Осколочно фугасная бомба 500. Фугасные авиабомбы. Зажигательные и объемно-детонирующие

Абсолютным рекордсменом среди неядерных авиабомб стала созданная в конце 40-х годов в США авиабомба Т-12 «Cloudmaker» («Создающий облака»). Общая масса боеприпаса, в котором помещалось 8 тонн взрывчатки, составляла 20 тонн. Единственным самолетом который мог поднять адскую машину в небо на тот момент был гигантский бомбардировщик Convair B-36 Правда, сеять хаос, смерть и разрушения в стане противника Т-12 так и не довелось, поэтому «Создающий облака» не вошел в наш рейтинг. При подготовке материала мы опирались на информацию, собранную участниками сообществ и .

5 место: ФАБ-5000 НГ - 5400 кг


Советская фугасная авиабомба ФАБ-5000 НГ, 1944 год, www.airwar.ru

Самой большой авиабомбой, которую Советская авиация применила в годы Второй мировой войны, стала ФАБ-5000 НГ. Её масса составляла 5400 килограмм, носителем был бомбардировщик Пе-8. Сведений о реальном использовании этих бомб немного. Известно, что бомбы в апреле 1943 года и в апреле 1945 года сбрасывались на Кенигсберг. Так же ФАБ-5000 НГ применялись во время Курской битвы и при освобождении Орла.

4 место: Tallboy - 5443 кг


Британская сейсмическая бомба Tallboy («Верзила»), s0.geograph.org.uk , 2012 год

Британская сейсмическая бомба Tallboy («Верзила») стала одной из самых массовых сверхтяжелых бомб в истории авиации. Ее вес при длине в 6,3 метра составлял 5443 килограмм, всего за 1944-1945 годы было произведено более 800 таких бомб. Как нетрудно догадаться, единственным адресатом «посылок» стал Третий Рейх, боеприпасы применялись против подземных укреплений и кораблей. Наиболее успешными бомбардировками стало разрушение тоннеля во французском Сюморе, серия атак на заводы по производству ракет Фау-2 и уничтожение флагмана гитлеровского флота - линкора «Тирпиц». Одна из пятитонных бомб, пробив палубу, взорвалась внутри корабля, после чего он затонул. Носителем успешной бомбы был британский тяжелый бомбардировщик Lancaster. За какие же качества бомба получила «сейсмическую» классификацию?

По достижении земли, Толлбой зарывался в грунт примерно на 20 метров и там уже взрывался (таймер мог быть выставлен на любое время - от долей секунд до часу после падения бомбы), создавая эффект землятресения. В этом, собственно, и было основное отличие Толлбоя от обычных бомб - никакая постройка не могла перенести такого встряхивания и рушилась. Также это оружие использовалось против укреплённых стапелей подводных лодок, подземных заводов, мостов, виадуков и т.д., то есть, против целей, против которых обычные бомбы были неэффективны (в мосты и виадуки было крайне тяжело попасть бомбами того времени.

3 место: BLU-82/B - 6800 кг


Американская бомба BLU-82/B, U.S. Air Force , 2012 год

Американская бомба BLU-82/B с лирическим прозвищем «Daisy Cutter» («Косилка маргариток») в 70-х годах минувшего века стала кошмаром для партизан Вьетконга. Изначально бомба разрабатывалась почти в мирных целях- с ее помощью планировалось расчищать от растительности площадки для посадки вертолётов в джунглях. Позже концепция изменилась и ее стали применять против укреплений и живой силы противника. Так же известно, что американцы использовали бомбы во время операции «Буря в пустыне» в Ираке и против горных укреплений Талибана в Афганистане. Интересно, что носителем бомбы был не бомбардировщик, а транспортный самолёт МС-130.

2 место: ФАБ-9000 М54 - 9407 кг


Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54, , 2010 год

Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54 разрабатывалась для борьбы с крупными кораблями, видимо, поэтому её применение в 80-х годах минувшего столетия против афганских моджахедов, вопреки ожиданиям советского командования, оказалось малоэффективным. На открытой местности радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 составлял менее 60 метров, шанс получить серьезную контузию противник имел только оказавшись на расстоянии не более 225 метров от точки взрыва. Невысокие результаты были достигнуты и при нанесении ударов по горным укреплениям моджахедов, ФАБ-9000- некорректируемая свободнопадающая бомба, а удары производились с больших высот.

1 место: Grand Slam - 9980 кг


Grand Slam- самая тяжелая бомба, из применявшихся в вооружённых конфликтах, 1945 год, Ian Dunster

Лидер нашего рейтинга - британская сейсмическая бомба Grand Slam «Большой хлопок». Боеприпас массой в 9980 килограммов и длиной 7,7 метров появился в конце Второй мировой войны. Всего было произведено более 40 таких авиабомб. Командование королевских ВВС осталось довольным результатами их применения - с помощью «Больших хлопков» были уничтожены защищённая семиметровой бетонной крышей база немецких подводных лодок в Фарге, несколько железнодорожных виадуков и другие объекты. В качестве носителя авиабомбы использовался бомбардировщик Lancaster.

Первая Grand Slam была сброшена 13 марта 1945 года. Воронка от её взрыва составила 38 метров в диаметре и 9 метров глубины. В последующие дни эти бомбы были использованы при нанесении ударов по виадукам Биелефельд. Всего 41 Grand Slam были сброшены за время войны. И хотя они так и не использовались против подземных объектов, за свой короткий срок службы они показали себя исключительно с лучшей стороны при нанесении ударов по узлам связи противника.


Сравнительные характеристики сверхтяжёлых неядерных авиабомб

Фугасные авиабомбы являются универсальным видом бомб, широко используемым в авиации. Их применяют для поражения различных объектов: от техники и живой силы, до сооружений, транспортных узлов, фортификационных укреплений. Наибольшее распространение получили 250-килограммовые бомбы среднего калибра ФАБ-250 различных модификаций.

Разработка

С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.

В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).

Модификации

С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии в КБ №35 предложили корпуса изготавливать из так называемого тонкостенного железобетона. Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.

В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпускаемой продукции начали производить авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого сталистого чугуна, а механообработку сократили до минимума. Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья.

Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб. Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники.

Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.

Принцип действия

Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри (например, внутри зданий) или заглубленный в почву объект (бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. д.). Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва.

Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации. Если она достигает порогового значения при приближении поезда либо бронетехники, произойдет детонация, и боеприпас взорвется. Чтобы ФАБ было труднее обезвредить, их снабжают противосъемными устройствами.

Эффективность

Фугасные авиабомбы не зря считаются универсальными. Они обладают несколькими факторами поражения:

  • Действие продуктов взрыва (взрывчатки).
  • Поражение осколками корпуса.
  • Ударная волна (воздушная, тектоническая, водяная).

Этих факторов достаточно для повреждения и уничтожения техники, зданий и сооружений, мостов, железнодорожных путей, живой силы, ДОТов, укреплений, блиндажей и т. д.

Как правило, обычные авиационные бомбы не оснащаются управляющей частью. Они движутся по принципу свободного падения, постепенно набирая скорость. Поэтому точность ФАБ-250 и других типов определяется опытом летного состава, погодными факторами и эффективностью системы прицеливания. Современные российские прицельные комплексы нового поколения обеспечивают очень высокую точность, порою сравнимую с управляемыми авиабомбами.

Технические характеристики ФАБ-250

Данный тип бомб имеет следующие характеристики:

  • Общий вес - 250 кг.
  • Вес взрывчатки - 99 кг.
  • Длина- 1589 мм.
  • Диаметр - 285 мм.
  • Зона повреждений - 28 м (сильные), 56 м (слабые) и 112 м (легкие).

Перспективы

Последняя модификация ФАБ была внедрена в 1962 году. С тех пор разработаны гораздо более эффективные типы авиабомб. Современная бронетехника выдерживает попадание легких и средних фугасных боеприпасов. Однако на складах находится большое их количество.

ФАБы больших калибров активно применяются в локальных конфликтах. Например, СССР широко использовал в Афганистане модификацию ФАБ-9000, которые сбрасывали с бомбардировщиков Ту-16. Впрочем, как показал анализ применения, эффективность их была не очень высокой. Несмотря на эффектный взрыв, гарантированная зона поражения противника не превышала 60 м, контузии ранения получала живая сила в радиусе до 225 м. Намного больший урон причиняли толстостенные боеприпасы ФАБ-1500ТС и ФАБ-2600ТС.

Сегодня актуальными остаются толстостенные ФАБ-250ТС. Их цельнолитой корпус изготавливается из легированных сталей высокой плотности. У них массивная головная часть, а гнездо под взрыватель отсутствует, что делает их невероятно прочными. Благодаря этим характеристикам их используют для подрыва фортификационных оборонительных конструкций, забетонированных объектов (например, взлетно-посадочных полос), железобетонных укрытий и т. д. Они с легкостью пробивают метровые бетонные перекрытия.


Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67(*) в начале 1930-х гг. В 1931-1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н.И. Гальперина в руководимом им КБ N° 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первь е годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942-1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъем- нь ми.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций ФАБ-50 М-43, ФАБ-100 М-43, ФАБ- 250 М-43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100 Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3 . Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10ми15мм – в15мот места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ чистого тротила, французской смеси (80% пикриновой кислоты + 20% динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50% тротила + 38% аммонийной селитры + 10% алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50% тротила + 40% гексогена + 10% алюминиевои пудры) Большое количество фугасных авиабомб снаряжали ам- матолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С.Г. Добрышем (НИИ-6) Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100 снаряженной тротилом.

* НИО-67 – научно-исследовательский отдел завода № 76; создан в 1930 г.


Фугасная бомба: 1 – взрыватель; 2 – переходная втулка; 3 -детонаторная шашка; 4 – корпус; 5 – бугель; 6 – врывчатое вещество; 7 – дно; в – стабилизатор




Осколочная бомба: 1 – взрыватель; 2 – головка; 3 -дополнительный детонатор;

4 – гильза; 5 – заряд; 6 -корпус; 7 – стабилизатор




Фугасные авиабомбы

1 – ФАБ-100 2, 3 – ФАБ-250 4 – ОФАБ-250 5, 6, 7 – ФАБ-500 8 – ФАБ-5000



Девятитонная фугасная авиабомба


Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г ВВС начали применять ФАБ-100 КД В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД прекратили в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6 Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью Жидким кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Их прекратили применять, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6%. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17 2%. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50- 70% общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х – начале 1950-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.



Девятитонная фугасная (слева) и бронебойная авиабомбы


Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500- 2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ- 3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ- 9000М-54 – 4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик.


Таблица 13 Данные фугасных бомб свободного падения 1940-1950-х гг.

Таблица 14 Радиусы зон повреждений


Девятитонная фугасная (справа) и бронебойная авиабомбы


Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500-2600ТС.

Примечание Под зоной сильных повреждений следует понимать повреждения кирпичной кладки, под зоной средних повреждений – повреждения деревянных стен и частей зданий, под зоной легких повреждений – разбитие стекол, смещение черепиц и т д




Бетонобойные бомбы

1 – БеТАБ-250 2 – БеТАБ-500 3 – БеТАБ-500ШП (активно-реактивная)



Бетонобойная бомба БеТАБ-500ШП

Фугасная авиационная бомба (ФАБ) - универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей (военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника и др.). Поражает цели действием продуктов взрыва, осколками корпуса и воздушной ударной волной. Калибр 50–10 000 кг, наиболее распространены ФАБ среднего калибра. В ФАБ используются контактные взрыватели мгновенного (по целям, расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглублённым целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмическим действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры которой зависят от свойств грунта, калибра авиационной бомбы и глубины взрыва. Например, при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глуб. 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. ФАБ с взрывателями большого замедления (часы, сутки) применяются для минирования местности; при этом они снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием - фугасным и зажигательным. Снаряжается пиротехническими или другими зажигательными составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв ВВ и воспламенение термитных патронов, которые разбрасываются на значительное расстояние (до 150 м), создавая дополнительные очаги пожара.

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931–1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942–1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3. Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм - на расстоянии 10 м и 15 мм - в 15 м от места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.

Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3–4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50–70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х - начале 50-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.

Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500–2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54–4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500–2600ТС.

Разновидности и модификации
Модель Описание
ФАБ-50 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 152-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-50-М43
ФАБ-70 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 203-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-100
ФАБ-100НГ
ФАБ-100КД Принята на вооружение ВВС (для военного времени) в 1941 г. Разработана С. Г. Добрышем (НИИ-6). Снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60:40:30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
ФАБ-100сч
ФАБ-100-М43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-250сч Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "серого чугуна"
ФАБ-250НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-250М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250М-46 Модификация 1946 г.
ФАБ-250М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-250М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-500НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500М-62Т Модификация 1962 г.
ФАБ-500Ш Штурмовая
ФАБ-500ШМ Штурмовая модернизированная
ФАБ-1000 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-1000НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-1000сл Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "стального литья"
ФАБ-1500 Предназначалась для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям. Принята на вооружение в послевоенное время.
ФАБ-1500Ш Штурмовая
ФАБ-1500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-1500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-1500-2600ТС Толстостенная бомба. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм. Применялась в афганской войне.
ФАБ-2000 Разработана в НИО-67. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС
ФАБ-2000М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-3000
ФАБ-3000М-46 Принята на вооружение в 1946 г. Содержала 1400 кг тротила.
ФАБ-3000М-54 Принята на вооружение в 1954 г. Содержала 1387 кг тротила. Применялась в афганской войне.
ФАБ-5000 Принята на вооружение после 1945 г.
ФАБ-9000М-50 Предназначена для поражения крупных фортификационных сооружений. Принята на вооужение в 1950 году.
ФАБ-9000М-54 Модернизация 1954 г. Содержала 4297 кг тротила. Применялась в афганской войне.