Какой материал лежит в основе фарфора. Китайский фарфор: история, технология изготовления, фарфор в Европе. Фарфор в Германии

Фарфор появился впервые в Китае на рубеже 3-4 вв. Судя по всему, и в Китае на первых порах фарфор не был рядовым явлением, так как ему даже посвящают стихи. О фарфоре китайский поэт IX в. Ту говорит: «звонкий как нефрит и превосходящий блеском иней и снег».

Китайцев привела к созданию фарфора любовь к чаю. Автор специального сочинения об этом напитке Ча-Кин (IX в.) распределял употребляющуюся для чаепития фарфоровую посуду по цвету глазури, что, по мнению автора, оказывает значительное влияние на вкус чая.

В 7-10 веке фарфор экспортируется в страны Азии. Откуда и пришли само его название. Китайцы называли своего императора «Фахфур» - отсюда название изделий, дословно «императорское». Поскольку фарфор до 18 века проникал в Европу через Восток, вместе с изделиями арабы передали и это слово.

Первым европейцем, который познакомился с фарфором, стал Марко Поло. Это было в 13 веке.

С самого начала появления фарфоровых изделий, европейцы пытались узнать секрет его изготовлении. Китайский фарфор был очень красив и довольно дорого. Последнее обстоятельство особенно подстегивало европейцев узнать технологию изготовления фарфора.

Более всех успел в этой области французский патер-иезуит Д"Антреколл, который в качестве миссионера прибыл в Китай в конце 17 века. Д"Антреколл опубликовал свои записки, содержащие «секрет» фарфора, но они не имеют никакой технической или производственной ценности, так как никто не знал самого глазного - исходного материала.

В конце 17 в. французу Морену удается получить вещество, похожее на фарфор, но при испытании оказывается, что это совсем не то.

В конце 17 - начале 18 века в Европе начался настоящий фарфоровый бум. Китайский фарфор безумно дорог. Ценность его увеличивается еще и тем обстоятельством, что фарфоровой посуде приписывалось свойство обнаруживать в питье или пище присутствие яда. А в те бурные времена, как вы понимаете, знать такие вещи было немаловажно.

Не надо сбрасывать со счетов и соображения престижа. Больше всех на этом поприще прославился курфюрст саксонский Август II, который буквально неистовствовал в этом, казалось бы, мирном деле. Он просто-напросто разорял страну, скупая изделия из фарфора.

Прусскому королю за серию ваз и блюд в 1717 г. он отдал полк рослых и сильных драгун. Этот факт наводит на размышления: как был дорог фарфор, и как были дешевы люди.

Близкие королю люди видели один выход: возникновение местного производства. Нужен был такой случай. Честь открытия европейского фарфора принадлежит Саксонии и связана с именем Иоганна Фридриха Бетхера (Бетгера).

Иоганн Бетхер родился в 1662 г. В 12 лет - он ученик берлинского аптекаря, вместе с занятием фармацевтикой, молодой человек, в духе времени занимается алхимией. Скоро слава о нем, как об алхимике распространяется слишком широко. Желая избежать неприятностей, Бетхер бежит из Берлина и попадает в руки Августа. Последний заточает Бетхера в замок и заставляет добывать для себя золото. Страшные времена наступают для незадачливого алхимика: каждый день над головой висит ужас разоблачения и соответствующей расплаты. Спасение является в лице физика Чирнгаузена, который дает Бетхеру разумный совет: заняться разгадкой фарфорового секрета. Безусловно, в Бетхере жила исследовательская жилка, и здесь его энтузиазм, помноженный на знания достаточно образованного для своего времени человека, дают результат. Б 1709 г. Бетхер получает фарфоровую белую массу. Это произошло в Дрездене, затем Бетхера переводится в Мейссен, где в 1710 г. и возникает знаменитая Мейссенская мануфактура (здесь Бетхер и скончался).

Мейссенская мануфактура вначале изготовляет фарфор только для удовлетворения прихотей Августа,

Франция получает твердый фарфор только в 1756 году, до этого вынуждена довольствоваться полуфарфором, массой без каолина - главной составной части твердого фарфора.

В Россию, как и многое другое, фарфор пришел с Петром I. До этого нашим соотечественникам, по укладу жизни, фарфор не требовался.

В 1702г. Петр заказал в Китае фарфоровую посуду для новой аптеки в Москве. В 1716 г. выписал из Германии столовый сервиз, сделанный из «каменной массы».

Петр, обладавший несомненным вкусом, являлся большой ценитель фарфора и был заинтересован в раскрытии секрета «фарфоровой массы».

Приглашенные специалисты из Голландии помочь не смогли, одновременно Петр I поручил выведать тайну на Мейссенском заводе, что тоже закончилось ничем, были попытки заимствовать секрет у китайцев. За большие деньги сибиряку Курсину удалось купить у одного китайского фарфорового мастера «секрет». Однако хитрый китаец что-то скрыл от русских - опыты не получились.

Нужно было подходить к решению этой проблемы с другого конца, оставив авантюры.

Изобретение русского фарфора связано с именем русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова, современника Ломоносова.

Дмитрий Иванович Виноградов родился в Суздале. Отец его служил протопопом и ключарем Рождественского собора. Поэтому естественно, что учиться Дмитрий Иванович Виноградов начал в славяно-греко-латинской академии. Это было очень достойное учебное заведение, в котором обучались Ломоносов, Магницкий, Баженов. Академия - высшее богословское учебное заведение, предназначалось для подготовки ученых богословов и служителей церкви. Но кроме богословов России нужны были специалисты. В 1735 г. из Сената последовал Указ о том, чтобы в Академии были отобраны 20 наиболее успевающих студентов и направлены для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию Наук. Среди отобранных 12 человек были Ломоносов и Виноградов.

В 1536 г. Ломоносов и Виноградов были отправлены для обучения в Германию. Дмитрий Иванович пробыл за границей 8 лет и в 1744 году вернулся в Россию, имея за плечами солидный запас знаний. Назначен он был в Берг-коллегию. Но вскоре был отозван в распоряжение ее величества для выполнения «некоторого дела». Этим важным и секретным делом была организация в России фарфорового производства.

Почти все нужно было начинать с нуля. Единственное, что можно было использовать - знание техники гончарного производства, которое существовало в России с давних пор.

Императрица Елизавета Петровна поручила ближайший надзор за организацией «порцелинного» (фарфорового) дела в России барону Ивану Черкасову. Черкасов взялся за дело с большим старанием. В Швеции был заключен договор с Христофором Конрадом Гунтером, который называл себя мастером и обещал очень скоро наладить производство Фарфора в России.

В России Гунтеру были показаны глины многих месторождений, в конце концов, и гжельские. Гжельские глины знали во времена царя Алексея Михайловича, который в 1663 г. дал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которые годятся к аптекарским сосудам».

Гжельской глиной пользовались при Петре для изготовления огнестойких кирпичей, необходимых для кладки печей.

Когда в 1918 г. приказом Петра были утверждены «Берг и мануфактур коллегии» и специальной регламент, в котором указывалось: «тех людей, который мануфактурные фабрики производить похотят, надлежащими привилегиями снабдить», на этот призыв отозвался купец Афанасий Кириллович Гребенщиков. Вскоре близ Алексеевской улицы в Москве он открыл первую в России фаянсовую Фабрику. На гжельские глины Черкасову, видимо, и указал Гребенщиков. Гунтер обследовал гжельские глины. Вместе с ним в поездке был и Виноградов. Гунтер глинами остался недоволен, пробы не получилось.

С самого начала Дмитрий Иванович, очевидно, понял, что за «мастер» перед ним. К сожалению, слишком долго никто другой не разгадал, что за мошенника за большие деньги держат у себя в лице Гунтера.

Сам Дмитрий Иванович писал: «Сколько таких побродяг находятся в свете, которые из ничего золото хотят делать, другие изо всех камней и земель чистый порцелин составлять обещают».

Наконец, в 1748 г. был издан Указ об отставке Гунтера. Виноградов понимал, что организация фарфорового производства представляет собой сложную техническую задачу, которую можно разрешить лишь «через повторение многочисленных проб и опытов». Иметь только рецепт - этого было мало.

Виноградову предстояло разработать состав фарфоровой массы - найти необходимые компоненты именно из русского сырья.

Он должен был разработать технологические приемы обогащения сырьевых материалов, их измельчения и способы изготовления массы, разработать конструкции печей, найти оптимальный газовый и тепловой режим обжига, найти топливо для печей, разработать состав глазури для черепка, найти состав керамических красок и многое другое. Удовлетворительная масса получена уже в 1747 году, но Виноградов продолжает опыты и, наконец, фарфор получен. «Невская порцелиновая мануфактура» начала свою жизнь. Создана она была в первую очередь для удовлетворения прихотей двора Елизаветы Петровны.

Виноградов скончался в 1758 году в возрасте не более 40 лет. За всю свою жизнь этот талантливый высокообразованный человек не был удостоен какой-нибудь благодарности за свою работу.

Невская мануфактура, переименованная скоро в Императорский фарфоровый завод, должна была наладить производство табакерок, на которые был большой спрос среди русских сановников. Назывались они «пакетовыми» или «пакетошными» и должны были изображать запечатанный конверт с почтовым штемпелем и надписью адресата.

При Павле I был открыт филиал в Гатчине, где производились исключительно художественные живописные вещи. Изображались виды с дворцами, достопримечательности, копии с известных картин. В 1800 г. филиал был упразднен.

Классическим периодом развития европейского фарфора считается 18 век. Материал, секрет которого только раскрыли, ценят, им любуются и художественно обыгрывают. Главное - форма, живописный декор украшал форму и подчеркивал естественную красоту самого материала.

Первым русским частным фарфоровым заводом считается предприятие купца Волкова, но о нем почти ничего не известно, кроме факта самого существования.

Поэтому первым частным заводом в России принято считать завод Франца Гарднера, который 7 марта 1766 года получил разрешение на открытие фабрики, где будет делаться фарфоровая посуда «из российских материалов» в Дмитровском уезде около села Вербилки.

С самого начала завод Гарднера серьезно заявляет о себе. Первые лавки по продаже Фарфора организованы в Москве и Твери.

Характерной чертой гарднеровского фарфора 18 в. является простота, придающая ему особую прелесть.

С другой стороны Гарднер не стесняется подделывать мейссенский фарфор, беззастенчиво копируя его, и даже ставит на своем фарфоре саксонские марки.

Гарднер работает на рынок, поэтому он вырабатывает устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи, по которым позднее русскими заводами выпускалась продукция. Примером таких образцов могут служить круглые чайные чашки «трактирки».

На первых порах гарднеровскому фарфору, кроме простаты, демократизма присущи и некоторые недостатки: бедность красок недостаточная белизна, некоторая тяжеловесность. В дальнейшем, когда устранены все дефекты, завод начинает выпускать уникальные вещи. Завод, предназначенный для обеспечения массового потребителя, должен был подчиняться требованиям моды. Поэтому наряду с орденскими сервизами, Гарднер начинает выпускать кукол, пивные кружки, которые являются «патриотическими сувенирами».

После французской революции в фарфоре появляется «стиль империи». Фарфору придают чужие функции, его подделывают под камень, дерево, металл, покрывают сплошной позолотой, искажая или тщательно замаскировывая фактуру фарфоровой массы.

В 1920 г. фабрика Гарднера привлекала к себе шумное внимание всей России, была выпущена фигура монаха со снопом за плечами, а в снопе спрятана девушка. Александр I запретил эту фигурку, но она все-таки появилась на рынках.

Если ранние работы отмечены вкусом, творческим поиском, то ближе к середине века, фабрика все больше и больше покидает свои позиции, доходит до «офицерских сюжетов».

В 1892 г. вдова Гарднера продает фабрику Матвею Сидоровичу Кузнецову и он в конце 19 - начале 20 в. становится самым крупным производителем фарфора в России.

По преданию, богатство династии Кузнецовых пошло от преступного деяния - приезжий купец был приглашен в баньку жителем Гжельских земель кузнецом Яковом Васильевичем и оттуда уже не вышел. На деньги, полученные таким образом, Яков Васильевич основывает первый завод, мечту всех крестьян тех мест. Сын его Терентий Яковлевич в начале 19 века основывает завод в Дулеве.

Постепенно фамилия Кузнецовых становится все более известной.

К концу 18 в. один из Кузнецовых покупает завод в селе Бронницы Новгородской губернии, другой - основывает завод в Риге.

В 1889 г. Матвей Сидорович Кузнецов утверждает «Товарищество фарфорово-фаянсовых заводов М.С. Кузнецовых». Он прибирает к рукам завод в Песочне Калужской губернии, завод Ауербаха в Корчевском уезде Тверской губернии, завод в Рыбинске, основывает фабрики в Харьковской губернии. Наконец, вершиной его объединения становится приобретение гарднеровского завода. Все способы хороши в борьбе с конкурентами. Иногда Матвей Сидорович посылает своих людей на заводы конкурентов, те разваливают все дело, и доведенный до отчаянья хозяин, продает свой завод Кузнецову. Так было с гарднеровским заводом.

Ассортимент завода был богатый, и его не было нужды менять, по-прежнему, выпускались изделия с росписями сцен, портретами дам, античными картинами, имитациями под саксонский, севрский и другие фарфоры. Много изделий изготавливались для церквей - лампады, свечи, люстры, чаши.

В целом фарфоровая продукция была очень высокого качества, были и хорошие вещи в традициях старых гарднеровских мастеров. Эта посуда предназначалась для средних слоев горожан, жителей деревни, а также для трактиров третьего разряда. Выполненные в простых и скромных формах изделия украшались с большим вкусом росписями обыкновенных русских цветов и ягод. Техническое качество кузнецовских изделий было очень высоким.

В «Товариществе Кузнецова» был большой штат специалистов, ведавших сбытом продукции в той или иной области и даже стране.

Один из сыновей должен был находиться в курсе последних технических и художественных новостей Европы, другой - ведал рынками Востока. Кузнецов поставлял фарфор не только всей России, но успешно конкурировал с предприятиями на Востоке и в Европе. Жители Средней Азии, Афганистана и даже Турции уже предпочитали его «восточные» товары прочим, в некоторых областях Восточного Китая начинали находить его товары более «китайскими», чем свои.

Кузнецов держал своих специалистов в Строгановском училище, был часто организатором конкурсов на лучшие изделия, он позволял экспериментировать студентам, безвестным художникам, на своих заводах и мастере на его заводах работали выдающиеся русские художники. И дело тут вовсе не во вкусах владельца, не в широте его натуры, а в том, что это был умный и оборотистый хозяин, который из всего извлекал пользу.

Ходили слухи, что в массу на заводах Кузнецова добавляют мышьяк и от него мастера не живут больше чем до 30 лет. Так ли это или иначе, но белизна и тонкость фарфора Кузнецова несомненна.

После Октябрьской революции заводы были национализированы.

Одновременно с дореволюционными образцами, подчиняясь требованиям моды, вводили в орнамент колосья, снопы, серпы, молоты.

Пасторальные сцены остались, пейзаж переодели в современные костюмы. Сцены были примитивны. Пейзажи производили впечатление бутафории. Живопись цветов отмечалась грубым натурализмом.

Все это носило характер приспособления к советской тематике и не отличалось новыми самостоятельными поисками направления.

Хотя работы, вернее поиски Казимира Матвеевича стоили внимания.

В это же время на бывшем императорском заводе выпускался агитационный фарфор. Эмблемы советской власти, агитационные призывы, современная тематика в скульптуре, все это появилось в прикладном искусстве впервые в фарфоре.

В начале 30-х годов художественная промышленность испытала влияние РАПХа (Российская Ассоциация Пролетарских Художников). РАПХ требовал, чтобы оформление художественных изделий, в том числе фарфоровой посуды, служило целям агитации и пропаганды строительства социализма. Все, что не служило этим целям, отрицалось, если декор был просто отвлеченным, красивым, отвечал только эстетическим запросам, он объявлялся враждебным для пролетариата.

И тут началось. Работница в красной косынке, рабочий с молотком, трактора, станки и др.

Фарфору были приданы несвойственные ему функции участника монументальной пропаганды.


28 марта 1709 г. Иоганн Фридрих Бёттгер доложил саксонскому курфюрсту Августу Сильному, что секрет фарфора раскрыт. Тем самым придворный алхимик в сотрудничестве с естествоиспытателем графом Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузом обеспечил своему повелителю значительный источник дохода. Китайский фарфор был известен в Европе самое позднее с XIII в. Матово поблескивающие вазы и чаши стали непременной принадлежностью всякого уважающего себя европейского двора, и монархи платили невероятные суммы за свои фарфоровые сокровища.

Гонка за фарфоровым секретом

Не удивительно поэтому, что было много желающих разгадать секрет производства фарфора и обеспечить себе таким образом богатство. Однако долгое время все попытки оканчивались неудачей: либо что-то было не так в составе фарфорового теста, либо неправильно подбиралась температура обжига. В ходе этих экспериментов появились фаянс и так называемая каменная масса, однако качество настоящею китайского фарфора долго оставалось недостижимым.

На благо правителя

Уже в 1693 г. Чирнгаузу удалось с помощью собирающей линзы обжигать керамику солнечной энергией. 151708 г. он впервые получит твердый белый фарфор. Посте его смерти метод Чирнгауза развит Иоганн Фридрих Бёттгер. Рецепт фарфорового теста, состав глазури, устройство печи и ход процедуры обжига курфюрст держал в строжайшем секрете. В 1710 г. он велел построить в замке Альбрехтсбург в Мейсене фарфоровую мануфактуру, которая в течение всего XVIII в. Удерживала монополию в Европе. Шпионаж подкуп и переманивание работников были обычными мерами, к которым прибегши правители других земель, желая развернуть собственное фарфоровое производство. В конце концов мануфактур стало много, и «белое золото» потеряло свою исключительность.

Фарфор в современном мире

Сегодня фарфор широко применяется в технике, в том числе как изоляционный материал для нормального тока и в сетях высокого напряжения, в свечах зажигания, катализаторах, ракетных двигателях а также в компьютерном производстве для изготовления резисторов. Большое будущее предсказывают и такой области, как биокерамика — изготовление различных фарфоровых протезов для человеческого тела.

  • Около 700 г. н.э.: в Китае уже производили твердый фарфор.
  • 1575 г.: Франческо Медичи удается наладить во Флоренции производство так называемого мягкого фарфора.
  • 1744 г.: первая фарфоровая мануфактура в Петербурге, основанная по приказанию императрицы Елизаветы.
  • 1779 г.: англичанин Джошуа Веджвуд получает сперва сливочный фарфор необычного кремового оттенка, а затем — знаменитый «джаспер». «яшмовый» фарфор бежевого, зеленого, синего или лилового цвета.

Министерство образования Российской Федерации

МОУ средняя общеобразовательная школа № 1

РЕФЕРАТ

«История фарфора»

Выполнила:

Кислова Татьяна

9 «А» класс

Проверил:

преподаватель химии

Десятниченко О.А.

Слайд – презентация

преподаватель информатики

Рейзвих Т.Н.

ВОЛХОВ

1 Введение.

2 История получения первого фарфорового теста в Китае.

3 Стадии обработки фарфоровых изделий.

4 Китайский фарфор в Венеции.

5 Китайский секрет.

6 Открытие китайского секрета.

7 Саксонский фарфор.

8 Русский фарфор.

9 Заключение.

Введение.

Период возникновения в России первых частных фарфоровых заводов относятся к 60-70м годам XVIII века. Это было время быстрого роста военного, экономического и политического могущества Русского государства, превращавшегося в великую державу. Одновременно с расширением дворянских привилегий и усилением крепостной зависимости крестьянства в эти десятилетия быстро возрастал материальный достаток господствующего класса – дворян.

Бурное строительство пышных вельможных усадеб и дворцовых сооружений, стремление дворянства к созданию богато украшенных во французском вкусе интерьеров были первопричиной интенсивного развития народных ремёсел возникновения многих новых отраслей художественной промышленности, в том числе производства фарфора.

Фарфор – основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора – белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость, природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.

История получения первого фарфорового теста в Китае.

В китайском городе Чинг-те-Чене жил гончар, который делал посуду из красной и белой глины. Посуда была красивая, но тяжелая. Китайцы очень гордились своими чашками и вазами.

Однажды один гончар нашел белую глину на горе Гао-лин. И решил сделать из нее чашечку. Приготовил глиняное тесто и принялся за работу. Изготовив небольшие чашечки отправил в печь для обжига. Через некоторое время он обнаружил, что чашечки рассыпались и превратились в бесформенных уродцев. (рис.1) Гончар начал искать всякие примеси, растирать в порошок разные камни и добавлять их к белой глине. Но тесто не становилось прочнее. Гончар умер, но люди продолжали его начатое дело.

И однажды другой гончар добавил в белую глину растертый в порошок камень, который китайцы называли пе-тун-тзе. И немного обыкновенного песка. Все это он хорошенько перемешал, долил воды, чтобы получилась однородная масса, похожая на тесто, свалял из нее небольшой шарик и положил в печь, чтобы проверить выдержит ли его смесь печной жар.

Через некоторое время, он раскрыл печь и удивился, его шарик стал твердым. Единственно, что было плохо: стенки шарика покрылись копотью, и просматривались трещинки. Гончар взял немного глины, которая меньше всего боялась огня, сделал из нее маленький горшочек и уже в нем обжег еще один фарфоровый шарик. Теперь на его шарике не было ни копоти, ни трещин. Не теряя времени, гончар стал лепить из составленной им смеси чашку, но она ломалась в его руках, и рассыпалась на кусочки.

Гончару надоело возиться с непослушным глиняным тестом. Махнул он рукой и закопал остаток теста в углу двора, чтобы оно не напоминало ему о его неудаче.

Прошло много лет, у гончара вырос внук. Однажды внук решил посадить у себя во дворе дерево. Стал он вскапывать землю. Что такое? В одном месте земля была какая-то необыкновенная, светло-серого цвета. Вспомнил он рассказы деда и понял, что нашел смесь белой глины из Гао-лин, пе-тун-тзе и песка. Взял щепотку, помял пальцами. А она, как тесто, легкая. Что хочешь можно из нее вылепить.

Пролежав много лет в земле, частички смеси точно срослись. И уже не ломались, не рассыпались на кусочки. Превратились в отличное фарфоровое тесто.

С тех пор прошло около тысячи лет. Люди рассказывали друг другу историю о создании посуды.

Уже первая фарфоровая посуда была очень красивой, стенки фарфоровых чашек были тонкими, прозрачными. Они весело поблескивали. Блеск им придавала глазурь. Готовили глазурь почти так же, как фарфоровое тесто, только воды наливали больше. Когда покрытая глазурью посуда попадала в печь, глазурь навечно спекалась с поверхностью фарфора, покрывая его тонкой, стекловидной пленкой.

Первые фарфоровые чашечки были белыми, чуть зеленоватыми. Когда по ним щелкали ногтем, слышался мелодичный звон, похожий на звук «тсе-ни-и». И в Китае фарфор стали называть «тсени».

Белую глину с холма Гао-лин назвали гаолином, а потом по ошибке ее стали называть каолином. Так называют ее и сегодня. И есть эта глина не только в Китае, но и в других странах. Много каолина и в нашей родной земле.

Стадии обработки фарфоровых изделий.

Состав керамической массы и метод её подготовки определяют исходя из назначения изделия, его формы и вида сырья. Цель подготовки сырья- разрушение природной структуры материалов до мельчайших частиц для получения однородной массы и ускорения взаимодействия частиц в процессе фарфорообразования. Её проводят в основном пластическим способом, который обеспечивает получение равномерной по составу массы.

- формирование изделий: формуют керамические изделия пластическим методом и методом литья, а также полусухим прессованием. Для формирования применяют гипсовые формы пористостью не менее 25%. В последнее время формы начали изготовлять из масс на основе поливинилхлорид.

- сушка: после формирования изделия для подготовки к обжигу его сушат до остаточной влажности 2-4%. При этом изделие приобретает достаточную для обжига прочность, исключается образование внутренних напряжений, приводящих к появлению трещин, деформации. Сушат изделия только в гипсовых формах. Высушенные изделия перед обжигом зачищают наждачной бумагой, удаляют швы от пресс-форм, посторонние примеси и загрязнения. После зачистки изделия обдувают сжатым воздухом для удаления пыли.

- обжиг: керамические изделия подвергаются двукратному обжигу – утельному (до глазурования) и политому (после глазурования). Применяют также однократный скоростной и бескапсельный обжиг. Фарфоровые изделия, декорированные на глазурными украшениями, подвергают третьему обжигу-муфельному. Для обжига применяют печи непрерывного действия – туннельные, конвейерные, а также периодического действия – горны.

- декорирование изделий: изделия украшают под глазурными и над глазурными красками, препаратом золота, растворами солей, красящих окислов и декоративными глазурями с последующим обжигом. В зависимости от характера поверхности декорирование может быть рельефным и гладким. Рельефное декорирование – это нанесение на поверхность изделий выпуклых или заглублённых украшений. Вид разделки зависит от назначения и природы изделий. При выборе разделки нужно учитывать естественную красоту черепка, украшение должно сочетаться с его естественными особенностями и подчеркивать их, а не затушевывать.

Китайский фарфор в Венеции.

Издавна в итальянский город Венецию приплывали корабли из многих чужедальних государств. На этих кораблях купцы привозили самые разные товары, но стоили они очень дорого. Кто похитрее - старались купить подешевле. Для этого сами отправлялись в дальний путь за товарами. Собрались в путь и два брата-купца по фамилии Поло. Один из них взял с собой сына. Больше двадцати лет странствовал Марко Поло. И пятнадцать лет прожил в Китае. К тому времени китайские мастера фарфорового дела достигли высокого искусства. Во дворце императора и во дворцах самых важных китайских вельмож было много прекрасных вещей, сделанных из тонкого и хрупкого фарфора. Вернувшись на родину, Марко Поло часто рассказывал о том, что ему удалось увидеть. « Много интересного узнал я, объездив по всему свету. Но самое, пожалуй, замечательное, что я видел, это тсени. Лучше и не выдумать, лучше и желать нельзя…» На китайском языке слово «тсени» означает фарфор. Вынул Марко Поло из сундука маленький пакетик, достал крохотную фарфоровую чашку, которая заблестела в его руках. Марко Поло слегка ударил по ней ногтем, и чашечка ответила ему: т-с-е-ни-и-и.

Он продолжал вынимать из сундука и расставлять на столе фарфоровые чашечки. Заодно вынул и несколько ракушек. На первой белой чашечке был нарисован синей краской смешной китаец. Другая была расписана красной краской, вперемежку с золотом. А рядом стояла чашка без рисунка, но не менее красивая. Гости онемели от восхищения. Представьте себе две чашки, вставленные одна в другую. Донышки и верхние ободочки у них склеены. Та, что внутри, - поменьше и разрисована пестрыми цветами. А вторая - вся белая, как будто сделанная из фарфорового кружева. Сквозь кружево видны разноцветные рисунки меньшей чашечки. И когда он предложил выпить чаю, вежливый гость попросил налить ему в серенькую чашку, так как вторая была дорогая, как бы еще не разбить. Марко Поло начал наливать чай и по мере того, как чашка наполнялась чаем, на ее стенках стали проступать узоры: морские волны, рыбы, водоросли. (рис.2) Все подумали, что это колдовство. Но Марко Поло объяснил, что это не колдовство, а мастерство. Если это не колдовство, то из чего сделаны эти чашки. Этого Марко Поло не мог объяснить. Производство тсени китайцы хранят в тайне, особенно от чужеземцев.

«Блестящий как зеркало, тонкий как бумага, звонкий как гонг и гладкий как озеро в солнечный день». Когда-то фарфор называли китайским чудом, белым золотом, говорили даже, что яд, подсыпанный в фарфоровый сосуд, теряет свои коварные свойства. Фарфор издавна славится своими высокими изобразительными возможностями. Он позволяет художнику через форму, фактуру, цвет выразить свое отношение к миру, воплотить свое представление о красоте. Фарфор, как известно, придумали китайцы и многие сотни лет стойко хранили секрет производства этого удивительного материала - белого, полупрозрачного, звенящего. Впервые фарфор стали изготовлять в Китае в I тысячелетии нашей эры. Китайские мастера достигли в этом высокого совершенства. Отдельные образцы этих изделий попали в Европу в конце XIII века, однако способ изготовления фарфора в течение многих веков оставался для европейцев «китайским секретом», что придавало фарфору таинственность и повышало его ценность. Европейские алхимики с таким же рвением стремились найти способы изготовления фарфора, как и золота. Первому разгадать китайский секрет удалось в 1709 г. немецкому учёному - алхимику Иоганну Бетгеру. В 1710 году в Германии в городе Мейсене он основал первый в Европе фарфоровый завод, а в 1717 году в Вене начал работать второй в Европе завод. Так появился саксонский фарфор, рецепт которого немедленно стал государственной тайной. Как в Китае, так и на западе производство фарфора сохранялось в тайне, разглашение которой каралось как государственное преступление. Мастера фарфора давали клятву, что даже под страхом смерти никому ее не выдадут. В Россию фарфор попал из Китая еще до начала его производства в Европе. В России бытовало два названия - «фарфор» и «порцелин». Второе и сейчас существует почти во всех европейских языках. Попытки организовать производство фарфора (порцелина) в России начались еще при Петре I. Однако намерения наладить его в России руками иностранцев окончились неудачей. Приобрести драгоценный секрет изготовления фарфора ни в Европе, ни в Китае также не удалось. Открыл секрет производства фарфора современник и друг М.В. Ломоносова замечательный русский ученый Д.И. Виноградов. Первая мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. В этом же году Дмитрий Иванович Виноградов, получив звание бегмейстера, вернулся в Россию. Там он сразу попал на только что основанную Невскую порцелиновую мануфактуру, где около 10 лет был Управителем и работал над поисками состава фарфоровой массы, глазури, красок. Кроме того, Виноградов отрабатывал технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, испытывал различные сорта топлива для обжига фарфора, проектировал и строил печи, горны. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому, да еще и готовить себе помощников и преемников. А между тем 30 января 1746 г. он уже начал испытания первого, экспериментального состава фарфоровой массы. В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России. Нередко русский фарфор и фарфоровая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства. Вскоре Виноградов изобрел свой рецепт глазури, потом взялся за состав ярких и огнеупорных красок. В журнале записано около 40 веществ для получения различных негорючих красок: золотой и золотистой, пурпуровой и светло-красной, голубой и «самой черной». Свои рецепты мастер старался зашифровать, применяя итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Дело в том, что Черкасов требовал засекречивать работу насколько это возможно. Так в тяжелых трудах прошло почти пять лет. И вот наконец получен русский фарфор! Ничем не хуже китайского и саксонского. С 1747 г. Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления. А в 1752 г. первый этап работ по созданию русского фарфора и организации технологического процесса производства завершился.

Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о приеме заказов от частных лиц на фарфоровые «пакетовые таба­керки». В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре делали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она в свою очередь дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 г., когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственный», принадлежавшего лично императрице, появление в продаже фарфоровых «кукол» - фигурок людей и животных. В те времена фарфоровую посуду держали в доме для престижа, хранили в специальных кладовых наряду с другими драгоценными вещами, и лишь спустя десятилетия фарфором начали сервировать столы. Несколько иной путь формирования и развития традиций в народных промыслах, исторически сложившихся под воздействием конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условий. Народные художественные промыслы возникали, складывались и развивались в различных местностях и в разное время - одни в древности, другие - в конце XIX - начале ХХ века под влиянием капиталистического развития деревни, третьи - в 1920-1930-е годы в новых условиях советской действительности. Нередко базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. На создание стиля и формирование традиций искусства промысла оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие - явно и непосредственно воздействуя на характер искусства и структуру художественного образа. Конкретно-исторический подход к анализу всех факторов, участвующих в создании и развитии народного промысла, показывает, что их роль на разных этапах развития промысла и в разное время могла быть неоднозначной.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М.С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым. В дореволюционной России заводы по производству фарфора были весьма успешными, а фарфоровые фигурки были во дворцах, в домах интеллигенции, особняках. После революции, с 1917 года фарфоровые изделия попали в число осуждаемых вещей, а заводы, где они производились, разрушали и уничтожали. В те времена фарфор считался предметом «буржуазного прошлого». Но вскоре фарфор вновь вернул свой авторитет и в моду вошел советский фарфор. Зарождалась новая культура. Советское искусство набирало обороты и в Петрограде - знаменитостью стал Ленинградский Фарфоровый Завод - ЛФЗ. Советский фарфор - это история целой эпохи. Советский фарфор очень любим коллекционерами: фарфоровые статуэтки рабочих, пионеров, военных, спортсменов, бойцов Красной Армии - напоминают об истории СССР, а для многих это и есть ностальгия по былым временам. Советский фарфор - очень качественный материал. Срок его службы неограничен и многие изделия дошли до наших времен почти в идеальном состоянии. В Дулево и Ликино, на ЛФЗ фарфоровые фигурки изготавливались небольшими партиями. По фарфоровым статуэткам можно воспроизвести многие элементы истории: во что одевались люди, например.

Китайцы изобрели состав твердого фарфора ещё приблизительно в VI веке, т.е. за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. Долгое время наряду с производством шёлка оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока. Попытка её разгадать сродни настоящему детективу, ибо дерзнувшего на это в Китае ждал один приговор — смерть.

Миссионер, патер Д. , посетивший в XVII в. Китай со специальной целью выведать , сумел добыть лишь самые элементарные сведения, которые никак не могли послужить основой для постановки нового производства.
Россия тоже не отставала в сей шпионской деятельности. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, который выдал секрет фарфора сибирскому промышленнику Курсину. Однако хитрый китаец видимо всё же чего-то недоговорил, т.к. Курсин так и не смог получить фарфор, хотя производил опыты по его изготовлению.
Сколько таких примеров скрывается за слоем прошедших лет, мы можем только догадываться. Секрет в конце концов по-видимому выведали, вот только имя героя и поныне осталось неизвестным.

История его насчитывает более трех тысяч лет. Но само начало производства фарфора в промышленных масштабах относится примерно к VI-VII векам, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка. По преданию, древние китайцы не могли определиться с материалом для изготовления посуды: нефрит — дорого и святотатственно, глина — некрасиво и недолговечно, дерево — неэстетично. Потом совершенно случайно мастера нашли способ изготавливать фарфор… И этот способ остался большим и тщательно хранимым секретом для всего остального мира. Одна из составляющих этого большого секрета — сырье, из которого и производится фарфор. Провинция Цзянси оказалась сокровищницей фарфорового камня — горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикетированного порошка фарфорового камня и каолина (особая глина, придаёт белизну изделию). Получившийся полуфабрикат выдерживали не один десяток лет, для приобретения им пластичности. После этого на очереди была печь, высокая температура в которой при обжиге изменяет физический состав массы, она становится прозрачной и водонепроницаемой. Уже в начале нашей эры китайские гончары строили печи, способные создавать нужную температуру, тому есть археологические подтверждения. А для особого матового блеска глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности.

В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси, который впоследствии стал известен под именем Цзиндэчжень — столица китайского фарфора, ведь исторически именно эта местность — родина фарфора и место его постоянного развития и совершенствования. Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что «они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл».

Одними из самых ранних, сохранившихся до наших дней, свидетельств производства фарфора, являются находки черепков посуды при раскопках города Самарры в Месопотамии, возникшего и разрушенного в IX в. Это дает нам право с уверенностью отнести изобретение китайского фарфора не позднее, чем к периоду Тан, а историческая обстановка делает возможным для нас отнесение крупнейшего изобретения именно к этому времени.

Первая половина правления династии Тан (618 – 907) является периодом большого подъема в истории феодального Китая. Значительное политическое усилие, сопровождавшееся необычайным территориальным расширением, привело Китай к соприкосновению с многими государствами. В это время происходит оживленнейшая торговля на юге Китая. Возникшие в Кантоне торговые колонии иностранных купцов-арабов, персов, евреев, греков – свидетельствуют о размахе и налаженности морской торговли. Через восточные порты велась торговля с Японией. По «Великому шелковому пути» осуществлялась торговая связь Китая с Передней Азией и Европой.

Первыми известными изделиями из китайского фарфора были стройные вытянутые сосуды с полированной поверхностью, голубые и особенно ценные бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название селадон. Эти изделия относятся к эпохам Тан (7-10 века) и Сун (10-13 века). Затем появились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу, голубые изделия «жу-яо», украшенные глазурью сосуды «цзинь-яо» из провинции Хэнань.

Начиная с 14 века в эпоху Мин (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей росписью, которая часто сочеталась надглазурной росписью (доуцай). Именно фарфор этого периода (в основном бело-голубой), производившийся в больших количествах, попал в Западную Европу, где сразу же привлек европейцев своим техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора.


В разные исторические периоды имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки «Яобянь», который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.

Известен синий фарфор Цинцы, изготовленный в фарфоровой печи «Лунциняо» в провинции Чжэцзян. О нем говорили, что его синева подобна нефриту, чистота - зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина. Это древний ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой пластины, сделанной из нефрита, камня или меди. Изделия из синего фарфора со времен сунской династии широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего фарфора Лунцюань времен династии Сун, Юань, Мин и других.

В XIII-XIV столетиях достигло своего расцвета, и фарфор начал широко распространятся по всему миру, благодаря христианским монахам, которые завезли китайский фарфор в Европу. В XVI столетии в Европе продавался только китайский фарфор, который везли через весь континент, называя его “chinaware” и ценя его на вес золота. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы на золотой цепочке. Постепенно вместо термина “chinaware” (китайские изделия) европейцы начали использовать термин “porcelain” от “porcellana” - так назывался моллюск, имевший прозрачную, отливающую перламутром раковину. Эти два названия сохранились и до наших дней.

Производство фарфора в Китае всегда имело два направления - экспортное, являвшаяся крупной статьей дохода государства и внутреннее, для нужд императорского двора и знати. Эти направления существенно отличались друг от друга и по форме и по декорированию. Например, по заказу императора ежегодно изготавливалось 31000 блюд, 16000 тарелок с драконами, 18000 чашек. А для Европы требовались роскошные вазы, парадные блюда и сервизы, которыми не столько пользовались, сколько выставляли на показ как диковинные драгоценности, поднимающие статус их владельца.Особенно известны, и многие сохранились до наших дней, изделия, изготовленные в период правления императоров Канси (1662-1722) и его внука - императора Цяньлуня (1711-1799), отличавшиеся особенно пышным, полихромным декором и получившие названия зеленого семейства, розового семейства, а также желтого семейства.

Этот фарфор стал экспортироваться в конце 17 - начале 18 века в Западную Европу. В этих изделиях, названных по преобладанию соответствующего тона, привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад, тематика росписи начала расширяться - на изделиях появились сюжеты, заимствованные с Запада. Что требовала Европа? В первую очередь - дворцовые наборы, большие настенные блюда. Все эти парадные предметы делались специально для Европы с мотивами национальной экзотики. Также изготовлялись предметы, которые использовались только в Европе. В подражание серебряному кофейнику были создан необычные фарфоровые кофейники, бритвенные тазики, наподобие европейского медного бритвенного таза. Изготовляли подсвечники, часы, канделябры и наборы для сервировки европейского стола: тарелочки для нарезания сыра, сахарницы. Декоративная роспись ценилась выше, чем сами вазы, кувшины и сервизы. Основными мотивами росписи были разнообразные цветы (пионы, хризантемы, традиционный лотос), ветки сосен, птицы и звери, драконы. Увлечение востоком было столь велико, что «китайская комната» или «китайский павильон» (Дворец Екатерины II в Ораниенбауме) были практически в каждом дворце Европы, России и Ближнего Востока. А иметь хотя бы пару фарфоровых ваз, считалось проявлением хорошего вкуса и было показателем достатка хозяев дома.

Первый прорыв в производстве фарфора произошел во Флоренции во время правления Франческо ди Медичи, Великого князя Тосканы, правившего с 1575 по 1597, с помощью печи, разработанной Боунталенти и Фонтана. Было начато производство искусственного фарфора, известного как «фарфор Медичи».

В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству.

Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей — тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато — лиловой краской — из окиси марганца. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно. Марка на фарфоре Медичи — «F» и над ним купол флорентийского собора — синяя.

В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод. За ним последовали другие попытки — в Англии (д-р Дуайт и Франсис Плейс, оба во 2-ой половине XVII в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски со времени начала XVII века — значительно более сильный ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVIII века все попытки, однако, остаются безуспешными.

Около 1700 года проблема белого и просвечивающего фарфора технически все еще не была решена: не знали химического состава твердого фарфора с его специфическими свойствами.

К концу XVII века физик и математик граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз проводит обширные геологические исследования в Саксонии. Его целью было найти сырье, которое смогло бы дать этой стране прочную хозяйственную основу. Одновременно он разрабатывал план сооружения тут и искал соответствующий огнеупорный материал для стеклоплавильных печей. Заинтересовавшись проблематикой состава твердого фарфора, он продолжал свои опыты уже с известными позитивными результатами.

В 1704 году ему был поручен контроль над деятельностью молодого Бётгера, которого король Август держал тогда под стражей в Мейсене. Плодотворная совместная работа старого опытного ученого и способного молодого человека, которому не доставало только правильного руководства, приводит, в конце концов, к решению вопроса о нужном составе твердой фафроровой массы. Иоганн Фридрих Бётгер начал с того, что во время своих учебных занятий в Берлине целиком и полностью посвятил себя алхимическим опытам, добившись в этом известного признания.

Прослышав о Бётгере, прусский король Фридрих I решил использовать его для своих целей. Тот жаждал продолжать свои опыты и занятия и, опасаясь за свою свободу, бежал в 1701 году в Виттенберг, где на этот раз оказался в сфере власти саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного, распорядившегося доставить его в Дрезден и там посадить под надзор. Служба Бётгера требовала от него приготовления золота. Совместная работа с серьезным Чирнхаузом была для него преимуществом. В ответ на угрозы недовольного Августа, ждавшего положительных результатов, Бётгер вызвался устроить мануфактуру твердого фаянса, и в 1707 году ему действительно предоставили нужные для этого средства.

Основанная в 1708 году мануфактура должна была производить керамические товары по образцу твердого и гладкого «каменного литья» Ари де Мильде в Голландии. На этот вид керамики шла глина из Плауэна с содержанием окиси железа. Обжигаясь, она делалась красно-бурой и приобретала такую твердость, что изделие можно было дальше обрабатывать шлифовкой, резанием и т. д. Оба работавших вместе ученых продолжали искать способы получить твердый фарфор. Чирнхауз успешных результатов опытов в этом направлении уже не узнал — в октябре 1708 года он умер.


В марте 1709 года Бётгер добился, наконец, своего, употребив на глазурь то же сырье, что и на черепок, и достигнув тем абсолютного слияния черепка и глазури. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург была пущена первая европейская мануфактура твердого фарфора. Бётгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году. Художественным руководителем после него назначается Иоганн Грегор Херольд, ознаменовавший собой «живописный период». При нем работал в Мейсене с 1727 года скульптор Иоганн Готлиб Кирхнер, с 1730 года мастер-модельер. В 1733 году место Кирхнера занял Иоганн Иоахим Кендлер, который на пути пластического оформления довел европейский фарфор до его собственного, независимого от других вида.

Помимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо. Как правило, посуду расписывали изображениями зверей и птии, портретами, бытовыми зарисовками, которые покоряли зрителей изысканной нежностью красок. Но особенно удавались мейсенским мастерам «галантные празднества» — сиены, представлявшие утончённые развлечения аристократов. Это удивительные композиции с остроумными сюжетными решениями, танцевальной лёгкостью движений персонажей, стремительным действием. Они поражают полнотой жизни, гармонией чувств и утончённостью формы.

С 1744 года руководить фарфоровым заводом стал Камилло Марколини, при котором производство постепенно падает. Изделия же XIX века художественно менее значительны.

Среди других важных фабрик следует упомянуть третью крупнейшую европейскую фабрику, основанную в Венеции в 1720 году Джованни Вецци, которая была закрыта через некоторое время, в 1727 году, из-за финансовых проблем. Кроме того, следует упомянуть фарфоровую фабрику Виново неподалеку от Турина, которой покровительствовала королевская семья Саввой, а также производство в Доччии неподалеку от Флоренции, основанное маркизом Карло Джинори в 1735 году, которое действует по сей день.

Вскоре получает мировое признание французский фарфор, выпускаемый Севрским фарфоровым заводом, развиваются фарфоровые фабрики и Венеции. Фарфор европейских мануфактур был богато декорирован – расписан птицами, цветами, охотничьими сценками или фруктами.

Оставалось найти основное сырьё: каолин.

15 августа 1769 года (день, в который родился Наполеон) некая мадам, жена аптекаря из городка Лимож, отправилась на реку стирать белье. Видимо, дела у аптекаря шли не ахти, поскольку женщина при стирке пользовалась песком. Внимание дамы привлек кусок глины, который придал белью «исключительный отбеливающий эффект».

Уже там, на реке рядом с полем Кло-де-Бар, в голове женщины родилась идея о маленьком мыловаренном заводике. Через пару часов аптекарь встал из-за стола и сказал так: «Это каолин! Мы миллионеры, дорогая!» Ну или приблизительно так…

Вскоре была построена первая керамическая фабрика, затем вторая, а уже в 1771 году некогда захолустный городок Лимож (центр Богом забытой области Лимузин) впервые называется «европейской столицей» фарфорового производства. Город стал центром притяжения величайших мастеров и художников, кузницей кадров керамического производства.


Первые месторождения были обнаружены в 1755 году под городом Алесоном, и лишь в 1768 были найдены его залежи в Сен-Ириекс под Лиможем. Теперь несравненный французский фарфор мог появиться на свет, стать лучшим и отправиться на завоевание всего мира. В 1769 году Мануфактура Севр представила ко двору короля Людовика XV первые изделия из твёрдого фарфора. И уже в 1772 году Королевская Лиможская Мануфактура открыла свои двери.

Тюрго, будучи в то время Генеральным интендантом провинции Лимузин, посчитал, что было бы логично построить в Лиможе фабрику по производству фарфоровых изделий. В окрестностях находились залежи лучшего в Европе каолина и богатые лесные массивы – проблема дров – а именно дрова были в то время основным видом топлива – решалась сама собой. Гений и таланты некоторых личностей сделали всё остальное. Лиможская фарфоровая индустрия очень быстро приобрела благородные черты благодаря основателю фарфоровых заводов «Сенёль» Этьену Бэнёлю. Завод был основан в 1825 году.

Процесс производства лиможского фарфора необычайно сложен. Искусство огня и камня, фарфор получается из смеси различных минеральных ингредиентов (их количество отмеряется с особой точностью) и нескольких последовательных обжигов при высоких температурах.


Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I — большом его ценителе. По заданию Петра I русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене и потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Первая мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Однако он не удержался и здесь и в 1748 году был отпущен.

Русское слово «фарфор» происходит от персидского «фахфур». Его переняли от персидских купцов, привозивших в Европу китайскую посуду. «Порцеллан», как обозначают фарфор во многих странах, происходит от итальянского «порчелла» — поросенок. Так итальянцы времен Марко Поло называли ракушки, из которых, как они считали, китайцы изготавливают фарфор.

После всех упомянутых ранее неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

Д.И. Виноградов учился в Марбургском университете, а также работал в рудниках и шахтах Фрейберга в Саксонии. В 1744 г., получив звание бергмейстера, он вернулся в Россию. Он должен был работать по горному ведомству, но судьба сложилась иначе. После выступления молодого специалиста на заседании Берг-коллегии Академии наук президент Берг-коллегии произнес знаменательную фразу: «Я от всех доселе выписанных иностранных мастеров ни одного не знаю, который бы его, Виноградова, во всех частях горной науки чем перешел…»

Дмитрия Ивановича определили на «порцелиновую» мануфактуру в Санкт-Петербурге, делами которой руководил барон Черкасов — секретарь кабинета императрицы Елизаветы Петровны, а директором был И.К. Гунгер, чьи опыты по производству фарфоровой массы шли без какого-либо успеха. Перед Виноградовым стояло несколько сложнейших задач: самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства; на основе физических и химических представлений о фарфоре разработать состав массы и технологические приемы изготовления фарфора; разработать рецепт глазури. Если Гунгеру за три года пребывания заплатили более семи тысяч рублей, то Виноградову предложили создать , положив оклад сто восемьдесят рублей в год. Поиск сразу был поставлен на твердую научную основу. «Делание порцелина, по мнению моему, химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», — писал Дмитрий Иванович.

В 1746-1750 годах велись поиски рецепта фарфоровой массы. Виноградов искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Особую белую глину привозили из-под Челябинска.

В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию русского фарфора и организации его производства. Результаты всех поисков фиксировались. Правда, составляя рецепт, Виноградов старался зашифровать его, применяя итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Это объясняется тем, что ему давались указания засекречивать работу, насколько это возможно.

Помимо разработки рецептуры фарфоровой массы и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. По многим вопросам он советовался со своим бывшим соучеником, видным русским ученым М.В. Ломоносовым, жившим тогда в Петербурге. Михаил Васильевич оказывал посильную помощь, но по меркам тех лет находился довольно далеко, в десяти верстах, поэтому позвать или спросить его удавалось далеко не всегда. Тем обиднее, что впоследствии фарфоровому производству было присвоено имя Ломоносова, и без того обласканного и многократно чтимого.

Русский фарфор был создан Виноградовым практически самостоятельно, путем научной работы и колоссального напряжения сил, ведь мастеру запрещалось покидать печи даже во время сна, что привело к его ранней смерти в возрасте тридцати восьми лет. При отсутствии разработанной собственной системы форм и декора первоначально естественным было подражать китайским образцам. Поэтому в русском фарфоре получили распространение лаконичные, простые формы бутылей, ваз, чаш, часто без ручек, наподобие восточных. Мастера-керамисты стремились не только воссоздать отдельные принципы моделирования форм, но и в росписях следовать восточной тематике, поэтому среди мотивов росписей преобладали бамбук, хризантема, пион, сосна, фантастические птицы и драконы. Эта яркая красочная роспись прекрасно подчеркивала белизну фарфора. Иногда росписи дополнялись пластическим декором в стилистке рококо. Следуя моде на «шинуазри» («китайщина»), мастера разработали сюжеты с фигурками китайцев с музыкальными инструментами, ажурные фантастические строения, забавные китайчата на фоне условных пейзажей. Их источником могли служить кобальтовые росписи китайского фарфора XVIII в. с изображением мальчиков, играющих в саду. Если в Китае эти изображения символизировали пожелание процветания семьи, то в русском фарфоре они трансформировались в комические гротески.

Вскоре Императорский завод достиг больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место, успешно соперничая с мейсенским. В больших количествах изготавливались фарфоровые табакерки — «восьмиугольные, овальные, четырехугольные гладкие и резные, пакетовые, круглые…». Следуя дальневосточной традиции, фарфоровым табакеркам нередко придавали природные формы: плода граната, дыни, яблока, тыквы, виноградной грозди, раковины. Что до росписи, то Виноградов сумел получить краски десять цветов.

Позже на место Виноградова поступил директор Русского монетного двора И. Шлаттер, а позднее И.-Г. Мюллер из Саксонии. Продукция первого периода примерно до 1760 года ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. В царствование Екатерины II, с 1762 года, в Россию были приглашены иностранные модельеры, что привело к подъему производства и развитию художественного уровня фарфоровых изделий. В этот период влияние французской культуры сказывается на формах и декоре фарфора.


Одновременно с императорским заводом во второй половине XVIII — начале XIX века возникли коммерческие частные производства. В подмосковном селе Вербилки в 1766 году английский купец-лесопромышленник Френсис Гарднер основывает фарфоровое производство, которое выпускает дорогие сервизы, отличающиеся высоким качеством фарфоровой массы и росписи. Гарднеровский завод выпускал и мелкую пластику, доступную широкому кругу покупателей. Полагают, что ведущим мастером у Гарднера был один из потомков Афанасия Гребенщикова. Характерной для гарднеровской посуды была яркая, сочная цветочная роспись, близкая русской народной керамике, серо-зеленым или светло-зеленым тоном в сочетаниях с красным или светло-желтым. С 1829 года завод стал изготавливать фаянсовую посуду, декорированную печатью. Гарднер был настолько уверен в качестве выпускаемого им фарфора, что подделывал на своих вещах марку мейсенской мануфактуры.

Слава лучшего частного предприятия утвердилась за фабрикой Гарднера после удачного выполнения в 1778-1784 гг. заказа Екатерины II на четыре особенных Орденских сервиза с соответствующим декором — изображением Георгия Победоносца, Андрея первозванного, Александра Невского и Святого Владимира. И все же до конца XVIII столетия в России пользовались металлической посудой.
Эта традиция была настолько влиятельна, что белый цвет фарфора не воспринимался как самостоятельная ценность, и его золотили, имитируя богатство золотой посуды, бывшей в ходу у аристократов. Простые люди пользовались оловянной посудой, и им тоже трудно было перестроиться.

Только в первой четверти XIX в. фарфоровая распространилась повсеместно. Особенно это сказалось на появлении чайного ритуала, связанного с гостеприимством, общением, наслаждением беседой. Кроме того, стала средством украшения домашнего пространства. Распространился и обычай дарить подарки, сделанные из фарфора, на память. Чаще всего это были чашка с блюдцем, декорированная росписью пейзажем или цветами.

Конец XVIII — начало XIX века — время расцвета русского фарфора. Искусство фарфора развивалось вместе с архитектурой, воспринимало ее основные стилевые особенности. В это время в России было основано несколько фарфоровых предприятий, среди них — заводы Гарднера в Вербилках, под Москвой, заводы Попова, Батенина — в Петербурге. Изделия частного завода Попова в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии, основанного в 1804 г. К. Мелли и приобретенного А.Г. Поповым в 1811 г., отличались превосходными техническими и художественными качествами. Ассортимент был самым разнообразным и удовлетворял всем слоям населения: столовые и чайные сервизы, так называемая трактирная посуда и популярные в XIX в. статуэтки, представляющие сюжетные композиции на мифологические темы (скульптура «Венера с Бахусом» и «Азия»), отдельные фигуры охотников и крестьянок, анималистические скульптуры. После успешного окончания Отечественной войны, примерно с 1817 года, фарфоровая промышленность развивалась особенно быстро. Число фабрик в то время достигло сорока пяти. В начале двадцатого века самым крупным фабрикантом был М.С. Кузнецов, к которому перешли некоторые из заводов (Гарднера, Ауэрбаха и др.). Общая производительность фарфора и фаянса на всех Кузнецовских заводах достигала до войны 1914 г. двух третей производительности всей страны по этим отраслям производства.


Без кузнецовского фарфора не обходился ни один трактир или ресторан, а также домашнее застолье. Это объясняется его особой демократичностью. По преданию, родоначальником фамильного дела стал Яков Васильевич — старообрядец, владелец кузни и постоялого двора с торговым заведением на дороге между деревнями Речица и Новохаритоново. В 1810 г. он вместе с сыновьями Терентием и Анисимом построил у деревни Гжель небольшое мануфактурное предприятие и с помощью местных мастеров наладил собственное дело по производству типичных для того времени и места чашек с блюдцами, тарелок «с бусом» по краю, полоскательниц, мелкой жанровой скульптуры. Уже тогда хозяин ориентировался на массовое производство недорогой массовой продукции. Эта черта и определила будущее увеличение масштабов производства, и расширение рынка сбыта. В 1812 г. предприятие перешло к Терентию Кузнецову. В 1832 г. он основал свой завод в Дулеве Владимирской губернии, в 1843 г. в Риге открылся еще один фарфорово-фаянсовый завод, который выпускал столовую и чайную посуду, телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия. В 1851-1853 гг. приобретен завод А.Г. Сафронова в деревне Короткой Богородского уезда, позднее он перешел во владение к сыну Терентия — Сидору. Но истинно всенародное признание фамилия получила с приходом в дело Матвея Сидоровича, присоединившего в 1870 г. завод Ауэрбаха в Тверской губернии, в 1871 г. — завод Никитина в Велковском уезде и в 1887 г. — Будянский в Харьковской губернии. В том же 1887 г. на базе этих предприятий сформировалось «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», позднее пополнившееся заводами Гарднера в Вербилках (1891), Рыбинским в Ярославской губернии (1894), Славянским в Черниговской губернии (1895), Песоченским в Калужской губернии (1911). Двоюродный брат Матвея Сидоровича — Иван Емельянович — основал в 1880 гг. еще три завода: Волховский, Бронницкий и Грузинский. Таким образом, в общей сложности Кузнецовы владели восемнадцатью предприятиями, из них на территории России находились четырнадцать.


Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор.

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент.

Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успехом применил и в фарфоре.

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники — П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка.

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Шекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими красками, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, теперь уже мирной жизни — матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего «Интернационал». На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники откликнулись созданием целой серии произведений: «На помощь голодающему населению Поволжья!», «Голод», «Голодному».

Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

Статьи на тему:


  • В жизни каждого человека была ситуация, когда покупалась бутылочка хорошего вина, а штопора под рукой не оказывалось… Пробка из коры пробкового дуба во все времена была другом для любителей...