Инновационная деятельность педагога в современных условиях. Инновации в малом бизнесе

Малый бизнес как важнейший участник инновационного процесса

В настоящее время разработки в области инноваций широко осуществляются во всех высокоразвитых странах. Как правило, эту важнейшую функцию возлагают именно на малое предпринимательство.

Малые инновационные предприятия принимают участие в процессе, направленном на применение результатов научно-исследовательских разработок либо иных научно-технических достижений на практике при создании нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса. Они доводят научные исследования и разработки до готового продукта, выпускаемого при этом на рынок малыми сериями. Таким образом, малые инновационные предприятия играют связующую роль между наукой, производством и рынком, осуществляют продвижение инновационных разработок на рынок.

Замечание 1

В последнее время широко распространены малые инновационные предприятия, создаваемые на базе высших учебных заведений (бизнес-инкубаторы, учебно-научно-инновационные комплексы и т.д.). По сути, подобные предприятия являются связующим звеном между наукой и реальным сектором экономики страны. Малые инновационные предприятия, созданные высшими учебными заведениями с целью коммерциализации результатов научно-исследовательских работ, часто называют «спин-офф предприятиями» (в переводе с английского spin-off означает «раскручиваться»).

Значимая роль малых предприятий в инновационном процессе обусловлена их большей конкурентоспособностью и динамичностью. Они разрабатывают самые современные средства производства и технологии, выступая стратегическим инструментом модернизации и катализатором развития экономики.

Инновационная продукция малого бизнеса

Благодаря деятельности малого предпринимательства потенциальный научно-технический прогресс воплощается в новых продуктах и технологиях. Иными словами, конечным результатом инновационной деятельности малых предприятий являются инновации.

Определение 1

Инновация (англ. innovation) – это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, которое основано на использовании достижений науки и передового опыта. Инновация реализуется в виде нового или значительно усовершенствованного продукта.

К техническим инновациям относят различные продуктовые и технологические инновации (появление персональных компьютеров, мобильных телефонов, различных бытовых приборов, разнообразного программного обеспечения, энергосберегающих технологий и т.д.).

Примером экономических инноваций может послужить появление микрофинансирования как альтернативы банковскому кредитованию.

К организационным инновациям относят внедрение новых методов управления в хозяйственную деятельность предприятия, либо во внутрикорпоративные отношения или отношения предприятия с контрагентами. К подобным инновациям относят различные мероприятия, направленные на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия посредством снижения административных издержек, стоимости поставок, повышения психологического климата в коллективе или его обучения. Например, появление аутсорсинга, кадровых агентств, различных учебно-тренинговых центров и т.д.

Преимущества и недостатки создания малых инновационных предприятий

Можно выделить следующие преимущества создания малых инновационных предприятий:

  • гибкость и быстрота принятия управленческих решений;
  • быстрая адаптация к меняющимся рыночным требованиям;
  • возможность прямого контакта с потребителями инновационной продукции;
  • возможность реализации творческого потенциала работников;
  • увеличение занятости населения и повышение сбора налогов и т.д.

Недостатками создания малых инновационных предприятий являются:

  • высокий уровень риска;
  • конкуренция со стороны крупных фирм;
  • сложности получения финансирования и кредитования;
  • ориентированность на небольшие группы потребителей и т.д.

Таким образом, в инновационной деятельности малых предприятий имеются определенные барьеры. Очевидно, что для стимулирования активной инновационной предпринимательской деятельности и успешного функционирования малых инновационных предприятий необходима государственная поддержка.

Новинькова Лариса Валентиновна,
у
читель немецкого языка ГБОУ
гимназии №42 Приморского района

Современная образовательная практика системы развивающего обучения требует от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика, мыслимого не объектом обучения в традиционной школе, а субъектом деятельности. И это естественный процесс. Развивающее обучение - это развивающаяся система.

В русле развивающегося обучения, формирующего, учебную деятельность, обеспечивая полноценное усвоение знаний, и тем самым непосредственно влияющего на умственное развитие, появилось новое направление, названное инновационным обучением, способствующим переводу учебно-познавательной деятельности обучающихся на уровень продуктивного творчества.

Изменения в организации, в способах работы школы, построении учебного процесса - инновации в системе развивающего обучения при сохранении решений основных задач, которые решаются за счет особого предметного содержания в данной образовательной системе. Определенные изменения в содержании, которые вносят авторы учебных предметов, нельзя называть инновацией. Это есть закономерный процесс совершенствования учебно-методического комплекта с учетом развития самой системы.

Если говорить о серьезных изменениях в содержании обучения, то они, прежде всего, должны быть связаны с изучением и пониманием переходных возрастов. В этом направлении ведутся исследования. Поэтому изменения в содержании обучения с учетом особенностей переходных возрастов детей - дело будущего.

В связи с модернизацией образования, с введением ЕГЭ в штатный режим резко обозначилось отсутствие четких критериев отслеживания результатов качества образования. Поэтому в современной школе должна проводиться комплексная контрольная работа в тестовой форме для определения качества преподавания учебных дисциплин, качества знаний (уровня знаний, умений и навыков) учащихся. Особенностью такой работы является единая система оценки знаний учащихся, что исключает субъективный подход учителя в оценке работы учащихся. Такая система административного контроля позволяет получить сравнительную характеристику состояния преподавания предмета по классам, соответствие его требуемому стандарту обучения. Гласность результатов работы стимулирует учителя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению уроков, системы индивидуальной работы, направленной на конечный результат.

Одной из ключевых проблем при внедрении инноваций в школьном обучении остается отсутствие стандартизированных требований к инновационной деятельности и управлению ею на всех уровнях образовательной системы. При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям:

. в качестве и содержании подготовки учителей в школе,

. в развитии творческой инициативы педагогов (выступили на школьных педагогических чтениях),

. в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся в части обеспечения научно-методическим материалом по инновационной проблематике (тематика заседаний),

. в росте стремления учителей к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности (выбор тем самообразования).

Инновация в строгом смысле слова - это новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Таким образом, современная инновационная школа - это такая школа, в которой обучение школьников происходит с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике (использование компьютера не только на уроках информатики, а еще и на других уроках). Это позволяет проводить контрольные тесты на уроках иностранного языка с моментальной автоматической проверкой знаний.

Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной:

. По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:

В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.

. По характеристике дидактических целей:

В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.

. По характеристике воспитательных целей:

В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я в оспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.

. По характеристике развивающих целей

В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.

. По характеру отношений между учителем и учеником

В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель - это кто обучает, ученики - это те, кого обучают. В инновационной школе - субъект- субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.

Таким образом, основные направления инновационной деятельности в школе являются:

. Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.

. Реализация Программы информатизации образовательного процесса.

. Апробирование и внедрение инноваций в оценке учебной деятельности учащихся профильной школы.

. Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.

. Использование информационных технологий в системе управления школой.

. Обеспечение качественного образования школьников.

. Качественная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ.

. К направлениям инновационной деятельности в школе можно отнести:

. Создание современной инновационной среды в школе.

. Управление качеством современного образования.

. Информатизация учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дизайн мультимедийного урока

В научно-педагогической литературе и в специализированных периодических изданиях все чаще и чаще появляются статьи и целые брошюры об использовании мультимедийных технологий в образовательном процессе. Налицо их неоспоримые преимущества. Действительно, мультимедийные технологии - это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока - в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Большой объем написанного плохо воспринимается школьниками с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком.

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

Таким образом, использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка позволяет учителю в большей степени учитывать интересы каждого учащегося, реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, резко повысив мотивацию изучения данного предмета. Эффективность учебного процесса по иностранному языку складывается из многих составляющих, среди которых -средствам принадлежит одно из ведущих мест, так как их использование позволяет решать основную задачу обучения иностранному языку в средней школе, то есть обучение устно-речевому общению.

Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации о культуре страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально-специфических элементов- реалий, которые, в свою очередь, готовят массу проблем в понимании их учащимися.

Рождается “эффект присутствия” и “ эффект соучастия”, способствующий повышению интереса учащихся к воспринимаемому материалу, что несомненно сказывается на качестве их речи, эмоциональной окрашенности. Включение аутентичных видеоматериалов в мультимедийные уроки в процессе формирования иноязычной речи создает предпосылки для осуществления обучения на материале звучащей речи носителей языка, функционирующей в естественных условиях общения.

1.1 Инновации, их экономическая сущность и значении, инновационный процесс как объект управления

1.2 Структура инновационного процесса и классификация инноваций

1.3 Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия

Глава 2. Роль инноваций в развитии предприятия

2.1 Классификация и цели инновации

2.2 инновационный процесс как объект управления

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.

Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.

В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Данная курсовая работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.

Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.

Глава 1. Инновационная деятельность

1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение. Инновационный процесс как объект управления

В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.

С возникновением расширенного воспроизводства стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях – как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами. Термин «инновация» происходит от латинского слова «inovatis» (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В экономике понятие «инновации» было введено в научный оборот сравнительно недавно.

Инновации являются весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающих весь комплекс отношений исследования, производство, сбыта. Огромное значение в повышении эффективности инновации принадлежит менеджменту.

Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

дают конкретную хозяйственную и (или) социальную выгоду для предприятия;

означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инноваций;

нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

Инновация – это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Кроме того, это также развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века. При этом под инновацией подразумевалось изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «...прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «...без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

Во-первых, инновации должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование результатов научных разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и реализацией.

Инновация может быть рассмотрена как:

Процесс;

Система;

Изменение;

Результат.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.

Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников.

Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.

Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.

Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.

Инновационный опыт работы учителя технологии.

Хавренко Людмила Владимировна

Учитель технологии МКОУ Коченевская СОШ №2

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Моя система работы включает уроки технологии, воспитательную деятельность классного руководителя и педагога – организатора. Все это позволяет успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как: мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства; постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться.

В своей работе учитываю индивидуальные особенности учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки. При обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Исходя из возможностей ученика, условий обучения и материального обеспечения выбираю соответствующие виды труда, учитываю содержание программы (некоторые темы могут опускаться или по их образу разрабатываю новые для других видов труда), а также определяю время, необходимое на отработку содержания программной темы.

Занятия строю с учётом педагогической работы, они должны быть увязаны со всеми этапами урока, с содержанием учебного материала, с дидактическими целями и методами обучения. Трудовое воспитание учащихся направляю на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии.

Так что же такое инновации?

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Новый стандарт определил требования , которым должны соответствовать образовательный процесс , его результат и, что не менее важно, условия обучения .
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений :
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Что же такое «инновационная образовательная технология »? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций , адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Так что такое педагогические инновации ? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата. В первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ. В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости. Особое место отводится организации взаимодействия между педагогами и учениками, изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания.

Педагогические инновации в образовательном процессе предполагают применение обновленных технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Они выступают в качестве инструмента, благодаря которому можно претворить в жизнь новую образовательную систему. Подобное обучение заключается в ориентации воспитательного и учебного процесса на возможности ребенка с учетом его психологических и физиологических особенностей, последующую реализацию поставленных задач. Именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.

В первую очередь предполагается изменение качественных характеристик личности в сравнении с традиционной образовательной системой. Подобные преобразования возможны при внедрении в практическую деятельность учителей воспитательных и дидактических программ, благодаря которым формируется нешаблонное творческое мышление детей, в максимальной степени происходит раскрытие их природных задатков. Все инновации в образовании касаются развития самостоятельности подрастающего поколения, желания их постигать инновационные достижения науки, использовать в повседневной жизни навыки и умения, сформированные в процессе учебной деятельности. Разновидности инноваций.

Классификация педагогических инноваций предполагает выделение следующих вариантов: организацию учебных занятий с использованием классно-урочной системы; формирование профильных классов; применение в учебном процессе игровых методик. Инновации допускают и уход от классической урочной системы, и применение проектной методики, позволяющей ученику усваивать необходимые знания путем вовлечения его в исследовательскую деятельность. Особое внимание отводится созданию схем дистанционного взаимодействия между учителем и учеником, родителями и воспитанниками. При этом классическая урочная система может быть сохранена или модернизирована. Интересно и такое направление педагогических инноваций, как создание специальных (индивидуальных) образовательных методик и программ. Для того чтобы все замыслы модераторов были успешно реализованы на практике, особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогического коллектива. На протяжении нескольких последних лет обсуждается вариант «профессионального стандарта» педагога. Все педагогическое сообщество включилось в данную работу, чтобы в ближайшее время разработать тот минимальный набора компетентностей для учителя, которым он должен обладать, чтобы в полной мере реализовывать все образовательные инновации. Педагоги предлагают свои дополнительные критерии, согласно которым можно будет вести речь о настоящем профессионале, владеющем инновационными приемами и методиками обучения. Особенности инновационных методик обучения

Педагогические инновации ---- В первую очередь это новые приемы и методы обучения, направленные на формирование самостоятельности у школьников. Особое внимание педагоги в своей работе стали уделять проектной методике. Если в традиционной системе не отводилось времени на развитие творческих способностей ученика, то после внедрения новых федеральных образовательных стандартов второго поколения, каждый ребенок получает реальную возможность для гармонического развития и самосовершенствования. Технологии будущего Ежегодно на августовских совещаниях проводится ярмарка педагогических инноваций, на которой учителя знакомятся с новыми образовательными методиками. После детального рассмотрения каждой идет ее апробация на практике. При получении положительных результатов происходит трансляция опыта в другие образовательные учреждения. Исследовательская деятельность как способ внедрения образовательных инноваций

В качестве одного из обязательных компонентов содержательной части каждой учебной дисциплины выступает проектная или исследовательская деятельность. По новым федеральным образовательным стандартам, все дети должны освоить данную методику, позволяющую развивать их творческие и индивидуальные способности. Для подтверждения работы, проведенной за учебный год, в конце учебного года они представляют готовые проекты, знакомят педагогов и одноклассников с результатами своих научных работ. Подобная деятельность по праву признается инновациями в образовании, ведь здесь, вместо традиционной роли учителя, педагог предстает перед воспитанниками в качестве наставника, помощника, старшего друга. Вместе с ребенком он работает над созданием технологической карты исследования, определяет направление деятельности, подбирает эксперименты. В задачу педагога входит пояснение своим подопечным сложных теоретических вопросов, помощь в случае возникновения сложностей с проведением конкретных химических превращений, выполнением социологических опросов. Основной работой над проектом занимается именно ученик, что позволяет ему получать новые знания, касающиеся предмета его исследования. Благодаря подобным инновационным методикам ребенок постепенно определяется и с выбором своей будущей профессиональной деятельности. Результаты апробации новых педагогических методик свидетельствуют об их высокой эффективности и результативности. Отход от традиционной авторитарной системы образования позволяет гармонично развивать личность ребенка, упрощает процесс его социальной адаптации. - В рамках специального государственного проекта «Доступная среда» для таких школьников создаются комфортные условия для развития, получения новых знаний, приобретения навыков, успешной адаптации к современным социальным условиям. Особое внимание уделяется и внедрению профильной системы на старшей ступени обучения. Это дает возможность ребятам выбирать те направления, которые им интересны, потребуются в большей степени при последующем обучении за пределами школы. Проблемное обучение, профильная школа, компьютерные технологии, формирование патриотизма - это далеко не все направления, которые стали возможны благодаря инновационным процессам, происходящим в последнее время в российском образовании.

Инновационные методы обучения

Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам , происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим:

· формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;

· развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли;

· развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;

· развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

Методы инновационного обучения могут использоваться тогда, когда учащиеся уже владеют основами необходимых знаний, полученных, как правило, традиционными методами. В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.

Необходимость в использовании инновационных методов обучения возникает при создании ситуаций проблемности; сотрудничества и кооперации; коллективного взаимодействия; управления формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей учащихся; вовлечения обучаемых в постоянную активную деятельность и др.

Инновационные методы обучения предполагают изменение традиционной роли учителя в качестве организатора и информатора на соорганизатора, партнера, интегратора, консультанта.

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

развивающее обучение;

проблемное обучение;

проектная технология;

информационно-коммуникативные технологии ;

игровые технологии;

технология критического мышления

групповые технологии;

технологии деятельностного метода обучения ; (важно отметить, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход).

личностно-ориентированные технологии

технология исследовательской деятельности

Использования возможностей современных инновационных технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Название работы: «Инновационная деятельность педагога».
Уточняющее название: «Инновационная деятельность педагога дополнительного образования, как ресурс повышения педагогического мастерства».
Котлярова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДОД «Дом детского творчества» МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Описание работы: данная статья освещает необходимость инновационной деятельности в работе педагога, так как педагог постоянно должен развиваться, искать новые пути решения заданных целей. Приводятся примеры инновационных технологий, методов и форм, которыми можно и нужно пользоваться на занятиях. Статья будет полезна всем педагогам и в частности педагогам дополнительного образования.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский.

Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному школьнику необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление). Синонимом инновации является понятие «новшество» .
Инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Значение инновационной деятельности педагога.
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащимися. Что немало важно в системе дополнительного образования.
Виды педагогических инноваций:
Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий.
Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.
Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.
Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.
Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
Интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
Исследовательское занятие и практические работы. Их цель заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, учебниками, периодической печатью.
Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем(«дерево решений», «мозговой штурм»).
Учение через обучение – метод обучения, при котором учащиеся с помощью учителя готовят и проводят урок.
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога.
Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
К данной технологии относится Сингапурская система образования . Уроки по сингапурской методике проходят так: ученики сидят лицом к лицу, работа идет в команде по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Каждый член команды в течение урока вносит свой вклад в работу. Многим уже не удается просто отсиживаться на задних партах, не обращая внимания и на учителя, и на то, что происходит в классе. Каждый ученик принимает участие в уроке, высказывая свое мнение или предположение по какому-либо вопросу.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД) .
Универсальные учебные действия (УУД) - умение учиться, то есть способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы.
Ребенок самостоятельно приобретает определенный набор знаний, умений и навыков, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, работает в группе, команде.