Истребитель Eurofighter Typhoon FGR4, он же EF2000. Eurofighter Typhoon. Многоцелевой истребитель. (ЕС)

Во второй половине 20 века по Европе бродил призрак уже не коммунизма, а объединения. Казалось, что эпоха межнациональных трений отступает, а бывшие «исконные враги» наконец станут друзьями. Формировались общеевропейские сообщества и предприятия. Они касались и военной промышленности.

В начале 80-х годов стартовал проект по созданию общеевропейского истребителя, который так и назвали – Eurofighter (евроборец). Совместные разработки европейские производители проводили и до этого, но именно Еврофайтер должен был стать символом выхода на новый уровень интеграции.

История создания

Большинство «корней» истребителя «Тайфун» (Eurofighter Typhoon, не путать с Hawker Typhoon) уходило в Британию. Искать замену ударным самолётам «Ягуар» (совместной с Францией разработки) и «Фантом» (американской разработки) в Европе начали ещё в 70-е. Уже тогда попытались разделить расходы на разработку с Германией и Францией, но требования к перспективным истребителям не совпадали.

Если Королевские ВВС хотели получить ударный самолёт, способный также служить истребителем ПВО, то «люфтваффе» нужен был «чистый» истребитель, а французы собирались просто заменить «Ягуар».

В 1979 году вновь стартовала программа исследований «Европейского Боевого Самолёта», в рамках которой британская фирма «Бритиш Аэроспейс» предоставила проект P.106 –одномоторный самолёт с треугольным крылом, выполненный по схеме «утка».

В 1983 году к программе по разработке перспективного истребителя присоединились Италия и Испания. Британцы к этому времени построили демонстратор технологий EAP, внешне очень напоминающий будущий «Тайфун».

Хотя исследования к середине 80-х годов наконец определили комплекс требований к самолёту и его предназначение, между разработчиками вновь возникли разногласия. Французы, имеющие авианесущие корабли, желали использовать перспективный самолёт в качестве палубного.


Британцам (которые перевели палубную авиацию на самолёты вертикального взлёта) и другим участникам проекта (не имеющим авианосцев) такое усложнение конструкции было ни к чему. Франция покинула проект, и в консорциум «Еврофайтер» вошли четыре страны. Строительство прототипов истребителя началось в 1989 году.

Планы скорректировали распад Организации Варшавского Договора и коллапс Советского Союза.

Финансирование вооружённых сил сокращалось. Европейские страны, не имевшие авиационной промышленности, интерес к проекту потеряли. Германия, получившая «в наследство» от ННА ГДР парк истребителей МиГ-29, тоже охладела к разработкам. Программу «Еврофайтер» тормозили также и попытки проектирования удешевлённых вариантов.

В итоге немцы просто урезали планы по закупкам. Cмягчили требования к лётным характеристикам самолёта, упростили радиоэлектронное оборудование и отказались оснащать самолёт защитой от электромагнитных импульсов. Сама программа получила уточнённое название – «Eurofighter 2000». Из индекса следовало, что поступить на вооружение истребитель должен в 2000 году.

В 1994 году два прототипа «Еврофайтера» (один был построен в Германии, второй – в Британии), оснащённые моторами RB199, совершили первые полёты. Третий самолёт итальянской сборки получил запланированные проектом двигатели EJ2000 и взлетел в 1995 году. О начале серийного производства истребителя было объявлено в 1998 году, и тогда же самолёт получил окончательное название – «Eurofighter Typhoon», первоначально применявшееся к экспортным истребителям.

Конструкция

«Еврофайтер Тайфун» – двухмоторный низкоплан с треугольным крылом, горизонтальное оперение расположено по схеме «утка», которая позволяет получить лучшую манёвренность и грузоподъёмность. Фюзеляж – полумонокок и крыло с развитой механизацией (отклоняемые носки, элевоны, флапероны) выполняются из большого количества углепластика и литиевых сплавов.

Технологии «стелс» при разработке и строительстве истребителя не использовались, однако утверждалось, что малая заметность «Тайфуна» всё же была достигнута.

Вертикально оперение «Еврофайтера» однокилевое, хотя опытный самолёт EAP имел два киля. В корне киля «Тайфуна» находится воздухозаборник для теплообменника системы охлаждения авионики.

Истребитель оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Eurojet EJ2000, разработанными специально для самолёта на базе демонстратора технологий Rolls-Royce XG-40. Двигатели «Тайфуна» имеют трёхступенчатый компрессор низкого давления, пятиступенчатый компрессор высокого давления, монокристаллические турбины и регулируемое (но не отклоняемое) сопло. Управление моторами – цифровое, есть система самодиагностики. Воздух поступает через подфюзеляжный воздухозаборник, состоящий из двух отдельных каналов.

Четыре протектированных топливных бака находятся в фюзеляже «Еврофайтера», за кабиной пилота. По два – в передней и задней частях каждого крыла. Дополнительные баки могут подвешиваться под крыльями (ёмкостью по 1000 литров) и под фюзеляжем (1500-литровый). В воздухе «Тайфун» дозаправляется с помощью выдвижной штанги.

Система управления «Тайфуна» – электродистанционная, с четырёхкратным дублированием, но не имеющая резервной механической системы. Она обеспечивает аэродинамически нестабильному самолёту «устойчивость», блокирует выходы на критические режимы, и автоматически выводит самолёт в безопасный режим полёта, по нажатию «панической кнопки». Для управления некритическими функциями истребителя могут использоваться голосовые команды, отдаваемые пилотом «Тайфуна».

В кокпите «Еврофайтера» установлены три многофункциональных дисплея, традиционные приборы отсутствуют. На широкоугольный индикатор на лобовом стекле «Тайфуна» может выводиться «картинка» с системы инфракрасного обзора. Предусмотрена и система нашлемной индикации, используемая, в частности, для прицеливания. При этом на «Еврофайтере», в отличие от многих современных аналогов, ручка управления размещена традиционно – в центре кокпита.

Аварийная эвакуация лётчика «Еврофайтера» обеспечивается креслом-катапультой Mk-16A.

Интересно, что кресло с большим, чем традиционный, углом наклона спинки отказались, в частности, потому, что для этого понадобилось бы установить боковую ручку управления.

«Еврофайтер» имеет как инерциальную систему навигации, так и GPS. «Тайфун» оснащён системой инфракрасного обзора PIRATE. Единственный глаз «пирата» расположен с левой стороны перед лобовым стеклом «Тайфуна», и позволяет обнаруживать и сопровождать до 500 как наземных, так и воздушных целей. Дальность обнаружения не разглашалась, но ходят слухи, что больше 90 км.

Допплеровский радар CAPTOR модульной конструкции установлен в носу самолёта. Предположительно, он может отслеживать до 20 целей и атаковать 6. Ранние проекты «Еврофайтера» предусматривали возможность атаки десяти целей, но возможности пришлось снизить ради удешевления.


Система DASS (позже названная Praetorian) служит для сбора и оценки данных от бортовых систем наблюдения, предупреждает пилота «Тайфуна» об угрозах, а также автоматически задействует средства активной защиты. Устройства для отстрела инфракрасных ловушек размещены в крыльях истребителя. В контейнерах, расположенных на законцовках крыльев «Еврофайтера», находятся антенны средств радиоэлктронной борьбы и выпускаются ложные буксируемые цели.

Стоит отметить, что датчики, сигнализирующие об облучении лазером, получили только британские «Тайфуны». Также для пилотов «Еврофайтера» разработали противоперегрузочный костюм – огнеупорный, со встроенным спасательным жилетом и обеспечивающий защиту от оружия массового поражения.

Модификации

Производственные серии истребителя «Еврофайтер Тайфун» именовались «траншами» и могли отличались по оснащению. Самолёты каждого «транша» делились, в свою очередь, на несколько производственных «блоков».

«Тайфуны» первого «блока» не имели системы DASS, вооружение могли применять лишь ограниченно, и использовались, в основном, для подготовки лётчиков.

Второй «блок» «Еврофайтеров» получил более развитую авионику и базовую версию системы DASS. Эти «Тайфуны» уже считались ограниченно боеспособными. Блок под номером 5 (3 и 4 не было) получил возможность использования оружия класса «воздух-поверхность» – это были первые полностью боеспособные «Еврофайтеры».

Истребители второго «транша» отличаются более мощными бортовыми компьютерами и возможностью применять перспективное вооружение. «Блок» 10, например, может использовать бомбы, наводимые по данным системы GPS. «Еврофайтер» 15 «блока» получил новые ракеты класса «воздух-воздух» «Метеор» и «Бримстоун» класса «воздух-поверхность».


«Тайфун» третьего «транша» имеет радар нового поколения, оптоволоконную проводку и усовершенствованные подвесные топливные баки. Двухместная модификация «Еврофайтера» в принципе может использоваться, как боевой самолёт, но обычно применяется только в учебно-тренировочных целях.

Вооружение

Истребитель «Тайфун» оснащён револьверной пушкой BK-27 калибра 27мм, установленной в корне правого крыла. Ранее это оружие использовалось, в частности, на самолёте «Торнадо» совместной разработки и на шведском истребителе «Грипен». Темп стрельбы пушки достигает 1700 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – 1100 м/с.

Для орудия разработано большое количество боеприпасов различного назначения – от осколочно-фугасных до бронебойных с разрывным зарядом.

В Швеции созданы многоцелевые «полубронебойные» снаряды, а в Германии – «фрагментирующиеся», которые разрываются на осколки за счёт деформации корпуса, но заряда взрывчатого вещества не имеют.

Боекомплект пушки «Тайфуна» – 150 выстрелов. Британская сторона сочла пушку ненужной и предполагала на истребителях первого «транша» её не использовать, а с последующих серий «Еврофайтера» убрать вообще. Впоследствии от этого решения отказались.

В целом, пушка «Еврофайтера» по своим характеристикам ближе к отечественной ГШ 30-1, чем, например, как американским 20мм «Вулканам». Дополнительная боевая нагрузка «Тайфуна» подвешивается на 13 точках крепления – восьми подкрыльевых и пяти подфюзеляжных.


Ракетное вооружение для поражения воздушных целей на «Еврофайтере» первоначально было представлено копиями американских ракет – «Сайдуиндер» для ближнего боя и AMRAAM для средней дистанции. В Британии первую заменила ракета ASRAAM – с инфракрасным наведением, с дальностью пуска до 25 км. Боевая часть осколочная, взрыватель – лазерный.

Германия, тоже участвовавшая в создании ракет ASRAAM, покинула программу, и разработала собственную ракету IRIS-T. По характеристикам она близка к британской ракете, отличается конструкцией. Используется радиолокационный взрыватель. Для замены ракет AMRAAM разработали ракету большой (свыше 100 км) дальности «Метеор». От аналогов она отличается прямоточным воздушно-реактивным двигателя, наводится с помощью радиолокационной головки самонаведения.

Первым ударным вооружением «Тайфуна» стали корректируемые бомбы «Пэйвуэй» калибра 454 и 907 кг.

Для наведения на цель использовался прицельный контейнер «Litening». Более поздние модификации получили возможность использовать бомбы, наводящиеся по GPS, включая бомбы серии JDAM. Планируется внедрение и бомб GBU-39 SDM.

В число управляемых ракет «воздух-поверхность», которые может применять «Еврофайтер», входят AGM-65 «Мэверик», противорадиолокационные ракеты HARM. Для Королевских ВВС разработана малогабаритная ракета «Бримстоун» с тандемной боевой частью и радиолокационной ГСН, позволяющей поражать даже быстродвижущиеся цели.

Германские «Еврофайтеры» могут нести крылатые ракеты KEPD-350, предназначенные для уничтожения укреплённых объектов, с дальностью запуска до 500 км. Британские «Тайфуны» для решения таких задач используют ракеты SCALP совместной с Францией разработки. Общая масса боевой нагрузки истребителя может доходить до 9 тонн.


Типичный вариант загрузки «Еврофайтера» для борьбы за господство в воздухе – 6 ракет большой дальности, две ракеты ближнего боя, и три подвесных бака. Для оказания поддержки наземным войскам «Тайфун» может нести до 18 ракет «Бримстоун», и шесть ракет «воздух-воздух» для самообороны.

Эксплуатация

В 2003 году первые истребители Eurofughter Typhoon (EF-2000) начали поступать в ВВС Германии и Испании. Итальянские «Еврофайтеры» заступили на боевое дежурство в 2005 году, а в 2011 году приняли участие в операции против режима Муаммара Каддафи в Ливии. В Британии «Тайфуны» достигли боевой готовности в 2007 году, когда ими начли переоснащать 11-ю эскадрилью, ранее эксплуатировавшую «Торнадо». В 2009 году «Тайфуны» разместили на авиабазе на Фолклендах, что заставило аргентинское правительство выразить протест.

В 2011 году британские истребители тоже поучаствовали в нанесении ударов по правительственным войска в Ливии, несмотря на то, что обученных пилотов для «Тайфуна» не хватало, а целеуказание приходилось осуществлять самолётам «Торнадо».

Участие «Тайфунов» в операциях против организации ИГИЛ пришлось отложить из-за задержек в перевооружении «Еврофайтеров» ракетами «Бримстоун», но в конце 2015 года самолёты появились на Кипре. С базы в Акротири истребители вылетали для бомбардировок объектов в Сирии.

В 2007 году закупить 15 «Еврофайтеров» решила Австрия. Через десять лет австрийское министерство обороны подало на производителя в суд – якобы австрийцам предоставили ложную информацию о том, во что обойдётся эксплуатация самолёта. Снять с вооружения австрийские EF-2000 планируется до 2020 года.

С 2008 года «Тайфуны» закупает Саудовская Аравия. Аравийские истребители участвовали во вторжении в Йемен, а в 2015 году – и в бомбардировках Сирии. В Аравии стоимость эксплуатации самолётов нареканий не вызвала, и в 2018 году саудовцы выразили желание закупить ещё 48 истребителей. 12 штук «Еврофайтеров» купили и в Омане. О поставках так же договорились Кувейт и Катар, причём Катар предпочёл самолёты не британской, а итальянской сборки.


В ряду потенциальных покупателей «Тайфуна» всё ещё числятся Бельгия, Болгария, Польша, Сербия и Финляндия, решившие обновить парк истребителей, но так и не определившиеся с выбором. Проявили интерес к самолёту «Еврофайтер» азиатские страны – такие, как Малайзия, Индонезия, и Вьетнам.

В Южной Америке желание обзавестись подержанными «Еврофайтерами» выразили Перу и Колумбия.

Впрочем, список стран, которые успели отказаться от «Тайфуна», достаточно широк – в Европе такими странами были Швейцария, Норвегия, Греция и Дания. Азиатские «отказники» – Япония, Индия и Сингапур. Не удалось продать «Тайфун» и Турции, и Объединённым Арабским Эмиратам.

Лётно-технические характеристики

По основным параметрам «Еврофайтер Тайфун» схож с такими истребителями, как французский «Рафаль», американский F-35 и позднейшие модификации МиГа-29, это МиГ-35. С ними он обычно и конкурирует.

Eurofighter Typhoon DassaultRafale Lockheed-Martin F35A Миг-35
Максимальная масса, т 23,5 24,5 29 29,7
Длина, метров 15,9 15,3 15, 5 17, 3
Размах крыла, м 10, 9 10, 9 10,6 12
Максимальная скорость, М 2,3 1,8 1,6 2,0
Практический потолок, км 19,8 15,2 18,2 17,5
Боевой радиус, км 1389 1800 1080 1000
9 9 9,1 6

Сравнение цифр может показать, что F-35, например, уступает конкурентам по скорости, МиГ-35 может нести наименьшее количество бомб и ракет, ну а «Тайфун», в целом, никак не выглядит хуже конкурентов. Да и его определённая популярность может служить хорошим знаком (если не считать австрийский опыт чем-то вызванным именно качествами самолёта).


Интереснее другое, по характеристикам приближающийся к тому, что принято называть «пятым поколением», но по сути являющийся глубоко модернизированным самолётом разработки ещё 70-х годов.

F-35 – машина, которая создавалась уже в 90-е, и имеет, по крайней мере теоретически, большой потенциал для будущих модернизаций. «Тайфун» же (как, кстати, и «Рафаль») – самолёт, создававшийся в рамках концепций, актуальных в 70-е (вспомним что экспериментальный EAP полетел уже в начале 80-х). Да, истребитель адаптировали под новые условия, применили ряд передовых решений. Но при этом возможности улучшения «Тайфуна» сводятся к установке новой электроники и обеспечения совместимости с другим ракетно-бомбовым вооружением.

Двигатели «Еврофайтера» могут быть модернизированы реализацей управляемого вектора тяги, но, насколько известно, речь о таких улучшениях не велась. А значит – по маневренности «Тайфун» уступает всем конкурентам, у которых отклоняемые сопла предусмотрены. По радарной незаметности «Еврофайтер», в свою очередь, хуже машин, которые строились с широким применением стелс-технологий.

Были сообщения, что в начале 2000-х годов «Тайфуну» в ходе учебного поединка удалось «поразить» два американских истребителя.

Но то были F-15, которые сложно назвать сверхсовременными. А бомбардировки позиций, не имеющих адекватной ПВО, не позволяют собрать достаточной информации о боевых качествах «Еврофайтера».

Самолёт получился вполне адекватным задачам, которые перед ним ставятся, и его экспортные успехи заслужены, нодальнюю перспективу разработчики «Еврофайтера» явно просчитали неудачно. И относительно малые возможности модернизации «Тайфуна» могут привести к тому, что некоторых конкурентов он не переживёт.

«Еврофайтер» так и не стал по-настоящему общеевропейским истребителем. А выход Британии из Евросоюза и начало масштабных закупок американских F-35 ставят под сомнение возможность дальнейших совместных разработок. Есть мнение, что именно «совместность» сыграла злую шутку, и «Тайфун» мог бы стать дешевле, если бы все участники консорциума не считались бы полноправными. Символом объединения этот истребитель не стал и уже точно не станет.

Видео

Воздушное патрулирование в небе над Прибалтикой. Для этих целей ВВС Великобритании, Германии, Италии и Испании используют истребители Eurofighter Typhoon.

Американский эксперт Дэйв Маджумдар оценил возможности истребителей Су-35 и Eurofighter Typhoon в случае, если им придется противостоять друг другу. Хотя возникновение такой ситуации Дэйв считает маловероятной.

Eurofighter уже приходилось сталкиваться с российскими машинами в бою, но только в учебном.


Эксперт, вспоминая о недавних маневрах индийских Су-30МКИ и британских Eurofighter Typhoon, рассказывает, что российские машины произвели положительное впечатление на английских летчиков. В частности, командир 3-й истребительной эскадрильи подполковник авиации Крис Мун отметил, что Су-30МКИ «великолепный самолет, и работать вместе с ним на нашем „Тайфуне“ — это привилегия».

По словам Дэйва, индийцев «Тайфун» тоже впечатлил, и они заметили, что обе машины примерно равны по возможностям. При этом эксперт умолчал о том, что по результатам маневров индийские Су-30 МКИ победили британские Eurofighter Typhoon со счетом 12:0.


Кабина Eurofighter Фото: wikimedia.org

В качестве преимущества Су-35 Маджумдар называет отличную управляемость на низких скоростях благодаря управляемому вектору тяги, что сводит на нет такие преимущества «Тайфуна», как очень высокая угловая скорость разворота и отличная тяговооруженность.

С точки зрения технологий, особых преимуществ у обоих истребителей нет. Ни Eurofighter, ни Су-35 не оснащены антенной решеткой с автоматическим электронным сканированием.


кабина Су-35 Фото: militaryrussia.ru

Правда, у европейского самолета отличная кабина и интерфейс «летчик-машина» гораздо лучше, чем у сегодняшних вариантов «Фланкеров» (Су-30 и Су-35 есть не что иное, как глубокая модернизация истребителя Су-27, по кодификации НАТО: Flanker-B — прим. ред).

Также в преимущества Typhoon эксперт записал управляемую ракету класса «воздух-воздух» большой дальности MBDA Meteor, которая имеет отличные характеристики на конечном отрезке полета.


Подводя итоги, Маджумдар отметил, что российские самолеты отстают по таким аспектам, как приборы обнаружения и интерфейсы «летчик-машина». Вследствие чего у Typhoon больше шансов победить.

В свою очередь российский эксперт Дмитрий Литовкин уверен, что победит Су-35. У российского истребителя большая ракетно-бомбовая нагрузка: Eurofighter нестет шесть с половиной тонн, Су-35 — около 9 тонн боеприпасов.


Фото: army. lv

Возможность обнаружения целей у Су-35 тоже выше — истребитель оборудован радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой, которая воспринимает чужое излучение, и на это излучение посылает свою ракету, а у Eurofighter — активная фазированная решетка, она излучает. Если противопоставить два локатора, то за Су-35 будет преимущество, он не будет обнаружен, а Eurofighter вызовет огонь противника на себя.


РЛС Н035 Ирбис с ПФАР Фото: wikimedia.org

Дальность обнаружения целей у российского истребителя — 400 км, а европейский видит на 300 км. Кроме того, Су-35 в отличие от Eurofighter оснащен системой предупреждения о пуске ракет, которая дает летчику спасительные несколько секунд, чтобы уйти от атаки.

В преимуществах российского самолета и высокая маневренность, благодаря наличию двигателей с управляемым вектором тяги. Благодаря этому Су-35 может развернуться буквально на месте, на что не способен Typhoon.

«Есть такая фигура „сухой лист“, — рассказывает Литовкин, — когда наш самолет вращается на одном месте в плоскости. И все эти фигуры не для шоу, они нужны, чтобы выжить в воздушном бою».

Подводя итоги, заметим, что оба истребителя примерно равны, и в реальном бою, скорее всего, все решит мастерство летчика.

Просмотров: 3347

Eurofighter Typhoon - многоцелевой истребитель с передним горизонтальным оперением. Ранние модели Тайфуна являются истребителями четвертого поколения, а более поздние модификации - поколения 4+ и 4++.

Тайфун разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. Исследования перспективного самолёта начались ещё в 1979 году. Многоцелевой истребитель Eurofighter EF-2000 Typhoon предназначен для обеспечения превосходства в воздухе на большой дальности и на сверхзвуковой крейсерской скорости полета, нанесения ударов по наземным целям и ведения воздушной разведки.

В 1981 г. фирмы ВАе (Великобритания), МВБ (ФРГ) и Аэриталия (Италия) объединили усилия, а также наработанные теоретические и технические решения для создания единого боевого самолета, способного заменить устаревающие машины в ВВС этих трех стран. Через год, в сентябре 1982 г., на авиасалоне в Фарнборо был представлен макет их совместного самолета – истребитель, получивший обозначение ACA (Agile Combat Aircraft – высокоманевренный боевой самолет). Планировалось, что с 1989 г. он должен заменить в серийном производстве самолет Панавиа «Торнадо». Предполагалось, что по конструкции истребитель, рассчитанный на скорость полета М=2, будет весьма прост, а в маневренном бою на горизонтали превзойдет большинство существующих машин своего класса. С целью удешевления НИОКР предполагалось оснастить ACA некоторыми узлами, агрегатами и системами от самолета «Торнадо» (в частности, двигателями Турбо-Унион RB199 тягой по 8800 кгс, что обеспечивало бы тяговооруженность 1,2).

В 1983 г. работы по европейскому истребителю вышли на качественно новый уровень: 16 декабря начальники штабов ВВС ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Испании пришли к соглашению об основных требованиях к новому самолету, названному первоначально FEFA (Future European Fighter Aircraft – перспективный европейский самолет-истребитель). Впоследствии аббревиатура была заменена на EFA. Был образован консорциум Еврофайтер со штаб-квартирой в Мюнхене. В него вошли фирмы DASA (ФРГ), ВАе (Великобритания), Аления (Италия), Дассо-Бреге (Франция) и CASA (Испания). Формирование облика истребителя EFA началось в июле 1984 г. и завершилось к сентябрю 1986 г. Было решено строить одноместный статически неустойчивый самолет по схеме «утка» с цельноповоротным ПГО, оснащенный ЭДСУ. Силовая установка должна была состоять из двух ТРДДФ. Новинкой явилось применение так называемого «улыбающегося» подфюзеляжного нерегулируемого воздухозаборника, обеспечивающего по сравнению с воздухозаборником прямоугольного сечения меньшую ЭПР. Принятая аэродинамическая схема в сочетании со статически неустойчивой компоновкой и ЭДСУ, по расчетам, должна была обеспечить рост подъемной силы на 30% и снижение лобового сопротивления на 35%. Одним из главных требований к новому самолету было достижение высоких угловых скоростей разворота на дозвуковой и сверхзвуковой скорости, а также наличие большого резерва тяги при полете на крейсерском режиме.

Для достижения высокой тяговооруженности EFA требовался новый двигатель с высоким значением тяги при малой собственной массе. Его разработкой занялся созданный в 1986 г. консорциум Евроджет, в который вошли британская фирма Роллс-Ройс, немецкая MTU, итальянская Фиат и испанская Сенер. Проект двигателя получил наименование EJ200. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «утка» с низкорасположенным треугольным крылом и передним горизонтальным оперением. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей EJ200 тягой по 9200 кгс. Самолет оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС ECR90, контейнерной ИК системой переднего обзора PIRATE, нашлемной системой целеуказания, инерциальной навигационной системой TTA, бортовым комплексом обороны DASS. Предусмотрена система непосредственного ввода данных голосом DVI для управления системами, которые не оказывают влияния на безопасность полета 40% массы планера составляют углепластики, 20% – алюминиево-литиевые сплавы «Литаль» А (Al-Li 8090), 18% – сплавы алюминия, 12% – титановые сплавы и 10% – стеклопластики. На углепластики приходится 70% поверхности планера, стеклопластики составляют 12%, металл – 15%, другие конструкционные материалы – около 3%. Контрактом предусмотрено, что масса пустого самолета не должна превышать 9999 кг. В дальнейшем возможно применение усовершенствованных алюминиево-литиевых сплавов, например «Литаль» В.

Расчетный ресурс конструкции 6000 ч. Кабина самолета Eurofighter EF-2000 Typhoon с хорошим круговым обзором, оснащена цветными многофункциональными индикаторами на приборной панели и широкоугольным голографическим ИЛС. Первые два опытных истребителя EF2000 оснащены двигателями Турбо-Унион RB199-122 (2 х 7260 кгс), аналогичными установленным на самолете «Торнадо». Силовая установка остальных самолетов будет состоять из двух ТРДДФ Евроджет EJ200 (2 х 9200 кгс). На истребителе EF2000 применен нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник с криволинейной нижней кромкой и прямоугольными боковыми кромками, разделенный вертикальной перегородкой на два канала (для подвода воздуха к каждому двигателю), имеющий неподвижную верхнюю и отклоняемую нижнюю панель. Топливо размещается в протектированных баках в фюзеляже, крыле и киле. На центральном и двух под-крыльевых узлах внешней подвески могут размещаться ПТБ: два емкостью по 1000 л и один (подфюзеляжный) на 1500 л. Предусмотрено использование системы дозаправки топливом в полете.

Система управления вооружением истребителя EF2000 включает многорежимную когерентную импульсно-доплеровскую БРЛС ECR90 и ИК систему переднего обзора PIRATE. БРЛС ECR90 Captor разрабатывается консорциумом Еврорадар, в состав которого входят британская фирма GEC-Ферранти, германская Телефункен, итальянская FIAR и испанская INISEL. Станция имеет программируемый процессор сигналов, обеспечивающий быструю смену режимов работы. Самолет EF2000 оснащен инерциальной навигационной системой с кольцевыми лазерными гироскопами, нашлемным прицелом-индикатором, аппаратурой анализа, опознавания и определения приоритета угрожающих средств нападения противника, вычислителями области возможного применения вооружения, а также оборонительных и наступательных маневров. Оборонительная система DASS – самый дорогостоящий элемент радиоэлектронного оборудования, созданный ддя евроистребителя, – обеспечивает синтезирование и оценку информации, получаемой от приемников радиолокационного и лазерного излучения, других датчиков, а также автоматическое включение необходимых активных (передатчики помех, буксируемые ложные цели) и пассивных средств защиты и предупреждения о наиболее опасной угрозе. На истребителе имеется 13 узлов внешней подвески. Типовой состав вооружения для ведения воздушного боя – четыре УР средней дальности AIM-120 AMRAAM, «Аспид» (на самолетах ВВС Италии) или «Скайфлэш» (на британских самолетах), размещенные под фюзеляжем в полуутопленном положении, а также две УР малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер» или ASRAAM на крайних подкрыльевых узлах внешней подвески. Общее число ракет класса воздух – воздух может достигать 10, однако даже с таким вооружением взлетная масса истребителя не должна превышать 18140 кг (40000 фунтов). На трех узлах внешней подвески возможно размещение ПТБ. Самолет EF2000 оснащен 27-мм пушкой фирмы Маузер.

27 марта 1994 г. на испытательном аэродроме фирмы DASA близ Мюнхена после досадной задержки, вызванной сбоем программного обеспечения БЦВМ, состоялся первый полет прототипа № l истребителя EF2000, названного DA1. Программа летных испытаний семи прототипов рассчитана на 4500 ч, предусматривается проведение 4000 испытательных полетов. Усталостные испытания займут 800 ч, их планируется провести в Германии, а статические испытания – в Испании. Кроме семи прототипов в программе было задействовано, включая самолет ЕАР, пять демонстрационных ЛА и летающих лабораторий (ЛЛ), на которых были отработаны конструкции планера, шасси, двигателей и БРЭО самолета. Тайфун является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырех вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из 620 заказанных самолётов. Alenia Aeronautica - Левое крыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа. BAE Systems - Передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа. EADS Deutschland - Центральная часть фюзеляжа, центроплан. EADS CASA - Правое крыло, предкрылки. Производство разделено на три транша, которые в свою очередь делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для ВВС Великобритании делится на две партии T1 и T1A. Поставка самолетов «Транша-1″ для ВВС четырех государств-участников началась летом 2003 года.

Весной 2004 года первые истребители EF-2000 «Тайфун» были официально приняты на вооружение. В настоящее время поставлено 148 истребителей EF-2000 «Тайфун» «Транша-1″. Заключено два экспортных контракта на поставку самолетов EF-2000 в Австрию и Саудовскую Аравию. Первоначально до 2015 года консорциум «Еврофайтер» планировал поставить тремя траншами по 148, 236 и 236 ед. (всего 620 самолетов EF-2000 «Тайфун») для четырех государств-участников (232 - Великобритании, 180 - Германии, 121 - Италии и 87 - Испании).

Характеристики:

  • Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A);
  • Длина: 15,96 м;
  • Размах крыла: 10,95 м;
  • Высота: 5,28 м;
  • Площадь крыла: 50 м²;
  • Угол стреловидности по передней кромке: 55;
  • Коэффициент удлинения крыла: 2,2;
  • Масса пустого: 11000 кг EF-2000 Typhoon;
  • Масса снаряжённого: 15550 кг;
  • Максимальная взлётная масса: 23500 кг;
  • Масса топлива: 4000 кг (во внутренних баках);
  • Двигатели: 2×ТРДДФ Eurojet EJ 200;
  • Тяга: максимальная - 2×6120 кгс (60 кН), на форсаже - 2×9180 кгс (90 кН);
  • Удельный расход топлива без форсажа: 0,76 кг на кгс в час;
  • Удельный расход топлива на форсаже: 1,7 кг на кгс в час;
  • Максимальная скорость: на высоте - 2495 км/ч (M=2,35), у земли - 1400 км/ч (M=1,2);
  • Боевой радиус действия, км: в режиме истребителя - 1389, в режиме ударного самолёта - 601;
  • Перегоночная дальность: 3790 км;
  • Практический потолок: 19 812 м;
  • Скороподъёмность: >315 м/с;
  • Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с;
  • Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый);
  • Тяговооружённость: 1,18;
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g;
  • ЭПР: 1 м² (без наружних подвесок);
  • Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 в корневой части правого полукрыла;
  • Узлов подвески вооружения: 13;
  • Боевая нагрузка: ~6500 кг различного вооружения: Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor; Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger; Бомбы - Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO; Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Продолжение. Начало в «АиК» №3/2010 г.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Истребитель EF2000 «Тайфун» представляет собой высокоманевренный самолет, выполненный по схеме «утка» с цельноповоротным ПГО, трапециевидным крылом, однокилевым оперением и двумя ТРДДФ.

На крыле имеются двухсекционные предкрылки, на задней кромке – внутренние и внешние флаперо-ны. За кабиной экипажа установлен тормозной щиток. В хвостовой части фюзеляжа в основании вертикального оперения расположен контейнер с тормозным парашютом.

Для поперечного управления используются флапероны,для продольного – флапероны и ПГО, а для путевого – руль направления.

Для привода поверхностей управления служат две независимые гидравлические системы, которые также обеспечивают уборку и выпуск шасси, привод тормозов и работу фонаря кабины экипажа.

Фюзеляж, крыло (включая внутренние флапероны), обтекатель стыка крыла с фюзеляжем, вертикальное оперение и руль направления почти полностью изготовлены их углепластиков. ПГО, внешние флапероны и обтекатели выхлопных сопл двигателей выполнены из титановых материалов, носовой обтекатель -из армированного стеклопластика. Предкрылки, носок киля, закабин-ный обтекатель и некоторые другие детали планера сделаны из алю-миниево-литиевых сплавов. На долю углепластиков приходится 70% (по омываемой поверхности), металлических сплавов – 15%, стеклопластиков – 12%, других материалов -3%.

В конструкции крыла на долю углепластиков приходится 438 кг, алюминиевых сплавов – 174 кг, титановых сплавов – 179 кг, заклепок – 33 кг, различных вспомогательных деталей – 17 кг, дополнительного оборудования – 274 кг.

При разработке истребителя большое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности. Однако перед разработчиками самолета не стояла цель сделать его «невидимкой», как это задумали американцы при создании малозаметных ударных самолетов F-117 и истребителей F-22. Уменьшенная заметность самолета EF2000 «Тайфун» достигается за счет сочетания аэродинамической формы планера, применения радиопог-лощающих материалов и использования соответствующих электронных систем. Определенную роль в снижении ЭПР играют управляемые ракеты, размещенные в полу-утопленом положении под фюзеляжем.

Реальная величина ЭПР истребителя «Тайфун» засекречена. Представители английских ВВС лишь заявили, что по результатам испытаний она оказалась лучше расчетной (по сравнению с истребителем Панавиа «Торнадо» снижена в 4 раза) и не превышает 1 м2. Конструкторы самолета считают, что ЭПР самолета «Тайфун» самая малая среди всех истребителей западного производства (кроме самолета Локхид Мартин F-22A). В частности, фирма «БАЕ Системз» сообщила, что по уровню ЭПР в передней полусфере самолет «Тайфун» уступает только истребителю F-22A, а под некоторыми ракурсами он его превосходит.



Фонарь кабины экипажа двухместного варианта самолета «Тайфун»



ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z



Обтекатель убираемой штанги системы заправки топливом в полете (перед кабиной экипажа)


Кабина экипажа (на одноместном и двухместном вариантах самолета) имеет монолитный фонарь, открывающийся назад и вверх. Фонарь и лобовое остекление изготовлены фирмой «Аэроспейс Композите». Летчики размещаются на катапультных креслах Мартин-Бей-кер Мк.16А, обеспечивающих покидание самолета во время стоянки на ВПП. Для личных вещей экипажа по бокам фюзеляжа над воздухозаборниками расположены два отсека объемом по 0.01 м3.

Силовая установка истребителя EF2000 «Тайфун» состоит из двух ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z тягой по 6125 кгс (9195 кгс на форсаже).

Двигатель оснащен системой управления FADEC с двумя дублированными блоками и системой диагностики и контроля технического состояния.

Воздухозаборники двигателей размещаются под фюзеляжем в едином блоке, который при виде спереди имеет характерную «улыбку».

Масса сухого двигателя 1040 кг (по другим данным 989 кг), длина 4 м, максимальный диаметр 0,74 м. Фирма ITP проработала вариант ТРДДФ EJ200 с системой управления вектором тяги (УВТ) с углом отклонения ±20°. Были проведены его стендовые испытания, но в эксплуатацию двигатель с системой УВТ не поступил.

Топливо на самолете находится в двух фюзеляжных баках и в двух крыльевых баках-кессонах. Запас топлива держится в секрете, но специалисты полагают, что он составляет не менее 5700 л. На двухместном варианте за кабиной экипажа в увеличенном надфюзеляжном обтекателе расположен топливный бак, частично компенсирующий уменьшенный запас топлива в переднем фюзеляжном баке. Заправочная горловина расположена под фюзеляжем за воздухозаборниками.

С правой стороны фюзеляжа перед кабиной находится обтекатель убираемой штанги системы заправки топливом в полете. Под крылом имеется возможность размещения двух ПТБ емкостью по 1000 и 1500 л, а под фюзеляжем на центральном пилоне – одного ПТБ емкостью 1000 л.

Летные испытания ПТБ начались в декабре 1997 г., когда опытный самолет DA3 (специально предназначенный для испытаний различных внешних подвесок) впервые выполнил полет с подвесными баками емкостью по 1000 л. В июне 1998 г. на самолете DA7 успешно прошли испытания по сбросу баков в полете. В марте 1999 г. этот же самолет с двумя ПТБ емкостью по 1000 л впервые преодолел «звуковой барьер». В конце марта он также с двумя подобными баками достиг скорости, соответствующей числу М = 1,6, а в декабре 1999 г. повторил такой же полет уже с тремя ПТБ.



Размещение трех ПТБ емкостью по 1000 л на самолете «Тайфун»



Конформные топливные баки на самолете «Тайфун»


В 1998 г. в Великобритании были разработаны конформные топливные баки (КТБ) емкостью по 1500 л. С их помощью появлялась возможность увеличить боевой радиус почти до 2780 км. КТБ предусматривалось размещать на верхней поверхности фюзеляжа по бокам гаргрота. Баки могли устанавливаться или сниматься за 75 мин. До настоящего времени истребители «Тайфун» не эксплуатируются с КТБ, хотя на серийных самолетах второй партии предусмотрены конструктивные решения, позволяющие устанавливать КТБ.


АВИОНИКА

Истребитель EF2000 «Тайфун» всегда рассматривался как одноместный самолет, предназначенный для маневренного воздушного боя. Это, в свою очередь, требовало наличия в кабине самого современного оборудования и наиболее передового во всех отношениях интерфейса «человек – машина», высокотехнологичного комплекса авионики и скоростных цифровых шин передачи данных. Самолет оснащен квадруплексной цифровой ЭДСУ. Для навигации служат инерциальная система и спутниковая система GPS. Для посадки в плохих метеоусловиях может использоваться система автоматической посадки ILS.

Одной из особенностей истребителя является кабина экипажа, на приборной доске которой нет ни одного стрелочного индикатора, характерного для истребителей предыдущих поколений. В состав информационно-управляющего поля кабины экипажа входят семь средств визуализации: широкоугольный коллиматорный индикатор на лобовом стекле (ИЛС); три жидкокристаллических многофункциональных дисплея системы MHDD (Multifunction Head Down Display) для отображения тактической и пилотажно-навигационной информации, работы бортовой РЛС и других систем; нашлемный прицел-индикатор (HMSS); дисплей системы предупреждения об угрозе со стороны противника (DWP); дисплей многоцелевой системы рспределения (MIDS). ИЛС обладает полем зрения 35° х 25°, что обеспечивает управление всеми типами управляемых ракет. Система DWP с помощью визуальных и звуковых (тоновых и речевых) сигналов предупреждает летчика о внешних угрозах, классифицируя их по степени приоритета.

Летчик может использовать шлем, оснащенный прицелом-индикатором и всеми необходимыми информационными системами, включая очки ночного видения. Шлем представляет собой интегрированную конструкцию НЕА (Head Equipment Assembly). Он выполняет все функции, характерные для других самолетных шлемов: жизнеобеспечение, подачу кислорода, связь, защиту от ударных нагрузок, от воздействия скоростного напора (до скорости 1110 км/ч), от средств массового поражения и защиту глаз от лазерного луча. Шлем также может выполнять дополнительные функции: обеспечение повышенного комфорта (за счет хорошей эргономики, наличия индивидуальной системы кондиционирования, небольшой массы и т. д.), вывод пилотажно-на-вигационной и тактической информации на дисплей нашлемного прицела индикатора, бинокулярный обзор в пределах ±40°, использование средств ночного видения.

Ручка управления и РУД разработаны с учетом принципа HOTAS, что позволяет, не отрывая руки от органов управления, управлять полетом, вооружением, различными датчиками и средствами самообороны. Каждый орган управления имеет по 12 кнопок и переключателей, обеспечивающих 50 различных функций.

Вся информация, получаемая от всевозможных датчиков (бортовых и находящихся вне самолета), с помощью системы MIDS (Multifunction Information Distribution System) выдается летчику на три цветных многофункциональных крупноформатных дисплея системы MHDD. Для управления системой MIDS летчику не нужно прикладывать больших усилий. Для этой цели служит система VTAS, в состав которой входят рукоятка управления, РУД и командная речевая система управления (РСУ). Последняя рассчитана на восприятие 600 слов-команд, но пока она может оперировать не более 100 словами. Такое ограничение введено с целью устранения фонетических проблем, связанных с распознаванием звуков. При совместной работе системы MIDS и РСУ летчик может классифицировать цели и с помощью радиообмена распределять их среди других экипажей авиационной группы. В ситуациях, связанных с безопасностью полета (например, использование оружия или выпуск шасси перед посадкой) используется обычное управление. Для получения предупреждающей информации в РСУ предусмотрен диалоговый режим: например, она может ответить на вопрос об остатке топлива или сообщить расстояние до какого-либо объекта. В состав ЭДСУ входит так называемая «кнопка паники», которая позволяет автоматически перевести самолет в режим прямолинейного горизонтального полета.


РЛС Еврорадар «Кэптор» (ECR-90)


Кабина истребителя «Тайфун»


Ручка управления истребителем «Тайфун»


Истребитель «Тайфун» оснащен многорежимной импульсно-допле-ровской РЛС «Кэптор» с механическим сканированием. Станция разработана СП «Еврорадар». Первоначально для истребителя EFA предлагались две РЛС: станция ECR-90, разработанная итальянской фирмой «Ферран-ти» и поддерживаемая Великобританией и Испанией, и станция MSD2000, создававшаяся немецкой фирмой AEG на основе американской РЛС Хьюз AN/APG-65, которая устанавливается на истребителях F/A-18C/D «Хорнит». После длительных переговоров между Министерствами обороны Великобритании и Германии было решено за основу будущей РЛС взять проект станции ECR-90, получившей позднее название «Кэптор». Контракт на разработку был подписан в марте 1989 г.

РЛС «Кэптор» представляет собой модификацию РЛС Бритиш Аэроспейс «Блю Виксн», созданной для палубного истребителя КВВП Бритиш Аэроспейс «Си Харриер». По своим параметрам она занимает промежуточное положение между обычными РЛС с механическим сканированием и РЛС с электронным сканированием. Она имеет малоинерционную антенну диаметром 700 мм. Станция состоит из шести быстро сменяемых модулей.

Представители СП «Еврорадар» сообщают, что станция может автоматически выбирать частоту повторения импульсов, сопровождать и идентифицировать воздушные цели и распределять их по степени угрозы. В состав РЛС входят три процессора, которые могут одновременно работать в различных режимах.

Многие характеристики РЛС «Кэптор» держатся в секрете. По имеющейся информации, она способна обнаруживать воздушные цели в азимуте +60° 70° . Дальность обнаружения цели типа «истребитель» составляет 160 км, а цели типа «транспортный самолет» – 300 км. Число одновременно сопровождаемых целей 20, по шести из которых может осуществляться ракетная атака.

В режиме «воздух – поверхность» станция «Кэптор» обладает разрешающей способностью около 1 м, что позволяет формировать цифровую карту местности для навигации и обнаружения целей. В режиме синтезирования апертуры разрешающая способность достигает 0,3 м, обеспечивая выполнение разведывательных заданий и обнаружение подвижных целей. РЛС также может обеспечивать полет на малой высоте в режиме огибания наземных препятствий.










Контейнер на конце правой консоли крыла, содержащий средства РЭП и буксируемую радиолокационную ловушку «Ариэль»


Контейнер с дипольными отражателями, размещенный в задней части подкрыльного пилона для подвески ракет


Система PIRATE


Обтекатель РЛС системы предупреждения о ракетной атаке MA WS под вертикальным оперением самолета «Тайфун»


В настоящее время станция «Кэптор» работает в режиме «воздух -воздух». Остальные режимы станут штатными после того, как истребитель «Тайфун» достигнет полной степени оперативной готовности.

Первая опытная РЛС «Кэптор» проходила летные испытания на са-молете-летающей лаборатории БАК 111. Начались они в январе 1993 г. К середине 2001 г. на нем было выполнено свыше 200 полетов, а наработка локатора составила почти 400 ч. 25 февраля 1997 г. опытный истребитель EF2000 DA5 впервые выполнил полет со станцией «Кэптор». С самого начала летных испытаний РЛС показала высокую эффективность при работе по воздушным целям, при этом были выявлены ее большие потенциальные резервы по дальнейшему совершенствованию. Специалисты отметили, что станция «Кэптор» может обеспечивать защиту истребителя от любых существующих и будущих воздушных угроз по крайней мере в течение первых 25 лет эксплуатации.

В феврале 2001 г. консорциум «Еврофайтер» получил первые две станции, соответствующие серийному варианту «Кэптор» С. Одна была передана на завод фирмы «БАЕ Системз», а другая – на фирму «Аления».

Изготавливаются станции на заводе фирмы «БАЕ Системз»; ежемесячный выпуск составляет 10 РЛС. Так как истребители партии «Транш 1» будут использоваться только в качестве перехватчиков, то поставляемые для них РЛС «Кэптор» предназначены только для работы против воздушных целей.

На истребителях третьей серийной партии «Транш 3» предполагается установка РЛС CAESAR (Captor Active Electronically Scanned Array Radar) с АФАР. Первый полет опытного образца станции состоялся в конце февраля 2006 г. на летающей лаборатории БАК 111.

Самолет «Тайфун» оснащен системой DASS (Defensive Aids Sub-System), предназначенной для выполнения оборонительных задач. Испытания эта система проходила на опытном самолете DA4. В состав системы DASS входят датчики предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, средства РЭП и радиоэлектронной разведки (находящиеся в обтекателе, расположенном на конце левой консоли крыла), буксируемые радиолокационные ловушки БАЕ Системз «Ариэль» (два таких изделия находятся в обтекателе на конце правой консоли крыла; для их буксировки имеется тонкий кевларовый трос длиной 100 м), контейнеры с дипольными отражателями и блоки отстреливаемых тепловых ловушек.

Система DASS разработана консорциумом «EBpoDASS», во главе которого стоит фирма «БАЕ Системз». Первоначально ее создание вели английские и итальянские специалисты, позднее в состав консорциума вошли фирмы Германии и Испании. Несмотря на то, что система DASS создавалась как общий продукт, каждый заказчик хочет получить систему, соответствующую его специфическим требованиям. Например, ВВС Германии и Италии не планируют использовать датчики предупреждения о лазерном облучении. Кроме того, Италия хочет вместо буксируемых радиолокационных ловушек устанавливать контейнер с системой РЭП «Кросс Ай».




В режиме поиска радиоэлектронных средств противника датчики системы DASS могут обнаруживать источники электромагнитного излучения на расстоянии около 100 км и указывать направление на них с точностью до 1°. Антенны этой системы расположены на самолете таким образом, что обеспечивают поиск в азимуте 360°. Могут выявляться цели, излучающие в диапазоне от 100 МГц до 10 ГГц.

Входящее в состав системы DASS оборудование для обнаружения приближающихся ракет (MAWS) имеет импульсно-доплеровскую РЛС миллиметрового диапазона. На самолетах ВВС Великобритании, Италии и Испании обтекатели этих РЛС расположены в корневых частях крыла и под вертикальным оперение; на самолетах ВВС Германии и

Австрии станции установлены только в корневых частях крыла. Предполагается, что РЛС будут заменены пассивной системой обнаружения ракет, работающей в ультрафиолетовом диапазоне.

На истребителях «Тайфун», соответствующих стандарту «Блок 5» и предназначенных для ВВС Великобритании, станут устанавливать систему предупреждения о лазерном облучении (LWS), разработанную фирмой «Селекс Сенсоре». В ее состав войдут три датчика: два будут расположены по бокам передней части фюзеляжа, а один -под хвостовой частью фюзеляжа.

«Тайфун» имеет два блока с дипольными отражателями BOL 180, поставляемых шведской фирмой «SAAB Тек». Они смонтированы в задней части внешних подкрыльных пилонов для подвески ракет. Еще два подобных блока, разработанных итальянской фирмой «Элеттро-ника Астер», находятся на обтекателях силового привода закрылков. Каждый блок содержит по 16 тепловых ловушек.

Перед кабиной экипажа слева расположен обтекатель пассивной тепловой системы обнаружения и сопровождения воздушных целей PIRATE (Passive Infra-Red Airborne Tracking Equipment), разработанной фирмами FIAR, «Талес» и «Технобит». По оценкам специалистов, система PIRATE способна обнаруживать цель на расстоянии 150 км и идентифицировать ее с расстояния 35 – 40 км.

Система PIRATE может вести обнаружение и сопровождение наземных целей и передавать их изображение на дисплей в кабине экипажа, ИЛС и нашлемный прицел-индикатор. Первый истребитель, оснащенный системой PIRATE, был поставлен в августе 2007 г. на вооружение ВВС Италии.


ВООРУЖЕНИЕ

Самолет EF2000 «Тайфун», являясь многоцелевым истребителем, должен соответствовать требованиям ведения воздушной войны первой половины XXI столетия. Он предназначен для круглосуточной и всепогодной эксплуатации, ведения воздушного боя на ближней дистанции, уничтожения воздушных целей, находящихся за пределами визуальной видимости, и нанесения ударов по наземным целям. Самолет способен осуществлять непосредственную поддержку сухопутным войскам, подавление средств ПВО противника, уничтожение надводных целей и выполнение ударных операций в тылу противника.

Истребитель имеет 13 внешних узлов для подвески различного вооружения и специальных грузов: пять узлов находятся под фюзеляжем (один из них предназначен для подвески ПТБ) и восемь – под крылом (включая два для ПТБ). Нормальная боевая нагрузка составляет 6500 кг, в перегрузочном варианте – 7500 кг.

В состав вооружения входит 27-мм пушка Маузер ВК27, расположенная в корневой части правой консоли крыла. Боезапас пушки 150 снарядов. Эта же пушка используется на самолетах SAAB JAS 39 «Грипен».

Поскольку истребитель «Тайфун» пока предназначается для ведения воздушного боя, то основным его вооружением в настоящее время являются УР класса «воздух – воздух» AIM-132 ASRAAM и AIM-120B AMRAAM, в дальнейшем будут использоваться ракеты IRIS-T и «Метеор». По желанию заказчиков возможно применение ракет малой дальности AIM-9L «Сайдуиндер».

ВВС Великобритании с самого начала отдали предпочтение УР класса «воздух – воздух» малой дальности AIM-132 ASRAAM, разработанной в начале 1980-х годов совместно фирмами Великобритании, Германии, Канады и Норвегии для замены ракет семейства AIM-9. На начальном этапе работ было подписано соглашение с США, согласно которому европейцы станут покупать американские ракеты AMRAAM, а американцы – ракеты ASRAAM. Вскоре это соглашение было расторгнуто, поскольку в США началась разработка ракеты малой дальности AIM-9X. В 1989 г. от разработки ракеты ASRAAM отказалась Германия, так как ее фирма BGT приступила к созданию более эффективной ракеты IRIS-T. В 1990 г. прекратили сотрудничество Канада и Норвегия. После этого дальнейшую разработку УР ASRAAM продолжила только английская фирма «БАЕ Дайнэмикс», а позднее все работы стала вести корпорация MBDA.



Пуск ракеты AIM-132 ASRAAM с «Тайфуна»


Ракета BGTIRIS-T


Ракета класса воздух – воздух AIM-132 ASRAAM


Ракета AIM-132 ASRAAM выполнена по бескрылой схеме с четырьмя крестообразными рулями. Длина ракеты 2.9 м, диаметр корпуса 166 мм, размах оперения 450 мм. Стартовая масса ракеты 87 кг. Силовая установка состоит из высокоэффективного твердотопливного двигателя, обладающего высоким удельным импульсом, бездымностью и малой тепловой заметностью. Ракета оснащена тепловой ГСН и лазерным взрывателем. .

Летные испытания показали, что ракета может использоваться не только на малых дальностях, но и против целей, находящихся на расстоянии, недоступном для ракеты AIM-9L. Дальность полета УР ASRAAM засекречена, но эксперты полагают, что она составляет 15 -25 км. Чувствительность и высокая разрешающая способность теплового датчика позволяют выделять отдельные части самолета противника (например, кабины экипажа) для обеспечения максимальной вероятности поражения. Масса боевой части ракеты 22 кг.

Летные испытания УР AIM-132 начались в 1994 г. Поставки ракеты в английские ВВС начались в декабре 1 998 г., а официально ее принятие на вооружение состоялось в сентябре 2002 г. Первый пуск ракеты с самолета «Тайфун» произошел в мае 2005 г. С целью улучшения характеристик ракеты был предложен вариант P3I-ASRAAM с системой управления вектором тяги двигателя.

Выше отмечалось, что в Германии после прекращения сотрудничества по созданию ракеты ASRAAM началась разработка ракеты класса воздух – воздух малой дальности IRIS-T. В 1995 г. фирма BGT объявила о проекте ракеты с системой управления вектором тяги двигателя и комбинированной системой управления: на начальном этапе должна использоваться инерциальная система управления, а на заключительном этапе – тепловая. Двухслойная боевая часть должна обеспечивать надежное поражение цели.

В создании УР IRIS-T сначала принимали участие Германия (доля участия 46%), Италия, Швеция, Греция, Канада и Норвегия. Позднее две последние страны перестали сотрудничать, а их место в 2003 г. заняла Испания. Первый пуск УР состоялся в октябре 2000 г. с истребителя Локхид Мартин F-16 греческих ВВС, а первый пуск с работающей системой управления был выполнен в апреле 2002 г. В декабре 2005 г. ракета IRIS-T вошла в состав штатного вооружения истребителей «Тайфун» немецких ВВС. До 2011 г. планируется изготовить 4000 ракет.

Длина ракеты IRIS-T составляет 3 м, диаметр корпуса – 127 мм, размах крыла – 350 мм. Стартовая масса 87 кг, масса боевой части около 12 кг. Ракета является всеракурсной.


Ракета MBDA «Метеор» под истребителем «Тайфун»



КАБ «Пейвуэй» с лазерным наведением


Кассетные бомбы BL755 под крылом самолета «Тайфун»


Тактическая КР Таурус KEPD-350 под крылом истребителя «Тайфун»


Для борьбы с целями, находящимися за пределами визуальной дальности, предназначена УР AIM-120 AMRAAM. Первый пуск ракеты с опытного самолета EF2000 DA7 осуществили в мае 2001 г. на полигоне на о. Сардиния. Ракета не была оснащена системой управления, она предназначалась только для проверки ее отделения от самолета. Первый пуск ракеты AMRAAM, имеющей систему управления и боевую часть, выполнили с опытного истребителя DA4 в апреле 2002 г. Во время этого пуска была уничтожена радиоуправляемая мишень «Мирак-9». В марте 2005 г. с самолета DA4 был произведен пуск двух УР против двух мишеней «Мирак».

В мае 2000 г. министр обороны Великобритании объявил, что для истребителей «Тайфун» будет закупаться ракета класса воздух – воздух большой дальности «Метеор», победившая в конкурсной программе BVRAAM, объявленной английскими ВВС. Разработку УР «Метеор» с середины 1990-х годов вели Великобритания и Франция, к которым позднее присоединились Германия, Италия, Испания и Швеция. В дальнейшем фирмами этих шести стран был образован европейский консорциум MBDA для создания авиационного ракетного оружия. Ведущую роль в консорциуме играет Великобритания, согласившаяся выделить более 34% средств на создание ракеты «Метеор», доля Германии составила 21%.

Предполагалось, что ракета будет принята на вооружение в 2005 г. Затем этот срок неоднократно переносился, в настоящее время известно, что ракета «Метеор» поступит в эксплуатацию в 201 1 -2012 гг. и станет устанавливаться на истребителях «Тайфун» «Блок 15» (заключительные самолеты партии «Транш 2»). До тех пор, пока ракета «Метеор» не будет принята на вооружение, Министерство обороны Великобритании согласилось закупить в США 400 ракет AIM-120B AMRAAM.

Для поражения наземных целей сначала будут применяться обычные бомбы. В дальнейшем номенклатура вооружения класса воздух – поверхность станет расширяться. В состав вооружения войдут КАБ «Пейвуэй» с лазерным наведением: GBU-16 калибром 454 кг и GBU-10 калибром 907 кг. ВВС Великобритании планируют принять на вооружение усовершенствованные КАБ «Пейвуэй» со спутниковой системой наведения и лазерной, что позволит использовать бомбы круглосуточно и против целей, покрытых туманом или дымом, а также подвижных. В качестве вариантов таких бомб могут применяться модернизированные английские бомбы Mk. 13/20 калибром 454 кг и американские бомбы Мк.82Е калибром 227 кг. Самолет может нести до шести кассетных бомб BL755 калибром 280 кг. Каждая бомба содержит 147 поражающих элементов.

Обеспечивать применение КАБ должен лазерный целеуказатель, который станет подвешиваться на центральном подфюзеляжном пилоне. В качестве кандидатов рассматриваются израильские системы Рафаэл LITENING II и III, отличающиеся высокой избирательностью целей. Великобритания отдает предпочтение целеуказателю LITENING III, а Германия – целеуказателю LITENING II, который успешно применяется на истребителях-бомбардировщиках «Торнадо».

В сентябре 2005 г. английская фирма «Ультра Электронике» была выбрана Министерством обороны Великобритании в качестве поставщика подвесных контейнеров с системами целеуказания и навигации Рафаэл LITENING EF, относящимися к третьему поколению. С фирмой «Рафаэл» подписан контракт стоимостью 15 млн. фунтов стерлингов на поставку 20 комплектов, которые будут устанавливаться на истребителях «Тайфун» F.I.




Испытания КАБ начались в июне 1999 г. на опытном самолете DA3 на полигоне в Италии. В феврале 2001 г. в Испании на самолете DA1 отрабатывались сбросы КАБ GBU-10 с различных высот (от 3050 до 12200 м) при скоростях, соответствующих числам М = 0,4 – 0,9. В дальнейшем в испытаниях КАБ участо-вал серийный истребитель IPA2, который одновременно нес четыре КАБ GBU-16 и два ПТБ. В октябре 2006 г. на серийном истребителе IPA1 начались испытания КАБ GBU-10 «Пейвуэй» III калибром 910 кг.

Существуют шесть основных вариантов вооружения истребителя «Тайфун»:

– при перехвате воздушных целей самолет может нести шесть УР AMRAAM, две УР ASRAAM и три ПТБ емкостью по 1000 л;

– при выполнении ударных операций в тылу противника в состав вооружения входят четыре КАБ с лазерным наведением, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM, подфюзеляжный контейнер с лазерным це-леуказателем LDP и два ПТБ емкостью по 1 000 л.;

– при подавлении средств ПВО истребитель несет две КАБ, две противорадиолокационные УР ALARM, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM, контейнер LDP и два ПТБ емкостью по 1000 л;

– при непосредственной поддержке войск в состав вооружения входят 18 противотанковых боеприпасов «Бримстоун», четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM и один ПТБ емкостью 1000 л;

– при ударах по морским целям самолет вооружен четырьмя ПКР, четырьмя УР AMRAAM, двумя УР ASRAAM и тремя ПТБ емкостью по 1000 л;

– в многоцелевом варианте самолет несет две тактические КР, четыре КАБ, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM и один ПТБ емкостью 1000 л.

Во всех случаях присутствует пушка Маузер ВК27.

В перспективе истребитель «Тайфун» будет способен нести американские КАБ GBU-24 «Пейвуэй» III и GBU-31/32 и испанские КАБ BPG-2000, оснащенные комплектом наведения JDAM. Самолеты получат противотанковые боеприпасы «Бримстоун», ракеты класса воздух – поверхность AGM-65 «Мейврик», ПКР AGM-84 «Гарпун», противорадиолокационные ракеты ALARM (только самолеты ВВС Великобритании) и «Армигер» (разрабатывается в Германии), тактические КР «Шторм Шэдоу» и Таурус KEPD-350. Рассматривается возможность использования ПКР NSM производства шведской фирмы «Конгсберг».

Истребитель «Тайфун» может использоваться в качестве разведчика, но пока ни одна страна не выработала формальные требования к такому варианту. Необходимые подвесные контейнеры с соответствующим оборудованием существуют; их надо только оговорить в требованиях.

Материал подготовлен Виктором БЕЛЯЕВЫМ


ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТРЕБИТЕЛЯ ЕВРОФАЙТЕР EF2000 «ТАЙФУН»

Размах крыла, м 11,28

Длина, м 15,99

Высота, м 5,28

Площадь крыла, м2 51,2

База шасси, м 4,07

Число и тип двигателей 2 ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z

Взлетная тяга 2x6125 кгс (9195 кгс – на форсажном режиме)

Масса пустого снаряженного самолета, кг 11150

Максимальная взлетная масса, кг:

в варианте перехватчика 16000

в варианте истребителя-бомбардировщика 21000

в перегрузочном варианте 23500

Масса топлива во внутренних баках (5625 л), кг 4500

Максимальное число М:

на большой высоте 2,0 (2120 км/ч)

на уровне моря 1,2 (1460 км/ч)

Время разгона со скорости 370 км/ч до скорости,

соответствующей числу М = 1.0 (на уровне моря), с 30

Время набора высоты 10600 м

(с момента отпуска тормозов), мин, не более 2,5

Скороподъемность на уровне моря, м/с 315

Длина разбега, м 700

Эксплуатационный потолок, м 16765

Боевой радиус, км:

при перехвате воздушных целей (с учетом патрулирования в зоне в течение 10 мин)1390

при перехвате воздушных целей (с учетом патрулирования в зоне в течение 3 ч) 185

при выполнении ударных операций (профиль полета малая – малая – малая высота) 600

при выполнении ударных операций (профиль полета большая – малая – большая высота, вооружение состоит из трех КАБ с лазерным наведением, семи УР класса воздух – воздух и подвесного контейнера с лазерным целеуказателем LITENING) 1390

Перегоночная дальность с ПТБ, км 3790

Диапазон перегрузок от + 9 до – 3

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.