Можно ли «с нуля» освоить древнее искусство росписи по шелку — батика? Советы экспертов. Оборудование и материалы. роспись на плотном иск.шелке устойчивыми красками

Такие картины я рисую уже более десяти лет. Эта упрощенная форма батика. Для настоящего батика нужны специальные дорогие краски, контур, ткань. Я рисую по ткани клеем ПВА и акварелью.
Когда-то давным-давно, люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами – набойками или специальным составом, который позволял расписывать ткань не всю сразу, а по частям. Последним способом рисовало по ткани малайское племя батраков, откуда и пошло название росписи – батик.

Для работы нам понадобится:
- шелковая белая ткань (можно использовать вышедшие из моды белые блузки, если ткань в хорошем состоянии);
- клей ПВА (обязательно хорошего качества, чтобы когда он застывал, становился прозрачным);
- краски акварельные (18, 24 цвета);
- кусочек поролона или широкая кисточка;
- кисти (лучше беличьи №1,2,3);
- клеенка;
- рамка со стеклом.

1.Найдем понравившийся рисунок. Обычно я использую открытки, где нарисован красивый пейзаж, интересная композиция. Часто использую рисунки со старых открыток.

2.Выбранную композицию нарисуем на бумаге простым карандашом на белом листе форматом А4. Можно рисунок с открытки увеличить с помощью ксерокса до нужного размера. Линии должны быть хорошо выделены.

3.Положим на стол клеенку, на нее рисунок из бумаги. Сверху на рисунок положим шелковую ткань. Закрепим ее скрепками.
4.Обведем рисунок по контуру клеем ПВА, используя кисточку.

5.Сделаем из поролона и палочки специальный тампон. Закрасим фон тампоном. Фон нужно закрасить весь по всей ткани. Вместо тампона из поролона можно использовать широкую кисть.

6.Когда фон высохнет, начинаем закрашивать тонкой кисточкой мелкие детали: елки, дом, забор, фонарь, мост, веточки. Рисуем мы акварельными красками, для белого цвета, т.к. его много, можно использовать белую гуашь. При рисовании стараемся набирать поменьше воды на кисточку, больше краски, чтобы рисунок не расплывался и был более ярче и насыщеннее.

7.Рисунок готов. Для того чтобы композиция получилась более выразительной мы прорисовываем слегка отдельные детали блестящими кликерами, или просто сбрызгиваем картину блестящим лаком для волос.

8.Теперь нужно подобрать рамку для рисунка. Рамка должна быть больше рисунка для того, чтобы картину можно было оформить в паспарту. Так рисунок смотрится более ярче и интересней.




ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: детали рамки для натягивания, резерв во флаконе с накручивающейся насадкой или в тюбике, краски для шелка и загуститель, кнопки канцелярские с тремя зубчиками для натягивания, различные кисти для акварели.
ШАГ 1

Растяните шелковый платок на столе с помощью креповой ленты, мотив нарисуйте карандашом, обведите резервом. Линии не должны прерываться, потому что в дальнейшем они будут границами между участками, выполненными разными красками.
ШАГ 2
Натяните платок на рамку, начиная с одного уголка, затем закрепите уголок по диагонали и по всему периметру. Платок как будто висит в воздухе, не касаясь стола. Благодаря этому краски беспрепятственно расплываются по поверхности ткани.




ШАГ 3
Последовательно расписывайте кистью участки рисунка. Лучше всего взять волосяную кисть для акварели. В зависимости от количества воды цвет краски можно сделать более или менее насыщенным.
ШАГ 4
Если вы распишете участок одним движением кисти, то краска ляжет равномерно. А если вы заново возьмете краску кистью, то на участке образуются облачка, как на волосах, и эффект размытости.
ШАГ 5
Для волос и одежды был использован бесцветный резерв. Внимание: линию сложно проверить. В пропущенные места краска протечет, как в нашем случае. Но это можно рассматривать как элемент стиля.




ШАГ 6
По отношению к участкам с четкими контурами выполненный в свободной манере акварельный рисунок выглядит контрастно. В результате создается впечатление нежной картины. Слои краски просвечивают.
ШАГ 7
Как только высохнут отдельные участки (это займет пару минут), можно ставить следующие акценты, иначе детали сольются друг с другом. В нашем случае речь идет о деталях на красных цветках. Нанесите рядом с ними точки.
ШАГ 8
Оставьте платок до полного высыхания и проутюжьте через хлопчатобумажный проутюжильник, удерживая утюг на каждом участке примерно две минуты, чтобы краски зафиксировались. По окончании выстирайте платок вручную.

Фото: Джудит Крассер; www.tinaberning.de.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Шелк . Для росписи подходят различные виды шелка, и на каждом получаются разные результаты. В проектах всегда указан используемый шелк.
Красители для шелка , закрепляемые паром.
Они универсальны, и ими легко работать. Цвета яркие, и их можно наносить на шелк по-разному, чтобы получить текстурные эффекты.
Пипетки . Их используют для переноса красителя из бутылочек на палитру.
Вытравливающие красители и осветляющие средства .
Красители, которые можно обесцветить на шелке с помощью восстановителя (обесцвечивающая соль), называют обесцвеченными. Красители, которые не меняются под действием восстановителя, - осветленными. Их применяют для нанесения на обесцвеченную область.
Кисти . Кисти используют мягкие (большие, плоские и круглые) и губчатые. Легче работать кистями с мягкой, эластичной щетиной. Их моют в теплой воде с небольшим количеством мыла.
Палитра . Если нет пластмассовой или фарфоровой палитры, можно использовать лоток для кубиков льда. Если вы расписываете большой кусок ткани, используйте палитру с глубокими ячейками или маленькие баночки.

Контурное средство и аппликаторы

Прозрачная гуттаперча на водной основе . После закрепления красок она вымывается из шелка. Используют как легкое контурное средство.
Прозрачная гуттаперча на спиртовой основе . Этот жидкий латексный каучук используется как контурное средство, не растворимое в воде. Удаляется сухой жесткой щеткой или уайт-спиритом.
Гуттаперчу на спиртовой основе можно хранить в банке с закручивающейся крышкой с небольшим количеством уайт-спирита.
Эссенция «F» . Спирт, продаваемый с гуттаперчей на спиртовой основе, чтобы разбавлять его до нужной консистенции.
Цветные гуттаперчи и металлизированные аутлайнеры . Продаются в тюбиках или баночках.
Гуттаперчу можно переливать в специальную бутылочку с наконечником. Тонкие наконечники предназначены для выполнения тонких линий, толстые - для металлизированных аутлайнеров и широких контуров.
Проволока . Используют, чтобы защитить тонкий носик наконечника от высыхания гуттаперчи и закупоривания пера.

Материалы для создания особых эффектов

Вытравливающий гель . Растворяет глюкозу. Используют при работе со смешанными тканями из вискозы/шелка, а также с такими, как бархат. Гель «выжигает» вискозный ворс, не повреждая шелковую основу.
Жироотталкивающее средств о. Используют при работе с шелком, чтобы красители не растекались. Можно приготовить такое средство самим, смешав сгуститель с водой.
Диффузное средство . Добавляют в красители, чтобы их легче было наносить на шелк и при смешивании получать однородную консистенцию. Его также можно использовать вместо воды для создания разнообразных оттенков цвета и наносить на окрашенные области узора для получения пятен и разной текстуры.
Крупнозернистая соль . Способствует созданию ярких изображений, если сыпать ее на мокрый, окрашенный шелк, и позволяет получать более нежные оттенки.
Обесцвечивающая соль . Восстановитель, который «убивает» цвет.
Сгуститель. Смешивают с красителями или обесцвечивающей солью и осветляющими средствами, чтобы предотвратить растекание красителей. Используется как цветная гуттаперча на водной основе.

Оборудование для работы с воском

Электрический горшочек . Используется для растапливания воска. В нем поддерживается необходимая температура растопленного воска.
Универсальные батиковые восковые гранулы растапливают в горшочке для воска и используют как контурное средство. Они продаются в специализированных магазинах. Можно также использовать более дешевый твердый парафин.
Тьянтинги . Японские латунные или медные инструменты с чашеобразными углублениями и тонкими носиками. Их используют для рисования растопленным воском по шелку.
Кисть из натурального ворса . Используют для нанесения краски на растопленный воск
Утюг . Используют для выравнивания воска и разглаживания изделия. На гладильную доску нужно положить чистую хлопчатобумажную салфетку или газету.
Старые газеты . Применяют для выравнивания воска. Не используйте свежие газеты, так как они могут испачкать шелк.
Бумажные полотенца . Ими вытирают кисти и убирают лишний краситель с промазанных воском областей.

Дополнительные инструменты

Шелк закрепляют на рамке кнопками , чтобы во время нанесения краски предотвратить ее соприкосновение с рабочей поверхностью.
Булавки для шелка с тремя зубцами или обыкновенные булавки и резиновые кольца. Используют для закрепления на рамке шелка, особенно с невальцованными краями, и бархата.
Шаблоны с рисунками , которые подкладываются под шелк, можно защитить полиэтиленом.
На шелке можно рисовать самоисчезающим маркером . Линии исчезают сами по себе через несколько часов или сразу после смачивания. Для рисования по шелку также используют мягкий графитовый или угольный карандаш, проводя тонкие линии, которые затем будут закрыты краской.
Пульверизатор . Используют для увлажнения шелка.
Шелк разрезают ножницами или делают насечку, а затем разрывают вдоль волокон.
Кисти промывают в банке с водой . Во время работы рядом с вами должны быть, как минимум, две банки воды, одну из которых используйте для смешивания цветов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА

При изображении цветка тщательное смешивание красителей разных цветов более необходимо, чем при написании любого другого предмета. Нет ничего печальнее, чем попытка создания необыкновенного фиолетового цвета анютиных глазок, когда в результате получается нечто грязно-коричневого или серого тона! Для начинающих художников смешивание цветов может принести немало разочарований. Здесь самое важное - правильно выбрать первоначальные цвета.

Основные цвета
Используйте гамму из шести основных цветов: оранжево-желтый, зелено-желтый, зелено-синий, фиолетово-синий, фиолетово-красный и оранжево-красный. Их молено смешивать для создания бесчисленных оттенков. Во всех проектах этой книги указаны лишь основные цвета: синий, красный и желтый, которые нужно смешать до начала работы для получения других цветов.

СОВЕТ. Можно создать оттенки, добавив в краску воду или диффузное средство.

Дополнительные цвета
Если цвета спектра распределены по кругу (цветовой крут), то дополнительные цвета располагаются напротив друг друга: оранжевые и синие; зеленые и красные; фиолетовые и желтые. Эти дополнительные «пары» цветов очень важны при писании красками, и их используют для создания многих эффектов.

Нежные цвета
Если смешивать дополнительные цвета, то получается превосходный спектр коричневых, серых и даже черных тонов. Если хотите ослабить или усилить цвет, то добавьте к нему дополнительный оттенок. Старайтесь добавлять понемногу, пока не получите желаемый тон. Никогда не используйте черный - он лишь заглушает другие цвета.

Усиление цветов
Если дополнительные оттенки расположены рядом, то они обычно усиливают друг друга.

Переходные тона
Если вы создаете дополнительные пары цветов (см. спектр), близкие по насыщенности и тону, то получаются мягкие переходы цвета (вы можете оценить их, слегка прищурившись). При помощи этого приема можно добиться поразительных эффектов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСИТЕЛЕЙ

После нанесения узора красители необходимо закрепить паром. Обработка паром позволяет получить более яркие и насыщенные цвета, а шелк снова приобретает глянец. Даже если ваше изделие не предназначено для стирки, краски все же необходимо закрепить, чтобы сделать их светостойкими. Окрашенный шелк заворачивают в хлопчатобумажную салфетку или бумагу, затем обильно обрабатывают его паром, чтобы красители проникли в волокна ткани. Пара от утюга недостаточно. Иногда с этой целью изделие даже кипятят. Процесс закрепления красителей очень прост и осуществляется несколькими способами. Помните, что нужно много пара - не воды! - чтобы скатать валик из окрашенного шелка. Всегда храните посуду для отпаривания шелка отдельно от посуды для продуктов.
После отпаривания прополощите шелк в холодной воде, чтобы удалить лишнюю краску. Если вы использовали прозрачную гуттаперчу на водной основе, положите шелк на несколько минут в теплую воду, чтобы удалить ее следы. Промокните шелк полотенцем или слегка отожмите, затем прогладьте утюгом, чтобы разгладить складки и восстановить глянец.

СОВЕТ. Если вы использовали соль, то перед отпариванием необходимо смахнуть все крупицы. Гуттаперча на водной основе иногда прилипает к отпаривающейся ткани. Погрузите шелк на несколько минут в воду, и она отойдет. Ткани, обработанные паром, можно стирать.

1. Отрежьте кусок чистой сухой ткани (идеально подходит тонкое хлопчатобумажное полотно). Этот отрез должен быть больше куска шелка, который вы хотите отпаривать, приблизительно на 10 см с каждой стороны. Положите шелк в расправленном виде в середину ткани и разгладьте все складки. Скатайте ткань и шелк в неплотный рулон.
2. Скатайте рулон в кольцо.
3. Свяжите сверток веревкой. Заправьте свободные концы веревки.
4. Вырежьте четыре круга из фольги для запекания, чтобы они вмещались в пароварку. Положите два круга на дно пароварки, сверху положите сверток, а поверх свертка - оставшиеся два круга фольги. Загните фольгу по бокам свертка в форме зонта.
5. Налейте в кастрюлю кипяченую воду на 1/2 объема. Поставьте пароварку на кастрюлю, закройте ее крышкой. Кипятите на пару 1-2 ч - в зависимости от размера куска шелка. Если в течение этого времени приходится пополнять уровень воды, используйте для этого кипяченую воду. После отпаривания шелка разверните его и прополощите в холодной воде, чтобы удалить лишний краситель.

КАК НАЧАТЬ

Выполнение работы по рисункам
Если у вас нет художественного опыта или маловато уверенности в своих творческих способностях, можете использовать узоры из этой книги. Узоры можно перенести на шелк мягким графитовым карандашом, самоисчезающим маркером, гуттаперчей или контурным средством. Если копируете фотографию, помните: изображение необходимо переносить точно. Рисунок можно изменить, добавив цветок или исключив какой-либо лепесток. Для увеличения рисунка используйте фотокопировальное устройство. Или вы можете писать по шелку сразу, без предварительного рисунка.

Выполнение работы по фотографиям
Некоторые художники, изображающие цветы, любят работать по фотографиям, так как в процессе рисования живые цветы колышутся и изменяются, а иногда вянут до завершения картины. Фотографии выручат вас в зимние месяцы, когда цветов уже нет. Подходящие изображения можно найти в книгах по садоводству и огородничеству, в каталогах цветов или использовать собственные. Но для начала необходимо изучить строение цветка.



Рисование цветов с натуры

Я предпочитаю рисовать цветы с натуры, Перед нанесением красок делаю черно-белые или цветные карандашные наброски, создавая вначале силуэт каждого цветка. Я пытаюсь выразить в рисунке «сущность» каждого цветка. Вначале следует тщательно изучить цветок. Покрутить его и рассмотреть строение лепестков, понять, как крепятся листья к стеблю, как раскрываются бутоны, ведь все детали в цветке уникальны. Когда почувствуете, что вы уловили суть, выполните на большом листе бумаги линейный рисунок Скопируйте контуры лепестков, стебель и листья.Рисуя, старайтесь почти не отрывать глаз от цветка. По мере того как ваш взгляд прослеживает контуры цветка, рука должна повторять эти контуры карандашом на бумаге. Беглого взгляда время от времени вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что вы все еще рисуете на бумаге, а не на столе. Удивительно, насколько этот способ прост и увлекателен, а результаты великолепны.

Теперь выполните второй рисунок. На этот раз смотрите на бумагу чаще. Во время рисования сравнивайте контуры и соединения между частями цветка. Например, обратите внимание на расстояния между листьями и лепестками и постарайтесь сразу отметить их на изображении, чтобы ваш рисунок был более точным.
Вы можете рисовать прямо по шелку или использовать бумажный шаблон.

Рисование по шелку
По мере приобретения уверенности в себе и навыков наблюдения, вы сможете легко выполнять наброски прямо по шелку самоисчезающим маркером, а затем, при желании, наносить контурное средство по линиям наброска; или можно рисовать сразу контурным средством. Последний способ требует особой тщательности, так как неправильные линии сложно удалить. Рисунки, выполненные таким образом, более оригинальны и естественны, чем скопированные.

СОВЕТ. Если вы рисовали по шелку самоисчезающим маркером, то контурные линии необходимо наносить быстро или слегка обвести линии карандашом, пока они не исчезли. Если хотите оттенить фон без контурного средства, то рисуйте по шелку карандашом - самоисчезающие линии растворятся при первом увлажнении ткани.

Если вы собираетесь разрисовывать шелк, для начала натяните его на специальной рамке, которую можно купить в специализированных магазинах. Не натягивайте ткань слишком туго, поскольку это может деформировать волокна ткани, после стирки они не вернуться на место и рисунок приобретет дефект.

После натягивания ткани, нанесите рисунок на ткань простым карандашом, эскизным карандашом или специальным фломастером, который исчезает после стирки. Не пытайтесь сделать слишком сложный рисунок, лучше всего для первого раза взять изображение цветка без особо мелких деталей. Такой цветок можно поместить в угол платка, добавив к нему рамку. Рисунок можно нарисовать с нуля, а можно обрисовать существующий, поместив его под растянутую ткань.

Дальше необходимо обвести рисунок контуром (это специальный тип краски, который тоже нужно купить в тематическом магазине). У каждой фирмы контур своей текстуры и густоты, поэтому перед нанесением его на ткань, потренируйтесь на бумаге. Хороший контур не расплывается, выдавливается довольно быстро и сохнет за небольшое время. Контур рисунка лучше выкладывать с верхнего левого угла, чтобы не смазать рисунок в дальнейшем. Контур служит для отделения деталей рисунка друг от друга, поэтому очень важно, чтобы в линиях, выложенных контуром, не было разрывов. Подождите до полного высыхания контура, затем посмотрите ткань на просвет, так скорее можно увидеть разрывы в линии контура, если они есть. В случае необходимости поправьте контур.

Нанесение краски на шелк

Следующий этап – нанесение краски.
Не используйте контрастные цвета для батика, рисунок может получиться слишком резким и небрежным
Не стоит использовать множество цветов. Используйте два или три (специальной для батика), если вам нужны мягкие переходы, разведите цвет водой, делать это удобней всего на палитре. Очень важно раскрасить фон ровно, чтобы краска не успевала высыхать некрасивыми разводами, работать надо очень быстро. В этом случае вместо кисточки можно использовать губку. После этого переходите к основному рисунку. Краска наносится кистью, брать ее нужно совсем немного, поскольку контур может выпустить краску за пределы. Завершив рисунок, попробуйте посыпать его кристалликами соли, они дадут интересный эффект.
Стирать ткань нужно, чтобы избавиться от излишков ткани.

После того как ваш рисунок высохнет, снимите его с рамки и отгладьте. Каждый участок нужно гладить не менее трех минут (более подробно написано на тюбиках с краской). Ни в коем случае не гладьте ткань утюгом без прослойки, используйте старые газеты. Не торопитесь, прогладьте все очень тщательно, тогда после стирки рисунок с ткани не исчезнет. Завершив глажку, выстирайте ткань с ополаскивателем или шампунем, не трите ткань в процессе.

Шелк восхищает своей легкостью, нежностью, неуловимыми волнами складок, нежными рисунками и виражами оттенков.

Не нужно искать строгих форм - просто разливайте цвета, играйте ими. Сами удивитесь, как просто добиться невероятных эффектов.

Техника росписи по шелку и ее магия уже не одно столетие пробуждает человеческую фантазию, желание придать своему эстетическому пространству немного таинственности, особой легкости, неповторимой красоты и комфорта.

Современные средства, предназначенные для росписи по шелку, облегчают весь процесс, а результат не обманывает ожидания.

Выбирая все новые шелковые ткани, разные краски и примеси-добавки к ним, вы сможете создавать интересные колористические эффекты.

К счастью, в настоящее время техника росписи по шелку, как , так и для мастеров с каждым годом становится все доступнее.

Предлагаем в этой статье ознакомиться с основными материалами и техниками такой сказочной росписи.

Материалы для росписи по шелку

Для росписи по шелку может использоваться всего несколько основных, средств, а может понадобиться и множество приспособлений, добавок.

Большинство их вы найдете в процессе описания работы, а сейчас познакомьтесь с основными, чаще всего используемыми средствами и приспособлениями.

Окончательный результат работы зависит и от того, какой шелк вы выберите. Один из самых популярных, видов шелка - эпонж.

Он очень тонкий, матовый, легкий, плотный. Если выберите сатин, то работа будет выглядеть еще роскошнее.

Для росписи по шелку используются краски двух видов. Одни закрепляются утюгом, другие - паром.

Краски, закрепляемые паром, содержат пигменты, которые легко впитываются в шелк, поэтому окончательный результат порадует вас особо насыщенными блестящими цветами, а шелк не потеряет своих натуральных свойств.

С красками, закрепляемыми утюгом, работать гораздо проще. Они действуют совсем по-другому - примеси, содержащиеся в их составе, во время обработки утюгом забивают поры ткани, пигменты впитываются только частично, поэтому цвета получаются спокойные, неяркие.

Немного изменяется и натуральная текстура шелка - он становится более грубым.

Вы можете отдать предпочтение краскам в тюбиках с острым наконечником или в баночках и наносить их кисточками, желаемой толщины.

Ими создаются контуры, они используются в качестве барьера, чтобы не слились краски разных цветов. Линии цветных контурных красок, остаются, а прозрачных - смываются.

Если же вы желаете узнать еще больше о том, как наносить краску на шелк, можете посмотреть следующий мастер класс о том, как сделать своими руками прекрасный абажур на лампу.

Данная может быть как холодной так и горячей, поэтому различные добавки к краскам для шелка создают определенный дополнительный эффект. Ассортимент таких добавок довольно широк. Основные из них - разжижитель, загуститель, антифузант (антирастекатель).

Разжижитель можно смешивать с основными цветами в разных пропорциях, в зависимости от желаемой интенсивности оттенка. С помощью этого средства можно убрать или уменьшить интенсивность уже нанесенных на шелк цветов.

Загуститель, смешанный с красками в разных, пропорциях, изменяет способность ткани впитывать краситель, не позволяя им свободно растекаться и обычным путем проникать в структуру ткани.

Антифузант блокирует порышелка, не дает краскам быстро впитаться. Поэтому после его применения можно и рисовать, и писать, как на бумаге.

Для чего нужны пяльцы в росписи по шелку

Пяльцы используются для натяжения шелка. Удобнее иметь пяльцы регулируемого размера - хватит одних для любого размера, шелковой ткани. Т

акже вы можете приобрести или сделать сами пяльцы желаемого размера.

Шелк к рамке можете пришить нитками, но это не очень удобно и шелк может натянуться неравномерно.

Лучше использовать специальные кнопки, которые вдавливаются в деревянную рамку.

Выбор кистей для росписи по шелку

Для росписи по шелку понадобятся и широкие, и узкие кисточки.

Выбирайте специальные натуральные кисти - изделия будут более качественными, особенно если это будет роспись для начинающих, так как очень многое зависит от выбора материалов и средств, а от них впоследствии и результат работы, поэтому для новичков особенно важно обратить внимание на данный выбор принадлежностей.

Если хотите смешать между собой краски для шелка, делайте это на палитре или в чистой баночке. Ни в коем случае не смешивайте краски в баночках производителя.

В краски ни в коем случае не должна попадать вода, соль и другие примеси. Удобнее всего закапать краски пипеткой.

Важно, чтобы для каждого цвета использовалась отдельная чистая и сухая пипетка.