Понятие о жанре. Литературные жанры произведений и их определения

    Понятие о жанре литературного произведения. Функции и структура (теоретическая модель жанра). Статическое и динамическое в жанре. Жанровообразующие признаки. Типология жанров (универсальные – локальные, канонические – неканонические и др.).

Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес­ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме – проблема клас­сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков.

Жанры – литературные виды, на которые делятся три рода лит-ры. Жанр дает представление о прозведени и определяется через комплекс признаков, постоянно меняющихся. Например, один из признаков трагедии – «ужасающий» финал.

Внутри каждого рода литературы складываются свои жанры.

Жанр - определенный тип произведений, имеющих общую структуру, общие содержательные и формальные признаки. Не смотря на то, что у каждого жанра своя устойчивая структура, жанр - категория, исторически меняющаяся. У каждого жанра есть исторические разновидности. По этому жанры очень сложно подвергнуть классификации.

Жанрообразующие признаки:

Пространственно-временная организация

Субъектная организация

Речевая организация, ассоциативный фон.

Этим признакам соответствуют 3 жанровых плана :

План формы

План восприятия.

Все жанры делятся на универсальные и локальные:

Универсальные - жанры, которые, появившись в лит-ре, продолжают функционировать и по сей день

Локальные - функционирующие только в определенный исторический период.

Жанры бывают канонические и неканонические :

Канонические: нормы и правила, обязательные для автора, создаются по образцу, имеют определенные границы, имеют определенную форму бытования.

Неканонические – свободны от этого

Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи­тель творческой памяти в процессе литературного разви­тия». Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»);«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде­ленное жанровое ожидание.

Поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: напр., «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла­ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось.

Романтизм выдвинул в противо­вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас­сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман­тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от нормативности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово­го регламента стало возможным лишь с развитием реализ­ма, оно было связано с преодолением субъективной одно­сторонности в самом творчестве. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро­вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д..

Важнейшим жанровым признаком произведений явля­ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры.

Литературный жанр – это образец, по которому строится текст какого-либо литературного произведения. Жанр представляет собой совокупность определённых признаков, позволяющих отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы.

Основные виды литературных жанров

Литературные жанры делятся на: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры: сказка, эпопея, былина, роман-эпопея, повесть, роман, очерк, рассказ, анекдот. Лирические жанры: ода, баллада, элегия, эпиграмма, послание, мадригал. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия, мелодрама, фарс и водевиль.

Жанры в литературе имеют ряд определённых признаков, делящихся на: жанрообразующие и дополнительные. Жанрообразующие признаки служат для определения специфики того или иного жанра. К примеру, жанрообразующий признак сказки – установка на вымысел. События, происходящие в сказке, слушатель воспринимает как волшебные, вымышленные, не имеющие прямого отношения к реальной действительности. Жанрообразующий признак романа – его связь с объективной реальностью, охват событий, происходивших в реальности или тех, которые могли бы произойти, большое количество действующих персонажей, отведение особого внимания внутреннему миру героев.

Развитие литературных жанров

Литературным жанрам не свойственно стоять на месте. Они всё время развиваются и не перестают изменяться. При формировании или изменении литературных жанров внимание уделяется реальной исторической действительности, в ореоле которой и происходит создание литературных произведений.

Для чего нужен литературный жанр?

С тем, что такое жанр в литературе, мы разобрались, но не лишним будет рассмотреть и то, зачем нужен литературный жанр – какую функцию он выполняет?

Жанр способен дать читателю достаточно целостное представление о произведении. То есть, если в названии произведения присутствует слово «роман», то читатель сразу начинает настраиваться на значительный объём текста, в отличие, к примеру, от небольшого «рассказа», вызывающего соответствующую ассоциацию с примерным количеством страниц в книге.

Также жанр может дать читателю представление о содержании произведения. Например, если оно определено как «драма», то мы можем заранее себе представить, что человек в произведении будет показан в драматических отношениях с обществом и, вероятнее всего, в финале книги мы будем наблюдать трагические события.

Вместе со статьёй «Что такое жанр в литературе?» читают:

В данной статье мы попробуем в широком смысле описать, что такое жанр, где он может нам встретиться и на какие разновидности подразделяется. Также рассмотрим историю зарождения данного термина, раскроем его этимологическую суть и поймем, когда его применение уместно как в бытовых, так и в научно-искусственных случаях.

Обобщенное понятие

Говоря просто о том, что такое жанр, приходим к следующей формулировке: это одна из разновидностей какого-либо произведения в любой отрасли встречаются в живописи, литературе, музыке, театре и кино. Также их можно обнаружить в речи, в отношениях, в традициях и прочих отраслях нашей жизни. Любой из выбранных жанров характеризуется определенными стилистическими или же сюжетными признаками, по которым любое произведение и идентифицируется. Проще выражаясь, можно сказать, что это обыкновенная стилистика. В каждой отдельной отрасли искусства специалист может определить стилистическую принадлежность конкретного произведения.

Краткий список жанров

Для того чтобы стало яснее, попробуем рассмотреть данное понятие в различных видах искусства. Главным образом, жанры встречаются в литературе, и среди них выделяются такие:

  • Комедия - нелепое произведение, носящее высмеивающий характер.
  • Драма - рассказ, основанный на конфликте главных героев.
  • Повесть - рассказ, в котором освещается ряд событий.
  • Роман - крупная форма, в которой судьбы героев тесно переплетаются.
  • Трагедия - произведение печального, часто смертоносного характера.
  • Поэма может иметь любой смысл, однако характеризуется наличием рифмы.

Это далеко не полный перечень В былые века разделение литературных форм было более строгим, стилистических направленностей было мало. Характерным также являлось то, что каждый жанр можно было очень легко идентифицировать, так как все авторы строго придерживались установленных рамок.

Особенности современных жанров

Со временем подобные ограничения стали более гибкими, расширились, так сказать, художественные возможности в каждом отдельном стиле. Начиная примерно с 19-го столетия писатели и поэты стали объединять два и более направлений в одном произведении. В наши дни основные литературные жанры тесно переплетаются с киностилистикой, то есть с теми категориями, которые больше относятся к кинематографу. Это связано в первую очередь с тем, что в первой половине 20-го века стали экранизировать, а в дальнейшие годы подобная тенденция не только стала неотъемлемой частью искусства, но и имела обратный ход событий. То есть некоторые книги, которые сегодня можно купить и прочесть, были написаны по сценарию, созданному для фильма или сериала.

Что такое жанр в кинематографе

Основа стилей, имеющих отношение к данному виду искусства, заключена в литературе и в театре. Среди фильмов подавляющее большинство занимают комедии и им противоположные трагедии, драмы, эпопеи, мелодрамы, детективы, мюзиклы и так далее. Однако благодаря стремительному развитию мирового кинематографа в этих рядах наблюдается изрядное пополнение, и теперь можно назвать в три-четыре раза больше жанров, которые имеют отношение к различным картинам. Перечислим несколько из таковых:

  • Аниме - рисованные картины, где последовательно создаются движения каждого нарисованного героя. Среди подобных «мультиков» есть довольно-таки осмысленные произведения, полноту которых понять может даже не каждый взрослый.
  • Боевик - столкновение главного героя чаще всего с миром преступности, где вопросы решаются кулаками и стрельбой.
  • Вестерн и истерн - два противоположных жанра, которые имеют много общего с боевиком. Характерным является то, что в первом события основаны на традициях Дикого Запада, а во втором - на «понятиях» Востока.
  • Саспенс - эдакая смесь ужасов, детектива и боевика, которая не отпускает зрителя ни на секундочку от экрана.
  • Фэнтези - обыкновенный рассказ о героях, который сопровождается нереальными событиями и персонажами.

Музыкальная стилистика и направления

Говоря о том, что такое жанр, нельзя упустить из В этом виде искусства особенно ярко проявляется стилистика. Исходя из нее, люди определяют свои музыкальные вкусы, меняют музыку в своих проигрывателях в зависимости от настроения. В былые века произведения не делились как таковые на различные жанры, а вот в наши дни ситуация прямо противоположная. Вся старинная музыка относится к классике как к основной категории. Все те произведения, что были записаны во второй половине 20-го века и за последние годы, делятся на основные жанры, среди которых выделяются поп, рок, джаз, блюз, рэп, инди, шансон, народная и электро. Последний имеет множество разновидностей (эмбиент, хаус, транс, EBM, синт-поп, драм-н-бейс, техно, дабстеп и др.).

Жанры в других видах искусства

Такое понятие как жанр встречается в живописи, в скульптуре, даже в повседневной речи и в поведении человека. Понаблюдайте за собой и за тем, что вы говорите, - и вы поймете, что данный термин приходится употреблять в прямом и в переносном значении более чем часто.

Жанр (от фр. genre - род) - исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями, «исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, не выводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования» (М.Л.Гаспаров) . Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако, помимо устойчивости и равенства себе, категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна, как и вся шкала художественных ценностей. Границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относительной устойчивости поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик. Идентифицировать его в таком случае становится крайне затруднительно: один и тот же жанр может по разному восприниматься в разные эпохи, и последнее слово в споре о его природе принадлежит, по-видимому, литературной традиции.

Основные принципы жанровой классификации произведений

По традиции, восходящей к литературной теории классицизма, принято различать литературные роды и виды (собственно жанры). Литературный род, согласно этому взгляду, является обобщением группы жанров, а литературный вид - конкретным воплощением общеродового принципа.

В разработке классификации литературно-художественных изданий по жанровому признаку принимали участие М.М. Бахтин, Л.Ф. Ершов, С.А. Коваленко, А.И. Кузьмин, В.Н. Соболенко, Л.Н. Целкова, А.Я. Эсалнек и др.

Жанры могут разделяться по разным признакам:

1) по принадлежности к разным родам литературного творчества:

Эпический жанр;

Драматический жанр (трагедия, комедия);

Лирический жанр (ода, элегия, комедия).

Внутри родов различаются виды - устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами. Они дифференцируются в зависимости от организации речи в произведении - стихотворной или прозаической, от объема текста. Кроме того, основанием для выделения родовых форм в эпосе могут быть принципы сюжетосложения, в стихотворной лирике - твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме - то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театра и т.д.);

2) в рамках родов жанры разделяются по их ведущему эстетическому качеству:

Комический;

Трагический;

Элегический;

Сатирический;

Идиллический;

3) по объему и соответствующей структуре произведения:

Лирика - обычно небольшое по объему произведение;

Драма имеет определяемые сценическими условиями размеры;

Эпические произведения: большой объем - роман, средний - повесть и малый - новелла (рассказ).

Принципом жанровой классификации может быть содержание. Тогда классификация будет выглядеть так:

Историческое произведение;

Научно-фантастическое;

Произведение на военную тему;

Публицистическое;

Приключенческое и т.д.

Романы разделяются и по жанровой форме:

Роман-размышление;

Роман в письмах;

Кинороман;

Роман-исповедь и т.д.

В последнее время жанровая форма романа обогатилась следующими разновидностями:

Роман-эссе;

Мемуарный роман;

Роман-исследование;

Роман-спор.

Повесть стремится к четко очерченному предмету повествования, к созданию цельной образной системы. Её динамика строится на развитии темы, на постепенном раскрытии характера персонажа. По содержанию повести могут быть:

Романические;

Героические;

Мифологические;

Авантюрные;

Сатирические;

Фантастические;

Психологические.

Поэма - прародительница нынешней письменной литературы. Это наиболее древний литературный жанр. Жанр современной поэмы определяется двумя моментами: выбором темы и позицией повествования, связанной с оценочным моментом в изображении персонажей и событий. На протяжении всей истории письменности поэма является одним из ведущих жанров литературы.

Современная поэма многотипична по художественной структуре:

Сюжетно-повествовательная поэма, обращенная к конкретному событию;

Стихотворная драма с четко прочерченным сюжетом и композицией;

Монологическая поэма;

Поэма, складывающаяся из отдельных лирических стихотворений, объединенных единой художественной идеей и образом повествования.

Система жанров сатиры включает в себя:

Стихотворные жанры - басня, эпиграмма, пародия;

Драматические жанры - комедия, трагедия, фарс и т.д.;

Прозаические жанры - от фельетона, памфлета, рассказа до романа.

Внутри жанров могут быть подразделения, например, эпиграмма. Она может различаться по средствам и способам изображения:

Сатирическая;

Юмористическая;

Шутливо-развлекательная.

Деление может быть и тематического характера:

Литературная;

Бытовая;

фр. genre – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, напр. – в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт и др.; в муз. – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др. Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАНР

франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род. Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма, жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике, события в эпосе, драматический сюжет в драме). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия, шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон), трагические, элегические и пр. Со времен античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трех стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают еще и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определенному литературному роду, важен объем произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объемом (объем романа, как правило, больше) и количеством освещенных проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей, являющейся еще более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с ее более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвященные критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определенную эпоху, в творчестве определенного писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие еще в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

Отличное определение

Неполное определение ↓