Назовите современные программные средства коммуникации. Средства коммуникации для современной организации. Средства коммуникации в медиасфере

Общение как коммуникация.

Все средства общения делятся на 2 большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Многие зарубежные психологи (А. Пиз, А. Мейерабиан. Д. Бердвиссл) подчеркивают значимость невербальных средств общения, доля которых составляет 55%-65% информации. Также отмечается, что по словесному (вербальному) каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению.

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.

Д. Уэбстер

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, релайтеры, психологи, социальные педагоги, лингвисты, учителя, врачи и т. п. Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста, его реноме и профессиональный имидж.

Человеческая речь как источник информации.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию, «упакованную» в тот или иной текст. Не случайно нашу эру называют эрой «человека говорящего». В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды - их восприятием.

Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства коммуникации называются невербальными, или языком телодвижений. Все средства коммуникации можно свести в следующую таблицу 2.1.

Таблица 2.1.

Невербальные средства общения (средства выражения психических состояний человека): кинесика , просордика и экстралингвистика , такесика , проксемика . К невербальным средствам общения относится способность личности выражать свое отношение к миру через мимику лица, жесты, позу и т.д. Среди невербальных средств общения наиболее значимыми являются кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию. К кинесеке относят движения, проявляющиеся в мимике, позе, взглядах, походке.

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.

Речью владеют все, но как она влияет на другого человека, как мы воспринимаем речь, какую информацию мы можем получить о партнере, слушая его?


Несовершенное владение речью, ее незнание и неумение использовать паралингвистические особенности речи - одна из проблем делового общения.

Известные писатели и общественные деятели выделили ряд требований к хорошей речи.

Правильность речи, т.е. ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д.И. Писарев считал, что неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.

Точность речи, или ее соответствие мыслям говорящего. Так, К. Федин писал: "Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла".

Ясность речи - доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан , римский учитель красноречия, утверждал, что: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".

Логичность речи, т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н.Г. Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей".

Простота речи, т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога", Так, Л.Н. Толстой подчеркивал, что: «под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания".

Богатство речи, другими словами разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М. Горький писал: "Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их".

Сжатость речи, или отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.

Чистота речи - устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В.Г. Белинский отмечал, что: "употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".

Живость речи - это отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность.

Благозвучие речи, т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их».

В речевом общении апелляция к рассудку людей - выражение уважения к ним, призыв к честному сотрудничеству. Рассудительность. В отличие от демагогии, является веским доказательством умения говорящего, выражаясь словами Н.В. Гоголя , "мыслить своим умом". В наше время - время информативной перегруженности - это нечасто встречаемое явление. Люди чутко улавливают, когда говорят с "чужого голоса". Им больше импонирует демонстрация незаурядности ума выступающего, а также совершенная технология коммуникационного общения (как на вербальном, так и на невербальном уровне)..

В речевом общении эффективным является такое качество выступающего, как находчивость. Личное самообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся ситуации всегда позитивно работают на того, кто обладает этими качествами.

В любом общении "в цене" люди, которые владеют мастерством экспромта. Сколько раз на чаше весов лежала судьба имиджа политика или делового человека, когда их речь прерывалась каверзным вопросом. Успех всегда был на стороне того, кто мгновенно и ярко его парировал.

Следует отметить, что в процессе общения недопустимо чрезмерное увлечение иностранными словами,

По мнению К.С. Станиславского , речь - это та же музыка, то же пение: он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений К.С. Станиславского, отметим, что люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, придают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи, что делает ее эмоционально выразительной, порой гипнотически воздействующей на слушателей.

Отметим, что всевозможные "риторические уловки" - это эмоциональные возбудители. С их помощью приводятся в действие наши анализаторы ощущений. Чем они восприимчивее к информации, тем громче в нас заговаривают эмоции.

Без них мы буквально глухи к обращенному к нам слову. Следует вызвать не просто эмоции, а определенные эмоции. Для того, чтобы добиться подобного результата, следует принять во внимание многие факторы: психологию людей, их жизненные ситуации, эффект своего имиджа и др.

Очень важна в деловом общении и является беспроигрышной "энергетика речи": ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует, когда выступающий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности применяемых apгyментов. Подобное единство манеры поведения и произнесения речи, оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает их к нему. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к выступающему.

В речевом общении максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств, а также умелого их использования для достижения своих целей.

"Освободите" голос В. Высоцкого от характерных ему интонаций, и это уже будет не его голос. Своей хрипотцой и необычайным накалом эмоций он превращал простые по смыслу слова в душевные надрывы, заставляя людей на многое в жизни посмотреть другими глазами и взывая к размышлению, как и во имя чего жить.

Речь базируется на ассоциации (одном из механизмов психики)- способности нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию по отношению к той, которая принимается человеком.

Достигается это благодаря тому, что говорящий создает общее информационное поле общения, помогает слушателям стать деятельными его соучастниками. В итоге они не только получают удовольствие от общения с ним, но и испытывают взлет собственной мысли. Происходит мощная стимуляция душевных и интеллектуальных резервов человеческого организма. Можно привести много примеров такого риторического мастерства.

Важно помнить и знать еще об одном моменте. Проксемические особенности речи дают нам возможность делать выводы о личностных особенностях человека, его характере и темпераменте. Достаточно много подобных примеров мы видим в литературных произведениях, наблюдаем в реальных жизненных ситуациях и в деловом общении.

Социальная принадлежность сказывается не только на словарном запасе, но и на выговоре. Нельзя забывать и об акценте, выдающего иностранца. Следовательно, невербальные особенности речи позволяют судить о партнере и характеризуют нас самих.

Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (мимика, поза, жесты, взгляд, походка). Жесты: коммуникативные, модальные, описательные.

Мимика - движение мышц лица, выражающее состояние эмоций человека (гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость). Взгляд (визуальный контакт) играет огромное значение при общении, свидетельствует о расположении к общению. «С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-либо, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормой. И, наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Наибольшую информацию о вступлении в общение и об отношении человека к окружающему, несет не столько лицо, сколько тело человека. Движения тела (жесты, позы, стили экспрессивного поведения) содержат больше информации о индивидуально-психологическом состоянии человека. Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Выяснено, что человек может принимать 1000 поз. В соответствии с моральными, этическими принципами, установленными в обществе, некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза указывает на то, какой статус занимает человек в той или иной ситуации по отношению к другим людям и как тело размещено. Это свидетельствует либо о расположении, либо о закрытости к общению.

Закрытые позы - человек пытается закрыться каким-либо образом, занять как можно меньше пространства. Часто закрытые позы воспринимаются как позы недоверия, противодействия, несогласия, критики. Часто встречается «наполеоновская» поза - стоя, когда руки скрещены на груди; сидя - обе руки упираются в подбородок.

Открытые позы воспринимаются как доверие, доброжелательность, психический комфорт к собеседнику. Наиболее часто встречаются позы стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя - руки раскинуты, ноги вытянуты.

Установлено, что если человек заинтересован в общении, то он будет ориентироваться на своего собеседника, перемещая свое тело в его сторону, и, наоборот, если не заинтересован, то будет откидываться назад и ориентировать свое тело в сторону. Человек стоящий прямо в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра, хочет заявить о себе. Человек, которому нет необходимости подчеркивать свой статус, будет спокоен, расслаблен, находясь в состоянии непринужденной позы.

Жесты - разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен окружающим собеседникам. Количество жестов, жестикуляция говорит о возрастающей эмоциональной активности, взволнованности человека. Увеличение количества жестов говорит о затруднении в общении между партнерами. В повседневной жизни человек применяет такие жесты: коммуникативные - жесты приветствия, прощания. Привлечения внимания, запретов, жесты удовлетворительные, запретительные, вопросительные; модальные - выражающие оценку и отношение; жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.д.; описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Походка - это стиль передвижения человека, по которому можно судить об эмоциональном состоянии. Так «тяжелая» походка проявляется во время гнева, «легкая» - при радости, «вялая» и «угнетенная» при страданиях, а самая «широкая» (самая большая длина шага) - при гордости.

Просодика и экстралингвистика - характеристики голоса, ритмико-интонационных сторон речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Следующие виды невербальных средств связаны с голосом, который помогает выявить психическую индивидуальность человека. Различают просадические и экстралингвистические характеристики голоса. Просодика - общее название ритмико-индивидуальных сторон речи (высота голоса, громкость тона, тембр голоса, сила ударения). Экстралингвистическая система включает в себя проявление психофизиологических факторов: плач, кашель, смех, вздох, а также использование в речи пауз.

Просодические и экстралингвистические системы способствуют регулированию потока речи, при этом экономятся языковые средства, которые взаимодополняют друг друга, защищают и предвосхищают речь. Выражают ее эмоциональное состояние. Такие эмоции как радость, энтузиазм, недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх тоже высоким тоном голоса, но в широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость сообщаются мягким приглушенным голосом и понижением интонации в конце фразы.

По скорости речи также можно определить чувства человека: быстрая речь передает взволнованность или беспокойство, а медленная - указывает на угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие.

Любому специалисту, будущему профессионалу необходимо научиться лучше разбираться в индивидуально-психологическом состоянии собеседника. При этом необходимо не только слушать, но и слышать интонацию речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые позволяют выражать чувства, мысли, волевые усилия не только наряду со словом, но и вопреки ему.

Среди средств общения выделяется особая группа - такесическая, проявляющаяся в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. На использование этих средств большую роль оказывает статус партнера, возраст, пол, степень их знакомства.

Рукопожатия можно разделить на 3 группы:

1) доминирующее рукопожатие - рука сверху, ладонь развернута вниз;

2) покорное рукопожатие - рука снизу, ладонь развернута вверх;

3) равноправное рукопожатие.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесика - динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопывания, поцелуя. Такесические средства общения выполняют функцию статусно-ролевых отношений общающихся. Неадекватное использование этих средств может привести к конфликтной ситуации.

Проксемические средства - пространственно организованное общение. Американский антрополог Э. Холл ввел понятие «проксемика» (близость). Э.Холл описал четыре дистанции, характерные для североамериканской культуры. Интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей. Персональное (от 45 см до 1 м 20 см) - общение со знакомыми людьми. Социальное (от 120 см до 360 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Публичное (более 360 см) - при выступлении перед различными аудиториями.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Поворот тела и носок ноги в направление партнера или от него сигнализирует о направлении мыслей.

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения (соперничество, дружеская беседа, кооперативное поведение, независимая позиция).

Невербальное поведение личности многофункционально, так как: создает образ партнера по общению; выражает взаимоотношения партнеров по общению; является индикатором актуальных психических состояний личности; уточняет, изменяет понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Установлено, что средства общения делятся на вербальные (35%) и невербальные (65%). К невербальным средствам общения относится способность личности выражать свое отношение к миру через мимику лица, жесты, позу и т.д. Среди невербальных средств общения наиболее значимыми являются кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию. К кинесеке относят движения, проявляющиеся в мимике, позе, взглядах, походке.

Вербальные средства общения предполагают передачу информации и являются необходимым условием при деловом общении людей. Деловое общение возможно лишь в том случае, если один из собеседников умеет грамотно говорить - излагать свои мысли, а другой умеет слушать. Между собеседниками должна быть культура речевого общения, которая является одним из средств взаимопонимания, уважения между людьми. Под культурой речевого общения необходимо понимать свободное владение языком, использование в речи слов приветствия, вежливого обращения к собеседнику.

На уровне делового общения в разговоре должны употребляться простые, ясные, точные слова, грамотно сформулированные мысли. При разговоре в первую очередь человек должен ориентироваться на собеседника. Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога, когда один говорит, а другие слушают. Чаще всего это случается, когда руководитель знакомит подчиненных с содержанием инструкций, распоряжений, или учитель объясняет новую тему, а ученики слушают.

Наиболее эффективное взаимоотношение собеседников проявляется в форме диалога, в основе которого лежит умение задавать вопросы. Такая форма общения возникает в ходе принятия решения.

В процессе своей деятельности человек постоянно вступает во взаимоотношения с другими людьми не только по поводу общения, но и проявляет свое отношение к членам группы в виде поступков. Определенного стиля поведения. Подобная ситуация происходит во время взаимодействия коллег по работе, руководителя и подчиненного.

Таким образом, умение вступать в контакты - не менее значимый элемент профессиональной деятельности, чем специальные знания и умения работы. Во многих случаях такое умение составляет решающую предпосылку успешной профессиональной деятельности.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот-ренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. Не имея возможности подробно остановиться на тео-ретических аспектах проблемы, выделим только наиболее важ-ные моменты.

«Роль» — это способ поведения, задаваемый об-ществом. Она складывается из двух переменных: базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. В течение одного дня деловой человек может «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. "Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обус-ловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Единственное ограничение, которое налагается на нас, — это наша неспособ-ность признать неограниченность наших возможностей. Однако не нужно никаких усилий, чтобы смириться с поражением, лени-вым созерцанием собственных неудач. Большинство проживает всю жизнь, гак и не использовав возможность полного контроля над собственными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это единственное, что подвластно нашей воле.

Следовательно, необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, вместо того чтобы сетовать по поводу их существо-вания. Победитель «вгрызается» в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: 1) проблемы, которые мы в состо-янии решить, и 2) проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Какой смысл, например, переживать по поводу своего роста? Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих труд-ностей. Тем более непродуктивно завидовать другим — лучше ра-доваться их продвижению и просить у них советов, как нам до-биться успехов в своей деятельности.

Потеря информации.

При передаче информации нужно идею, мысль словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю - и высказать. На каждом этапе происходит потеря информации, а обмен информацией, предполагающей обратную связь. В общении мы не просто передаем информацию, а информируем, обмениваемся знаниями о трудностях решения проблемы, жалуемся и т.д.

Убедительность речи обусловлена: 1) психологическими факторами; 2) культурой речи. Культура речевого общения включает в себя свободное владение языком. Составными частями естественного языка являются: литературный язык, просторечье, профессиональная лексика, ненормативная лексика.

При деловом общении принято употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль.

Типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя: нет организации мысли, высказывания носят спонтанный характер; нет четкости выражаемых мыслей; слишком длинный монолог; не обращается внимание на слушателя.

Вопросы в деловой коммуникации.

Значение вопросов при деловом взаимодействии в следующем:

1) вопрос - удобная форма побуждения «Вы могли бы...?»;

2) с помощью вопросов привлекается внимание партнеров;

3) вопросы несут определенную информацию (базис вопроса «Где вы храните деньги?» -предполагается, что спрашивающий знает, что у партнера есть деньги, а следовательно, и есть место, где они хранятся);

4) с их помощью можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся, в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);

5) сразу после восприятия партнером вопроса его невербалика показывает отношение партнера к теме вопроса, которое может распространиться и на задавшего его;

6) вопросы помогают разговорить партнера, «раскрыть» его;

7) правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;

8) вопросы создают основу для доверительных отношений.

Виды вопросов.

В деловом взаимодействии могут быть использованы виды вопросов:

- информационные - для сбора необходимых сведений;

Контрольные - для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью;

- для ориентации - придерживается ли партнер ранее высказанного им мнения;

- подтверждающие - чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения;

- ознакомительные - для ознакомления с целями, мнением партнера;

- однополюсные - повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял, и для выигрыша времени;

- встречные - при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера ближе к согласию;

Альтернативные- предоставляют возможность выбора (не более чем из трех вариантов);

- направляющие - в случае если партнер отклоняется от темы беседы, с помощью вопросов его «возвращают» в нужное русло;

- провокационные - с целью установить, чего в действительности хочет партнер и верно ли он понимает ситуацию;

- вступительные - позволяющие заинтересовать партнера в разговоре, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера;

- заключающие - для подведения итогов делового взаимодействия.

С помощью правильных вопросов можно успешно переедать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

Профессионалы-менеджеры знают, как с помощью вопросов быстро и точно получить информацию. Не умеющий задавать вопросы партнер заставляет своих собеседников угадывать намерения и ожидания. Вопросы позволяют направлять беседу, переговоры в нужное русло.

Встречается и следующая классификация вопросов: информационный, закрытый, зеркальный, эстафетный. Закрытые и открытые вопросы. Вопросы бывают также закрытые и открытые.

Закрытые вопросы - это ведущие (наводящие) вопросы, на которые можно ответить очень коротко. Чаще всего на такие вопросы отвечают «да» или «нет». Ответы могут быть «правильные и неправильные». Это определяет тот, кто спрашивает. Вопросы, требующие однозначного ответа, называют также прямыми.

Типичные ошибки слушания: перебивание собеседника, поспешные выводы, поспешные возражения, непрошеные советы.

Этапы делового общения: установка контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, принятие решения, выход из контакта (приветливость).

Первая стадия общения называется «Контакт». Она очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем и к решению задачи.

Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и сразу переходят к делу, то стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлеченные темы и только после этого переходят к делу - тогда стадия контакта может быть дольше, чем все остальное общение.

Важность контакта заключается еще и в том, что он длится на протяжении всего времени общения, и общение прекращается выходом из контакта. В нашей культуре традиционно на установление контакта тратится меньше времени, чем нужно: прежде всего дело, а люди не так важны. Поэтому необходимо особо обратить внимание группы на эту стадию.

Вторая стадия общения называется «Ориентация». На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своем понимании его проблемы.

Вторая стадия очень важна, но люди традиционно ее пропускают. Чаще всего срабатывает стереотип: все думают точно так же, как и л, и если я как-то понимаю ситуацию, то и другие понимают ее так же. В результате люди сразу предлагают собеседнику свое решение, а тот не понимает, почему именно так, а не иначе. И тогда приходится возвращаться на вторую стадию общения и давать ему объяснения. Чаще именно поэтому процесс общения затягивается, а иногда становится невозможным договориться с собеседником, поскольку он начинает воспринимать эту ситуацию, как давление.

Третья стадия - «Поиск совместного решения». Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнеры должны прийти к единому решению. Иногда эту стадию называют стадией аргументации, так как здесь выслушиваются аргументы партнера и высказываются свои.

Четвертая стадия - «Принятие решения» - нужна для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что все вроде бы решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное - четко проговорить принятое решение и убедится в одинаковом его понимании.

Также на этой стадии важен выход из контакта, или ритуал прощания. Очень часто после принятия решения один из собеседников может буркнуть «спасибо» и убежать. И у второго может сложиться мнение, что им попользовались, что он выполнил свою функцию и теперь не нужен. Поэтому важно выполнить обычный ритуал: поблагодарить собеседника, сказать что-то приятное для него, показать ему, что он важен для нас сам по себе, а не только в силу занимаемой им должности.

Введение

коммуникация управление психологический

Так как люди являются существами социальными, коммуникация играет важную роль в жизни каждого человека. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Можно, так же, без преувеличения считать коммуникацию фундаментальной основой существования общества.

Нужно понимать, что эволюция человеческой цивилизации, развитие технической, культурной, экономической, социальной и всех других сфер было бы невозможно без этого процесса, свойственного всему живому в нашем мире, а в особенности - людям.

Известно, что с давних времен философы, социологи, политологи, психологи и представители других наук всегда, в той или иной мере, интересовались вопросом о проблемах человеческого общения.

Ведь учитывая то, что коммуникация - это процесс передачи информации, в частности, между людьми (или группами людей), который направлен на какой-то конкретный результат, очевидно, что чем эффективнее будет сам коммуникативный процесс, тем более вероятно, что он приведет к ожидаемому результату.

Низкая эффективность коммуникаций приводит к проблемам в жизни человека и общества. При этом так, как коммуникации пронизывают собой все сферы человеческой деятельности, неэффективный коммуникативный процесс может привести к самым нежелательным результатам. Например, в масштабах конкретного человека, неэффективный коммуникативный процесс может привести к разладам в семье, неудачах на работе, а неэффективная коммуникация в международном масштабе может привести к необратимым последствиям.

Именно поэтому изучение и понимание проблем процесса коммуникации, его эффективности, факторов и путей повышения эффективности является необходимостью для успешной жизнедеятельности современного человека. Актуальность данной курсовой продиктована этой необходимостью.

Цель курсовой работы - изучить эффективность процесса коммуникации, факторов и показателей.

Задачи курсовой работы:

Изучить понятие коммуникации, виды, средства коммуникации

Охарактеризовать цели, функции, модели и показатели эффективной коммуникации

Рассмотреть методы и факторы эффективной коммуникации

Объектом исследования выступает коммуникация.

Предмет исследования - эффективность коммуникации.

Методы исследования: анализ, классификация, синтез

Научную базу курсовой работы составили учебники и статьи, посвященные изучению проблемы эффективности коммуникации. Таких авторов, как Василик М.А., Науменко Т.В., Ганатюк О.Л.

Коммуникация: понятие, виды, средства

Понятие коммуникации

Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (опр. Кули).

Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ.

Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «mass-communication») ввел американский социолог Чарльз Хортой Кули (1864-1929) в 20-е гг. прошлого века в работе «Социальный процесс», после этого начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации, или Human communication. Кули определял коммуникацию, как механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, и этот механизм включает в себя все мыслительные символы и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Изучением такого явления, как коммуникация занимаются великое множество наук, таких как лингвистика, психология, философия, социология, культурология, риторика и другие.

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.

Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов. Важно, что коммуникация - не только социальное, но и природное явление, следовательно, ее всестороннее изучение выходит за рамки социологии.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.

В связи с тем, что изучением такого явления как коммуникация занимается большое количество наук, на сегодняшний день существует великое множество определений понятия «коммуникация». Среди этого многообразия можно выделить следующие основные значения:

Универсальное. В этом смысле коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира.

Техническое значение соответствует представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных объектов из одного места в другое.

Биологическое понятие коммуникации широко используется в биологии, при исследованиях разнообразных сигнальных средствах общения у животных, птиц, насекомых и прочих существ.

Социальное, используется для описания и характеристики разнообразных связей и отношений, которые возникают в человеческом обществе. В широком смысле социальная коммуникация понимается, как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте. В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация, как субъект субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.

Сам же процесс коммуникации состоит из нескольких обязательных элементов: адресант, сообщение, код, канал коммуникации и, непосредственно адресат.

Адресант (коммуникатор-источник) формирует сообщение, которое содержит какую-либо информацию (идею, мысль, приказ и др.), и кодирует это сообщение теми или иными знаками. Это могут быть как знаки вербальной коммуникации, так и невербальной. Таким образом сообщение передается получателю в закодированном состоянии.

Код коммуникации представляет собой порядок, сочетание знаков и символов, в виде которых сообщение будет передано получателю по коммуникационному каналу. В свою очередь, канал коммуникации выступает, как материальный носитель процесса передачи информации. Каналы коммуникации бывают естественные (тембр голоса, мимика лица и др.) и созданные (радио, телевидение).

Сообщение, отправленное коммуникатором-источником, передается по каналу в виде кода, а задача адресата получить это сообщение и произвести его декодирование. От того насколько получатель закодированного сообщения правильно декодирует его, будет зависеть успешность коммуникативного процесса.

Таким образом, рассмотрение вопроса об эффективности коммуникации имеет непосредственное отношение к качеству донесения нужной информации до получателя. Зная критерии и факторы эффективности, можно уже на этапе планирования коммуникативного акта выбрать наиболее подходящие и действенные способы его осуществления.

Существует несколько типов : межличностная, публичная, ; особым типом социальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.

Человеческая коммуникация может осуществляться между единицами различной величины и сложности.

Индивид должен овладеть искусством межличностной коммуникации, научиться коммуникации с самим собой — интраличностной коммуникации и саморефлексии. Он должен быть способен не только думать и чувствовать, но также думать и чувствовать о собственных мыслях и чувствах.

Группы можно определить как ряд индивидов, между которыми существует взаимная коммуникация. Если структура групповой коммуникации формализована и четко иерархически выстроена, то такую группу называют формальной организацией.

На уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках национального языка и традиций.

Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно формализованным образом: с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих территориальных границ государства обладают также монополией на грубую форму коммуникации — организованное физическое насилие.

Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.

Коммуникация как процесс представляет собой разновидность социального действия, направленного на общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано на действующие в обществе нормы коммуникации. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию:

  • рационально-технологический, рассматривающий коммуникацию как простую совокупность средств и методов передачи информации, которыми располагает общество;
  • феноменолого-понимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаимном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.
  • новационные — сообщающие новые сведения;
  • ориентационные — помогающие ориентироваться в жизни, ценностях и информации;
  • стимуляционные — актуализирующие мотивации.

В 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину.

Символический интеракционизм проявил наибольший интерес к проблемам социальной коммуникации. В частности, Дж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя специфику человеческой коммуникации в сравнении с коммуникацией в животном мире.

Анализируя язык жестов, он выяснил, что жест одного из участников коммуникации понятен другому участнику, если он понимает его как начало конкретного действия. Например, когда собака оскаливает зубы, другая собака понимает это как сигнал к нападению и в свою очередь оскаливается или убегает. Таким образом, начальный жест — это знак, символизирующий целиком все действие, которое может за ним последовать.

Условием такого опережающего понимания является способность второго партнера к такой же реакции. Именно благодаря ей у него возможны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Действие ориентируется на эти поведенческие ожидания, а способность обоих партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаимопонимания и взаимодействия.

Эти поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. Прикидка на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт сознания предполагает, что сознание само расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наоборот, взглянуть глазами другого на самого себя. «Вступая в коммуникацию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то представление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого».

Таким образом, основа социальной коммуникации — в способности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое поведение и соответствующим образом ориентировать свое. Коммуникативные навыки развиваются из врожденных биопсихических задатков в игре. Ребенок, играя с воображаемыми партнерами, одновременно разыгрывает несколько ролей, попеременно ставя себя на место то одного из них, то другого, то самого себя. Следующей стадией является групповая игра с реальными партнерами, в которой оттачиваются навыки предвидения поведения других.

Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инструмент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных группах, в которых индивиды связаны непосредственными отношениями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен представлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке — это его непреодолимое стремление к общению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пересекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции. Это объясняется тем, что в ходе коммуникации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Такие представления составляют «социальное сознание» индивида, связывающее его с обществом.

Можно сказать, что в символическом интеракционизме коммуникация выступает как бы матрицей социальной жизни. Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкретны и направлены на изучение ее исторической динамики.

В 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, согласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре». Это означает, что среди молодежи предпочтительными каналами коммуникации все более становятся телевидение, звукозапись, а в дальнейшем — компьютер и Интернет. В конце XX в. центр исследовательского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрии массовой коммуникации, ее воздействия на аудиторию, влияния информационных технологий, динамики вербальной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенностей индивидуального восприятия различных видов коммуникации и т.д.

Понятие массовой коммуникации.

Виды и типы социальной коммуникации.

Коммуникативная среда и сферы коммуникации.

Формы и средства коммуникации.

ТЕМА 3. Типология социальной коммуникации

В философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т. д., либо передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации). Их широкое распространение и влияние на человека, так или иначе связанного с цивилизацией, породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди.

Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих субъектов.

Формы коммуникации - исторически сложившиеся формы производства и распространения социальной информации, зависящие от общественных отношений, уровня экономического, технического и культурного развития общества, структуры власти и форм управления. Анализ специфики форм коммуникации предполагает изучение особенностей основных их элементов и связей в процессе коммуникации.

Выделение конкретных форм как элементов существующей в каждом обществе информационной системы требует одновременного учета всех основных характеристик коммуникации. По характеру участвующих в коммуникации субъектов различаются: автокоммуникация, межличностная, групповая и массовая коммуникация; по способу связи и особенностям канала выделяются непосредственные, технически и социально опосредствованные формы коммуникации. Используемые при кодировании и декодировании информации знаковые средства (различения, напр., вербальной и невербальной коммуникации) служат основанием для выделения искусства как особой формы коммуникации.

По социальной организации коммуникация бывает формальная и неформальная, институционная и стихийная, односторонняя и двухсторонняя.

Формы коммуникации, такие как письменная, устная, визуальная и т. п., отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания. Коммуникационные средства объединяют различные формы коммуникации, зачастую используя определенную технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения (напр., книга: слова, шрифты, картинки, графика).



Средства коммуникации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы.

1) Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы. Речь является универсальным средством коммуникации, ибо при передаче информации с помощью речи сообщение менее всего теряется смысл. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Последовательность действий говорящего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «коммуникатор–сообщение–реципиент» асимметрична. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования, т. к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т. е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер.

При характеристике диалога важно иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями, т. е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации понимания смысла того, что говорит другой, т. е. понимания, познания другой личности. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют, убеждают друг друга. Само же воздействие может быть понято различно: может носить характер манипуляции другим человеком, т. е. прямого навязывания какой-то позиции, может способствовать актуализации партнера.

В социальной психологии существует много экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить свой авторитет, совершенствовать манеру подачи материала. Особое значение имеют и факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального характера общения, и другие показатели.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи.

2) Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: а) оптико-кинетическую, б) пара- и экстралингвистическую, в) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, г) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены Ч. Дарвином, который изучал выражение эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика. Например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулируют 1 раз, итальянцы – 80, французы – 20, мексиканцы - 180).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также добавки к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, темпа речи. Эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а околоречевыми приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь отрицательное значение. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров, так и в массовых аудиториях.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения, выступают как определенные дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых сферах в деталях разработаны возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия – движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. В первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Позже спектр этих исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Есть работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание, прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтальных круга (аналог глаза). Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т. е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «я», или, напротив, скрыть его.

Для всех систем невербальной коммуникации встает вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою знаковую систему, которую можно рассмотреть как код. Всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.

В литературе отмечается более 20 тыс. описаний выражения лица. Для классификации их предложена методика П. Экмана, получившая название FAST – Facial Affect Scoring Technique. Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяют 6 основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции по зоне позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике, в настоящее время есть попытки использования ее в ситуациях общения.

Все описанные системы невербальной коммуникации играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой важный параметр коммуникативного процесса, как намерение участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.