятельности.

Социальная стратификация (по Сорокину) – вертикальная последовательность положения социальных слоёв (страт) в обществе.

Основаниями вертикального строения могут быть:

1. По Марксу: обладание собственностью на средства производства. Таким образом стратификационная структура раскрывается двумя уровнями – классом собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классом, лишённым собственности (рабы, пролетарии) или имеющим ограничения на собственность (обладающие частичной собственностью крестьяне). Интеллигенция и другие социальные группы рассматриваются как промежуточные слои между основными классами.

2. По Веберу: экономический критерий (отношение к собственности, уровень дохода), принадлежность к статусным группам и политическим кругам (партиям). Принадлежность к статусным группам и политическим кругам, которые отличаются по влиянию и престижности, могут обеспечить преимущественное положение в обществе тем индивидам, которые в них входят. Статусные группы различаются в осуществлении видов деятельности, образом жизни, принципами потребления благ, что и предопределяет их престиж.

3. По Сорокину: экономический фактор (экономическое неравенство, выраженное в различии доходов, уровня жизни, существовании богатых и бедных), политический (выявляемый по отношению к политической власти в соответствии с системой политических рангов – авторитетом, престижем, почестями и т.д.), профессиональный (выявляется по роду деятельности, занятиям и профессиям. В современной социологии профессиональная стратификация раскрывается в двух формах – межпрофессиональной стратификации (иерархия профессиональных групп) и внутрипрофессиональной стратификации (внутри каждого профессионального класса).

4. Современные социологические теории: признаётся многомерность оснований стратификации, и ведутся поиски дополнительных критериев (уровень образования).

Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации. Стратификационный профиль показывает, какая часть населения относится к высшему, среднему и низшему слоям, характеризует уровень неравенства в обществе.

В современной социологии предлагается несколько стратификационных систем.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальной стратификации».

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций.

Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Стратификация, как и любая другая наука имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы, Между тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.

Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по своему идеальная модель, чем обыденная реальность.

Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Социальное неравенство - условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж; это - некоторые типы взаимоотношений людей: личностное неравенство, неравенство возможностей достигнуть желаемых целей (неравенство шансов). Неравенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.), неравенство результатов; это - система приоритетов и социальных преимуществ, регулирующая факторы социального выживания, что может быть связано с выгодным положением в социальной диспозиции, легкостью перемещения в привилегированные слои, общественные слои и целым набором характеристик, которые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защищенности. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей, в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги. Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом - наименьшим. Социальное неравенство во властных отношениях проявляется в возможности определенного социального субъекта (социального слоя, или страты) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении социального неравенства властными отношениями принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей. Социальное неравенство по уровню образования и престижу социального статуса, профессии, должности, роду занятия определяется неравенством стартовых условий или неравноценностью условий развития различных социальных слоев и страт. Социальная стратификация - постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это - понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Социальная стратификация - структурирование неравенства между различными социальными общностями, сдоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального неравенства. Социальная стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными, видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. накопления) критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом.


Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию – рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину. Касты Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества. Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими. В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус. Был запрещен брак между представителями разных сословий. Иногда наблюдалось явление индивидуальной мобильности. Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность. Древний Восток и античная Греция имели два класса противоположного типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры и эксплуатируемые.