Не оплачивают перевозку что делать. Взыскание долгов за перевозки. Некоторые проблемные моменты

Неплатежеспособные заказчики и «поздние» счета - это обыденная реальность, которая знакома практически каждому грузоперевозчику. Поэтому, так важно распознать благонадежность клиента еще до момента подписания контракта на выполнение работ.

Одним из действенных методов в борьбе с ненадежность является международная биржа Trans.eu, на которой существуют специальные показатели финансовой надежности различных клиентов.

Trans.eu

Trans.eu - это система средств, к помощи которых ежедневно прибегают различные транспортные организации со всей Европы. Тут находится и биржа объявлений, где размещаются бесплатные транспортные и грузовые предложения, и модуль карт, благодаря которому можно спланировать маршрут и рассчитать расходы.

TransRisk

Одним из основных элементов системы является компонент TransRisk. Он используется организациями, которые предлагают свой груз. Перевозчик, который вошел на биржу, может легко решить надежен ли выбранный заказчик или нет, изучив отзывы и рейтинг предприятия. В тоже время сами грузоперевозчики после совершения успешных сделок, могут рассчитывать на повышение своего рейтинга. А это способствует расширению клиентской базы.

Показатель надежности отображается в виде статуса: «хороший плательщик», «очень хороший плательщик», «слабый плательщик». Его изменения связаны с активностью компании на данной бирже. Статус рассчитывается на основании многих факторов, таких как финансовое состояние организации, отзывы деловых партнеров, простроченные платежи и т. д. То есть, при каждом несвоевременном платеже за услуги, заказчик значительно теряет в своем рейтинге.

Информации об активности заказчика отображается за последние 6 месяцев.

В первую очередь данная биржа предназначена для грузоперевозчиков. Если компания заключает договор с новым для нее заказчиком, то не лишним будет узнать о его надежности с помощью сервиса TransRisk.

В общей сложности данным модулем пользуется уже несколько тысяч компаний из различных стран центральной и восточной Европы.

Благодаря системе отзывов и оценок, клиент и перевозчик еще больше могут узнать друг о друге. Это способствует развитию прозрачных и честных отношений в области грузовых перевозок.

Как заставить заказчика оплатить деньги по договору-заявке на перевозку? Как правильно подойти к взысканию оплаты с заказчика?

Как заставить заказчика оплатить деньги по договору-заявке на перевозку?

Ситуаций, когда заказчик отказывается и старательно уклоняется от оплаты стоимости перевозки, даже по договорам-заявкам, на данный момент существует достаточно много. Именно в сфере грузовых перевозок имеется достаточно большое количество различных мошенников, аферистов и даже просто недобросовестных заказчиков. Особенно часто в подобные ситуации попадают фирмы по оказанию услуг грузовых перевозок, когда находятся у истоков выбранного направления в бизнесе и ещё не успели найти постоянных и надёжных в этом плане клиентов.

Так что же делать, если заказчик отказывается оплачивать проделанную работу по договору-заявке на перевозку груза? В данном случае если мирным путём решить вопрос невозможно, то остается, лишь один выход - подача иска в суд на заказчика с целью взыскания причитающихся средств. В этом случае будет не лишним обращение за юридической консультацией.

Старайтесь перед тем, как приниматься за выполнение работы предварительно уточнять всю интересующую информацию о клиенте. При возникновении каких-либо подозрений на то, что заказчик может не заплатить за работу, вообще лучше откажитесь от заказа.

Как правильно подойти к взысканию оплаты?

Перед тем как подавать исковое заявление, можно направить заказчику претензию. Это делается для того, чтобы получить письменный ответ с содержанием обещания об оплате стоимости услуг фирмы, занимающейся перевозками, к определённой дате. Данный документ позволит либо урегулировать ситуацию мирным путём, либо станет дополнением к исковому заявлению.

Как избежать обмана со стороны заказчика?

При заключении договора-заявки на перевозку груза, стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

  1. Перед заключением договора-заявки, ознакомьтесь со сведениями о фирме, выступающей в роли заказчика. Обязательно просмотрите сведения о дате регистрации фирмы. Если срок её существования составляет меньше года, то велик риск того, что это может фирма однодневка. Также проверьте 2 свидетельства и реквизиты.
  2. В графе контакты, должно быть указано более одного телефонного номера. При этом допускается указания одного факса на указанные номера. Также среди контактных телефонов должен иметься хотя бы один мобильный номер.
  3. При необходимости можно запросить ксерокопию паспортных данных менеджера.
  4. Стоит попросить предоставить контактные данные грузопервозчиков, с которыми данная компания работала ранее. Также, желательно, по возможности ознакомиться со сведениями тех компаний, с которыми ранее сотрудничал заказчик (просмотреть дату регистрации, поискать отзывы).
  5. Будьте крайне осторожны в ситуации, когда заказчик завышает цену за перевозку груза. Особенно внимательно отнеситесь к этому, если при завышенном тарифе заказывается дальний рейс.
  6. Старайтесь работать строго по договору-заявке на перевозку и постарайтесь максимально точно прописать в нём условия работы и стоимость за оказание услуг по перевозке.

Также не стоит забывать, что компания, которая указана в товаротранспортной накладной (ТТН) как грузовладелец и грузоотправитель, обязана выплатить стоимость по перевозке груза, если в ней имеются отметки о погрузке и выгрузке товара.

Если у Вас имеются вопросы юридического характера, то Вы можете обратиться за консультацией в нашу фирму.

Редактор: Игорь Решетов

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик перевозки, привлекший для ее осуществления стороннее лицо и действующий от своего имени, выступает в этом случае грузоотправителем. С учетом такой его роли и заполняется транспортная накладная в соответствующих пунктах.

Обоснование вывода:
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату ( ГК РФ).
Из ГК РФ, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила) следует, что документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная. Форма транспортной накладной утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам.
Как следует из Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
В соответствии с Правилами перевозок оформление транспортной накладной осуществляется совместно грузоотправителем и перевозчиком. Согласно Закона N 259-ФЗ, п. 6 Правил перевозок транспортная накладная составляется грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза).
На основании Закона N 259-ФЗ грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
В свою очередь:
грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза ( Закона N 259-ФЗ);
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу ( Закона N 259-ФЗ).
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3-х экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Она подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (п. 9 Правил).
При этом Правилами перевозок грузов определено, кто из сторон договора и какие реквизиты должен заполнить. Так, грузоотправитель заполняет пункты 1-6, 14, 16 (в части грузоотправителя) транспортной накладной. Перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной (п. 7 Правил перевозок грузов).
Соответственно, в общем случае покупатель, который поручил вывоз принадлежащего ему товара со склада поставщика грузоперевозчику, должен оформить транспортную накладную, подтверждающую заключение договора перевозки груза ( УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@).
Если же организатор перевозки привлекает для этого третье лицо (транспортную организацию или ИП), то, действуя в отношениях с перевозчиком от своего имени, он выступает в роли грузоотправителя. Следовательно, транспортная накладная в этом случае составляется им как заказчиком.
По отношению к заказчику (в нашем случае - грузоотправителю) компания, с которой заключен договор перевозки, является перевозчиком и, соответственно, реквизиты данной компании должны быть указаны в п. 10 "Перевозчик" транспортной накладной.
При оформлении транспортной накладной:
- в п. 1 "Грузоотправитель (грузовладелец)" транспортной накладной должны быть указаны сведения о лице, заключившем договор перевозки груза (заказчике), - Вашей организации;
- в п. 2 "Грузополучатель" указываются данные организации, на склад которой поступит груз (покупатель товара);
- в п. 6 "Прием груза" подпись ставит лицо, которое уполномочено грузоотправителем (заказчиком перевозки) на получение товара со склада поставщика;
- п. 7 "Сдача груза" - заполняет фактический грузополучатель.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

При перевозке груза третий - лишний

( Кто за это платить будет? )

Диспетчер отказал в оплате перевозок и сказал, что он ничего не должен.

Что делать?

Поводом для появления данного материала послужило просто-таки массовое обращение за помощью абсолютно разных людей из разных уголков необъятной родины по одному и тому же вопросу: неплатежи, как привлечь агента-табуретку.

Толи это нынешний кризис так повлиял, толи просто звезды так сложились, но во избежание полного тромбофлебита моего почтового ящика я решил разложить этот, казалось бы, элементарный вопрос по полочкам.

Суть большинства вопросов сводилась к следующему (цитата одного из многих писем): "Мы перевозчики, и у нас заключен долгосрочный договор перевозки с Диспетчером, который в рамках этого договора путем отправки заявки и получения нашего подтверждения уже длительное время заказывал у нас перевозки, а потом расплачивался с нами. Но недавно диспетчер отказал нам в оплате 2-х последних перевозок и сказал, что он нам ничего не должен. Что делать?".

Прежде чем ответить на этот извечный вопрос, необходимо разобраться в сути происходящего и начнем с договора.

Договор перевозки, организации перевозки и т.д.

Согласно требованиям п.1 Статьи 785 ГК РФ под договором перевозки принимается реальный договор, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний, его сторонами являются перевозчик и отправитель. В п.2 Статьи 785 ГК РФ указано на документы, подтверждающие заключение договора перевозки: транспортная накладная. Транспортная накладная и другой соответствующий ей по назначению документ подтверждают заключение договора перевозки, т.е. вручение груза перевозчику. В обязанности перевозчика по договору перевозки груза также входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств. Обязанностью грузоотправителя является своевременная подготовка груза к перевозке и соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства.

Наряду с договором перевозки груза, когда предметом договора является доставка конкретного груза в пункт назначения и выдача его получателю, Кодекс определяет и в определенной степени регулирует договоры организации перевозок и договоры между транспортными организациями и грузовладельцами. Согласно требованиям Статьи 798 ГК РФ по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике на автомобильном транспорте, относятся годовые договоры.

В нашем случае Договор перевозки с Диспетчером, а что везет этот диспетчер или на чем он это что-то везет? Ничего и не на чем. Он третье лицо, а третий – лишний.

Противоречие

Что делать?

Для всех, кто уже попал или попадет в такую же ситуацию, предлагаю следующий алгоритм "Что делать?":

Выставлять счет за перевозку тому, кому вы ее оказывали по закону, с кем заключали договор перевозки, т.е. грузоотправителю. Если не оплатят, то есть несколько вариантов дальнейшего развития.

1. Подавать в суд на грузоотправителя по поводу неоплаты выполненной работы. Если грузоотправитель ее уже оплатил этому агенту-табуретке, то они будут вынуждены предоставить документы, подтверждающие эту оплату. С материалами дела подаете новый иск против агента-табуретки с учетом вновь открывшихся обстоятельств, либо привлекаете этого агента-табуретку соответчиком по данному делу.

2. Если Вы добровольно получите от грузоотправителя все документы, подтверждающие его оплату, а также его заказ перевозки у агента-табуретки, то можно подать новый иск против этого диспетчера с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

3. Если грузоотправитель не оплачивал перевозку, либо ссылается на то, что оплачивать не должен по договору купли-продажи, то независимо от этих объяснений продолжаете требовать через суд именно с него оплату за выполненную работу. Его дальнейшие разбирательства с покупателем или с этим диспетчером его личное дело.

Возражения типа "с грузоотправителем нет договорных отношений" или "они мне перевезли за спасибо" категорически не принимаются, ибо согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

И еще. Очень хорошо при обосновании в суде тех или иных сумм неоговоренных в договоре использовать так называемые "правила перевозчика" опубликованные в интернете. Делаете сайт где-нибудь на бесплатном домене третьего уровня и размещаете там основные ставки и другие тарифы, например на простой или за прием груза в мелких транспортных единицах (покоробочно). Данная норма является диспозитивной и действует, если в договоре не оговорено иное. Не забудьте в бланк счета добавить в реквизиты адрес этого сайта.

Кстати, пока готовил материал, звонит мне один грузовладелец и на жизнь жалуется, типа перевозчики с него денег хотят, а он все деньги уже давно перечислил подобному агенту-табуретке. Читаю его договор с этой табуреткой, а там "информационные услуги по подбору транспорта и организации перевозки"…

Как работать?

Так как работает весь цивилизованный мир – заключать договор перевозки через агента перевозчика и перечислять деньги напрямую перевозчику. А взаиморасчеты перевозчика и агента должны быть по агентскому договору, по которому перевозчик (принципал) будет выплачивать агентское вознаграждение агенту сам.

Владислав Артамонов

См. продолжение: "3pl, 4pl… – 6pl или Sexy Party Logistics"

См. также:

Сказку 3/10-01 Экспедитор-сэкспедитор

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 апреля 2009 г. N 09АП-10176/2009 и Постановление апелляционной инстанции от 25 июня 2009 г. N 09АП-10176/2009

Детали вопроса:

Добрый вечер.Хотел бы узнать,куда мне стоит обратиться в такой ситуации? Я водитель по найму. 11.06.2013 года в программе АТИ грузоперевозки,взял заявку на перевозку груза в Транспортной Компании Онлайн, с города Екатеринбург до города Новосибирска.Везти надо было пельмени и колбасу,в общем заморозку.Приехал я на загрузку в срок и назначенное время.С ТК Онлайн было обговорено,что предоплату в размере 10 т.р. они сделают сразу после загрузки,остальную сумму они скинут в течении 5 банковских дней после разгрузки,т.е. оставшиеся 25 т.р.

Приехав на заказ,меня не стали загружать,потому что нужны были палеты,без них не грузили.ТК Онлайн знав об этом не предупредила меня,мне пришлось ходить по базе и попрошайничать у других фирм,чтоб мне дали палет. Найдя палеты,меня стали загружать...Когда загрузили,я позвонил в фирму ТК Онлайн и попросил предоплату,они мне сказали что деньги поступят немедленно в течении дня.Чтоб не ждать,я поехал на свои деньги.Доехав до Омска где должна быть первая разгрузка,денег предоплаты так и не поступило,а уже было 12.06.2013.

Разгрузили быстро,товар приняли,накладные подписали.Так как денег не поступило на мою карту,я опять позвонил,девушка которая работает в ТК Онлайн сказала мне так "Я сегодня не работаю,я не бухгалтер и ни чего не знаю,сейчас позвоню бухгалтеру и скажу",я начал предостерегаться и заволновался,а вдруг меня обманывают и могут одним словом кинуть,я ей сказал так "У меня солярки осталось на 2 часа,денег нет,так что поторопитесь с предоплатой,жду денег,буду стоять в Омске и ни куда не поеду".Деньги конечно же у меня были,так как они меня уже начали обманывать,я тоже их обманул на счет денег и соляры.

Через часа 2 я решил еще раз позвонить и узнать на счет денег,но телефон ни кто не взял и через минуты 3 приходит смс с текстом "Ждите деньги,сегодня поступят".Поверив этим словам,я не стал ждать и поехал дальше в город Новосибирск.После этого мне позвонили заказчики с города Новосибирска и спросили когда я буду,я им сказал что буду ночью,они мне сказали что будут ждать.В Новосибирск я приехал в 3 часа ночи по ихнему времени,разница Омска и Новосибирска от Тюмени - 1 час.Приехав на первую точку разгрузки в Новосибирске,меня встретили негативно,говорят меня ждали с 23:00 до 00:00, а мне звонил начальник и говорил, что если я задержусь и приеду ночью,то мне надо позвонить грузчику который меня разгрузит,который так и не взял телефон когда я подъезжал к городу.

Выяснилось что он оказался в больнице.Говорили мне что я не беру телефон,что я мол пропадаю,а так как я был в дороге,связи могло и не быть,даже смс не поступило с пропущенными звонками. Ну вот меня разгрузили с горем пополам, и я поехал во вторую точку разгрузки,там я подождал с час, пока пришел кладовщик.Меня разгрузили быстро,товарные накладные подписали. И я поехал домой,было уже 13.06.2013г.,заметьте предоплаты до сих пор не было,я позвонил в ТК Онлайн,телефон ни кто не взял, только на пол пути до дома,а это уже когда я был в Ишиме,мне только тогда пришли 10 т.р. и пришла смс,"Деньги пришли?

Я отправил ответную смс Да,пришли"Я был просто в шоке,всю дорогу я проехал за свой счет.Так как я живу в Тюмени,а товарные накладные надо было привезти в Екатеринбург, я договорился с ТК Онлайн,чтоб они мне скинули адрес,чтоб я по приезду в Тюмень,смог отправить накладные им по почте.Я так и сделал.Приехав домой,я в первую очередь пошел на почту и отправил накладные первым классом.Это было 15.06.2013 в 16:59,суббота,на почте мне сказали что отправка будет в понедельник.Товар в Новосибирске в первой точке я выгрузил 13.06.2013,прошло 4 дня и мне приходит смс от ТК Онлайн,в которой написано"У вас реф.. был включен всю дорогу",я написал что ДА,я сперва не понял о чем они,я стал им звонить,но телефон ни кто не брал...

Я зашел на почту в интернете и ужаснулся...Мне ТК Онлайн пишет,что им пришло письмо на почту от первого заказчика с Новосибирска, что я якобы разморозил пельмени и они слиплись.Прислал им фотки,которые мне были отправлены на мою почту,с пельменями слипшимися и помятыми коробками.Я просто был в шоке,ведь товар у меня приняли и расписались в накладных,коробки у меня были в отличном состоянии,на фотках которые они мне прислали не было ни даты,ни числа и не времени.Со мной ездил мой знакомый,который все это подтвердит,что товар был в отличном состоянии и реф.. был включенный всю дорогу!!!

Оставшейся суммы 25 т.р. до сих пор не поступило на мою карту,телефон не берут и даже смс не пишут,на почте в интернете тишина.У меня есть свидетель,у меня есть ксерокопии товарных накладных,есть ксерокопия заявки на перевозку груза с синей печатью и моей подписью,есть номер сотового девушки с ТК Онлайн и их адрес офиса в Екатеринбурге.Знаю где находится база где я грузился в Екатеринбурге....Подскажите пожалуйста как мне быть и какие предпринимать меры???

вопрос задан 5 лет назад