Какие узлы надо вязать на шб. Веревки, узлы, страховка. «Глухая, двойная петля»

Морские узлы — это своего рода искусство, которое берет свое начало в период появления мореходства. И на сегодняшний день данное искусство не теряет своей актуальности. Обладать навыкам вязки морских мусингов должен абсолютно каждый человек, который решает совершить путешествие по морским просторам. В независимости от того каким видом морского транспорта вы обладаете, будь то яхта или небольшая лодка.

Необходимо учитывать то, что ваш мусинг должен быть очень прочным и надежным, так как от него зависит сохранность вашего груза. И обязательно должен быть прикреплен именно так, чтобы вы были в состоянии его легко развязать в нужный момент. Всем новичкам требуется знать несколько основ:

  1. Неподвижный крепеж, который находится на конце троса, называется коренным.
  2. Незакрепленный конец, который начинает свободно двигаться при вязании, называется ходовым.

Кроме этого также имеется и английская терминология:

  1. KNOT – это мусинг, который закрепляет ходовой конец с коренным.
  2. BEND – это мусинг, который прикрепляет ходовой конец с двумя торсами и соединяет его в один.
  3. HITCH – это мусинг, который прикрепляет ходовой конец к любому предмету.

Новичкам, конечно же, будет немного трудно, но если запомнить вышеперечисленное, то в дальнейшем изучение данного искусства не покажется таким трудным.

Основные морские узлы

Имеются порядочное количество самых главных узлов, их следует знать всем мореплавателям:
Беседочный мусинг. Восьмерка. Геркулесовский (прямой, турецкий)мусинг.
Сперва-наперво необходимо запомнить именно беседочный тип. Он очень универсален, так что без проблем подойдет для страховки и швартовки. Наиболее надежным способом является связывание двух торсов данным узлом. Его достоинством являются:

  • Простота вязки.
  • Легкость развязки.
  • Он совершенно не имеет свойства скольжения.
  • Высокий уровень надежности.
  • Мусинг восьмерка является самым стандартным морским узлом. Свое название он получил из-за формы, который напоминает цифру восемь. Он предоставляет собой вязание нескольких узлов.
  • Применяется в основном для закрепления.
  • Он очень легко завязывается
  • Просто развязывается.

Самым древним из всех узлов является прямой. Еще в период древней Греции его прозвали геркулесовым. Благодаря ему связываются два торса имеющие одинаковый диаметр. Он часто применяется, но, увы, является не самым надежным. Данный мусинг имеет неприятное свойство сползания по тросу.

Кроме этого он сильно затягивается при значительных нагрузках, а также намокании. Самое главное чаще совершенствовать свои навыки, ведь именно практика поможет вам в освоении данного искусства.

Как завязывать морской мусинг?

Снизу будет перечислено несколько способов вязание морских узлов. Морской мусинг как завязать? На первый взгляд это может показаться немного трудным занятием, но если быть внимательным и терпеливым, то у вас, несомненно, все получится.

Беседочный мусинг

Сделайте снизу и сверху петлю. Протяните через нее ходовой конец, а после пропустите его позади корневого конца и проденьте в петлю. Ходовой конец обязательно должен находится в другом силке. Затем остается только как можно туже затянуть его.

Восьмерка

Обведите ходовой конец вокруг корневого, а после вытяните его поверх него. Должна образоваться стандартная петля. Требуется пустить в нее ходовой конец, предварительно заведя его за себя. Завершающим действием является прочная затяжка.

Прямой мусинг

Закрепить данный мусинг не составит никакого труда. Для начала необходимо провести один ходовой конец в одну сторону, а второй в противоположную. Благодаря многочисленным схемам морских узлов можно легко научиться. Они довольно просты, поэтому понять их будет совершенно не трудно.

Также имеются и другие виды узлов, которые пригодятся вам. Существуют не затягивающиеся и затягивающие узлы. Существуют ещё и узлы для рыболовных снастей. Их часто можно встретить во время рыбалки. Рыбаки применяют их для ловли добычи. Кроме них имеются и узлы, служащие для декора. Благодаря таким узлам вы без проблем сможете украсить свой дом в настоящем морском стиле. К подобным узлам относятся:

  1. Королевские.
  2. Трехпетельные.
  3. Кордовые. Турецкие (то есть прямые узлы).

Чему равен морской мусинг?

Вычисление расстояния на море между пунктами пути, который проходит морской транспорт, имеется величина, получило название морская миля. Она состоит из средней длины дуги и одной минуты земного меридиана.

Узелок – это линейная скорость, которая состоит из одной м/ч. Он имеет широкое применение в мореходной, а также авиационной практике.
Морской мусинг в километры. По стандарту один мусинг равен 1,8 километров в час.

История узлов

Древние узлы были обнаружены в Финляндии. По исследованиям стало ясно, что они относятся к позднему каменному веку. Конечно же, навык вязание узлов пришло к нам намного раньше, но материальные доказательства тому, к сожалению, не сохранились до наших времен.

Работая с ними человек того века создавал различного рода изделия, которые помогали ему в хозяйстве. Кроме этого они также применялись в создании различных аксессуаров. Также узлы по мнению людей того времени имели магическую силу.

Как говорилось раннее, в древней Греции прямой мусинг имел широкое применение. Они делали из него талисман и носили на шее, считая, что он сможет защитить его обладателя. Кроме этого, он также применялся и в медицине. С помощью него греки перевязывали раны пострадавшим.
Они имеют большое количество интересных легенд и историй.

Практически все узлы не забыты и дошли до нас в целости и сохранности. Во время раскопок находились остатки разных упряжек, элементов одежды, аксессуаров, разного рода оружия труда, а также несколько видов узлов. Но абсолютно все были известны и на нынешний день.

Но большой толчок дало развитие парусного флота. Благодаря ему мы смогли создать ещё больше узлов, которые не имели никаких лишних элементов. История их очень богата и по ней мы можем узнать, как жили наши предки. Каких высот они достигли в подобном искусстве.

Как завязывать узлы. 38 надежных испытанных узлов

Узел - это одно из древнейших изобретений человечества. Начиная с отдаленных времен, человек не может обойтись без веревок и умения вязать узлы. Но так ли уж важно в наше время знать, как завязывать узлы, ведь металл и синтетика обеспечивают нам надежное крепление самых различных предметов? Оказывается важно. В нашей жизни нужно уметь завязывать узлы на ботинках, связывать стопки книг, завязывать мешки, привязывать вещи к багажнику автомашины, натягивать и надежно привязывать веревки, надежно привязывать крючки к леске. А ведь подавляющее большинство людей имеет очень примитивное представление о том, как нужно завязывать узлы.

В этой небольшой книге вы найдете 38 узлов, которые могут оказаться полезными в самых различных ситуациях. Все эти узлы тщательно опробованы, для них приводятся схемы завязывания и пояснения к схемам, указываются области применения, существующие ограничения и недостатки. Если вы хотите узнать об узлах больше, то советую обратиться к замечательной книге Л.К. Скрягина "Морские узлы" (Москва, Транспорт, 1982 г.).

Изучение узлов требует времени и терпения. Возьмите тонкую мягкую веревку и сядьте с ней и книгой за стол. Начните изучать схему, двигаясь от коренного конца веревки к её ходовому концу, а потом в точности по схеме завяжите веревкой узел. Ходовой конец веревки - это её незакрепленный свободный конец, который передвигается при завязывании узла, коренной же конец веревки или закрепляется неподвижно, или остается неподвижным при завязывании узла. В книге ходовой и коренной концы обозначаются следующим образом:

После того как вы поняли схему, завяжите узел несколько раз, выбрав наиболее удобный для вас способ завязывания. Ведь один и тот же узел разные люди завязывают различными способами.

Неопытные люди удивительно легко забывают способ завязывания узла. Поэтому, если вы хотите постоянно применять какой-нибудь узел, то нужно завязать его много раз, доводя процесс завязывания до полного автоматизма. А потом нужно периодически снова повторять тренировку завязывания.

Из 38 узлов читатель выберет те, которые ему нужны. Но простейшие узлы должен знать каждый, как например, любой читатель должен овладеть бабьим и рифовым (прямым) узлами и ясно понимать разницу между ними.

Несколько слов о названиях узлов. Только некоторые из узлов имеют установившиеся названия. Если посмотреть, например, английскую литературу, то можно узнать, что один и тот же узел может иметь различные названия. Часто название узла изменяется в зависимости от способа его завязывания. Поэтому некоторые принятые в книге названия в какой-то мере условны, например, название узел "гриннер" представляет собой не перевод с английского языка, а передает собой звучание английского слова.

В конце книги вы найдете рекомендации общего характера. Но про одну рекомендацию вы должны помнить всегда. Если нужно использовать веревку или рыболовную леску из неизвестного материала, то испытайте на ней узел, который хотите применить. Ведь свойства узлов изменяются даже для веревки (лески) с одним и тем же материалом, но с разной толщиной.

И еще раз напомним, что только многочисленные тренировки и повторения приводят к успешному использованию узлов.

Простой узел

Это наиболее известный узел, схема завязывания которого показана на рисунках 1 и 2. После затягивания на веревке получается маленький узел, который трудно развязать. Простой узел сильно изгибает веревку, поэтому её прочность значительно уменьшается. Если у вас на рыболовной леске случайно образовался простой узел, то его следует удалить и связать леску другим узлом (например, змеиным узлом, см. с. 24).

В быту простой узел можно использовать как стопорный узел, чтобы веревка не выскальзывала из отверстия. Его также применяют на конце нитки, чтобы она не выскальзывала из материи, а также для предотвращения расплетания конца веревки.

Простым узлом можно очень легко и быстро связать две веревки (рис.3), однако потом узел трудно развязать. Кроме того, в месте соединения веревка ослабевает. Не применяйте простой узел для связывания синтетических веревок и лесок, он на них ползет.

Восьмерка

Схема завязывания восьмерки достаточно проста (рисунки 1 и 2). В отличие от простого узла он не ослабляет сильно веревку и сравнительно легко развязывается. Этот узел применяется как стопорный узел и как элемент других узлов.

Кровавый узел

Название узла имеет давнее происхождение. Его завязывали на конце плеток, которые в прошлом применялись для наказания матросов военного флота.

Чтобы завязать кровавый узел, сделайте петлю, обнесите ходовой конец несколько раз вокруг коренного конца (рисунки 1 и 2), а потом затяните узел. Получается аккуратный узел, который в результате утолщает веревку и используется как стопорный узел. Кровавый узел входит как составной элемент в ряд других узлов.

Бабий узел

Этот узел знает и пользуется им практически каждый человек. Обнесите ходовой конец правой веревки вокруг ходового конца левой веревки (рис.1), потом повторите эту операцию (рис.2) и, наконец, затяните получившийся узел (рис.3). Именно так многие люди завязывают узлы.

Этот узел может применяться на грубых веревках с большим трением. С давних времен женщины завязывают этим узлом концы головных платков.

Однако нужно помнить, что это ненадежный узел, при натяжении веревок этот узел легко скользит. Именно поэтому моряки с пренебрежением относятся к бабьему узлу.

Однако и этот узел можно сделать прочным. Завяжите сначала на ходовых концах веревок простой узел или восьмерку, а потом свяжите веревки бабьим узлом. Такой узел развязываться не будет.

Рифовый (прямой) узел

Посмотрите на схему завязывания этого узла (рисунки 1, 2, 3). На первый взгляд кажется, что мы опять получаем бабий узел. Однако приглядитесь внимательно к рисунках 2 и 3 и вы увидите отличие. Казалось бы такое небольшое изменение позволяет получить совсем другой, намного более прочный, чем бабий, прямой узел.

Однако нужно указать и на недостатки прямого узла. При большом натяжении связанных веревок, особенно при их намокании, он сильно затягивается. Прямой узел не очень надежен на синтетических веревках, а при рывке за один из ходовых концов в направлении коренного конца он легко развязывается.

Если вы хотите быть уверенными в прочности прямого узла, то завяжите, как и в случае бабьего узла, на ходовых концах простой узел или восьмерку.

Хирургический узел

Естественное развитие прямого узла с целью его укрепления - увеличение числа обносов ходовыми концами. Так получается более прочный по сравнению с прямым хирургический узел. При этом нужно следить за направлением обносов.

На рис. 1 обносы делаются против направления движения стрелки часов, если смотреть с коренной части левой веревки, а на рис.2 обносы делаются по часовой стрелке, если смотреть в том же направлении. Если направления обносов не менять на рисунках 1 и 2, то мы получим улучшенный бабий узел, не такой прочный как хирургический.

Хирургический узел легче завязывать, чем прямой, если веревка находится под натяжением, так как после завершения указанных на рис. 1 обносов ходовые концы не скользят, и могут быть завершены действия, указанные на рис. 2.

Быстроразвязывающийся рифовый узел

По существу, это тот же рифовый узел (см. с. 9), один из ходовых концов которого складывается вдвое. При рывке за конец сложенного ходового конца узел моментально развязывается. Этот узел широко применяется в быту, его часто называют узлом с одним бантиком. Однако надо помнить, что он не очень надежен.

Обратите внимание на прием сложения вдвое ходового конца (см. рисунки). С помощью этого приёма целый ряд узлов можно сделать быстроразвязывающимися.

Рифовый узел может использоваться для привязывания веревки к какому-нибудь предмету (например, к столбу). Читатель легко сможет это сделать, если разберется со схемами на рисунках 1 - 3.

Двойной рифовый узел

Здесь в отличие от предыдущего узла при второй серии оборотов оба ходовых конца складываются вдвое (рис. 2). Двойной рифовый также мгновенно развязывается, если потянуть за один ходовой конец (рис. 3). Он широко применяется для завязывания шнурков ботинок, веревок, им завязывают банты, свертки, коробки. Однако и он не всегда надежен, поэтому его в серьезных ситуациях лучше не применять.

Ткацкий узел

Если вы хотите надёжно связать две верёвки, даже если они отличаются по толщине, то пользуйтесь ткацким узлом (см. рисунки). Это классический узел, который легко развязывается, для чего достаточно сдвинуть петлю левой веревки вдоль коренной части правой веревки. Однако на леске он скользит, поэтому ткацкий узел нельзя применять для связывания лески.

Водяной узел

Сложите две веревки ходовыми концами друг другу навстречу и начните завязывать простой узел (см. с. 6). Однако сделайте не один оборот, а два (см. рисунок). После затягивания получается очень прочный узел, даже если веревки имеют разный диаметр. Этот узел очень трудно развязать, поэтому он применяется для постоянного соединения верёвок. К сожалению, при завязывании этого узла через петлю приходится протягивать короткий ходовой конец одной верёвки и длинный коренной конец другой верёвки, поэтому связывать им длинные верёвки неудобно.

Этот узел широко применяется рыбаками для крепления поводка к основной леске. Если вы хотите усилить крепление, то увеличьте число оборотов с двух до четырёх. Важная особенность водяного узла: он практически не ослабляет леску и хорошо связывает лески разного диаметра.

Простой полуштык

Простой полуштык - это широко применяемый узел. Его схема (см. рисунки) проста. Сам по себе этот узел непрочен, но он входит как элемент во многие узлы.

Простой штык

Простой штык состоит из двух одинаковых полуштыков (рис. 1). Обратите внимание на то, чтобы направление обноса в обоих полуштыках сохранялось (на рис. 1 ходовой конец обносится против направления стрелки часов, если смотреть с коренной части), так как тогда получается более прочный узел. Не имеет смысла применять более трех полуштыков, так как большее количество полуштыков обычно не усиливает узла. Простой штык применяется очень часто, например для крепления грузов к багажнику автомобиля. Если ходовой конец в простом штыке прикрепить к коренному концу (рис. 2), то такой узел не затягивается. Тогда он может применяться при наличии сильной тяги, например, для крепления якорей.

Коровий узел

Надежный широко применяемый узел (рис.1). Если вам нужно как следует натянуть веревку, то такой узел отлично помогает сделать это. Обычно он хорошо держит тягу. Но если вы хотите быть полностью уверены в прочности коровьего узла, то добавьте полуштык (рис. 2). Коровий узел незаменим для автомобилистов: при привязывании вещей к багажнику этот узел с полуштыком надежно завершает процесс крепления. Правда, намокший под дождем коровий узел не всегда легко развязать. Чтобы этого не случилось, при завязывании полуштыка сложите ходовой конец вдвое (рис.3). Такой узел надежен и легко и быстро развязывается в любых условиях.

Выбленочныи узел

Один из широко известных узлов. Существует два способа его завязывания. Первый способ показан на рис.1.

Во втором способе образуются две петли (рис.2), после чего правая петля заносится за левую петлю и обе петли надеваются на предмет. Затем выбленочныи узел затягивается. Именно так иногда рыболовы крепят поплавок, предварительно смочив леску. Нужно помнить, что выбленочныи узел надежен лишь при постоянной тяге веревки.

Констриктор

Констриктор - один из наиболее сильно затягивающихся узлов. Он достаточно трудно развязывается. Поэтому часто констриктор используется один раз. Схему завязывания констриктора легко понять так (см. рисунок). Начните завязывать выбленочный узел, затем пропустите ходовой конец справа под правую петлю и получившийся узел затяните.

Констриктор можно сделать быстро развязывающимся узлом, если подводить под петли вдвое сложенный ходовой конец.

Помните, что после затягивания констриктора и ходовой и коренной концы веревки идут перпендикулярно к оси предмета, к которому крепится веревка.

Двойной констриктор

Этот узел сложнее описанного одинарного констриктора, он затягивается еще сильнее. С помощью одинарного или двойного констриктора можно очень туго завязать мешок, перетянуть резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, наложить на раненую руку жгут.

Питонов узел

Надежный и прочный узел, несколько напоминающий констриктор. Однако после его затягивания ходовой и коренной концы располагаются параллельно оси привязываемого предмета, в то время как в констрикторе перпендикулярно.

Питонов узел может применяться для привязывания крючков к леске, хотя для этой цели лучше пользоваться более надежными узлами (см. с. 23, 26).

Глухая петля

Пусть на конце веревки завязана фиксированная (незатягивающаяся) петля (см. например, с. 20). Тогда с помощью этой петли можно образовать так называемую глухую петлю.

Рыболовы пользуются глухой петлей для быстрого привязывания блесны. Для этого нужно завести фиксированную петлю в ушко блесны и протянуть её переднюю часть на ближнюю к нам сторону блесны (рис. 1). Затем переднюю часть нужно спустить вниз (рисунки 2 и 3). Такая петля легко развязывается в обратном порядке.

Иногда её называют бирочной петлёй, так как она используется для связывания и хранения предметов с отверстием.

Беседочный (булинев) узел

Показанный на рисунке беседочный узел - это знаменитый классический узел, известный египтянам и финикийцам ещё за 3000 лет до нашей эры. В английской литературе его иногда именуют королем узлов. Беседочный узел легко вяжется, не портит веревки, не скользит и, если это нужно, легко развязывается. Единственный его недостаток заключается в том, что он несколько ослабляет леску. Тем не менее некоторые рыболовы применяют его для завязывания фиксированной (незатягивающейся) петли.

Беседочный узел незаменим для автомобилистов при буксировке или вытягивании автомобиля из кювета. Автомобилисты могут использовать его для привязывания вещей к багажнику следующим образом. Сначала завяжите на одном конце веревки с помощью беседочного узла небольшую петлю. Затем обнесите эту петлю вокруг стержня багажника и пропустите в нее другой конец веревки. Так получается надежное крепление веревки к багажнику, которое потом легко развязывается. Завершать привязывание вещей к багажнику следует с помощью коровьего узела (см. с. 15).

Простая петля

Это самая простая из незатягивающихся петель: сложите вдвое ходовой конец веревки, как показано на рисунке и завяжите им простой узел. Простая петля может применяться и на синтетической веревке, она прочна и не меняет своих размеров. Однако она сильно ослабляет веревку. Бели вы попробуете применить её на леске, то леска даже при сравнительно малом натяжении оборвется на узле простой петли. Поэтому рыболовам следует пользоваться рыбацкой петлей. Кроме того, следует помнить, что простую петлю очень трудно развязать.

Рыбацкая петля

Сложите вдвое ходовой конец лески и начните завязывать простой узел. Однако сделайте не один оборот, а два (см. рисунок). Таким образом завязывается очень прочная не изменяющая размеров петля. Эту петлю развязать очень трудно, поэтому она обычно применяется рыболовами для завязывания на конце лески постоянной петли. Петля с двумя оборотами все же несколько ослабляет леску. Бели вы хотите избежать такого ослабления, то сделайте больше оборотов (четыре или пять).

Английская петля (рыбацкий огон)

Английскую петлю можно завязывать как на конце, так и на середине веревки. При затягивании нужно сблизить получившиеся узлы.

Эта петля может применяться на леске, однако она не столь надежна как рыбацкая и несколько ослабляет леску.

Простой бегущий узел

С помощью простого бегущего узла образуется затягивающаяся петля. Для этого сделайте петлю и протяните через неё коренную часть веревки (рис. 1). Образовавшаяся петля (рис. 2) затягивается, если потянуть за коренную часть. Узел можно завязать в любой части веревки. С его помощью можно затянуть мешок или привязать веревку к какому-нибудь предмету.

Развязывающийся простой бегущий узел

Простой бегущий узел можно превратить в быстроразвязывающийся узел. Для этого нужно сложить ходовой конец вдвое и ввести его в образующуюся петлю (рис.1). Образующаяся петля затягивается, если потянуть за коренной конец веревки. Она легко развязывается, если потянуть за ходовой конец. Это очень распространенный узел, им можно привязать, например, лодку. Чтобы узел случайно не развязался, просуньте ходовой конец в петлю (рис. 2). На леске этот узел ползет, поэтому его применять нельзя.

Узел гриннер

Один из наиболее подходящих узлов в случае, если требуется прочно привязать веревку или леску к какому-нибудь предмету. Схема завязывания этого узла ясна из рисунка. Рыболовы этим узлом часто привязывают блесну к леске. Им можно также привязывать к леске крючок с ушком. Этим узлом можно надежно привязать леску к катушке спининга. Узел гриннер развязать очень трудно.

Улучшенный захватный узел

Простой, прочный узел для привязывания веревки или лески к какому-нибудь предмету. Схема завязывания этого узла ясна из рисунка. Для привязывания лески нужно обязательно, как показано на рисунке, пропустить ходовой конец через большую петлю, иначе узел получится непрочный. Этот узел рыболовы используют для привязывания блесен и для привязывания лески к катушке спининга. Улучшенный захватный узел развязать очень трудно. Так как он практически не ослабляет леску, то его можно использовать для привязывания крючка с ушком к леске.

Паломарский узел

Этот надежный узел можно использовать для привязывания крючков с ушком или блесен к лескам любого типа. Из рисунка видно, что он завязывается легко. Этот узел удобен для привязывания лески к катушке спининга.

Змеиный узел

Один из лучших узлов для связывания лесок одинакового диаметра. Схема его завязывания ясна из рисунков 1 и 2. После затягивания получается симметричный компактный узел.

Его можно применять и для связывания веревок, однако нужно помнить, что змеиный узел развязывается с трудом.

Не применяйте этот узел для связывания лесок разного диаметра, такое соединение ненадежно.

Узел олбрайт

Хороший надежный узел для связывания лесок разного и одинакового диаметра. При наматывании тонкой лески на сложенный ходовой конец толстой лески следите за тем, чтобы витки не пересекались и аккуратно ложились друг к другу. Узел олбрайт
развязывается с трудом.

Узел двойной гриннер

Для надежного связывания двух лесок разного или одинакового диаметра пользуйтесь узлом двойной гриннер. Сначала завяжите гриннер правой леской на левой леске (рис. 1), потом завяжите гриннер левой леской на правой леске (рис. 2). Затяните получившиеся узлы и сблизьте между собой.

Ступенчатый узел

Прочный узел для привязывания крючка без ушка к леске. Однако часто рыболовы упрощают этот узел, не делая показанных на рисунке двух первых оборотов вокруг крючка. Такой вариант привязывания крючка также достаточно надежен.

Морской узел

Широко распространенный надежный узел для привязывания крючка без ушка к леске. Можно пользоваться и для крючка с ушком, тогда перед завязыванием узла нужно ходовой конец лески пропустить через ушко. Этот узел широко используется рыбаками на море.

Поводок с восьмеркой

Надежный способ крепления поводка к основной леске. Сначала образуйте восьмерку на основной леске. Затем пропустите через восьмерку поводок и привяжите его к основной леске и затяните восьмерку. Строго следуйте схеме, указанной на рисунке, тогда привязанный поводок будет отклоняться от основной лески.

Улучшенный стопорный узел

Хороший стопорный узел для остановки поплавка при дальних забросах. Приложите к основной леске иглу и намотайте стопорную леску вокруг основной лески и иглы по указанной на рисунке схеме. Затем вставьте конец стопорной лески в ушко иглы и вытяните иглу со стопорной лески в направлении острия иглы. Снимите иглу и туго затяните узел за концы стопорной лески. После этого отрежьте лишние концы.

Удавка с полуштыками

Удавка с полуштыками применяется для подъема и перемещения бревен и других предметов цилиндрической формы. Способ завязывания удавки без полуштыков показан на рис. 1 и 2, с полуштыками - на рис. 3. Этот узел используется лесорубами, поэтому его называют также бревенчатым узлом.

Удавка с полуштыками представляет собой прочный и надежный узел, который сильно затягивается, а после использования легко развязывается. Сначала делают два полуштыка, показанные на левой части рис. 3, а потом завязывают удавку, которую нужно завязывать немного в стороне от середины бревна. Перед перемещением слабина между полуштыками и удавкой должна быть выбрана. Важно также расположение полуштыков, они должны быть в той стороне от удавки, в которую направлена тяга. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков опасен.

Эскимосская петля

При натягивании тетивы лука требуется изменять размер петли, для этой цели используется эскимосская петля. Сначала завязывается петля (рис.1), напоминающая простой бегущий узел (см. с. 21). Однако в отличие от простого бегущего узла здесь при изменении размера петли движется ходовой конец веревки, а не коренной конец. Далее ходовым концом натягивается тетива и им же завязывется полуштык (рис. 2). Эскимосская петля может использоваться в различных ситуациях для натягивания веревки.

Рыбацкий штык (якорный узел)

Привязывание узла к якорю - одна из ответственных операций в морском деле. Узел, показанный на рисунках 1 и 2, проверен морской практикой, он признан моряками как самый надежный узел крепления каната к якорю.

Рыбацкий штык (якорный узел) очень похож на простой штык (см. с. 14). При его применении нужно прикреплять ходовой конец к коренному концу. Тогда рыбацкий штык не затягивается и прочно держит даже при очень сильной тяге.

Узел успеха

В Японии этот узел символизирует успех. Сложите на столе веревку по указанной на рисунке схеме. Затем начните медленно тянуть веревку по направлениям, указанным стрелками. Следите за тем, чтобы ходовой конец, который будет поворачиваться вниз, не выскользнул из петли. Осторожно помогайте затягивать узел обеими руками. В результате получается оригинальный узел, с одной стороны образующий крест, с другой - квадрат.

  1. Многие узлы можно сделать быстроразвязывающимися, если в конце узла ходовой конец сложить вдвое.
  2. Многие узлы можно сделать более надежными, если на ходовом конце завязать или простой узел или восьмерку, которые препятствуют выскальзыванию ходового конца.
  3. В новых условиях или в случае применения веревки (лески) из незнакомого материала узел до применения следует тщательно испытать.
  4. Хорошие узлы имеют опрятный и аккуратный вид.
  5. Чем больше оборотов имеет узел, тем более он надежен.
  6. Если узел выглядит сомнительно, то его нужно перевязать, а на рыболовной леске вырезать.
  7. Узлы нужно затягивать неторопливо и осторожно, резкие рывки ослабляют узлы.
  8. Узлы на рыболовной леске перед затягиванием нужно смачивать.
  9. Концы узлов на рыболовной леске следует аккуратно подрезать. Не пользуйтесь при этом тупым ножом или огнем, которые ослабляют узел.
  10. Постоянно тренируйтесь в завязывании узлов. Результаты тренировок скажутся, когда узел нужно применить в реальной ситуации.

В мире существует довольно много разнообразие различных узлов. Оптимальными из них на все случаи жизни являются морскими. Для любой ситуации подойдет этот вариант. Конечно, пользуются ими не только моряки. В повседневной жизни часто приходится пользоваться морскими способами вязки верёвок. И ни один из них еще ни разу не подводил.

Существует много разновидностей морских узлов. Опытные люди, которые часто ими пользуются, знают до 30 видов завязки этих узлов. Каждый из видов отличается по сложности или ситуации.

Морские узлы и особенности их истории

Они на протяжении всего человечества были основным компонентом нашей жизни. Даже в современном мире продолжается их развитие. Постоянно происходит изменение способов изготовления, создаются новые разновидности.

Вся гениальность их прежде всего состоит в простоте изготовления . Сколько разновидностей только невозможно перечесть. И самозатягивающиеся, и стопорящие и узлы, которые можно развязать в считаные мгновенья.

Искусство вязания всегда передавалось в прошлом из поколения в поколение. Благодаря им предки современного человека получили возможность создавать плавательные суда.

У многих моряков были свои талисманы. Например, моряки Северной Европы верили в поверье о трёх магических узлах. Согласно ему, правильное использование их на корабле хранили его от крушения. Был даже разработан специальный ритуал по их развязыванию.

В момент, когда мореходство было на своём пике развития, существовало более 500 разновидностей. Каждый из них имеет своё название, которые ведутся от названия снастей на корабле. Некоторые могут называться и по стране происхождения и изобретения его.

Даже в современное время можно встретить некоторые народы, которые недоцивилизованные. Они и по сей день изготавливают свои орудия труда с применением вязания. Рыбаки и охотники используют свои умения везде и знают с маленьких лет по 30 узлов.

Виды и их способ вязания

Для вязания нужно обзавестись верёвки определённой длины. Возможно, вам не удастся сразу же запомнить, как вяжется определённый способ. Помните, здесь нужна постоянная тренировка а, главное, практика. Если вы не будете пользоваться ими хотя бы раз в неделю, то со временем все ваши знания о них просто сотрутся, как ненужный ресурс.

Каждый из узлов имеет своё название, но не нужно слишком уж заострять своё внимание на этом. главное это научится их правильно вязать и использовать в жизненных ситуациях.

Беседочный узел - это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.

Для того чтобы сделать такой беседочный тип необходимо выполнить следующее:

При развязывании не возникнут никаких больших сложностей.

Следующий вид верёвочных узлов схемы для начинающих это восьмёрка. Этот вид назван, скорее всего, по своему напоминанию цифры восемь. Его используют очень часто как стопор. Самое большое его преимущество состоит в лёгкости составлении и возращения в прежнее положение в любых условиях.

Как сделать морской узел этого вида нужно:

  • Одну верёвку оборачиваем вокруг другой, вытягиваем её поверх него. При этом образовывается петля.
  • Протягиваем этот же конец в нашу петлю, но до этого заводим его за себя.
  • Затягиваем его покрепче.

Как видите, он не представляет собой ничего сложного.

Одним из известных типов морских узлов является прямой. Это один из немногих самых первых, которые были ещё во времена древних греков. Он служит механизмом соединения двух верёвок. Прямой используется очень часто, но это отнюдь не делает его самым надёжным. При сильных нагрузках происходит сползание его по верёвке или туго затягивается, что в процессе приводит к невозможному развязыванию.

Сделать его не составит большого труда. Для этого нужно всего лишь один конец протянуть в одну сторону, а второй в другую, делая при этом петлю.

Удавка также пользуется большой популярностью. Она издревле использовалась моряками. Он пользовался популярностью не только среди рыбаков и профессиональных моряков, но служил и в других слоях жизни

С помощью его можно с лёгкостью затянуть удавку вокруг предмета и в последующем делать с ним любые манипуляции.

Простой полуштык и его разновидности

Он очень широко распространён. Он относится к типу незатягивающихся узлов. Полуштык простой лежит в самой основе уже более сложных разновидностях. Для изготовления следует прежде всего лишь один конец верёвки обвести вокруг нужного нам предмета, и обернуть вокруг коренной верёвки, пропуская в образовавшуюся петлю. Затем нужно закрепить его вокруг коренного конца. Он может выдерживать большие нагрузки.

Разновидностями этого типа могут служить простой штык, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. Каждый из них отличается своими особенностями вязки и историей.

Простой штык образуется за счёт двух одинаковых петель . Он предназначен для закрепления судов на причалах. Изготовление происходит за счёт нескольких полуштыков. Но если вы навяжете много петлей, то это не будет говорить о надёжности и крепости соединения. Максимальное количество составляет три полуштыка. Это более чем достаточно.

Простой штык со шлагом это немного усложнённый вариант предыдущего. Он более надёжен в укреплении и поэтому используется для швартовки кораблей на долгое время стоянки, хотя и завязывается не очень сложно.

Еще одна разновидность - рыбацкий штык или другое его название якорный. Это также очень старый и крепкий. Он участвовал в креплении троса к якорю. Он также подходит для работы со всеми тросами, где есть воздействие нагрузки .

Узлы появились ещё в древности, поскольку их применение требовалось почти во всех ремёслах. До того, как люди научились добывать сами огонь, они уже знали несколько видов крепких узлов и использовали их в своём быту. Было время, когда вязание таких узлов относилось к искусству, поэтому секрет их «сотворения» передавался в семье только по наследству. Когда пришло время мореплавателей и первооткрывателей, узлы стали приобретать новое, особое назначение. От их прочности зависела судьба судна, а также его креплений, паруса, якоря и многих других устройств. Поэтому в это время было разработано множество новых разновидностей морских узлов, обладающих соответствующими свойствами. В настоящий момент используются тысячи различных узлов, возраст которых составляет несколько тысячелетий.

Этот узел можно считать простейшим, самым небольшим узлом. Он незаменим не только на судне, но и в повседневной жизни. Благодаря своим свойствам, при давлении на трос этот узел сильно стягивается. Причём после этого его трудно развязать, помимо этого, он может испортить непосредственно трос. Для его создания берём верёвку, трос или нитку за основной конец, дальше делаем обыкновенный полуузел. После это вдеваем основной конец в полученную петлю.

Для получения этого узла нужно сделать 2 раза подряд узлы «полуштыки». Для этого берём конец троса или нити, обводим его вокруг нужного предмета, например, палки или карниза. Затем ведём его вокруг неподвижного конца троса, и продеваем в образовавшуюся петельку ходовой (подвижный) конец.

В результате получается полуштык, а чтобы сотворить полный узел, повторяем эту комбинацию.

Данный узел применяют в исключительных ситуациях для связки двух верёвок или тросов. При последующем сильном давлении на трос, в том числе при намокании, узел превращается в тугой ком, который невозможно бывает развязать. Для соединения двух тросов или нитей, их концы требуется сложить параллельно. Для этого нужно взять в точке два конца за 15–30см от края троса и, обведя их вокруг всей оси, следует вдеть эти концы в сложившуюся петлю. После этого тросы нужно развести в противоположные стороны. Этот узел подойдёт для натуральных верёвок и тросов, изготовленных не из лески или синтетики.

Самозатягивающийся узел привлекателен своей функциональностью и простотой. Чем сильнее впоследствии будет висеть груз на завязанном этим узлом тросе, тем больше будет стягиваться и держаться сам узел. Поэтому его часто ещё называют одним из вариантов удавки. Этот узел применяют, когда необходимо к балке, крюку или тросу подвесить тяжёлый груз. Чтобы выполнить данный узел нужно ходовой конец верёвки или троса обернуть один раз вокруг самой балки. В полученную петлю вдеваем его другой конец. Делается это плавными движениями, иначе требуемого эффекта от сделанного узла не будет.

Этот вид узла просто необходим, если нужно что-то не только очень крепко закрепить или привязать груз, но и когда быстро требуется также на весу узел развязать.

Завязывание морских узлов на верёвке для её практического использования является важным вопросом морской практики. Прежде всего, хотел бы сделать небольшое пояснение. В описании представленных ниже морских узлов под словом «коренной конец» подразумевается неподвижный конец троса, а «ходовой конец» обозначает другой, рабочий (подвижный), конец троса. В описании выполнения узлов для облегчения изучения представлены рисунки.

1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.

Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

2. РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.

Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

3. ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).

4. ПЛОСКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.

Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

5. ПРОСТОЙ ШТЫК

Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

6. ШТЫК СО ШЛАГОМ

Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

7. ШТЫК С ОБНОСОМ

Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.

Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.

8. РЫБАЦКИЙ ШТЫК

Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).

Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

9. СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ

Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.

По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.

10. ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).

Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

11. ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

12. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.

Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.

13. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

14. КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.

Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.

15. СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.

Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.

16. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в.

Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

17. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г.

Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж.

18. УДАВКА

Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21, а, б). Затянутый узел изображен на рис. 18, в. Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 18, г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен, и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

19. ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА

Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.

Применение. Узел \»затягивающаяся удавка\» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.

20. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

21. БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).

Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

22. УЗЕЛ \»КОШАЧЬИ ЛАПКИ\»

Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).

Применение. Узел \»кошачьи лапки\» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.

23. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).

24. УЗЕЛ \»ВОСЬМЕРКА\»
(первый вариант)

Выполнение. На конце\» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.

Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

25. УЗЕЛ \»ВОСЬМЕРКА\»
(второй- вариант)

Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.

Применение. См. применение узла \»восьмерка\» (первый вариант).

26. СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).

27. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ

Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.

С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.

28. ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.

Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.